- ядром концепции является идея антиномичности культуры. Антиномичность культуры как ее атрибут обусловливает необходимость разработки антиномической концепции становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога. В самом предмете исследования: развитие организационно-педагогической культуры педагога, в нем заложена идея антиномичности, которая несет в себе функционально-временную нагрузку; развитие - это бесконечный процесс. Становление данной культуры - это фиксация достигаемых ступеней развития. Противоречивая взаимосвязь становления и развития нивелируется в реальной организационно-педагогической практике;
- принципы разработки исследуемого процесса представлены следующей их совокупностью: согласованность традиций и новаций, дополнительность, ценностная регуляция, иерархическая упорядоченность, культуротворчество, самосозидание,компетентностная обусловленность, которые соответствуют феноменологическому, онтологическому, аксиологическому, культурологическому, личностно-деятельностному и компетентностному подходам;
- организационно-педагогическая культура будущего педагога как профессионально-личностная характеристика отражает его отношение к принципам, ценностям, нормам взаимодействия в социокультурном образовательном пространстве и восприимчивость им культуры организации в единстве и взаимосвязи духовного, креативного, интерактивного и методического ее компонентов;
- становление и развитие организационно-педагогической культуры будущего педагога осуществляется в деятельности, способствующей освоению им культурных практик и ориентирующей его на культуроосвоение и культуросозидание и, как результат, культуротворчество, что обеспечивает постепенный переход организационно-педагогической культуры с внешнего уровня на внутренний: от осознания необходимости ее становления к потребности ее развивать и к способности данную культуру созидать. Соответственно показателями становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога являются: культуро-освоение, культуросозидание, культуротворчество;
- процесс становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога как процесс «перехода» отражает иерархию ее проявлений, представленную следующими уровнями: функционально-нормативный (ФН) - предполагает следование нормативным требованиям к организации педагогической деятельности с ориентацией на профессиональные функции; культуропотребностный (КП) - проявление потребности в культуроосвоении и культуросозидании организационной деятельности; культуросозидательный (КС) - характерно осознание необходимости культурного развития, «созидать» культуру в себе. Данный процесс в социокультурном образовательном пространстве обеспечивается за счет организации совместной культуротворческой деятельности ее участников, разработки и реализации стратегических условий и педагогических тактик;
- в качестве базовых критериев проявления организационно-педагогической культуры будущего педагога выделены: когнитивно-рефлексивный (студент способен самостоятельно анализировать и соотносить накопленные знания и культурный опыт организационно-педагогической деятельности; осознает несостоятельность стереотипных (традиционных) способов решения педагогических задач организационного характера и понимает необходимость их постоянного обновления; познает особенности культуроосвоения и культуросозидания; способен критически осмысливать личный опыт организационно-педагогической деятельности и готов проектировать культурные изменения в ней); ценностно-ориентировочный (будущий педагог способен принимать педагогические ценности как значимые и осознает необходимость их переосмысления в контексте особенностей организационной культуры педагога; ориентируется на ценности созидания и творчества; способен осваивать культуру и созидать ее; способен принимать культурные ориентиры педагогического творчества как руководство к действию; умеет оценивать свою организационно-педагогическую культуру с позиции духовно-творческих качеств педагога, что характеризует его как способного воспринимать культуру образовательной организации, принимать ценности и нормы, сложившиеся в данной организации; адаптироваться к данной культуре и принимать ее в контексте транзитивных характеристик современного образования, т.е. двигаться в направлении сознательной ценностной рационализации); операционально-креативный (будущий педагог способен творчески осваивать информацию культурного характера в контексте ее значимости в организационной деятельности; умеет избирать культурные варианты поведения и взаимодействовать на основе принципов согласия и соучастия; готов проявлять подлинные духовно-творческие качества в процессе организационно-педагогической деятельности). Данные критерии раскрываются через показатели и составляют основу авторской диагностики;
- социокультурное образовательное пространство как пространство воспитания и обучения, отражающее взаимодействие его субъектов в процессе культуро-творчества, и в качестве основных характеристик поступательного развития которого выделены: культурные изменения, творческие преобразования, продвижение в направлении сознательной ценностной рационализации образования, углубление антиномичности, конкретизируется через понятие «транзитивное образовательное пространство». В границах социокультурного образовательного пространства вуза воссоздается фрагмент культурной и социально-изменчивой реальности (транзитивности), влияющей на становление и развитие организационно-педагогической культуры будущего педагога;
- становление и развитие организационно-педагогической культуры будущего педагога в социокультурном образовательном пространстве осуществляется посредством стратегий «педагогическая поддержка», «организационно-педагогическое сопровождение», «приумножение ценностей». Данные стратегии выражаются в целесообразном выборе адекватных состоянию организационно-педагогической культуры будущего педагога педагогических действий, целенаправленно со организуемых в комплекс стратегических условий и педагогических тактик, что способствует иерархическому переходу организационно-педагогической культуры на более высокий уровень. Этим уточняется, что становление и развитие организационно-педагогической культуры будущего педагога - сложный, многоуровневый процесс, который отражает закономерности исследуемого процесса на младших и старших курсах;
- закономерностями становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога в социокультурном образовательном пространстве являются следующие:
- вхождение студента в организационно-педагогическую культуру происходит через активные усилия его самого при педагогической поддержке со стороны преподавателя и, как результат, становление данной культуры. Данная закономерность связывается с необходимостью педагогической поддержки самосозидающей деятельности будущего педагога;
- становление и развитие организационно-педагогической культуры будущего педагога происходит последовательно от младших курсов к старшим со сменой форм пролонгированной педагогической деятельности - от педагогической поддержки усвоения основ организационно-педагогической культуры к организационно-педагогическому сопровождению участия студентов в культуротворческой деятельности. Данная закономерность обозначается как организация пролонгированной педагогической деятельности в виде организационно-педагогического сопровождения участия будущего педагога в культуротворческой деятельности;
- становление и развитие организационно-педагогической культуры будущего педагога происходит поступательно: от культуроосвоения к культуросозиданию и далее - к культуротворчеству; проявляется через характерные уровни: функционально-нормативный; культуропотребностный; культуросозидательный, и осуществляется в процессе приумножения будущим педагогом педагогических ценностей. Следовательно, данная закономерность - поступательное продвижение будущего педагога к организационно-педагогической культуре в процессе приумножения его педагогических ценностей.
Выделенные закономерности определяют стратегические действия педагога в процессе становления и развития организационно-педагогической культуры студентов.
- «Педагогическая поддержка» как стратегия представлена совокупностью последовательных действий (тактик): приобщение студентов к ценностям организационно-педагогической культуры, организации собственно педагогической культуротворческой деятельности; контроль, коррекция и оценка результатов проделанной студентами работы.
- «Организационно-педагогическое сопровождение» как стратегия осуществляется пофазово и определена совокупностью действий (тактик): «конкретизация» (обеспечивается за счет оказания помощи студенту в выделении приоритетных для него культурных практик; стимулирования его самостоятельного, осознанного выбора способов их освоения); «самоопределение» (реализуется за счет ориентирования на необходимость культурного становления; четкой постановки личной задачи участия в нем будущего педагога; нацеливания студента на результат «для Другого»); «обогащение опыта» (соответствует организация творческих проектов и самопрезентаций студентов через представление их культурных идей, «выросших» из культурных практик, и реализация их в деятельности). Таким образом, «организационно-педагогическое сопровождение» отражает управляемую сторону процесса развития будущего педагога в системе социального и педагогического взаимодействия с другими людьми.
- «Приумножение» как стратегия ориентирована за счет реализации педагогических тактик на расширение спектра ценностных представлений и ориентиров, накопление ценностного культурного опыта, углубление представлений о смысловом и содержательном полях педагогических ценностей, интерпретацию педагогических ценностей и овладение инструментарием обогащения ими, развитие стремления к освоению культурных педагогических ценностей.
Результативность стратегий «педагогическая поддержка», «организационно-педагогическое сопровождение», «приумножение ценностей» в социокультурном образовательном пространстве усиливается за счет единства и взаимосвязи стратегических условий и педагогических тактик их реализации:
- «педагогическая поддержка становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога в социокультурном образовательном пространстве» реализуется за счет приобщения студентов к ценностям организационно-педагогической культуры, организации собственно педагогической, культуротворческой деятельности;
- «организационно-педагогическое сопровождение участия будущего педагога в культуротворческой деятельности» осуществляется за счет: организации собственно культуротворческой деятельности и участия в ней будущих педагогов и предполагает пофазовую технологию становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога: «конкретизация», «самоопределение», «обогащение опыта». Данным фазам соответствуют разработанные и реализованные модели, назначение которых состоит в практическом воплощении процессов культуроосвоения, культуросозидания, культуротворчества будущего педагога в процессе педагогической деятельности и освоении им в единстве и взаимосвязи духовного, интерактивного, креативного и методического содержания образования;
- «приумножение педагогических ценностей будущего педагога» выражается в позитивных изменениях личностного порядка (обогащение ценностных представлений и ориентиров; накопление ценностного культурного опыта; расширение представлений о смысловом и содержательном полях педагогических ценностей; интерпретация педагогических ценностей и овладение инструментарием обогащения ими; развитие стремления к освоению культурных педагогических ценностей). Данное стратегическое условие реализуется посредством разработки модуля «Организационно-педагогическая культура будущего педагога» и программы творческого решения культуросозидательных ситуаций, развертывания и реализации ценностных потенциалов в процессе участия будущего педагога в культуротворческой деятельности.
В процессе профессиональной подготовки будущий педагог проходит этапы, отражающие поступательное продвижение от становления к развитию, что сопровождается постепенной сменой стратегий и условий, обеспечивающих данныйпроцесс: от педагогической поддержки на младших курсах к организационно-педагогическому сопровождению на старших курсах. Позиционно-субъектныедействия педагогов и студентов на младших курсах характеризуются соподчиненностью: действия студентов осуществляются в культуротворческой деятельности и сопровождаются педагогической поддержкой и содействием со стороны педагога ;деятельность студентов характеризуется как регулируемая (регулируется и направляется педагогом). Процесс становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога на младших курсах сопровождается успешным переходом студентов от познавательно-ориентировочной стадии к потребностно-поисковой; у студентов наблюдается переход от осмысления необходимости культуроосвоения к культуросозиданию как показателей организационно-педагогической культуры, что в дальнейшем выражается в их переходе на стадиюактивно-деятельностного участия в культуротворческой деятельности.
Позиционно-субъектные действия педагогов и студентов на старших курсах характеризуются соподчиненностью в виде организационно-педагогического сопровождения. Процесс становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога на старших курсах сопровождается успешным переходом студентов от познавательно-ориентировочной стадии на потребностно-поисковую и далее - на стадию активно-деятельностного участия в культуротвор-ческой деятельности, что непосредственно связано с саморегуляцией и рефлексией, способствующих саморазвитию, самосовершенствованию в контексте развития организационно-педагогической культуры.
1.Янова, М.Г., Янов, В.В. Культурный аспект подготовки будущего учителя физической культуры / М.Г. Янова, В.В. Янов // Теория и практика физической культуры: 2007. – №7. – С. 6 –7 (авт. вклад 0,13 п.л.).
2.Янова, М.Г., Артамонов, А.Л. Профессиональное становление специалиста гуманитарного профиля в контексте профессионально-культурного модуса поведения / М.Г. Янова, А.Л. Артамонов // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. 2008. – №1. – С. 9 –16 (0,7 п.л., авт. вклад 0,35 п.л.).
3. Янова, М.Г. Формирование организационно-педагогической культуры будущегоучителя / М.Г. Янова // Сибирский педагогический журнал. Сер. Педагогика. 2008.– №6. – С. 297–310 (1,16 п.л.).
4. Янова, М.Г. ТРКС как методический прием формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Вестник МГОУ. Сер.Педагогика. – 2008. – №4. – С. 95–100 (0,42 п.л.).
5. Янова М.Г. Изучение результативности формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на основе разработки и реализацииметодики ТРКС / М.Г. Янова // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. – 2009. – № 1. –С. 73–78 (0,42 п.л.).
6. Янова, М.Г. Креативный компонент формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // «Вопросы современнойнауки и практики». 2009. – № 1(15). – С. 58–63 (0,5 п.л.).
7.Янова, М.Г. Развитие духовного компонента формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Вестник МГУКИ. Сер. Педагогика и психология. – 2008. – № 5. – С. 145–148 (0,35 п.л.).
8.Янова, М.Г. Субъективные факторы формирования педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Вестник МГОУ. Сер. Педагогика. – 2009. – № 2. – С. 96 –100 (0,43 п.л.).
9.Янова, М.Г., Игнатова, В.В. Критериальный анализ организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова, В.В. Игнатова // Вопросы современной науки и практики. – 2009. – № 4 (18). – С.87–94 (авт. вклад 0,44 п.л.).
10.Янова, М.Г., Игнатова, В.В. Моделирование формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова, В.В. Игнатова // Вопросы современной науки и практики. – 2009. – № 5 (19). – С. 54-60 (авт. вклад 0,8 п.л.).
11. Янова, М.Г., Игнатова, В.В. Культуротворческая деятельность в контексте организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова,В.В. Игнатова // Сибирский педагогический журнал. – Сер. Педагогика. – 2010. –№ 1. – С. 189–198 (0,75 п.л., авт. вклад 0,5 п.л.).
12. Янова, М.Г., Игнатова, В.В. Реализация модели организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере младших курсов) /М.Г. Янова, В.В. Игнатова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2010. – №1.С. 91–98 (0,9 п.л., авт. вклад 0,7 п.л.).
13.Янова, М.Г., Игнатова, В.В. Формирование педагогической культуры будущего учителя: организационный контекст / М.Г. Янова, В.В. Игнатова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2011. – №1. – С. 134–139 (0,7 п.л., авт. вклад 0,45 п.л.).
14.Янова, М.Г. Диагностика организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2011. – №2. – С. 136– 143 (0,72 п.л.).
15.Янова, М.Г. Личностно-деятельностный аспект формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере младших курсов) / М.Г. Янова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2011. – №1. – С. 231–237 (1,4 п.л.).
16.Янова, М.Г., Адольф, В.А., Игнатова, В.В. Антиномичность как структурирующий принцип формирования организационно-педагогической культуры студента педагогического вуза / М.Г. Янова, В.А. Адольф, В.В. Игнатова // Alma Mater (Вестник Высшей школы). – 2012. – №12. – С.82–87 (0,62 п.л., авт. вклад 0,5 п.л.).
17.Янова, М.Г., Адольф, В.А. Становление организационно-педагогической культуры будущего педагога в транзитивном образовательном пространстве / М.Г. Янова, В.А. Адольф // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Психолого-педагогические науки. – Красноярск. – 2012. – №3. Том 2. – С. 182–187 (0,8 п.л., авт. вклад 0,6 п.л.).
18.Янова, М.Г., Игнатова В.В., Адольф В.А. Педагогическое образование: транзитивные характеристики / М.Г. Янова, Игнатова В.В., Адольф В.А. // Научное мнение. – 2013. – № 4. – С.177–182 (0,76 п.л., авт. вклад 0,5 п.л.).
19.Янова, М.Г., Игнатова, В.В. Основные концептуальные положения становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога в транзитивном образовательном пространстве: структурно-содержательные элементы / М.Г. Янова, В.В. Игнатова // Alma Mater (Вестник Высшей школы). – 2013. – № 6. – С.42–45 (0,7 п.л., авт. вклад 0,5 п.л.).
20.Янова, М.Г. Основные концептуальные положения становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога в транзитивном образовательном пространстве: технологические элементы / М.Г. Янова, В.В. Игнатова // Alma Mater (Вестник Высшей школы). – № 7. – 2013. – С.67–72 (0,9 п.л.).
Монографии
21. Янова, М.Г., Игнатова В.В. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя (Теоретико-методологический аспект) Монография /М.Г. Янова, В.В. Игнатова; Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафье-ва– 2011. – 250с. (14,65 п.л., авт. вклад 12,65).
22.Янова, М.Г. Формирование организационно-педагогической культуры будущего учителя: основные стратегические ориентиры: Монография / М.Г. Янова. – СПб.: Книжный дом, 2012. – 213 с. (13,5 п.л.).
23.Янова, М.Г., Адольф, В.А. Профессиональная подготовка педагога в контексте становления и развития его организационно-педагогической культуры: Монография / М.Г. Янова, В.А.Адольф. Красноярск: Литера-Принт. – 2013 – 544с. (34,25 п.л., авт. вклад 29,25).
Учебные и учебно-методические издания
24. Хьюсон, Н., Хьюсон, Р. Т., Янова, М.Г. Общая креатология: Учебник для вузов/ Н. Хьюсон, Р.Т. Хьюсон, М.Г. Янова; Университет передовых технологий. –г. Темпи, штат Аризона, США. Amazing Books: Изд. Американский ТрансКульту-ральный Институт. – 2008. – 555с. (35 п.л., авт. вклад 9,5 п.л.).
Публикации в сборниках трудов и научно-информационных изданиях
25.Янова, М.Г. Культура в условиях современного образования / М.Г. Янова // Мир человека. – 2006. №3. – С. 211–219. (0,5 п.л.).
26.Янова, М.Г. Роль культуры в формировании будущего учителя / М.Г. Янова // Парадигма. – 2007. № 20. – С. 27–32. (0,32 п.л.).
27.Янова, М.Г. Культура в современных условиях образовательного процесса / М.Г. Янова // Научный вестник. – 2007. – Т.5 – С. 114–118 (0,3 п.л.).
28.Янова, М.Г. Организационная культура будущего учителя и проблема ее развития / М.Г. Янова // Мир человека. – 2007. №1. – С. 184–186. (0,19 п.л.).
29.Янова, М.Г. К вопросу об организационно-педагогической культуре будущего учителя / М.Г. Янова // Сборник статей ученых Красноярского государственного педагогического университета им В.П. Астафьева. – Бишкек: Кыргызский гос. ун-т И. Арабаева. – 2007. – С. 101–106 (0,25 п.л.).
30.Янова, М.Г. Проблема педагогической культуры будущего учителя в условиях современного образования / М.Г. Янова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева, посвященный 75-летию университета. – 2007. – №1. – С. 31–36 (0,68 п.л.).
31.Янова, М.Г. Культуроформирующая среда современной высшей школы / М.Г. Янова // Мир человека. Вып. 3. – 2007. – С. 209 –212 (0,4 п.л.).
32.Янова, М.Г. Некоторые концептуальные положения формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Мир человека.– 2009. – Вып. 1. – С.214–220 (0,67 п.л.).
33. Янова, М.Г., Игнатова, В.В. К вопросу о моделировании организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова, В.В. Игнатова // ВестникКГПУ им. В.П. Астафьева. г. Красноярск. – №1. – 2008. – С. 33-39 (0,5 п.л., авт.вклад 0,42 п.л.).
34. Янова, М.Г. Критерии сформированности организационно-педагогическойкультуры будущего учителя / М.Г. Янова // Актуальные проблемы психологии ипедагогики: сб. ст. – г. Красноярск: РИО СибГТУ, 2010. № 1. – с. 87–94 (0,5 п.л.).
35. Янова, М.Г. Аксиологический аспект формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Мир человека.– 2009. –Вып. 3. – С.214–219 (0,32 п.л.).
36. Янова, М.Г. Культуросозидательные ситуации как средство формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. – 2009. – №3 – С. 13–19 (0,6 п.л.).
37. Янова, М.Г. Педагогические средства формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Актуальные проблемы психологии и педагогики: сб. ст. – Красноярск: СибГТУ, 2009. – № 3. С. 50–56(0,36 п.л.).
38. Янова, М.Г. Функциональный анализ организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Парадигма. – 2009. – №21. – С. 75–80 (0,5 п.л.).
39. Янова, М.Г. Культурное самообразование в контексте организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Мир человека. – 2010. –Вып. 1/34. – С.225-–230 (0,32 п.л.).
40.Янова, М.Г., Игнатова, В.В. Интерактивный компонент в структуре организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова, В.В. Игнатова. Старый Оскол. – 2010. – С. 172–177 (авт. вклад 0,4 п.л.).
41.Янова, М.Г. Реализация модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя на примере старших курсов / М.Г. Янова // Общественные науки. – № 2. – 2010г. – 2010г. – С.283–293 (0,7 п.л.).
42.Янова, М.Г. Преумножение педагогических ценностей в социокультурном образовательном процессе вуза / М.Г. Янова // Общественные науки. – Москва: – № 3. Изд-во МИИ Наука. – 2011. – С.199–209 (0,62 п.л.).
43.Янова, М.Г. Ориентирование студентов на культуротворческую деятельность / М.Г. Янова // Мир человека. – 2011. – Вып. 1. – С. 139–48 (0,56 п.л.).
44.Янова, М.Г. Разработка модели формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Инновации в непрерывном образовании.– 2011. – №2. – С.48–55 (0,44 п.л.).
45. Янова, М.Г. Педагогическая поддержка формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Общественные науки. –Москва: Изд-во МИИ Наука. – 2011. – № 6. – С.135–148 (0,8 п.л.).
46. Янова, М.Г. Анализ эффективности формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Инновации внепрерывном образовании: – 2011. – № 3. – С. 32– 37 (0,4 п.л.).
47.Янова, М.Г. Стратегические подходы к формированию организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири «Magister Dixit». – Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 2011. (0,8 п.л.).
48.Янова, М.Г. Социокультурная среда вуза как пространство самореализации будущего учителя / М.Г. Янова // Научное мнение. – 2011. – № 6. – С. 105–108 (0,5 п.л.).
49.Янова, М.Г. Личностно-деятельностный аспект формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя (на примере старших курсов) Positive-subjective actions of students and teachers in process of Future Teacher’s Organizationally-Pedagogical Culture Forming (Senior courses) / М.Г. Янова // Педагогический журнал. – 2012. – №1. – С. 79–89 (0,63 п.л.).
50.Янова, М.Г. Организационно-педагогический контекст профессиональной деятельности будущего учителя / М.Г. Янова // Культурологический журнал. – 2012. – №1. – С. 64–71 (0,5 п.л.).
51.Янова, М.Г. К вопросу о разработке концепции формирования организационно-педагогической культуры студента в социокультурном образовательном пространстве / М.Г. Янова // Общественные науки. – 2013. – №1. – С.137–149 (0,75 п.л.).
52.Янова, М.Г. Структура профессиональной компетентности педагога / М.Г. Яно-ва // Педагогический журнал. – 2012. – №4. – С. 63–73 (0,8 п.л.).
Материалы Международных и Всероссийских научно-практических конференций
53.Янова, М.Г. К вопросу о педагогической культуре будущего учителя / М.Г. Янова // Образование и социализация личности в современном обществе: Материалы V Всероссийской научной конференции, посвященной 75-летию КГПУ им. В.П. Астафьева: В 3 т., Красноярск, 22–23 марта, 2007года. – Красноярск, 2007. – Том 1, С.328–333 (0,32 п.л.).
54.Янова, М.Г. Educator’s Culture. Organizationally-Pedagogical Aspect. [Элект. ресурс] / М.Г. Янова // Материалы 19 Международной конференции по проблемам преподавания и обучения (презентация, стендовый доклад). – 10–14 апреля. Джек-сонвилл, штат Флорида, США, 2008г. (0,9 п.л.).
55.Янова, М.Г. Формирование организационно-педагогической культуры у студентов факультета ФКиС / М.Г. Янова // Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: материалы симпозиума в рамках городского форума «Восток-Россия-Запад», Красноярск, 17–18 октября. Красноярск, – 2008г. – С. 224–228 (0,25 п.л.).
56. Янова, М.Г. Моделирование процесса формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VI Международной научной конференции. в 2 т. Том 1. – Красноярск, 5-8 июня. – Красноярск. – 2009. – С.283–288 (0,32 п.л.).
57.Янова, М.Г. К вопросу формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Современные тенденции развития образования взрослых: материалы I Международной научно-практической конференции. Красноярск, 15-16 декабря. – Красноярск, – 2009. – С. 90–93 (0,4 п.л.).
58.Янова, М.Г. Теоретический аспект механизма формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Материалы Международной научно-практической конференции в 2 ч. Новосибирск, 16 – 17 декабря. – Новосибирск, – 2009. – Ч.1. C. 609 – 613 (0,4 п.л.).
59. Янова, М.Г. Структурная модель формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием – Красноярск, 25-26 марта. – Красноярск, 2010. – С. 215–218 (0,3 п.л.).
60. Янова, М.Г. Технологическая модель формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Материалы IV международной научно-практической конференции, Новосибирск, 19–24 апреля. – Новосибирск, 2010. – С.465–469 (0,6 п.л.).
61. Янова, М.Г. Организационно-педагогическая культура будущего учителя какфактор его профессионального становления / М.Г. Янова // Сборник материалов IВсероссийской научно-практической конференции «Современное образование вусловиях реформирования. Инновации и перспективы». Красноярск, 17 марта. –Красноярск, 2010. – С. 103–108 (0,48 п.л.).
62.Янова, М.Г. Методический компонент в структуре организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Материалы научно-практической интернет-конференции. Одесса, 15–26 марта. – Одесса, 2010. – Т. 19. – С. 21–24 (0,3 п.л.).
63.Янова, М.Г. Педагогические условия формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Материалы международной научно-практической конференции. Одесса, 21–30 июня. – Одесса, 2010. – Т. 10. – С. 3–8 (0,32 п.л.).
64. Янова, М.Г. Качественный анализ процесса формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Научные исследованияи их практическое применение. Современное состояние и пути развития. Материалы научно-практической конференции. – Одесса, 4–15 октября. – Одесса, 2010. –Т. 8. – С. 7–15 (0,7 п.л.).
65. Янова, М.Г. Предпосылки формирования организационно-педагогическойкультуры будущего учителя / М.Г. Янова // Образование и наука: по материалам IIМежрегиональной заочной научно-практической конференции. – Смоленск, 30 ноября. – Смоленск, 2010. – С. 31–35 (0,7 п.л.).
66.Янова, М.Г., Игнатова В.В. Педагогические стратегии формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Материалы международной научно-практической конференции. – Одесса, 20–27 декабря. – Одесса, 2010. – Т. 26 – С. 5–12 (0,8 п.л., авт. вклад 0,6 п.л.).
67.Янова, М.Г. Культуротворчество как способ организации педагогической деятельности / М.Г. Янова // Современные тенденции развития образования взрослых: материалы II Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 1–2 марта. – Красноярск, 2011г. – С. 141–144 (0,4 п.л.).
68.Янова, М.Г. Педагогический процесс в контексте формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Материалы Международной научно-практической конференции. Одесса, 15–28 марта. – Одесса, 2011. – Т. 22 – С. 10–16 (0,38 п.л.).
69.Янова, М.Г. Результативность формирования организационно-педагогической культуры будущего учителя / М.Г. Янова // Современное образование в условиях реформирования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, Красноярск, 14 апреля. – Красноярск, 2011. – С. 300–307 (0,6 п.л.).
70.Янова, М.Г. Организационно-педагогическое сопровождение участия студентов в культуротворческой деятельности / М.Г. Янова // Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с межд. участием в 2 ч. – Санкт-Петербург, 27 мая 2011: СПб, 2011. – Ч.2 – С.148–151 (0,32 п.л.).
71.Янова, М.Г. Теоретическое обоснование культуросозидательных ситуаций как метода активного обучения в вузе / М.Г. Янова // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте: материалы международной научно-практической конференции, Одесса, 21–30 июня. – Одесса, 2011. – Т. 18. – С.3– 6 (0,3 п.л.).
72.Янова, М.Г. Сущность социокультурного образовательного пространства вуза / М.Г. Янова // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VII Международной научной конференции: в 2 т., Красноярск, 2–5 сентября. – Красноярск, 2011.– Т. 1. – С.123–129 (0,37 п.л.).
73. Янова, М.Г. Феноменологический подход к анализу организационно-педагогической культуры / М.Г. Янова // Научные исследования и их практическоеприменение. Современное состояние и перспективы: материалы международнойнаучно-практической конференции. – Одесса, 4–15 октября. – Одесса, 2011. – Т. 20– С.39–43 (0,3 п.л.).
74.Янова, М.Г. Принцип компонентности как концептуальное положение формирования организационно-педагогической культуры студента в социокультурном образовательном пространстве / М.Г. Янова // Современное образование в условиях реформирования: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. – Красноярск, 10 апреля. – Красноярск, 2012. – С. 324-328 (0,3 п.л.).
75.Янова, М.Г. Транзитивное образование как объективный фактор становления и развития организационно-педагогической культуры будущего педагога / М.Г. Яно-ва // Образование и социализация личности в современном обществе: материалы VIII Международной научной конференции. В 2 т. – Красноярск, 7–9 июня. – Красноярск, 2012. – Т. 1. – С.333–343 (0,63 п.л.).