Научная тема: «ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В МОДЕЛИ САМООРГАНИЗАЦИИ»
Специальность: 23.00.02
Год: 2013
Отрасль науки: Политология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Синергетика - одно из новых направлений постнеклассической науки второй половины прошлого века - выявила ряд закономерностей развития политических систем и предложила инструментарий для оценки, как отдельных политических процессов и явлений, так и всего политического пространства в целом, что позволило концептуализировать модель политической системы, исходя из законов самоорганизации и конкретно-исторических условий. В качестве ключевых элементов модели выступают: политическая власть, политические институты и коммуникации, политическая культура и политические отношения. Общественное мнение входит в коммуникативную подсистему и, с позиции синергетики, представляет собой управляющий параметр порядка: оно координирует действия всех субъектов политического процесса. Конкуренция различных параметров порядка вместе с процессом самоорганизации являются условием воспроизводства политической системы на каждом новом этапе развития, обеспечивает ее способность реагировать на вызовы внешней диссипативной структуры. Политическая система в рамках модели самоорганизации представляет собой комплекс структурно взаимосвязанных и коммуникативно обусловленных политических параметров порядка, повышающих адаптационные возможности системы посредством воспроизводства положительного «синергетического эффекта» (консенсуса интересов и потребностей субъектов).

2. Модель публичного управления, определяемая столкновением интересов местного сообщества  с политической волей  носителей власти, формируется в результате конкуренции субъектов политического процесса и призвана обеспечить самосохранение и развитие локальной политической системы. Возможность преодоления ее диссипативного состояния определяется уровнем развития механизмов «демократии участия», способности политических институтов создать условия для самоорганизации. Ограничение области самоорганизации со стороны органов публичной власти влечет за собой обострение конфликта интересов государства и гражданского общества, подмену публичного интереса интересом государственным или частным. Наиболее выраженным потенциалом для достижения консенсуса в рамках местного сообщества  обладает именно местная власть, способная осуществлять сетевое взаимодействие со всеми субъектами публичного управления.

3. Концепция публичной власти включает современные подходы к реализации публичного интереса на различных уровнях: модель «good governance» и теорию политических сетей. Кооперация сетевых структур и отдельных субъектов политического процесса в публичной сфере определяет содержание и общественную направленность политических решений. Эффективность политической власти обуславливается ее способностью согласовать разнонаправленные интересы различных субъектов посредством достижения коммуникативного паритета (консенсуса) между всеми участниками. Соединение концептуальных установок политической науки и менеджмента позволяет органам публичной власти выработать универсальные механизмы формирования и оценки эффективности моделей сетевого взаимодействия ключевых субъектов политического процесса.

4. Самоуправление, с позиций авторской синергийно-коммуникативной модели, представляет собой уровень публичной власти, агрегирующий публичный интерес через различные каналы коммуникации, направляющий проявления политической активности местного сообщества в нужное русло и обеспечивающий сетевое взаимодействие ключевых субъектов политического процесса. Органы местной власти, выступая посредником в процессе артикуляции публичного интереса, призваны вовлекать общественное мнение в политический процесс. Расширение политического пространства происходит путем распространения легальных механизмов политического участия (общественные объединения, политические институты и т.д.), развития гражданской политической культуры в местном сообществе, использования формальных и неформальных каналов политической коммуникации в деятельности органов местной власти. Противоположный  результат объясняется отсутствием достаточных механизмов ограничения проявлений стихийного процесса самоорганизации, следствием эскалации которого становится обострение противоречий внутри политического пространства. Самоуправление является формой самоорганизации местного сообщества в рамках формальных и неформальных коммуникативных сетей, направленных на координацию интересов ключевых субъектов политического процесса для реализации задач стратегического развития территории и решения вопросов местного значения. Предложенная синергийно-коммуникативная модель позволяет изменить сложившийся патерналистский подход к местному самоуправлению как зависимому уровню публичной власти, доказать ключевое значение процесса самоорганизации для дальнейшего воспроизводства и совершенствования всей политической системы. 

5. Политический коммуникативный потенциал местной власти заключается в способности субъектов политического процесса использовать весь спектр каналов коммуникации для передачи наиболее ценных информационных ресурсов по всей сети. В условиях реализации синергийно-коммуникативной модели местной власти статус ключевого параметра порядка приобретает общественное мнение, интересам которого должны быть подчинены органы публичной власти. Возможность обеспечения такого статуса определяется следующими принципами: артикуляция и агрегирование общественного мнения через формальные и неформальные каналы коммуникации; равный статус общественного мнения и мнения власти в политическом процессе; обращение к общественному мнению при выработке политических решений органами публичной власти; разнообразие каналов изучения общественного мнения.

6. Местное сообщество выступает в качестве субъекта местной публичной власти, обладающего способностью артикулировать собственные интересы и потребности, а также проявлять политическую активность для их защиты. Сохранение местного сообщества в качестве такового возможно только в условиях активного процесса самоорганизации, наличия органов публичной власти, способных признавать и использовать потенциал спонтанной самоорганизации в качестве необходимого источника формирования гражданской политической культуры. Комплексный характер сетевых коммуникаций на местном уровне власти создает необходимые условия для включения в политический процесс всех заинтересованных субъектов. Использование в анализе политического процесса на местном уровне теории самоорганизации и теории политических сетей позволило предложить симметричную коммуникативно-сетевую модель местного самоуправления, основанную на превращении политической деятельности местного сообщества и общественных объединений в первичный параметр порядка локального политического пространства. Взаимодействие всех субъектов в муниципальном политическом пространстве, направленное на достижение консенсуса, должно стать необходимым условием вовлечения населения в процесс политической самоорганизации. Политическая активность местного сообщества в условиях развитости сетевых коммуникаций, высокого уровня политической культуры и относительно устойчивых форм политического участия становится необходимым условием совершенствования политической системы, преодоления потенциальной угрозы стихийной самоорганизации и одновременно снижения доминирования органов власти.  

7. Общественные объединения призваны стать одним из источников формирования местного сообщества как социально-политической общности, а также условием совершенствования горизонтальных каналов политической коммуникации. Синергийно-коммуникативная модель самоуправления исходит из признания за общественными объединениями статуса социально и политически наиболее активных участников коммуникативного процесса на  местном уровне. Транслируя общественное мнение, способствуя развитию различных форм гражданской активности местного сообщества, общественные объединения содействуют определению коренного  публичного интереса и достижению консенсуса между ключевыми субъектами политического процесса в условиях сетевой коммуникации.  

8. Политическая практика свидетельствует о наличии преемственности в использовании форм самоорганизации, доказывает значение позитивной синергии для воспроизводства публичной власти в рамках местного сообщества на современном этапе его развития. Сохранение государства как ключевого субъекта политического процесса приводит к ограничению области самоорганизации только механизмами вторичной и регулируемой самоорганизации, что подтверждает и политический опыт американского континента. Достижение положительного синергийного эффекта оказывается затруднено, поскольку нарушается закон коэволюции - альтернативности и свободы выбора каналов коммуникации и механизмов самоорганизации.

Стихийность процесса самоорганизации на этапе складывания американского колониального общества в XVII - первой половины XVIII вв. была обусловлена общностью социально-политических и экономических условий, наличием протестантизма как мировоззренческого основания территориальной общины, необходимостью самоорганизации как средства выживания сообщества в условиях отсутствия государства и наличия высокой подвижности политической системы. Последующие формы самоорганизации в разных странах носили вторичный или косвенный (регулируемый) характер: российский опыт 1990-х гг., прямая демократия и гражданский бюджет в бразильском городе Порте Аллегро, развитие игорного бизнеса в индейских резервациях США и американская система школьных округов, что не снижает их потенциал для решения социально-политических задач развития территории и стимулирования политической активности местного населения. Наличие длительного политического опыта использования практик самоорганизации является основанием для утверждения - ее позитивный потенциал необходим для дальнейшего развития демократических государств.

9. Политический опыт современных европейских государств свидетельствует об отсутствии достаточных предпосылок для достижения положительного синергийного эффекта на местном уровне публичной власти. Вторичная самоорганизация приобретает все большее значение ключевого средства объединения членов местного сообщества для совместной деятельности, формирования единого общественного мнения, нахождения компромисса между государственным и общественным интересом, формирования сетевых структур как источника развития гражданского общества. Отсутствие перспективы достижения консенсуса приводит к нарушению баланса интересов и потребностей субъектов политического процесса, лишает политическую систему возможности перехода на новую ступень развития - формированию публичной политики. Преобладание отрицательной политической синергии в местных сообществах европейских государств, не позволяющей достичь кумулятивного положительного эффекта, демонстрирует неизбежные последствия игнорирования проявлений самоорганизации как инструмента публичной власти. Политический конфликт, проявлением которого становится кризис участия и неконвенциональные формы политической активности, создает реальную угрозу устойчивости политической системы, ее способности адекватно реагировать на «вызовы» диссипативной структуры и снижает эффективность публичной власти в целом.    

10. Отдельные прорывы самоорганизации, характерные и для российского политического процесса в разные периоды истории, обратно пропорциональны процессам усиления роли государства и иных политических институтов, сужающих область самоорганизации местного сообщества. Дестабилизация политического пространства во время кризисов неоднократно приводила к проявлениям политической активности населения в форме создания общественных объединений, органов общественной самодеятельности, ассоциаций, групп интересов и т.д., устанавливая естественные пределы вмешательства государства в область самоорганизации (например, в условиях подготовки земской реформы 1864 г. или переходного периода начала 1990-х гг.). Вторичная самоорганизация местных сообществ в России явилась следствием политики органов публичной власти, создавших жестко ограниченные каналы политической коммуникации и зафиксировавших способы включения индивидуальных и коллективных субъектов в политический процесс. Инертность российского общества также обуславливает регулируемый характер процесса самоорганизации.

Переходный этап развития современной российской государственности, усложнение общественных отношений в условиях актуализации процессов пост демократии порождает естественную потребность в расширении области самоорганизации, которая превращается в обязательную составляющую политической системы, обеспечивая ее совершенствование в условиях перманентного воздействия диссипативной структуры. Подавление процесса самоорганизации приводит к обострению конфликта между властью и обществом, выражением которого становится недоверие населения к инициативам, исходящим от органов публичной власти. Для разрешения этого системного противоречия требуется кардинальная трансформация системы публичного управления посредством включения форм самоорганизации в политический процесс, действительной реализации принципа субсидиарности, расширения сферы самодеятельности местного сообщества, исключения применения мер прямого или косвенного давления.

Список опубликованных работ
1.Безвиконная, Е.В., Волох, О.В. Самоуправление в системе публичного управления в России: синергетический подход: Монография. – М.: Логос, 2010. – 328 с. – 18,2/7,2 п. л.

2.Безвиконная, Е.В. Коммуникативная модель процесса самоорганизации местной власти: Монография. – Омск: ОмГПУ, 2013. – 296 c. – 16,4 п. л. (27.05.2013 г.).

3.Безвиконная, Е.В. Системно-синергетическая модель политической системы // Полис. Политические исследования, 2009. − №3. – С. 113-124. – 0,7 п. л.

4.Безвиконная, Е.В. Общественное мнение как параметр порядка системы местного самоуправления // Вестник Российского государственного торгово-экономического университета, 2009. − № 4 (31). – С.156-163. – 0,3 п. л.

5.Безвиконная, Е.В., Волох, О.В. Местное самоуправление как самоорганизующаяся система: синергетический подход в теории управления // Вестник университета (Государственный университет управления), 2009. − № 7. – С. 10-15. – 0,4/0,2 п.л.

6.Безвиконная, Е.В. Методология системного исследования политической системы // Политика и общество, 2009. − № 4 (58). – C. 34-42. – 0,3 п. л.

7.Безвиконная, Е.В., Волох, О.В. Самоорганизация и самоуправление в системе публичного управления: перспективы синергетического подхода // Вестник университета (Государственный университет управления), 2010. − № 4. – С. 64-74. – 0,4/0,2 п. л.

8.Безвиконная, Е.В. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления как источник самоорганизационного потенциала местного сообщества // Политика и общество, 2010. − № 1 (67). – С.46-57. – 0,3 п. л.

9.Безвиконная, Е.В. Территориальная самоорганизация местных сообществ в аспекте синергетической парадигмы // Политика и общество, 2010. – № 11 (77). – С. 27-36. – 0,2 п. л.

10.Безвиконная, Е.В. Местное самоуправление как механизм, обеспечения самостоятельного статуса публичной власти: проблема компетенции // Административное и муниципальное право, – 2011. – № 4(28). – С. 5-11. – 0,3 п. л.

11.Безвиконная, Е.В. Территориальное общественное самоуправление как условие реализации самоорганизационного потенциала местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление, 2011. − № 1. – C. 17-20. – 0,3 п. л.

12.Безвиконная, Е.В. Концепция политических сетей в системе публичного управления: теоретический аспект // Вестник Московского университета, Сер. 21. – Управление (государство и общество). − №1. – 2011. – С. 39-59. – 0,4 п. л.

13.Безвиконная, Е.В. Муниципальная политическая культура и формы политической активности местного сообщества // Социум и власть, № 3(35). – 2012. – С. 73-85. – 0,6 п. л.

14.Безвиконная, Е.В. Содержание и условия формирования коммуникативно-самоорганизационной модели местной власти // Вопросы управления, № 3. – 2013. – С. 114 – 125. – 0,7 п.л. (29.03.2013 г.)

15.Безвиконная, Е.В. Системно-синергетийная модель политической системы // Актуальные проблемы образования и воспитания: международный опыт и перспективы сотрудничества: материалы конференции. – Омск: Изд-во НОУ ВПО «ОГА», 2009. – С. 71-77. – 0,5 п. л.

16.Безвиконная, Е.В. Местное самоуправление в системе публичного управления Российской Федерации // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Елабуга: Езд-во ЕГПУ, 2009. – С. 202-206. – 0,3 п. л.

17.Безвиконная, Е.В. Местное сообщество как субъект самоорганизации // Социально-экономические системы: современное видение и подходы: материалы Четвертой международной научно-практической конференции. – Омск: НОУ ВПО «СИБИТ», 2009. – С. 130-134. – 0,3 п. л.

18.Безвиконная, Е.В. Содержание и условия реализации синергетийной модели политической системы // Политические институты и процессы : теория и практика : материалы II Всерос. науч.-практ. конф., 23 апр. 2010 г. / Под общ.ред. В.В. Дубицкого. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2010. – С. 325-332. – 0,3 п. л.

19.Безвиконная, Е.В. Основные принципы синергетийной модели политической системы // Актуальные проблемы гуманитарных, юридических и экономических наук в современной России: материалы 2-й Всероссийской очной и заочной научно-практической конференции. Ч. 1. / Отв. ред. З.И. Шпунтова. – Кумертау, 2010. – С. 28-30. – 0,2 п. л.

20.Безвиконная, Е.В. Земское самоуправление в оценках представителей российской и западной общественно-политической мысли второй половины XIX в.: самоорганизационная перспектива // Политика, право, образование: история и современность: сборник научных трудов кафедры правоведения, государственного и муниципального управления. Вып. 2. / Под ред. О.В. Волоха, Т.А. Фроловой. – Омск: Полиграфический центр «Кан», 2010. – С. 5-18. – 0,4 п. л.

21.Безвиконная, Е.В. Коммуникативные возможности общественных объединений на территории муниципального образования // Политика, право, образование: история и современность: сборник научных трудов кафедры правоведения, государственного и муниципального управления. Вып. 3. / Под ред. О.В. Волоха, Т.А. Фроловой. – Омск: Полиграфический центр «Кан», 2011. – С. 11-20. – 0,3 п. л.

22.Безвиконная, Е.В. Становление концепции публичного управления в системе политического управления // II Международная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные тренды в изменяющемся мире»: сборник материалов конференции. Краснодар, 2011. – С. 98-101. – 0,2 п. л.

23.Безвиконная, Е.В. Концептуальные принципы взаимоотношения общества и государства: становление современной модели политического управления // Государство и общество: правовые и экономические концепты эффективного взаимодействия и обеспечения экономической безопасности в долгосрочной перспективе: всероссийская научно-практическая конференция. Волгоград. – М.: ООО «Планета», 2011. – С. 10-19. – 0,3 п. л.

24.Безвиконная, Е.В. Синергетийно-коммуникативная модель местного самоуправления: опыт конструирования и анализа // Общественные науки и современность, 2011. − № 3. – С. 448-457. – 0,4 п. л.

25.Безвиконная Е.В., Становление синергетийной концепции местного самоуправления (local self-governance) в контексте governance-парадигмы // Наука и современность – 2011: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. Ч. 2. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. – С. 8-12. – 0,3 п. л.

26.Безвиконная Е.В., Организационные формы демократии-участия в системе местного самоуправления: возможности синергетийной концепции //Модернизация современного общества: проблемы, пути развития и перспективы: материалы I Международной научно-практической конференции. Ч. 1. – Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2011. – С. 102-106. – 0,2 п. л.

27.Безвиконная, Е.В., Власть – бизнес – местное сообщество в синергитийно-коммуникативной модели самоуправления // Актуальные проблемы прикладной и теоретической науки: материалы всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. – Екатеринбург: ИП Бируля Н.И., 2011. – С. 20-22. – 0,2 п. л.

28.Безвиконная, Е.В. Характеристика коммуникативно-сетевых взаимодействий в структуре муниципального политического пространства // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий, 2012. − № 1. – С. 34-42. – 0,5 п. л.

29.Безвиконная, Е.В. Школьные округа в США как проявление процесса самоорганизации местного сообщества // Гуманитарное знание. Преемственность, 2012. − № 3. – С. 28-39. – 0,5 п. л.