- Социальная философия как наука основана на полагании в качестве сущности (субстанции, основы, движущей силы) общественной системы способа производства как противоречивого единства производительных сил и производственных отношений. Создателем социальной философии как науки является Ж.Ж. Руссо, в чьем труде «О происхождение и причинах неравенства» оно уже появляется, хотя и в спорадической, непоследовательной, полурационально-полуобразной форме. Линию развития социальной философии как науки в конце XVIII и нача ле XIX века продолжали Ф. Кенэ, А.Р.Ж. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Г.В.Ф. Гегель. Материалистическое понимание истории от Руссо до Гегеля включительно имело формальный характер, причем в этом случае формальный материализм всегда существовал в переплетении с формальным идеализмом.
- В зрелой концепции Гегеля («Философия права» и «Лекции по философии истории») впервые в развернутой форме выступают пять антиномий социальной философии - антиномии социологизма и натурализма, эссенциального монизма и эссенциального плюрализма, редукционизма и феноменализма, интернализма и экстернализма, антиисторизма и исторического релятивизма. Наиболее важной из этих антиномии является вторая, и способ подхода к ней определяет и способы подхода к остальным четырем антиномиям. Пять антиномий, начиная с концепции Гегеля, являлись внутренней движущей силой развития социальной философии, и она развивалась и развивается вплоть до наших дней как система попыток преодолеть эти пять антиномий. Вместе с тем, на социальную философию оказывали могущественное воздействие объективные факторы - развитие капитализма, формирование мировой капиталистической системы, классовая борьба, войны и революции, которые выступали как внешняя движущая сила развития этой науки.
- К. Маркс и Ф. Энгельс осуществили формальное снятие второй антиномии в рамках своей первоначальной социальной философии в «Немецкой идеологии». Они осуществили реальное снятие второй антиномии в своей зрелой социальной философии, основывающейся на теории прибавочной стоимости, разработанной в «Капитале». Этим Маркс и Энгельс осуществили переход от формального к реальному материалистическому пониманию истории. Остальные четыре антиномии в зрелой социальной философии Маркса и Энгельса сняты не были и воспроизводились и в их мысли, равно как и в социально-философском мышлении их последователей.
- Социальная философия Вебера может быть адекватно понята только в контексте антиномий социальной философии, поскольку она была в первую очередь реакцией на способ снятия второй антиномии социальной философии, характерный для марксизма. Социально-философская мысль Вебера была движима стремлением снять эту антиномию иначе, чем Маркс и Энгельс и, тем самым, сформировать теоретическую альтернативу марксизму. Остальные антиномии социальной философии для Вебера в отличие от Маркса и Энгельса оказались на втором плане.
- В соответствии с вышесказанным необходимо подразделить развитие социальной философии М. Вебера, выделив: 1) предпосылочную стадию (до 1897 г.), 2) стадию первоначальной социально-философской концепции (1903-1906), 3) стадию средней социально-философской концепции (1909-1915), 4) стадию поздней социально-философской концепции (1918-1920).
- Первоначальная социально-философская концепция Вебера, воплощенная в первую очередь в произведениях «Протестантская этика и дух капитализма» и «Объективность» социально-научного и социально- политического познания», была основана на снятии второй антиномии с позиции эссенциального плюрализма. Но в работах, посвященных революции 1905-1907 в России («К положению буржуазной демократии в России» и «Переход России к мнимому конституционализму»), посвященных социально-политическому анализу огромного эмпирического материала, связанного с событиями революции, Вебер во многом фактически отказался от своей первоначальной концепции и сделал крен в сторону формального материалистического понимания истории, что и означало наступление кризиса его первоначальной социально-философской концепции.
- Стремление Вебера преодолеть кризис его первоначальной концепции привело его в разработке средней социально-философской концепции, развернутой в первую очередь в трудах «Аграрные отношения древности», довоенной рукописи «Хозяйства и общества», «Город», во «Введении», в главе «Промежуточное рассмотрение: теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира» и во второй части «Хозяйственной этики мировых религий». Средняя социально-философская концепция Вебера, как и его первоначальная концепция, была основана на попытке снятии второй антиномии на основе эссенциального плюрализма. Различие заключалось в расширенном воспроизводстве эклектического комплекса формального идеализма и формального материализма. Средняя социально-философская концепция Вебера оказалась в кризисе в политических работах Вебера 1915-1918, посвященных Первой мировой войне и революционным событиям в России, Австро-Венгрии и Германии. И в этом случае столкновение с большим эмпирическим материалом выявило слабость социальной философии Вебера.
- Стремление Вебера преодолеть кризис его средней социально- философской концепции привело ученого к работе по созданию его поздней социально-философской концепции. Она была разработана в первую очередь в послевоенной рукописи «Хозяйство и общество». Поздняя концепция Вебера, в отличие от первоначальной и средней, представляла собой попытку создания социально-философской системы посредством восхождения от мыслительно-абстрактного к мыслительно-конкретному. Вебер пытался снять вторую антиномию социальной философии на пути формального идеализма, что предполагало рассмотрение в качестве сущности общества рациональности. Попытка построения социально-философской системы осталась незавершенной в силу преждевременной смерти ученого. Поздняя социально-философская концепция Вебера оказалась в гносеологическом кризисе в работах «Конфуцианство и даосизм» и «История хозяйства», в которых Вебер во многом тяготел к формальному материализму.
- Развитие социальной философии М. Вебера в ходе всей его научной деятельности определялось не только попытками снять вторую антиномию социальной философии иначе, чем это сделали Маркс и Энгельс, но и объективными причинами (общественно-историческими процессами) - развитием капитализма в Европе и США, формированием мировой капиталистической системы и развитием в ее рамках Китая, Индии и других восточных стран, революцией 1905-1907 в России, Первой мировой войной и ее социально-политическими последствиями, Февральской и Октябрьской революциями в России, Ноябрьской революцией 1918 в Германии и т.д.
1. Рахманов А.Б. Социальная философия Макса Вебера: метаморфозы и кризисы. М.: URSS, КРАСАНД, 2012. – 560 с. (35 п.л.).
2. Рахманов А.Б. Социальная философия К. Маркса и Ф. Энгельса и ее антиномии. М., URSS, Книжный дом «Либроком», 2012. – 608 стр. (38 п.л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК:
1.Рахманов А.Б. Гаэтано Моска – отец элитологии // Личность. Культура. Общество. 2001, №3. (0,3 п.л.)
2.Рахманов А.Б. Вильфредо Парето – известный, но не познанный классик социологии // Личность. Культура. Общество. 2002, №1-2. (0,4 п.л.)
3.Рахманов А.Б. Роберт Михельс – социолог партий // Личность. Культура. Общество, 2002, № 3-4. (0,4 п.л.)
4.Рахманов А.Б. Фридрих Ратцель: жизнь, антропогеография и геополитика // Личность. Культура. Общество. 2003, №1-2. (0,4 п.л.)
5. Добреньков В.И., Рахманов А.Б. Теоретическая социология Вильфредо Парето // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2002, №3. (1,8 п.л./0,9 п.л.)
6. Рахманов А.Б. Теории классов и классовой борьбы К. Маркса и М. Вебера // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2003, №4. (2 п.л.)
7. Рахманов А.Б. К критике мир-системной теории И. Валлерстайна // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2005, №4. (1 п.л.)
8.Рахманов А.Б. Так были ли Маркс и Энгельс русофобами? // Россия и современный мир. 2005, №4. (0, 6 п.л.)
9.Рахманов А.Б. Восприятие социальной философии Гегеля в Советском Союзе // Личность. Культура. Общество. 2007, №3. (1 п.л.)
10.Рахманов А.Б. Расколдованная война как редактор теории: политические произведения Макса Вебера периода Первой мировой войны // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2008, №2. (1 п.л.)
11.Рахманов А.Б. Вебер-light и необходимость его преодоления // Личность. Культура. Общество. 2009, №3-4. (0,6 п.л.)
12.Рахманов А.Б. «Хозяйственная этика мировых религий» Макса Вебера: субъективные и объективные предпосылки создания, логика концепции // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2009, №4. (1 п.л.)
13. Рахманов А.Б. «Хозяйство и общество» Макса Вебера: проблемы текстологии и история создания // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2010, №2. (1 п.л.)
14. Рахманов А.Б. Развитие взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса на Россию // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2010, №3,4. (1,8 п.л.)
15.Рахманов А.Б. Философский плацдарм в царстве Марса: объективная логика войны // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2011, №3. (0,8 п.л.)
16.Рахманов А.Б. Философский плацдарм в царстве Марса: субъективная логика войны // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 2011, №4. (1,2 п.л.)
17. Рахманов А.Б. Буржуазия и пролетариат в зрелой концепции К. Маркса // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013, №1. (1 п.л.)
18. Рахманов А.Б. Концепция зависимости А.Г. Франка // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013, №2. (1 п.л.)
19. Рахманов А.Б. Развитие Китайской народной республики в XXI веке и антиномии социальной философии марксизма // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013, №3. (0,5 п.л.)
Публикации в других научных изданиях:
1. Рахманов А.Б. К проблеме соотношения теорий общества М. Вебера и В. Парето // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы. Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. Т. 1. М., 2003. (0,1 п.л.)
2. Рахманов А.Б. Теоретическая социология М. Вебера: принципы рассмотрения // Тезисы на III Всероссийский социологический конгресс. М., 2006. (0,3 п.л.)
3. Рахманов А.Б. Кондорсе // Культурология. Энциклопедия. Т.1. М., РОССПЭН. 2007. (0, 25 п.л.)
4.Рахманов А.Б. Томас Мальтус // Культурология. Энциклопедия. Т.1. М., РОССПЭН. 2007. (0, 25 п.л.)
5.Рахманов А.Б. Н.Д. Кондратьев // Культурология. Энциклопедия. Т.1. М., РОССПЭН. 2007. (0, 25 п.л.)
6.Рахманов А.Б. Вильфредо Парето // Культурология. Энциклопедия. Т.2. М., РОССПЭН. 2007. (0, 5 п.л.)
7.Рахманов А.Б. Иммануэль Валлерстайн // Культурология. Энциклопедия. Т.1. М., РОССПЭН. 2007. (0,6 п.л.)
8.Рахманов А.Б. Ибн Хальдун // Культурология. Энциклопедия. Т.1. М., РОССПЭН. 2007. (0,5 п.л.)
9. Рахманов А.Б. Фейербах // Культурология. Энциклопедия. Т.2. М., РОССПЭН. 2007. (0,4 п.л.)
10. Рахманов А.Б. Ибн-Хальдун как предшественник современной науки об обществе // «Сорокинские чтения-2007». М, Изд-во МГУ. 2007. (0,2 п.л.)
11. Рахманов А.Б. К критике восприятия теории Макса Вебера в общественной науке современной России // «Ломоносовские чтения-2008». М., Изд-во МГУ. 2008 . (0,8 п.л.)