Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социальная компетентность студента является интегративным качеством личности, которое дает человеку возможность успешно выполнять социальную роль студента и осуществлять жизнедеятельность в социуме, гармонично сочетая свои собственные позиции и интересы с позициями и интересами других членов общества. Социальная компетентность - это сложноструктурированное, многокомпонентное явление, представляющее собой комплементарное единство таких парциальных компетентностей, как компетентность в общении, гражданская, культурно-досуговая и социально-личностная компетентности. Парциальные компетентности неразрывно связаны, взаимодополняют друг друга и оказывают влияние друг на друга. В своем единстве они обеспечивают успешную жизнедеятельность человека в различных сферах социальной жизни. Структура каждой парциальной компетентности включает когнитивный, аксиологический, мотивационный, поведенческий, эмоционально-волевой и персональный компоненты, проявляющие свою интегративную целостность как компетентность в деятельности. Содержание компонентов обусловлено спецификой формируемых парциальных компетентностей.
  2. Эффективность педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов во многом определяется социально-психологическими особенностями студентов, что обусловило необходимость выявления этих особенностей. Выявленные особенности разделены на две группы (способствующие и препятствующие формированию социальной компетентности) и соотнесены с парциальными компетентностями, для овладения которыми они имеют особую значимость. Учет данных особенностей позволяет сориентировать содержательные линии и технологии педагогического сопровождения на индивидуальные потребности, качества и возможности студентов; повысить мотивацию овладения социальной компетентностью, акцентируя прагматическую направленность ее формирования; использовать в педагогическом сопровождении формы, методы и средства формирования социальной компетентности, актуализирующие субъектную позицию студента; спрогнозировать ситуации, когда студенту потребуется помощь и поддержка.
  3. Созданная с опорой на системный, личностно-деятельностный, лично-стно-ориентированный и компетентностный подходы концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов раскрывает его концептуальные основы, отражающие совокупность представлений о факторах, закономерностях, принципах, цели, содержании, организации, формах, методах, средствах и результатах педагогической деятельности преподавателя по созданию оптимальных условий, способствующих достижению максимально возможного для каждого студента уровня сформирован-ности социальной компетентности. Данные условия включают: готовность преподавателей к педагогическому сопровождению формирования социальной компетентности; ориентацию на основные содержательные линии, обеспечивающие формирование парциальных компетентностей; применение технологий, методов, средств обучения и воспитания, гарантирующих формирование социальной компетентности; использование внутренних ресурсов вуза и внешних ресурсов в целях педагогического сопровождения; контроль и оценку формирования социальной компетентности студентов.
  4. Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов, разработанная на основе его концептуальной модели, включает нормативно-правовую базу; основную идею, главную цель, стратегические задачи; субъектов, обеспечивающих реализацию стратегии; дерево целей как инструмент реализации; этапы и результаты реализации стратегии; контроль формирования социальной компетентности. Решение стратегических и тактических задач обеспечивает создание условий, предусмотренных концептуальной моделью, и гарантирует позитивные изменения уровня сформированности парциальных компетентностей, составляющих социальную компетентность студента.
  5. Ролевой репертуар преподавателя, осуществляющего педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов, включает функциональные роли фасилитатора, модератора, тьютора, супервизора и медиатора, что позволяет конкретизировать и структурировать сопровождающую деятельность преподавателя, обогащает ее содержание, расширяет методический арсенал, побуждает к дальнейшему профессиональному и личностному совершенствованию.
  6. Критериально-уровневое оценивание сформированности социальной компетентности студентов осуществляется с использованием критериев (когнитивного, мотивационно-ценностного, конативного, рефлексивного), показателей, раскрывающих содержание критерия, и индикаторов, указывающих на степень выраженности того или иного показателя сформированности парциальных компетентностей. Выделенные критерии, показатели и индикаторы позволяют определить уровень (высокий, средний или низкий) сформированности парциальных компетентностей. Критериально-уровневое оценивание и использование форм, методов и средств оценивания, отвечающих требованиям компетентностного подхода, дают полную, объективную и надежную оценку сформированности каждой парциальной компетентности и социальной компетентности в целом. Активное и заинтересованное участие студентов в процессе оценивания способствует формированию адекватной самооценки и взаимооценки студентов, развитию их субъектности и рефлексивных способностей.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Борисенко, Е. Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений (теоретический аспект): монография / Е. Н. Борисенко. – Кемерово: КемГУ, 2010. – 165 с.

2.Борисенко, Е. Н. Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов высших учебных заведений: монография / Е. Н. Борисенко, Г. А. Жданова. – Кемерово: КемТИПП, 2012. – 170 с.

Статьи, опубликованные в журналах по реестру ВАК

3.Борисенко, Е. Н. Социальный проект как средство формирования социальной компетентности студентов вуза / Е. Н. Борисенко, Д. В. Шалимова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Педагогика». – 2008. – № 1. – С. 34–41.

4.Борисенко, Е. Н. Компетентностный подход – ведущая идея модернизации высшего профессионального образования в России / Е. Н. Борисенко // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 8. – С. 57–67.

5.Борисенко, Е. Н. Некоторые аспекты формирования гражданской компетентности студентов вуза / Е. Н. Борисенко // Образование и общество. – 2011. – № 1. – С. 30–35.

6.Борисенко, Е. Н. Сущностная характеристика феномена «социальная компетентность студента» / Е. Н. Борисенко // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2011.– № 1. – С. 53–60.

7.Борисенко, Е. Н. Формирование компетентности в общении студента вуза / Е. Н. Борисенко // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 2. – С. 124–135.

8.Борисенко, Е. Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов вузов / Е. Н. Борисенко // Вестник Бурятского государственного университета – Вып. 1. Педагогика. – 2012. – С. 183–188.

9.Борисенко, Е. Н. Теоретико-методическое обоснование педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента / Е. Н. Борисенко // Инновации в образовании. – 2012. – № 1. – С. 84–95.

10.Борисенко, Е. Н. Стратегия педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента вуза / Е. Н. Борисенко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 1. – С. 189–196.

11.Борисенко, Е. Н. Ролевой репертуар преподавателя в условиях педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов / Е. Н. Борисенко // Образование и общество. – 2012. – № 2. – С. 35–40

12.Борисенко, Е. Н. Критериально-уровневое оценивание социальной компетентности студентов / Е. Н. Борисенко // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 3. – С. 115–121.

13.Борисенко, Е. Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студентов: содержание и этапы / Е. Н. Борисенко // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 3. – С. 121–127.

14.Жданова, Г. А. Компетентность в общении как объект педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студента вуза / Г. А. Жданова, Е. Н. Борисенко // Известия ТулГУ. – 2012. – № 2. – С. 474–484.

15.Борисенко, Е. Н. Концептуальная модель педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов / Е. Н. Борисенко // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 2. – Том 2. – С. 214 –220.

Учебные и учебно-методические пособия

16.Жданова, Г. А. Английский язык для общения / Г. А. Жданова, Е. Н. Бо-рисенко, Н. С. Дельмухомедова. – Кемерово: КемТИПП, 2007. – 100 с.

17.Борисенко, Е. Н. Социальный кейс студента / Е. Н. Борисенко, О. А. Иг-натенко, Л. А. Николаева. – Кемерово: КемГУ, 2011. – 128 с.

18.Николаева, Л. А. Интерактивные методы обучения иностранным языкам / Л. А. Николаева, Е. Н. Борисенко, О. А. Игнатенко. – Кемерово: ИНТ, 2012. – 64 с.

Статьи в журналах, сборниках научных трудов и материалах научных конференций

19.Борисенко, Е. Н. Формирование социокультурной компетентности студентов-нефилологов в обучении иностранному языку / Е. Н. Борисенко // Современное образование: традиции и новации: материалы Всерос. науч.-метод. конф. – Томск: ТУСУР, 2006. – С. 304–305.

20.Борисенко, Е. Н. О реализации компетентностного подхода в высшем образовании / Е. Н. Борисенко // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2006. – № 3. – С. 26–32.

21.Борисенко, Е. Н. Формирование ключевых компетенций будущего специалиста в обучении иностранному языку / Е. Н. Борисенко. // Современное образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы Меж-дунар. науч.-метод. конф. –Томск: ТУСУР, 2007. – С. 220–221.

22.Борисенко, Е. Н. Технологии компетентностно-ориентированного обучения иностранному языку в вузе / Е. Н. Борисенко // Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам в вузе: сборник науч. статей. – Кемерово: КузГТУ, 2007. – С. 119–124.

23.Борисенко, Е. Н. Гуманитарные дисциплины и подготовка компетентного специалиста в техническом вузе / Е. Н. Борисенко, Г. А. Жданова // Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Т. 13. – Одесса: Черноморье, 2007. – С. 13–19.

24. Борисенко, Е. Н. Конкурентоспособность будущего специалиста и обучение иностранному языку в вузе / Е. Н. Борисенко // Профессиональное лингвообразование: обучение иностранному языку в вузе и прикладная лингвистика: сборник науч. трудов – Кемерово: КузГТУ, 2008. – С. 18–21.

25.Борисенко, Е. Н. Миссия дисциплины «Иностранный язык» в условиях компетентностно-ориентированного обучения иностранному языку / Е. Н. Бори-сенко // Технологии профессионального образования: традиции и инновации: материалы Междунар. науч.-метод. конф. – Т. 2. – Самара: СГАСУ, 2009. – С. 262–267.

26.Борисенко, Е. Н. «Болевые точки» использования метода проектов в обучении иностранному языку / Е. Н. Борисенко // Теоретические и практические аспекты лингвообразования: прикладная лингвистика и обучение иностранному языку в вузе: сборник науч. статей. – Кемерово: КузГТУ, 2009. – С. 155–159.

27.Борисенко, Е. Н. Академическая мобильность и подготовка конкурентоспособного специалиста / Е. Н. Борисенко, Л. А. Николаева // Актуальные проблемы международного сотрудничества в области науки и образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд. дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2009. – С. 272–275.

28.Борисенко, Е. Н. Педагогическое сопровождение формирования социально-адаптационной компетентности студентов вузов / Е. Н. Борисенко, О. А. Игнатенко // Высшее гуманитарное образование ХХI века: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. – Самара: ПГСГА, 2010. – С. 63–67.

29.Чистякова, С. Н. Педагогическое сопровождение формирования социальной компетентности студента вуза / С. Н. Чистякова, Е. Н. Борисенко // Социально-технологическая культура специалиста: проблемы формирования и развития: материалы Междунар. конф. с элементами научной школы для молодежи. – Кемерово: КемТИПП, 2010. – С. 62–67.

30.Борисенко, Е. Н. Формирование культурно-досуговой компетентности студентов технического вуза / Е. Н. Борисенко, Г. А. Жданова // Современные направления теоретических и прикладных исследований: материалы Междунар. на-уч.-практ. конф. – Т. 23. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черно-морье, 2011. – С. 38–45.

31.Борисенко, Е. Н. Формирование гражданской компетентности студента вуза / Е. Н. Борисенко, С. Н. Чистякова // Проблемы молодежи постсоветского пространства: материалы Всерос. науч. школы. – Кемерово: КемТИПП, 2011. – С. 8–11.

32.Борисенко, Е. Н. Социально-личностная компетентость студента – необходимое условие успешной учебной и будущей профессиональной деятельности / Е. Н. Борисенко, Г. А. Жданова // Гуманитарная наука сегодня. – 2011. – № 5. – С. 68–78.

33.Борисенко, Е. Н. Фасилитационная деятельность преподавателя в условиях компетентностного высшего профессионального образования / Е. Н. Бори-сенко, Г. А. Жданова // Социально-гуманитарные проблемы современной науки и пути их решения: материалы II Всерос. науч. конф. / Центр научного содействия апробации и внедрения инновационных проектов. – Челябинск: Печатный двор, 2011. – С. 42–46.

34.Борисенко, Е. Н. Технологии и методы обучения иностранному языку в условиях педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов вузов / Е. Н. Борисенко, О. А. Игнатенко // Современные тенденции в науке: новый взгляд: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – Ч. 2. – Тамбов: Изд-во ТРОО "Бизнес-Наука-Общество". – 2011. – С. 34–37.

35.Борисенко, Е. Н. Предпосылки педагогического сопровождения формирования социальной компетентности студентов в обучении иностранному языку / Е. Н. Борисенко, Г. А. Жданова // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Вып. 4. – Т. 17. – Одесса: Черноморье, 2011. – С. 25–29.

36.Борисенко, Е. Н. Социальная компетентность и социальный капитал студента вуза / Е. Н. Борисенко // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: материалы ХХVI Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – С. 283–288.

37.Борисенко, Е. Н. Роль социально-психологических особенностей студентов в формировании социальной компетенции / Е. Н. Борисенко // Актуальные вопросы современной психологии и педагогики: сборник докладов Х Юбилейной Междунар. науч. конф. – Липецк: Издательский центр «Гравис», 2012. – С. 16–18.

38.Борисенко, Е. Н. Медиация как новый аспект педагогической деятельности преподавателя вуза / Е. Н. Борисенко // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. – М.: Изд-во «Спецкнига», 2012. – С. 424–428.

39.Борисенко, Е. Н. Здоровьесберегающий аспект социально-личностной компетентности студентов / Е. Н. Борисенко // Система ценностей современного общества: материалы ХХVI Междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – С. 190–195.

40.Борисенко, Е. Н. Модерация как технология формирования социальной компетентности студентов / Е. Н. Борисенко, Л. А. Николаева // Перспективы развития науки и образования: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. – Тамбов: Изд-во ТРОО "Бизнес-Наука-Общество". – 2012. – С. 18–21.

42.Борисенко, Е. Н. Структурно-функциональная модель социальной компетентности студента / Е. Н. Борисенко // Современная система образования: опыт прошлого – взгляд в будущее: материалы I Междунар. науч.-практ. конф., посвященной Дню Учителя. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. – С. 140–147.

43.Николаева, Л. А. Формирование социальной компетентности студентов: технологический аспект / Л. А. Николаева, Е. Н. Борисенко // Альманах современной науки и образования. – Тамбов: Грамота. – 2012. – № 10. – С. 133–134.