Научная тема: «ГЕНЕЗИС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ В РОССИИ (XI – НАЧАЛО XXI ВВ.)»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Становление и развитие педагогической терминологии в России имело свои характерные особенности, которые позволили выделить четыре важнейших этапа в этом процессе. На первом этапе, продолжавшемся с XI в. по середину XVII в., в основе становления и развития педагогической терминологии находилась христианская система ценностей, которая определяла ее структуру и содержание. На втором этапе, охватывавшем середину XVII в. - конец XVIII в., развитие педагогической терминологии направлялось приоритетами государственной политики в образовании, а содержание терминов определялось развитием разговорного и литературного языка. Третий этап - XIX в. - 80-е гг. XX в. был связан со становлением и развитием в России научно-педагогической теории. Развитие педагогической терминологии направлялось договоренностью научного сообщества, закрепленной в педагогических словарях, учебных программах и учебниках. Четвертый этап, начавшийся с 1990-х гг. и продолжающийся по настоящее время, связан с интеграционными процессами в образовании и характеризуется ослаблением политического и научного контроля над структурой и содержанием педагогической терминологии.

Каждый из этих этапов включал в себя несколько периодов и характеризовался рядом ведущих тенденций.

2. Первый этап (XI - XVII вв.) становления и развития педагогической терминологии включал в себя два периода, которые имели свои характерные особенности. В первый период (XI-XIV вв.) в условиях распространения письменности и христианства происходило распространение и развитие системы педагогических терминов, понятий и явлений, сложившихся ранее в Византии, Сербии, Болгарии. Единовременность и общность возникновения педагогических явлений, терминов, понятий обеспечивали их стабильность и однозначность. Системообразующим педагогическим термином являлся термин «образование», а пути реализации образования отражали термины «просвещение», «воспитание», «учение». Все педагогические термины являлись неотъемлемой частью разговорного и «книжного» языка, направлялись его развитием. Во второй период (XV-XVI вв.) названные тенденции были дополнены употреблением отдельных педагогических терминов античной культуры, синонимичных славянским («школа» - «училище», «педагог» - «учитель», «педагогия» - «обучение и др.), без заимствования новых явлений. Основные педагогические термины были в равной степени известны представителям всех сословий, социальных групп, возрастов, одинаково ими воспринимались и использовались как в повседневной жизни, так и в специально организованной педагогической деятельности.

3. На втором этапе (середина XVII - XVIII вв.) развитие педагогической терминологии может быть представлено тремя периодами. В период 1650 - 1750-е гг. в результате вхождения западно-русских земель в состав России развитие терминологии в России сопровождалось наложением европейской образовательной традиции на российскую, в результате чего происходило изменение написания и содержания многих терминов, формировались новые педагогические явления. Иностранные педагогические термины и понятия существовали и использовались одновременно с русскими, и их применение в образовательной теории и практике было равноправным. Происходило постепенное обособление книжного и разговорного языка и формирование на этой основе «книжной» и «разговорной» педагогической терминологии. В период конца 1750-х - 1770-х гг. усилилось внимание государства к использованию иноязычной терминологии и самому процессу ее проникновения в российскую образовательную традицию. В это же время начался процесс латинизации русского языка, отразившийся в изменении написания и звучания педагогических терминов, и в раскрытии их содержания. В третий период 1780-90-х гг. государственный курс был направлен на возвращение к нормам русского разговорного и литературного языка, к российским традициям словообразования и формирования терминологии. Происходило становление основ научно-педагогической теории и ее терминологии (термины «педагогика», «педагогия», «дидактика», «методика» и др.). Исключение из документов, словарей, учебных книг иноязычных терминов, существовавших без соответствовавших им педагогических явлений, или имевших полные русские аналоги. В качестве системообразующего педагогического термина сохранялся термин «образование».

4. На третьем этапе (XIX в. - 80-е гг. XX в.) развитие педагогической терминологии представлено двумя периодами, которые характеризовались усилением роли государства и ученых, как государственных служащих, в контроле над содержанием педагогической терминологии. Возрастала политизация языка педагогической науки. В первый период (1800-е гг. - 1917 г.) происходило формирование особого языка педагогической науки и его отдаление от разговорного языка, действие двух систем педагогических терминов. В этих условиях усиливалась социальная дифференциация в употреблении педагогической терминологии. Основным механизмом формирования и закрепления структуры терминологии и содержания терминов выступала договоренность представителей научного сообщества. Отход от традиций образования и норм русского языка при формировании педагогической терминологии позволил периодически проводить реформы русского языка в единстве с реформами в области образования и через них влиять на содержание педагогической терминологии. Системообразующим педагогическим термином был провозглашен термин «воспитание», который трактовался в «широком» - социальном, и в «узком» - педагогическом смысле, а образование было провозглашено одним из средств воспитания. «Образование» стало трактоваться как овладение человеком определенной суммой знаний, соответствие этих знаний часто менявшемуся «образцу».

Развитие педагогической терминологии в период 1917 г. - конца 1980-х гг. сохраняло тенденции предыдущего периода и дополнялось усилением политизации и идеологизации языка педагогической науки, что находило отражение в содержании терминологии педагогических словарей, учебных пособий и программ, официальных документов в области образования.

5. Развитие педагогической терминологии в ходе четвертого этапа (1990-е гг. - настоящее время) связано с процессом интеграции российского образования в европейское образовательное пространство. В ходе этого процесса, с одной стороны, происходит рост научной свободы, с другой, обостряются многие проблемы предыдущих периодов. В частности, происходит активное заимствование иноязычной педагогической терминологии, нередко без опоры на историю становления терминов и понятий в России и традиции русского языка. Одним из путей формирования терминов является простое присоединение новых слов к устоявшимся педагогическим категориям. Расширение научной свободы сопровождается ростом числа новых слов и словосочетаний, претендующих на вхождение в педагогическую терминологию, и увеличением многозначности терминов и понятий. В то же время ослабление идеологии позволило использовать широкий круг «забытых» педагогических терминов. Системообразующим педагогическим термином вновь объявлен термин «образование».

6. Ведущие тенденции каждого из основных этапов развития педагогических терминов и понятий позволили сформулировать ценностно-смысловые ориентиры для дальнейшего развития педагогической терминологии в России. К числу подобных ориентиров, прежде всего, можно отнести следующие:

  • терминологическая система отражает структуру научно-педагогической теории и вместе с ней постоянно развивается и обновляется;
  • система педагогических терминов и понятий, ее принципы и условия должны быть понятны всем участникам процесса образования;
  • термин должен быть точным в отражении содержания обозначаемого им понятия и педагогического явления;
  • термин должен быть кратким и не противоречить нормам русского языка;
  • введение в терминологию новых терминов возможно только на основе доказательств новизны педагогического явления и понятия;
  • наличие потенциального места в классификации для новых педагогических терминов и понятий:
  • каждое понятие должно иметь только один термин, каждый термин должен обозначать только одно понятие.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Рыжов А.Н. Генезис педагогических понятий в России в XI – XX вв.: Монография. – М.: МПГУ, 2012. – 300 с. (18,8 п.л.)

2.Рыжов А.Н. Становление и развитие педагогических понятий в России в XI-XVIII вв. – М.: Изд-во «Спутник+», 2009. – 157 с. (9,8 п.л.)

3.История российского образования в документах и материалах (XI-XVIII вв.): Научное издание / Мос. пед. гос. ун-т; [составители, авторы предисловия, вводных статей и примечаний А.Н. Рыжов, М.А. Гончаров]. – М.: Интеллект-Центр, 2012. – 592 с. (48 п.л.) / 440 с. (34,1 п.л.)

4.Рыжов А.Н. Новые подходы к воспитанию и образованию ребенка в педагогической теории и практике стран Западной Европы и России в конце XIX - начале XX вв. - М.: Прометей, 2006. - 140 с. (8,8 п.л.)

Работы в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ:

5.Рыжов А.Н. Из истории становления основных педагогических понятий в России (XI-XVII вв.) // Вопросы образования. - 2008. - № 4. - С.217-237. (1,8 п.л.)

6.Рыжов А.Н. Взаимоотношения России с иностранными государствами в области образования в XVI-XVII вв. // Вопросы образования. - 2009. - № 3. - С.246-270. (1,7 п.л.)

7.Рыжов А.Н. Педагогические понятия в отечественной учебной литературе XIV-XVIII вв. // Педагогика. - 2009. - № 9. -С. 24-35. (0,7 п.л.)

8.Рыжов А.Н. Образование в «немецких» школах Москвы в первой четверти XVIII в. // Вопросы образования. 2007. - № 2. -С. 268-282. (1,5 п.л.)

9.Рыжов А.Н. Профессиональное образование в России в XVII - первой половине XVIII в. (на примере подготовки медицинских служащих). // Вопросы образования. - 2007. - № 4. - С. 268-294. (1,5 п.л.)

10.Рыжов А.Н. Терминология практики образования в России в XVI-XVII вв. // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». - 2012. - № 4 (22). - С. 99-107. (0,5 п.л.)

11.Рыжов А.Н. Педагогическая терминология теории и практики учебных заведений в России в XVIII в. // Наука и школа. - 2012. - № 6. - С. 173-175. (0,3 п.л.)

12.Рыжов А.Н. Образование детей крепостных в России во второй половине XVIII в. // Вопросы образования. - 2010. - № 2. - С. 238-262. (2 п.л.)

13.Рыжов А.Н. Педагогическая терминология в условиях реформ русского языка в конце XVII - середине XX века. // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2012. - № 9. - С. 35-41. (0,7 п.л.)

14.Рыжов А.Н. Проблемы генезиса ведущих педагогических понятий в условиях становления и развития научно-педагогической теории в России XIX - XX вв. // Наука и школа. - 2010. - № 6. - С. 134-142. (0,8 п.л.)

15.Рыжов А.Н. Образовательные приоритеты российского дворянства в последней четверти XIX - начале XX в. // Вопросы образования. - 2009. - № 4. - С. 235-256. (1,5 п.л.)

16.Рыжов А.Н. Из истории становления и развития терминов «начальное обучение», «начальное образование» и «начальная школа» в России. // Начальное образование. - 2012. - № 6 (53). - С. 45-49. (0,5 п.л.)

17.Рыжов А.Н. Педагогическая терминология процесса интеграции России в европейское образовательное пространство. // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 3. - часть 1. - С. 7-13 (0,5 п.л.)

18.Рыжов А.Н. Проблемы учета национальных российских традиций образования в условиях его реформирования и интеграции в европейское образовательное пространство. // Преподаватель XXI век. - 2009. - № 1. - часть 1. - С. 7-16. (1 п.л.)

19.Рыжов А.Н. Современные проблемы в области педагогической терминологии и подходы к их решению // Наука и школа. - 2012. - № 5. - С. 20-24. (0,5 п.л.)

Статьи в научных журналах, сборниках материалов научных конференций:

20.Рыжов А.Н. Новые подходы к воспитанию и развитию личности ребенка в практике школ нового типа в России в конце XIX - начале XX века. // Сборник научных трудов кафедры педагогики МПГУ. – М.: ЦПСИО, 2004. – С. 119-128. (0,6 п.л.)

21.Рыжов А.Н. Реализация новых подходов к воспитанию и развитию ребенка в воспитательно-образовательных учреждениях нового типа в Германии в конце XIX - начале XX вв. // Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. Сб. статей. – М.: «Прометей», 2005. – С. 747-754. (0,4 п.л.)

22.Рыжов А.Н. Гимназия И. и А. Медведниковых и школа Е.С. Левицкой как воспитательно-образовательные учреждения нового типа в России в начале XX века. //Научные труды МПГУ. Серия: психолого-педагогические науки. Сб. статей. – М.: «Прометей», 2006. – С. 594-604. (0,6 п.л.)

23.Рыжов А.Н. Российские традиции образования в условиях его реформирования и интеграции в европейское образовательное пространство. // Теория и практика педагогической деятельности. Сборник статей. М.: Прометей, 2008 – С.17-23 (0,7 п.л.)

24.Рыжов А.Н. Анализ источников содержания терминологической системы педагогики в России XIX-XX вв. как историко-теоретическая основа современного развития педагогической науки. //Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования: Материалы всероссийской научно-практической конференции 5-7 октября 2010 г. – Тула: ТГПУ, 2010. – С. 107-111. (0,3 п.л.)

25.Рыжов А.Н. Педагогическая терминология в рукописных книгах XIV-XVII вв. (из собрания РГБ) // Румянцевские чтения: материалы Всероссийской научной конференции (17-18 апреля 2012 г.). – М.: Пашков Дом, 2012. – С. 189-194. (0,5 п.л.)

26.Рыжов А.Н. Русская педагогическая терминология в условиях развития русского языка. // Русское слово: прошлое, настоящее, будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, 17-18 мая 2012 г./ Отв. ред. С.Н. Пяткин. – Арзамас: АГПУ, 2012. – С. 314-319 (0,5 п.л.)

27.Рыжов А.Н. К истории содержания термина «тьютор» в России в XVIII-начале XX вв. // Тьюторское сопровождение. - 2012. - № 3 – С. 11-14. (0,3 п.л.)

28.Рыжов А.Н. Основные направления генезиса педагогических терминов в России (XI-XX вв.) и подходы к решению современных терминологических проблем. // Материалы Дальневосточной секции Всероссийского методологического семинара «Понятийно-терминологический аппарат отечественной педагогики в контексте культурно-исторического подхода». – Хабаровск: ДГВУ, 2012. – С. 56-62. (0,7 п.л.)

29.Рыжов А.Н. Идеи открытого образования в истории образования в России // Тьюторское сопровождение. - 2012. - № 5 – С. 19-22 (0,5 п.л.)

Учебные пособия и учебные программы:

30.Рыжов А.Н. История педагогики и образования. Учебная программа дисциплины // История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учебное пособие и программа для педагогических учебных заведений. Рекомендовано УМО вузов РФ для студентов педагогических вузов. /Под ред. А.И. Пискунова. М.: ТЦ Сфера, 2008. – 490 с. (авт. доля – 0,5 п.л.)

31.Рыжов А.Н. История педагогики. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. – Т.1. Античность. Средневековье. /Под ред. А.И. Пискунова.– М.: ТЦ Сфера, 2008. – 512 с. (авт. доля – 9,5 п.п.)

32.Рыжов А.Н. История педагогики. Хрестоматия по истории педагогики: в 3 т. - Т.2. Новое время. /Под ред. А.И. Пискунова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 464 с. (авт. доля – 5 п.л.)

33.Рыжов А.Н. Современные проблемы педагогики и образования. Программа учебной дисциплины. //Сборник УМКД. Часть 1. Программы учебных дисциплин по направлению «Психолого-педагогическое образование» /Под ред. И.В. Егорова, Н.И. Фатеевой. – М.: МГПУ, 2011. – С. 5-23 (1,5 п.л.)

34.Рыжов А.Н. Программа учебной дисциплины «Педагогика» // Примерные основные образовательные программы по направлению 050100 «Педагогическое образование». М: МПГУ, 2012. – С. 24-25. (0,2 п.л.)

35.Рыжов А.Н., Факторович А.А. Программа рабочей дисциплины «Педагогика» //Сборник рабочих программ учебных дисциплин по направлению 050100.62 Педагогическое образование: в 2-х частях. – М.: Прометей, 2012. – Ч.2. – С.36-54. (1,5 п.л.)

36.Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования // http://минобрнауки.рф/документы/923

37.Рыжов А.Н. Примерная программа учебной дисциплины ОГСЭ. 02. История для образовательных учреждений, реализующих образовательные программы СПО (для всех специальностей) // www.firo.ru

38.Рыжов А.Н. История образования и педагогической мысли: учебник для студентов бакалавриата колледжей и вузов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Рекомендовано УМО вузов РФ для студентов педагогических вузов / Под ред. А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского, М.Г. Плоховой. 4-е изд. перераб. — М.: ИД Юрайт, 2013. – 575 с. (авт. доля – 7 п.л.)

39.Рыжов А.Н. Программа учебной дисциплины История педагогики и образования. // История образования и педагогической мысли: учебник для студентов бакалавриата колледжей и вузов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». Рекомендовано УМО вузов РФ для студентов педагогических вузов / Под ред. А.И. Пискунова, А.Н. Джуринского, М.Г. Плоховой. 4-е изд. перераб. - М.: ИД Юрайт, 2013. – С.532-574. (авт. доля – 1,3 п.л.)