Научная тема: «ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ»
Специальность: 12.00.08
Год: 2013
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Исходным и определяющим теоретическую значимость настоящего диссертационного исследования является вывод автора о том, что легализация преступных доходов как преступление в финансово-экономической сфере России детерминировано социально-правовыми процессами и стало объектом криминализации в условиях, когда дефекты реформ, развившиеся в деформации рыночной экономики, превратились в механизмы «теневой экономики», позволили извлекать преступные доходы и легализовывать их на территории России и зарубежных стран.

2. В соответствии с авторским определением под легализацией преступных доходов следует понимать совершение маскируемых под законные сделок и финансовых операций с преступными доходами с целью сокрытия их преступного происхождения и придания правомерности владению, пользованию и распоряжению ими. Такая дефиниция дает возможность отличать эти преступления от иных форм оборота преступно полученных денежных средств или иного имущества (приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, финансирование преступной деятельности, потребление преступных доходов), а также повысить уровень профилактического противодействия легализации преступных доходов.

3. Вывод автора о том, что профилактика легализации преступных доходов как совокупность системных и взаимосвязанных мероприятий включает в себя интегрированную деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, органов государственного надзора и контроля, организаций, выполняющих операции с денежными средствами или иным имуществом, адвокатов, нотариусов, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в рамках их компетенции в целях выявления и устранения факторов, способствующих совершению преступлений данного вида и связанных с ними правонарушений.

4. Общий теоретико-прикладной вывод о том, что общими факторами, способствующими легализации преступных доходов, являются: 1) дисбаланс между финансовой системой и производственной базой, что способствует росту спекулятивного капитала; 2) неограниченная свобода финансовых операций нерезидентов России; 3) недостатки системы производства и распределения общественных благ, влекущие социальные противоречия; 4) значительный уровень преступлений, создающих преступные доходы; 5) недостаточное обеспечение социальных прав в сложных экономических условиях; 6) высокая стратификация общества; 7) недостатки механизмов социального контроля.

5. Авторская позиция о том, что нестабильность уголовного законодательства, связанная с частыми изменениями норм об уголовной ответственности за легализацию преступных доходов, оказывает в целом негативное влияние на эффективность противодействия указанным преступлениям, в том числе на практику использования правоохранительными органами апробированных уголовно-правовых средств борьбы с ними и превентивных мер по профилактике таких преступных посягательств. Данное научное положение обосновано тем, что в процессе проводимой по соображениям гуманности и либерализма полной или частичной декриминализации некоторых преступлений, в частности легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 174.1 УК РФ), уголовная ответственность за нее стала возможной только с 6 млн. легализуемых средств. Это привело к тому, что за три последних года количество выявленных в России таких преступлений сократилось в 24 раза при обороте отмываемых криминальных капиталов в 2 трлн. руб. По существу произошло прекращение борьбы с легализацией преступных доходов, так как названные деяния продолжают совершаться, причем более интенсивно и на значительные суммы, но в размерах, не превышающих 6 млн. руб., либо большие суммы дробятся на мелкие, также не выходящие за пределы порога в 6 млн. руб., с которого наступает уголовная ответственность. 

В целях предупреждения дальнейших негативных последствий для экономики, общества и государства, а также активизации борьбы с отмыванием криминальных капиталов предлагается в порядке de lege ferenda установить порог привлечения к уголовной ответственности за такие деяния в размере 600 тыс. руб.

6. Научная гипотеза, подтвержденная достоверными эмпирическими данными автора о том, что неисполнение или ненадлежащее исполнение кредитно-финансовыми организациями и специалистами, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, требований закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, способствует росту количества этих деяний, затрудняет деятельность финансовой разведки по контролю за противозаконными операциями, блокирует профилактические меры.

7. Научно обоснованное предложение диссертанта о том, что в целях предупреждения «отмывания», связанного с недостатками исполнения закона о противодействии легализации преступных доходов, необходимо признать субъектами административных правонарушений, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ, наряду с индивидуальными предпринимателями адвокатов и нотариусов. Авторский проект такой нормы федерального закона сформулирован в диссертации.

8. Результаты криминологических исследований диссертанта дают основание сделать вывод о том, что в структуре «отмывания» преобладающий удельный вес составляют преступления транснационального характера, связанные с вывозом преступных капиталов на сумму в 1 трлн. руб. ежегодно в офшорные территории и юрисдикции, используемые для сокрытия истинных владельцев криминальных средств и подпитки экономики иностранных государств. Несмотря на столь внушительные размеры отмывания преступных доходов, борьба с этими преступлениями практически не ведется, сделки с офшорными компаниями бесконтрольны, в результате анализируемые преступления во всей внешнеэкономической деятельности выявляются в редких случаях. В целях совершенствования профилактики легализации преступных доходов и выявления незаконных операций офшорных компаний предлагается дополнить п. 1 ст. 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» положением об обязательном контроле сделок и операций, стороной которых является лицо, проживающее в офшорной территории (юрисдикции) или организация, зарегистрированная в такой территории (юрисдикции). Наряду с этим обосновано предложение о том, что в целях установления истинных владельцев офшорных компаний и их имущества (бенефициаров) необходимо внести изменения в ст. 3 указанного Закона, определив, что идентификации подлежат не только клиенты, их представители, выгодоприобретатели, бенефициарные владельцы, но и контрагенты, возложив эту обязанность помимо организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, также на государственные корпорации, фонды, органы государственной власти.

9. Вывод о том, что криминологически важным фактором, способствующим совершению легализации преступных доходов в большинстве схем «отмывания» на финансовом рынке, особенно в банковской сфере, выступает противоправная деятельность фирм-однодневок, количество которых растет, а ежедневный оборот преступных доходов в нелегальных операциях только 300 фирм-однодневок составляет свыше 1 млрд. руб. с прибылью 900%.

В целях профилактики использования фирм-однодневок для отмывания преступных доходов предлагается наделить организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, правом отказывать в заключении договора с клиентом, во внесудебном порядке прекращать договорные отношения с клиентом при наличии признаков его незаконной деятельности, причастности к легализации преступных доходов.

Представляется необходимым также внести изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в части предоставления Федеральной налоговой службе полномочий по проведению проверки достоверности представляемых для регистрации сведений, идентификации заявителей, при этом обязать учредителей лично являться в регистрирующий орган и давать подписку о законности намерений.  

10. Авторская позиция о том, что профилактика транснациональной легализации преступных доходов требует согласованных усилий разных стран, основанных на международных соглашениях глобального и регионального уровней, международных стандартах противодействия, разрабатываемых ФАТФ и другими международными организациями. В этой связи важнейшей задачей России является имплементация в национальное законодательство норм о предоставлении органу финансовой разведки полномочий по приостановлению финансовых операций, связанных с легализацией преступных доходов. 

11. Научное положение о том, что в условиях глобализации приоритетом в профилактике исследуемых преступлений должна быть унификация мер противодействия легализации преступных доходов в различных странах, в том числе в России, на основе 40 Рекомендаций ФАТФ по следующим направлениям: 1) законодательное определение и криминализация легализации преступных доходов; 2) установление перечня финансовых операций, подлежащих особому контролю (подозрительных операций); 3) введение требований идентификации клиентов, определение круга финансовых организаций, обязанных сообщать о таких операциях органу финансовой разведки; 4) законодательное ограничение банковской тайны; 5) установление ответственности за нарушение законодательства о противодействии легализации преступных доходов. Реализация таких новелл в национальном законодательстве позволяет обеспечить результативную международную правовую помощь по делам о легализации преступных доходов, в том числе в обнаружении и возврате из-за рубежа вывезенных преступных капиталов.  

12. Вывод автора о том, что наиболее оптимальным механизмом укрепления взаимодействия правоохранительных органов и Росфинмониторинга в вопросах оформления, передачи и рассмотрения материалов финансовой разведки является координационное совещание руководителей правоохранительных органов Российской Федерации с участием представителей Росфинмониторинга, обладающее правомочиями при выработке совместного решения предусмотреть порядок, согласно которому рассмотрение материалов Росфинмониторинга с признаками предикатного преступления и легализации преступных доходов должно производиться в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а в случаях, когда в материалах Росфинмониторинга содержатся сведения о сделках и финансовых операциях, имеющих признаки легализации преступных доходов, однако, нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, они должны направляться в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.

13. Вывод о том, что высокое качество следствия по делам о легализации преступных доходов, обеспечиваемое посредством установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию, позволяет не только выявлять факторы, способствующие отмыванию преступных доходов, но и решать задачи разрушения экономической базы преступности, минимизации возможностей ее развития и воспроизводства. При этом меры профилактического характера реализуются как по отдельным уголовным делам, так и по результатам анализа группы дел, проводимого в целях более широкого сбора информации о преступлениях и организации деятельности правоохранительных органов по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем. В отличие от профилактических мероприятий, осуществляемых по конкретному уголовному делу, профилактика, проводимая по группе дел, материалов, позволяет выявлять и устранять не индивидуальные обстоятельства, которые способствовали совершению конкретной легализации преступных доходов, а устойчивые негативные социальные факторы и процессы, влияющие на всю преступность данной категории.

14. Авторская позиция о том, что для устранения негативного влияния финансово-экономических кризисов на состояние законности в сфере экономики, усиливающих ее криминализацию, извлечение и легализацию преступных доходов, необходимо создание специальной системы правовых и организационных мер, направленных на преодоление острейших социальных проблем в кризисные периоды с целью достижения стабилизации в экономике и обществе, что позволит позитивно воздействовать на профилактику легализации преступных доходов.

15. Итоговое научное положение отражает авторскую позицию о том, что множественность сфер экономики, подверженных криминализации и извлечению преступных доходов, требует от органов государственного контроля объединения сил и средств, направленных на обеспечение комплексной, системной профилактики масштабной легализации преступных доходов. Для того чтобы все уполномоченные государственные органы (Росфинмониторинг, Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации) эффективно выполняли единые задачи противодействия легализации преступных доходов, вели в этом направлении активную профилактическую работу самостоятельно и в координации с другими контрольно-надзорными органами, необходимо в Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установить единый порядок государственного контроля с возложением на них обязанности профилактического противодействия легализации преступных доходов.

Список опубликованных работ
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки Российской Федерации:

1. Жубрин, Р.В. Расследование легализации преступных доходов// Законность. – 2006. – № 2. – С. 17–19. – 0,3 п.л.

2. Жубрин, Р.В. Правоохранительные органы и борьба против легализации преступных доходов// Закон. – 2006. – № 6. – С. 74– 82. – 0,5 п.л.

3. Жубрин, Р.В. Установление обстоятельств, способствующих легализации преступных доходов// Законность. – 2006. – № 10. – С. 19–21. – 0,3 п.л.

4. Жубрин, Р.В. Выявление легализации преступных доходов// Законность. – 2006. – № 12. – С. 14–16. – 0,4 п.л.

5. Жубрин, Р.В. Выявление прокурором легализации преступных доходов в сфере экономики// Законность. – 2007. – № 8. – С. 21–23. – 0,3 п.л.

6. Жубрин, Р.В. Совершенствование практики взаимодействия правоохранительных органов и Росфинмониторинга при выявлении и расследовании легализации преступных доходов// Законность. – 2007. – №11. – С. 36–38. 0,4 п.л.

7. Жубрин, Р.В. Квалификация легализации преступных доходов// Законность. – 2009. – № 1. – С. 23–27. – 0,3 п.л.

8. Жубрин, Р.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии легализации преступных доходов// Законность. – 2010. – №9. – С. 22-26. – 0,4 п.л.

9. Жубрин, Р.В. Меры по противодействию коррупции и легализации преступных доходов // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – 2010. – № 4. – С. 44–50. – 0,5 п.л.

10. Жубрин, Р.В. Противодействие транснациональной легализации преступных доходов// Вестн. Акад. экономич. безопасности. – 2011. – № 5. – С. 90–94. – 0,5 п.л.

11. Жубрин, Р.В. Надзор за исполнением законов о противодействии легализации преступных доходов органами государственного контроля (надзора) // Законность. – 2011. – № 10. – С. 9–13. – 0,4 п.л.

12. Жубрин, Р.В. Повышение эффективности уголовно-правовых средств борьбы с легализацией преступных доходов// Закон. – 2011. – № 9. – С. 80-85. – 0,6 п.л.

13. Жубрин, Р.В. Использование компаний, зарегистрированных в офшорных зонах, для незаконного вывода капитала из России / Р.В. Жубрин, О.В. Янчуркин // Криминологич. журн. Байкальск. гос. ун-та экономики и права. – 2011. – № 4 (18). – С. 56–62. – 0,6 п.л. Вклад автора – 0,3 п.л.

14. Жубрин, Р.В. Вопросы расследования легализации преступных доходов // Рос. следователь. – 2012. – № 1. – С. 13–14. – 0,5 п.л.

15. Жубрин, Р.В. Надзор за исполнением законов об оперативно-розыскной деятельности по делам о легализации преступных доходов // Законность. – 2013. – № 1. – С. 24–27. – 0,3 п.л.

16. Жубрин, Р.В. Состояние профилактики легализации преступных доходов// Рос. юстиция. – 2013. – № 1. – С. 34–39. – 0,4 п.л.

Монографии и научно-практические пособия:

17. Жубрин, Р.В. Противодействие легализации преступных доходов (зарубежный и российский опыт) / Р.В. Жубрин – Москва : АПКиППРО, 2010. – 20 п.л.

18. Жубрин, Р.В. Борьба с легализацией преступных доходов: теоретические и практические аспекты/ Р.В. Жубрин– М.: Волтерс Клувер, 2011. – 25 п.л.

19. Жубрин, Р.В. Профилактика легализации преступных доходов/ Р.В. Жубрин, А.Н. Ларьков– Москва : Юрлитинформ, 2012. – 22,5 п.л./17 п.л.

20. Жубрин, Р.В. Выявление легализации преступных доходов: науч.-методич. пособие / А.Н. Ларьков и др.; под ред. А.Н. Ларькова; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – Москва, 2010. – Соавторство не разделено.

21. Жубрин, Р.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства, направленного на противодействие легализации преступных доходов// Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики : сб. метод. материалов / Т.В. Ашиткова и др. ; рук. авт. коллектива О.С. Капинус ; ред. А.Э. Буксман ; Ген. прокуратура Рос. Федерации, Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – Москва : Мир энциклопедий Аванта+ ; Астрель, 2010. – 3 п.л.

22. Жубрин, Р.В. Прокурорский надзор за исполнением законов при выявлении и расследовании легализации преступных доходов / А.Н. Ларьков, Р.В. Жубрин; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – Москва, 2010. – Соавторство не разделено.

23. Жубрин, Р.В. Расследование легализации преступных доходов: методич. пособие / Р.В. Жубрин, А.Н. Ларьков; Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – Москва, 2011. – Соавторство не разделено.

24. Жубрин, Р.В. Анализ и оценка состояния законности в сфере экономики //Анализ состояния законности и правопорядка прокуратурами субъектов Российской Федерации: пособие / под общ. ред. О.С. Капинус / Н.Д. Бут, Н.В. Субанова и др. – Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – Москва, 2012. – 0,4 п.л.

Статьи в иных изданиях:

25. Жубрин, Р.В. Практика применения ст.ст. 174, 174.1 УК РФ при защите конституционной свободы экономической деятельности // Конституционные основы уголовного права : материалы I Всерос. конгр. по уголов. праву, посвящен. 10-летию Уголов. кодекса Рос. Федерации / Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Юрид. фак. – Москва : Проспект, 2006. – С. 190–192. – 0,3 п.л.

26. Жубрин, Р.В. Вопросы обеспечения экономической безопасности России в условиях финансового кризиса средствами прокурорского надзора и мерами противодействия легализации преступных доходов// Механизмы обеспечения экономической безопасности крупнейших государственных экономических и финансовых проектов России: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., Москва, 20 мая 2009 г. – Москва: Акад. экономич. безопасности МВД России, 2009. – С. 151–155. – 0,3 п.л.

27. Жубрин, Р.В. Повышение эффективности использования уголовно-правовых средств противодействия легализации преступных доходов // Уголовная политика в сфере обеспечения экономической безопасности российского государства и противодействия экономическим преступлениям: материалы Всерос. науч.- практ. конф. на тему: «Уголовная политика и ее реализация в противодействии экономическим и налоговым преступлениям», проведенной 26 декабря 2008 г. – Москва: Акад. экономич. безопасности МВД России, 2009. – С. 137–141. – 0,4 п.л.

28. Жубрин, Р.В. Совершенствование деятельности правоохранительных органов по борьбе с легализацией доходов организованной преступности // Актуальные проблемы борьбы с организованной преступностью в сфере экономики: материалы Междунар. науч.- практ. конф., г. Москва, 17 декабря 2009 г./ под общ. ред. А.Г. Хабибуллина. – Москва : Аккад. экономич. безопасности МВД России, 2010. – С. 132–136. – 0,4 п.л.

29. Жубрин, Р.В. Меры по повышению эффективности противодействия коррупции и связанной с ней легализации преступных доходов/ Меры по предотвращению коррупции и противодействию легализации доходов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности. Мировая и российская практика: сб. материалов Междунар. науч.- практ. конф., г. Казань, 15–16 апреля 2010 г. – Москва: Юриспруденция, 2011. – С. 103–110. – 0,4 п.л.

30. Жубрин, Р.В. Прокурорский надзор за исполнением законов о противодействии легализации преступных доходов органами государственного контроля (надзора) // Актуальные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов: сб. ст.: в 2 ч.. Ч. I / под общ. ред.: Н.Н. Карпова; науч. ред. И.В. Черепанова – Москва: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2011. – С. 109–116. – 0,4 п.л.

31. Жубрин, Р.В. Проблемы противодействия легализации преступных доходов // Инвестиционная безопасность Российской Федерации: правовое регулирование и применение экономических мер: материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. – Москва: Акад. экономич. безопасности МВД России, 2011. – С. 43–45. – 0,3 п.л.

32. Жубрин, Р.В. Проблемы имплементации в российское законодательство положений международных конвенций о противодействии легализации преступных доходов// Проблемы имплементации международных норм в области противодействия коррупции в российское законодательство: сб. материалов : в 2 ч. / Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – Москва, 2011. – Ч. 2. – С. 76–80. – 0,4 п.л.

33. Жубрин, Р.В. Совершенствование законодательства о профилактике легализации преступных доходов // Проблемы совершенствования законодательства и правоприменения в сфере предпринимательской деятельности: материалы Международного круглого стола (Москва, 27 сентября 2011 г.) / отв. ред.: В.В. Астанин, В.И. Радченко – Москва: РПА Минюста России, 2011. – С. 35–39. – 0,4 п.л.

34. Жубрин, Р.В. Противодействие легализации преступных доходов как виду криминального бизнеса // Преступность, национальная безопасность, бизнес / под общ. ред. проф. А.И. Долговой. – М. : Рос. криминологич. ассоциация, 2012. – С. 205–210. – 0,4 п.л.

35. Жубрин, Р.В. Совершенствование применения уголовно-правовых средств борьбы с легализацией преступных доходов в России // Материалы III совместного российско-германского круглого стола. Преступления в сфере экономики: российский и европейский опыт / отв. ред.: Г.А. Есаков, А.И. Рарог – Москва: Экслит, 2012. – С. 82–87. – 0,4 п.л.

36. Жубрин, Р.В. Состояние борьбы с преступностью экономической направленности // Уголовное право и современность: сб. ст. Вып. 4 Т. 1. – Москва: Юристъ, НИУ ВШЭ, 2012. – С. 252–256. – 0,4 п.л.

37. Жубрин, Р.В. Профилактика хищений и легализации преступных доходов в жилищно-коммунальной сфере // Библиотека уголовного права и криминологии. – 2013. – № 2. – С. 99–104. – 0,5 п.л.