- Изучение особенностей организации контроля процесса адаптивного физического воспитания позволяет обозначить и дополнить подлежащие контролю аспекты, необходимые для совершенствования существующей системы управления процессом адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I-V вида.
- Комплексный контроль процесса адаптивного физического воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-V вида дополнительно к традиционным компонентам: оценке теоретической и двигательной подготовленности учащихся, физического развития и функционального состояния их организма должен включать оценку:
- мотивации ребенка к занятиям физическими упражнениями;
- сопутствующих основному диагнозу заболеваний ребенка;
- внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на процесс физического воспитания.
- Контроль внутренних (опыт профессиональной деятельности педагога; уровень профессиональной компетентности руководителя; развитие системы дополнительного образования; квалификация специалистов ЛФК; мотивация учащихся к занятиям; материально-техническая база образовательного учреждения; системность повышения квалификации педагогов) и внешних (учебно-методическое обеспечение процесса АФВ; уровень здоровья первоклассников) факторов, влияющих на процесс адаптивного физического воспитания учащихся школ-интернатов I-V вида должен основываться на применении системного анализа, направленного на выявление наиболее изменяемых и последующей их коррекции для совершенствования образовательного процесса.
- Применение двухуровневой системы управления процессом адаптивного физического воспитания с установленной обратной связью на обоих уровнях, базирующейся на использовании комплексного контроля, приводит к увеличению эффективности образовательной деятельности специальных (коррекционных) учебных заведений I-V вида посредством повышения качества предоставляемой ими образовательной услуги.
- Разработанная система управления процессом адаптивного физического воспитания в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях России для учащихся с патологией сенсорной системы на основе комплексного контроля, оптимизируя процесс адаптивного физического воспитания, позволяет повысить результирующие показатели у учащихся школ-интернатов I-V вида.
1.Селитреникова, Т.А. Воспитание культуры здоровья у детей, имеющих особые образовательные потребности / Т.А. Селитреникова, С.Д. Антонюк, В.Н. Яковлев, И.В. Агафонов, С.А. Королев // Культура физическая и здоровье. – 2005. – № 2 (4). – С. 45-48.
2.Селитреникова, Т.А. Анализ показателей детской инвалидности в г. Тамбове и Тамбовской области за 2003-2007 гг. / Т.А. Селитреникова // Адаптивная физическая культура. – 2008. – № 4 (36). – С. 48-50.
3.Селитреникова, Т.А. Элементы комплексного контроля над процессом адаптивного физического воспитания детей с поражениями сенсорной системы / Т.А. Селитреникова // Вопросы современной науки и практики. – 2009. – № 5 (19). – С. 43-48.
4.Селитреникова, Т.А. Некоторые аспекты оценки личностных качеств и функционального состояния учителя физической культуры в специальной коррекционной школе-интернате системы / Т.А. Селитреникова // Вопросы современной науки и практики. – 2009. – № 12 (22). – С. 64-71.
5.Селитреникова, Т.А. Оценка функционального состояния кардио-респираторной системы учащихся с патологией органов сенсорной системы / Т.А. Селитреникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2011. – № 2 (72). – С. 172-177.
6.Селитреникова, Т.А. Аспекты контроля деятельности педагога специальной (коррекционной) школы-интерната I-V вида / Т.А. Селитреникова // Перспективы науки. – 2011. – № 2 (17). – С. 34-39.
7.Селитреникова, Т.А. Оценка профессиональной и личностной деятельности учителя физической культуры специального (коррекционного) образовательного учреждения I-V вида / Т.А. Селитреникова // Перспективы науки. – 2011. – № 3 (18). – С. 30-35.
8.Селитреникова, Т.А. Система контроля уровня теоретической подготовленности учащихся специальных (коррекционных) школ-интернатов I–V вида / Т.А. Селитреникова // Адаптивная физическая культура. – 2011. – № 2 (46). – С. 36-40.
9.Селитреникова, Т.А. Комплексная оценка адаптивного физического воспитания в школах-интернатах I-V вида / Т.А. Селитреникова // Культура физическая и здоровье. – 2012. – № 3 (39). – С. 101-104.
10.Селитреникова, Т.А. Управление процессом адаптивного физического воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении I-V вида / Т.А. Селитреникова // Адаптивная физическая культура. – 2012. – № 3 (51). – С. 22-24.
11.Селитреникова, Т.А. Комплексный контроль факторов, влияющих на процесс адаптивного физического воспитания в специальном (коррекционном) образовательном учреждении / Т.А. Селитреникова // Культура физическая и здоровье. – 2012. – № 5 (41). – С. 93-97.
Прочие публикации по теме диссертации:
12.Селитреникова, Т.А. Роль семьи в воспитании ребенка и формировании личности / Т.А. Селитреникова // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (15-17 апреля 2002 г.) / Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2002. – С. 31-32.
13.Селитреникова, Т.А. Влияние физического воспитания на здоровье подрастающего поколения / Т.А. Селитреникова // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (20-22 апреля 2003 г.) / Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2003. – С. 58-60.
14.Селитреникова, Т.А. Аспекты социально-педагогической деятельности в работе с детьми-инвалидами / Т.А. Селитреникова, С.Н. Селезнева // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (20-22 апреля 2003 г.) / Волгоград. гос. пед. ун-т. – Волгоград, 2003. – С. 122-124.
15.Селитреникова, Т.А. Психолого-педагогические аспекты социализации и приобщения к занятиям спортом детей с ограниченными возможностями / Т.А. Селитреникова // Спорт и здоровье. Первый международный научный конгресс 9-11 сентября 2003 года. Россия, Санкт-Петербург : материалы конгресса в двух томах. Т. 2 / Гос. ком. РФ по физ. культуре и спорту, С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. – СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2003. – С. 71-74.
16.Селитреникова, Т.А. Особенности показателей внешнего дыхания у школьников младших классов / Т.А. Селитреникова, Э.М. Османов, Г.И. Дерябина // VIII Державинские чтения : материалы научной конференции преподавателей и аспирантов / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2003. – С. 83-85.
17.Селитреникова, Т.А. Влияние занятий спортом на физическое развитие подрастающего поколения / Т.А. Селитреникова, Г.И. Дерябина // Современные проблемы физической культуры и спорта : материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. / Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена. – СПб., 2003. – С. 43-44.
18.Селитреникова, Т.А. Малоподвижный образ жизни – фактор риска развития заболеваний / Т.А. Селитреникова // IC Державинские чтения : материалы научной конференции преподавателей и аспирантов / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2004. – С. 110-112.
19.Селитреникова, Т.А. Инвалидность в России и Тамбовской области в настоящее время / Т.А. Селитреникова // Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 11-12 марта 2004 г. / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2004. – С. 146-148.
20.Селитреникова, Т.А. Влияние физического воспитания инвалидов и детей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы на их психическое и физическое состояние / Т.А. Селитреникова // Физическая культура и спорт – основа здорового образа жизни : материалы Всерос. науч.-практ. конф. 26-27 апреля 2004 г. / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина, Ин-т физ. культуры и спорта. – Тамбов, 2004. – С. 95-99.
21.Селитреникова, Т.А. Медицинские аспекты инвалидности детей / Т.А. Селитреникова, Г.И. Дерябина // C Державинские чтения : материалы научной конференции преподавателей и аспирантов / Тамбовский гос. ун-т им. Г.Р. Державина. – Тамбов, 2005. – С. 140-143.
22.Селитреникова, Т.А. Влияние методик физической реабилитации на организм ребенка, имеющего сердечно-сосудистое заболевание / Т.А. Селитреникова // Состояние и проблемы волонтерского движения в сфере адаптивной физической культуры : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Витебск, 8 октября 2006 г.). – Витебск, 2006. – С. 47-49.
23.Селитреникова, Т.А. Практико-деятельностные аспекты функционирования специальных (коррекционных) учебных заведений / Т.А. Селитреникова // Формирование гражданского общества в России: проблемы и перспективы : материалы Межрегион. науч.-практ. конф., 31 марта 2009 г. / Тамбовский филиал Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. – Тамбов, 2009. – С. 63-65.
24.Селитреникова, Т.А. Аспекты оценки функционального состояния организма учащихся специальных школ I-V вида / Т.А. Селитреникова // Прогрессивные технологии и перспективы развития : материалы II-ой Международной науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых, 22 июня 2010 г. / Тамбовский филиал Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. – Тамбов, 2010. – С. 86-89.
25.Селитреникова, Т.А. Инновационные аспекты процесса оценки качества физического воспитания / Т.А. Селитреникова // Формирование инновационного потенциала как фактор развития региона : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 28 мая 2010 г. / Тамбовский филиал Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. – Тамбов, 2010. – С. 236-239.
26.Селитреникова, Т.А. Управление в системе образования на примере специальных (коррекционных) учебных заведений I-V видов / Т.А. Селитреникова // Российское трансформирующееся общество: культура, экономика, управление, право : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 17 апреля 2011 г. / Второй Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Тамбов, 2011. – С. 73-76.
27.Селитреникова, Т.А. Современное состояние заболеваемости и инвалидизации детского населения Тамбова и Тамбовской области / Т.А. Селитреникова // Город в современном пространстве: культура, политика, экономика, право : материалы Всерос. науч.-практ. конф., 4 июня 2011 г. / Второй Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Тамбов, 2011. – С. 121-125.
28.Селитреникова, Т.А. Контроль аспектов адаптивного физического воспитания учащихся специальных (коррекционных) образовательных учебных заведений I-V вида / Т.А. Селитреникова // Актуальные процессы и инновационные технологии развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : материалы Всерос. науч. конф., 28-30 ноября / Иркутский гос. тех. ун-т. – Иркутск, 2012. – С. 28-32.
29.Селитреникова, Т.А. Функциональные пробы как способ оценки состояния здоровья школьников с патологией сенсорной системы / Т.А. Селитреникова // Модернизация образования в современном мире: от теории к практике : материалы I Всерос. заочной науч.-практ. конф. 17-18 апреля 2012 г. / Тамбовский институт социальных технологий. – Тамбов, 2012. – С. 142-144.
30.Селитреникова, Т.А. Отношение школьников с патологией органов сенсорной системы к внеурочным занятиям физическими упражнениями / Т.А. Селитреникова // Проблемы современной науки и образования. – 2012. – № 4 (14). – С. 78-81.
31.Селитреникова, Т.А. Управление в сфере адаптивного образования / Т.А. Селитреникова // Повышение эффективности муниципального управления в условиях реформирования: опыт, проблемы, перспективы : материалы II Междунар. науч.-практ. конф., 27 декабря 2012 г. / Второй Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Тамбов, 2012. – С. 92-96.
32.Селитреникова, Т.А. Мотивация к занятиям физической культурой учащихся специального (коррекционного) образовательного учреждения I-V вида / Т.А. Селитреникова // Россия и Европа: связь культуры и экономики : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Прага, 27-29 сентября 2012 г.). – Прага : Изд-во «WORLD PRESS», 2012. – Ч. 1. – С. 174-177.
33.Селитреникова, Т.А. Стратегический анализ в деятельности школ-интернатов I-IV вида / Т.А. Селитреникова // Актуальные процессы и инновационные технологии развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни : материалы Всерос. науч. конф., 14-16 января 2013 г. / Иркутский гос. тех. ун-т. – Иркутск, 2013. – С. 67-72.
34.Селитреникова, Т.А. Стратегический анализ в теории управления и образовательном процессе / Т.А. Селитреникова // Управление и общество: инновационное развитие регионов : материалы VIII Всерос. науч.-практ. конф., 24 апреля 2013 г. / Первый Тамбовский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. – Тамбов, 2013. – С. 74-78.
35.Селитреникова, Т.А. Контроль как функция управления / Т.А. Селитреникова // Модернизация образования в современном мире: от теории к практике : материалы Междунар. науч.-практ. конф. 30-31 марта 2013 г. / Тамбовский институт социальных технологий. – Тамбов, 2013. – С. 70-73.
Монографии:
36.Селитреникова, Т.А. Аспекты управления процессом адаптивного физического воспитания детей с поражениями сенсорной системы : монография / Т.А. Селитреникова. – Тамбов : Изд. центр «ЮЛИС», 2011. – 190 с.
37.Селитреникова, Т.А. Физическая реабилитация школьников с особыми образовательными потребностями : монография / Т.А. Селитреникова. – Тамбов : Изд. центр «ЮЛИС», 2011. – 140 с.
38.Селитреникова, Т.А. Комплексный контроль адаптивного физического воспитания школьников : монография / Т.А. Селитреникова. – Saarbrücken : LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. – 290 с.