Научная тема: «КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО-ВОЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Социологическая интерпретация гражданско-военных отношений - многоуровневой системы взаимообусловленных связей между военной организацией, государством и обществом - отражает разнонаправленные векторы понимания данного концепта. Первый вектор концептуализации гражданско-военных отношений связан с процессами институциализации, благодаря которым в системе гражданско-военных отношений появились новые социальные институты - военно-социальной работы, альтернативной гражданской службы, военного духовенства. Процесс институциализации перманентен, зависит от влияния на армию глобализации, модифицирующихся угроз, характера трансакционных издержек, степени хабитуализации. Второй вектор отражает уровень профессионализации армии и ее трансформации в связи с перепрофилированием функционального назначения военнослужащих при переходе ролевой модели воина-героя к воину-миротворцу; изменением мотивационных выборов профессии военного; модификации гендерной структуры вооруженных сил и последующих изменений в уставных и неуставных системах регулирования внутри-войсковой жизни. Третий вектор связан с последствиями войн, которые проявляются в инвайронментальных, психологических, социальных изменениях структуры общества, выстраивая шкалы неравенств между военнослужащими и гражданским населением. Участники вооруженных конфликтов попадают в зону законодательной фрагментарности, противоречий декларируемых и реальных практик социальной защиты.
  2. Армия представляет собой аутопойетическую систему, воплощаясь в паттерне военной организации, в котором разноуровневые элементы системы институциализируются и обеспечивают процесс воспроизводства за счет рекрутирования гражданского населения, развития вооружения, новых способов ведения боевых действий, принятой в обществе модели гражданско-военных взаимодействий. Функционалистский подход фиксирует процесс модернизации вооруженных сил в интересах государства и в соответствии с международными нормами и ценностями с целью обеспечения социальной безопасности. Конструктивистский подход объясняет систему взаимодействий между армией, политиками и гражданским обществом через распределение ресурсов, что приводит к регулированию уровня милитаризации общества. Критическая социальная теория определяет различные виды неравенств в разноуровневых взаимодействиях армии и общества. Комбинация данных подходов в интегральной парадигме сосредоточивает в себе объяснительный потенциал различных моделей гражданско-военных отношений, встроенных в общий национальный контекст социальной политики.
  3. Классические и современные теоретико-методологические подходы к изучению взаимодействия армии и общества открывают перспективы использования концепции трансграничности гражданско-военных отношений, предполагающей расширение границ социальной ответственности силовых структур до международного уровня обеспечения безопасности. При этом на постсоветском социальном пространстве гражданско-военные отношения сосредоточены на реформировании и создании мобильной, боеспособной армии, в том числе через трансформацию военного профессионализма, в западных странах - на ограничении политизации вооруженных сил. Категория трансграничности способствует изменению всей системы гражданско-военных отношений, поскольку возникает потребность не только в демократическом контроле над армией на внутригосударственном уровне, объединяющем обе модели гражданско-военных отношений, но и над деятельностью наднациональных военно-политических организаций на международном уровне.
  4. Профессионализация военных в системе гражданско-военных отношений имеет сложную структуру и уровни понимания. На макроуровне происходит институциализация армии и выделение уникальных компетенций, которые на практике реализуют офицеры, обретая социальный престиж и монополизируя свою нишу на рынке труда. Не только государство, но и мировое сообщество становится потребителем услуг обеспечения безопасности, что дает офицерскому корпусу кредит доверия и большие преференции в области социальной политики. На мезоуровне под действием процессов глобализации и модифицирующихся угроз осуществляется реорганизация внутреннего устройства военной организации, что связано с поддержанием автономности и воспроизводством этических кодов, способствующих социальной сплоченности военнослужащих. Элитарность группы подтверждается социальной закрытостью через передачу военнослужащим права контролировать распространение своего экспертного знания, при этом гражданское общество, используя социальный контроль, не позволяет осуществить милитаризацию общества. На микроуровне идеология профессионализации проявляется в межличностных и межгрупповых отношениях, выставляющих (прерогативный подход) или разрушающих (прагматический подход) границы между гражданским и военным социумами. В соответствии с этой многоуровневой структурой современный офицерский корпус представляет собой бюрократически институциализированное профессиональное сообщество, обладающее ответственностью за обеспечение национальной и международной безопасности; социальной солидарностью, основанной на действии уставов и воинской этике; ролевой мобильностью, позволяющей армии трансформировать свои профессиональные задачи в соответствии с угрозами и ожиданиями граждан; набором привилегий перед гражданским населением, зафиксированным в социальном законодательстве.
  5. Военнослужащие своей особой миссией обеспечения национальной, а в условиях глобализации - планетарной безопасности претендуют на эксклюзивное положение, отличающее их от гражданских людей, при этом симбиоз гражданского и военного социумов в процессе перепрофилирования функционального назначения армии, наоборот, способствует социальной инклюзии офицерского корпуса. Гражданско-военные отношения выстраиваются через сравнительную перспективу, обостряя проблему социальных неравенств при взаимной оценке потенциальных возможностей и реальном доступе гражданского населения и военнослужащих к ценным благам и ресурсам - материальному достатку, власти, престижу, образованию. Социальные неравенства фиксируются между риск-производителями и риск-потребителями в военном и гражданском социумах; между гражданским населением, попавшим в зону боевых действий, и комбатантами; между военнослужащими внутри военной организации, чей доступ к ресурсам зависит от оценки войны обществом, статусным положением в иерархической системе тотального института, вида полученной в ходе военной операции травмы.
  6. Структурации гражданско-военных отношений способствует военно-социальная политика, имманентно обеспечивающая распределение ресурсов между армией и обществом. В системе гражданско-военных отношений социальная политика выступает в ряде форм: компенсации, которую риск-производители предоставляют риск-потребителям; социального контроля гражданского общества и политиков над деятельностью военнослужащих; поддержания эксклюзивного статуса военнослужащих, выполняющих миссию обеспечения национальной и планетарной безопасности. В широком смысле военно-социальная политика - это деятельность государства и различных социальных институтов по обеспечению социального благополучия военнослужащих через предоставление равных стартовых возможностей с гражданским населением в обладании ресурсами, повышающими качество жизни, уровень благосостояния, восходящую социальную мобильность и развитие человеческого капитала. В узком смысле - это инструмент социального контроля государства, гражданского общества, наднациональных организаций над деятельностью силовых структур через механизмы распределения ресурсов как между гражданским населением и военнослужащими, так и внутри вооруженных сил. Военнослужащие получают дивиденды от своей риск-профессии, заключив с государством и гражданским обществом социальный контракт, благодаря которому за поддержание мира им полагаются привилегии, достаток и престиж.
  7. Социальная политика выступает одним из инструментов конструирования патриотизма, представляющего собой структурный компонент социальной идентификации личности, основанный на гражданском самосознании, социальной ответственности, взаимном уважении, социальной сплоченности, принципах социальной инклюзии и равных возможностей, поддержании глобального порядка. Военная составляющая современного патриотизма связана с функциями обеспечения безопасности в трансграничных гражданско-военных отношениях при одновременном ограничении имперских экспансий. По результатам исследования на формирование представлений старшеклассников о патриотизме оказывают влияние различные агенты социализации: семья, школа, военно-патриотические клубы, средства массовой информации. В школах и патриотических клубах с советских времен остается практика ориентации подростков на армейскую службу; журналисты, общественные деятели конструируют патриотизм через приемы драматизации; в семье порой продвигаются ценности, альтернативные исполнению воинского долга. Социальный портрет патриота, смоделированный старшеклассниками, - это человек, любящий свою Родину, готовый ради нее к самопожертвованию, занимающий активную гражданскую позицию, способный критиковать действия властей, независимый в выборе художественных и литературных предпочтений, знающий историю и гимн страны. Значимой характеристикой является возможность покидать Россию с целью заработка.
  8. Маршруты выбора военной карьеры связаны с влиянием семьи (продолжение династии, воплощение родительской мечты, социальный капитал родственников); романтическими ожиданиями (воздействие пропаганды, масс-медийных образов); гендерными стереотипами (армейская служба как элемент инициации мужчин); военно-патриотическим воспитанием (долг перед Родиной); вынужденным выбором (избежание безработицы, минимизация возможности участия в боевых действиях в качестве солдат); материальными выгодами (высокая зарплата, казенный кошт). В отличие от советского времени, когда выбор профессии военного обеспечивался системой военно-патриотического воспитания, сегодня большая часть мотивационных критериев связана с реализацией социальной политики в армии, позволяющей военным претендовать на особое социальное положение по сравнению с гражданским населением. Современные реформы активизируют лифты вертикальной социальной мобильности для военнослужащих, а их профессия снова становится конкурентоспособной. Декларируемые преференции (многократное увеличение заработной платы; обеспечение квартирами и различными гарантиями, начиная от раннего выхода на пенсию и заканчивая медицинским обслуживанием) позволят продолжить тенденцию привлечения в армию гражданского населения.
  9. Переход к контрактному способу комплектования вооруженных сил трансформирует существующие гендерные пропорции: при падении социального статуса военнослужащих доступ женщин к военной службе расширяется, а при улучшении статусных позиций - сужается. Гендерное равноправие в войсках носит декларативный характер, на практике мужчины-военнослужащие не воспринимают женщин в качестве профессионалов, что приводит к конфликтам и нарушениям эффективного взаимодействия. В основе конфликтных ситуаций находятся как гендерные стереотипы, связанные с повсеместными практиками эксклюзии женщин из силовых социальных институтов, так и последствия тотальных нарушений прав военнослужащих, обусловленные слабым обеспечением воинских частей человеческими ресурсами, нарушениями принципов справедливости при распределении благ, непрозрачной системой поощрений и наказаний. Ресурсом для разрешения возникающих в армейской среде конфликтов является военно-социальная политика, способствующая воспроизводству социального потенциала как мужчин, так и женщин, реализации принципов социальной сплоченности в армии, гуманизации воинской службы, соблюдению равных прав в системе гражданско-военных отношений.
  10. Ранжирование социальных проблем военнослужащих выявило приоритет трудностей материального характера: низкое денежное довольствие, неудовлетворительное жилищное обеспечение, недостаточное соблюдение социальных гарантий. Решение данных проблем повышает уровень потенциальных возможностей военнослужащих, увеличивая привлекательность службы в армии и уверенность в благополучии членов семей. Низкий уровень удовлетворенности воинской службой, выявленный в результате анкетного опроса военнослужащих, связан с материальным обеспечением воинской части, фактами нарушения прав со стороны начальства, регулярными стрессовыми ситуациями на рабочем месте. Он является маркером кризиса в армейской системе, указывающим на необходимость пересмотра стратегии реформирования системы военно-социальной политики в отношении кадрового офицерского корпуса и граждан, уволенных с военной службы.
  11. В российской военно-социальной политике эксклюзивное положение занимают ветераны Великой Отечественной войны. Их социальная поддержка выполняет не только функцию патриотического воспитания, но и аккумулирует в себе идеологическую составляющую патернализма в советское время и нео-либерализма в современной России. Интегрирование бывших фронтовиков в мирный социум происходило дифференцированно и зависело от конкретного исторического периода: военное время и поствоенное восстановление страны; брежневское правление; перестройка и постперестроечный период; современный этап. Ветераны имеют самый большой в стране набор льгот и гарантий, обладают привилегированным статусом, закрепленным в нормативно-правовой базе и в символическом пространстве гражданско-военных отношений. Социальный статус ветеранов Второй мировой войны в США также высокий, но он не стал кодифицированным символом патриотизма и гражданственности, как в России. Основные направления американской социальной политики зафиксированы в программах по профессиональной переподготовке, гарантированных кредитах на жилье и организацию собственного бизнеса, пособиях по безработице, что позволило бывшим фронтовикам стать представителями среднего класса.
  12. Компаративный анализ американской и российской ветеранской политики показал, что уровень социальной поддержки комбатантов зависит от экономического благосостояния страны, политических приоритетов, отношения населения к войне. Негативные оценки боевых действий во Вьетнаме (США) и Афганистане (СССР) со стороны гражданского общества детерминировали протестные движения со стороны ветеранов, отстаивающих для себя привилегии в качестве риск-потребителей. Общей проблемой комбатантов являлась борьба за официальное признание «военного синдрома», результатом которой стала, с одной стороны, стигматизация ветеранов как «нездоровых людей», с другой - возможность претендовать на особый статус, подтвержденный льготами и гарантиями. Механизмы социальной поддержки в обеих странах реализуются через реабилитационные программы, ориентированные на жилищное субсидирование, переподготовку, помощь в трудоустройстве, пенсионное обеспечение. В России в отличие от американского опыта наблюдается слабый уровень информационного обеспечения комбатантов в области социальной политики, минимизация консультативных пунктов, отсутствие единой информационной базы для поиска однополчан и программ по социальной поддержке участников боевых действий, попавших в сложные жизненные обстоятельства.
  13. В условиях перманентной террористической угрозы, придавшей гражданско-военным отношениям характер трансграничности, сформировалась новая группа риск-потребителей - участников контртеррористических операций, которые наряду с остальными категориями ветеранов претендуют на привилегированный социальный статус, опосредованный мерами социальной политики. После возвращения из зоны вооруженных конфликтов они испытывают риски, связанные с негативными оценками целедостижения боевых действий со стороны как гражданского общества, так и самих представителей силовых структур, служивших на Северном Кавказе; уровнем удовлетворенности комбатантов своим участием в операциях; социально-психологическими проблемами реадаптации к поствоенному социальному пространству; настороженным отношением гражданского населения к военнослужащим, пережившим сверхстрессовые условия боевых действий. Социальные границы памяти выступают базисом идентичности участников боевых действий, имеющих сходный жизненный опыт и болезненные воспоминания о военных событиях, а также задают вектор социальной напряженности в случае непреодоленной травмы от вооруженных конфликтов в системе гражданско-военных отношений.
  14. Агентом военно-социальной политики является социальный работник, призванный защищать гражданские права, быть независимым от воли командования, отстаивать принципы гуманизма, что сложно реализовать в условиях военной организации. Он не просто осуществляет функции социальной защиты военнослужащих, но и является инструментом контроля «дисциплинарной власти», для которой важно иметь в союзниках силовые структуры. Для американских и российских вооруженных сил актуальны общие проблемы разделения ответственности между гражданскими и военными специалистами по социальной работе и соотношения независимости их экспертного знания с принципом армейской субординации. В армии США наблюдается своеобразный перекос в пользу «клинической социальной работы», фокусирующей внимание на последствиях участия в боевых действиях. В российской армии социальный работник становится интегрированным образом всех «помогающих» профессий. Профессионализации военно-социальной работы в России мешают барьеры, связанные с частичной потерей альтруизма как одного из критериев эксклюзивности профессиональных групп; низким уровнем доверия со стороны военнослужащих; сложностями специального образования, основанными на мифе об опыте службы в армии, заменяющем компетентностный подход.
Список опубликованных работ
Монографии, главы в коллективных монографиях

1.Суркова И.Ю. Социальная политика в системе гражданско-военных отношений / И.Ю. Суркова. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013. 376 с. (23,5 п.л.). ISBN 978-5-903360-84-0

2.Суркова И.Ю. Патриотизм и социальная безопасность: потенциал сплоченности современного российского общества / И.Ю. Суркова // Человеческое существование в условиях социальной модернизации / под ред. Н.В. Омельченко. Волгоград: Волгогр. науч. изд-во, 2012. 447 с. (26 п.л. / 1,1 п.л.). ISBN 978-5-906081-19-3

3.Суркова И.Ю. Национальные проекты и реформы 2000-х годов: модернизация социальной политики / Е.Р. Ярская-Смирнова, В.Н. Ярская, И.Ю. Суркова и др.; под ред. Е.Р. Ярской-Смирновой, М.А. Вороны. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2009. 278 с. (17,5 п.л. / 1 п.л.).

ISBN 978-5-903360-18-5

4.Суркова И.Ю. Социальная политика в армии: гендерный контекст / И.Ю. Суркова. Саратов: Научная книга, 2006. 204 с. (12,75 п.л.).

ISBN 5-9758-0179-6

5.Суркова И.Ю. Социальная антропология насилия / В.Н. Ярская, В.В. Щебланова, И.Ю. Суркова и др.; под ред. В.Н. Ярской. Саратов: СГТУ, 2005. 116 с. (7,25 /1,5 п.л.). ISBN 5-7433-1512-4

6.Суркова И.Ю. Демографические процессы в современном обществе: практика и политика / В.Н. Ярская, Е.Р.Ярская-Смирнова, И.Ю. Суркова и др.; под ред. П.В. Романова. Саратов: Научная книга, 2005. 260 с. (15,11 п.л. / 1,6 п.л.). ISBN 5-93888-721-6

Работы в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки Российской Федерации

7.Суркова И.Ю. «Есть такая профессия Родину защищать»: мотивационные предпочтения выбора карьеры военного / И.Ю. Суркова // Мир России. 2013. №2. С. 107-125 (1,4 п.л.) ISSN 1811-038X

8.Суркова И.Ю. Социальная ситуация участников контртеррористических действий: непреодоленные риски / И.Ю. Суркова, В.В. Щебланова // Социологические исследования. 2013. №6. С. 25-31 (0,8 п.л. / 0,4 п.л.) ISSN 0132-1625

9.Суркова И.Ю. Контртеррористические действия: мотивация, оценки и прогнозы / И.Ю. Суркова, В.В. Щебланова // Политические исследования. 2013. №3. С. 126-136 ISSN 0321-2017 (1 п.л./ 0,5 п.л.)

10.Суркова И.Ю. Социальная инклюзия и сплоченность как принципы формирования современного российского патриотизма / И.Ю. Суркова // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. Социология и социальные технологии. 2012. №3 (18). С. 160-167 (0,8 п.л.) ISSN 1998-9946

11.Суркова И.Ю. Гражданская и военная социальная работа в США / И.Ю. Суркова // США и Канада: экономика, политика, культура. 2012. №11. С. 106-117 (1 п.л.) ISSN 0321-2068

12.Суркова И.Ю. Стратегии интеграции женщин в вооруженные силы: гендерное табу против военной тактики / И.Ю. Суркова // Женщина в российском обществе. 2012. №4. С. 3-14 (1 п.л.) ISSN 1992-2892

13.Суркова И.Ю. Удовлетворенность воинской службой в российской армии: факторы и перспективы / И.Ю. Суркова // Социологические исследования. 2012. №3. С. 96-103 (1 п.л.) ISSN 0132-1625

14.Суркова И. Ю. Глобализация милитаризма: риски и последствия войны / И.Ю. Суркова // Журнал исследований социальной политики. 2012. Т. 10. № 1. С. 132-138 (0,5 п.л.) ISSN 1727-0634

15.Суркова И.Ю. Социальный статус ветеранов вьетнамской войны: отношение общества и социальная защита / И.Ю. Суркова // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. №4. С. 164-180 (1 п.л.) ISSN 1029-8053

16.Суркова И.Ю. Гражданско-военные отношения: функциональное назначение и перспектива развития / И.Ю. Суркова // Журнал исследований социальной политики. 2011. Т. 9. № 3. С. 424-427 (0,5 п.л.) ISSN 1029-8053

17.Суркова И.Ю. Жилищное обеспечение военнослужащих: перспектива реализации национального проекта / И.Ю. Суркова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки. 2011. №2 (22). С. 55-61 (0,8 п.л.) ISSN 1811-5942

18.Суркова И.Ю. Воины-афганцы: статус, меры социальной поддержки / И.Ю. Суркова // Человек. 2011. № 3. С. 159-168 (0,8 п.л.) ISSN 0236-2007

19.Суркова И.Ю. Социальная защита ветеранов Великой Отечественной войны: юбилейная забота или помощь каждый день / И.Ю. Суркова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. №1 (52). С. 297-305 (0,7 п.л.) ISSN 1999-8341

20.Суркова И.Ю. Ветераны. Жизнь после Победы / И.Ю. Суркова // Человек. 2010. №5. С. 150-160 (1 п.л.) ISSN 0236-2007

21.Суркова И.Ю. Система социальной защиты участников Великой Отечественной войны в СССР / И.Ю. Суркова // Социология. Журнал РСА. 2010. №2. С. 4-17 (1 п.л.) ISSN 1812-9226

22.Суркова И.Ю. «Дар войны» или испытание человеческого духа: социальное конструирование военного синдрома / И.Ю. Суркова, Е.С. Щеглова // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2010. №2 (45). С.312-318 (0,73 п.л./ 0,37 п.л.) ISSN 1999-8341

23.Суркова И.Ю. Динамика проявлений военного синдрома: структурно-функционалистская перспектива / И.Ю. Суркова, Е.С. Щеглова // Вестник Поволжской академии государственной службы. 2010. № 22 (1). С.145-150 (0, 3 / 0,15 п.л.) ISSN 1682-2358

24.Суркова И.Ю. Гражданский контроль и профессиональная армия: эволюция отношений / И.Ю. Суркова // Социологические исследования. 2009. №12. С.142-145 (0,5 п.л.) ISSN 0132-1625

25.Суркова И.Ю. Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках / И.Ю. Суркова // Социологические исследования. 2008. №12. С.104-112 (1 п.л.) ISSN 0132-1625

В академических периодических изданиях

26.Суркова И.Ю. Особенности социальной работы в армиях США и России: различные истоки, общие проблемы / И.Ю. Суркова // Отечественный журнал социальной работы. 2013. №1. С. 139-148 (1 п.л.) ISSN 5-316-0005-6

27.Суркова И.Ю. Межсекторное взаимодействие в адаптации граждан, уволенных с военной службы / И.Ю. Суркова // Отечественный журнал социальной работы. 2008. №2. С.54-60 (0,5 п.л.) ISBN 5-316-0005-6

28.Суркова И.Ю. Система военно-патриотического воспитания в российской школе / И.Ю. Суркова // Доклады Академии военных наук. 2008. №1 (30). С. 192-198 (0,5 п.л.) ISSN 1728-2454

29.Суркова И.Ю. Модели социальной работы в армии / И.Ю. Суркова // Отечественный журнал социальной работы. 2006. №2. С. 23-31 (0,65 п.л.) ISBN 5-316-0005-6

В зарубежных изданиях

30.Surkova I. Accommodation and Housing Problems of Servicemen in Russian Army / I. Surkova // Russian Sociology in Turbulent Times / ed. by V.A. Mansurov. Moscow-Geneva: RSS. 2011. P. 549-552. (0,3 п.л.) ISBN 978-5-904804-05-3

31.Surkova I. Social Problems in the Russian Army within the Framework of Social Work / I. Surkova // Journal of Comparative Social Work. Norway, Bodoe. 2010. № 2 // www.jcsw.no (1 п.л.) ISSN 0809-9936

32. Суркова И.Ю. Военно-патриотическое воспитание подростков в современной России / И.Ю. Суркова // Евразийское сообщество: общество, политика, культура. Казахстан, Алматы. 2007. №2. С. 142-148 (0,5 п.л.)

33.Суркова И.Ю. Женщины на защите Отечества / И.Ю. Суркова // Женщина. Образование. Демократия / под ред. Г.И. Шатон. Минск: ЭНВИЛА-М, 2001. 416 с. С.301-304 (0,25 п.л.) ISBN 985-6517-17-6

В материалах международных и российских конференций

34.Суркова И.Ю. Социальные гарантии для военнослужащих: дилеммы потенциальных возможностей (на примере жилищного обеспечения) / И.Ю. Суркова // Современная социология современной России: сб. ст. Всерос. конф. М.: НИУ ВШЭ, 2012. Электрон. ресурс (1 п.л.) ISBN 978-5-904804-08-4

35.Суркова И.Ю. Противодействие вооруженному экстремизму в системе национальной безопасности российского государства / И.Ю. Суркова // Социально-политические, гендерные и политические аспекты противодействия экстремистской деятельности: сб. ст. Междунар. конф. Кемерово: Изд-во Кемеров. гос. ун-та, 2011. С. 95-100 (0,5 п.л.) ISBN 978-5-8353-1224-5

36.Суркова И.Ю. Специфика групповой социальной работы с военнослужащими срочной службы / И.Ю. Суркова // Актуальные проблемы социальной работы XXI века: сб. ст. Межрегион. науч.-практ. конф. / под. ред. В.Н. Пушиной. Иваново: Изд-во Иванов. гос. ун-та, 2010. С. 105-109 (0,5 п.л.) ISBN 978-5-7807-0816-2

37.Суркова И.Ю. Система профориентационной работы военной направленности в социально-историческом контексте / И.Ю. Суркова // Профессиональная ориентация молодежи в современных социально-экономических условиях: состояние, проблемы, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е.Ю. Пряжниковой. Славянск-на-Кубани: СГПИ, 2009. С. 136-141 (0,3 п.л.) ISBN 978-5-902524-75-5

38.Суркова И.Ю. Социальная защита военнослужащих в советский период / И.Ю. Суркова // Историческая память и общество: эпохи, культуры, люди: материалы науч. конф. / под ред. А.Н. Галямичева. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. С. 174-179 (0,3 п.л.) ISBN 978-5-292-03805-4

39.Суркова И.Ю. Факторы адаптации военнослужащих в армейском социальном пространстве / И.Ю. Суркова // Материалы III Социологического Конгресса: Электрон. ресурс. М.: Инст-т социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. (0,2 п.л.). ISBN 978-5-89697-157-3

40.Суркова И.Ю. Конфликты в воинском коллективе: гендерные установки мужского сообщества / И.Ю. Суркова // Социальные проблемы труда в условиях перехода к инновационному развитию общества. СПб.: СПб. гос. ун-т, 2008. С. 543-549 (0,4 п.л.) ISBN 978-5-288-04607-0

41.Суркова И.Ю. Интолерантные межэтнические отношения в российской армии / И.Ю. Суркова // VII конгресс этнографов и антропологов России: доклады и выступления. Саранск: НИИ гуманит. наук при Правительстве Республики Мордовия, 2007. С. 473 (0,1 п.л.) ISBN 978-5900029-34-4

42.Суркова И.Ю. «Кровные деньги»: социологический анализ армейских проблем / И.Ю. Суркова // Сорокинские чтения: Российское общество и вызовы глобализации: тезисы докладов I Всерос. науч. конф. М.: Альфа-М, 2005. Т.3. С. 427-430 (0,2 п.л.) ISBN 5-98281-155-6

43.Суркова И.Ю. Профессия военный: женщинам – деньги, мужчинам – романтика / И.Ю. Суркова // Вторые забайкальские социологические чтения: материалы конф. Ч.1. Чита: ЧитГУ, 2004. С. 198-207 (0,4 п.л.) ISBN 5-9293-0004-6

44.Суркова И.Ю. Реформирование армии и демографическая политика в Российской Федерации / И.Ю. Суркова // Актуальные проблемы демографической политики / под ред. П.В.Романова. Саратов: Научная книга, 2004. С.135-144 (0,5 п.л.) ISBN 5-93888-418-7

45.Суркова И.Ю. Особенности социального статуса женщин в российской армии / И.Ю. Суркова // Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе. В 3 т. Т.2. М.: Альфа-М, 2003. С. 439-441 (0,2 п.л.) ISBN 5-98281-013-4

46.Суркова И.Ю. Социально-политические аспекты реформирования российской армии / И.Ю. Суркова // Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики: материалы науч.-практ. конф. Саратов: ПАГС, 2002. С. 238-241 (0,3) ISBN 5-8180-0107-5

В других изданиях

47.Суркова И.Ю. Военно-социальная работа в России: от замполитов к омбудсменам / И.Ю. Суркова // Профессии социального государства / под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой. М.: ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2013. С. 271-292 (1 п.л.). ISBN 978-5-903360-76-5

48.Суркова И.Ю. Гендерная дискриминация в армейском социуме / И.Ю. Суркова // Гендерная дискриминация: проблемы, подходы, решения. Иваново: Ивановский центр гендерных исследований, 2008. С. 172-179 (0,35 п.л.). ISBN 978-5-7807-0690-8

49.Суркова И.Ю. Нарушение прав женщин в российской армии / И.Ю. Суркова // Гендерное равноправие в России. С.-Пб.: Алетейя, 2008. C. 266-269 (0,2 п.л.). ISBN 978-5-91419-090-0

50.Суркова И.Ю. Последствия террористических действий: социальная напряжённость в армейском и гражданском социуме / И.Ю. Суркова, В.В. Щебланова // Философия. История. Культура: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Б.В. Чернышева. Саратов: СЮИ МВД России, 2006. Вып. 7. С.168-189. (1,2 п.л. / 0,6 п.л.). ISBN 5-7485-0361-1.

51.Суркова И.Ю. Границы армейского социума в изменяющейся России / И.Ю. Суркова // Современное общество: территория постмодерна / под ред. М.Э. Елютиной. Саратов: Научная книга, 2005. С. 144-151 (0,5 п.л.). ISBN 5-93-888-972-3