- Утверждение единства мира обосновывается тем обстоятельством, что его отрицание неизбежно порождает перформативное противоречие, ведь такое отрицание предполагает во всяком случае неявную возможность говорить, тем не менее, обо всем мире в целом и сразу (пусть даже отрицая его единство), - по модели того, как опровергается позиция радикального агностицизма или обосновывается универсальная действенность декартовского когитального аргумента. Утверждение множественности представляет собой в этом смысле способ утверждения негативного единства мира (наряду с позитивным и в противовес ему) - по продуктивной модели построения негативной (апофатической) теологии или негативной антропологии.
- Традиционному классическому пониманию многого как совокупности если и не одинакового (тождественного, идентичного или хотя бы однородного, подобного друг другу), то отождествляемого по какому-либо набору ингерентных признаков и редуцируемого к одному основанию (в целях гармоничного объединения) или монотонно повторяющегося и вечно возвращающегося как то же самое противопоставлена трактовка множественностей как комплексов различного, уникального и неповторимого, но тем не менее охватываемых и объединяемых (чтобы продолжать рассматривать каждый из них и их совокупность в целом именно как множество), несмотря на всё своё несходство - вплоть до противоречия, - и удерживаемых, например, диалектикой (в любых ее вариациях) или дизъюнктивным синтезом.
- В продолжение и развитие принципа разделения философии на классику и неклассику - и восходя на очередной рефлексивный уровень - предлагается саму неклассику разделить на классическую и неклассическую фазы по критерию различия целей: классическая неклассика (собственно неклассика) в неклассической ситуации и неклассическими средствами по-прежнему стремится достичь классических целей (единственная истина, рациональность и т.д.), неклассическая же неклассика (постнеклассика) пытается критически переосмыслить и преодолеть уже и сами классические цели (определяемые соответствующими ценностями - допустимость многих истин, рациональностей и т.д.). Тем самым оказывается возможным не только охватить одним нередукционным принципом философию в ее единстве как комплекс разнородных проектов, но и зафиксировать также фундаментальные тенденции ее трансформации.
- Среди всех сфер и областей культуры выделены пять доминионов - философия, наука, религия, искусство и мистика - по признаку охвата каждым из них всего мира в целом, хотя и своим собственным способом в своем специфическом ракурсе, и построения каждым своими собственными характерными средствами соответствующей картины мира (предоставляя своеобразную оптику рассмотрения, позволяющую в каждом случае разглядеть то, чего иначе не было бы видно), причем любой целостный компонент любого доминиона (философские направления, фундаментальные научные дисциплины, виды искусства и т.д.) обладает аналогичной способностью. Каждый из доминионов культуры одновременно отображает также и все остальные доминионы с их своеобразными картинами мира - посредством проецирования их друг на друга.
- Во всем разнообразии своих вариантов, компонентов, ракурсов и аспектов единство мира отображается с наибольшей возможной полнотой только в единстве человеческой культуры посредством всей совокупности взаимодействующих и дополняющих друг друга воззрений, концепций, стратегий и дискурсов. Хотя соответствующие описания и представления мира могут оцениваться по-разному (в зависимости от конкретных задач в разных ситуациях), в философских целях максимально всестороннего рассмотрения и понимания мира приходится учитывать все многообразие несовместимых и взаимоисключающих подходов, высвечивающих различные стороны, срезы, ракурсы и аспекты мира.
1.Кузнецов В.Ю. Мир единства. – М.: Академический проект, Альма Матер, 2010. – 207 с. (10,92 п.л.)
2.Кузнецов В.Ю. Взаимосвязь единства мира и единства культуры. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2013 (в печати). – 14,5 а.л.
Статьи в журналах из рекомендательного списка ВАК:
1.Кузнецов В.Ю. Единство мира как проблема современной науки // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1992, № 6. – С. 10–19.
2.Кузнецов В.Ю. Мир России и Россия в мире // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 1995, № 6. – С. 6–8.
3.Кузнецов В.Ю. Философия преподавания философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2003, № 5. – С. 73– 85.
4.Кузнецов В.Ю. Сдвиг от классики к неклассике и наращивание порядков рефлексии в философии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2008, № 1. – С. 3–18.
5.Кузнецов В.Ю. Перформативность и уровни коммуникации // Логос, 2009, № 2. – С. 136–150.
6.Кузнецов В.Ю. Философия фантастики. К постановке проблемы // Философия и общество. 2010, № 1. – С. 124–140.
7.Кузнецов В.Ю. Феноменология времени и порядки рефлексии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2010, № 4. – С. 75–82.
8.Кузнецов В.Ю. Преодоление метафизики как проблема современной философии // Вопросы философии. 2012, № 1. – С. 28–38.
9.Кузнецов В.Ю. Как возможна социоэпистемология? // Эпистемология и философия науки. 2012, № 2. Т. XXXII. – С. 237–240.
10.Кузнецов В.Ю. Классические и неклассические стратегии философии // Идеи и идеалы. 2013, № 1. Т. 1. – с. 39–48.
Публикации в материалах всероссийских и международных конференций:
1.Кузнецов В.Ю. Синтез знаний и гармония науки и религии в концепции «двух книг» философии русского вольфианства (к анализу тенденций в интерпретациях влияния Христиана Вольфа на русское Просвещение) // Религия. Магия. Миф. Доклады II Международного симпозиума Центра по изучению немецкой философии и социологии (Айхштет, ФРГ, 10–14 апреля 1997 г.). М.: УРСС, 1997. – С. 253–262.
2.Кузнецов В.Ю. Философия образования и культурология // Современные проблемы исследования культуры. Материалы всероссийских конференций и симпозиумов ВШК при МГУКИ. Вып. 2. М.: ВШК МГУКИ, 2001. – С. 145–152.
3.Кузнецов В.Ю. Онтология времени и порядки рефлексии // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса (МГУ, 24–28 мая 2005 г.). Т. 1. М.: Современные тетради, 2005. – С. 30–31.
4.Кузнецов В.Ю. Философия фантастики: специфика исследовательской программы // Русская фантастика на перекрестье эпох и культур. Материалы международной научной конференции (МГУ, 21–23 марта 2006 г.). М.: Изд-во МГУ, 2007. – С. 267–277.
5.Кузнецов В.Ю. Проблема сознания и порядки рефлексии // Философия сознания: классика и современность. Материалы всероссийской конференции «Вторые Грязновские чтения» (МГУ, 17–18 ноября 2006 г.). М.: Савин С.А., 2007. – С. 240–249.
6.Кузнецов В.Ю. Самоконтроль философии // Проблемы контроля качества образования в области философии. Материалы всероссийской научно-практической конференции (МГУ, 4 декабря 2006 г.). М.: Савин С.А., 2007. – С. 101–108.
7.Кузнецов В.Ю. Перформативность коммуникации, метаданные и порядки рефлексии // Рефлексивные процессы и управление. Сборник материалов VIII Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление» (Москва, 18–19 октября 2011 г.). М.: Когито-Центр, 2011. – С. 139–142.
8.Кузнецов В.Ю. Философия образования и философия в образовании (Что философия может и должна предложить образованию сегодня?) // Философия и образование в процессе трансформации культуры. Материалы всероссийской конференции (МГУ, 14–15 декабря 2011 г.). М.: Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011 [Электронный ресурс (CD-ROM)].
9.Кузнецов В.Ю. Постклассическая философия науки и порядки рефлексии // Философия и парадигмы современной науки. Материалы всероссийской конференции (МГУ, 15–16 декабря 2011 г.). М.: Философский факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2011 [Электронный ресурс (CD-ROM)].
Статьи в других изданиях:
1.Кузнецов В.Ю. Дао культуры: от прошлого к будущему // Культура, художник, общество. М.: ИНИОН, 1992. – С. 6–13.
2.Кузнецов В.Ю. Мир единства // Волшебная гора. 1993, № 1. – С. 275– 276.
3.Кузнецов В.Ю. Философия фантастики, или Фантастика как феномен культуры // Волшебная гора. 1993, № 1. – С. 269–274.
4.Кузнецов В.Ю. Дао культуры: от прошлого к будущему // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. Вып. I–II. М.: ИНИОН, 1994. – С. 270–279.
5.Кузнецов В.Ю. Мир–Россия // Волшебная гора. 1994, № 2. – С. 30–32.
6.Kusnezow W.J. Die Einheit der Welt als Problem der modernen Kultur // Der russische Gedanke. 1994, № 3. – С. 5–13.
7.Кузнецов В.Ю. Мир символов // Волшебная гора. 1995, № 3. – С. 244– 246.
8.Кузнецов В.Ю. Перспективные пути совершенствования современного образования // Гуманитарное образование в гимназии: проблемы, концепции. М.: Чарли, 1996. – С. 57–63.
9.Кузнецов В.Ю. Единство мира и мир единства // Академические тетради. 1997, № 4. – С. 200–201.
10.Кузнецов В.Ю. Единство мира и единство культуры // Философия и общество, 1999, № 4. – С. 141–153.
11.Кузнецов В.Ю. Единство мира как проблема современной культуры // Академические тетради. 1999, № 6. – С. 185–196.
12.Кузнецов В.Ю. Философия языка и непрямая референция // Язык и культура: факты и ценности. М.: Языки славянской культуры, 2001. – С. 217–224.
13.Кузнецов В.Ю. Философия фантастики // Теоремы культуры. М.: Международное агентство «A.D.&T.», 2003. – С. 322–331.
14.Кузнецов В.Ю. Философия фантастики. К постановке проблемы // Аспекты. Вып. 2. М.: Современные тетради, 2003. – С. 203–219.
15.Кузнецов В.Ю. «Концептуальный переводчик»: подступы к программе // Кто сегодня делает философию в России. Т. 1. М.: Поколение, 2007. – С. 429–448.
16.Кузнецов В.Ю. Философия между литературой и критикой // Академические тетради. 2007, № 12. – С. 244–248.
17.Кузнецов В.Ю. Сдвиг от классики к неклассике и наращивание порядков рефлексии в философии // Рефлексивные процессы и управление. 2009, № 1–2. Т. 9. – С. 57–72.
18.Кузнецов В.Ю. Сказать больше сказанного // Филин. 2010, № 3. – С. 16–20.
19.Кузнецов В.Ю. Посредственность и опасность // Посредственность как социальная опасность. М.: Магистр, 2010. – С. 71–80.
20.Кузнецов В.Ю. Стратегии постклассической онтологии и порядки рефлексии // Актуальные проблемы онтологии и теории познания. М.: МАКС Пресс, 2012. – С. 95–100.
21.Кузнецов В.Ю. Искусство со-общаться // Труды «Русской антропологической школы». 2013, т. 12. – С. 61–70.