Научная тема: «СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Основные положения рефлексивно-деятельностного подхода (реализация педагогического отношения в межличностных связях, во взаимосвязи Я и Ты; свобода воли как свобода взять на себя ответственность за свою судьбу; актуализация речевой активности субъекта на значимые для него аспекты действительности и собственного Я; опосредованность развития внутреннего диалога диалогом с Другим и личностная трансформацию как основной механизм регулирования эмоционально-чувственной сферы) являются методологической основой теоретических воззрений на систему педагогического сопровождения эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, позволяя осветить такие сущностные характеристики данного феномена, как необходимость осознания старшеклассником Себя через осознание Другого и антропологическую целостность личностного развития.

2. Теоретические принципы системы педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассника, к которым относятся диалогичность; опосредованность педагогического воздействия на эмоционально-чувственную сферу; адекватность эмоциональных реакций педагога уровню развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников и особенностям эмоциогенных ситуаций; эмоциональная включенность детей в социально-значимые личностные отношения; эмоциональная бинарность; интеграция действий всех субъектов педагогического сопровождения старшеклассников; событийность.

3. Система педагогического сопровождения старшеклассников в развитии эмоционально-чувственной сферы подчиняется следующим закономерностям: взаимообусловленность результативности педагогического сопровождения и уровня сформированности у старшеклассников структурных компонентов эмоционально-чувственной сферы; взаимосвязь методов педагогического сопровождения с особенностями эмоциональной среды; взаимосвязь результатов педагогического сопровождения и степени сформированности рефлексивной позиции субъектов педагогического взаимодействия; системность развития всех элементов эмоционально-чувственной сферы старшеклассников.

4. Педагогическое сопровождение развития эмоционально-чувственной сферы является педагогическим процессом, сущность которого заключается в организации помощи и поддержки в личностном и эмоциональном развитии старшеклассников, основанной на актуализации определенных эмоциональных состояний, на развитии способности к их осознанию, анализу и управлению, на формировании рефлексивной позиции субъекта сопровождения. Теоретически обоснованная результативность системы педагогического сопровождения заключается в достижении высокого уровня развития всех компонентов эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, формирования способности адекватного поведения в эмоциогенных ситуациях в соответствии с социокультурными нормами.

5. Эмоционально-чувственная сфера старшеклассников представляет собой сложное субъектно-личностное образование, включающее как относительно устойчивые структурные образования (когнитивный, мотивационно-ценностный, конативно-деятельностный компоненты), так и динамические, ситуативно обусловленные проявления (эмоциональные состояния).

6. Система методов, отражающих основные теоретические закономерности педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы, образована: группой методов актуализации эмоциональных состояний, группой рефлексивных методов, методов формирования навыков самоуправления эмоциями, реализуется в соответствии с определёнными этапами (предваряющим, актуализирующим и рефлексирующим) и условиями этого процесса, предусматривает обеспечение постоянной деятельности по стимулированию саморазвития всех субъектов педагогического сопровождения, в том числе коррекцию эмоционально-чувственной сферы и профессионально-личностной позиции педагога.

Развитие эмоционально-чувственной сферы старшеклассников сопровождается формированием качественного новообразования - эмоциональной культуры.

7. Педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников, к которым относятся рефлексивное взаимодействие между педагогами и старшеклассниками, способствующее формированию умений управлять эмоциями; субъектное включение старшеклассника в вариативную эмоциональную среду; обеспечение вариативного характера эмоциональной среды за счет расширения спектра эмоциогенных ситуаций; формирование гуманистической профессионально-личностной позиции педагогов-субъектов педагогического сопровождения; создание системы развития и саморазвития эмоционально-чувственной сферы педагогов-субъектов педагогического сопровождения.

8. Комплексным фактором развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников является эмоциональная среда - эмоционально значимая часть социального пространства личности старшеклассника, основными структурными элементами которой выступают психологический климат и эмоциогенные ситуации. Под эмоциогенными ситуациями в системе педагогического сопровождения мы понимаем педагогически управляемые полифункциональные эмоционально значимые события, которые могут реализовать задачи диагностики развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассника и способствовать ее формированию.

Список опубликованных работ
I. Монографии:

1.Сергеева О.А. Особенности развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. – Яр.: Канцлер, 2011 – 75 с. (4,7 п.л.)

2.Сергеева О.А. Теоретико-методологические основы развития эмоционально-чувственной сферы личности. – Яр.: Канцлер, 2012 – 72 с. (4,5 п.л.)

3.Сергеева О.А. Система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников. – Яр.: Канцлер, 2013 – 137 с. (8,5 п.л.)

II. Учебные, учебно-методические пособия:

4.Сергеева О.А. Юмор в педагогической деятельности // Уч.-метод. пособие. – Ярославль, 2006 – 107 с. (6,7 п.л.).

5.Сергеева О.А. Русская грамматика как фактор формирования национального мировосприятия // Учебное издание. – Москва, 2007 – 24 с. (1,5 п.л.).

6.Сергеева О.А. Деловое общение // Учебное пособие для студентов колледжа. – Ярославль, 2009 – 96 с.(6 п.л.).

III. Научные статьи:

а) опубликованные в научных журналах и изданиях, которые включены в перечень российских рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций

7.Сергеева О.А. Эмоциональный компонент социально-педагогического сопровождения учебного процесса // «Известия ВГПУ» , 2008 - №1 (25) - С. 84-87 (0,5 п.л.)

8.Сергеева О.А. Создание эмоциональной среды как одно из условий социально-педагогического сопровождения учебного процесса // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2008 - № 1(54)- С.13-17 (0,38 п.л.).

9.Сергеева О.А. Эмоции как средство социализации педагога и учащегося// Вестник Московского университета (серия 20 «Педагогическое образование»), - М., 2008- №3 - С.74-78 (0,38 п.л.).

10. Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников// Гуманизация образования (научно-практический журнал), - 2008- №6 - С.98- 102 (0,31 п.л.).

11.Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры школьников // Ярославский педагогический вестник, - Ярославль, 2009- № 1 (58) –С.109-112 (0,31 п.л.)

12.Сергеева О.А. Эмоциональная культура как компонент педагогической деятельности // Высшее образование сегодня – 2009 -№6 – С.64-66 (0,18 п.л.).

13.Сергеева О.А. Особенности воспитания эмоциональной культуры школьников // «Гуманизация образования» - №3 – 2009 – C.58 – 63 (0,38 п.л.).

14.Сергеева О.А. Эмоциональное стимулирование как педагогическая технология // «Известия ВГПУ» , 2010 - С. 109-115 (0,5 п.л.).

15. Сергеева О.А. Социально-педагогическое сопровождение развития эмоциональной сферы старшеклассников // Ярославский педагогический вестник, Ярославль, 2010 №4 том2 - С.19-23 (0,24 п.л.)

16.Сергеева О.А. Система педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников// Челябинский педагогический вестник, 2012 - №11- С.185-192 (0,42 п.л.)

17.Сергеева О.А. Развитие эмоционально-чувственной сферы старшеклассника как педагогическая проблема//Сибирский педагогический вестник, 2013 –№1 - С.196-199 (1,8 п.л.)

18. Сергеева О.А. Закономерности педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников // Тамбовский педагогический вестник, 2013 –№1 (117) - С.153-156 (1,8 п.л.)

б) опубликованные в материалах конференций, сборниках трудов

19.Сергеева О.А. Рекомендации для самостоятельной подготовки студентов при подготовке уроков по речеведению «Учимся секретам юмористического сочинительства» // Тезисы докладов научно-практической конференции учебно-педагогического комплекса «Педуниверситет – педколледжи». – Ярославль, 1995 – С.27-29 (0,18 п.л.)

20.Сергеева О.А. Юмор как средство формирования социальной автономности у подростков // Социальное становление учащихся/ Из курса «Педагогика личности»/. - Ярославль, 1995 - С.35-37 (0,18 п.л.).

21.Сергеева О.А. Учимся секретам юмористического сочинительства // Русский язык в школе. - Ярославль, 1996. - №1 - С.32-42 (0,68 п.л.).

22.Сергеева О.А. Юмор как средство формирования социальной автономности подростков // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 1996.-С.123-124 (0,12 п.л.).

23.Сергеева О.А. Юмор как средство формирования социальной автономности подростков // Костромской педагогический вестник, 1997. – С.114-115 (0,12 п.л.)

24.Сергеева О.А. Особенности использования юмора как средства формирования социальной автономности подростков // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 1998 - С.95-97 (0,18п.л.).

25.Сергеева О.А. Возможности использования юмора в педагогической деятельности // Тезисы международных педагогических чтений, посвященных 90-летию ЯГПУ и 175-летию К.Д.Ушинского «Общество, образование, человек». - Ярославль, 1998. - С.307-309 (0,18 п.л.).

26.Сергеева О.А. К вопросу педагогической технологии формирования знаний и умений студентов гуманитарных вузов // Приложение к журналу «Экономические науки». - 2005 - С.3-11 (0,56 п.л.).

27.Сергеева О.А. К вопросу о маркетинге образовательных услуг // Маркетинг в системе оптимального управления организацией (Сборник научных статей). - 2005 - С.38-40 (0,18 п.л.).

28.Сергеева О.А. Функции юмора в педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2006 - С.64-66 (0,18 п.л.).

29.Сергеева О.А. Эмоциональный компонент социально-педагогического сопровождения учебного процесса // Ярославский педагогический вестник. -Ярославль, 2007 - С.59-61 (0,18 п.л.).

30.Сергеева О.А. Эмоциональный компонент социально-педагогического сопровождения учебного процесса // Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы развития: Сб. статей участников конференции /4-ая международная научно-практическая конференция. - 2007 - С.44-49 (0,38 п.л.).

31.Сергеева О.А. Эмоциональное обеспечение социально-педагогического сопровождения учебного процесса // Современные проблемы методического и информационного обеспечения высшего образования: Всерос. науч.-технич. конф./ М.; Тула, 2007. - С.38-41 (0,25 п.л.).

32.Сергеева О.А. Эмоциональная составляющая социально-педагогического сопровождения учебного процесса // Альманах современной науки и образования. Тамбов: «Грамота», 2007, №5: Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. - С.195-198 (0,25 п.л.).

33.Сергеева О.А. Создание эмоциональной среды как одно из условий социально-педагогического сопровождения учебного процесса // Актуальные проблемы экономической науки и образования. Сборник научных статей. Вып. 2. Под редакцией профессора Стерликова Ф.Ф. – М.: МИЭМ, 2007. – С.22-25 (0,25 п.л.).

34.Сергеева О.А. Эмоции как средство социализации участников педагогического взаимодействия // Вестник академии. Москва: Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. - Научный журнал, - М., 2008 - С.69-71 (0,18 п.л.).

35.Сергеева О.А. Эмоции как средство социализации участников педагогического взаимодействия // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях реформ: Материалы Международной научно-практической конференции (10 декабря 2007 г.).- В 3-х частях. – Ч.3 / Отв. Ред. Л.А.Тягунова. – Саратов, 2008. – С.203-206 (0,25 п.л.).

36.Сергеева О.А. Создание эмоциональной среды как одно из условий социально-педагогического сопровождения учебного процесса // «Великий волжский путь: человек, пространство, время, документ»: Заочная межрегиональная университетская научно-методическая конференция. Ярославль, 20 января 2008 г.: материалы конференции / под научной редакцией доцента А.В. Бородкина.- Ярославль: филиал РГГУ в г. Ярославле, - Ярославль, 2007 - С.12-19 (0,5 п.л.).

37.Сергеева О.А. Эмоциональное стимулирование как педагогическая технология // Педагогическое обеспечение работы с молодежью: Материалы научно-практической конференции (5-6 мая 2008г.). - Ярославль, 2008 – С. 233-235 (0,18 п.л.).

38.Сергеева О.А. Закономерности и принципы формирования эмоционального компонента социально-педагогического сопровождения учебного процесса // «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». Сборник материалов 2 Всероссийской научно-практической конференции. - Новосибирск, 2008 - С.84-87 (0,25 п.л.)

39.Сергеева О.А. Создание эмоциональной среды как цель социально-педагогического сопровождения // Сборник научных статей «Проблемы и перспективы развития современного образования» (2 – Всероссийские Вахтеровские чтения). - Арзамас, 2008 – С.67-71 (0,31 п.л.).

40.Сергеева О.А. Эмоциональная культура школьников // Сборник статей всероссийской научно-практической конференции «Российский регион: проблемы развития и управления» (2008, Волгоград) - М., 2009, - С.63-65 (0,18 п.л.).

41.Сергеева О.А. Воспитание эмоциональной культуры субъектов педагогического взаимодействия // Вестник академии. Москва: Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. – Научный журнал, - М., 2009 - С.97-99 (0,18 п.л.).

42.Сергеева О.А. Эмоциональная культура и ее составляющие // Сборник материалов 2-й межрегиональной университетской научно-методической конференции «Великий Волжский путь: человек, пространство, время, документ» / Ярославль, 30 января 2009 г./ филиал РГГУ в г. Ярославле, ГАЯО/ - под общ. ред. В.Ю. Чернецова – Ярославль, 2009 - С.18-21 (0,25 п.л.).

43.Сергеева О.А. Структура эмоциональной культуры // Приоритетные направления развития науки и технологий: доклады всерос. научн.-технич. конф.; под общ. ред. чл.- корр. Российской академии наук В.П. Мешалкина. – Тула, 2009 - С.53-55 (0,18 п.л.)

44.Сергеева О.А. Эмоции как средство социализации участников педагогического взаимодействия // Качество образования – 2009 / Материалы круглых столов, научно-практических и методических конференций преподавателей, молодых ученых, аспирантов и студентов Филиала и барнаульских вузов / Отв. ред. – д.э.н., проф. И.Н. Сычева – Барнаул, 2009 – С. 153 -157 (0,31 п.л.).

45. Сергеева О.А. Способы воспитания эмоциональной культуры школьников // Молодой ученый. – 2009 – С.282-285 (0,25 п.л.)

46. Сергеева О.А. Эмоциональные стимулы в педагогической деятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов пятой Всероссийской научно-практической конференции. В 3 частях. (Часть 2) / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск, 2009 - С.87-90 (0,25 п.л.)

47. Сергеева О.А. Эмоциональная культура как компонент корпоративной этики // Высшее профессиональное образование, бизнес, власть: опыт и перспективы взаимодействия в подготовке управленческих кадров, ориентированных на инновации: сб. ст. и тез. докл. Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием, посвященной 15-летию Западно-Уральского института экономики и права (12-13 мая 2009 г.) / НОУ ВПО «Зап.- Урал. ин-т экономики и права», Регион. объединение работодателей Перм.края «Сотрудничество». – Пермь, 2009 – С. 284-287 (0,25 п.л.).

48. Сергеева О.А. Эмоциональная культура как одно из условий эффективного социального партнерства // Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы развития: Сборник докладов и тезисов участников конференции / Шестая международная научно-практическая конференция «Социальное партнерство в образовательной сфере: опыт, проблемы и перспективы развития». Книга первая. Ярославль, 14 мая 2009 // Под научной редакцией профессора О.И. Зацепиной. – Ярославль, 2009 – С.282 -287 (0,38 п.л.).

49.Emotional culture as a component of pedagogical activity // Journal of International Scientific Publications: Language, Individual & Society, Volume 3 (2009), ISSN: 1313 2547. (0,18 п.л.).

50.Сергеева О.А. Эмоциональная культура как компонент педагогической деятельности // Индивидуализация обучения и воспитания (Текст): материалы конференции «Чтения Ушинского: Ч.1.» – Ярославль, 2009 – С.108 -114 (0,24 п.л.).

51.Сергеева О.А. Эмоциональное развитие старшеклассника как объект педагогического влияния// Современные вопросы науки – 21 век: Сб. науч. тр. по материалам 7 междунар. науч.-практ. конф. (29 марта 2011 г.) – Тамбов, 2011 – С.126-130 ( 0,24 п.л.).

52.Сергеева О.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе развития эмоциональной сферы// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 22 международная научно-практическая конференция (22 августа 2011), - Новосибирск, 2011 – С. 79- 83 (0,24 п.л.)

53.Сергеева О.А. Педагогические условия организации педагогического сопровождения развития эмоционально-чувственной сферы старшеклассников // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практическая конференции 31 января 2013 г.: Часть 9; М-во обр. и науки РФ. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. - С.117-120 (1,8 п.л.)