Научная тема: «ПРАКСИОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КОЛЛЕДЖА МАЛОГО ГОРОДА: РЕФЛЕКСИВНЫЙ АСПЕКТ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  • уточняющие авторские интерпретации понятий:

«Праксиолого-педагогическая система развития колледжа малого города» -  совокупность  человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов, связанных между собой так, что они образуют дифференцированную целостность, предназначенную для реализации функции управления развитием в процессе рациональной, целесообразной, успешной рефлексивной профессионально-педагогической деятельности.

«Рефлексивная профессионально-педагогическая деятельность по управлению развитием колледжа малого города» - полисубъектное, диалогическое взаимодействие субъектов профессионально-педагогической деятельности колледжа малого города, в котором обратные связи осуществляются преимущественно в виде рефлексивных процессов и которое обеспечивает целесообразное направление саморазвития колледжа малого города на основе собственных тенденций посредством «передачи» ее субъектам «оснований», позволяющих перевести их с позиции «реагирования» в позицию «интенсивного самоуправляемого развития».

  • праксиолого-педагогическая система развития колледжа малого города, которая является открытой, целостностной и потенциально результативной, созданная в контексте рационального, целесообразного, успешного межличностного, личностно-группового и межгруппового взаимодействия профессионально-педагогических работников. В ней обеспечивается субъектный характер профессионально-педагогической деятельности и преодоление у профессионально-педагогических работников рецептурного (исполнительского, репродуктивного) типа профессионального поведения. Тем самым, актуализируются преобразовательные потенциалы субъектов развития, а также целесообразное использование этих потенциалов для самоопределения, самореализации и самосовершенствования в социально приемлемом варианте, и обеспечивается переход от экзогенного развития колледжа малого города к эндогенному его развитию.  Она не только обуславливает инновационные рефлексивные профессионально-педагогические действия, но и необходимый образ мысли о действии профессионально-педагогического работника.
  • технологическое и организационно-методическое обеспечение для  праксиолого-педагогической системы развития колледжа малого города, которое основано на последовательности и взаимосвязи различных видов рефлексии (личностной, межличностной, предметно-функциональной и методологической) от разработки стратегии к определению тактики и к выбору исполнительных (оперативных) действий. Что в совокупности создает полноту группового субъекта (колледжа малого города), в пределах которой процедурно стабилизированный рефлексивный процесс одного из участников, выполняет рефлексивную функцию для других с последующим расширением ее объема самостоятельности и рефлексивности для каждого субъекта.
  • комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность праксиолого-педагогической системы развития колледжа малого города, в составе:
    • формирование специфичной рефлексивно-активной образовательной среды инновационного развития, ингерентной для взаимодействия, взаимообмена и интегрирующей профессионально-педагогическую деятельность субъектов развития колледжа малого города;
    • целенаправленную подготовку управленческого и педагогического персонала колледжа малого города к рефлексивной профессионально-педагогической деятельности по управлению его развитием в качестве субъекта на основе их целеполагающей деятельности и сформированной рефлексивной позиции;
    • поиск собственных путей развития колледжа на основе специфики культурно-ценностных традиций,  социальных отношений и динамики изменений, сложившихся в территориальном пространстве малого города;
    • использование рефлексии профессиональной деятельности как средства по преодолению профессиональных затруднений участников процесса рефлексивного управления развитием колледжа малого города.
  • критериально-оценочный аппарат для организации системной диагностики эффективности праксиолого-педагогической системы развития колледжа малого города, в состав которого входят: критерий результативности; критерий оптимальности; критерий концептуальности; критерий готовности субъектов профессионально-педагогической деятельности к самоуправляемому развитию; критерий совершенствования субъектов профессионально-педагогической деятельности; критерий интенсивности использования субъектом профессионально-педагогической деятельности своих возможностей и возможностей окружающей среды; критерий системной рефлексии; критерий восприимчивости субъектом профессионально-педагогической деятельности внешних управляющих воздействий; критерий диалогичности субъектов профессионально-педагогической деятельности и их показатели.
Список опубликованных работ
Монографии, научно-методические пособия, методические разработки и рекомендации

1. Харлов, М. А. Научно-методологические основания исследования проблемы управления учреждением профессионального образования малого города. // Избранные вопросы современной науки: кол. монография / под ред. С. П. Акутиной. - М. : Издательство «Перо», 2011. – 228 с. (500 экз.).

2. Харлов, М. А. Теоретические подходы к проектированию развития учреждений среднего профессионального образования: научно-методическая разработка / М. А. Харлов. – Шадринск, ШПК, 2011. – 40 с. (500 экз.).

3. Харлов, М. А. Системные основания рефлексивного управления развитием колледжа малого города: научно-методическая разработка / М. А. Харлов. – Шадринск, ШПК, 2011. – 29 с. (500 экз.).

4. Харлов, М. А. Формирование рефлексивной позиции управленческого персонала колледжа в процессе повышения квалификации: монография / М. А. Харлов, Н. А. Бологова. – Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2012. - 170 с. (1000 экз.).

5. Харлов, М. А. Основные закономерности и принципы развития рефлексивного управления развитием колледжа малого города: научно-методическая разработка / М. А. Харлов. – Шадринск, ШПИ, 2012. – 35 с. (500 экз.).

6. Харлов, М. А. Концептуальное моделирование процесса рефлексивного управления развитием колледжа малого города: научно-методическая разработка / М. А. Харлов. – Шадринск, ШПИ, 2012. – 40 с. (500 экз.).

7. Харлов, М. А. Праксиолого-педагогическая система развития колледжа в малого города: рефлексивный аспект: монография / М. А. Харлов. - Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2013. - 390 с. (1000 экз.).

8. Харлов, М. А. Концепция рефлексивного управления развитием колледжа малого города. // Трансформация подходов к образованию в России и странах СНГ: кол. монография / ред. коллегия АНО ЦСПИ «Премьр». – Издательство ORTPublishing (Штудгарт, Германия), 2013. - 262 с. (500 экз.)

9. Харлов, М. А. Теоретические и эмпирические основы системы рефлексивного управления развитием колледжа малого города. // Модернизация образования: актуальные проблемы, поиски, решения: кол. монограф . – Новосибирск, ЦРНС, 2013. - 220 с. (500 экз.).

10. Харлов, М. А. Технологические основы рефлексивного управления развитием колледжа малого города: научно-методическая разработка / М. А. Харлов. – Шадринск, ШПК, 2012. – 38 с. (500 экз.).

11. Харлов, М. А. Педагогические условия эффективного рефлексивного управления развитием колледжа малого города и методика их реализации: научно-методическое пособие / М. А. Харлов. – Шадринск, ШПИ, 2012. – 56 с. (500 экз.).

Статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

12. Харлов, М. А. Историко-логические предпосылки возникновения рефлексивного подхода к управленческим функциям / М. А. Харлов // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2011. - Выпуск 4. - С. 192-201.

13. Харлов, М. А. Методология исследования проблемы рефлексивного управления развитием колледжа малого города / М. А. Харлов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2011. - № 38 (255). - С. 13-21 .

14. Харлов, М. А. Рефлексивное управление развитием колледжа малого города в условиях регионализации профессиональной подготовки кадров / М. А. Харлов // Вестник образования и науки. - 2011. - № 2. – С. 48-53.

15. Харлов, М. А. Основы понятийно - терминологического аппарата исследования феномена «рефлексивное управление развитием колледжа в условиях малого города» / М. А. Харлов // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2012. - № 2 (117). - С. 32-39.

16 Харлов, М. А. Проблемно-ориентированный анализ современной социально-экономической и профессионально-образовательной ситуации, ее особенности в условиях малого города / М. А. Харлов // Вестник Санкт-Петербургского университета. - 2012. - № 2. - С. 124-131.

17. Харлов, М. А. Управление знаниями и рефлексивные начала в среднем профессиональном образовании / М. А. Харлов // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 3. - С. 84-87.

18. Харлов, М. А. Рефлексивное управление, инноватика и импровизация: сущностные характеристики и отношения в учреждении среднего профессионального образования / М. А. Харлов // Современные исследования социальных проблем. - 2013. - № 7.

19. Харлов, М. А. Роль профессионального образования в развитии человеческого капитала малого города: результаты исследования / М. А. Харлов // Инновации в образовании. - 2012. - № 5. - С. 79-85.

20. Харлов, М. А. Взаимосвязь основных парадигмальных моделей на разных этапах профессиональной подготовки в системе СПО / М. А. Харлов// Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 11. - С.99-102.

21. Харлов, М. А. Зарубежный опыт подготовки педагога к рефлексивной деятельности / М. А. Харлов // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 4 (35). - С. 222 - 225.

22. Харлов, М. А. Рефлексивная среда колледжа малого города / М. А. Харлов // Вестник ИрГСХА – 2013. - № 58. - С. 155-160.

23. Харлов, М. А. Рефлексивное управление учебно-познавательной деятельностью студентов колледжа малого города / М. А. Харлов // Мир науки, культуры и образования. - 2013. - № 3(40). – С. 84-95.

24. Харлов, М. А. Моделирование процесса рефлексивного управления развитием колледжа малого города / М. А. Харлов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2013. - № 2 - С 13-22 .

25. Харлов, М. А. Научные подходы к проектированию развития учреждения среднего профессионального образования / М. А. Харлов // Инновации в образовании. - 2013. - № 6. - С. 106-113.

26. Харлов, М. А. Педагогические условия эффективной реализации рефлексивного управления развитием колледжа в условиях малого города / М. А. Харлов // Известия Иркутской государственной экономической академии – 2013. - № 4 (90). – С.126-135.

27. Харлов, М.А. Профессионально-образовательные проблемы современной социально-экономической ситуации в малом городе России / М. А. Харлов // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. - № 3 .

Статьи в журналах и сборниках научных трудов

28. Харлов, М. А. Повышение эффективности профессионального становления студентов в рефлексивной воспитательной деятельности колледжа / М. А. Харлов // Муниципальное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования: сб. науч. тр. – Москва: Центр научной мысли, 2011. - С. 78-81.

29. Харлов, М. А. Актуальность проведения исследований проблем рефлексивного управления развитием учреждений среднего профессионального образования / М. А. Харлов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально - педагогическому образованию. – Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2011. - Вып. 1 (45). – С. 179-182.

30. Харлов, М. А. Рефлексивные методики как способ реализации рефлексивного метода / М. А. Харлов // Современные вопросы науки и образования - XXI век: сб. науч. тр. - Тамбов, 2012. - С. 146-150.

31. Харлов М. А. Актуализация педагогической рефлексии управленцев и педагогов профессионального образовательного учреждения малого города / М. А. Харлов // Вестник Учебно-методического объединения по профессионально - педагогическому образованию. – Екатеринбург: Изд-во рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012. - Вып. 1 (46). – С. 214-220.

32. Харлов, М. А. О рефлексии в управлении спортивной работой в колледже / М. А. Харлов // Наука и образование в жизни современного общества: сб. науч. тр. - Тамбов, 2012. - С. 27-30.

Материалы выступлений на научных конференциях и семинарах

33. Харлов, М. А. Перспективы развития Шадринского государственного профессионально-педагогического колледжа в современных социально-экономических условиях. / М. А. Харлов // Актуальные проблемы модернизации высшего педагогического образования: материалы Всерос. науч. - практич. конф. – Шадринск, 2004. - С. 230–233.

34. Харлов, М. А. Создание инновационной практико-ориентированной среды для подготовки рабочих кадров и специалистов высокотехнологичных производств / М. А. Харлов // Повышение качества профессионального образования в ходе реализации приоритетного национального проекта «Образование»: материалы межрегион. науч. - практич. конф. - Тюмень, 2007. - С. 20-23.

35. Харлов, М. А. Ресурсный центр инновационной переподготовки незанятого населения как мера по стабилизации регионального рынка труда / М. А. Харлов // Проблемы модернизации СПО в современных условиях рынка труда: сб. межрегион. науч.- практич. конф. - Иркутск, 2009. - С. 43 - 45.

36. Харлов, М. А. Историко-логические предпосылки возникновения рефлексивного подхода к управленческим функциям / М. А. Харлов // Инновации в профессиональном образовании: тезисы докладов Всерос. науч. – практич. конф. - Екатеринбург: РГППУ, 2010. - С. 229–231.

37. Харлов, М. А. Принципы рефлексивного управления качеством образовательного процесса в колледже / М. А. Харлов // Педагогическая наука: прошлое, настоящее, будущее: материалы междунар. науч. –практич. конф. - Новосибирск, 2011. - С. 154-158.

38. Харлов, М. А. Рефлексивный подход к управлению качеством образовательного процесса в колледже / М. А. Харлов // Среднее профессиональное образование Уральского региона в условиях активного государственного реформирования: состояние, перспективы развития: материалы межрегион. науч. – практич. конф. - Екатеринбург, 2011. - С. 129-134.

39. Харлов, М. А. О рефлексивном управлении образовательным процессом в колледже / М. А. Харлов // Рефлексивные процессы и управление: материалы симпозиума. - Москва, 2011. – С. 52-55.

40. Харлов, М. А. О рефлексивной парадигме в образовании М. Липмана / М. А. Харлов // Новые педагогические технологии: материалы междунар. науч.- практич. конф. - Москва, 2011. - С. 52-55.

41. Харлов, М. А. Актуализация педагогической рефлексии управленцев и педагогов профессионального образовательного учреждения малого города / М. А. Харлов // Современная педагогика и психология: проблемы и тенденции развития: материалы Всерос. науч.-практич. конф. – Чебоксары, 2011. - С. 413-417.

42. Харлов, М. А. Закономерности и принципы рефлексивного управления развитием колледжа в условиях малого города / М. А. Харлов // Актуальные проблемы профессионального педагогического и технологического образования: материалы междунар. науч.-практич. конф. - Шадринск, 2010. - С. 432–438.

43. Харлов, М. А. Управление ФГОУ СПО «Шадринский политехнический колледж» в условиях современной региональной модели образования, ориентированной на решение задач инновационного развития экономики региона / М. А. Харлов // Профессиональная школа в структуре развития трудового ресурса страны: материалы Всерос. науч.- практич. конф. - Пермь, 2010 - С. 27-30.

44. Харлов, М. А. Формирование рефлексивной позиции управленческих кадров / М. А. Харлов // Инновационные технологии в управлении качеством среднего профессионального образования и развитии информационного образовательного пространства: материалы Всерос. науч. – практич. интернет - конф. - Омск, 2011.

45. Харлов, М. А. Проблемы устойчивого развития колледжа малого города / М. А. Харлов // Муниципальная система образования (содержание, технологии, перспективы развития): материалы междунар. науч.- практич. конф. – Москва: Центр научной мысли, 2012. - С. 154–158.

46. Харлов, М. А. Системообразующая роль образования в развитии человеческого капитала малого города / М. А. Харлов // Актуальные вопросы модернизации российского образования: материалы междунар. науч.-практич. конф. – Москва: Центр научной мысли, - 2012. – С. 25-29.

47. Харлов, М. А. О рефлексивности в управленческой деятельности руководителя колледжа / М. А.Харлов // Непрерывное образование: школа, техникум, вуз, послевузовское и дополнительное образование: материалы Всерос. науч.- практич. конф. - Троицк, 2012. – С 74-80.

48. Харлов, М. А. Рефлексивный подход к подготовке рабочих кадров и специалистов высокотехнологичных производств машиностроительной отрасли / М. А. Харлов // Введение прикладного бакалавриата и организация центров сертификации квалификаций на базе учреждений среднего профессионального образования: проблемы, возможности: сб. докладов семинара-совещания. - Самара, 2012. - С. 136-137.

49. Харлов, М. А. Рефлексивный подход к исследованию систем управления / М. А. Харлов // Актуальные проблемы управления образованием: материалы Всерос. науч. - практич. конф. - Шадринск, 2012. - С. 102-106.

50. Харлов, М. А. О рефлексивности в управленческой деятельности руководителя колледжа / М. А. Харлов // Актуальные вопросы научно- методического обеспечения внедрения федеральных государственных образовательных стандартов: материалы Всерос. науч.-практич. конф. - Воронеж, 2012. - С. 220-223.

51. Харлов, М. А. Управление развитием колледжа в условиях малого города / М. А. Харлов // Национальное образование как фундаментальная составляющая государственной политики и стратегического ресурса стран мирового сообщества: материалы междунар. науч.- практич. конф. - Горно-Алтайский государственный политехнический колледж, 2012. - С. 156 – 161.

52. Харлов, М. А. Рефлексивное управление подготовкой рабочих кадров и специалистов высокотехнологичных производств машиностроительной отрасли / М. А. Харлов // Высокие технологии в машиностроении: материалы международ. науч.- технич. конф. – Курган, 2012. - С. 175-177.

53. Харлов, М. А. Рефлексивная среда колледжа малого города, / М. А. Харлов // Современная научная мысль: проблемы и перспективы развития: материалы междунар. науч.- практич. конф. - Чебоксары, 2012. - С. 130-131.

54. Харлов, М. А. Реализация рефлексивного подхода к управлению образовательным процессом в колледже / М. А. Харлов // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: тез. докл. Всерос. науч.- практич. конф. - Екатеринбург, 2012. - С. 182-183

55. Харлов, М. А. Рефлексивный подход к управлению спортивной работой в колледже / М. А. Харлов // Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в условиях сельского социума: материалы Всерос. науч.-практич. конф. - Шадринск, 2012. – С. 21-24.

56. Харлов, М. А. Рефлексивный подход к эффективному партнерству профессионального образования и бизнес-сообщества / М. А. Харлов // Профессиональная школа в структуре развития трудового ресурса страны: материалы Всерос. науч.- практич. конф. - Пермь, 2012. - С. 55- 60.

57. Харлов, М. А. Рефлексивный подход к социальному партнерству / М. А. Харлов // Актуальные проблемы и перспективы развития профессионального образования РФ: материалы Всерос. семинара-совещания. – Адлер, 2012. - С. 56-60.

58. Харлов, М. А. Формирование информационно-образовательной среды политехнического колледжа / М. А. Харлов // Современное образование: плюсы, минусы и перспективы: материалы междунар. науч. - практич. конф. - Саратов, 2013. – С. 196-200.