Научная тема: «МОРЖЕНКОВА НАТАЛИЯ ВИКТОРОВНА ЖАНРОВАЯ ПОЭТИКА ГЕРТРУДЫ СТАЙН»
Специальность: 10.01.03
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Модернистский отказ от традиционной жанровой заданности связан не с формированием внежанровых текстов, а с актуализацией новой ситуации жанрообразования, обусловленной «борьбой» с привычными жанровыми формулами литературы XIX века и поисками различных форм жанрового диалогизма. Модернистская установка на новаторское переосмысление предшествующей литературной традиции воплощается в «переписывании» жанровой истории литературы. Модернистский эксперимент во многом был экспериментом жанровым.
  2. Формирование стайновского художественного языка происходит через переосмысление и авангардистское перевоссоздание жанровых моделей. Играя остранёнными «осколками» речевых жанров, Г. Стайн обнажает механизмы перехода речевых жанров из сферы быта в область литературы.
  3. Стайновский диалог с предшествующей традицией во многом связан с авторским стремлением «остранить», по-авангардистски перевоссоздать такие жанры реалистической прозы, как реалистическая повесть, роман становления, семейный роман, детективный роман. Г. Стайн разоблачает иллюзорную «безыскусность» жанрового слова реалистического романа, делая его предметом своего изображения. Её авторский идиостиль рождается в тесной полемике с реалистической художественностью, с её речевой установкой на «живое» речевое слово.
  4. Стайновский эксперимент, реализованный в романах периода 1920-х годов («Роман благодарения», ««Люси Чёрч с любовью»), ориентирован на «обнажение» «глубинных структур» жанровой памяти романа посредством актуализации мифо-ритуальных схем. Исследование исидического подтекста в структуре художественного мира писательницы помогает по-новому взглянуть как на проблему смысла «герметичных» текстов Г. Стайн, так и на возможность их более адекватной интерпретации.
  5. Для романного творчества Г. Стайн характерна глубокая метажанровая специфика. Монтажная структура стайновских романов возникает именно в результате попытки обнажить взаимодействие иных жанров (литературных и внелитературных) внутри романа. Дистанцируя слово от субъекта высказывания, «очищая» его от конкретности и единичности, писательница показывает, что носителями романных голосов являются не герои, а жанры.
  6. Переосмысляя экспериментальные практики современных ей художников, писательница пытается вскрыть глубинную жанровую «память» портрета и пейзажа, привлекающих её своей бессюжетностью и атемпоральностью. Именно в обращении к жанрам живописи и в активном внедрении принципов живописной композиции в структуру литературных текстов она видит возможность преодоления линейности нарратива и достижения особого временного модуса «чистого» настоящего.
  7. В литературных портретах Г. Стайн проявилась общая установка модернистского портрета на расчеловечивание портретируемого и «натюрмортность», соотносимая, с одной стороны, с характерным для модернизма образом человека-вещи, а с другой, связанная с актуализацией модернистами жанровой «памяти» портрета, восходящего к погребальной маске.
  8. Универсализм и всеохватность стайновских «пейзажных» пьес во многом обусловлены по-авангардистски отрефлексированной автором жанровой памятью пейзажа, связанной с мифологемой «Theatrum Mundi», перекликающейся в свою очередь с «космическим» пейзажем как живописной моделью универсума. В «пейзажных» пьесах Г. Стайн высвечиваются ритуальные «корни» драмы.
  9. Стайновские произведения, традиционно причисляемые к автобиографической прозе, строятся по принципу жанровой пародии, жанровой мистификации и антижанровой деконструкции. В жанровом отношении наиболее известное произведение Г. Стайн «Автобиография Алисы Б. Токлас» представляет собой не столько автобиографию, сколько пародийную версию романа о художнике. «Автобиография всякого» является модернистской антиавтобиографией. Автобиографическая поэтика Г. Стайн возникает в результате проблематизации (и пародизации) автобиографического опыта и, по сути, является антижанровой.
  10. Концептуальный для неё модус «вечного настоящего» Г. Стайн конструирует именно жанрово, пытаясь показать, что «жанр всегда и тот и не тот, всегда и стар и нов одновременно» (М. М. Бахтин). Г. Стайн мыслит жанр широко и диалектически как художественно-онтологическую «плоскость», на которой сходятся универсальное и единичное, вечное и изменчивое. Она видит жанр как имеющий непосредственное отношение к онтологической единосущности мира, в которой преодолевается разделение на идеальный и реальный планы.
Список опубликованных работ
Монографии

1. Морженкова Н. В. Авангардистский эксперимент Гертруды Стайн: в поисках жанра. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 296 с. (19 п.л.).

Публикации в журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендованных ВАК Минобрнауки России

2.Морженкова Н. В. Формообразующий диалог литературы и живописи: литературный портрет Пикассо Гертруды Стайн // Вестник ИГЛУ. Серия: «Филология». – 2009. – № 3(7). – С. 60-64 (0,5 п.л.).

3.Морженкова Н. В. Принципы автобиографического моделирования в «Автобиографии Алис Б. Токлас» Г. Стайн // Вестник ИГЛУ. Серия: «Филология». – 2010. – № 2(10). – С. 123-127 (0,5 п.л.).

4.Морженкова Н. В. «Роман благодарения» Гертруды Стайн: к проблеме декодирования // Вестник ЧелГУ. Серия: «Филология. Искусствоведение». Вып. 43. – 2010. – № 13 (194). – C. 104-109 (0,5 п.л.).

5.Морженкова Н. В. Эволюция портретного видения в литературных портретах Гертруды Стайн // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2010. – № 4(16). – С. 107-115 (0,5 п.л.).

6.Морженкова Н. В. Модернистский «детектив» Г. Стайн «Кровь на полу в столовой» в свете проблемы «смерти» романа // Вестник ЧГПУ. – 2010. – № 2. – С. 251-262 (0,5 п.л.).

7.Морженкова Н. В. Идеология и повседневность в романе Г. Стайн «Миссис Рейнольдс» // Вестник МГПУ. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование». – 2011. – № 1 (7). – C. 14-21 (0,5 п.л.).

8.Морженкова Н. В. Мотив святости в авангардистской поэтике Г. Стайн // Религиоведение. Научно-теоретический журнал. – 2011. – № 1. – С. 151-158(0,5 п.л.).

9.Морженкова Н. В. Модернисткая автобиография: жанровые трансформации // Вестник ЛГУ. Серия: «Филология». – 2011. – Т. 7. – № 1. – С. 195-203 (0,5 п.л.).

10.Морженкова Н. В. Жанровая специфика ранних пьес Г. Стайн // Вестник ЧелГУ. Серия: «Филология. Искусствоведение». Вып. 54. – 2011. – № 13 (228). – C. 103-107 (0,5 п.л.).

11.Морженкова Н. В. Авангардистская антропология Гертруды Стайн // Известия УрГУ. Серия 2: «Гуманитарные науки». – 2011. – Вып. 3 (93). – С. 51-57 (0,4 п.л.).

12.Морженкова Н. В. Изоморфизм текста и ландшафта в романе Г. Стайн «Люси Чёрч» // Вестник МГПУ. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование». – 2011. – № 2 (8). – C. 8-15 (0,5 п.л.).

13.Морженкова Н. В. Проблема идентичности в романе Г. Стайн «Ида» // Вестник ЛГУ. Серия: «Филология». – 2011. – Т. 1. – № 2. – С. 63-69 (0,5 п.л.).

14.Морженкова Н. В. Автобиографический субъект и коллективный герой в «Автобиографии всякого» Г. Стайн // Вестник БГУ. История. Литературоведение. Право. Языкознание. – 2011. – № 2. – С. 198-201 (0,4 п.л.).

15.Морженкова Н. В. Трагедия на фоне «мирового» пейзажа: «Пейзажные пьесы» Гертруды Стайн // Вопросы литературы. –2012. – № 2. – С. 336-349 (0,5 п.л.).

16. Морженкова Н. В. Полифонизм романа Г. Стайн «Брузи и Вилли» // Вестник РГГУ. Серия: «Филологические науки. Литературоведение. Фольклористика». – 2012. – № 18(89). – С. 202-210 (0,5 п.л.).

Статьи в журналах, научных сборниках и материалы конференций

17.Морженкова Н. В. Переводы Гертруды Стайн в России. Русско-зарубежные литературные связи // Русско-зарубежные литературные связи: Межвуз. сб. науч. тр. – Н. Новгород: НГПУ, 2005. – С. 267-273 (0,4 п.л.).

18.Морженкова Н. В. К проблеме интерпретации «герметичных» текстов Г. Стайн // Язык и межкультурная коммуникация: Материалы 3 Межвуз. науч.-практ. конф. – СПб.: СПбГУП, 2006. – С. 222-225 (0,4 п.л.).

19.Морженкова Н. В. Особенности взаимодействия сюжета и стиля в трилогии Г. Стайн «Три жизни» // Вестник ННГУ. – 2007. – № 3. – С. 239-242 (0,5 п.л.).

20.Морженкова Н. В. Авангардизация повседневности в цикле стихов Г. Стайн «Нежные пуговицы» // Вестник МГПУ. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование». – 2008. – № 2 (27). – С. 15-18 (0,4 п.л.).

21.Морженкова Н. В. Особенности романной формы В романе Г. Стайн «Становление американцев» // Вестник МГПУ. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование». – 2009. – № 1 (3). – С. 8-15 (0,4 п.л.).

22.Морженкова Н. В. Поэтика портрета как жанровая доминанта в творчестве Г. Стайн // Современные лингвистические парадигмы: фундаментальные и прикладные аспекты: Сб. науч. ст. по материалам Третьих чтений памяти О.Н. Селиверстовой. – М.: МГПУ, 2009. – C. 158-167 (0,4 п.л.).

23.Морженкова Н. В. Смысловая многоплановость литературных портретов Г. Стайн // Проблемы лингвистики, методики обучения иностранным языкам и литературоведения в свете межкультурной коммуникации: Материалы II Межд. науч.-практ. конф. Ч. I: Лингвистика и литературоведение. – Уфа: БГПУ, 2009. – С. 185-189 (0,5 п.л.).

24.Морженкова Н. В. Элементы разговорного дискурса в трилогии Г. Стайн «Три жизни» // Вестник МГПУ. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование». – 2009. – № 2 (4). – С. 14-21 (0,4 п.л.).

25.Морженкова Н. В. Приёмы создания анекдотичности в «Автобиографии Алис Б. Токлас» Гертруды Стайн // Синтез культурных традиций в художественном произведении: Межвуз. cб. науч. тр. – Н. Новгород: НГПУ, 2009. – С. 102-111 (0,4 п.л.).

26.Морженкова Н. В. К поэтике Г. Стайн: грамматика как предмет творческой рефлексии // Вестник МГПУ. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование». – 2010. – № 1 (5). – C. 24-32 (0,4 п.л.).

27. Морженкова Н. В. Жанровое своеобразие творчества Гертруды Стайн // Актуальные проблемы лингвистики, литературоведения, лингводидактики: Материалы III Науч. сессии ИИЯ МГПУ. – М.: МГПУ, 2010. – С. 135-142 (0,4 п.л.).

28.Морженкова Н. В. Поэтика числа в творчестве Гертруды Стайн: опыт интерпретации // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях: Материалы межд. науч.-практ. конф. – М.-Ярославль: Ремдер, 2010. – С. 562-568 (0,4 п.л.).

29.Морженкова Н. В. Актуализация мифа об Исиде и Осирисе в литературе XX. История идей в жанровой истории // XXI Пуришевские чтения. История идей в жанровой истории: Сб. ст. и материалов. – М.: МПГУ, 2010. – С. 137-138 (0,2 п.л.).

30.Морженкова Н. В. Идиллический хронотоп в романе Г. Стайн «Люси Чёрч с любовью» // Русско-зарубежные литературные связи: Межвуз. cб. науч. тр. Вып. IV. – Н. Новгород: НГПУ, 2010. – С. 154-161 (0,5 п.л.).

31.Морженкова Н. В. Модернистский портрет: модификация жанра в литературе и живописи // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: Материалы III Науч. сессии ИИЯ МГПУ. – М.: МГПУ, 2011. – С. 70-80 (0,4 п.л.).

32.Морженкова Н. В. Семантика образа плоскости в контексте художественного мира Гертруды Стайн. Опыт интерпретации // Сублогический анализ языка: Юбил. cб. науч. тр. – М.: СГУ, 2011. – С. 307-313 (0,4 п.л.).

33.Морженкова Н. В. Авторские образы человека в экспериментальных текстах Г. Стайн // Художественная антропология. Теоретические и историко-литературные аспекты: Материалы межд. науч. конф. «Поспеловские чтения». – М.: МАКС Пресс, 2011. – С. 392-400 (0,4 п.л.).