- Фортепианная культура как коммуникативная система, в центре которой находится личность пианиста, вырабатывающего концепцию интерпретации в многостороннем диалоге: а) с сочинением, б) с образом его автора; в) с инструментом; г) с мировой художественной культурой; д) с аудиторией.
- Концепция в исполнительской интерпретации сочинения оказывается производной функцией от восприятия, мышления, индивидуального тезауруса пианиста и одновременно - порождением системы фортепианной культуры. Концепция позволяет выявить целостность текста, наделить его знаки устойчивой семантикой, совместить дешифровку языка сочинения с речевым произношением.
- Метод концептуальной интеграции (экстериоризации) - универсальный инструмент мышления пианиста - позволяет обобщить формы восприятия пианистом сочинения (пять видов текста). Диффузное взаимопроникновение в сознании пианиста разных уровней восприятия обеспечивает основу генерирования концепции - подъема на новый, личностный уровень в прочтении сочинения, - а также предусматривает единый подход ко всем явлениям в системе культуры.
- Метод концептуальной интеграции потребовал выработки аппарата понятий и представлений пианиста (внутренний лексикон текста, триада сюжетности персонификация, сегментация, трансформации, механизм символов и соответствий). Этот аппарат может быть также использован для выработки общей теории исполнительской интерпретации - он опирается на принцип тождества мышления в музыкальной интерпретации и в системе гуманитарного знания вообще.
2. Вартанов, С.Я. Рука, повинующаяся интеллекту [Текст] / С.Я. Вартанов // Музыкальная Академия. 2008. – № 4. – С. 37–46.
3. Вартанов, С.Я. Концепция в фортепианной интерпретации (Бетховен Соната ор.57, концепт вторжения) [Текст] / С.Я. Вартанов // Проблемы музыкальной науки. 2009. – № 1 (4). – С. 40–48.
4. Вартанов, С.Я. Концепция в исполнительской интерпретации: Ф. Лист, Этюд № 6 a-moll (по Паганини) [Текст] / С.Я. Вартанов // Музыковедение. 2010. – № 9. – С. 34–43.
5. Вартанов, С.Я. Концептуальная интеграция и педальная идея (Шуберт Соната op. рost. B-dur, ч. II) [Текст] / С.Я. Вартанов // Проблемы музыкальной науки. 2011. – № 1 (8). – С. 231–238.
6. Вартанов, С.Я. А. Шнитке «Пять Афоризмов»: Прием Перепада [Текст] / С.Я. Вартанов // Проблемы музыкальной науки. 2011. – № 2 (9). – С. 99–105.
7. Вартанов, С.Я. Концепция в интерпретации: Лист “Il penseroso” [Текст] / С.Я. Вартанов // Музыкальная жизнь. 2011. – № 11. – C. 70–72.
8. Вартанов, С.Я. Концепция в интерпретации. К. Дебюсси: «Ароматы и звуки в вечернем воздухе реют» [Текст] / С.Я. Вартанов // Музыковедение. 2011. – № 12. С. 15–23.
9. Вартанов, С.Я. Б. Яворский и проблематика концепции в системе фортепианной интерпретации (ассоциативный образ «Лествица» в прелюдии и фуге И.С. Баха Е-dur, ХТК т. II) [Текст] / С.Я. Вартанов // Вестник СГТУ. Саратов, 2012. – № 1 (63). – Вып. 1. – С. 134–143.
Монография:
10. Вартанов, С.Я. Концепция в фортепианной интерпретации (под знаком Ф. Листа и С. Рахманинова) [Текст] / С.Я. Вартанов. – М.: Композитор, 2013. – 540 с.
Статьи и материалы конференций:
11. Вартанов, С.Я. Поиски жанра — концепция интерпретации в экспромте Ф. Шуберта ор.90 № 1 c-moll [Текст] / С.Я. Вартанов // Романтизм: истоки и горизонты. Сб. материалов международной научной конференции памяти А. Караманова 24–26 февраля 2011 г. / Ред. сост. Т.М. Русанова, Е.В. Клочкова. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. – С. 94–106.
12. Вартанов, С.Я. Аппликатура, движение и позиция в фортепианной игре [Текст] / С.Я. Вартанов // Вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып. XXIV. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1976. – C. 23–68.
13. Вартанов, С.Я. Аппликатура и позиционность в фортепианной музыке Скрябина [Текст] / С.Я. Вартанов // Современные вопросы музыкального исполнительства и педагогики. Вып. ХХУП. – М., ГМПИ им. Гнесиных,1976. – С. 157–176.
14. Вартанов, С.Я. Аппликатура и позиционность в пианистических стилях конца Х1Х – первой половины ХХ века.: Автореф. диссертации … кандидата искусствоведения [Текст] / С.Я. Вартанов. – Л., 1980. – 28 с.
15. Вартанов, С.Я. Педализация и драматургия интерпретации [Текст] / С.Я. Вартанов // Библиографический указатель. – М.: Музыка, 1986. – №4. – 65с. – Деп. в НИО Информкультура.
16. Вартанов, С.Я. Выразительные средства исполнения в мотивной полифонии Баха [Текст] / С.Я. Вартанов // Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. Вып.109. – М.: ГМПИ им. Гнесиных,1990. – С. 82–98.
17. Вартанов, С.Я. Выразительные средства исполнения в мотивной полифонии Баха [Текст] / С.Я. Вартанов // Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха. Вып.109. – М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1993. – С. 82–98.
18. Вартанов, С.Я. А. Шнитке. Концерт для фортепиано и струнного оркестра (опыт интерпретации) / [Текст] / С.Я. Вартанов / Интерпретация музыкального произведения в контексте культуры. Вып.129. – М., РАМ им. Гнесиных, 1994. – С. 155–183.
19. Вартанов, С.Я. Мария Гринберг – вехи творческого пути в зеркале высказываний пианистки [Текст] / С.Я. Вартанов // Фортепиано. 1998. – № 2. – С. 6–10.
20. Вартанов, С.Я. Композитор и исполнитель – Мария Гринберг об интерпретации цикла «32 вариации» Бетховена [Текст] / С.Я. Вартанов // Фортепиано. 1999. – № 3. – С.18–24.
21. Вартанов, С.Я. Диалектический закон как сюжет музыкальной композиции [Текст] / С.Я. Вартанов // Философия-наука-культура-творчество. – Материалы доклада: конфер. – Саратов: СГУ, 1999. – С. 161–163.
22. Вартанов, С.Я. Альфред Шнитке: четвертое измерение [Текст] / С.Я. Вартанов // Фортепиано. 2002. – № 3. С. 26–32; № 4. С. 26–32; 2003. № 1. С. 27–32.
23. Вартанов, С.Я. Fin de Siecle Альфреда Шнитке [Текст] / С.Я. Вартанов // Шнитке посвящается…К 70-летию композитора. – Вып.4. – М.: Композитор, 2004. – С. 270–282.
24. Вартанов, С. Я. Альфред Шнитке-творец и философ [Текст] / С.Я. Вартанов // Альфреду Шнитке посвящается…Из собраний Шнитке-центра. – Вып.3. – М., 2003. – С. 126–148.
25. Вартанов, С.Я. Об интерпретации цикла А. Шнитке «Пять афоризмов» [Текст] / С.Я. Вартанов // Методология, теория и история культуры и искусства: межвуз. сб. ст. по материалам конференции. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2002. – С. 19–21.
26. Вартанов, С.Я. Пластика и колористика в фортепианном цикле К. Дебюсси «Эстампы» и «Острове радости» [Текст] / С.Я. Вартанов // Проблемы художественного творчества: сб. ст. по материалам Научных Чтений, посвященных Б.Л. Яворскому 25–26 ноября 2003г. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2005. – С. 100–127.
27. Вартанов, С.Я. Сцены из «Фауста» или загадка сонаты Листа» [Текст] / С.Я. Вартанов // Фортепиано. 2006. – № 1. С. 25–31; № 2. С. 25–32.
28. Вартанов, С.Я. Театрально-сюжетные отношения в фортепианной музыке А. Шнитке [Текст] / С.Я. Вартанов // Альфреду Шнитке посвящается. – Вып. 6. – М.: Композитор, 2008.– С.71–80.
29. Вартанов, С.Я. Диалог в фортепианной интерпретации [Текст] / С.Я. Вартанов // Диалогическое пространство музыки в меняющемся мире: сб. конф. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2009. – С. 161–166.
30. Вартанов, С.Я. Аспекты сюжетной интерпретации текста в фортепианной фантазии Моцарта К. 475 [Текст] / С.Я. Вартанов // Памяти М.А. Этингера: сб. статей. Вып. II. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2007. – С. 49–74.
31. Вартанов, С.Я. Сюжет и программа в интерпретации — Гайдн, Анданте с вариациями [Текст] / С.Я. Вартанов // Художественное образование: Преемственность и традиции: сб. конф. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2008. – С. 184–193.
32. Вартанов, С.Я. Концепт перепада в интерпретации фортепианного цикла А. Шнитке «Пять афоризмов» [Текст] / С.Я. Вартанов // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве: сб. статей междунар. конфер.– Саратов: Наука, 2008. – С. 261–275.
33. Вартанов, С.Я. Феномен сюжетности как модель синтеза целостной фортепианной интерпретации [Текст] / С.Я. Вартанов // Особенности применения современного теоретического знания в преподавании гуманитарных дисциплин в музыкальном учебном заведении: Тезисы межвуз. научно-практич. конфер. – М.: МГИМ им. А. Шнитке, 2008. – С.27–31.
34. Вартанов, С.Я. Феномен сюжетности, театральность и пластика в фортепианной интерпретации [Текст] / С.Я. Вартанов // PAX SONORIS: история и современность. Памяти М.А. Этингера. Вып. III. – Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО АИПКП, 2008. – С. 167–173.
35. Вартанов, С.Я. Программа и сюжет в прелюдии К. Дебюсси «Паруса» [Текст] / С.Я. Вартанов //Актуальные проблемы истории, теории и методики современного музыкального искусства и образования: сб. науч. тр. – Вып.4 – Оренбург: Изд-во ГОУ ВПО ОГИИ им Л. и М. Ростроповичей, 2008. – С. 158–166.
36. Вартанов, С.Я. Программность и сюжетность в интерпретации цикла фортепианных сонат Скрябина [Текст] / С.Я. Вартанов // Скрябин в пространствах культуры ХХ века. – М.: Композитор, 2008.– С. 228–248.
37. Вартанов, С.Я. Концепция «четвертого измерения» в концерте для фортепиано и струнных А. Шнитке [Текст] / С.Я. Вартанов // Альфред Шнитке: Художник и эпоха. К 75-летию композитора: Сб. статей по материалам науч. чтений 12 декабря 2009 г. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2010. – С. 73–88.
38. Вартанов, С.Я. Система Яворского и метод экстериоризации в науке об исполнительской интерпретации [Текст] / С.Я. Вартанов // Проблемы художественного творчества: Сб. ст. по мат. научных чтений, посвященных Б. Яворскому. – Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2011. – С.41–46.
39. Вартанов, С.Я. О роли контрастов в фортепианной интерпретации [Текст] / С.Я. Вартанов // Исполнительское искусство и музыковедение: параллели и взаимодействия: Сб. ст. по мат. межд. науч. конф. ГКА им. Маймонида. – М.: Человек, 2010. – С. 340–354.
40. Вартанов, С.Я. Прием диалога и сюжет в фортепианной интерпретации [Текст] / С.Я. Вартанов // Проблемы художественной интерпретации: материалы Всеросс. науч. конф. 9–10 апр. 2009. – М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. – С.115–133.
41. Вартанов, С.Я. Воплощение образов Священного писания в WТК Баха // Христианские образы в искусстве: сб. трудов. – Вып.181 (3). – М.: РАМ им. Гнесиных, 2011. – С. 160–174.