Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА»
Специальность: 13.00.04
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот на основе реализации средств физической культуры и спорта направлена на достижение главной цели - повышение уровня готовности выпускника детского дома к самостоятельной жизни в социуме. Эффективность данной системы обеспечивается созданием физкультурно-спортивного образовательного пространства, включающего в себя взаимодействие образовательных учреждений разного уровня, которое положительно влияет на показатель степени сформированности личностных характеристик жизнестойкого выпускника и результаты социальной адаптации и интеграции его в социуме.
  2. Содержание модельной характеристики жизнестойкой личности определяется ценностно-ориентированным, морально-волевым, мотивационным, социальным, духовно-нравственным, оценочно-рефлексивным компонентами. Эффективность процесса формирования личности жизнестойкого выпускника зависит от своевременного исследования уровня сформированности личностных характеристик жизнестойкости детей-сирот по педагогическому, психологическому, физическому и социальному блокам и позволяет характеризовать уровень достигнутого результата как системы.
  3. Проектирование педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот опирается на организацию инновационной педагогической технологии коррекции психологического и физического здоровья детей-сирот средствами физической культуры и спорта как предварительного этапа перехода на педагогическую систему формирования жизнестойкости детей-сирот. Содержание методического обеспечения инновационной педагогической технологии здоровья детей-сирот включает комплексы физических упражнений, способствующих повышению уровня физического потенциала, а также корректирующие занятия физической культурой, построенные в соответствии с морфофункциональными особенностями организма детей-сирот.
  4. Разработанная на основе спортизированного физического воспитания детей-сирот технология физической культуры и спорта позволила повысить уровень их здоровья и физической подготовленности к социальной адаптации в социуме. В содержании педагогической технологии мощным индикатором выступают ценности физической культуры и спорта, которые являются важнейшим педагогическим инструментом формирования у детей-сирот модельных характеристик жизнестойкого выпускника.
  5. Формирование жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта становится более эффективным при условии готовности педагога к реализации педагогической системы. Модель готовности педагога к формированию жизнестойкости детей-сирот представлена взаимосвязанными компонентами, содержательное наполнение которых отражает специфические особенности деятельности педагога детского дома в рамках реализации педагогической системы. Компоненты модели отражают готовность педагога передавать свои знания, опыт, индивидуально воздействовать на воспитуемого.
Список опубликованных работ
Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК РФ:

4.Байер, Е.А. Оптимизация индивидуального здоровья и первичная профилактика заболеваний в системе общественного здравоохранения / Т.В. Жукова, Т.Т. Айданов, М.Ю. Соловьёв, М.В. Калинина, Е.А. Байер, С.А. Боканева, М.А. Веревика // Гигиена и санитария. – 2003. – №6. – С. 69-71. – 0,16 п.л. (авторство не разделено)

5.Байер, Е.А. Коррекция нравственно-волевой сферы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей средствами физической культуры / Е.А. Байер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2007. – №5. – С. 53. – 0,1 п.л.

6.Байер, Е.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях государственной поддержки детства / Е.А. Байер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка – 2008. – № 4. – С. 15-18. – 0,4 п.л.

7.Байер, Е.А. Дети вне семьи / Е.А. Байер // Педагогика. – 2008. – №4. – С. 123-124. – 0,1 п.л.

8.Байер, Е.А. Здоровье детей-сирот и первичная профилактика заболеваний в системе интернатных учреждений [Электронный ресурс] / Е.А. Байер // Гуманитарные и социальные науки. – 2008. – № 3. – С. 2-7 – Режим доступа : http://www.hses-online.ru/2008/03/13_00_03/01.pdf. – 0,3 п.л.

9.Байер, Е.А. Психологическая и физическая коррекция депривированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их успешная адаптация в обществе с использованием социально конструируемой программы по физическому воспитанию в детском доме / Е.А. Байер // Социально-гуманитарные знания. – 2008. – № 10. – С. 376-383. – 0,4 п.л.

10.Байер, Е.А. Коррекция психологических и физических отклонений у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и их успешная адаптация средствами физической культуры / Е.А. Байер // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2008. – № 2. – С. 7-10. – 0,33 п.л.

11.Байер, Е.А. Оптимизация индивидуального здоровья и первичная профилактика заболеваний в системе интернатных учреждений / Е.А. Байер, Г.Д. Алексанянц // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2008. – № 3. – С. 32-35. – 0,33 п.л. (авторство не разделено).

12.Байер, Е.А. Приемная семья для детей-сирот – приоритетная задача государственной поддержки детства / Е.А. Байер // Народное образование. – 2009. – № 1. – С. 85-88. – 0,41 п.л.

13.Байер, Е.А. У вас будет обучаться ребенок-сирота, а у нас жить / Е.А. Байер // Народное образование. – 2009. – № 7. – С. 169-174. – 0,5 п.л.

14.Байер, Е.А. Чудо в детском доме – физкультура / Е.А. Байер // Физическая культура в школе. – 2009. – № 4. – С. 61-64. – 0,33 п.л.

15.Байер, Е.А. Исследование жизнестойкости у детей-сирот в учреждении государственной поддержки детства как залога успешной интеграции в быстро меняющемся социуме / Е.А. Байер // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 4 (50). – С. 6-11. – 0,5 п.л.

16.Байер, Е.А. Психологическая и физическая коррекция депривированных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, средствами физического воспитания / Е.А. Байер // Вестник спортивной науки. – 2009. – № 2. – С. 41-44. – 0,33 п.л.

17.Байер, Е.А. Психическая и физическая коррекция воспитанников детского дома / Е.А. Байер // Физическая культура в школе. – 2009. – № 8. – С. 35-37. – 0,25 п.л.

18.Байер, Е.А. Некоторые тенденции решения проблемы в теории и практике педагогической коррекции детей / Е.А. Байер // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 8. – С. 678-682. – 0,41 п.л.

19.Байер, Е.А. Социальное самоопределение воспитанников детских домов / Е.А. Байер, О.Ю. Латышев // Воспитание школьников. – 2009. – № 1. – С. 47-50. – 0,33 п.л. (авторство не разделено).

20.Байер, Е.А. Формирование жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания в условиях детского дома / Е.А. Байер // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 2. – С. 2-5. – 0,33 п.л.

21.Байер, Е.А. Исследование жизнестойкости у детей-сирот в условиях детского дома как залог успешной социальной адаптации в быстро меняющемся мире / Е.А. Байер // Вестник спортивной науки. – 2010. – № 1. – С. 30-34. – 0,41 п.л.

22.Байер, Е.А. Формирование жизнестойкости детей-сирот как результат модернизации системы образования / Е.А. Байер // Физическая культура, спорт - наука и практика. – 2010. – № 1. – С. 34-39. – 0,5 п.л.

23.Байер, Е.А. Жизнеспособность воспитанников детского дома / Е.А. Байер // Физическая культура в школе. – 2010. – № 1. – С. 40-42. – 0,25 п.л.

24.Байер, Е.А. Жизнестойкость детей-сирот как качество личности выпускника детского дома / Е.А. Байер // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 5. – С. 45-49. – 0,4 п.л.

25.Байер, Е.А Спортизированное физическое воспитание – важное условие подготовки детей-сирот к жизни / Е.А. Байер, И.Б. Павлов // Физическая культура в школе. – 2011. – № 6. – С. 30-34. – 0,41 п.л. (авторство не разделено).

26.Байер, Е.А. Спортизированное физическое воспитание детей-сирот в условиях детского дома как средство подготовки жизнестойкого поколения / Е.А. Байер, Л.И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2011. – № 6. – С. 15-19. – 0,41 п.л. (авторство не разделено).

27.Байер, Е.А. Реализация новой педагогической системы формирования жизнестойкости детей-сирот в условиях детского дома / Е.А. Байер // Вестник спортивной науки. – 2012. – №1. – С. 48-56. – 0,75 п.л.

Учебно-методические пособия, методические рекомендации, целевые программы

28.Байер, Е.А. Коррекции и развитие психологического и физического здоровья средствами физической культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детском доме: программа / Е.А. Байер, И.Б. Павлов, И.В. Нефедова. – Азов: АзовПечать, 2006. – 70 с. – 4,3 п.л. (авторство не разделено).

29.Байер Е.А. Воспитательная система Азовского детского дома: концепция / Е.А. Байер, Е.Н. Сорочинская. – Азов: ГИВЦ, 2001. – 55 с. – 3,4 п.л. (авторство не разделено).

30.Байер, Е.А. Педагогика для студентов: учебно-методическое пособие / Е.А. Байер, С.В. Старадубцев. – Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 2006. – 156 с. – 9,7 п.л. (авторство не разделено).

31.Байер, Е.А. Воспитательная система Азовского детского дома: программа / Е.А. Байер, Е.Н. Сорочинская. – Азов: ГИВЦ, 2001. – 35 с. – 2,1 п.л. (авторство не разделено).

32.Байер, Е.А. Девиантное поведение: учебно-методическое пособие / Е.А. Байер, Г.И. Колесникова, М.В. Харагезян. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 218 с. – 13,6 п.л. (авторство не разделено).

33.Байер, Е.А. Развитие областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома г. Азова: программа / Е.А. Байер, Е.В. Петрова, О.Н. Чепкова. – Азов: АзовПечать, 2009. – 51 с. – 3,1 п.л. (авторство не разделено).

34. Байер, Е.А. Воспитательная система детского дома г. Азова: учебно-методическое пособие / Е.А. Байер, Е.В. Петрова. – Азов: АзовПечать, 2012. – 92 с. – 5,7 п.л. (авторство не разделено).

35. Байер, Е.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот в процессе спортивно-физического воспитания в условиях детского дома: учебно-методическое пособие / Е.А. Байер. – Ростов-на-Дону: Альтаир, 2011. – 364 с. – 22,7 п.л. (авторство не разделено).

36. Байер Е.А. Формирование жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры: учебно-методическое пособие. Palmarium Academic Publishing is a trademark of: LAP LAMBER Academic Publishing GmbH&Co.KG Heinrich Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrücken Germany LAP LAMBER Academic Publishing. 2012. – 433 с. – 27 п.л.

Научные статьи и материалы конференций

37. Байер Е.А. Коррекция нравственно-волевой сферы воспитанников детского дома посредством физической культуры / Е.А. Байер // Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 25-28 ноября 2002 г. – Тула, 2002. – С. 31-40. – 0,6 п.л.

38. Байер, Е.А. Коррекция и развитие нравственно-волевой сферы воспитанников Азовского детского дома средствами физической культуры / Е.А. Байер // Сборник докладов семинара-совещания руководящих кадров областных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детских домов и школ-интернатов, 15-16 августа 2002 г. – Ростов-на-Дону, 2002. – С. 17-20. – 0,25 п.л.

39. Байер, Е.А. Профилактика негативных последствий использования информационных технологий. Семья в современном социуме: актуальные проблемы социально-психологического здоровья / Е.А. Байер, О.Ю. Латышев // Сборник научных трудов участников VI научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании», 17-19 сентября 2006 г. – Ростов-на-Дону, 2006. – С. 154. – 0,1 п.л. (авторство не разделено).

40. Байер, Е.А. Коррекция психологических и физических отклонений средствами физической культуры детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их успешной адаптации / Е.А. Байер // Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона XIV годичное отделение РАО. – Ростов-на-Дону, 2007. – С. 17-22. – 0,37 п.л.

41. Байер, Е.А. Коррекция и развитие нравственно-волевой сферы воспитанников Азовского детского дома средствами физической культуры / Е.А. Байер // Социально-педагогические проблемы детей и молодежи. – Ростов-на-Дону : ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», 2007. – С. 106-108. – 0,18 п.л.

42. Байер, Е.А. Индивидуальная паспортизация здоровья и разработка активационно-восстановительных мероприятий как средство положительной социальной адаптации детей-сирот в обществе / Е.А. Байер, Т.В. Жукова // Сборник научных статей «Семья в современном социуме: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» – Выпуск 3. – 2008. – С. 67-75. – 0,56 п.л. (авторство не разделено).

43. Байер, Е.А. Усыновление детей-сирот при поддержке информационных технологий / Е.А. Байер, В.С. Воробьева, О.Ю. Латышев // Сборник научных трудов участников VII научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании», 30-31 октября 2008 г. – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 74-75. – 0,2 п.л. (авторство не разделено).

44. Байер, Е.А. Проблемы адаптации детей-сирот в обществе, как одна из причин пересмотра примеров и методов образовательного процесса в детских домах России / Е.А. Байер // Материалы Международного педагогического форума «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности – основа социальной технологии развития современной России». – Ростов-на-Дону, 2008. – С. 262-266. – 0,3 п.л.

45. Байер, Е.А. Воспитание олимпийского резерва с использованием информационных технологий (на примере детских домов) / Е.А. Байер, О.Ю. Латышева // Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием: «На пути к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм», 29-30.10.2008 г. – Краснодар, 2008. – С. 76-82 – 0,43 п.л. (авторство не разделено).

46. Байер, Е.А. Физическое развитие как фактор оздоровления / Е.А. Байер // Детский дом. – 2008. – № 2 (27). – С. 38-41. – 0,3 п.л.

47. Байер, Е.А. Реформирование деятельности детского дома в новых условиях / Е.А. Байер // Детский дом. – 2008. – № 4 (29). – С. 18-21. – 0,25 п.л.

48. Байер, Е.А. У вас учатся дети-сироты, а у нас воспитываются / Е.А. Байер // Детский дом. – 2009. – № 3 (32). – С. 38-43. – 0,37 п.л.

49. Байер, Е.А. Приемная семья для детей-сирот / Е.А. Байер // Социальная педагогика. – 2009. – №1. – С. 123-127. – 0,31 п.л.

50. Байер, Е.А. У вас будет обучаться дети-сироты, а у нас жить / Е.А. Байер // Социальная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 53-60. – 0,5 п.л.

51. Байер, Е.А. Формирование жизнестойкости детей-сирот через спорт и физическое воспитание / Е.А. Байер // Детский дом. – 2010. – № 2 (35). – С. 38-42. – 0,31 п.л.

52. Байер, Е.А. Жизнестойкость как качество личности выпускника детского дома / Е.А. Байер // Социальная педагогика. – 2010. – № 5. – С. 75-82. – 0,6 п.л.

53. Байер, Е.А. Формирование жизнестойкости детей-сирот в процессе спортизированного физического воспитания в условиях детского дома / Е.А. Байер // Материалы V Международного конгресса «Человек, спорт, здоровье», 21-23 апреля 2011 г. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 379-381. – 0,18 п.л.

54. Байер, Е.А. Формирование нового жизнестойкого поколения детей-сирот в детских домах России / Е.А. Байер, И.Б. Павлов // Материалы XXX международных психолого-педагогических чтений «Развитие личности в образовательных системах», 22-23.09.2011 г. – Ростов-на-Дону, 2011. – С. 364-371. – 0,68 п.л. (авторство не разделено).

55. Байер, Е.А. Жизнестойкость детей-сирот / Е.А. Байер // Образование на Дону. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Экономика Дона», 2012. – С. 98-102. – 0,31 п.л.

56. Байер, Е.А. Проблемы и их решение в воспитании детей-сирот в России / Е.А. Байер // Социальная педагогика. – 2011. – №3. – С. 40-44. – 0,31 п.л.

57. Байер, Е.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома / Е.А. Байер // Материалы конференции «Здоровье и образование, проблемы и перспективы», 14-15 октября 2012 г. – Донецк, 2012. – С. 149-154. – 0,3 п.л.

58. Байер, Е.А. Жизнестойкость детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности / Е.А. Байер, О.Ю. Латышев // Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики, 25-26 сентября 2012 г. – Тольятти, 2012. – С.144-154. – 0,7 п.л. (авторство не разделено).

59. Байер, Е.А. Формирование жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности / Е.А. Байер, О.Ю. Латышев // Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы социального и спортивно-оздоровительного туризма», 1-2 декабря 2012 г. – Москва, 2012. – С. 201-207. – 0,7 п.л. (авторство не разделено).

60. Байер, Е.А. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионно-туристической деятельности / Е.А. Байер, О.Ю. Латышев // Материалы первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». – Тольятти, 2012. – С. 144-154. – 0,6 п.л. (авторство не разделено).

61. Байер, Е.А. Развитие одарённости и жизнестойкости воспитанников детского дома средствами туристско-краеведческой деятельности [Электронный ресурс] / Е.А. Байер, О.Ю. Латышев // Материалы межрегионального Интернет-педсовета «Одаренные дети и талантливая молодежь: выявление, развитие, сопровождение». – Уфа, 2012. Режим доступа : http://irorb.ru/index.php?limitstart=72. – 0,6 п.л. (авторство не разделено).

Тезисы докладов и выступлений на конференциях и семинарах

62. Байер, Е.А. Коррекция нравственно-волевой сферы воспитанников детского дома посредством физической культуры / Е.А. Байер // Материалы Международной научно-практической конференции (25-28 ноября 2002 г.). – Тула, 2002. – С. 31-40. – 0,2 п.л.

63. Байер, Е.А. Формирование нового жизнестойкого поколения детей-сирот в детских домах России / Е.А. Байер // Международный конгресс «Человек, спорт, здоровье», 21-23 апреля 2011 г. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 379-381. – 0,2 п.л.

64. Байер, Е.А. Жизнестойкое поколение детей-сирот – новый педагогический подход в условиях детского дома / Е.А. Байер // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Региональные программы социальной адаптации выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 30 июня - 1 июля 2011 г. Смоленск, 2011. – С. 6-14. – 0,5 п.л.

65. Байер, Е.А. Жизнестойкость детей-сирот в процессе спортивно-физического воспитания в условиях детского дома / Е.А. Байер // Материалы обучающего семинара «Профилактика правонарушений в Ростовской области на 2011-2013 годы», ГКОУ РО детский дом г. Азова, 12 марта 2012 г. – Азов, 2012. – С. 2-4. – 0,1 п.л.

66. Байер, Е.А. Подготовка детей-сирот к выживанию в современном социуме средствами физической культуры и спорта / Е.А. Байер // Материалы в Международной научно-практической конгресс-конференции в сфере физической культуры, спорта и туризма, Россия, Краснодарский край, пос. Новомихайловский, база отдыха «Торнадо» 24-30 сентября 2012 г. – Т. 1. – С. 80-88. – 0,56 п.л.

67. Байер, Е.А. Жизнестойкое поколение детей-сирот – новый педагогический подход в условиях детского дома / Е.А. Байер // Материалы Международной научно-практической конгресс-конференции в сфере физической культуры, спорта и туризма, Россия, Краснодарский край, пос. Новомихайловский, база отдыха «Торнадо» 24-30 сентября 2012 г. – Т. 2. – С. 97-104. – 0,56 п.л.

68. Байер, Е.А. Жизнестойкость детей-сирот / Е.А. Байер // Материалы в Международной научно-практической конференции «Интеграционные процессы и информационные технологии в физическом воспитании и спорте» 25-27 октября 2012 г. – Тула, 2012. – С. 9-14. – 0,56 п.л.

69. Байер, Е.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта в условиях детского дома / Е.А. Байер // Материалы III-й Международной научно-практической конференции «Здоровье: проблемы и перспективы», 14-15 ноября 2012 г. – Донецк, 2012. – С. 149-155. – 0,43 п.л.