- Теоретической основой формирования представлений о литературных традициях у студентов национальных отделений педагогических вузов на примере литературы Древней Руси и XVIII века является концепция преемственности литературного процесса, которая позволяет рассматривать изучение литературы Древней Руси и XVIII века как значимый этап в формировании представлений о традициях в русской литературе, а литературные направления (барокко, классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм и постмодернизм) воспринимать в историко-генетическом аспекте.
- Внедрение в учебный процесс контекстного обучения литературе на культурологической основе с учетом этнокультурной и билингвальной направленности литературного образования, интеграция содержательных компонентов преподавания русской и татарской литератур в рамках методической модели, предполагающей поэтапное формирование представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века у студентов национальных отделений педагогических вузов реализует на практике принцип преемственности в преподавании историко-литературных дисциплин.
- Реализация в практике преподавания историко-литературных дисциплин методической модели формирования представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века у студентов национальных отделений педагогических вузов, базирующейся на принципе единства и последовательности в подходах к организации учебной, научной, аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов создает условия для подготовки высококвалифицированных педагогических кадров учителей-словесников, способных осуществлять преподавание татарской и русской литератур на основе преемственности литературного процесса и литературных взаимосвязей, а также межпредметных и внутрипредметных связей и принципа диалога культур. Предложенная модель включает три этапа: 1) формирование начальных представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века у студентов младших (I - II) курсов национальных отделений педагогических вузов при изучении историко-литературных дисциплин «История древнерусской литературы» и «История русской литературы XVIII века»; 2) развитие умений и навыков студентов и расширение круга их знаний о литературных традициях Древней Руси и XVIII века на функциональном уровне, реализующееся в учебно-аналитической деятельности студентов-филологов старших (III - IV) курсов национальных отделений педагогических вузов; 3) углубление представлений студентов о литературных традициях Древней Руси и XVIII века на осознанно-креативном уровне, предполагающее разработку научных идей на основе их индивидуального исследовательского опыта.
- Формирование у студентов-билингвов представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века в русле преемственности литературного процесса будет эффективным при использовании в качестве ведущих приемов сравнительно-сопоставительного анализа произведений русских и татарских писателей, методов и приемов, облегчающих процесс восприятия русской литературы в иноязычной аудитории: обращение к переводам произведений русских писателей на родной язык студентов с последующим соотнесением перевода и оригинала (поэзия М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина и татарских поэтов-просветителей Г. Г. Кандалыя, Г. Чокрыя, Акмуллы), работа с переводами произведений русских писателей на татарский язык (переводы произведений Н. М. Карамзина: повести «Бедная Лиза» («Мескинә Фаизә» Ш. Г. Рахмати) и элегии «Осень» («Көз» З. Ш. Нури), «Недоросля» Д. И. Фонвизина (переводчик Р. Ф. Ишмурат), од Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Река времен в своем стремленьи», «Тончию», «Бог», «Птичка», «Шутливое желание» (переводчик Р. М. Харисов), произведений А. Н. Радищева: «Вольность», «Песни, петые на состязаниях в честь древних славянских божеств» (переводчик М. Х. Садри), «Путешествие из Петербурга в Москву» (переводчик И. Х. Зарипов).
- Использование в практике преподавания историко-литературных курсов сравнительно-типологического, историко-генетического и историко-функционального подходов к анализу не только на диахроническом, но и на синхроническом уровне бытования соответствующих жанров, образов, мотивов; выявление произведений, сходных по тематике, близких в проблемном и жанровом отношениях, а также сравнительный и сопоставительный анализ произведений, варьирующих общую тему на различном национальном материале способствуют формированию представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века у студентов национальных отделений педагогических вузов). В этой связи были созданы научные проекты на темы: 1. Образы правителей в русской и татарской средневековых литературах («Слово о полку Игореве», «Поучение» Владимира Мономаха, дастан «Бабахан», «Идегей», поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе»); 2. Женские образы в русской и татарской средневековой литературах («Җик Мәргән», Котб «Хосров и Ширин», К. Гали «Сказание о Йусуфе», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Повесть о Петре и Февронии», «Житие» протопопа Аввакума). 3. Просветительские тенденции в русской и татарской литературах XVIII - XIX веков (на примере творчества М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Г. Г. Кандалыя, Г. Чокрыя, Акмуллы); 4. Эволюция жанра путешествия в русской и татарской литературах XI - XXI вв.
- Применение активных форм и приемов обучения (лекция-беседа, лекция с использованием мультимедийной презентации, практическое занятие с элементами ролевой игры, семинаров, различных форм работы в малых группах) и электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на базе платформы LMS Moodle (сайт Центра дистанционного обучения Департамента образования КФУ), интегративных дисциплин по выбору («Традиции русской литературы XVIII века в литературном процессе XIX - XXI веков», «Русско-татарские взаимосвязи: литературные традиции») с учетом восприятия и изучения русской литературы Древней Руси и XVIII века студентами-татарами, своеобразия их мировидения и миропонимания способствует созданию у них положительной мотивации при формировании представлений о литературных традициях, что повышает эффективность преподавания историко-литературных курсов на национальных отделениях педагогических вузов.
1.Галимуллина, А. Ф. Проблемы изучения русской литературы XVIII века и ее традиций в педагогическом вузе: монография / А. Ф. Галимуллина. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. – 568 с. (35,5 п.л.)
2.Галимуллина, А. Ф. Формирование представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века у студентов педагогических вузов: монография / А. Ф. Галимуллина. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2012. – 368 с. (23 п.л.).
3.Галимуллина, А. Ф. История древнерусской литературы: учебное пособие для студентов / А. Ф. Галимуллина. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – 96 с. (6 п.л.)
Статьи в журналах, включенных ВАК Министерства образования и науки РФ в перечень ведущих научных журналов и изданий:
4.Галимуллина, А. Ф. Формирование представлений о литературных традициях у студентов национальных отделений педагогических вузов на примере образа дома в русской литературе XVIII века/ А. Ф. Галимуллина // Литература в школе. – 2009. – № 6. – С. 10-14 (1 п.л.).
5.Галимуллина, А. Ф. Принцип культурной преемственности и опора на литературные традиции в преподавании литературы Древней Руси и XVIII века на национальных отделениях педагогических вузов / А. Ф. Галимуллина // Преподаватель XXI век. – 2008. – № 4. – С.176-184 (0,6 п.л.).
6.Галимуллина, А. Ф. Активизация учебной деятельности студентов-филологов в процессе формирования представлений о традициях сентиментализма в русской литературе XVIII – ХХ веков / А. Ф. Галимуллина // Литература в школе. – 2010. – № 11. – С. 24 – 27 (1,2 п.л.)
7.Галимуллина, А. Ф. Формирование представлений о традициях сатирической литературы XVIII века в литературном процессе XIX – ХХ веков у студентов педагогических вузов / А. Ф. Галимуллина // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2010. – № 3 (21). – С. 183 – 188 (0,6 п.л.).
8.Галимуллина, А. Ф. Реализация исследовательского метода при формировании представлений о традициях литературы Древней Руси и XVIII века у студентов филологических факультетов педагогических вузов (На примере изучения творчества А.Н. Радищева) / А. Ф. Галимуллина // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – Казань, 2010. – № 1 (19). – С. 134 – 140 (0,6 п.л.).
9.Галимуллина А. Ф. Электронный образовательный ресурс как эффективное средство формирования представлений о литературных традициях Древней Руси и XVIII века у студентов национальных отделений педагогических вузов / А. Ф. Галимуллина, Ф. Г. Галимуллин // Казанский педагогический журнал. – 2012. – № 5 / 6. – С. 145 – 151 (0,6 п.л. / 0,3 п.л.).
10.Галимуллина, А. Ф. Педагогические условия формирования представлений о традициях жанра «хождение» у студентов национальных отделений педагогических вузов / А. Ф. Галимуллина // Казанский педагогический журнал. – 2010. – № 5/6 (83/84). – С. 23 – 28 (0,6 п.л.).
11.Галимуллина, А. Ф. Специфика обращения русских писателей ХХ века к традициям сентиментализма (методический аспект) / А. Ф. Галимуллина // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2011. – № 1 (23). – С. 285 – 292 (0,6 п.л.).
12.Галимуллина, А. Ф. Вопросы идеологии в формировании представлений у студентов-филологов о традициях русской литературы XVIII века на национальных отделениях педагогических вузов / А. Ф. Галимуллина // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2011. – № 2 (24). – С. 264 – 269 (0,6 п.л.).
13.Галимуллина, А. Ф. Формирование представлений о традициях литературы Древней Руси у студентов национальных отделений педагогических вузов при изучении «Слова о полку Игореве» / А. Ф. Галимуллина // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2011. – № 4 (26). – С. 315 – 322 (0,6 п.л.).
14.Галимуллина, А. Ф. Особенности преподавания русской литературы XVIII века на национальных отделениях вузов (Работа с художественным переводом в формировании представлений о русском сентиментализме) // Казанский педагогический журнал. – 2011. – № 5/6. – С. 73 – 77 (0,6 п.л.).
15.Галимуллина, А. Ф. Образ Дома в поэзии М. Н. Муравьева: синтез художественного и документального (к проблеме формирования представлений о литературных традициях XVIII века у студентов национальных отделений педагогических специальностей) / А. Ф. Галимуллина // Филология и культура. – 2012. – № 3(29). – С. 251 – 254 (0,6 п.л.).
16.Галимуллина, А. Ф. Формирование понятия о сентиментализме у старшеклассников / А. Ф. Галимуллина // Русская словесность. – 2007. – № 1. – С. 11 – 20 (0,6 п.л.).
17.Галимуллина, А. Ф. «Звучи, о арфа! Ты все о Казани мне! (Казанская тропа к памятнику Г.Р. Державина) / А. Ф. Галимуллина // Русская словесность. – 2006. – № 3. – С. 14 – 20 (0,6 п.л.).
18.Галимуллина, А. Ф. Специфика жанра «хождение» / «путешествие» На материале вузовского курса литературы / А. Ф. Галимуллина // Литература в школе. – 2008. – № 5. – С. 22 – 23 (0,6 п.л.)
19.Галимуллина. А. Ф. «Друзья мои, прекрасен наш союз!...» VII Республиканская научно-практическая конференция «Литературоведение и эстетика в XXI веке» («Татьянин день»), посвященная памяти Т.А.Геллер / А. Ф. Галимуллина, Р. Ф. Мухаметшина // Литература в школе. – 2010. – № 11. – С. 46 – 47 (0,5 / 0,25 п.л.).
Научные статьи, тезисы выступлений и докладов:
20.Галимуллина, А. Ф. Актуальные проблемы преподавания русской литературы XVIII века в педагогическом вузе / А. Ф. Галимуллина // Текст. Произведение. Читатель: материалы II Второй Всероссийской научной конференции, 15 – 16 октября 2010 года. – Казань: Изд-во МОиН РТ, 2011. – Вып. 2. – С. 245 – 251 (0,6 п.л.)
21.Галимуллина, А. Ф. Изучение творчества А. Н. Радищева в вузе в контексте диалога культур / А. Ф. Галимуллина // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 15. – СПб.; Самара: ООО «Издательство «Ас Гард», 2011. – С. 420 – 434 (0,9 п.л.).
22.Галимуллина, А. Ф. Казань и ее окрестности в путевых записках А.Н. Радищева / А. Ф. Галимуллина // Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов III Междунар. научной конф. – Вып. 3. – Казань: Изд-во Юниверсум, 2011. – С. 69 – 74 (0,5 п.л.)
23.Галимуллина, А. Ф. Литература Древней Руси и XVIII века в круге чтения современного подростка / А. Ф. Галимуллина //Поддержка и развитие чтения: современные технологии и актуальные практики: коллективная монография по материалам XI научно-практич. конф. «Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании» / под ред. Е. С. Романичевой. Серия «Стратегии современного гуманитарного образования». – Вып. 4. – М.: МГПИ, 2012. – С. 115 – 122 (0,5 п.л.).
24.Галимуллина, А. Ф. Литературные традиции Древней Руси и XVIII века в контексте диалога русской и татарской культур / А. Ф. Галимуллина // Евразийство и проблемы современной науки: коллективная монография. – Казан. гос. ун-т культуры и искусств. – Казань: ИИЦ «Культура», 2012. – С. 109 –114 (0,3 п.л.).
25.Галимуллина, А. Ф. Мультимедийные технологии в преподавании курса «История русской литературы XVIII века» на национальных отделениях педагогических вузов / А. Ф. Галимуллина // Вопросы языка и литературы в современных исследованиях: материалы Всеросс. научно-практич. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие». VIII Кирилло-Мефодьевские чтения. – Выпуск 3. – М.; Ярославль, 2007. – С. 152-155 (0,25 п.л.).
26.Галимуллина, А. Ф. Образ Г. Р. Державина в поэзии Равиля Бухараева // Г.Р.Державин и диалектика культур: материалы Международной научной конф. 13 – 15 июля 2012 г. / А. Ф. Галимуллина – Казань: Казан. ун-т, 2012. – С. 156 – 161 (0,3 п.л.)
27.Галимуллина, А. Ф. Поэтическое наследие Г.Р. Державина в контексте современной литературы Республики Татарстан / А. Ф. Галимуллина // Г. Р. Державин Стихотворения. – Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. – С. 118 – 130. (0,9 п.л.)
28.Галимуллина, А. Ф. Различные формы внеаудиторной работы по литературе в формировании профессиональных качеств будущих учителей-филологов / А. Ф. Галимуллина // Филологическое образование в школе и вузе: Материалы Междунар. научно-практич. конф. «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. «XII Кирилло-Мефодиевские чтения». – М.: Ярославль: Ремдер, 2011. – С. 89 – 94 (0,5 п.л.).
29.Галимуллина, А. Ф. Специфика преподавания курсов «История древнерусской литературы» и «История русской литературы XVIII века» на национальных отделениях педагогических вузов // Литературное образование: современное состояние, перспективы, технологии. XV Голубковские чтения: сборник материалов Междунар. научн.-практич. конф. – М.: МПГУ, 2007. – С.140 – 145 (0,3 п.л.)..
30.Галимуллина, А. Ф. Творчество Г. Р. Державина в контексте диалога русской и татарской культур / А. Ф. Галимуллина // Державин и культура Казанского края: материалы Всеросс. научно-практич. конф., посвященной 265-летию со дня рождения Г.Р. Державина. – Казань: КГУ, 2008 – С. 69-80 (0,7 п.л.).
31.Галимуллина, А. Ф. Р. Харис и Г. Р. Державин: духовный диалог в контексте времен и культур / А. Ф. Галимуллина // Ренат Харис и татарская поэзия: материалы Всеросс. научно-практич. конф. – Казань: Идель-Пресс, 2011. – С. 150 – 163 (0,8 п.л.).
Статьи, опубликованные в зарубежных изданиях:
32.Галимуллина, А.Ф. Специфика преподавания курсов «История древнерусской литературы» и «Истории русской литературы XVIII века» в условиях поликультурной среды / А. Ф. Галимуллина // Теория и практика преподавания языка и литературы: современное состояние, проблемы, перспективы: материалы Междунар. научно-практич. конф. 18-19 ноября, 2008: В 2 ч. – Алматы, 2008. – Ч. 1. – С.236-239 (0,25 п.л.).