- Групповой подход является очень ценным эвристическим инструментом для изучения политических процессов. Характер функционирования политических режимов в значительной степени определяется параметрами деятельности групп интересов. Важнейшее место в этой связи занимают такие показатели как модель социально-политического взаимодействия, свобода группового политического участия и способность групп интересов использовать государство для извлечения ренты.
- Группы интересов оказывают решающее влияние на трансформацию политических режимов. Случайно возникшая или искусственно созданная концентрация ренты ведет к элитизации и авторитаризации политических режимов. Такие режимы накапливают внутренние противоречия, порождают нестабильность и движутся по олсинианской парадигме общественного развития. Широкое рассредоточение и минимизация ренты, напротив, способствует эга-литаризации и демократизации политических режимов. И в том и в другом случае политические и социально-экономические факторы взаимно подкрепляют друг друга. Исходя из этого центральной проблемой современной теории групп следует признать создание такой модели социально-политического устройства, при которой направленные на реализацию своих интересов индивидуальные и коллективные действия будут не препятствовать, а способствовать прогрессивному политическому развитию и увеличению благосостояния общества.
- Общая проблематика трансформации политического режима России с точки зрения групповой теории обусловлена фундаментальными процессами социальной модернизации российского общества. Переход от традиционного к современному типу общества, расширяя социальную дифференциацию, усложнил общественную структуру и породил множество новых социальных интересов. В связи с этим возникла проблема создания политического режима, способного обеспечить гармоничное взаимодействие различных социальных групп и максимально эффективно преобразовывать множество частных интересов в единый общественный интерес в рамках процесса формирования политического курса. Данная проблема, имея глубокие исторические корни, остается актуальной в России до настоящего времени.
- Политический режим в России 1992-1993 гг., несмотря на ликвидацию тоталитарных политико-экономических структур, функционировал в соответствии с логикой советской редистрибутивной системы. В условиях слабого развития демократических, рыночных и независимых общественных институтов государство оставалось центральным субъектом социально-экономического процесса, а бюрократические группы интересов продолжали оказывать доминирующее политическое влияние, будучи наиболее организованной силой в обществе. Стратегия действий указанных групп, представлявших собой отдельные части старого советского политико-административного и хозяйственного аппарата, заключалась во врастании в новую политико-административную структуру российского государства с целью занятия приоритетных позиций в системе перераспределения ресурсов. Однако при отсутствии явно определенного центра принятия решений по линиям институциональных расколов политико-административной системы стали формироваться фронтальные коалиции противоборствующих бюрократических групп интересов, конфликтное взаимодействие которых явилось главной детерминантой политического процесса. Антагонистичность противостояния этих коалиций определялась редистрибу-тивной природой имевшихся противоречий, в рамках которых вопросы конституционного закрепления прав и полномочий напрямую определяли место тех или иных политико-бюрократических групп в новой общегосударственной системе перераспределения ресурсов. Бескомпромиссный, всеохватывающий характер данного конфликта и отсутствие легальных механизмов его преодоления привели к тотальному кризису российского политического режима, выходом из которого стали авторитарные действия Б. Н. Ельцина, утвердившего при помощи силового ресурса конституционные основы суперпрезидентскго политического режима.
- Политический режим России 1994-1999 гг., несмотря на наличие суперпрезидентской конституционно-правовой базы, отличался не столько господствующим положением главы государства в политическом процессе и наличием действенной властно-управленческой вертикали, сколько предельным ослаблением всех государственных институтов (включая институт президентства) и гипертрофированным влиянием ведущих олигархическо-бюрократических структур на процессы выработки и реализации политического курса. Подобное положение объяснялось неспособностью Б. Н. Ельцина к эффективному осуществлению президентских полномочий и низким, обусловленным переходом от авторитарной к демократической модели правления функциональным потенциалом политико-административных институтов управления, позволившим сильным группам интересов навязать политическому руководству страны аналог старой советской модели редистрибутивных отношений.
- Воссоздание редистрибутивной системы на основе новых демократических и рыночных институтов было связано с особенностями российских экономических реформ, которые не размыли советскую систему административных рынков, но, благодаря своему по преимуществу номенклатурному характеру, определили модель взаимоотношений государства и вновь возникшего бизнеса на принципах бюрократического рынка с неразделенностью экономической и политической власти, и перманентной конверсией власти в собственность и собственности во власть. В результате экономическая олигархия, сконцентрировавшая в своих руках весомую долю национального богатства, и бюрократические группы интересов, «приватизировавшие» значительный административный ресурс, получили доминирующие влияние на принятие важнейших политических решений.
- Выработка решений в рамках российского политического режима 1994- 1999 гг. детерминировалась равнодействующей давления наиболее сильных экономических и бюрократических групп интересов. Подобный ограниченный плюрализм превращал данный режим в картельную систему социально-политического взаимодействия с фактической монополизацией влияния указанных групп интересов на центры политической власти, посредством выстраивания «эксклюзивных» отношений с государственными институтами и оттеснения прочих, непривилегированных групп интересов от процессов формирования политического курса. Сложившаяся модель социально-политического взаимодействия предопределила недемократический (сверхпредставленность приближенных административно-экономических групп интересов) и нерыночный (наличие необоснованных привилегии, получаемых благодаря «особым» отношениям с органами государственной власти) характер общественного устройства в современной России.
- Реформы В. В. Путина привели к становлению в России авторитарной модели суперпрезидентализма, основанной на корпоративистской системе социально-политического взаимодействия, с включением на принципах иерархического соподчинение ведущих олигархических и бюрократических групп интересов в единую властно-управленческую вертикаль, возглавляемую главой государства. В условиях сокращения политического плюрализма и существенного расширения директивных полномочий президента процессы выработки политических решений оказались локализованными внутри ближайшего окружения главы государства с ситуационным привлечением к обсуждению профильных вопросов представителей ограниченного числа встроенных во властные механизмы, привилегированных групп интересов. Однако несмотря на изменения процессуальной составляющей формирования политического курса, его сущностные основы затронуты не были. Имевшие место реформы, частично усилив позиции президента и автономию государства, скорректировав баланс сил административно-экономических группировок, переведя отношения с ними с плюралистической на корпоративистскую модель, не изменили того положения, что ведущие группы интересов являются главными контрагентами государства в процессах определения политики и не затронули центральных алгоритмов взаимодействия государства и групп интересов, базирующихся на реди-стрибутивной системе социально-политических отношений.
- Фундаментальная нестабильность современного политического режима в России обусловлена объективной неспособностью власти обеспечить разрешение коренных модернизационных проблем развития страны (безопасность, экономическая стагнация, аномия, дезорганизация социальной жизни и пр.).Сущность вопроса заключается в том, что преодоление указанных проблем требует качественного повышения эффективности государственного управление, достичь которого принципиально невозможно при политическом режиме, характеризующимся доминированием рентоориентированных групп интересов и предельным ослабление публичных институтов. Подобные свойства политического режима предопределяют олсинианскую парадигму развития российского общества с дальнейшим разрастанием перераспределительных коалиций и, как следствие - деэволюцией социального порядка, уменьшением общественного благосостояния и увеличением политических противоречий. Данная социальная динамика естественным образом будет содействовать не разрешению, а усугублению отмеченных модернизационных проблем, приводя к неизбежному кризису политического режима, в рамках которого окажется все труднее с уменьшением ресурсной базы сопрягать прогрессирующим образом усиливающиеся противоречия по линиям социально-институциональных расколов господствующей реди-стрибутивной системы социально-политических отношений.
- Преодоление олсонианской парадигмы общественного развития возможно только с отказом от редистрибутивной модели социально-политическихотношений и утверждением сильного в неолиберальном понимании государства, способного противостоять перераспределительному давлению партикулярных групп интересов и поддерживать единые для всех «правила игры», максимизируя эффективность процессов выработки и реализации политического курса. Стратегия подобных реформ является достаточно очевидной, однако их реализация требует жесткой политической воли, подкрепленной соответствующим властно-управленческим аппаратом. В условиях России главным препятствием в проведении указанных преобразований выступает действующий политический режим, представляющий собой по сути институционализированный конгломерат групп интересов, поддерживающий благодаря структурам государственной власти и ре-дистрибутивной модели отношений свое социально-политическое господство.
1.Павроз А. В. Группы интересов и трансформация политического режима в России. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 360 с. (21,16 п. л.).
2.Павроз А. В. Теория политического плюрализма: сущность, противоречия, альтернативы. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 178 с. (10,46 п. л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК
3.Павроз А. В. Бюрократия в транзиторных обществах // Теория и практика общественного развития [Электронный ресурс]. 2012. № 6. Шифр Информ-регистра: 0421200093/0473. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/-6-2012/politics/pavroz.pdf (0,3 п. л.).
4.Павроз А. В. Взаимодействие бизнеса и государства в России: редистрибу-тивная модель // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2009. № 4. С. 72–77 (0,59 п. л.).
5.Павроз А. В. Государство всеобщего благосостояния: сущность политики и фундаментальные противоречия // Политика и общество. 2011. № 11. С. 21– 29. (0,65 п. л.).
6.Павроз А. В. Группы интересов в процессах общественно-политических трансформаций // Политика и общество. 2012. № 6. С. 23–27. (0,41 п. л.).
7.Павроз А. В. Законодательное утверждение лоббизма в России в контексте глобальной конкуренции юрисдикций // Государственная служба. 2011. № 3 (71). С. 15–17. (0,34 п. л.).
8.Павроз А. В. Копроративизм: истоки, эволюция, современное состояние // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2009. № 4. С. 50–62. (0,75 п. л.).
9.Павроз А. В. Манипулирование и подкуп как стратегии взаимодействия власти и общества в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2009. Выпуск 3. Ч. 1. С. 54– 61. (0,76 п. л.).
10.Павроз А. В. Менеджмент качества как парадигма реформирования государственного управления // Социум и власть. 2011. № 4. С. 92–96. (0,54 п. л.).
11.Павроз А. В. Неоконсервативная концепция сильного государства как новая модель социально-политического взаимодействия // Политика и общество. 2010. № 3. С. 21–27. (0,6 п. л.).
12.Павроз А. В. Плюрализм и критерии современной демократии // Право и политика. 2010. № 3 (123). С. 518–523. (0,6 п. л.).
13.Павроз А. В. Приватизация в контексте современных административных реформ // Вестник Московского университета. Серия 21. Управление (государство и общество). 2010. № 4. С. 23–32. (0,56 п. л.).
14.Павроз А. В. Российский суперпрезидентализм: процессы становления и роль в преодолении трансформационного кризиса конца 80-х – начала 90-х гг. XX в. // Право и политика. 2009. № 2 (110). С. 389–397. (1,07 п. л.).
15.Павроз А. В. Соискание ренты как категория политического анализа // Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. 2009. № 2. С. 84–94. (0,72 п. л.).
16.Павроз А. В. Социологический анализ бюрократии и фундаментальные противоречия современных административных реформ в России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. Выпуск 2. С. 98–104. (0,55 п. л.).
17.Павроз А. В. Сущность и противоречия российской модели взаимодействия бизнеса и государства // Труд и социальные отношения. 2010. № 5. С. 32–36. (0,4 п. л.).
18.Павроз А. В. Теория политического плюрализма и процесс формирования государственной политики // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2012. № 2. С. 130–137. (0,47 п. л.).
19.Павроз А. В. Теория политического плюрализма как основа правового регулирования лоббистской деятельности // Право и политика. 2009. № 7 (115). С. 1386–1393. (0,85 п. л.).
20.Павроз А. В. Электронное правительство и современные административные реформы // Политическая наука. 2008. № 2. С. 173–191. (0,95 п. л.).
Прочие публикации
21. Павроз А. В. Government Relations: актуальные вопросы взаимодействия бизнеса и государства в России // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения): Материалы VIII международной научно-практической конференции (11–13 марта 2009 г., Санкт-Петербург). Т. 3. СПб.: Изд-во МБИ, 2009. С. 57–58. (0,1 п. л.).
22.Павроз А. В. GR и теория взаимодействия групп интересов и политики // GR-связи с государством: теория, практика и механизмы взаимодействия бизнеса и гражданского общества с государством. Учебное пособие / Под ред. Л. В. Сморгунов, Л. Н. Тимофеева. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012. С. 29–48. (1,25 п. л.).
23.Павроз А. В. GR как институт социально-политического взаимодействия // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза: Альманах. Вып. 2. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 238–252. (0,98 п. л.).
24.Павроз А. В. GR как элемент социального управления // Интеграция. Коммуникация. Управление: Сборник статей молодых ученых. СПб.: Интерсоцис, 2005. С. 159–166. (0,52 п. л.).
25.Павроз А. В. GR: принципы и механизмы эффективного взаимодействия с институтами государственной власти // Формирование системы цивилизованного лоббизма в России: GR и проблемы эффективности взаимодействия общества и власти. СПб.: СКФ «Россия-Нева», 2006. С. 34–51. (0,9 п. л.).
26.Павроз А. В. GR-менеджмент как вид профессиональной деятельности // Менеджмент XXI века: стратегии, технологии, человеческие ресурсы: сборник научных статей IX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 25–26 ноября 2009 г. СПб.: ООО «Книжный дом», 2009. С. 214–216. (0,28 п. л.).
27.Павроз А. В. Бизнес и государство в России: фундаментальные проблемы взаимодействия и стратегии их преодоления // Бизнес и власть в современной России: теория и практика взаимодействия: материалы «круглого стола». Москва. РАГС. 14 апреля 2009 года; под ред. П. А. Толстых. М.: Изд-во РАГС, 2010. С. 12–22. (0,66 п. л.).
28.Павроз А. В. Бюрократия: экономический анализ деятельности и логика современных административных реформ // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. 2009. Том 5. № 1. С. 37–55. (1,09 п. л.).
29.Павроз А. В. Государственная экономическая политика: справедливость versus эффективность или справедливость как основа эффективности // Экономика и общество: проблема социальной справедливости. СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского, 2005. С. 97–98. (0,12 п. л.).
30.Павроз А. В. Группы интересов и лоббизм в политике: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. 186 с. (10,93 п. л.).
31.Павроз А. В. Группы интересов и политический процесс в современной России // Россия в мировом политическом процессе: Материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 18 февраля 2005 г. СПб.: Балт. гос. техн. ун-т, 2005. С. 140–144. (0,27 п. л.).
32.Павроз А. В. Группы интересов и трансформация политического режима в советской и постсоветской России // ПОЛИТЭКС: Политическая экспертиза. 2006. Том 2. № 3. С. 89–106. (1,4 п. л.).
33.Павроз А. В. Институт лоббизма: история и современность // Материалы VII Всероссийской научной конференции. Санкт-Петербург, 28–29 января 2010 г. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2010. С. 133–136. (0,2 п. л.).
34. Павроз А. В. Использование ваучеров в государственном управлении: мировой опыт и перспективы для современной России // Общество потребленияи современные проблемы сферы услуг / Материалы Международной научно-практической конференции – вторых Санкт-Петербургских социологических чтений 15–16 апреля 2010 года / Отв. редакторы А. О. Бороноев, Р. A. Костин. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, 2010. С. 189–190. (0,1 п. л.).
35.Павроз А. В. Коррупция в контексте политико-административных отношений в современной России // Политико-административные отношения: Концепты, практика и качество управления. Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. С. 211–223. (0,8 п. л.).
36.Павроз А. В. Коррупция в контексте проблем национальной безопасности России // Многополярный мир и безопасность: равенство, лидерство, гегемония: Материалы всероссийской научной конференции с международным участием, Т. 1, Санкт-Петербург, 27–28 мая 2010 г. СПб.: Балт. гос. техн. унт, 2010. С. 222–227. (0,35 п. л.).
37.Павроз А. В. Левая социально-экономическая политика и государство благосостояния в Западной Европе и США: история и современность // «Актуальные левые» в международном и российском политическом контексте: Сборник статей. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. С. 180–193. (0,78 п.л.).
38.Павроз А. В. Лоббизм: современные тенденции и функциональная роль в процессах формирования государственной политики // Социология в системе научного управления [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса. М.: ИС РАН, 2012. С.454–455. – 1 CD ROM. (0,1 п. л.).
39.Павроз А. В. Манипулирование в контексте взаимодействия власти и общества в современной России // Третьи Ковалевские чтения. Материалы научно-практической конференции 12–13 ноября 2008 года / Отв. редактор Ю. B. Асочаков. СПб.: Издательство СПбГУ, 2008. С. 223–225. (0,13 п. л.).
40.Павроз А. В. Менеджмент качества в государственном управлении // Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть II. Уровни, технологии, зарубежный опыт государственной политики и управления / Под ред. Л.В. Сморгунова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОС-СПЭН), 2007. С. 157–167. (0,8 п. л.).
41.Павроз А. В. Менеджмент качества и современные административные реформы // Демократия и управление: Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии (СП-РАПН). № 2 (4). СПб., 2007. С. 27–35. (0,96 п. л.).
42.Павроз А. В. Партия власти в России: история и современность // Демократия и управление: Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии (СП-РАПН). № 2 (4). СПб., 2007. C. 63–65. (0,24 п. л.).
43. Павроз А. В. Представительство интересов в парламенте: современные тенденции и проблемы // Сравнительное изучение парламентов и опыт парламентаризма в России: выборы, голосование, репрезентативность: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию принятия закона о выборах депутатов I Государственной думы. Санкт-Петербург, 15– 16 декабря 2005 г. / Под ред. Ю. Н. Солонина, Л. В. Сморгунова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 318–321. (0,2 п. л.).
44.Павроз А. В. Проблема формирования эффективной городской политики и общественно-политическая модель правления // III Международный научный форум: Государственная власть и местное самоуправление в России. СПб.: Изд-во СЗАГС, 2005. С. 83–89. (0,34 п. л.).
45.Павроз А. В. Проблемы взаимодействия бизнеса и государства в современной России // Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения): Материалы IX международной научно-практической конференции. (16–17 марта 2010 г., Санкт-Петербург). Т. 2. СПб.: Изд-во МБИ, 2010. С. 155–157. (0,17 п. л.).
46.Павроз А. В. Противоречия современной реформы федеративных отношений в России // Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Санкт-Петербург, 21–22 ноября 2008 г. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 113–118. (0,28 п. л.).
47.Павроз А. В. Редистрибутивный федерализм и динамика развития региональных политических режимов в России: тенденции 90-х гг. и современные реалии // Демократия и управление: Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии № 2 (6). СПб., 2008 С. 111–115. (0,4 п. л.).
48.Павроз А. В. Российская бюрократия как группа интересов: лояльность versus эффективность // Демократия и управление: Информационный бюллетень исследовательского комитета РАПН по сравнительной политологии (СП-РАПН). № 1 (5). СПб., 2008. С. 67–69. (0,21 п. л.).
49.Павроз А. В. Российская политика экономической модернизации в контексте глобальной конкуренции юрисдикций // Модернизация экономики: проблемы и перспективы: материалы международной научной конференции. 14–15 октября. Секции 1–6. СПб.: ЭФ СПбГУ, 2010. С. 125–126. (0,1 п. л.).
50.Павроз А. В. Современные концепции взаимодействия групп интересов и государства // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». 2007. № 1. С. 124–128. (0,55 п. л.).
51.Павроз А. В. Социальные интересы и формирование инновационной модели экономики // Проблемы формирования инновационной экономики: отечественный и зарубежный опыт: I Международная научно-практическая конференция. Москва 21 октября 2009 г.: Сборник научных трудов. М.: МАКС Пресс, 2009. С. 22–28. (0,3 п. л.).
52.Павроз А. В. Теория политического плюрализма и задачи обучения представительству интересов в политологическом образовании современной России // Политическое образование в современном мире: традиции и перспективы. Материалы Всероссийской научной конференции. СПб.: Факультет политологии СПбГУ, 2009. С. 194–200. (0,43 п. л.).
53.Павроз А. В. Технология e-government в контексте современных административных реформ // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Труды VIII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург 8–11 ноября 2005 г. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2005. С. 154–155. (0,16 п. л.).
54.Павроз А. В. Технология e-government и проблема интеграции молодых городских профессионалов (яппи) в политико-административный процесс современной России // Интернет и современное общество: Труды IX Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 14–16 ноября 2006 г. СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2006. С. 176–178. (0,2 п. л.).
55.Павроз А. В. Федеративные реформы начала XXI в. в России: ход реализации и противоречивость результатов // Сравнительный федерализм и российские проблемы федеративных отношений. Сборник. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. С. 187–195. (0,55 п. л.).
56.Павроз А. В. Электронное правительство и менеджмент качества // Интернет и современное общество: Труды XI Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 28-30 октября 2008 г. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2008. С. 171–173. (0,25 п. л.).
57.Павроз А. В. Электронное правительство и расширение способностей государства // Интернет и современное общество: Труды X Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 23–25 октября 2007 г. СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2007. С. 233–235. (0,27 п. л.).