Научная тема: «ФЕНОМЕН «ЦЕРКОВНЫХ ИСТОРИЙ» В ЭПОХУ ПОЗДНЕЙ АНТИЧНОСТИ»
Специальность: 07.00.03
Год: 2013
Отрасль науки: Исторические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Феномен «Церковных историй» эпохи поздней античности предстает важным явлением, значимым для становления христианской исторической мысли и формирования новой традиции историписания.
  2. «Церковные истории», по всей видимости, не представляют собой замкнутого и довольно узкого жанра ранневизантийской исторической прозы, но составляют довольно широкое направление историографии в целом. По всей вероятности, это была попытка написания «новой» истории, такой, какой не писали ранее, истории с позиций христианского мировидения. Для христианских писателей это была просто история, настоящая, правильная, с их точки зрения история. Во всяком случае, ни название, ни предмет исследования, ни провиденциальная концепция сама по себе не являются тем очевидным и безусловным критерием, который позволяет отделить «Церковные истории» от других исторических сочинений эпохи и выделить их в отдельный жанр.
  3. Рассматриваемые сочинения обладают целым рядом сходных черт и особенностей, созданы в сравнительно небольшой отрезок времени, носят однотипные названия («Церковная история», «Христианская история», «Священная история» и т.д.), имеют довольно сложные внутренние связи друг с другом, что позволяет объединить их в общую группу и рассматривать как целостный, достаточно компактный историографический комплекс. Это - «Истории», написанные с христианских позиций, «Истории», объясняющие логику всемирно-исторического процесса, представляющие свою (христианскую) философию истории и соответственно обладающие комплексом концептуальных и историографических особенностей.
  4. Вопреки принятой точке зрения, такой тип исторических сочинений имел широкое распространение по всей христианской ойкумене поздней античности от Западной Европы до Сирии и от Армении до Эфиопии. В рассматриваемый феномен церковной историографии необходимо включить сочинения не только на греческом, но и на латинском, сирийском, коптском, армянском языках. Конфессиональные границы феномена «Церковных историй» представляются весьма широкими и не ограничиваются сторонниками ортодоксальной церкви. Они активно создавались и сторонниками официальной церкви, и представителями малых конфессиональных групп, не признанных официальной церковью и государством, и светскими людьми.
  5. Проведенное исследование заставляет отказаться от взгляда на «Церковные истории» IV-VII вв. как на тенденциозные сочинения низкого качества, пропагандистского или полемического характера. По всей вероятности, «Церковные истории» представляют собой попытку христиан (разного толка) написать новую, истинную историю всего христианского народа (в соответствии с их собственными представлениями об истинной вере) и отражают не столько взгляды и представления, утвердившиеся в церковных кругах, сколько процесс трансформации исторического сознания в целом, смену исторической парадигмы.
  6. В концептуальном отношении «Церковные истории» IV-VII вв. обнаруживают определенную специфику и обладают яркой христианской окраской. Именно в рамках христианской концепции истории вырабатываются и утверждаются элементы, столь знакомые современной исторической мысли и являющиеся неотъемлемой частью любого современного исторического исследования.
  7. Исключительное значение и революционность «Церковных историй» поздней античности связана не только с концептуальными положениями, но в неменьшей степени и с новой традицией историописания.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Ващева, И.Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма / И.Ю. Ващева. СПб.: Алетейя, 2006. 272 с. (16,6 п.л.).

Публикации в изданиях по списку ВАК РФ:

2.Ващева, И.Ю. Евсевий Кесарийский и проблема христианской хронологии / И.Ю. Ващева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Вып. 1. Н. Новгород, 2002. С. 5–12 (1 п.л.).

3.Ващева, И.Ю. Падение Западной Римской империи в восприятии современников / И.Ю. Ващева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Вып. 3. Н. Новгород, 2005. С. 5–22 (1 п.л.).

4. Ващева, И.Ю. Кесария Палестинская в III – первой половине VII вв. / И.Ю. Ващева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Вып. 1(4). Н. Новгород, 2005. С. 13–25 (1 п.л.).

5.Ващева, И.Ю. Культурные центры раннесредневековой ойкумены. К вопросу об автономизации латинской и греческой культур (III –VII вв.) / И.Ю. Ващева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. Вып. 2 (6). Н. Новгород, 2006. С. 41–54 (1 п.л.).

6. Ващева, И.Ю. «Церковная история» Бархадбешаббы / И.Ю. Ващева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Экономика, Информатика. № 17 (57). Вып. 8. С. 33–37 (0,6 п.л.).

7.Ващева, И.Ю. Иоанн Эфесский: Личность писателя в контексте новой интеллектуальной истории / И.Ю. Ващева // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. Вып. 26. М., 2009. С. 298–310 (1 п.л.).

8.Ващева, И.Ю. Церковный историк IV века Геласий Кесарийский / И.Ю. Ващева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия История. Политология. Экономика. Информатика. № 15 (70). Вып. 12. С. 38-43 (0,6 п.л.).

9.Ващева, И.Ю. Образы императоров в «Истории» Филосторгия / И.Ю. Ващева // Проблемы истории, филологии и культуры. № 3. 2009. М.–Магнитогорск, 2009. С. 24–46 (1 п.л.).

10.Ващева, И.Ю. Концепция Поздней античности в современной исторической науке / И.Ю. Ващева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. № 6 (1). Н. Новгород, 2009. С. 220–231 (1,2 п.л.).

11.Ващева, И.Ю. Малоизвестные «Церковные истории» V века: в поисках образца / И.Ю. Ващева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. № 5 (1). Н. Новгород, 2010. С. 220-227 (1 п.л.).

12.Ващева, И.Ю. Ранневизантийские императоры в «Истории» Филосторгия / И.Ю. Ващева // Научные ведомости Белгородского государственного университета. №13 (84). 2010. Вып. 15. С. 19-27 (1 п.л).

13.Ващева, И.Ю. Парадоксы исторической концепции Мовсеса Хоренаци / И.Ю. Ващева // Диалог со временем. Вып. 40. М., 2012. С. 219-230 (0,6 п.л.).

14.Ващева, И.Ю. «Церковные истории» IV – VII веков: динамика развития жанра / И.Ю. Ващева // Проблемы истории, филологии и культуры. № 2. 2012. М.-Магнитогорск, 2012. С. 129-154 (1,4 п.л.).

15.Ващева, И.Ю. и др. Знаковые персонажи в «Истории Армении» Агатангехоса (Григорий и Трдат) / И.Ю. Ващева и др. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия История. № 3(1). Н. Новгород, 2012. С. 209-213 (0,7 п.л., авт. вклад 0,4 п.л.).

16.Ващева, И.Ю. Кризис римской идентичности в IV–VII вв. / И.Ю. Ващева // Вопросы истории. № 10. 2012. С. 110-117 (1 п.л.).

17.Ващева, И.Ю. «Церковные истории» IV–VII вв. в контексте изучения межкультурных коммуникаций / И.Ю. Ващева // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 6(3). Н. Новгород, 2012. С. 228-235 (0,5 п.л.).

Публикации в других изданиях:

18.Vaščeva I. The Notions of Time in Eusebius’ Church History // Byzantinoslavica. Praha, 2000. T. LX (1999). Fasc. 2. P. 304–308 (0,4 п.л.).

19.Vachtcheva I. Eusebius of Caesarea and a forming of the Early Medieval Historiography // XX Congres International des Etudes Byzantines. Pre-actes. V. III. Communication libres. Paris, 2001. P. 59 (0,2 п.л.).

20.Vashcheva I. Yu. Sense and purport of the late antique «Church Histories». Formation of new Identity // Proceedings of the 22nd international Congress of Byzantine Studies. Sofia, 2011. Vol. III. Abstracts of free communications. P. 127–128 (0,2 п.л.).

21.Ващева, И.Ю. «Церковные истории» в контексте новой концепции византийской литературы / И.Ю. Ващева // Wyksztalłcenie i nauka bez granic – 2011. Materiały VII międzynarodowey naukowi-praktycznej konferencji. Vol. 23. Przemyśl: Nauka I studia, 2011. P. 58–66 (0,6 п.л.).

22.Ващева, И.Ю. Церковные историки IV–VII вв. в поисках нового прошлого / И.Ю. Ващева // Přední vědecké novinki-2012. Materiály VIII mazinárodní vědecko-praktická conference. Díl 4. Právní vědy. Histoire. Praha: Publishing House ‘Education and Science’, 2012. S. 46–51 (0,5 п.л.).

23.Ващева, И.Ю. Евсевий Кесарийский и формирование христианской концепции истории / И.Ю. Ващева // Проблемы истории и творческое наследие проф. Н.П. Соколова. Н. Новгород, 1998. С. 17–25 (0,4 п.л.).

24.Ващева, И.Ю. Представления о времени по данным текстологического анализа «Церковной истории» Евсевия Кесарийского / И.Ю. Ващева // Из истории античного общества. Вып. 6. Н. Новгород, 1999. С. 30–38 (0,4 п.л.).

25.Ващева, И.Ю. Драма истории: действующие лица (к вопросу об исторических воззрениях Евсевия Кесарийского) / И.Ю. Ващева // Античный мир. Белгород, 1999. С. 58-68 (0,6 п.л.).

26.Ващева, И.Ю.: проблема термина и его понимания в ранневизан-тийской историографии / И.Ю. Ващева // VII чтения памяти проф. Н.П. Соколова. Н. Новгород, 2000. С. 27–30 (0,2 п.л.).

27.Ващева, И.Ю. Лики Судьбы в «Истории» Евсевия / И.Ю. Ващева // Проблемы антиковедения и медиевистики (к 25-летию кафедры истории древнего мира и средних веков в Нижегородском университете). Н. Новгород, 1999. С. 19–22 (0,4 п.л.).

28.Ващева, И.Ю. Географическое пространство в мировоззрении Евсевия Кесарийского / И.Ю. Ващева // Из истории античного общества. Вып.7. Н. Новгород, 2001. С. 18-34 (0,6 п.л.).

29.Ващева, И.Ю. Vir bonus и : античные и христианские ценности в мировоззрении первого церковного историка / И.Ю. Ващева // XII чтения памяти проф. С.И. Архангельского. Ч.1. Н. Новгород, 2001. С. 17–28 (0,5 п.л.).

30.Ващева, И.Ю. Историческая критика в труде первого христианского историка / И.Ю. Ващева // Проблемы источниковедения всеобщей истории. Ч. 1. Белгород, 2002. С. 50–68 (0,5 п.л.).

31.Ващева, И.Ю. Место политических сюжетов в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского / И.Ю. Ващева // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое время. Арзамас, 2002. С. 169–176 (0,7 п.л.).

32. Ващева, И.Ю. Этнокультурные и конфессиональные группы в мировоззрении первого христианского историка / И.Ю. Ващева // Aкра. Сб. научных трудов / Под ред. А.В. Махлаюка. Н. Новгород, 2002. С. 34–44 (0,7 п.л.).

33.Ващева, И.Ю. Актуальные проблемы современной византинистики (по материалам XX международного конгресса византинистов) / И.Ю. Ващева // VIII чтения памяти проф. Н.П. Соколова. Н. Новгород, 2002. С. 56–58 (0,3 п.л.).

34.Ващева, И.Ю. Евсевий Кесарийский в западной и восточной традиции / И.Ю. Ващева // Запад и Восток: традиции, взаимодействие, новации. Владимир, 2003. С. 9-11 (0,3 п.л.).

35.Ващева, И.Ю. Механизмы формирования исторического сознания на рубеже III – IV веков (по данным «Церковной истории» Евсевия Кесарийского) / И.Ю. Ващева // Медиевистика и социальная работа / Под ред. Е.А. Молева. Н. Новгород, 2004. С. 21–49 (1,2 п.л.).

36.Ващева, И.Ю. Античные авторы в сочинениях первого христианского историка / И.Ю. Ващева // Историк и его дело. Ижевск, 2004. С. 103–115 (1 п.л.).

37.Ващева, И.Ю. Образование в Кесарии Палестинской в III – первой половине VII вв. / И.Ю. Ващева // Актуальные проблемы исторической науки и творческое наследие С.И. Архангельского. Н. Новгород, 2005. С. 72–80 (0,6 п.л.).

38.Ващева, И.Ю. Античные категории в мировосприятии первого церковного историка / И.Ю. Ващева // Древнее Средиземноморье: религия, общество, культура. М.: ИВИРАН, 2005. С. 230–254 (2 п.л.)

39.Ващева, И.Ю. Исторические сочинения Кассиодора и традиция их изучения / И.Ю. Ващева // Из истории античного общества. Вып. 9–10. Н. Новгород, 2007. С. 343–354 (1 п.л.).

40.Ващева, И.Ю. Еретики и пастыри в «Церковной истории» Филосторгия / И.Ю. Ващева // Из истории античного общества. Вып. 11. Н. Новгород, 2008. С. 186–213 (1 п.л.).

41.Ващева, И.Ю. Сирийская церковная историография IV–VII вв. / И.Ю. Ващева // Textum historiae. Исследования по теоретическим и эмпирическим проблемам всеобщей истории. Вып. 3. Н. Новгород, 2008. С. 130–149 (1 п.л.).

42.Ващева, И.Ю. Проблема хронологии и «Церковные истории» IV–VII веков / И.Ю. Ващева // Формы и способы репрезентации времени в истории / Отв. ред. С.Г. Мереминский. М.: ИВИ РАН, 2009. С. 170–205 (1,5 п.л.).

43.Ващева, И.Ю. Античное прошлое в «Церковных историях» IV–VII вв. К проблеме исторической памяти / И.Ю. Ващева // Альманах по истории средних веков и раннего нового времени. Вып. 1. Н. Новгород, 2009. С. 6–22 (1 п.л.).

44.Ващева, И.Ю. Армянская историческая традиция V–VII веков в современной арменологии / И.Ю. Ващева // Из истории античного общества. Вып. 13. Н. Новгород, 2010. С. 189–201 (0,7 п.л.).

45.Ващева, И.Ю. «Церковные истории» поздней Античности: социальные функции, смысл и назначение / И.Ю. Ващева // Альманах по истории Средних веков и раннего Нового времени. Вып. 2 / Под ред. А.Н. Маслова и А.А. Кузнецова. Н. Новгород, 2011. С. 5–18 (1 п.л.).

46.Ващева, И.Ю. «Церковные истории» в исторической мысли поздней античности: альтернативный жанр или «настоящая» история? / И.Ю. Ващева // ANTIQVITAS AETERNA. Поволжский антиковедческий журнал. Вып. 3: Проблемы источниковедения античной истории: Взгляды на историю и историческая информация в трудах античных авторов / Под ред. А.В. Махлаюка и Е.А. Молева. Н. Новгород, 2011. С. 174–201 (1,2 п.л.).

47.Ващева, И.Ю. Несторий в «Церковных историях» IV–VII веков / И.Ю. Ващева // Историческая память: люди и эпохи. М., 2010. С. 42–46 (0,3 п.л.).

48.Ващева, И.Ю. Патроны и вдохновители церковных историков / И.Ю. Ващева // Кондаковские чтения III. Человек и эпоха: античность – Византия – Древняя Русь. Белгород, 2010. С. 202–209 (0,5 п.л.).

49. Ващева, И.Ю. Патриарх Григорий: портрет святителя в изображении сирийских историков / И.Ю. Ващева // Историки между очевидным и воображаемым: проблемы визуализации в исторической мысли. Материалы XVII чтений памяти члена-корреспондента АН СССР С.И. Архангельского. Н. Новгород, 2011. С. 139–144 (0,4 п.л.).

50.Ващева, И.Ю. Традиции изучения латинских церковно-исторических сочинений IV–VII вв. в отечественной и зарубежной историографии / И.Ю. Ващева // Альманах Славяно-греко-латинского кабинета. Вып. 3–4. Н. Новгород, 2012. С. 99-104 (0,2 п.л.).

51.Ващева, И.Ю. «Церковные истории» на пороге средневековья: специфическая форма реперезентации исторического знания / И.Ю. Ващева // Переходные периоды во всемирной истории. Трансформации исторического знания / Отв. ред. М.С. Бобкова. М.: ИВИ РАН, 2012. С. 153–173 (1 п.л.).

52.Ващева, И.Ю. Репрезентация образа императора Константина в коптской церковной историографии VII века / И.Ю. Ващева // Образы власти в гуманитарных исследованиях: XVIII Чтения памяти члена-корреспондента АН СССР С.И. Архангельского / Под ред. А.В. Хазиной, Ф.В. Николаи. Н. Новгород, 2013. С. 119–122 (0,3 п.л.).