Научная тема: «СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ТАДЖИКИСТАНСКОМ ОБЩЕСТВЕ»
Специальность: 22.00.04
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Трансформация социального статуса женщины в таджикистанском обществе включает ряд ключевых взаимосвязанных периодов: досоветский, советский (в совокупности следующих этапов: 1-1920-1930 гг., 2 - 1941-1945 гг., 3 - 1950-1980 гг.) и постсоветский, характеризующих эволюцию прав женщин в таджикском обществе.
  2. В основе формирования гендерных ролей в таджикистанском обществе лежат локальные (национальные традиции, потребности рынка труда и семьи в заработке женщины, трудовая миграция мужчин за пределы страны, создание семьи с представителем иной этнической или национальной группы) и глобальные факторы (доступ к интернету, к новым технологиям; расширение возможностей работы в международных организациях, НПО, малом и среднем бизнесе, выезд за рубеж, изучение иностранных языков; влияние традиций стран, имеющих с Таджикистаном тесные связи).
  3. Истоки социополовой ассиметрии обусловлены культурно-историческими, социально-экономическими, этнорегиональными особенностями страны. К ним относятся многодетность, преобладание сельского населения, определенные национальные и религиозные традиции (неравномерное распределение обязанностей между мужчиной и женщиной в семье и воспитании детей, святость семьи для женщины); бедность большинства населения, безработица, пассивность женщин-управленцев в решении вопросов равноправия полов.
  4. Обращение к традиционным культурным нормам способствовало возрождению архаических историко-культурных традиций: раннего замужества, роста числа религиозных браков без официальной регистрации в органах ЗАГСа, многоженства. При этом исторические культурно-религиозные нормы нередко используются в деформированном виде: полигамные браки заключаются не по религиозным нормам, практикуются смс-разводы, не соответствующие шариату.
  5. Одна из жестких форм социального и личностного протеста женщин - самосожжение - в диссертации рассматривается как крайняя форма социального и личностного протеста, к которому приводят ограничение ее прав во всех областях жизни таджикистанского общества, особенно участившиеся факты насилия в отношении женщин в семейно-бытовой сфере.
  6. В Республике Таджикистан создан национальный (институциональный) механизм по улучшению положения женщин, но он имеет преимущественно декларативный характер, так как его полноценному функционированию препятствует недостаток финансирования, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие мониторинга исполнения вновь принятых законов и гендерного подхода в деятельности отраслевых министерств.
  7. Журналисты Таджикистана пока далеки от понимания равенства полов (гендерного равенства), которое означает, что мужчины и женщины имеют гарантированные права и на основе этого - равные доли в социальной власти и равный доступ к общественным ресурсам. Такое непонимание чревато тем, что СМИ не могут создавать общественное мнение о равенстве полов в современной трактовке, которое не ограничивается только формальным равенством полов, но и дополняется равенством возможностей для осуществления этих прав.
Список опубликованных работ
1.Публикации в изданиях, рецензируемых ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации

1.Хушкадамова Х. О. Положение женщины в современном таджикском обществе в контексте проблем занятости //Социология власти. – 2008. – №2. – 0,9 п. л.

2.Хушкадамова Х. О. Плеханов С. Н. Раскрытая ладонь. Ага-Хан и его мюриды. Книжное обозрение. Рец. // СОЦИС. – 2008. – №3. – 0,2 п. л.

3.Хушкадамова Х. О. Самосожжение женщин как социальное явление // СОЦИС. – 2008. – № 5. – 0,5 п. л.

4.Хушкадамова Х. О. Занятость женщин и гендерные отношения в семье // Известия АН Республики Таджикистан (Сер. «Философия и право»). – 2009. – № 1. – 0,4 п. л.

5.Хушкадамова Х. О. Особенности гендерной стратификации транзитных обществ // Известия АН Республики Таджикистан. (Сер. «Философия и право»). – 2009. – № 2. – 0,4 п. л.

6.Хушкадамова Х. О. Женщины в политике и управлении Таджикистана //СОЦИС. – 2009. – № 5. – 0,5 п. л.

7.Хушкадамова Х. О. Семейно-брачные отношения в современном таджикистанском обществе // Социология власти. – 2010. – № 3. – 0,9 п. л.

8.Хушкадамова Х. О. Женское лицо миграции // СОЦИС. – 2010. – № 5. – 0,5 п. л.

9.Хушкадамова Х. О. Феминизм: теория и практика женского движения // Известия АН Республики Таджикистан. (Сер. «Философия и право»). – 2011. – № 1. – 0,4 п. л.

10.Хушкадамова Х. О.(в соавторстве с Ш.Шоисматуллоевым). От философии пола до современной гендерной теории// Известия АН Республики Таджикистан. (Сер. «Философия и право»). – 2011. – № 2. – 0,5 п. л.

11.Хушкадамова Х. О. Традиции в современном Таджикистане // СОЦИС. – 2011. – № 5. – 0,6 п. л.

12.Хушкадамова Х. О. Гендерный аспект рынка труда Таджикистана // СОЦИС. – 2013. – № 9. – 0,6 п.л.

2. Монографии

1. Хушкадамова Х. О. Женщины Таджикистана: социальный статус: монография. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. 15,5 п. л.

2. Хушкадамова Х. О. Образ женщины в современной таджикской журналистике. Опыт социологического исследования прессы Таджикистана: монография. – Душанбе: Шарки Озод, 2006. 16,5 п. л.

3. Основные статьи в других научных изданиях

1.Хушкадамова Х. О. Женское движение в зеркале периодической печати (Опыт контент-анализа прессы Таджикистана) /Женщины в общественных объединениях. – М.: РАУ. ЛУЧ, 1992. – 0,6 п. л.

2.Хушкадамова Х. О. Женская тематика в СМИ Таджикистана // We/ Мы. The Women’s Dialogue. – 2003. – № 24 (40). – 0,6 п. л.

3.Хушкадамова Х. О. Наперекор нищете и нужде //We/ Мы. The Women’s Dialogue. – 2004. – № 25 (41). – 0,3 п. л.

4.Хушкадамова Х. О. Мадагори якдигар бошем // Гуфтугу. Мачалла барои бонувон – 2004. – № 3 (24). – 0,8 п. л.

5.Хушкадамова Х. О. Многоженство в Исламе и в жизни (по материалам Республики Таджикистан) // Международная научно-практическая конференция: Каир–Александрия 18–25 мая 2007 г. «Ислам: Традиция и этика». – М.: РАН: Институт Востоковедения, 2007. – 0,6 п. л.

6.Хушкадамова Х. О. Таджикский фронтовой театр как отражение роли интеллигенции в межкультурном взаимодействии // Интеллигенция в диалоге культур: VIII международная теоретико-методологическая конференция. РГГУ. Социологический факультет. 5 апреля 2007 г. – М., 2007 – 0,2 п. л.

7.Хушкадамова Х. О. Миграция из Таджикистана в Россию: Гендерный аспект / Миграционный мост между Центральной Азией и Россией. Моделирование и эффективное управление миграционными потоками. М-лы международного симпозиума – Москва – Худжанд. 2009. – 0,6 п. л.

8.Kh. O. Khushkadamova. Women’s Self-Immolation as a Social Phenomenon/Sociological Research. Vol. 49 No. 1 Jenuary-February 2010. – 1 п.л.

9. Хушкадамова Х. О. Гендерное разделение труда в Центральной Азии / Культурные аспекты и правоприменительная практика в области прав человека в Центральной Азии. Препринт WR 18/2011/01 Серия ЦК18. Права человека в современном мире. М.: ИД «Высшая школы экономики». 2011. С. 17–28.

10. Хушкадамова Х.О. Влияние трансформационных процессов на семейно-брачные отношения в Центральной Азии/Ломоносовские чтения. Востоковедение. 15 апреля 2013 года. МГУ им М. В. Ломоносова. ИСАА. – М.: ИД «Ключ-С», 2013. – 0,4 п. л.