Научная тема: «ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ДИНАМИКИ ИДЕНТИЧНОСТИ: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ТЕОРИИ»
Специальность: 22.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Идентичность присуща людям любых обществ. Но проблема идентичности появилась с началом модерна и была вызвана изменениями идентичности и стремлением удержать ее стабильность. Сегодня новым в большинстве концепций идентичности является отображение нелинейности общества в нелинейной динамике идентичности как одном из признаков ее процессуальности.

Активное обращение социологов к проблеме идентичности началось в начале 1970-х гг. с теории социальной идентичности Г. Тэджфела,  Дж. Тернера и др., рассматривающих идентичность как предмет микросоциологии. К концу 1970-х - началу 1980-х гг. социологи уже применяли концепцию идентичности к большим социальным общностям- к классам, этносам, нациям, расе, стране, региону, после 1991-го г. и к цивилизациям. В настоящее время изучение идентичности связано с признанием ее нелинейной динамики.

2. Большинство определений идентичности российских и зарубежных исследователей характеризуют ее в терминах тождества и различия, показывая, что идентичность отображает тождество с одними явлениями (вызывая чувство солидарности, чувство «Мы») и отличие от других (обозначаемых как «Они). В условиях турбулентных, нелинейных процессов конца ХХ-начала XXI вв., вызвавших повсеместное изменение идентичности и ее кризис, понятие идентичности получило ряд определений, которые подчеркивают ее различные аспекты, значимость смысложизненных установок индивида, способность групп иметь смысловую общность, способность народов хранить свою культуру, и эти свойства идентичности  сохраняются и при усиливающейся нелинейности процесса ее изменения. Многообразие определений идентичности выявляет черты процессуальной идентификации и процессуального обретения идентичности.

3. Конфликтам идентичностей (индивидуальным, групповым, цивилизационным, происходящим между глобальной и локальной идентичностью, между единством и многообразием культурной идентичности, характеризующимся расколом в национальной культурной идентичности) противостоят идеи и практики ненасилия, культуры мира, диалога, мультикультурализма, культурного единства, поисков «серединной культуры» в России и русской литературе. Дихотомия конфликтов идентичности и стремления к их преодолению составляет один из механизмов и движущих сил  процессуального развития идентичности.

4. Представлены контексты формирования идентичности.

Модернизация как контекст породила изменения идентичности в странах, где она происходила и способствовала, в конечном итоге, становлению нелинейной динамики. Современность как контекст формирования идентичности не является однородной. Используется классификация типов современности (первой либеральной современности XIX в., второй организованной современности XX в., третьей современности начала XXI в. - нового Нового времени для незападных стран) и кризисных периодов между ними. Анализ изменения типов современности подтвердил полученный вывод о нелинейной динамике идентичности. Глобализация как контекст создает новую глокальную (глоболокальную) идентичность. Раскрывается влияние контекста глобализации на изменение идентичности. Сегодня оно состоит в выявлении перспективы локального (государства, нации, региона и пр.), состоящей  в признании идентичности других и связи локальной идентичности с глобальной как еще одного механизма и движущей силы процессуального изменения идентичности. Экономика и капитализм как контексты создают социальные проблемы и в настоящее время втягивают людей в консьюмеризм, даже и в бедных странах, не преодолев полюса бедности. Складывается идентичность, базирующаяся на консьюмеризме, принимающем глобальный характер. Данные тенденции позволили обсудить эволюцию социологических дискурсов идентичности как релевантных модернизационным, глобализационным, социально-культурным и экономическим процессам. Анализ контекстов формирования и изменения идентичности выступает в качестве методологической задачи, направленной на выявление источников изменения идентичности.

5. Изначально доминировавшая натуралистически-эссенциалистская трактовка идентичности, основанная на примордиальном коде идентичности, была вытеснена в конце XX-XXI вв. конструктивистским подходом, ориентированным на отказ от примордиальных представлений. В настоящее время набирает силу тенденция к взаимодействию натуралистически-эссенциалистских и конструктивистских подходов, их взаимообусловленности, полагающей каждый из подходов в качестве границ другого: конструктивизм ограничен примордиальными свойствами идентичности, а натурализм (эссенциализм) - расширением рамок идентичности за счет конструктивистских подходов. Взаимодействие натуралистически-эссенциалистских и конструктивистских подходов выступает как одна из движущих сил изменения идентичности, подтверждающая тенденции возрастания процессуальности в формировании идентичности сегодня.

6. Политика идентичности - это попытка применения конструктивистских подходов в практике формирования идентичности, осуществляемая государством, социальными группами, индивидами. Методологически значимым для политики идентичности является изучение и применение функций идентичности - легитимизирующей, оппозиционной, проективной, оборонительной, перформативной, наступательной, атакующей и др. Значение имеет направленность идентичности (позитивная, негативная, иногда называемые положительной и отрицательной, функциональная, дисфункциональная, имеющая  линейную динамику, имеющая нелинейную динамику,  и др.), а так же ее свойства (примордиальная, сконструированная, сакральная, конфликтная, конформистская, травматическая, расщепленная, плюралистическая, мультикультурная, кризисная, амбивалентная, парадоксальная, диффузная, гибридная, стабильная, достижимая, игровая, временная, разрушенная, множественная, многоуровневая, фрагментированная, плюралистическая, исчезающая, убегающая, ускользающая, утраченная, враждебная, здоровая, испорченная, патологическая др.). Это многообразие идентичностей упорядочивается введенным автором понятием континуум идентичностей, подчеркивающим ее  процессуальность.

Мультикультурализм - это естественное, близкое к примордиальному состояние общества, характеризуемое всегда имеющимся многообразием культур. Политика в области культуры  называется культурализмом. При поддержании мультикультурализма она становится политикой мультикультурализма Политика мультикультурализма - это политика, поощряющая преобладание мультикультурализма над гражданской идентичностью, универсализирующей понятие идентичности. Политика идентичности может совпадать с политикой мультикультурализма, а может быть направлена на формирование гражданской идентичности. В России сочетается признание мультикультурализма, в том числе этнического, с гражданской идентичностью, делающий «русский мир» миром многих народов. Культурализм любого рода сегодня стоит на переднем крае политики и играет роль, как в принятии новых позитивных идентичностей, так и в попытках уменьшить значение негативных идентичностей. Политика идентичности включает в себя не только производство многообразных партикулярных идентичностей социальных групп, но и деятельность государства и общества по производству универсальных смыслов.

7. Исходя из анализа концепций Ш. Айзенштадта и Э. Шилза о кодах идентичности (примордиальный, гражданственный, сакральный или трансцендентный, индивидуальный), а также концепции сакрального Э. Дюркгейма выявлено, что динамика идентичности связана не только с социально-культурными изменениями, но и со святыми для индивида и социальных групп ценностями, в том числе ценностями непосредственной жизни, способностью придавать социальным и моральным интенциям характер священного, в конечном итоге, социального, принуждающего подчиниться коллективным требованиям. Сакральный аспект идентичности образуется на основе дискурса тождества, дающего возможность сформировать наиболее устойчивую часть процессуального континуума идентичности.

8. С начала 1970-х гг. по настоящее  время в исследовании идентичности сформировалось три «социологических поколения», имеющих различное видение идентичности. «Первое поколение» социологов обосновывало устойчивость идентичности (большинство социологов 1970-х годов, Ю. Хабермас, А.Б. Гофман). «Второе поколение» социологов (Дж. Александер, ранний Э. Гидденс, М. Кастельс, М. Гиберно) обнаруживает, что устойчивость идентичности утрачивается, но считают, что ее можно восстановить. Позиция «третьего поколения» социологов: имеется незавершенность процесса формирования идентичности (П. Штомпка), устойчивость идентичности недостижима (З. Бауман), научная значимость концепта «идентичность» ослабевает (Р. Брубейкер, Ф. Купер) или теряется, фактически сводится к ролям (А. Сен). Некоторыми из социологов этой группы вносится предложение отказаться от термина «идентичность» или совместить его с термином «идентификация» как процессом непрерывного обретения себя индивидом, группой, социальными общностями, странами, народами (П. Бурдье, П. Вагнер, Е.Н. Данилова, В.А. Ядов). Эта последняя точка зрения рассматривается как предпосылка процессуальной теории идентичности.

9. Автором предложена процессуальная теория идентичности, основанная на шести принципах: нелинейной динамике идентичности; континууме идентичности, полюсами которого являются, с одной стороны, стабильные идентичности с линейной динамикой, а с другой стороны - крайне нестабильная, меняющаяся, «убегающая», «текучая» (поздний Э. Гидденс, З. Бауман), разрушающаяся идентичность; конфликты и противоречивость процесса идентификации как движущая сила изменения идентичности; контексты формирования идентичности как методологическая сторона процессуальной теории, обнаруживающая источники изменений идентичности; политика идентичности как способ изменения направления формирования идентичности; процессуальность идентичности. Предлагаемая процессуальная теория идентичности рассматривает динамику идентичности как изменения, которые осуществляются в течение всей жизни человека, группы, этноса, нации, страны, народа.

Нелинейная социокультурная динамика общества нашла отражение в нелинейной динамике идентичности, пожизненной практике ее обновления. В соответствии с процессуальной теорией идентичности последняя определяется как непрерывный процесс нахождения «смысла себя», процессуальное сохранение самотождественности и отличия от других, поиска смысложизненных ориентаций. Именно данная трактовка предлагается в качестве авторского определения идентичности.

Список опубликованных работ
Монографии

1.Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: Три великие трансформации. Социально-философский анализ соотношения экономики и общества. – М.: Культурная революция. – 2008. – 608 с. – 38 п.л.

2.Федотова Н.Н. Изучение идентичности и контексты ее формирования. - М.: Культурная революция. – 2012. – 200 с. – 12,5 п.л.

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК Министерства науки и образования РФ

3.Федотова Н.Н. Глобализация и поиск новой парадигмы социологии // Философские науки. – 1997. – № 3–4. – С. 64-76. – 0,8 п.л.

4.Федотова Н.Н. Возможна ли мировая культура? // Философские науки. – 2000. – № 4. – С. 58-68. – 0,8 п.л.

5.Федотова Н.Н. Кризис идентичности в условиях глобализации // Человек. – 2003. – № 6. – С. 50-58. – 0,8 п.л.

6.Федотова Н.Н. Толерантность как мировоззренческая и инструментальная ценность // Философские науки. – 2004. – № 4. – С. 5-28. – 1 п.л.

7.Федотова Н.Н. Мультикультурализм и политика развития // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2006. – № 3–4. – С. 75-92. –1,3 п.л.

8.Федотова Н.Н., Федотов Л.Н. Мультикультурализм, политика идентичности и социальный капитал // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 4. – С. 120–125. – 0,5 п.л.

9.Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации. Социально-философский анализ взаимоотношений экономики и общества // Вопросы философии. – 2008. – № 8. – С. 3-16. – 1 п.л.

10.Федотова Н.Н. Глобализация и изучение идентичности // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 1. – С. 72-80. –1 п.л.

11.Федотова Н.Н. Конфликты, идентичность и диалог // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 3. – С. 27-34. – 0,8 п.л.

12.Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Меняющаяся социальность: будущее капитализма // Вопросы философии. – 2011. – № 6. – С. 3-15. – 1 п.л.

13.Федотова В.Г., Федотова Н.Н. Социологи о российской модернизации // Полис. – 2011. – № 5. – С. 179-185. – 0,6 п.л.

14.Федотова Н.Н. Процессуальный характер идентичности: факторы изменения // ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. – 2011. – № 2. – С. 41-50. – 0,5 п.л.

15.Федотова Н.Н. Проективные функции идентичности в китайской модернизации сегодня // Вопросы философии. – 2012. – № 6. – С. 23-27. – 0,5 п.л.

16.Федотова Н.Н. Формируется ли глобальная идентичность: методологические размышления // Знание. Понимание. Умение. – 2012. – № 4. – С. 8-14. – 0,6 п.л.

17.Федотова Н.Н. Роль идентичности в развитии экономики и модернизации // Философия и культура. – 2012. – № 10. – С. 76-86. – 1,1 п.л.

18.Федотова Н.Н. Концепции идентичности в условиях нелинейной социокультурной динамики // Знание. Понимание. Умение. – 2013. – № 2. – С. 52–62. – 0.9 п.л.

Другие публикации

19.Федотова Н.Н. Глобализация в феноменологической перспективе // Социальные процессы на рубеже веков: феноменологическая перспектива: Научные труды / Под ред. С.А. Кравченко; Содружество профессиональных социологов; Российское об-во социологов; МГИМО (У) МИД России. – М.: МГИМО. – 2000. – С. 106-110. – 0,4 п.л.

20.Федотова Н.Н. Дискуссии о термине глобализация в социологической литературе // Материалы Первого Всероссийского социологического конгресса. – СпБ. – 2000. – 0,1 п.л.

21.Федотова Н.Н. Глобализация: понятие, противоречия, вызовы мировому сообществу // Традиционные и новые ценности: политика, социум, культура. Материалы международной конференции. - М.: МГИМО. –2001. – С. 119-133. – 1 п.л.

22.Федотова Н.Н. Проблемы идентичности в условиях глобализации // Модернизация и глобализация: образы России в XXI веке. - М.: ИФРАН, 2002. – С. 14–18. – 0,3 п.л.

23.Федотова Н.Н. Глобализация и идентичность: проблема России // Россия в глобальном контексте». Статьи российских социологов для участников Русского форума на XV Всемирном конгрессе социологов в г. Брисбейне, Австралия, 7–13 июля 2002. – М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. – 0,1 п.л.

24.Fedotova N.N. Influence of crisis of identity on dynamics and quality of Russian social existence (Влияние кризиса идентичности на динамику и качество социального существования в России) // XVI World Congress of Sociology Abstracts. – 2006. – 0,1 п.л.

25.Федотова Н.Н. Российское самосознание или российская идентичность // Проблемы российского самосознания», Всероссийская конф. (2006; Москва–Орел). 1-я Всероссийская конфе¬ренция «Проблемы российского самосознания», 26–28 окт. 2006 г. – М.: ИФРАН. 2007. – С. 147–152. – 0,4 п.л.

26.Федотова В.Г., Федотова Н.Н. Вторая Великая трансформация: политические и экономические истоки нашего времени. Послесловие // Бек У. Власть и ее оппоненты в эпоху глобализма. Новая всемирно-политическая экономия. М.: Прогресс-Традиция. –2007. C. 433–460. – 2 п.л.

27.Федотова В.Г., Федотова Н.Н. Российская культура и идентичность // Человек и культура в становлении гражданского общества в России, Всероссийская конф. (2007; Москва–Тамбов). 2-я Всероссийская конференция «Проблемы российского самосознания», 21–23 мая 2007 г. – М.: ИФРАН. – 2008. – С. 83–100. – 1 п.л.

28.Федотова Н.Н., Федотов Л.Н. Внеэкономический капитал и региональная идентичность // Проблемы российского самосознания: эволюционное становление и революционные ломки. – Материалы 3-й Всероссийской конференции. Москва – Пенза. – М.: ИФРАН. – 2009. – С. 147–155. – 0,5 п.л.

29.Федотова Н.Н., Федотов Л.Н. Экономическое мировоззрение и идентичность // Проблемы российского самосознания: архаическое, традиционное и инновационное начала. - Материалы 4-й Всероссийской конференции. Москва – Белгород. – М.: ИФ РАН 2010. – С.167–172. – 0,4 п.л.

30.Федотова Н.Н. Лев Толстой и российская идентичность: по работам Н.Н. Бердяева // Проблемы российского самосознания: философия Льва Толстого: Материалы Международной научной конференции (Москва –Тула, 20 –22 мая 2010 г.) / под ред. С.А. Никольского, И.А. Батаниной. –Тула: Изд-во ТулГУ. – 2010. – C. 155–160. – 0,5 п.л.

31.Федотова Н.Н. Жизненные стили и плюрализация идентичности // Идентичность как предмет политического анализа. - М.: ИМЭМО РАН. – 2011. – C. 57–62. – 0,4 п.л.

32.Федотова Н.Н. Чехов и проблема российской идентичности // Материалы 7-й Всероссийской конференции «Проблемы российского самосознания», 12–16 октября 2010 г. – М: ИФ РАН. – 2011. – C. 111–117. – 0,4 п.л.

33.Лапин Н.И., Беляева Л.А., Федотова В.Г., Федотова Н.Н. Единство и дифференциация социокультурного пространства России // Россия в диалоге культур / Отв. ред. А.А. Гусейнов, А.В. Смирнов, Б.О. Николаичев. – М.: Наука. – 2010. – C. 328–354. – 2,5 п.л.

34.Fedotova V.G., Kolpakov V.A., Fedotova N.N. Global Capitalism: Three Great Transformations // Social Sciences. A Quarterly Journal of the Russian Academy of Sciences. – 2010. – Vol. 41. – № 1. – P. 72–86. – 1,3 п.л.

35.Федотова Н.Н. Меняющаяся социальность: Контуры будущего // Полис. – 2011. – № 1. – С. 104–107. – 0,2 п.л.

36.Федотова Н.Н. Капитализм: меняющийся или уходящий // Мир перемен. – 2011. – № 3. – С. 114–117. – 0,2 п.л.

37.Федотова Н.Н. Диалог как понимание идентичности другого // Диалог культур в условиях глобализации. Материалы Бакинского форума / Под общ. ред. Мамедова Н.М., Чумакова А.Н. – М.: "Канон+" РООИ "Реабилитация". – 2012. – С. 101–110. – 0,8 п.л.

38.Федотова Н.Н. Глобализация как универсальный контекст формирования и функционирования идентичности // Социология в системе научного управления [Электронный ресурс]: Материалы IV Всероссийского социологического конгресса / ИС РАН, ИСПИ РАН, РГСУ. — М.: ИС РАН. – 2012. – С. 210–211. – 0,1 п.л.

39. Федотова Н.Н. Другие виды многообразия и модернизация России / Такие разные России // Полис. – 2013. – № 3. – С. 87–90. – 0,2 п.л.

40.Федотова Н.Н. Идентичность, экономика и глобализация китайских реформ // Цивилизация и культура. М.: ИФ РАН. – 2013. – С. 35–42. –0,7 п.л.

41. Федотова Н.Н. Идентичность и рациональность // Мир человека: нормативное измерение – 3. Рациональность и легитимность. Сборник трудов международной научной конференции (Саратов, 13–15 июня 2013). Отв. ред. И.Д. Неважжай. – Саратов: Изд-во КУБиК. – 2013. – С. 145-151. – 0,5 п.л.

Научное редактирование

Научное консультирование перевода учебника по социологии – П. Штомпка. «Социология. Анализ современного общества». М.: Логос. – 2005 43 п.л.