Научная тема: «КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Непрерывное экономическое образование необходимо рассматривать как важнейший и обязательный компонент процесса обучения на всех уровнях профессионального образования, как для экономических, так и для  неэкономических специальностей, который отражает современные требования работодателей и лежит в основе подготовки востребованных на рынке труда специалистов. 
  2. Теоретико-методологическим основанием построения Концепции развития непрерывного экономического образования являются следующие подходы: системный как общенаучная основа, деятельностный как теоретико-методологическая стратегия и компетентностный как практико-ориентированная тактика.
  3. Концепция развития непрерывного экономического образования представляет собой систему компонентов: научно-методологического, процессуального и верификации формирования экономических компетенций выпускника учреждения профессионального образования.
  4. Принцип экономической компетентности, устанавливающий соотношение между знанием как информацией и знанием как деятельностью, отражает необходимые требования по формированию в процессе непрерывного экономического образования конкурентоспособной личности, обладающей определенным уровнем экономических компетенций, необходимых для выполнения профессиональной деятельности в различных сферах и сегментах экономики и способной решать практические задачи.
  5. Выделенные уровни непрерывного экономического образования (базовый, профессиональный, дополнительный)  в системе профессионального образования конгруэнтны экономическим компетенциям (ключевым, профессиональным, дополнительным) и позволяют выпускникам занимать соответствующие должности после завершения обучения.
  6. Прикладная модель процесса формирования экономических компетенций выпускника на разных уровнях профессионального образования с учетом профиля подготовки включает взаимосвязанные блоки: целевой, деятельностный, содержательный, технологический.
  7. Разработанные в процессе исследования учебно-методические комплексы преподавателя и обучающегося обеспечивают устойчивую взаимосвязь знаний как информации (отбор содержания обучения) и знаний как действия (совокупность технологий обучения).
  8. Верификация процесса формирования экономических компетенций  с учетом разработанных уровневых критериев и показателей  сформированности экономических компетенций показала эффективность реализации Концепции непрерывного экономического образования.
Список опубликованных работ
Публикации в журналах, входящих в перечень ведущих научных журналов и изданий ВАК РФ

1.Сергеева М.Г. «Учебная фирма» как условие формирования профессиональной компетенции будущих специалистов среднего звена// Среднее профессиональное образование. 2004. № 9. – С. 11- 12. – 0,13 п.л.

2.Сергеева М.Г., Огородникова Е.И., Щербакова Н.И. Устав автономной некоммерческой организации «Ресурсный центр профессионального образования»//Профессиональное образование. 2006. № 11. – С. 24-35. – 0,75 п.л./0,25 п.л.

3.Сергеева М.Г., Косырев В.П. «Человеческий капитал» как ключевая категория анализа взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг// Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2007. № 4 (24). – С. 18-21– 0,25 п.л./0,13 п.л.

4.Сергеева М.Г., Косырев В.П. Модель специалиста в условиях рыночной экономики в контексте компетентностного подхода// Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»: Теория и методика профессионального образования. М., 2008. № 6/1 (31). – С. 23-27. – 0,3 п.л./0,2 п.л.

5.Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Модель формирования педагогического мастерства преподавателя при подготовке практикоориентированных специалистов// Профессиональное образование. Столица. Научные исследования в образовании. 2008. № 5. – С. 39- 40. – 0,13 п.л./0,1 п.л.

6.Сергеева М.Г. Создание и функционирование лаборатории инновационных образовательных технологий как путь совершенствования и модернизации учебного процесса//Качество. Инновации. Образование. 2008. № 1. – С. 14-17. – 0,25 п.л.

7.Сергеева М.Г., Сергеев А.А. Модель специалиста как отражение структурных закономерностей образовательного процесса//Вестник Военной академии воздушно-космической обороны. 2009. № 2. – С. 54- 59. – 0,38 п.л./0,21 п.л.

8.Сергеева М.Г., Сергеев А.А. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании//Вестник Военной академии воздушно-космической обороны. 2009. № 2. – С. 60- 64. – 0,31 п.л./0,22 п.л.

9.Сергеева М.Г., Сергеев А.А. Инновационные образовательные технологии как ключевой критерий развития личности педагога//Вестник Военной академии воздушно-космической обороны. 2009. № 2. – С. 65- 69. – 0,31 п.л./0,22 п.л.

10.Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направление модернизации российского образования// Alma mater. 2010. № 6. – С. 19- 24. – 0,38 п.л.

11.Сергеева М.Г. Педагогическое обеспечение качества экономического образования//Качество. Инновации. Образование. 2010. № 8. – С. 29-34. –0,38 п.л.

12.Сергеева М.Г. , Фирсов Г.А. Закон РФ «Об образовании»: прошедшее, настоящее, будущее// Alma mater. 2010. № 10. – С. 17- 23. – 0,44 п.л./0,22 п.л.

13.Сергеева М.Г. Современные подходы к непрерывному экономическому образованию//Вестник Военной академии воздушно-космической обороны. 2010. № 1. – С. 99- 104. – 0,38 п.л.

14.Сергеева М.Г. Тенденции развития экономического образования в современных условиях//Вестник Военной академии воздушно-космической обороны. 2010. № 1. – С. 105- 109. – 0,31 п.л.

15.Сергеева М.Г. Технология «Учебная фирма» в системе непрерывного экономического образования// В мире научных открытий. Серия «Проблемы науки и образования». 2011. № 2.1(14). – С. 330-338. – 0,56 п.л.

16.Сергеева М.Г. Социальное партнерство как фактор инновационного развития профессионального образования. // В мире научных открытий. Серия «Экономика и инновационное образование». 2011. № 3.1(15). – С. 609-616. – 0,5 п.л.

17. Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Особенности развития инновационных процессов в системах начального и среднего профессионального образования//Качество. Инновации. Образование. 2011. № 5. – С. 31-37. – 0,44 п.л./0,22 п.л.

18.Сергеева М.Г. Современные подходы реализации технологии «Учебная фирма» в условиях непрерывного экономического образования // Пятые международные научные чтения памяти академика С.Я. Батышева. Николаев, 2011. – 0,8 п.л.

19.Сергеева М.Г., Фирсов Г.А. Формирование навыков самостоятельной работы по правовому курсу у обучающихся как инновационный подход в профессиональном образовании//Качество. Инновации. Образование. 2011. № 6. – С. 4-7. – 0,25 п.л./0,12 п.л.

20.Сергеева М.Г. Организация маркетинговых служб учреждений профессионального образования региона как инструмент взаимодействия рынка труда и рынка образовательных услуг // Alma mater. 2011. № 11. – С. 60- 67. – 0,44 п.л.

21.Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование в условиях паритетности образования и экономики в обновляющейся России//ЭТАП: Экономическая Теория. Анализ. Практика. 2011. № 5. – С. 117-128. – 0,75 п.л.

22.Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Предпосылки развития инновационных процессов в высшем образовании//Качество. Инновации. Образование. 2011. № 12. – С. 57-61. – 0,31 п.л./0,13 п.л.

23.Сергеева М.Г., Ломакина Т.Ю. Процесс реформирования профессионального образования в условиях инновационного развития // Инновационное образование: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции/ГУО «Академия последипломного образования». Минск, 2011. – С.126-132. – 0,44 п.л./0,22 п.л.

24.Сергеева М.Г. Построение инновационной модели образовательного процесса в вузе при подготовке специалистов// Инновационное образование: теория и практика: Материалы Международной научно-практической конференции/ГУО «Академия последипломного образования». Минск, 2011. – С.236-240. – 0,31 п.л.

25.Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование: подход к управлению с позиций качества / Н.Н. Беденко, М.Г. Сергеева // Материали за 7-а международна научна практична конференция «Образованието и науката на XXI век – 2011». Том 2. Икономики. София: «БялГРАД-БТ» ООД, 2011. – 72с. – С.56-61 - 0,53/0,27 п.л.

26.Сергеева М.Г. Управление подготовкой конкурентоспособных специалистов на основе компетентностной модели выпускника // Кіраванне ў адукацыі. – 2012. № 3 – С. 3 - 9. – 0,44 п.л.

27.Сергеева М.Г. Принцип экономической компетентности и его сущность в развитии непрерывного экономического образования//Качество. Инновации. Образование. 2012. № 11. – С. 51-62. – 0,75 п.л.

28.Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства// Alma mater. 2013. № 1. – С. 48- 55. – 0,5 п.л.

Монографии, главы в монографиях

29.Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Педагогические технологии в профессиональных учебных заведениях. – М.: Academia, 2008. – 18,0 п.л./8,8 п.л.

30.Ломакина Т.Ю., Фирсов Г.А., Огородникова Е.И., Платонова Т.И., Щербакова Н.И., Сергеева М.Г. «Система поддержки карьеры различных категорий населения в контексте непрерывного развития личности»: Монография – 7,8 п.л./1,5 п.л. Деп. в ГНУ ИТИП РАО, 24.11.2008, № 26-08.

31.Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: Монография. – Тверь: ВА ВКО, 2008. – 12,8 п.л./6,8 п.л.

32.Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование и развитие педагогического мастерства преподавателя: Монография. – Тверь: ВА ВКО, 2007. – 12,3 п.л./7,9 п.л.

33.Сергеева М.Г. Имитационные методы профессионального обучения: Монография. – М.: ИТИП РАО, 2007. – 11,8 п.л.

34.Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Формирование профессиональной компетентности педагога в рыночных условиях: Монография. – Тверь: ВА ВКО, 2010. – 14,8 п.л./7,8 п.л.

35.Сергеева М.Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования: Монография. – Курск: РФЭИ, 2010. – 15,6 п.л.

36.Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Инновационная деятельность в профессиональном образовании: Монография. – Курск, 2011. – 17,5 п.л./8,8 п.л.

37.Сиротюк А.Л., Сергеева М.Г. Инновационный подход к обучению в профессиональной школе: Монография. – Курск: изд-во РФЭИ, 2011. – 14,1 п.л./7,8 п.л.

38.Ломакина Т.Ю., Коржуев А.В., Сергеева М.Г. Поисково-творческое самообразование преподавателя профессиональной школы: Монография. – М.: Academia, 2011. – 17,0 п.л./6,5 п.л.

39.Беденко Н.Н., Сергеева М.Г. Система оценки качества непрерывного экономического образования – Курск: Региональный финансово-экономический инс-т, 2012. – 15,0 п.л./7,5 п.л.

40.Сергеева М.Г. Дидактический принцип развития непрерывного экономического образования: Монография. – Курск: Региональный финансово-экономический институт, 2012. – 26,4 п.л.

Учебные пособия

41.Сергеева М.Г. Бухгалтерский учет в логических схемах: Учебное пособие. – Тверь: ТГИЭК им. А.Н. Коняева, 2006. – 7,3 п.л.

42.Сергеева М.Г. Дидактические основы методики преподавания экономической теории: Учебное пособие. – М.: ИТИП РАО, 2007. – 6,25 п.л.

43.Сергеева М.Г. Методика преподавания инвестиционного менеджмента в высших учебных заведениях: Учебное пособие. – М.: ИТИП РАО, 2007. – 13,38 п.л.

44.Сергеева М.Г. Реинжиниринг бизнес-процессов на транспорте: Учебное пособие. – Тверь, 2007. – 6,5 п.л.

45.Сергеева М.Г. Риски транспортного предприятия: Учебное пособие. – Тверь, 2007. – 5,75 п.л.

46.Сергеева М.Г. Технология "Учебная фирма" в профессиональном образовании: Учебное пособие. – Тверь: ТГИЭК им. А.Н. Коняева, 2006. – 3,0 п.л.

47.Сергеева М.Г. Учебная Фирма. Создание автоматизированного рабочего места бухгалтера: Учебно-методическое пособие.– Тверь: ТГИЭК им. А.Н. Коняева, 2006. – 3,0 п.л.

48.Сергеева М.Г. Учебная фирма: Учебное пособие. – Тверь: ТГИЭК им. А.Н. Коняева, 2006. – 3,0 п.л.

49.Сергеева М.Г., Бугров А.В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие в 2-х частях. Ч.1 – Тверь, 2007. – 5,0 п.л.

50.Сергеева М.Г., Бугров А.В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие в 2-х частях. Ч.2 – Тверь, 2007. – 3,75 п.л.

51.Сергеева М.Г., Никитина Т.И., Черкащенко М.Е. Альбом наглядных пособий по учебной дисциплине «Менеджмент»: Учебное пособие. – Тверь, 2002. – 10,0 п.л./4,0 п.л.

52.Сергеева М.Г. Организация и методика проведения практических занятий по информационным технологиям: Учебное пособие. – М.: УРАО ИТИП, 2011. – 6,25 п.л.

53.Сергеева М.Г. Использование активных методов обучения в преподавании экономики: Учебное пособие. – М.: УРАО ИТИП, 2011. – 11,31 п.л.

Методические рекомендации

54.Сергеева М.Г. Информационные технологии в экономике. Учебная практика: Методические указания по использованию компьютерной программы «1С: Бухгалтерия». – Тверь, 2007. – 3,13 п.л.

55.Сергеева М.Г. Информационные технологии в экономике. Учебная практика: Методические указания по использованию компьютерной программы «Инфо-бухгалтер». – Тверь, 2007. – 3,6 п.л.

Научные статьи, доклады, тезисы

56.Сергеева М.Г. Деловые игры в системе подготовки специалистов//Последипломное образование: достижения и актуальные направления развития: тез. докл. II Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27-28 нояб.2008 г. В 2 ч. Ч.2./Минск: АПО, 2008. – С. 180-183. – 0,19 п.л.

57.Сергеева М.Г. Особенности непрерывного экономического образования в условиях перехода на стандарты нового поколения//Социализация личности в условиях образовательного процесса: Материалы четвертых всероссийских педагогических чтений)/Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2012. – С. 7-13. – 0,44 п.л.

58.Сергеева М.Г. Принцип экономической компетентности в непрерывном профессиональном образовании//Отечественная и зарубежная педагогика. 2012. № 2. – С. 95- 103. – 0,56 п.л.

59.Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование в постиндустриальном обществе// Сборник материалов Педагогической недели «Коммуникационные технологии в образовании: от традиций к инновациям»/Московский художественно-педагогический колледж технологий и дизайна. М., 2013. – С.60-79. – 1,25 п.л.

60.Сергеева М.Г. Исследовательская деятельность в решении задач профессионального самоопределения//От проектной и исследовательской деятельности учащихся к научно-исследовательской работе: Материалы Международной научно-практической конференции/ГУО «Академия последипломного образования». Минск, 2013. – С.432-436. – 0,31 п.л.