- Разработана методология исследования рынка как социально-экономического феномена и авторский подход к ее формулировке: социальный характер экономических явлений базируется не только на базисных производственных, но и на властных и моральных отношениях; в функционировании и развитии рынка определяющими выступают властные и идеальные морально- нравственные факторы; рынок и его производственная основа - разделение труда это исторически меняющиеся социально-экономические явления.
- Обосновано, что внутрипроизводственное разделение труда не определяется полностью уровнем развития материальных производительных сил и не является определенной формой технической деятельности и что естественные факторы лишь накладывают ограничения на возможную структуру и состояние разделения труда. То, каким оно сложится в реальной ситуации, зависит от этических принципов поведения собственника предприятия и от влияния других индивидов, что и обуславливает всегда социальную природу внутрипроизводственного разделения труда.
- Аргументировано положение о социально-экономической однородности основных форм разделения труда - внутрипроизводственного и общественного, опосредованного обменом. Установлено, что опосредованное обменом разделение труда в обществе неверно изображать как процесс, когда индивиды свободно и добровольно и без властного влияния один на другого выбирают вид специализированной деятельности и кооперируются с другими субъектами. Эта форма разделения труда включает также совокупность отношений власти между индивидами-звеньями разделения труда, ибо ему внутренне свойственно неравенство частных производителей, вытекающее из различий в объемах производства, из принадлежности к определенной отрасли, из неодинаковых предпочтений и моральных принципов поведения частных собственников средств производства. Выявлены различия между обеими формами разделения труда, проявляющиеся в особом социальном способе регулирования каждой формы и в неодинаковых степенях свободы действий индивидов-звеньев разделения труда, в различных формах господствующего влияния (прямого или косвенного) и в его масштабах.
- Обоснован социально-экономический характер рынка, который проявляется в следующих его свойствах и признаках: отношение власти между частными собственниками в условиях общественного разделения труда есть конституирующее для рынка; агенты этого отношения различны с точки зрения моральной и культурной ориентации, мотивов и целей поведения, вида деятельности; частные рыночные агенты борются между собой за господство на рынке для утверждения свойственных им морально-нравственных принципов и предпочтений в качестве общенациональных; в зависимости от господствующих моральных и национальных ценностей формируется не просто социальная форма существования и регулирования рынка, но всегда исторически конкретная социально-экономическая форма.
- Раскрыты роль и значение принципа методологического индивидуализма в функционировании имеющего социально-экономическую природу рынка. Обосновано, что выдвинутая в рамках экспериментальной экономики гипотеза, согласно которой свойственная «экономическому человеку» (homo economicus) рациональность поведения нетипична для рыночных агентов, не имеет всеобщего характера и что среди рыночных агентов есть и такие, чьё поведение укладывается в модель homo economicus, т.е. они действуют в соответствии с важнейшей чертой методологического индивидуализма, наличием изначально данных мотивов, предпочтений и ценностей.
- Установлена на основе результатов генетики поведения и принципа нормального распределения статистических данных количественная доля индивидов, действующих на рынке в соответствии с моделью homo economicus; эта доля равна 10% от общего числа рыночных агентов; оставшаяся часть индивидов действует в рамках модели homo sociologicus при определяющем влиянии внешней институциональной среды.
- Выделены в рамках действующих на рынке товаропроизводителей, соответствующих модели homo economicus, два подтипа, отличающиеся функциями полезности. У одного типа предпочтения и ценности сводятся к максимизации и рациональности, а поведение характеризуется оппортунизмом. У второго типа изначально данные предпочтения полностью характеризуются твердыми нормами честности, порядочности, недопущения обмана и адекватным пониманием национальных интересов.
- Выявлена логическая несовместимость равновесного состояния рынка совершенной конкуренции и разделения труда, вытекающая из того, что совершенная конкуренция базируется на отношении свободы, независимости и добровольности между частными производителями, тогда как общественное разделение труда основывается на противоположном фундаментальном отношении неравенства и власти между индивидами.
- Сформулировано, что в современной России рыночная экономика имеет специфический социально-экономический характер, который определяется свойственными господствующим на рынке частным собственникам и предпринимателям особыми этическими принципами, сводящимися к оппортунизму и игнорированию национальных интересов, и что именно эта специфическая социальная природа выступает основной причиной, препятствующей модернизации и структурным преобразованиям российской экономики.
- Разработана система рекомендаций по обеспечению модернизации российской экономики и преодолению в ней коррупции и воровства, состоящие в изменении не форм собственности, не устаревшей техники и технологии и не юридических законов. Предложено лишить власти на рынке тех субъектов, которые руководствуются оппортунистической моралью личного обогащения и пренебрегают национальными интересами, и передать ее хозяйственным агентам альтернативного типа homo economicus, а также изменить морально-нравственный климат в стране и экономике, положив в его основу твердые принципы честности, недопущения обмана и коррупции, ясное понимание и неуклонное следование национальным ценностям.
1. Краснов В. Н. Социальная природа рынка: значение факторов разделения т руда, власти и морали. Государственный университет управления. - М., 2010. - 259 с. (20,5 п. л.)
2. Краснов В. Н. Теории товарного производства и классовой борьбы. - Ростов н/Д. Изд. ООО «Сигма», 2001. – 448с. (27,0 п. л.)
Статьи в изданиях, входящих в перечень ВАК Минобрнауки РФ
3. Краснов В. Н. 20 лет экономических реформ в России: неудача попытки перехода к эффективному рынку. // Финансовая экономика. - 2013. - № 3 (0,5 п. л.)
4. Краснов В. Н. Социальная природа рынка и экономическое развитие. // Финансовая экономика. - 2011. - № 3-4 (0,55 п. л.)
5. Краснов В. Н. Рынок: естественно-технический или социальный феномен?// Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 21. (0,5 п. л.)
6. Краснов В. Н. О причинах и мотивах поведения рыночных агентов в экономике.// Финансовая экономика. - 2011. - № 1-2. (0,7 п. л.)
7. Краснов В. Н. Внутреннее противоречие концепции свободно-конкурентного рынка.// Сегодня и завтра российской экономики. - 2011. - № 48. (0,6 п. л.)
8. Краснов В. Н. Влияние рыночных форм хозяйства и частной собственности на развитие авиационной промышленности.// Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - №12. (0,65 п. л.)
9. Краснов В. Н. Институциональный подход к рынку и экономическое развитие. // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2011. - № 4. (0,65 п. л.)
10. Краснов В. Н. Свободный рынок (совершенная конкуренция) и разделение труда: проблема совместимости. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 22. (0,5 п. л.)
11. Краснов В. Н. Методологический индивидуализм: к интерпретации экспериментов когнитивных и социальных психологов. // Экономическая наука современной России. - 2010. - № 4 (51). (1,0 п. л.)
12. Краснов В. Н., Краснова И. А. Социальный характер рынка и экономическая политика. // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 26. (лично автором 0,4 п. л.)
13. Краснов В. Н. Политика модернизации и модели поведения рыночных агентов // Научное обозрение. Серия 1. Экономика и право. - 2010. - № 3/4. (0,65 п. л.)
14. Краснов В. Н. Характер влияния идейно-теоретической среды на возникновение и содержание концепции свободного рынка. Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 31. (0,7 п. л.)
15. Краснов В. Н. Мораль, рынок и экономическое развитие. Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 35. (0,7 п. л.)
16. Краснов В. Н. Концепции достижения рыночного равновесия Л Вальраса. Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2008. - № 6(16). (0,6 п. л.)
17. Краснов В. Н. Бесконечно большое число производителей как предпосылка совершенной конкуренции и неопределенность индивидуального обмена Ф. Эджуорта. Вестник университета (Государственный университет управления. - 2008.- № 4 (14). (0,6 п. л.)
18. Краснов В. Н. Обоснование перестройки: ложные подходы.// Вопросы экономики. Институт экономики АН СССР. - 1991. - № 1. (0,9 п. л.)
Публикации в прочих научных изданиях
19. Краснов В. Н. Общественное разделение труда и отношения между товаропроизводителями (статья).// Экономическая теория: истоки и перспективы. Ред. А. А. Пороховский. - М.: Теис, 2006. (0,7 п. л.)
20. Краснов В. Н. Стоимость, общественное разделение труда и отношения между рыночными агентами (тезисы). Современные проблемы экономической теории. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Парад, 2004. (Материалы Международного симпозиума «Экономическая теория: исторические корни, современное состояние и перспективы развития». Москва. 2004. МГУ им. М. В. Ломоносова). (0,2 п. л.)
21. Краснов В. Н. Условия возникновения товарного производства: критический анализ (статья). Труды Всероссийского симпозиума по экономической теории (Екатеринбург, 18-19 сентября 2003 года). – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2003. Часть 1. (0,3 п. л.)
22. Краснов В. Н. Модели человеческого поведения и основы социального антагонизма (статья). // Общественные науки и современность. - 2003. - № 3. (1,3 п. л.)
23. Краснов В. Н. Товарное производство как теория отношений господства. //Марксизм. Прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной научно- практической конференции «Марксизм, обществоведческая мысль современности и социалистические тенденции развития человечества в XXI в.». (Москва. Институт философии РАН, 2002 г.) Отв. ред. Д. В. Джохадзе. - М.: Макс Пресс, 2003. (0,8 п. л.)
24. Краснов В. Н. Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства (материалы к лекциям и семинарам). // Экономика и менеджмент: Проблемы теории и практики. Научные труды МИМ ЛИНК. Вып. 9. Жуковский. 2003. (1,0 п. л.)
25. Краснов В. Н. Модели человеческого поведения и методология исследования проблемы (статья). Альманах «Философский век». Вып. 23. Науки о человеке в современном мире. Материалы международной конференции. (Санкт-Петербург. 19-21 декабря 2002г.). Часть 3. СПб. Санкт-Петербургский Центр истории идей, 2002. (0,8 п.л).
25. Краснов В. Н. Неортодоксальная концепция товарного производства // Вестник университета. Финансовый менеджмент. Государственный университет управления. - М., 2001. - № 2(3). (1,6 п. л.)
27. Краснов В. Н. Возможен ли рынок при социализме? (статья) Горизонт. Общественно-политический ежемесячник. - М.: Изд. Московский рабочий, 1990. № 3. (0,4 п. л.)
28. Краснов В. Н. Ошибка перестройки, или возможен ли социализм с господством экономических методов (статья). Рукопись. ИНИОН АН СССР. № 40551. - М.: МИУ им. С. Орджоникидзе. 1989. (1,5 п. л.)
Учебные пособия
29. Краснов В. Н. Теоретические основы функционирования рыночного хозяйства. Учебное пособие. Государственный университет управления. - М., 2005. (4,0 п. л.)
30. Политическая экономия и история экономических учений. Учебное пособие. Под ред. Денисова Б. А. ГАУ им. С. Орджоникидзе. - М., 1995. (лично автором 0,3 п. л.)