- Римская религия, как прочие сферы общественной и частной жизни, была подчинена общим целям сохранения и укрепления гражданской общины.
- При Республике отсутствовал формальный механизм контроля за религиозными вопросами, который всегда бы начинал действовать при сходных обстоятельствах и приводил бы к немедленной реализации соответствующих решений.
- В процедуре легитимации магистратской власти отсутствовал акт «божественной» инвеституры.
- Право на общественные ауспиции магистраты получали не через куриатный закон об империи, а в результате ауспикальных процедур на электоральных комициях, в т. ч. ритуала renuntiatio.
- Сомнения в сакральной полноценности империя возникали в случае постороннего вмешательства в его компетенцию, а также определялись ситуацией и обычаем, что характерно для религиозной сферы.
- Плебеи имели принципиальную возможность осуществления общественных ауспиций, воплотив ее в жизнь после получения доступа к магистратурам.
- Царская власть и царский титул имели сакральный значение, соответственно, получение царской власти сопровождалось ритуалом религиозного посвящения, подобного жреческой инавгурации.
- Магистратская власть республиканской эпохи, сохранив ряд полномочий в религиозной области, лишилась сакрального характера, присущего власти царской.
- Исполнение общественных обетных обязательств и руководство общественными ритуалами и священными играми возлагалось на магистратов как на представителей общества, а не в силу священного характера их личности или власти.
- Диктаторская власть не имела особого сакрального (магического) характера, сакральные полномочия диктаторов не отличались от сакральных обязанностей высших ординарных магистратов, а процедура назначения диктатора (dictio) по своей сути совпадала с избранием консулов на электоральных комициях.
- Сакральное значение цензорской власти и связанные с этим ограничения сакрального характера определялись религиозно-политической церемонией lustrum, осуществлявшейся обоими цензорами совместно после завершения ценза.
- Цари проводили активную политику по созданию подчиненной их власти жреческой организации и стремились контролировать сакральную сферу в целом.
- В начале Республики для жрецов существовали ограничения на общественно-политическую деятельность, обусловленные борьбой с царской властью.
- Жречество в республиканском Риме четко отличалось от магистратуры и не имело формальных политических полномочий, но обладало высоким религиозным и моральным авторитетом.
- Деятельность важнейших жреческих коллегий в республиканском Риме сводилась к трем основным функциям: консультации по религиозным вопросам в сфере своей компетенции; помощь магистратам при проведении обрядов и ритуалов; осуществление собственных священнодействий.
- При основании храмов руководящее значение имели политические органы власти, а не жрецы.
- Жрецы (понтифики) не осуществляли контроль за посвящением общественных храмов.
- Храмы и связанное с ними имущество фактически являлись составной частью общественной собственности.
1. Религия и власть в Римской республике: магистраты, жрецы, храмы. М.: РГГУ, 2012. 602 с. (35, 3 п. л.)
2. Главы в коллективной монографии «Жреческие коллегии в раннем Риме. К вопросу о становлении римского сакрального и публичного права». М.: Наука, 2001.
Глава 3. Коллегия понтификов. С. 100-141 (2, 5 п. л.) Глава 6. Коллегия арвальских братьев. С. 213-248 (2, 1 п. л.) Глава 7. Коллегия луперков. С. 249-268 (1, 1 п. л.)
Глава 8. Коллегия жрецов священнодействий. С. 269-286 (1 п. л.) Глава 9. Коллегия весталок. С. 287-298 (0, 6 п. л.) в соавторстве с Л. Л. Кофановым.
Публикации в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендованных ВАК:
3. Немагистратские общественные храмы республиканского Рима // Вестник древней истории. 2004. № 2. С. 179-188 (0, 5 п. л.)
4. Сакральные ограничения консульского империя // Вестник древней истории. 2006. № 4. С. 154-169 (1, 3 п. л.)
5. Понтифики и собрания граждан (contiones, concilia, comitia) в эпоху Ранней Республики // Вестник древней истории. 2007. № 3. С. 47-66 (1, 7 п. л.)
6.Сакральные полномочия цензорской власти в Римской Республике // Вестник древней истории. 2008. № 3. С. 49-63 (1, 4 п. л.)
7.Сакральные основы раннеримской диктатуры // Вестник древней истории. 2009. № 1. С. 54-74 (1, 9 п. л.)
8.Источники и характер магистратского права на ауспиции: анализ акта renuntiatio // Вестник древней истории. 2010. № 1. С. 31-49 (1, 7 п. л.)
9.Религиозные устои Римской республики // Преподавание истории в школе. 2010. № 2. С. 21-25 (0, 5 п. л.)
10. Вопрос об ауспициях в борьбе патрициев и плебеев // Вестник РГГУ. М., 2010. № 10 (53)/10. Серия «Исторические науки». С. 212-222 (0, 6 п. л.)
11. Храмовое строительство в эпоху ранней Республики (V–IV вв. до н.э.): история и социально-политическое содержание // Вестник древней истории. 2011. № 1. С. 28-44 (1, 5 п. л.)
12. Царская и магистратская власть в Древнем Риме: сакрально- политическое содержание // Вестник РГГУ. № 14 (76)/11. Серия «Исторические науки». М., 2011. С. 141-156 (0, 8 п. л.)
Статьи:
13. Взаимодействие общественных и частных празднеств в римской религии // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1991. № 5. С. 49-58 (1 п. л.)
14. Определение огрешности ауспиций авгурской коллегией // Античность Европы. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 1992. С. 78-85 (0, 4 п. л.)
15.Коллегия понтификов и гражданская община (IV-II вв. до н.э.) // Религия и община в древнем Риме. М., 1994. С. 45-68 (1, 5 п. л.)
16.Роль и значение римской коллегии жрецов священнодействий в эпоху Республики // Античность и средневековье Европы. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 1994. С. 84-97 (0, 7 п. л.)
17.О характере культа жреческой коллегии салиев // Античность и средневековье Европы. Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь, 1996. С. 45-54 (0, 5 п. л.)
18. Положение жречества в эпоху ранней Республики // Древнее право. 1996. № 1. C. 42-46 (0, 5 п. л.)
19.Римское публичное жречество: между царской властью и аристократией // Вестник древней истории. 1997. № 1. С. 35-45 (1 п. л.)
20.Коллегия понтификов: частно-правовые функции // Древнее право. 1998. № 1 (3). С. 56-66 (1 п. л.)
21.Коллегия понтификов и понтификальное право в российской историографии // Древнее право. 1999. № 2 (5). С. 109-114 (0, 5 п. л.)
22.Правовой статус и социальная роль храмов республиканского Рима // Древнее право. 2000. № 2 (7). С. 48-62 (1, 45 п. л.)
23.Два закона о дедикации // Древнее право. 2002. № 1 (9). С. 77-86 (0, 95 п. л.)
24.Regnum et sacrum: о характере царской власти в древнем Риме // Древнее право. 2002. № 2 (10). С. 40-55 (1, 5 п. л.)
25.Куриатный закон об империи и ауспиции магистратов // Древнее право. 2003. № 11. С. 24-39 (1, 5 п. л.)
26. Ауспиции в публичном праве архаического Рима // Forum Romanum. Доклады III международной конференции: «Римское частное и публичное право: многовековой опыт развития европейского права». М., 2003. С. 27-31 (0, 3 п. л.)
27. Этап locatio (сакральные аспекты) при учреждении общественного храма в республиканском Риме // Древний Восток и античный мир. Труды кафедры истории древнего мира МГУ им. М. В. Ломоносова. № 6. М., 2004. С. 46-55 (0, 5 п. л.)
28. Правовая защита священного имущества в Древнем Риме (sacrilegium в 48-й книге Дигест // Дигесты Юстиниана. Т. VIII. М., 2006. С. 181-195 (1, 1 п. л.)
29. Авгурский контроль над ауспициями магистратов: теория и реальность // Античный мир и археология. № 12. Саратов, 2006. С. 157-171 (1, 2 п. л.)
30.Sulla interpretazione del termine sacrilegium nel libro 48 dei Digesta // Problemi della traduzione dei Digesta Giustinianei nelle lingue europee. Napoli, 2007. P. 125-135 (0, 7 п. л.)
31.О судебных полномочиях авгуров // Древнее право. 2007. № 2 (20). С. 55-59 (0, 4 п. л.)
32.Диктатура с религиозной компетенцией в Римской Республике // Кондаковские чтения-II. Проблемы культурно-исторических эпох. Материалы II международной научной конференции. Белгород, 2008. С. 66-73 (0, 6 п. л.)
33.Политическая и сакральная власть в римской цивитас: механизмы взаимодействия // Античный мир и археология. № 13. Саратов, 2009. С. 159-175 (1, 4 п. л.)
34. Храмовый обет (votum) в религиозно-политической практике республиканского Рима // Античный мир и археология. № 14. Саратов, 2010. С. 107-121 (1, 1 п. л.)
35. Древнеримское жречество и сенат (по поводу концепции Р. Митчелла) // Индоевропейская история в свете новых исследований. Сборник трудов конференции памяти профессора В. А. Сафронова. М., 2010. С. 321-327 (0, 5 п. л.)
36. Сакрально-правовые термины legum dictio/divinatio и авгурская практика // Studia historica. Вып. X. М., 2010. C. 66-77 (0, 75 п. л.)
37. Сакральное обеспечение военного успеха в древнеримской Республике // Война и сакральность. Материалы Четвертых международных научных чтений «Мир и война: культурные контексты социальной агрессии». М.; СПб., 2010. С. 30-33 (0, 3 п. л.)
38. Демократия и религия: электоральные комиции в религиозно- политической системе республиканского Рима // Народ и демократия в древности. Доклады российско-германской научной конференции. Ярославль, 2011. С. 153-168 (1, 1 п. л.)
39.Уникальные религиозно-политические события в изложении Тита Ливия и методика их анализа // Antiquitas aeterna. Вып. 3. Проблемы источниковедения античной истории: взгляды на историю и историческая информация в трудах античных авторов. Н. Новгород, 2011. С. 119-131 (1, 1 п. л.)
40.Римская религия и греческое влияние в годы Ганнибаловой войны // Средиземноморский мир в античную и средневековую эпохи: кросс-культурные коммуникации в историческом пространстве и времени. Материалы международной научной конференции. Н. Новгород, 2012. С. 29-31 (0, 15 п. л.)
Переводы источников:
1.Перевод с латинского книги XXI «Дигест» // Дигесты Юстиниана. Т. IV. М., 2004. С. 95-199 / в соавторстве с И. С. Перетерским (2, 2 п. л. – авторская часть).
2.Перевод с латинского книг XXXIII, XXXIV (титул 9), XLII, XLIX «Дигест» // Дигесты Юстиниана. ТТ. V-VII. М., 2004-2005 (11, 7 п. л.)
3. Перевод с древнегреческого книг VII, VIII, XII-XIX «Римских древностей» Дионисия Галикарнасского // Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3-х тт. М., 2005 (12, 2 п. л.)
4. Перевод с латинского и древнегреческого языков «Кодекса Юстиниана о епископском суде, о еретиках и о язычниках (1. 4-13)» // Древнее право. № 1 (21). 2008. С. 142-207 (3, 5 п. л.)