Научная тема: «РИТОРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ БИЛИНГВАЛЬНЫХ УМЕНИЙ (В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА)»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. В основе профессионально ориентированной речевой подготовки учителя иностранного языка лежит риторический подход, позволяющий овладеть теоретическими сведениями о профессиональной речи и речевом поведении учителя-билингва, которые становятся базой для формирования коммуникативно-речевых билингвальных умений.
  2. Для применения риторического подхода в процессе организации профессионально ориентированной речевой подготовки учителя иностранного языка целесообразно использовать риторическую модель формирования коммуникативно-речевых билингвальных умений, реализация которой способствует достижению более высокого уровня коммуникативной компетенции на основе межъязыковой и межкультурной интеграции.
  3. Риторическая модель формирования коммуникативно-речевых билингвальных умений - система речевой подготовки учителя иностранного языка, позволяющая путём познания общих законов общения и конкретизации их основных положений в частной, педагогической, риторике учитывать специфику двуязычного общения, нормы речевого поведения, особенности речевых жанров и профессионально ориентированных высказываний в процессе овладения комплексом билингвальных умений.
  4. Коммуникативно-речевые билингвальные умения являются особыми, специальными умениями, необходимыми учителю иностранного языка для осуществления профессионально ориентированного коммуникативного взаимодействия на уроке в рамках двух языковых систем и речевых культур, развитие которых должно целенаправленно осуществляться как для сферы общения на родном языке, так и на иностранном.
  5. Для успешного формирования комплекса коммуникативно-речевых билингвальных умений в процесс обучения должны быть включены сопоставительный анализ правил речевого поведения представителей русской и английской речевых культур, жанровый подход для выявления композиционно-речевых особенностей изучаемого материала на родном и иностранном языках, задания ситуативной направленности для конкретизации тематики и условий общения, моделирование и анализ коммуникативно-речевых ситуаций повседневного и педагогического билингвального взаимодействия.
  6. Реализация риторической модели формирования коммуникативно-речевых билингвальных умений способствует осознанию значимости социокультурного статуса родного языка и выявлению методически оправданных возможностей его применения в процессе овладения иностранным языком, позволяет организовать взаимосвязанное изучение языков и речевых культур, учитывать традиции общения, принятые в странах родного и иностранного языков, продемонстрировать особенности билингвальной педагогической деятельности учителя иностранного языка, совершенствовать коммуникативно-речевые билингвальные умения, владение которыми повышает эффективность межъязыкового и межкультурного взаимодействия на уроке иностранного языка.
  7. Использование риторической модели формирования коммуникативно-речевых билингвальных умений для осуществления профессионально ориентированной речевой подготовки позволяет достичь интегративного уровня взаимодействия родного и иностранного языков и речевых культур, что расширяет возможности их целенаправленного применения для построения, конструирования содержания процесса обучения и управления им.
Список опубликованных работ
Монографии и коллективные монографии

1.Оршанская, Е.Г. Билингвизм в профессиональной деятельности учителя иностранного языка / Е.Г. Оршанская. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 255 с. 15 п.л.

2.Оршанская, Е.Г. Обучение риторике в России и Великобритании / Е.Г. Ор-шанская. – М.: Флинта: Наука, 2005. – 156 с. 9,3 п.л.

3.Оршанская, Е.Г. О вежливости замолвите слово: параграф в коллективной монографии / Г.В. Александрова, Л.Г. Антонова, Е.Г. Оршанская и др. // Современная риторика: в круге идей / под ред. Ю.В. Щербининой. – М.: АВК-Групп, 2010. – 164 с. 11 п.л. (авт: С. 78–84 0,4 п.л. 4 %)

Научные статьи, опубликованные в периодических изданиях, включённых в перечень научных изданий ВАК РФ

4. Оршанская, Е.Г. Определение результативности взаимодействия родного и иностранного языков и культур в деятельности учителя-билингва / Е.Г. Оршанская // Ярославский педагогический вестник. –2012. – № 1. – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С. 178–182. 0,3 п.л.

5. Оршанская, Е.Г. Принципы создания риторической модели формирования коммуникативно-речевых билингвальных умений учителя иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – №4. – С. 155–160. 0,4 п.л.

6. Оршанская, Е.Г. Организация процесса речеведческой подготовки студентов факультета иностранных языков / Е.Г. Оршанская // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 11. – С. 265–275. 0,7 п.л.

7. Оршанская, Е.Г. Учебник по английскому языку как средство повышения риторической грамотности / Е.Г. Оршанская // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 9. – С. 77–81. 0,3 п.л.

8. Оршанская, Е.Г. Совершенствование профессиональной подготовки учителей английского языка в процессе изучения речеведческого курса / Е.Г. Оршанская // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 4. – С. 274–282. 0,6 п.л.

9. Оршанская, Е.Г. Характеристика профессионально ориентированных учебных изданий, обеспечивающих языковую подготовку студентов факультета иностранных языков / Е.Г. Оршанская // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 4. – С. 118–125. 0,5 п.л.

10. Оршанская, Е.Г. Содержание риторической модели формирования коммуникативно-речевых билингвальных умений учителя иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 1. – Т. II (Психолого-педагогические науки). – С. 168–172. 0,3 п.л.

11.Оршанская, Е.Г. Модели речевого поведения учителя иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 1. – С. 127–134. 0,5 п.л.

12. Оршанская, Е.Г. Содержание дополнительной профессиональной подготовки учителей иностранного языка и возможности его совершенствования / Е.Г. Оршанская // Вестник Томского государственного университета. – 2010. – № 341. – С. 181–183. 0,2 п.л.

13. Оршанская, Е.Г. Изучение уровня владения коммуникативно-речевыми билингвальными умениями студентов факультета иностранных языков / Е.Г. Оршанская // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 5. – С. 80–89. 0,6 п.л.

14. Оршанская, Е.Г. Опыт сопоставительного анализа речевого поведения российского и британского учителя иностранного языка в классе / Е.Г. Ор-шанская // Иностранные языки в школе. – 2010. – № 6. – С. 16–21. 0,3 п.л.

15. Оршанская, Е.Г. Современные научные подходы к изучению билингвизма / Е.Г. Оршанская // Преподаватель XXI век. – 2009. – № 2. –Ч. 1. – С. 145–152. 0,5 п.л.

16. Оршанская, Е.Г. Организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования России / Е.Г. Оршанская // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – № 5. – С. 318–327. 0,6 п.л.

17. Оршанская, Е.Г. Лингвистический и социолингвистический подходы к изучению проблемы билингвизма / Е.Г. Оршанская // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. – Вып. 23. – 2008. – № 21. – С. 120-128. 0,5 п.л.

18. Оршанская, Е.Г. Владение нормами речевого поведения – необходимая составляющая профессиональной деятельности учителя-билингва / Е.Г. Оршанская // Вестник Российской Академии естественных наук. – 2007. – Т. 7 (раздел "Национальные проекты"). – № 1. – С. 24-27. 0,3 п.л.

19. Оршанская, Е.Г. Подготовка учителей иностранного языка в педагогических вузах России / Е.Г. Оршанская // Вестник Российской Академии естественных наук. – 2006. – Т. 6 (раздел "Образование"). – № 4. – С. 25-29. 0,3 п.л.

20.Оршанская, Е.Г. (Галевская, Е.Г.) Изучение особенностей русского и английского речевых идеалов на уроках родного и иностранного языков в школе / Е.Г. Оршанская // Русская словесность. – 2001. – № 1. – С. 33-36. 0,3 п.л.

Учебные пособия, методические рекомендации, программы повышения квалификации

21.Оршанская, Е.Г. Учитель иностранного языка как организатор межъязыкового и межкультурного взаимодействия: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 1 / Е.Г. Ор-шанская / под общ. ред. Н.А. Ипполитовой. – Новокузнецк: Издат. центр СибГИУ, 2012. – 194 с. 11,5 п.л.

22.Оршанская, Е.Г. Учитель иностранного языка как организатор межъязыкового и межкультурного взаимодействия: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2 / Е.Г. Ор-шанская / под общ. ред. Н.А. Ипполитовой. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2012. – 221 с. 13 п.л.

23.Оршанская, Е.Г. Преподаватель иностранного языка как субъект межкультурного общения: программа повышения квалификации для преподавателей английского языка / Е.Г. Оршанская. – Новокузнецк: Изд. Центр СибГИУ, 2012. – 28 с. 1,8 п.л.

24.Оршанская, Е.Г. Welcome to the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland: методические указания / Е.Г. Оршанская. – Новокузнецк: СибГИУ, 2008. – 30 с. 1,7 п.л.

25.Оршанская, Е.Г. Культура речи учителя иностранного языка (Педагогичес-кая риторика): разделы учебного пособия / Е.Г. Оршанская, Н.А. Ипполитова. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 224 с. 13,7 п.л. (авт: С. 25–178 9,5 п.л. 68 %)

Научные статьи, материалы выступлений и докладов, опубликованные в российских и региональных периодических изданиях, журналах и сборниках

26. Оршанская, Е.Г. Характеристика риторических моделей, реализуемых в профессиональной педагогической деятельности / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 14. – Новокузнецк: Изд. Центр СибГИУ, 2012.– С. 134–143. 0,6 п.л.

27.Оршанская, Е.Г. Речевые жанры просьбы и благодарности в русской и английской коммуникативных культурах / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 14. – Новокузнецк: Изд. Центр СибГИУ, 2012.– С. 143–150. 0,5 п.л.

28. Оршанская, Е.Г. Особенности содержания учебной дисциплины "Культура речи" при подготовке учителей-билингвов / Е.Г. Оршанская // Риторика как предмет и средство обучения: материалы XV международной научной конференции. – М.: МПГУ, 2011. – С. 272–274. 0,2 п.л.

29.Оршанская, Е.Г. Извинение как часть вежливой речевой коммуникации русских и англичан / Е.Г. Оршанская // Человек в информационном пространстве: межвузовский сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 1. – Вып. 10. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2011. – С. 17–21. 0,3 п.л.

30.Оршанская, Е.Г. Организация процесса речеведческой подготовки учителя иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 13. – Новокузнецк: Изд. Центр СибГИУ, 2011.– С. 122–129. 0,5 п.л.

31. Оршанская, Е.Г. Интегрирование содержания речеведческой подготовки студентов факультета иностранных языков в профессионально ориентированные учебные дисциплины / Е.Г. Оршанская // Человек в современном коммуникативном пространстве: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. В II ч. Ч. I. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – С. 86–90. 0,3 п.л.

32. Оршанская, Е.Г. Выбор модели коммуникации для организации процесса обучения иностранному языку / Е.Г. Оршанская // Проблемы и перспективы языкового образования в XXI веке: сборник материалов международной научно-практической конференции. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – С. 120–124. 0,3 п.л.

33. Оршанская, Е.Г. Анализ профессионально ориентированных учебных изданий, обеспечивающих языковую подготовку студентов / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 12. – Новокузнецк: Изд. Центр СибГИУ, 2011.– С. 84–92. 0,6 п.л.

34. Оршанская, Е.Г. Особенности использования речевых жанров похвалы и порицания учителем иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Человек в информационном пространстве: межвузовский сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. 1. – Вып. 9. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2010. – С. 27–31. 0,5 п.л.

35. Оршанская, Е.Г. Педагогическое моделирование в высшем профессиональном образовании / Е.Г. Оршанская // Вестник горно-металлургической секции Российской Академии естественных наук. Отделение металлургии (раздел "Проблемы высшего образования"). – Вып. 26. – Новокузнецк, 2010. – С. 177–185. 0,6 п.л.

36. Оршанская, Е.Г. Интеграция родного и изучаемого языков в процессе речеведческой подготовки учителя иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 11. – Новокузнецк: Изд. Центр СибГИУ, 2010.– С. 130–133. 0,3 п.л.

37. Оршанская, Е.Г. Возможности применения моделей межличностного общения при организации процесса изучения иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Наука и молодежь в начале нового столетия. Социально-гуманитарные аспекты развития человека и общества: III международная научно-практическая конференция. – Губкин: Губкинский Филиал БГТУ им. В.Г. Шухова, 2010. – С. 128–132. 0,3 п.л.

38. Оршанская, Е.Г. Основные принципы проектирования риторической модели подготовки учителя-билингва / Е.Г. Оршанская // Вопросы социально-гуманитарного знания: сборник научных трудов. – Новокузнецк: СибГИУ, 2010. – С. 199–206. 0,5 п.л.

39. Оршанская, Е.Г. Ситуация подведения итогов как завершающий этап урока иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Мировая культура и язык: взгляд молодых исследователей: материалы IX российской научной конференции. В 3 ч. Ч. 3. – Томск: ТПУ, 2009. – С. 198–203. 0,3 п.л.

40. Оршанская, Е.Г. Характеристика программ профессиональной переподготовки учителей английского языка / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 9. – Новокузнецк: СибГИУ, 2009.– С. 300–304. 0,3 п.л.

41. Оршанская, Е.Г. Речевое поведение учителя иностранного языка в условиях межкультурного взаимодействия / Е.Г. Оршанская // Человек. Русский язык. Информационное пространство: межвузовский сборник научных трудов. – Вып. 8. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2009. – С. 200–203. 0,3 п.л.

42. Оршанская, Е.Г. Риторическая билингвальная подготовка учителей иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования / Е.Г. Оршанская // Риторика и культура общения в общественном и образовательном пространстве: XIII международная научно-практическая конференция. – М.: Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, 2009. – С. 347–350. 0,3 п.л.

43. Оршанская, Е.Г. Структура и содержание речевой подготовки учителя иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Ad libitum. Филология. Культурология. Педагогика: научно-публицистический альманах КузГПА. – 2009. – № 2. – С. 84–88. 0,3 п.л.

44. Оршанская, Е.Г. Основные компоненты организации профессиональной переподготовки учителя иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Подготовка и переподготовка педагогов системы общего школьного и непрерывного профессионального образования: IV международная научно-практическая конференция. – Пенза: Приволжский Дом Знаний, 2008. – С. 87–89. 0,2 п.л.

45. Оршанская, Е.Г. Подготовка учителя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования / Е.Г. Оршанская // Высшее образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. – Губкин: Губкинский Филиал БГТУ им. В.Г. Шухова, 2008. – С. 181–185. 0,3 п.л.

46. Оршанская, Е.Г. Профессиональная направленность подготовки студентов факультета иностранных языков / Е.Г. Оршанская // Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе: сборник статей международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. 1. – Пенза: Приволжский Дом Знаний, 2008. – С. 51–53. 0,2 п.л.

47.Оршанская, Е.Г. Ролевая игра – современная составляющая билингвальной подготовки студентов вузов / Е.Г. Оршанская // Качество образования в условиях реформы высшего профессионального образования: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. – Самара: СГА, 2008. – С. 50–53. 0,3 п.л.

48. Оршанская, Е.Г. Применение достижений социолингвистики при подготовке учителя-билингва / Е.Г. Оршанская // Проблемы и перспективы языкового образования в XXI веке: материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Новокузнецк: КузГПА, 2008. – С. 198–202. 0,3 п.л.

49.Оршанская, Е.Г. Основные составляющие процесса изучения педагогической риторики при подготовке учителей-билингвов / Е.Г. Оршанская // Роль риторики и культуры речи в реализации приоритетных национальных проектов: материалы докладов участников XII международной научной конференции по риторике. – М.: МПГУ, 2008. – С. 265–267. 0,2 п.л.

50.Оршанская, Е.Г. Подготовка учителя иностранного языка к межкультурной коммуникации / Е.Г. Оршанская // Человек. Русский язык. Информационное пространство: межвузовский сборник научных трудов по материалам научной конференции. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2007. – С. 189–193. 0,4 п.л.

51.Оршанская, Е.Г. Психология билингвизма в профессиональном педагогическом образовании / Е.Г. Оршанская // Профессиональное образование в России: состояние и перспективы развития: сборник статей международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом Знаний, 2007. – С. 135–137. 0,2 п.л.

52.Оршанская, Е.Г. Возможности использования данных психолингвистики при подготовке учителя иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 6. – Новокузнецк: СибГИУ, 2007.– С. 239–246. 0,5 п.л.

53.Оршанская, Е.Г. Риторическая подготовка учителей иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Риторика и культура речи в современном информационном обществе: материалы докладов участников XI международной научно-методической конференции. В II т. Т. II. – Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2006. – С. 30–32. 0,2 п.л.

54.Оршанская, Е.Г. Повышение уровня профессиональной компетентности учителей иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Непрерывное образование специалистов как стратегия развития профессиональной карьеры: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 2 ч. Ч. 2. – Кемерово: КРИРПО, 2006. – С. 117–118. 0,1 п.л.

55.Оршанская, Е.Г. Изучение уровня сформированности профессионально ориентированных умений учителя-билингва / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 5. – Новокузнецк: СибГИУ, 2006.– С. 157–161. 0,3 п.л.

56.Оршанская, Е.Г. Изучение педагогической риторики на факультете иностранных языков / Е.Г. Оршанская // Риторика и культура речи в современном обществе и образовании: сборник материалов X международной научно-практической конференции по риторике. – М.: Флинта: Наука, 2006. – С. 287–290. 0,3 п.л.

57.Оршанская, Е.Г. Дополнительная профессиональная подготовка учителей иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Дополнительное профессиональное образование взрослых: достижения, проблемы, тенденции: материалы Всероссийской научно-практической конференции. В II ч. Ч. II. – Кемерово: КРИРПО, 2005. – С. 213–215. 0,2 п.л.

58.Оршанская, Е.Г. Оценка уровня владения студентами знаниями о билингвизме / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 4. – Новокузнецк: СибГИУ, 2005.– С. 182–189. 0,5 п.л.

59.Оршанская, Е.Г. Роль риторики в речевой подготовке студентов факультета иностранных языков / Е.Г. Оршанская // Риторика в модернизации образования: материалы докладов участников восьмой международной научной конференции по риторике. – М.: МПГУ, 2004. – С. 188-190. 0,2 п.л.

60.Оршанская, Е.Г. Речевая деятельность учителя на уроке английского языка / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сбор-ник научных трудов. – Вып. 2. – Новокузнецк: СибГИУ, 2002.– С. 33–34. 0,2 п.л.

61.Оршанская, Е.Г. Особенности речевой подготовки преподавателя иностранного языка / Е.Г. Оршанская // Современные вопросы теории и практики обучения в вузе: сборник научных трудов. – Вып. 2. – Новокузнецк: СибГИУ, 2002.– С. 28–32. 0,3 п.л.