Научная тема: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В РЕГИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ (ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ)»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Экологическое образование призвано выступить одним из системообразующих факторов естественнонаучного образования, детерминирующих всеобщность, непрерывность и преемственность его реализации в рамках всех предметов естественнонаучной предметной области ФГОС общего образования с учѐтомсоциоприродных условий региона и ноогуманистических ценностей.

2. К теоретико-методологическим основам экологического образованияшкольников в региональном образовательном пространстве следует отнести взаимодополняющие подходы: социокультурный, определяющий единство решенияэкологических проблем общества и развития экологической культуры личностина основе ноогуманистических ценностей и позитивных тенденций «зелѐного»развития мирового сообщества; системно-деятельностный, задающий требования к достижению образовательных результатов на федеральном уровне; компе-тентностный, лежащий в основе подготовки бакалавров и магистров к реализации экологического образования школьников в регионе; программно-целевой,обеспечивающий системность и комплексность условий и объединение ресурсов ворганизации экологического образования на определѐнной территории.

3. Ведущими идеями экологического образования школьников в региональном образовательном пространстве (естественнонаучная предметная область) можно считать:

  • обеспечение приоритетности, системности, всеобщности, непрерывности ипреемственности экологического образования школьников в регионе;
  • ориентир на ноогуманистические ценности, позитивные «зелѐные» тенденции мирового образовательного пространства и требования новых стандартов;
  • реализацию мировоззренческого, культурного и образовательного потенциала современных естественных наук в рамках естественнонаучной предметной области ФГОС общего образования;
  • учѐт социоприродной специфики региона в целом и социоприродного окружения ОУ в частности;
  • сочетание экологизации предметов ФГОС общего образования и внеурочной деятельности в школе и вне школы;
  • применение современных технологий, методик и приѐмов, содействующих диалогическому освоению школьниками социоприродного окружения ОУ;
  • создание комплекса условий в региональном образовательном пространстве, стимулирующих реализацию методической системы экологического образования школьников (естественнонаучная предметная область) в каждом ОУ региона.

4. При моделировании экологического образования школьников как системы в региональном образовательном пространстве следует опираться на принципы сотрудничества, открытости и динамичности, образовательной рефлексии.

При моделировании методической системы экологического образования школьников в региональном образовательном пространстве (естественнонаучная предметная область) для отбора и структурирования содержания следует опираться на принципы ноогуманизма, междисциплинарности, проблемной интеграции, прогностичности, регионализации; при организации познавательной деятельности учащихся - на принципы «Думай глобально, действуй локально», «Учиться жить вместе», «Вхождение в природу».

В модели выпускника региона с высоким уровнем достижения результатов экологического образования в соответствии с ФГОС общего образования в рамках естественнонаучной предметной области необходимо учесть компоненты, соответствующие структуре экологической культуры (ценностно-мотивационный, эмоционально-эстетический, когнитивный, и коммуникативно-деятельностный).

5. В методике реализации экологического образования школьников в рамкахестественнонаучной предметной области в региональном образовательном пространстве следует обеспечить:

  • интеграцию в фундаментальном ядре содержания экологического образования школьников в региональном образовательном пространстве не только современных естественнонаучных знаний и знаний о социоприродной специфике региона, экологических проблемах и путях их решения, но и экологических ценностей, методов эколого-познавательной и рефлексивно-оценочной деятельности в масштабах региона как основы приобретения учащимися опыта экологически безопасного поведения и развития экологической культуры;
  • учѐт социоприродного окружения ОУ как полифункционального источника экологического образования школьников;
  • выделение в интегрированных курсах, отражающих специфику региона вцелом, ряда сквозных линий (анализ и оценка экологических проблем в той илииной среде обитания; формирование личного отношения к их решению);
  • единство учебной и внеурочной деятельности школьников на основе применения технологий, методик и приѐмов, содействующих диалогическому освоению учащимися социоприродного окружения ОУ и формированию у них умения задавать вопросы при взаимодействии с различными типами текстов, Интернет-ресурсами, людьми и природой;
  • представление в дидактических средствах информации и заданий, содействующих овладению учащимися естественнонаучными знаниями с учѐтом специфики региона и способами изучения социоприродного окружения ОУ, а также проведению рефлексии достижений в обучении.

6. В комплексе условий, способствующих успешной реализации экологическогообразования школьников (естественнонаучная предметная область) в региональном образовательном пространстве, следует выделить ведущие, которые должны обеспечить:

  • нормативное закрепление на уровне региона приоритетности, всеобщности,непрерывности и преемственности экологического образования;
  • социальное партнѐрство в региональном образовательном пространстве в форме сетевого взаимодействия педагогов, а также других субъектов экологического образования, в т.ч. пользователей региональных образовательных Интернет-ресурсов, участников акций и других экологических мероприятий;
  • подготовку бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование» к реализации экологического образования школьников в регионе в соответствии с требованиями ФГОС ВПО посредством сопряжения школьного и вузовского экологического образования (естественнонаучная предметная область) с учѐ-том региональной специфики и ноогуманистических ценностей; овладения современными технологиями, методиками и приѐмами, содействующими диалогическому освоению школьниками социоприродного окружения ОУ.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Игумнова, Е.А. Экологическое образование в региональном образовательном пространстве: теоретический аспект: монография [Текст] / Е.А. Игумнова. – Чита: Забайкал. гос.-гум. пед. ун-т, 2012. – 216 с. (12,6 п.л.)

2.Игумнова, Е.А. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры: монография [Текст] / Е.А. Игумнова, В.П. Горлачѐв, О.В. Корсун и др.; отв. ред. В.П. Соломин. – Новосибирск: Наука, 2008. – 284 с. (17,75 п.л., авторских 8,88 п.л.)

3.Игумнова, Е.А. Регионализация образования (на примере Забайкалья): коллективная монография [Текст] / Л.А. Бордонская, М.И. Гомбоева, Л.В. Черепанова, Е.А. Игумнова, В.П. Горлачѐв и др. – Чита: Забайкал. гос.-гум. пед. ун-т, 2007. – 313 с. (18,2 п.л., авторских – 0,65 п.л.)

Статьи в журналах, рекомендованных ВАК РФ

4.Игумнова, Е.А. К вопросу об экологической культуре и экологическом патриотизме [Текст] / Е.А.Игумнова, О.В. Корсун // Вестник Бурятского госуниверситета. Серия 7: Педагогика. – 2004.– Вып. 11. – C. 63 – 69. (0,5 п.л., авторских – 0,25 п.л.)

5.Игумнова, Е.А. Социоприродное окружение образовательного учреждения как фактор воспитания экологической культуры [Текст] / В.П. Горлачѐв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун // Вестник Бурятского госуниверситета. Серия 7: Педагогика. – 2004. – Вып.11. – С. 29 – 40. (0,7 п.л., авторских – 0,5 п.л.)

6.Игумнова, Е.А. Проблемы экологического образования: картина исследования взглядов педагогов Читинской области [Текст] / Е.А. Игумнова, О.С. Наумова // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. – 2007. – Вып. 1. – С. 181 – 185. (0,4 п.л., авторских – 0,2 п.л.)

7.Игумнова, Е.А. Учиться знать, учиться делать, учиться жить. О воспитании экологической культуры учащихся в едином образовательном пространстве России [Текст] / Е.А. Игумнова // Экология и жизнь. – 2010. – №11 (108). – С. 37 – 41. (0,5 п.л.)

8.Игумнова, Е.А. Применение технологии учебных вопросов при работе с учителями по биологии [Текст] / Е.А. Игумнова // Биология в школе. – 2010. – №4. – С. 26 – 33. (0,5 п.л.)

9.Игумнова, Е.А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление [Текст] / Е.А. Игумнова // Биология в школе. – 2011. – № 3. – С. 33 – 39. (0,5 п.л.)

10.Игумнова, Е.А. Личный опыт общения учащихся с природой как ресурс для формирования умения задавать вопросы [Текст] / Е.А. Игумнова // Биология в школе. – 2011. – №5. – С. 48 – 54. (0,5 п.л.)

11.Игумнова, Е.А. Пошаговая технология подготовки учащихся к интервьюированию при обучении биологии [Текст] / Е.А. Игумнова // Биология в школе. – 2012. – №4. – С. 36 – 42. (0,5 п.л.)

12.Игумнова, Е.А. Региональная модель методической системы экологического образования школьников (на примере Забайкальского края) [Текст] / Е.А. Игумнова // География в школе. –2011. – №9. – С. 47 – 48, с. 57. (0,3 п.л.)

13.Игумнова, Е.А. Формирование профессиональных компетенций в сфере природоохранной деятельности у магистрантов естественнонаучного образования [Текст] / Е.А. Игумнова // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. – №7-9 (30). – 2010. – С. 124 – 130. (0,5 п.л.)

14.Игумнова, Е.А. Системный подход как методологическая основа исследования регионального образовательного пространства [Текст] / Е.А. Игумнова // Вопросы современной науки и практики. Университет им В.И. Вернадского. – 2011. – №3 (34). – С. 123 – 130. (0,5 п.л.).

15.Игумнова, Е.А. Опыт и перспективы развития сетевого взаимодействия учителей в экологическом образовании [Текст] / Е.А. Игумнова // Гуманитарный вектор. – 2010. – №1 (21). – С. 24 – 27. (0,3 п.л.)

16.Игумнова, Е. А. Подготовка бакалавров и магистрантов естественнонаучного образования к сопровождению процесса воспитания экологической культуры учащихся в региональном образовательном пространстве [Текст] / Е.А. Игумнова // Гуманитарный вектор. – 2011. – №1 (25). – С. 19 – 24. (0,5 п.л.)

17.Игумнова, Е.А. Подготовка будущих учителей естественнонаучных дисциплин к реализации технологии учебных вопросов [Текст] / Л.А. Бор-донская, Е.А. Игумнова // Гуманитарный вектор. – 2012. – №1 (29). – С. 7 – 14. (0,6 п.л., авторских – 0,3 п.л.)

18.Игумнова, Е.А. Тенденции развития экологического образования в мировом образовательном пространстве (середина 90-х гг. XX в. – первая декада XXI в.). [Текст] / Е.А. Игумнова, В.П. Горлачѐв // Гуманитарный вектор. – 2012. – №1 (29). – С. 120 – 125. (0,5 п.л., авторских – 0,35 п.л.)

19.Игумнова, Е.А. Формирование профессиональной компетентности у магистрантов экологического образования в процессе научно-педагогической практики [Текст] / Е.А. Игумнова, В.П. Горлачѐв // Учѐные записки Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского. Серия «Педагогика и психология». – 2012. – №5 (46). – С. 83 – 88. (0,5 п.л., авторских – 0,35 п.л.)

Учебные и учебно-методические пособия, программы дисциплин

20.Игумнова, Е.А. Региональная экология: Учебник для общеобразовательных школ Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа [Текст] / О.В. Корсун, В.П. Горлачѐв, Е.А. Игумнова, Л.Н. Золотарѐва. – Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 210 с. (13,1 п.л., авторских – 3,5 п.л.). (Рекомендован Министерством образования и науки РФ)

21.Игумнова, Е.А. Региональная экология: практикум для организации самостоятельной работы учащихся [Текст] / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун. – Чита: Экспресс-издательство, 2011. – 64 с. (4,0 п.л., авторских – 0,2 п.л.)

22.Игумнова, Е.А. Экология (пособие для учителей Читинской области) [Текст] / В.П. Горлачѐв, О.В. Корсун, Е.А. Игумнова и др. – Чита: ЧОТ, 1997. – 170с. (10,6 п.л., авторских – 1,6 п.л.)

23.Игумнова, Е.А. Рабочая тетрадь по экологии «Экология водоѐма: озеро Кенон и я» [Текст] / Е.А. Игумнова, И.Ф. Кривенкова, О.В. Корсун. – Чита: Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000. – 56 с. (3,5 п.л., авторских – 1,6 п.л.)

24.Игумнова, Е.А. Родное Забайкалье: Книга для чтения в начальной школе [Текст] / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун. – Чита: Экспресс-издательство, 2007. – 152 с. (9,5 п.л., авторских – 4,75 п.л.)

25.Игумнова, Е.А. Родное Забайкалье: учусь задавать вопросы: рабочая тетрадь. 3 класс [Текст] / Е.А. Игумнова, И.Б. Барахоева. – Чита: Экспресс-издательство, 2009. – 104 с. (6,5 п.л., авторских – 3,25 п.л.)

26.Игумнова, Е.А. Охраняемые территории Восточного Забайкалья: почему, каким образом и какие земли нужно сохранить в Байкальском бассейне [Текст] / Т.А. Стрижова, В.П. Горлачѐв, Е.А. Игумнова и др. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2002. – 165 с. (10,1 п.л., авторских – 0,8 п.л.)

27.Игумнова, Е.А. Народы Забайкалья: экология и природопользование: учебное пособие [Текст] / Г.Ц. Цыбекмитова, В.Ф. Задорожный, А.В. Константинов, Игумнова Е.А. и др. – Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2006. – 145 с. (12,2 п.л., авторских – 0,65 п.л.)

28. Игумнова, Е.А. Дневник учебно-исследовательской практики: учебное пособие для бакалавров образования [Текст] / Т.В. Лучкина, Е.А. Игумнова. – Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2009. – 78 с. (5,0 п.л. , авторских – 2 п.л.). (Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ)

29.Игумнова, Е.А. Дневник педагогической практики: учебное пособие [Текст] / Т.В. Лучкина Е.А. Игумнова. – Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2009. – 96 с. (6,0 п.л., авторских – 2 п.л.). (Допущено УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ)

30.Игумнова, Е.А. В согласии с природой и людьми: эколого-психологический тренинг: учебное пособие. [Текст] / Е.А. Игумнова, Ж.А. Леснянская – Чита: Экспресс-издательство, 2013. – 128 с. (6,8 п.л., авторских – 4,1 п.л.) (Допуще -но УМО по направлению «Педагогическое образование» Министерства образования и науки РФ)

31.Игумнова, Е.А. Пути реализации Регионального образовательного стандарта по экологии для общеобразовательных школ Читинской области: Научно-методические материалы [Текст] / Е.А. Игумнова, С.К. Толстихина, В.И. Ли-хачѐва и др. – Чита, ЧИПКРО, 2006. – 218 с. (13,6 п.л., авторских – 6 п.л.)

32.Игумнова, Е.А. «Безопасная энергетика в Забайкалье»: методика проведения ролевой игры [Текст] / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун // Региональная экологическая акция «Охранять природу – значит любить Родину!»: сборник научно-методических материалов. – Чита: Экспресс-издательство, 2009. – С. 133 – 138 (0,4 п.л., авторских – 0,2 п.л.)

33.Игумнова, Е.А. Программа элективного курса для студентов «Экология в быту» [Текст] / Е.А. Игумнова // Авторские программы курсов по экологии: опыт и проблемы их создания и реализации. Материалы международной научно-практической конференции. В 3-х частях. – Ч. II. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. – C. 89 – 93. (0,3 п.л.)

34.Игумнова, Е.А. Интегрированная программа факультатива «Природа. Творчество. Мы» [Текст] / Е.А. Игумнова, Перетолчина Т.А. // Авторские программы курсов по экологии: опыт и проблемы их создания и реализации. Материалы международной научно-практической конференции. В 3-х частях. – Ч. II. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. – C. 81 – 85. (0,3 п.л., авторских – 0.2 п.л.)

35.Игумнова, Е.А. Программа курса «Экология водоѐма: озеро Кенон и я» [Текст] / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, И.Ф. Кривенкова // Авторские программы курсов по экологии: опыт и проблемы их создания и реализации. Материалы международной научно-практической конференции. В 3-х частях. – Ч. II. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2004. – C. 93 – 103. (0,7 п.л., авторских – 0,35 п.л.)

36.Игумнова, Е.А. Забайкаловедение: образовательная программа интегрированного курса для 3-4 класса общеобразовательной школы [Текст] / Е.А. Игумнова и др. – Чита: ЧИПКРО, 2008. – 29 с. (1,8 п.л., авторских – 0,6 п.л.)

37.Игумнова, Е.А. Учебная программа курса «Региональная экология» [Текст] / Е.А. Игумнова, В.П. Горлачѐв, О.В. Корсун // Экологическое образование в регионе: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. – Чита: ЗабКИПКРО, 2009. – С. 8 – 21. (0,8 п.л., авторских – 0,4 п.л.)

38.Игумнова, Е.А. Региональный образовательный стандарт по экологии для общеобразовательных школ Читинской области [Текст] / В.П. Горлачѐв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун, Е.И. Никифорова. – Чита: «Ресурсы Забайкалья», 2004. – 70 с. (4,4 п.л., авторских – 2,0 п.л.)

39.Игумнова, Е.А. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования по биологии с основами экологии для общеобразовательных школ Читинской области [Текст] / В.П. Горлачѐв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун и др. – Чита: изд-во ЗабГГПУ, 2005. – 30 с. (1,9 п.л., авторских – 1 п.л.)

40.Игумнова, Е.А. Концепция Регионального (национально-регионального) компонента Государственного образовательного стандарта общего образования для общеобразовательных учреждений Читинской области [Текст] / Т.К. Клименко, А.В. Константинов, С.В. Кузьмина, Е.А. Игумнова и др. // Педагогическое обозрение. – 2007. – №2. – С. 6 – 11. (0.7 п.л., авторских – 0,15 п.л.)

41.Игумнова, Е.А. Региональный План Действий по сохранению биологического и ландшафтного разнообразия Верхнеамурского бассейна в целях устойчивого развития территории (в административных границах Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа) [Текст] / Т.А. Стрижова, О.К. Ки-рилюк, Е.А. Игумнова и др. Чита: Изд-во «Полиграфтехресурс». 2004. – 36 с. (2,2 п.л., авторских – 0,22 п.л.).

42.Игумнова, Е.А. Стратегия организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период до 2020 года [Текст] / Е.А. Игумнова, О.В. Корсун. – Чита: Экспресс-изд-во, 2009. 28 с. (1,8 п.л., авторских – 0,9 п.л.)

43.Игумнова Е.А. Экологическое образование в региональном образовательном пространстве: сборник инструктивно-методических материалов для общеобразовательных учреждений Забайкальского края [Текст] / Е.А. Игумнова, В.П. Горлачѐв, О.В. Корсун и др. – Чита: Экспресс-издательство, 2011. – 144 с. (9,0 п.л., авторских – 4,5 п.л.)

Статьи в других изданиях

44. Игумнова, Е.А. Экологическое образование – приоритетное направление региональной образовательной политики [Текст] / Е.А. Игумнова // Гуманитарный вектор. – 2007. – №1 (12). – С. 168 –176. (0,5 п.л.)

45.Игумнова, Е.А. Роль и место экологического образования в рамках вариативной части базисного учебного плана общеобразовательной школы [Текст] / Е.А. Игумнова // Гуманитарный вектор. –2008. – №3 (15). – С. 113 –119. (0,4 п.л.)

46.Игумнова, Е.А. Проблемы экологии и экологической культуры населения [Текст] / В.П. Горлачѐв, А.М. Котельников, О.Ф. Малых, Г.Ц. Цыбекмитова, Е.А. Игумнова // Энциклопедия Забайкалья: Читинская область: В 2 т. – Т. 1. Общий очерк. – Новосибирск: Наука, 2000. – С. 58 – 64. (1,0 п.л., авторских – 0,2 п.л.)

47.Игумнова, Е.А. Концепция разработки регионального (национально-регионального) компонента по биологии с основами экологии [Текст] / Е.А. Игумнова // Педагог. Наука, технология, практика. – 2005. – № 2 (19). – С. 74 – 79. (0,4 п.л.)

48.Игумнова, Е.А. Концепция регионального учебника [Текст] / В.П. Горлачѐв, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун // Педагогический журнал Прибайкалья. – 2005. – №2. – С. 16 – 18. (0,3 п.л., авторских – 0,1 п.л.)

49.Игумнова Е.А. Концепция регионального стандарта общего образования по экологии [Текст] / В.П. Горлачѐв, Т.К. Клименко, Е.А. Игумнова, О.В. Корсун // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2005. – №3 (24). – С. 19 – 22. (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л.)

50.Игумнова, Е.А. Экология и здоровье души: эколого-психологический тренинг [Текст] / Е.А. Игумнова, Леснянская Ж.А. // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. – №3 (28). – С. 38 – 40. (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л.)

51.Игумнова, Е.А. Итоги апробации учебника «Региональная экология» в школах Забайкальского края [Текст] / В.П. Горлачѐв, Е.А. Игумнова // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2009. – №2. – С. 33 – 35. (0,2 п.л., авторских – 0,1 п.л.)

52.Игумнова, Е.А. От идеи устойчивого развития к механизмам, способствующим еѐ реализации в школьной практике (на примере Забайкальского края) [Текст] / Горлачѐв В.П., Е.А. Игумнова // Образование в интересах устойчивого развития: опыт регионов: сб. статей. – Улан-Удэ, Издательство Бурятского госуниверситета, 2008. – С. 48 – 57. (0,6 п.л., авторских – 0,3 п.л.)

53.Игумнова, Е.А. Шаги к созданию программы по экологии: технологическое руководство [Текст] / Е.А. Игумнова // Педагогические технологии. – 2007. – №4. – С. 64–70. (0,5 п.л.)

54. Игумнова, Е.А. Интеграция региональных экологических знаний в педагогический процесс школы [Текст] / Е.А. Игумнова // Современные проблемы образования: Сборник научных трудов. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. – С. 66 –73. (0,5 п.л.)

55.Игумнова, Е.А. Стратегия развития школьного экологического образования в интересах устойчивого развития (на примере Забайкальского края) [Текст] / Е.А. Игумнова // Боловсролсудлал (Монголия). – 2009/06 (52). – С. 27 – 34. (0,5 п.л.)

56.Игумнова, Е.А. Развитие социального партнѐрства в экологическом образовании как фактор обеспечения нетрадиционной безопасности в условиях трансграни-чья [Текст] / Е.А. Игумнова // Международное сотрудничество в научных исследования. – Чита, Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. 2009. – С. 119 – 129. (0,6 п.л.)

57.Игумнова, Е.А. Региональная модель экологического образования в школах Забайкальского края в контексте нового Федерального государственного образовательного стандарта [Текст] / Е.А. Игумнова // Вестник образования Забайкалья. – 2010. – №4. – Спецвыпуск «Экологическое образование в новой школе: ФГОС и Концепция общего экологического образования в целях устойчивого развития» (2010)». С. 66-77. (0,8 п.л.)

Материалы конференций

58. Игумнова, Е.А. Социоприродное окружение школы – многофункциональный источник воспитания экологической культуры школьников [Текст] / Е.А. Игумнова // Отечественный и зарубежный опыт в области образования окружающей среды. Материалы Международной конференции. С-Петербург, 16 – 18 сентября 1999 г. – СПб.: СМИО Пресс, 1999. – С. 13 – 15. (0,1 п.л.)

59.Игумнова, Е.А. Общечеловеческие жизнеутверждающие и жизнесохраняющие ценности – ориентир на пути гармонии человека с природой. [Текст] / Е.А. Игумнова // Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. – Новосибирск: Наука, 2000. – С. 82 – 89. (0,5 п.л.)

60.Игумнова, Е.А. Регионализация экологического образования на фоне глобализации экологических проблем [Текст] / Е.А. Игумнова // Забайкалье в геополитике России. Материалы меж-дународной конференции. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2003. – С. 126 – 127. (0,1 п.л.)

61.Игумнова, Е.А. Воспитание экологической культуры учащихся – цель региональных образовательных стандартов по экологии и биологии с основами экологии [Текст] / Е.А. Игумнова // Экологическая педагогика: Сборник научных статей по материалам XI Международной конференции, г. Екатеринбург, 19-20 апреля 2005 г. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. унив., 2005. – С. 188 –192. (0,3 п.л.)

62.Игумнова, Е.А. Научно-методическое обеспечение регионального компонента по экологии и биологии в Читинской области: опыт и перспективы [Текст] / Е.А. Игумнова // Флора, растительность, растительные ресурсы Забайкалья и сопредельных территорий: Материалы региональной научно-практической конференции. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2005. – С. 200 – 205. (0,4 п.л.)

63.Игумнова, Е.А. Сотрудничество школы и национального парка как модель развития образования для устойчивого будущего [Текст] / Е.А. Игумнова // Образование и глобализация: материалы второй Байкальской международной конференции. 27 июня – 2 июля 2006 г. В 2-х ч. – Ч. II. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2006. – С.178 – 181. (0,3 п.л.)

64.Игумнова, Е.А. Роль регионального компонента по экологическому образованию в сохранении биологического разнообразия [Текст] / Е.А. Игумнова // Природные ресурсы Забайкалья и проблемы геосферных исследований: Материалы научной конференции (12–15 сентября 2006 г., Чита, Россия). – Чита: Издательство ЗабГГПУ, 2006. – С. 182 – 183. (0,1 п.л.)

65.Игумнова, Е.А. Творческая деятельность на занятиях по экологии как средство развития познавательного интереса у учащихся [Текст] / Е.А. Игумнова // Художественное образование, эстетические воспитание и культура в XXI веке: материалы международной научно-практической конференции «Художественное образование, эстетические воспитание и культура в XXI веке» (11-12 мая 2006 года); сборник научных статей. – Ч. II. – Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т. 2006. – С. 73 – 80. (0,5 п.л.)

66.Игумнова, Е.А. Воспитание экологической культуры учащихся – стратегическая цель системы регионального компонента естественнонаучного образования [Текст] / Е.А. Игумнова // Трансграничье в изменяющемся мире: образование и международное сотрудничество (Россия – Китай – Монголия): материалы международной научно-практической конференции. (Чита, 17-19 октября 2007 г.). – Чита: Забайкал. гос. гум.-пед. ун-т, 2008. – С. 78 – 83. (0,3 п.л.)

67.Игумнова, Е.А. Смыслообразующая роль курса «Региональная экология» в системе школьного образования в Забайкальском крае [Текст] / Е.А. Игумнова // Экологическое образование в регионе: опыт, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции. – Чита: ЗабКИПКРО, 2009. – С. 27 – 35. (0,6 п.л.)

68.Игумнова, Е.А. Роль интегрированного курса «Экология водоѐма: озеро и я» в воспитании экологической культуры школьников. [Текст] / Е.А. Игумнова «Живые озера» – 10 лет сотрудничества на Байкале: шансы и возможности устойчивого будущего для человека и озера: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Улан-Удэ, 25-29 августа 2009 г.). – Улан-Удэ: издательство Бурятского госуниверситета, 2010. – С. 126 – 131. (0,4 п.л.)

69.Игумнова, Е.А. Подготовка будущих учителей к организации социально-ориентированных проектов в школе в процессе педагогической практики [Текст] / Е.А. Игумнова, М.Е. Чепалова // Развитие экологического содержания научно-исследовательских работ в школе и вузе: материалы Всероссийской научно-практической конференции, апрель 2011 г. – Казань: Изд-во МО-иНРТ, 2011. – С. 152 – 154. (0,3 п.л., авторских – 0,15 п.л.)

70.Игумнова, Е.А. Природа как субъект диалога в экологическом образовании школьников [Текст] / Е.А. Игумнова // Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития. Сборник научных статей по материалам научно-практической конференции, г. Екатеринбург, 1-3 ноября 2012 г. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2012. – С. 45 – 49. (0,3 п.л.)

71.Игумнова, Е.А. Роль социального взаимодействия в проведении экологических акций в региональном образовательном пространстве [Текст] / Е.А. Игумнова // Природоохранное сотрудничество в трансграничных экологических регионах: Россия – Китай – Монголия: сборник научных материалов. – Вып. 3. – Ч. 1. – Чита: Поиск, 2012. – С. 175 – 181. (0,5 п.л.)

72.Игумнова, Е.А. Использование технологии учебных вопросов как гуманитарной технологии в подготовке учителя естественнонаучных дисциплин [Текст] / Е.А. Игумнова // Физическое образование: проблемы и перспективы: материалы IX Междунар. науч.-метод. конф., март 2010 г. МПГУ, РГУ им. С.А. Есенина. – Ч. 2. – М., Рязань, 2010. – С.117 – 121. (0,3 п.л.)

73.Игумнова, Е.А. Проблема формулирования вопросов учителями на уроках физики [Текст] / Е.А. Игумнова // X Международная научно-методическая конференция «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», по-свящѐнная 110-летию факультета физики и информационных технологий. – М.: МПГУ, Изд. Карпов Е.В. 2011. – С. 183 – 187. (0,3 п.л.)

74.Игумнова, Е.А. Подготовка магистрантов физического образования к решению профессиональных задач в сфере экологического образования школьников [Текст] / Е.А. Игумнова // Материалы XII Международной научно-методической конференции «Физическое образование: проблемы и перспективы развития», посвящѐнной 90-летию со дня рождения С.Е. Каменецкого. – Ч. 2. – М.: МПГУ, Издатель Карпов Е.В. – 2013. – С. 72 – 76. (0,3 п.л.)