- Метафоризация основывается на репрезентации знаний в идеализированных когнитивных моделях, фреймах, образных схемах и включает такие этапы, как мотив, концептуальное ассоциирование области цели и области источника, лексико-грамматическое оформление, а также развёртывание образной схемы. Развёртывание образной схемы позволяет осуществить комплексный перенос знаний на новые, малоизвестные фрагменты действительности и обладает, в силу этого, особой эвристической значимостью и информационной ёмкостью.
- Следующие ключевые параметры позволяют описать принципы метафоризации: функция (когнитивная, эмотивная, назывная, апеллятивная, эвристическая); форма словесного воплощения (единичная или комплексная метафора); вид признаков (характерные или контрадикторные); способ предикации признаков (компрессия, элиминация, импликация); «презумпция истинности» (явная метафоричность или неотличимость от буквального высказывания); логичность развёртывания образных схем.
- Выделенные принципы метафоризации обусловливают существование нескольких вариантов метафоризации как предполагающих, так и не предполагающих развёртывание образных схем. В катахрезе, антропоморфизме и метонимии преобладают единичные метафоры (и метонимии) и развёртывания образных схем, как правило, не происходит. Эти варианты метафоризации выполняют базовую номинативную функцию, заполняют «лакуны» в словаре буквальных наименований, активируя наиболее характерные признаки вспомогательного субъекта. В этом проявляется регулярность формирования метафорического смысла, обеспечивающая высокую степень устойчивости словаря на лексическом уровне.
- Эвристически-познавательная эпифора и образно-ситуативная диафора являются вариантами метафоризации, предполагающими развёртывание образных схем. Критериями, позволяющими идентифицировать их переносное значение, служат: 1) предваряющие уточняющие определения, 2) цепочка атрибутов из разных предметных областей, 3) кавычки и/или курсив, 4) предшествующий уточняющий переспрос и 5) противоположная по смыслу концептуальная метафора, которая отрицается в пользу иной, более точно раскрывающей суть описываемого концепта.
- Эвристический потенциал развёрнутых образных схем неравнозначен и варьирует от минимального (единичная метафора) до максимального, содержащего ряд метафор родственной тематической области. Включение в семантику образных схем новых признаков, принадлежащих к одной области дискурса, усиливает одну и ту же систему импликаций, позволяя достичь максимального освещения и более глубокого понимания ситуации. Высоким эвристическим потенциалом обладают ключевые метафоры-гиперонимы с большим количеством атрибутов (To hurt/wound one´s feelings), низким эвристическим потенциалом обладают метафоры-гипонимы (to cut/scratch/slash one´s feelings) с небольшим количеством атрибутов.
- Значимыми с когнитивной точки зрения являются смешанные метафоры. В них основной субъект контекстуально сополагается со вспомогательными субъектами из нескольких отличных друг от друга предметных сфер. В результате возникает разностороннее, но логически противоречивое объяснение. Cмешанные метафоры свидетельствуют о том, что ассоциативные ментальные установки имеют функционально фиксированный, стереотипный характер.
- Другим вариантом метафоризации, предполагающим развёртывание образных схем, является образно-ситуативная диафора. Её особенность состоит в том, что предикация признаков уступает место презентации, т.е. ситуативно-референциальному соположению нескольких дискретных образов. В диафоре реальный денотат вынесен за рамки высказывания, в силу чего диафора обладает множественной «презумпцией истинности», т.е. интерпретируется одновременно и как буквальное, и как переносное высказывание. Диафоры обладают широким диапазоном применения в художественных текстах для сокрытия намерений говорящего, в косвенных речевых актах, для создания игры слов, эффекта иронии, сарказма в пословицах, аллегориях и загадках.
1.Панкратова, С.А. И снова о метафоре: Когнитивно-семантический анализ: монография/ С.А. Панкратова, С.В. Киселёва. – СПб.: Астерион, 2013. ISBN 978-5-00045-016-1. – 6,35 п.л. / 6,35 п.л.
2.Панкратова, С.А. Когнитивно-семантические механизмы метафорического выбора: монография/ С.А. Панкратова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. ISBN 978-5-8064-1455-8. – 6,4 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных ВАК России
3.Панкратова, С.А. Метафорическое осмысление когнитивных концептов в терминах фреймовой семантики / С.А. Панкратова // Известия Волгоградского государственного педагогического института. Серия «Филологические науки». – 2010. – № 10 (54). – С. 28-32. – 0,31 п.л.
4.Панкратова, С.А. Поиск метафорической альтернативы механистическому взгляду на мир / С.А. Панкратова // Вопросы когнитивной лингвистики. – 2009. – № 2. – С.142-150. – 0,56 п.л.
5.Панкратова, С.А. Момент озарения-инсайта как подтверждение верности метафорического выбора / С.А. Панкратова // Вестник Вятского гос. гуманит. ун-та. Филология и искусствоведение. – 2009. – № 1 (2). – С. 65-69. – 0,31 п.л.
6.Панкратова, С.А. Когнитивно-семантические аспекты метафорического моделирования / С.А. Панкратова // Известия российского гос. пед. ун-та им. А.И. Герцена. – 2009. – № 87. – С. 88-99. – 0,75 п.л.
7.Панкратова, С.А. Метафорический выбор: когнитивные и семантические возможности его прогнозирования /С.А. Панкратова // Учёные записки Казанского гос. ун-та, Гуманитарные науки. – 2009. – Том 151. кн. 6. – С. 230-240. – 0,68 п.л.
8.Панкратова, С.А. Познавательная значимость когнитивно-семантического моделирования механизмов метафорического выбора / С.А. Панкратова // Вестник российского гос. ун-та им. И. Канта. Серия Филологические науки. – 2009. – Выпуск 2. – С. 36-40. – 0,31 п.л.
9.Панкратова, С.А. Роль метафоры в постижении истинного и прекрасного: когнитивно-семантический аспект /С.А. Панкратова //Вестник Челябинского гос. ун-та, Филология, искусствоведение. – 2009. – Выпуск 29, № 5 (143). – С. 87-93. – 0,43 п.л.
10.Панкратова, С.А. Когнитивное моделирование процессов метафорического выбора (на материале английского языка) / С.А. Панкратова // Вестник Ленинградского гос. ун-та им. А.С. Пушкина. Серия Филология. – 2008. – № 3 (15). – С. 33-48. – 0,93 п.л.
11.Панкратова, С.А. Когнитивно-семантические основания прогноза направлений метафорического выбора / С.А. Панкратова // Вестник Тамбовского ун-та им. Г.Р. Державина. Серия гуманитарные науки. – 2008. – № 12 (68). – С. 216-220. – 0,31 п.л.
12.Панкратова, С.А. Интуитивно-творческие аспекты метафорического выбора / С.А. Панкратова // Вестник Пятигорского гос. лингв. ун-та. – 2008. – №4. – С. 59-63. – 0,31 п.л.
13.Панкратова, С.А. Возможно ли предсказать метафорический выбор? Когнитивно-семантические основания / С.А. Панкратова // Известия Волгоградского гос. пед. ун-та. – 2008. – № 7 (31). – С. 11-15. – 0,31 п.л.
Статьи в профессиональных журналах и научных сборниках
14.Панкратова, С.А. Киселёва, С.В. К вопросу о репрезентации образного компонента в метафоре (антропоморфизм) // Актуальные проблемы современной лингвистики. – 2013. – Вып. 5. / С.А. Панкратова, С.В. Киселёва. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 135-139. – 0,15 п.л. / 0,15 п.л.
15.Панкратова, С.А. Когнитивные механизмы метафорического выбора и образный компонент «стёртой» метафоры // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания: межвузовский сборник статей. – 2013. – Вып. 3. / С.А. Панкратова. – Киров: Изд-во ВятГГУ, 2013. – С. 109-113. – 0,31 п.л.
16.Панкратова, С.А. Фреймовый способ репрезентации знаний для описания метафоризации концептов // Homo Loquens: Актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков. Под. ред. И.Ю. Щемелевой. – 2012. – Вып. 4. / С.А. Панкратова. – СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ, 2012. – С. 118-125. – 0,5 п.л.
17.Панкратова, С.А. К вопросу о репрезентации знаний в описании процессов метафоризации // Актуальные проблемы современной лингвистики. Сборник статей, посвящённый юбилею гуманитарного факультета. – 2012. – Вып. 4. / С.А. Панкратова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.– С. 50-56. – 0,43 п.л.
18.Панкратова, С.А. К вопросу о языковой репрезентации концептов сферы сознание в современном английском языке // Актуальные проблемы современной лингвистики. Язык во всех измерениях. Сб. статей к юбилею доктора филологических наук, профессора И.Б. Руберт. – 2011. – Вып. 3. / С.А. Панкратова. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. – С. 165-171. – 0,43 п.л.
19.Панкратова, С.А. Образное осмысление финансово-экономической терминологии в интеллектуальном опыте поколений (на примере современного английского языка) // Дискуссия теоретиков и практиков. – 2010. – №1 (3). / С.А. Панкратова. – Тюмень: Издательский дом «Принт-Терра», 2010. – С. 130-135. – 0,37 п.л.
20.Панкратова, С.А. Судьба когнитивных метафор // Вопросы германской и романской филологии. Учёные записки, том XV. – 2005. – Выпуск 4. / С.А. Панкратова. – Пушкин: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2005. – С. 46-52. – 0,43 п.л.
21.Панкратова, С.А. Стратегии межсистемного метафорического выбора // Studia Linguistica XIV. Сборник статей под ред. Ю.В. Сергаевой. – 2005. / С.А. Панкратова. – СПб.: Изд-во «Борей Арт», 2005. – C.16-21. – 0,31 п.л.
22.Панкратова, С.А. Когнитивные метафоры на службе познания: критерии выделения // Вiсник Харкiвского Нацiонального Унiверситету Iм. В.Н. Каразiна. – 2005. – № 654. / С.А. Панкратова. – Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 2005. – С. 196-200. – 0,31 п.л.
23.Панкратова, С.А. Опыт метафорического освоения мыслительных пространств в истории философии и психологии // Вiсник Харкiвского Нацiонального Унiверситету Iм. В.Н. Каразiна. – 2004. – № 638. / С.А. Панкратова. – Харьков: Изд-во Харьковского ун-та, 2004. – С.169-173. – 0,31 п.л.
24.Панкратова, С.А. Пути познания или когнитивные “механизмы”? Опыт рассмотрения роли метафор в истории философской мысли // Вiсник Харкiвского Нацiонального Унiверситету Iм. В.Н. Каразiна. – 2004. – № 623. / С.А. Панкратова. – Харьков, Изд-во Харьковского ун-та, 2004. – С. 75-79. – 0,31 п.л.
25.Панкратова, С.А. Мировоззренческие концепты и системность лексики // Studia Linguistica XII. Сборник статей под ред. В.М. Аринштейн, Н.А. Абиевой. – 2003. / С.А. Панкратова. – СПб.: Изд-во «Тригон», 2003. – С. 110-112. – 0,18 п.л.
26.Панкратова, С.А. Фрейм как способ организации метафорических концептов // Вопросы германской и романской филологии. Учебные записки ЛГОУ им. А.С. Пушкина. – 2003. – Том 9. / С.А. Панкратова. – Пушкин: Изд-во «Академ-Принт» 2003. – С. 105-107. – 0,18 п.л.
27.Панкратова, С.А. Метафорический концепт «корабль» в английском языке // Studia Linguistica X. Проблемы теории европейских языков. Сб. статей под ред. В.М. Аринштейн, Н.А. Абиевой, О.Е. Филимоновой. – 2001. / С.А. Панкратова. – СПб.: Изд-во «Тригон», 2001. – С. 438-444. – 0,43 п.л.
28. Панкратова, С.А. Метафоризация морской профессиональной лексики английского языка. // Когнитивный подход к изучению языковых явлений. Материалы научной конференции молодых учёных факультета Романо- германской филологии. – 2000. / С.А. Панкратова. – Калининград: Изд-во Калининградского гос. ун-та им. И. Канта, 2000. – С. 99-104. – 0,37 п.л.
Доклады на научных конференциях и другие научные публикации
29.Панкратова, С.А. К вопросу о репрезентации образного компонента в метафоре (катахреза) // Язык и культура в эпоху глобализации: сборник научных трудов по материалам первой международной научной конференции «Язык и культура в эпоху глобализации». – 2013. – Вып. 1. – Т.1. / С.А. Панкратова. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 235-239. – 0,31 п.л.
30.Панкратова, С.А. Эвристическая значимость концептуального моделирования: механизмы метафорического выбора на службе познания // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: Сб. материалов / Отв. редактор Н.Н. Болдырев. – 2008. / С.А. Панкратова. – Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2008. – С. 128-131. – 0,25 п.л.
31.Панкратова, С.А. Метафора в формировании социального портрета миграции // Гуманитарные проблемы миграции: социально-правовые аспекты адаптации соотечественников в Тюменской области. Материалы 2-ой международной научно-практической конференции 9-11 октября 2006г. – 2006. – Часть 1. / С.А. Панкратова. – Тюмень: Изд-во «Вектор-Бук», 2006. – С. 214-219. – 0,37 п.л.
32.Панкратова, С.А. Метафорический выбор и языковая категоризация в когнитивном аспекте // Языки и межкультурная коммуникация: Актуальные проблемы филологической науки. Международная научно-практическая конференция 15-17 мая 2006г. – 2006. / С.А. Панкратова. – Пушкин: Изд-во ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006. – С. 63-66. – 0,25 п.л.
33.Панкратова, С.А. Метафора в объективистской теории познания // Смысловое пространство текста. Материалы межвузовской научно-практической конференции май 2006г. – 2006. – Выпуск VI. – Часть II. / С.А. Панкратова. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГУ им. В. Беринга, 2006. – С. 54-59. – 0,37 п.л.
34.Панкратова, С.А. Когнитивная роль метафор в репрезентации ментальных пространств // Международный конгресс по когнитивной лингвистике: Сб. материалов 26-28 сентября 2006г. Отв. ред. Н.Н. Болдырев. – 2006. / С.А. Панкратова. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2006. – С. 124-126. – 0,18 п.л.
35.Панкратова, С.А. Метафорический выбор как фундаментальный когнитивный механизм // Лингвистическое образование и межкультурная коммуникация. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – 2005. – Часть 1. / С.А. Панкратова. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во КГПУ, 2005. – С. 268-273. – 0,37 п.л.
36.Панкратова, С.А. Системный аспект метафоризации морской профессиональной лексики // Герценовские чтения, иностранные языки. Материалы конференции (15-17 мая 2001г.). – 2001. / С.А. Панкратова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – С. 81-82. – 0,12 п.л.
37.Панкратова, С.А. Семантические особенности термина // Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования. Сборник докладов межвузовской научно-методической конференции (7-9 февраля 2001г.). – 2001. / С.А. Панкратова. – Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского государственного пед. ун-та, 2001. – С. 120-126. – 0,43 п.л.
38.Панкратова, С.А. О некоторых особенностях морской профессиональной лексики как метафорического базиса в английском языке // Когнитивная семантика. Материалы второй международной школы-семинара. Сб. науч. трудов в 2-х ч. – 2000. – Ч.2. / С.А. Панкратова. – Тамбов: Изд-во Тамбовского гос. пед. ун-та, 2000.– С. 144-146. – 0,18 п.л.
39.Панкратова, С.А. Метафорический базис морской профессиональной лексики // Герценовские чтения, иностранные языки. Материалы конференции (18-20 мая 1999г.). – 1999. / С.А. Панкратова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1999. – С. 54-55. – 0.06 п.л.