Научная тема: «ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА: ЕДИНСТВО И МНОГООБРАЗИЕ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2013
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Принцип полифоничности культуры позволяет выстроить следующую типологию культур Дагестана: кровнородственный, этнический, конфессиональный, традиционный. Такая типология позволяет определить доминирующий компонент современной культуры Дагестана, которым является тухум - кровнородственный институт, основанный на патронимии. Определено, что внутреннее деление этносов и субэтносов на более мелкие объединения, основанные на кровнородственных связях, придают устойчивость социальной структуре.
  2. Соотношение русского, арабского, этнических языков представляет многоуровневую языковую картину современного Дагестана. Русский, арабский, дагестанские языки выступают признаками этнической, гражданской, конфессиональной самоидентификации. Языковая полифония формирует культурную полифонию, в которой русский язык обеспечивает коммуникативное поведение дагестанцев и отражает гражданскую идентичность, арабский - конфессиональную идентичность; владение дагестанскими языками становится социальным преимуществом  в условиях полиэтнической среды.
  3. В культуре Дагестана в условиях культурной глобализации отстаивается сакральная неприкосновенность традиционных и исламских ценностей. Важным идентификационным маркером стала принадлежность к мусульманской общине - умме.
  4. Соотношение глобального, регионального и локального в этнокультурной идентичности Дагестана проявляется в композиции нескольких уровней. Системообразующим элементом этнокультурной идентичности дагестанцев составляет ислам. «Дагестанец» - социокультурная и региональная идентичность сохраняет собственные этнокультурные доминанты и является фактором, консолидирующим субэтносы в разных социокультурных и политических ситуациях. Этническая идентичность (аварец, даргинец, кумык, и т.д.) формирует кровнородственный тип культуры, востребованность которой определяется границами проживания субэтноса. Анализ исторической динамики культуры Дагестана показал, что, несмотря на очевидные изменения в социально-культурных отношениях, в настоящее время клан представляет собой социальную структуру, которая основана на кровнородственных (преимущественно моноэтнических) связях. Клан объединен экономическими интересами, скреплен разной степенью близости к властным структурам, а клановая идентификация в пространстве родовой (тухумной) идентификации дагестанца приобрела социальный статус.
  5. В регионе сложилось определенное соотношение разных стратегий религиозной жизни: адаптивной, протестной и конформистской. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение количества совершающих хадж (по числу паломников Дагестан занимает первое место в России); развитая сеть мусульманских учебных учреждений, большое количество мечетей; наличие молельных комнат на предприятиях и в учреждениях; социальная реклама на улицах городов.
  6. Музыкальный фольклор в силу исторической устойчивости интонационно-ритмических структур выступает маркером культурной идентичности. Ритмоинтонационные формулы, мелодическая организация, народный музыкальный инструментарий  - знаково-выразительные системы музыкальной структуры, выражающие особенности этнической идентичности. Традиционная культура является контекстом аутентичности, обеспечивающим сохранность этнокультурного кода и этническую идентификацию в условиях глобального пространства.
  7. В процессе исследования современной художественной культуры Дагестана обнаружено, что такие современные события, как фестивали и художественные биеннале, проводимые в республике, можно рассматривать как культурные практики, способствующие приобщению к национальным и мировым культурным ценностям.
  8. Противоположные векторы дальнейшего развития культуры дагестанских этносов предполагают как модернизацию повседневной культуры у городских жителей, так и сохранение архаики - у сельских. Сохраняется приоритет религиозной и этнорегиональной самоидентификации, в то же время, глобальные и модернизационные процессы в региональной культуре обеспечивают динамику общегражданской российской идентичности.
Список опубликованных работ
Монография

1.Абдулаева М. Ш. Культура Дагестана в условиях глобализации: единство в многообразии / М. Ш. Абдулаева. – Махачкала : Алеф, 2013. – 276 с. – (17,25 п.л.).

Статьи в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК Минобрнауки РФ:

2.Абдулаева М. Ш. Дагестанская русскоязычная интеллигенция в XIX веке: на пути к межкультурным коммуникациям // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 106. – С. 7–14. – (1 п.л.).

3.Абдулаева М. Ш. Практика многокультурного образования в Дагестане: культурологический аспект // Известия РПГУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 115. – С. 9–15. – (0,9 п.л.).

4.Абдулаева М. Ш. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве диалога культур // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 5 (31). – С. 159–164. – (0,75 п.л.).

5.Абдулаева М. Ш. Двуязычие в Дагестане (культурологический аспект) // Вестник ТОГУ. – 2010. – № 1 (16). – С. 273–281. – (0,9 п.л.).

6.Абдулаева М. Ш. Академическая музыка в Дагестане: культурный диалог в «пространстве» масскульта (на примере творчества Готфрида Гасанова) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2010. – № 120. – С. 321–327. – (0,75 п.л.).

7.Абдулаева М. Ш. Русско-дагестанский литературный дискурс в контексте диалога культур // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 2. – С. 129–132. – (0,5 п.л.).

8.Абдулаева М. Ш. Этнокультурная картина региона: между локально-религиозными универсалиями и масскультом (на примере Дагестана) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – № 127. – С. 231–236. – (0,6 п.л.).

9.Абдулаева М. Ш. Принципы полифонической организации в структуре современной региональной культуры // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 4. – С. 99–103. – (0,6 п.л.).

10.Абдулаева М. Ш. Полифония культурной традиции и современного логоса // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 7. – С. 115–118. – (0,5 п.л.).

11. Абдулаева М. Ш. Межкультурный диалог как основание поликультурного образовательного пространства Дагестана // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – № 132. – С. 179–184. – (0,75 п.л.).

12.Абдулаева М. Ш. Исламское образование в современном Дагестане: культурологический анализ // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 8. – С. 133–136. – (0,5 п.л.).

13.Проблемы внутриисламского диалога в Дагестане // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 219–222. – (0,5 п.л.).

14.Современный потенциал и новые направления развития культуры Дагестана (2010-е гг.) // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 4. – С. 214–217. – (0,5 п.л.).

15.Этномузыкальные традиции в многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 2. – С. 155–159. – (0,6 п.л.).

Статьи в научных журналах и сборниках, выступления на научных конференциях:

16.Абдулаева М. Ш. Семантика танца в традиционной культуре народов Южного Дагестана // Музыка и танец: вопросы взаимодействия : материалы Всерос. науч.-практ. конференции. – Майкоп, 2004. – С. 35–38. – (0,25 п.л.).

17.Абдулаева М. Ш. Дагестанская профессиональная музыка в контексте русской музыкальной культуры 20–90-х годов XX века // Наука: теория и практика – 2008 : материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции. –Прага, 2008. – Вып. 7. – С. 83–84. – (0,2 п.л.) (Praha. Publishing House «Education and Science»).

18.Абдулаева М. Ш. Роль русских специалистов в формировании системы высшего образования в Дагестане // Научный потенциал мира – 2008 : материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции. – Przemysl, 2008. Вып. 6. – С. 13–19. – (0,4 п.л.) (Sp.z o.o. «Nauka i studia»).

19.Абдулаева М. Ш. Дагестанская литература: к постановке вопроса о межкультурных коммуникациях // Русская литература в контексте мировой культуры : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конференции. От текста к контексту : межвузовский сб. науч. работ. – Ишим, 2008. – Вып. 7 – С. 71–73. – (0,4 п.л.).

20.Абдулаева М. Ш. Творчество Г. Гасанова в контексте межкультурного диалога // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : материалы V Междунар. науч.-практ. конференции. – Тамбов, 2009. – С. 91–93. – (0,2 п.л.).

21.Абдулаева М. Ш. История дагестанской музыкальной фольклористики в пространстве культурного диалога // Фольклор в контексте культуры : материалы Всерос. науч. конференции. – Махачкала, 2009. – С. 14–16. – (0,4 п.л.).

22.Абдулаева М. Ш. Русскоязычные светские школы в Дагестане в XIX веке: от религиозного неприятия к межкультурному диалогу // Реальность этноса: роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности : сб. ст. по материалам XI Междунар. науч.-практ. конференции. – Санкт-Петербург, 2009. – Ч. 2. – С. 569–573. – (0,25 п.л.).

23.Абдулаева М. Ш. Национально-русское двуязычие в современном Дагестане как фактор межкультурного диалога // Россия в XXI веке: стратегии развития регионов : материалы XI Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. – Орел, 2009. – С. 7–10. – (0,2 п.л.).

24.Абдулаева М. Ш. Формирование русскоязычной интеллигенции в Дагестане в XIX веке // Гуманистическое наследие просветителей и проблемы модернизации образования в поликультурном пространстве : материалы Междунар. заочной науч.-практ. конференции. – Уфа, 2009. – С. 24–28. – (0,25 п.л.).

25.Абдулаева М. Ш. Творческий стиль композитора и диалог культур // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе : материалы II межвузовской науч.-практ. конференции. – Москва, 2009. – С. 71–73. – (0,1 п.л.).

26.Абдулаева М. Ш. Сценическое искусство Дагестана в контексте диалога культур // Научный прогресс на рубеже тысячелетий – 2009 : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции. – Прага, 2009. – Вып. 8. – С. 107–109. – (0,2 п.л.) (Praha. Publishing House «Education and Science»).

27.Абдулаева М. Ш. Исламское образование в республике Дагестан в контексте вопроса о межкультурной коммуникации // Образование и межнациональные отношения: теория и практика многокультурного образования : междунар. конференция. – Ижевск, 2009. – С. 205–207. – (0,2 п.л.).

28.Абдулаева М. Ш. Арабо-мусульманское просветительство в Дагестане: к вопросу диалога цивилизаций // Актуальные проблемы современных наук – 2009 : материалы Междунар. науч.-практ. конференции. – Przemysl, 2009. –Вып. 12. – С. 17–21. – (0,25 п.л.) (Nauka i studia).

29.Абдулаева М. Ш. Арабо-мусульманское образование в Дагестане в пространстве диалога культур // Культурные этнические и религиозные традиции и инновации мира: сравнительный дискурс : материалы Всерос. науч. конференции. – Пятигорск, 2009. – С. 9–14. – (0,3 п.л.).

30.Абдулаева М. Ш. Дагестан – Россия : исторический контекст взаимодействия музыкальных культур // PAX SONORIS: история и современность. – Астрахань, 2009. – Вып. II (IV). – С. 123–127. – (0,5 п.л.).

31.Абдулаева М. Ш. Дагестан в традициях русской литературы XIX века // От текста к контексту : межвузовский сб. науч. работ. – Ишим, 2009. – Вып. 8. – С. 43–45. – (0, 25 п.л.).

32.Абдулаева М. Ш. Становление светского образования – важный шаг в процессе вхождения Дагестана в общероссийское культурное пространство (XIX век) // Материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008–2009 гг. : этнология, история, археология, культурология. – Санкт-Петербург, 2009. С. 173–175. – (0,1 п.л.).

33.Абдулаева М. Ш. Музыкальное образование и диалог культур // Современная музыкальная культура и образование в России: проблемы и перспективы : материалы I Всерос. науч.-практ. конференции. – Москва, 2009. С. 100–102. – (0,1 п.л.).

34.Абдулаева М. Ш. Музыкально-историческое образование в поликультурном контексте // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : материалы VI Междунар. науч.-практ. конференции. – Тамбов, 2010. – С. 85–88. – (0,2 п.л.).

35.Абдулаева М. Ш. Масскульт и диалог культур в контексте творческого стиля Г. Гасанова // Музыка: искусство, образование, диалог культур : материалы Всерос. науч. конференции. – Махачкала, 2010. – С. 22–26. – (0,6 п.л.).

36.Абдулаева М. Ш. Арабо-мусульманский компонент в традиционной культуре Дагестана // Традиционные общества: неизвестное прошлое : материалы VI Междунар. науч.-практ. конференции. – Челябинск, 2010. – Кн. 1. – С. 204–208. – (0,25 п.л.).

37.Абдулаева М. Ш. Двуязычие в аспекте межкультурной коммуникации // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия : материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конференции. – Москва, 2010. – Том 2. – С. 111–114. – (0,2 п.л.).

38.Абдулаева М. Ш. Традиционное музыкальное искусство Дагестана в условиях глобализации // Современное искусство в контексте глобализации : материалы III Всерос. науч.-практ. конференции. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 77–79. – (0,1 п.л.).

39.Абдулаева М. Ш. Семантика локальных универсалий в традиционной культуре Дагестана // Креативность в пространстве традиции и инновации : тезисы докладов и сообщений III Рос. культурологического конгресса. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 493.

40.Абдулаева М. Ш. Опера Г. Гасанова «Хочбар»: диалог культур и диалог времен // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции, 10–12 декабря 2009 г. – Ч. II. – Санкт-Петербург, 2010. – C. 3–5. – (0,1 п.л.).

41.Абдулаева М. Ш. Музыкальное искусство Дагестана первой половины XX века в пространстве диалога культур // Искусство в прошлом и настоящем : материалы Междунар. науч. конференции, 9–10 апреля 2010 г. – Красноярск, 2010. – С.107–110. – (0,5 п.л.).

42.Абдулаева М. Ш. Локально-религиозные универсалии в традиционной культуре Дагестана // Фольклор в контексте культуры : материалы Второй Всерос. науч. Конференции, 10 марта 2011 г. – Махачкала, 2011. – С. 66–68. – (0,4 п.л.).

43.Абдулаева М. Ш. Культурная традиция и мусульманский логос: вопросы взаимодействия // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конференции, 20–21 сентября 2011 г. – Пенза ; Москва ; Минск, 2011. – С. 52–58. – (0,25 п.л.).

44.Абдулаева М. Ш. Мусульманский нашид: генезис, региональные формы и особенности жанра // Религия – наука – общество: проблемы и перспективы взаимодействия : материалы Междунар. науч.-практ. конференции, 1–2 ноября 2011 г. – Пенза ; Липецк ; Семей, 2011. – С. 43–46. – (0,2 п.л.).

45.Абдулаева М. Ш. Соотношение глобального и локального в современной культуре народов Дагестана (на материале музыкальной культуры) // Реальность этноса. Образование и этническая безопасность : сб. ст. по материалам XIII Междунар. науч.-практ. конференции, Санкт-Петербург, 12–14 апреля 2011 г. / под ред. И. Л. Набока. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 211–215. – (0,25 п.л.).

46.Абдулаева М. Ш. Некоторые особенности музыкальной организации в исламской литургии // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : материалы III Междунар. науч.-практ. конференции, 22–23 ноября 2010 г. – Санкт-Петербург, 2011. – Ч. II. – С. 3–5. – (0,1 п.л.).

47.Абдулаева М. Ш. Религиозные универсалии и их особенные проявления в современной культуре Дагестана // Праздники и обряды как феномены этнической культуры : материалы X Санкт-Петербургских этнографических чтений, 6–8 декабря 2011 г. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 13–16. – (0,2 п.л.).

48.Абдулаева М. Ш. Современные нетрадиционные религиозные сообщества Дагестана // Лавровский сборник : материалы XXXIV и XXXV среднеазиатско-кавказских чтений, 2010–2011 гг. : этнология, история, археология, культурология. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 353–358. – (0,3 п.л.).

49.Абдулаева М. Ш. Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной культуре дагестанских этносов (нашид и мавлид) // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конференции, 27 января 2012 г. – Тамбов, 2012. – С. 121–123. – (0,1 п.л.).

50.Абдулаева М. Ш. Религиозные музыкально-поэтические жанры и их особенные проявления в современной культуре Дагестана // Фольклор в контексте культуры : материалы III Всерос. науч. конференции, 10 октября 2012 г. – Махачкала, 2012. – С. 41–44. – (0,5 п.л.).

51.Абдулаева М. Ш. Исламское образование в современном Дагестане // Реальность этноса. Образование и этносоциализация молодежи в современной России : сб. ст. по материалам XIV Междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета, Санкт-Петербург, 16–18 мая 2012 г. / под ред. И. Л. Набока. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 269–273. – (0,25 п.л.).

52.Абдулаева М. Ш. Ментальные этнокультурные доминанты дагестанцев // Свод памятников состязательной культуры народов Юга России : сб. материалов / ред.-сост. А. Н. Соколова. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 36–46. – (0,5 п.л.).

53.Абдулаева М. Ш. Музыкально-историческое образование в поликультурном пространстве // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : сб. ст. по материалам IV Междунар. научн.-практ. конференции, 2–3 декабря 2011 г. – Санкт-Петербург, 2012. – Ч. I / ред.-сост. М. В. Воротной; научн. ред. Р. Г. Шитикова. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 5–8. – (0,2 п.л.).

54.Абдулаева М. Ш. Идентификационные этнокультурные доминанты дагестанцев // Феномен социализации в этнической культуре : материалы XI Санкт-Петербургских этнографических чтений, 4–6 декабря 2012 г. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 310–314. – (0,25 п.л.).

55.Абдулаева М. Ш. «Порт-Петровские ассамблеи» в пространстве художественной культуры Дагестана // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : материалы IX Междунар. науч.-практ. конференции, 1 февраля 2013 г. – Тамбов, 2013. – С. 227–229. – (0,1 п.л.).