- Принцип полифоничности культуры позволяет выстроить следующую типологию культур Дагестана: кровнородственный, этнический, конфессиональный, традиционный. Такая типология позволяет определить доминирующий компонент современной культуры Дагестана, которым является тухум - кровнородственный институт, основанный на патронимии. Определено, что внутреннее деление этносов и субэтносов на более мелкие объединения, основанные на кровнородственных связях, придают устойчивость социальной структуре.
- Соотношение русского, арабского, этнических языков представляет многоуровневую языковую картину современного Дагестана. Русский, арабский, дагестанские языки выступают признаками этнической, гражданской, конфессиональной самоидентификации. Языковая полифония формирует культурную полифонию, в которой русский язык обеспечивает коммуникативное поведение дагестанцев и отражает гражданскую идентичность, арабский - конфессиональную идентичность; владение дагестанскими языками становится социальным преимуществом в условиях полиэтнической среды.
- В культуре Дагестана в условиях культурной глобализации отстаивается сакральная неприкосновенность традиционных и исламских ценностей. Важным идентификационным маркером стала принадлежность к мусульманской общине - умме.
- Соотношение глобального, регионального и локального в этнокультурной идентичности Дагестана проявляется в композиции нескольких уровней. Системообразующим элементом этнокультурной идентичности дагестанцев составляет ислам. «Дагестанец» - социокультурная и региональная идентичность сохраняет собственные этнокультурные доминанты и является фактором, консолидирующим субэтносы в разных социокультурных и политических ситуациях. Этническая идентичность (аварец, даргинец, кумык, и т.д.) формирует кровнородственный тип культуры, востребованность которой определяется границами проживания субэтноса. Анализ исторической динамики культуры Дагестана показал, что, несмотря на очевидные изменения в социально-культурных отношениях, в настоящее время клан представляет собой социальную структуру, которая основана на кровнородственных (преимущественно моноэтнических) связях. Клан объединен экономическими интересами, скреплен разной степенью близости к властным структурам, а клановая идентификация в пространстве родовой (тухумной) идентификации дагестанца приобрела социальный статус.
- В регионе сложилось определенное соотношение разных стратегий религиозной жизни: адаптивной, протестной и конформистской. Об этом свидетельствует ежегодное увеличение количества совершающих хадж (по числу паломников Дагестан занимает первое место в России); развитая сеть мусульманских учебных учреждений, большое количество мечетей; наличие молельных комнат на предприятиях и в учреждениях; социальная реклама на улицах городов.
- Музыкальный фольклор в силу исторической устойчивости интонационно-ритмических структур выступает маркером культурной идентичности. Ритмоинтонационные формулы, мелодическая организация, народный музыкальный инструментарий - знаково-выразительные системы музыкальной структуры, выражающие особенности этнической идентичности. Традиционная культура является контекстом аутентичности, обеспечивающим сохранность этнокультурного кода и этническую идентификацию в условиях глобального пространства.
- В процессе исследования современной художественной культуры Дагестана обнаружено, что такие современные события, как фестивали и художественные биеннале, проводимые в республике, можно рассматривать как культурные практики, способствующие приобщению к национальным и мировым культурным ценностям.
- Противоположные векторы дальнейшего развития культуры дагестанских этносов предполагают как модернизацию повседневной культуры у городских жителей, так и сохранение архаики - у сельских. Сохраняется приоритет религиозной и этнорегиональной самоидентификации, в то же время, глобальные и модернизационные процессы в региональной культуре обеспечивают динамику общегражданской российской идентичности.
1.Абдулаева М. Ш. Культура Дагестана в условиях глобализации: единство в многообразии / М. Ш. Абдулаева. – Махачкала : Алеф, 2013. – 276 с. – (17,25 п.л.).
Статьи в рецензируемых научных журналах, определенных ВАК Минобрнауки РФ:
2.Абдулаева М. Ш. Дагестанская русскоязычная интеллигенция в XIX веке: на пути к межкультурным коммуникациям // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 106. – С. 7–14. – (1 п.л.).
3.Абдулаева М. Ш. Практика многокультурного образования в Дагестане: культурологический аспект // Известия РПГУ им. А. И. Герцена. – 2009. – № 115. – С. 9–15. – (0,9 п.л.).
4.Абдулаева М. Ш. Музыкальное искусство Дагестана в пространстве диалога культур // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 5 (31). – С. 159–164. – (0,75 п.л.).
5.Абдулаева М. Ш. Двуязычие в Дагестане (культурологический аспект) // Вестник ТОГУ. – 2010. – № 1 (16). – С. 273–281. – (0,9 п.л.).
6.Абдулаева М. Ш. Академическая музыка в Дагестане: культурный диалог в «пространстве» масскульта (на примере творчества Готфрида Гасанова) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2010. – № 120. – С. 321–327. – (0,75 п.л.).
7.Абдулаева М. Ш. Русско-дагестанский литературный дискурс в контексте диалога культур // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 2. – С. 129–132. – (0,5 п.л.).
8.Абдулаева М. Ш. Этнокультурная картина региона: между локально-религиозными универсалиями и масскультом (на примере Дагестана) // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – № 127. – С. 231–236. – (0,6 п.л.).
9.Абдулаева М. Ш. Принципы полифонической организации в структуре современной региональной культуры // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 4. – С. 99–103. – (0,6 п.л.).
10.Абдулаева М. Ш. Полифония культурной традиции и современного логоса // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 7. – С. 115–118. – (0,5 п.л.).
11. Абдулаева М. Ш. Межкультурный диалог как основание поликультурного образовательного пространства Дагестана // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. – 2011. – № 132. – С. 179–184. – (0,75 п.л.).
12.Абдулаева М. Ш. Исламское образование в современном Дагестане: культурологический анализ // Теория и практика общественного развития. – 2011. – № 8. – С. 133–136. – (0,5 п.л.).
13.Проблемы внутриисламского диалога в Дагестане // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 2. – С. 219–222. – (0,5 п.л.).
14.Современный потенциал и новые направления развития культуры Дагестана (2010-е гг.) // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 4. – С. 214–217. – (0,5 п.л.).
15.Этномузыкальные традиции в многоуровневой структуре идентичностей народов Дагестана // Теория и практика общественного развития. – 2013. – № 2. – С. 155–159. – (0,6 п.л.).
Статьи в научных журналах и сборниках, выступления на научных конференциях:
16.Абдулаева М. Ш. Семантика танца в традиционной культуре народов Южного Дагестана // Музыка и танец: вопросы взаимодействия : материалы Всерос. науч.-практ. конференции. – Майкоп, 2004. – С. 35–38. – (0,25 п.л.).
17.Абдулаева М. Ш. Дагестанская профессиональная музыка в контексте русской музыкальной культуры 20–90-х годов XX века // Наука: теория и практика – 2008 : материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции. –Прага, 2008. – Вып. 7. – С. 83–84. – (0,2 п.л.) (Praha. Publishing House «Education and Science»).
18.Абдулаева М. Ш. Роль русских специалистов в формировании системы высшего образования в Дагестане // Научный потенциал мира – 2008 : материалы IV Междунар. науч.-практ. конференции. – Przemysl, 2008. Вып. 6. – С. 13–19. – (0,4 п.л.) (Sp.z o.o. «Nauka i studia»).
19.Абдулаева М. Ш. Дагестанская литература: к постановке вопроса о межкультурных коммуникациях // Русская литература в контексте мировой культуры : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конференции. От текста к контексту : межвузовский сб. науч. работ. – Ишим, 2008. – Вып. 7 – С. 71–73. – (0,4 п.л.).
20.Абдулаева М. Ш. Творчество Г. Гасанова в контексте межкультурного диалога // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : материалы V Междунар. науч.-практ. конференции. – Тамбов, 2009. – С. 91–93. – (0,2 п.л.).
21.Абдулаева М. Ш. История дагестанской музыкальной фольклористики в пространстве культурного диалога // Фольклор в контексте культуры : материалы Всерос. науч. конференции. – Махачкала, 2009. – С. 14–16. – (0,4 п.л.).
22.Абдулаева М. Ш. Русскоязычные светские школы в Дагестане в XIX веке: от религиозного неприятия к межкультурному диалогу // Реальность этноса: роль образования в формировании этнической и межконфессиональной толерантности : сб. ст. по материалам XI Междунар. науч.-практ. конференции. – Санкт-Петербург, 2009. – Ч. 2. – С. 569–573. – (0,25 п.л.).
23.Абдулаева М. Ш. Национально-русское двуязычие в современном Дагестане как фактор межкультурного диалога // Россия в XXI веке: стратегии развития регионов : материалы XI Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. – Орел, 2009. – С. 7–10. – (0,2 п.л.).
24.Абдулаева М. Ш. Формирование русскоязычной интеллигенции в Дагестане в XIX веке // Гуманистическое наследие просветителей и проблемы модернизации образования в поликультурном пространстве : материалы Междунар. заочной науч.-практ. конференции. – Уфа, 2009. – С. 24–28. – (0,25 п.л.).
25.Абдулаева М. Ш. Творческий стиль композитора и диалог культур // Проблемы преподавания музыкальных дисциплин на современном этапе : материалы II межвузовской науч.-практ. конференции. – Москва, 2009. – С. 71–73. – (0,1 п.л.).
26.Абдулаева М. Ш. Сценическое искусство Дагестана в контексте диалога культур // Научный прогресс на рубеже тысячелетий – 2009 : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции. – Прага, 2009. – Вып. 8. – С. 107–109. – (0,2 п.л.) (Praha. Publishing House «Education and Science»).
27.Абдулаева М. Ш. Исламское образование в республике Дагестан в контексте вопроса о межкультурной коммуникации // Образование и межнациональные отношения: теория и практика многокультурного образования : междунар. конференция. – Ижевск, 2009. – С. 205–207. – (0,2 п.л.).
28.Абдулаева М. Ш. Арабо-мусульманское просветительство в Дагестане: к вопросу диалога цивилизаций // Актуальные проблемы современных наук – 2009 : материалы Междунар. науч.-практ. конференции. – Przemysl, 2009. –Вып. 12. – С. 17–21. – (0,25 п.л.) (Nauka i studia).
29.Абдулаева М. Ш. Арабо-мусульманское образование в Дагестане в пространстве диалога культур // Культурные этнические и религиозные традиции и инновации мира: сравнительный дискурс : материалы Всерос. науч. конференции. – Пятигорск, 2009. – С. 9–14. – (0,3 п.л.).
30.Абдулаева М. Ш. Дагестан – Россия : исторический контекст взаимодействия музыкальных культур // PAX SONORIS: история и современность. – Астрахань, 2009. – Вып. II (IV). – С. 123–127. – (0,5 п.л.).
31.Абдулаева М. Ш. Дагестан в традициях русской литературы XIX века // От текста к контексту : межвузовский сб. науч. работ. – Ишим, 2009. – Вып. 8. – С. 43–45. – (0, 25 п.л.).
32.Абдулаева М. Ш. Становление светского образования – важный шаг в процессе вхождения Дагестана в общероссийское культурное пространство (XIX век) // Материалы XXXIII Среднеазиатско-Кавказских чтений 2008–2009 гг. : этнология, история, археология, культурология. – Санкт-Петербург, 2009. С. 173–175. – (0,1 п.л.).
33.Абдулаева М. Ш. Музыкальное образование и диалог культур // Современная музыкальная культура и образование в России: проблемы и перспективы : материалы I Всерос. науч.-практ. конференции. – Москва, 2009. С. 100–102. – (0,1 п.л.).
34.Абдулаева М. Ш. Музыкально-историческое образование в поликультурном контексте // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : материалы VI Междунар. науч.-практ. конференции. – Тамбов, 2010. – С. 85–88. – (0,2 п.л.).
35.Абдулаева М. Ш. Масскульт и диалог культур в контексте творческого стиля Г. Гасанова // Музыка: искусство, образование, диалог культур : материалы Всерос. науч. конференции. – Махачкала, 2010. – С. 22–26. – (0,6 п.л.).
36.Абдулаева М. Ш. Арабо-мусульманский компонент в традиционной культуре Дагестана // Традиционные общества: неизвестное прошлое : материалы VI Междунар. науч.-практ. конференции. – Челябинск, 2010. – Кн. 1. – С. 204–208. – (0,25 п.л.).
37.Абдулаева М. Ш. Двуязычие в аспекте межкультурной коммуникации // Мировое культурно-языковое и политическое пространство: взгляд через столетия : материалы II Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конференции. – Москва, 2010. – Том 2. – С. 111–114. – (0,2 п.л.).
38.Абдулаева М. Ш. Традиционное музыкальное искусство Дагестана в условиях глобализации // Современное искусство в контексте глобализации : материалы III Всерос. науч.-практ. конференции. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 77–79. – (0,1 п.л.).
39.Абдулаева М. Ш. Семантика локальных универсалий в традиционной культуре Дагестана // Креативность в пространстве традиции и инновации : тезисы докладов и сообщений III Рос. культурологического конгресса. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 493.
40.Абдулаева М. Ш. Опера Г. Гасанова «Хочбар»: диалог культур и диалог времен // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : материалы II Междунар. науч.-практ. конференции, 10–12 декабря 2009 г. – Ч. II. – Санкт-Петербург, 2010. – C. 3–5. – (0,1 п.л.).
41.Абдулаева М. Ш. Музыкальное искусство Дагестана первой половины XX века в пространстве диалога культур // Искусство в прошлом и настоящем : материалы Междунар. науч. конференции, 9–10 апреля 2010 г. – Красноярск, 2010. – С.107–110. – (0,5 п.л.).
42.Абдулаева М. Ш. Локально-религиозные универсалии в традиционной культуре Дагестана // Фольклор в контексте культуры : материалы Второй Всерос. науч. Конференции, 10 марта 2011 г. – Махачкала, 2011. – С. 66–68. – (0,4 п.л.).
43.Абдулаева М. Ш. Культурная традиция и мусульманский логос: вопросы взаимодействия // Традиционная и современная культура: история, актуальное положение, перспективы : материалы Междунар. науч.-практ. конференции, 20–21 сентября 2011 г. – Пенза ; Москва ; Минск, 2011. – С. 52–58. – (0,25 п.л.).
44.Абдулаева М. Ш. Мусульманский нашид: генезис, региональные формы и особенности жанра // Религия – наука – общество: проблемы и перспективы взаимодействия : материалы Междунар. науч.-практ. конференции, 1–2 ноября 2011 г. – Пенза ; Липецк ; Семей, 2011. – С. 43–46. – (0,2 п.л.).
45.Абдулаева М. Ш. Соотношение глобального и локального в современной культуре народов Дагестана (на материале музыкальной культуры) // Реальность этноса. Образование и этническая безопасность : сб. ст. по материалам XIII Междунар. науч.-практ. конференции, Санкт-Петербург, 12–14 апреля 2011 г. / под ред. И. Л. Набока. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 211–215. – (0,25 п.л.).
46.Абдулаева М. Ш. Некоторые особенности музыкальной организации в исламской литургии // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : материалы III Междунар. науч.-практ. конференции, 22–23 ноября 2010 г. – Санкт-Петербург, 2011. – Ч. II. – С. 3–5. – (0,1 п.л.).
47.Абдулаева М. Ш. Религиозные универсалии и их особенные проявления в современной культуре Дагестана // Праздники и обряды как феномены этнической культуры : материалы X Санкт-Петербургских этнографических чтений, 6–8 декабря 2011 г. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 13–16. – (0,2 п.л.).
48.Абдулаева М. Ш. Современные нетрадиционные религиозные сообщества Дагестана // Лавровский сборник : материалы XXXIV и XXXV среднеазиатско-кавказских чтений, 2010–2011 гг. : этнология, история, археология, культурология. – Санкт-Петербург, 2011. – С. 353–358. – (0,3 п.л.).
49.Абдулаева М. Ш. Религиозные музыкально-поэтические жанры в традиционной культуре дагестанских этносов (нашид и мавлид) // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : материалы VIII Междунар. науч.-практ. конференции, 27 января 2012 г. – Тамбов, 2012. – С. 121–123. – (0,1 п.л.).
50.Абдулаева М. Ш. Религиозные музыкально-поэтические жанры и их особенные проявления в современной культуре Дагестана // Фольклор в контексте культуры : материалы III Всерос. науч. конференции, 10 октября 2012 г. – Махачкала, 2012. – С. 41–44. – (0,5 п.л.).
51.Абдулаева М. Ш. Исламское образование в современном Дагестане // Реальность этноса. Образование и этносоциализация молодежи в современной России : сб. ст. по материалам XIV Междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета, Санкт-Петербург, 16–18 мая 2012 г. / под ред. И. Л. Набока. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 269–273. – (0,25 п.л.).
52.Абдулаева М. Ш. Ментальные этнокультурные доминанты дагестанцев // Свод памятников состязательной культуры народов Юга России : сб. материалов / ред.-сост. А. Н. Соколова. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 36–46. – (0,5 п.л.).
53.Абдулаева М. Ш. Музыкально-историческое образование в поликультурном пространстве // Музыкальное образование в современном мире: диалог времен : сб. ст. по материалам IV Междунар. научн.-практ. конференции, 2–3 декабря 2011 г. – Санкт-Петербург, 2012. – Ч. I / ред.-сост. М. В. Воротной; научн. ред. Р. Г. Шитикова. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 5–8. – (0,2 п.л.).
54.Абдулаева М. Ш. Идентификационные этнокультурные доминанты дагестанцев // Феномен социализации в этнической культуре : материалы XI Санкт-Петербургских этнографических чтений, 4–6 декабря 2012 г. – Санкт-Петербург, 2012. – С. 310–314. – (0,25 п.л.).
55.Абдулаева М. Ш. «Порт-Петровские ассамблеи» в пространстве художественной культуры Дагестана // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство : материалы IX Междунар. науч.-практ. конференции, 1 февраля 2013 г. – Тамбов, 2013. – С. 227–229. – (0,1 п.л.).