- обобщены концептуальные подходы к трактовке функций государства как субъекта управления в экономической системе, нацеленного на максимизацию полезностей членов общества путем производства общественных благ. Отсутствие у государства собственной мотивированности обусловило необходимость финансирования его функций (или расходов) за счет общества: путем безвозмездного и безвозвратного (как правило, в коротком периоде) перераспределения национального дохода в бюджет государства. Именно такая модель обеспечения функционирования государства, названная финансовой, укоренилась в большинстве стран мира и генерировала в качестве основной проблему эффективности использования государством созданной в обществе валовой добавленной стоимости в интересах представителей этого общества;
- обосновано центральное место бюджетной системы в структуре централизованных финансов в качестве механизма опосредования финансовых потоков от общества к государству в виде налоговых и неналоговых платежей и от государства к обществу - в форме бюджетных расходов. Теоретически описан критерий Парето-эффективности, определены его модификации в отношении функционирования национальной бюджетной системы и выведена модельная зависимость темпов экономического роста стран мира (в показателях ВВП) и масштабов вмешательства государства в национальную экономику (по доле бюджетных расходов государства в ВВП);
- продемонстрирован системный подход к формированию моделей национальных бюджетных систем, для которых типичны общие принципы их организации, конкретизированные в схемах распределения доходных источников, закрепления полномочий по расходам и механизмах трансфертизации внутрибюджетных финансовых потоков для целей сокращения вертикальной фискальной асимметрии, но которые различаются спецификой реализации этих структурных составляющих. В результате все модели национальных бюджетных систем варьируются по показателю доминирования в их структурных связях либо принципа централизации (автономии) либо децентрализации (участия) с соответствующими негативными и позитивными последствиями. Доказано, что до последнего глобального финансового кризиса высокие экономические результаты демонстрировали модели бюджетных систем с доминированием принципа децентрализации в их структуре, но рецессионная стадия посткризисной динамики поставила под сомнение преимущества децентрализованной модели бюджетной системы;
- доказано, что относительно низкая эффективность бюджетной системы в качестве механизма перераспределения национального дохода в пользу государства связана с фундаментальной противоречивостью определенных для него обществом основополагающих целей, которые теоретически сформулированы в виде «дилеммы треугольника». Их принципиальная одномоментная недостижимость дополняет противоречивость самого института государства, способного выступать не только в качестве субъекта управления, но и как объект управления, будучи собственником принадлежащих ему материальных и финансовых активов. С учетом последнего обстоятельства и наращивания бюджетных дефицитов практически во всех странах мира ex post глобального финансового кризиса были рассмотрены сущностные характеристики альтернативной - предпринимательской модели обеспече ния функций государства. Обобщены факторы неэффективности государства в качестве собственника, а, следовательно, и предпринимателя, и инвестора в производство общественных благ. Доказана объективная необ ходимость и организационная возможность интегрирования отдельных элементов предпринимательской модели обеспечения функций государства в общепринятую финансовую путем замещения налоговых доходов в бюджетной системе неналоговыми поступлениями - от собственности в руках государства;
- выделена специфика российской модели бюджетной системы, связанная с избыточной централизацией налоговых доходов на федеральном уровне и деконцентрацией полномочий по расходам за счет избыточного их вменения в обязанности субфедеральных органов власти, что объективно предопределило асимметричность модели российской бюджетной системы с типичной для нее несбалансированностью вертикальных и горизонтальных структурных связей. Финансовая асимметрия российской бюджетной системы имеет тенденцию усиливаться по мере наращивания дефицита федерального бюджета, сокращения масштабов трансфертизации финансовых потоков по вертикали бюджетной системы и роста социально-экономической дифференциации регионов и муниципалитетов;
- (6) определена объективная необходимость и организационная возможность в период реформирования (оптимизации) российской модели бюджетной системы увеличить ее доходную базу путем интеграции элементов предпринимательской модели обеспечения функций государства в ее финансовый аналог, позволяющей получить бюджетный эффект от возобновляемых и невозобновляемых источников собственности в руках государства в форме неналоговых поступлений. На этом основании возникает возможность соответственно сократить налоговые доходы, что позволит использовать положительный эффект действия налогового мультипликатора в показателях макроэкономической динамики на стадии хозяйственной нестабильности и высоких рисков развития рецессии;
- подобраны статистические ряды динамики масштабов собственности в руках федеральных органов власти в России, даны стоимостные оценки ее структурных элементов, выявлена ее неэффективность с точки зрения бюджетного эффекта от материальных и финансовых активов в собственности государства и определены основные препятствия на пути увеличения неналоговых доходов в федеральном бюджете, что препятствует использованию эффекта налогового мультипликатора в условиях стагнации;
- определен механизм формализации сложившейся в России асимметричной модели бюджетной системы путем предоставления субъектам Федерации прав добровольно выбирать схемы фискальных взаимоотношений с федеральным центром при условии оценки эффективности их деятельности в показателях выравнивания уровня жизни населения в регионе. Доказано, что в среднесрочном периоде фискальная асимметрия в бюджетной системе будет иметь тенденцию к возрастанию, но по мере экономического возрождения регионов и повышения благосостояния населения на местах начнется процесс унификации условий взаимоотношений региональных органов власти и федерального центра, что приведет в долгосрочной перспективе к укреплению основ симметричной модели бюджетной системы в России;
- обоснована необходимость изменения традиционной модели централизованных финансов в обеспечении деятельности государства за счет интеграции в нее отдельных элементов предпринимательской модели, что позволит осуществить замещение налоговой составляющей в государственном бюджете на неналоговую (доходы от собственности) и увеличит эластичность государства. Для оценки суммарного эффекта воздействия фискальных переменных государственных расходов и доходов на прирост ВВП использовались SVAR-модели и анализировались функции импульсных откликов, что позволило оценить положительный вклад фискальных мультипликаторов (эффекта бюджетных расходов и доходов) в стабилизацию макроэкономической ситуации в стране.
1.Игнатьев В.С. Механизм стабилизации национальных финансов (вопросы теории и практики) / Игнатьев В.С. Монография. – Москва: ООО Издательство «Компания Спутник+», 2005. – 20,89 п.л. (333 с.)
2.Игнатьев В.С. Модели бюджетного федерализма в экономических системах: зарубежный опыт и российская практика / Игнатьев В.С. Монография. – Москва: ООО Издательство «Компания Спутник+», 2009. – 21,39 п.л. (341 с.)
3.Игнатьев В.С. Глобальный финансовый кризис: изменение функций государства и структуры бюджетной системы/ Игнатьев В.С. Монография. – Москва: ООО Издательство «Компания Спутник+», 2011. – 21,25 п.л. (340 с.)
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
4. Игнатьев В.С. Эффективности финансового обеспечения социальных расходов региональных бюджетов в российской модели бюджетного федерализма // Экономические науки. 2012. №5. – 0,5 п.л. (С. 135-139).
5.Игнатьев В.С. Механизм финансового обеспечения социальных расходов субъектов Российской Федерации на разных стадиях макроэкономической динамики // Вестник экономической интеграции. 2012. №7. – 0,5 п.л. (С. 59-65).
6.Игнатьев В.С. Факторы фискальной мотивации поведения органов власти субъектов Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2012. №8. – 0,5 п.л. (С. 187-192).
7.Игнатьев В.С. Механизм финансирования функций государства в национальных моделях бюджетной системы // Вопросы экономики и права. 2012. №8. – 0,5 п.л. (С. 170-173).
8.Игнатьев В.С. Недостатки механизма вертикального бюджетного выравнивания в Российской Федерации // Экономические науки. 2012. №6. – 0,5 п.л. (С. 135-139).
9.Игнатьев В.С. Недостатки механизма вертикального бюджетного выравнивания в Российской Федерации // Вестник экономической интеграции.
2012. №8. – 0,5 п.л. (С. 43-50).
10. Игнатьев В.С. Антикризисный потенциал фискальной политики государства в России // Вопросы экономики и права. 2012. №9. – 0,5 п.л. (С. 71-75).
11. Игнатьев В.С. Повышение устойчивости бюджетной системы в системе мер профилактики кризисных явлений в централизованных финансах России // Вестник экономической интеграции. 2012. №9. – 0,5 п.л. (С. 50-56).
12.Игнатьев В.С. Специфика финансирования социальных расходов государства на региональном уровне в Российской Федерации // Труд и социальные отношения. 2012. №10. – 0,5 п.л. (С. 113-118).
13.Игнатьев В.С. Некоторые аспекты формирования эффективной национальной бюджетно-налоговой политики // Экономические науки. 2012. №9. – 0,5 п.л. (С. 163-166).
14.Игнатьев В.С. Финансовая модель обеспечения функций государства в условиях послекризисной несбалансированности национальной бюджетной системы // Экономические науки. 2012. №10. – 0,5 п.л. (С. 155-158).
15.Игнатьев В.С. Финансовые основания реализации функций государства в условиях разбалансированности бюджетной системы // Вестник экономической интеграции. 2012. №11-12. – 0,5 п.л. (С. 7-12).
16. Игнатьев В.С. Особенности распределения расходных обязательств и доходных полномочий в моделях бюджетной системы // Экономические науки.
2013. №1. - 0,5 п.л. (С. 34-38).
17. Игнатьев В.С. Механизм сглаживания асимметрии в доходно-расходной разбалансированности субнациональных бюджетов Российской Федерации // Вестник экономической интеграции. 2013. №3. – 0,5 п.л. (С. 95-103)
Публикации в других изданиях
18. Игнатьев В.С. Теоретико-методологические основы трактовки функций государства и механизмов их финансирования в экономических системах / Современная экономика: методология, теория и практика // Приложение к журналу «Экономические науки». 2005. № 2 – 0,8 п.л.
19. Игнатьев В.С. Реализация функций государства в производстве и предложении общественных благ и услуг / Современная экономика: методология, теория и практика // Приложение к журналу «Экономические науки». 2006. № 1 – 0,6 п.л.
20.Игнатьев В.С. Институциональные подходы к трактовке неэффективности государства в качестве предпринимателя / Современная экономика: методология, теория и практика // Приложение к журналу «Экономические науки». 2006. № 4 – 0,7 п.л.
21.Игнатьев В.С. Концептуальные подходы к моделированию многоуровневых бюджетных систем в структуре национальных финансов / Современная экономика: методология, теория и практика // Приложение к журналу «Экономические науки». 2007. № 2 – 0,5 п.л.
22. Игнатьев В.С. Эластичность макроэкономической активности по неналоговым доходам бюджета государства - основа новой модели финансирования его функций / Современная экономика: методология, теория и практика // Приложение к журналу «Экономические науки». 2007. № 4 – 0,85
23. Игнатьев В.С. Феномен «государство - эффективный предприниматель» и решение «дилеммы треугольника» в условиях глобальной экономической нестабильности / Сборник научных статей. Под ред. проф. Стерликова Ф.Ф. – М.: МИЭМ, 2008, вып. 1. – 0,5.
24.Игнатьев В.С. Контрциклическая политика государства и расширение масштабов государственной собственности // Актуальные проблемы экономической науки и образования / Сборник научных статей. Под ред. проф. Стерликова Ф.Ф. – М.: МИЭМ, 2008, вып. 2. – 0,5 п.л.
25.Игнатьев В.С. Институциональные причины необходимости увеличения бюджетного эффекта роста масштабов государственной собственности // Актуальные проблемы экономической науки и образования / Сборник научных статей. Под ред. проф. Стерликова Ф.Ф. – М.: МИЭМ, 2009, вып. 2. – 0,5 п.л.
26. Игнатьев В.С. Финансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на социальные цели // Теоретическая экономика, №1, 2010. – 0,5 п.л.
27. Игнатьев В.С. Механизма финансирования функций государства в модели многоуровневой бюджетной системы Российской Федерации / В.С. Игнатьев. Брошюра. – М.: ООО Издательство «Компания Спутник+», 2011. – 2,6 п.л.
28. Игнатьев В.С. Особенности развития российской модели бюджетной системы в условиях глобальной экономической нестабильности // Проблемы финансовой устойчивости российской экономики / Сборник научных трудов. Под ред. Егорычевой И.Н., Морозовой Е.А., Пилипенко О.И. – М.: Изд. дом "АТиСО", 2012. – 0,5 п.л.
29. Игнатьев В.С. Финансирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на социальные цели // Теоретическая экономика, №1, 2012. – 0,5 п.л.
30. Игнатьев В.С. Общая характеристика сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации в 2008-2012 гг. // Теоретическая экономика, №2, 2012. – 0,5.
31. Игнатьев В.С. Финансирование функций государства и несбалансированность национальных бюджетных систем // Межвузовская конференция ГКА имени Маймонида "Актуальные проблемы экономического развития" / Сборник научных статей. Под ред. проф. Пилипенко А.И. – М.: Изд. дом "АТиСО", 2012. – 6 п.л. / 0,5 п.л.