Научная тема: «АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В УНИВЕРСИТЕТЕ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:

1. Непрерывное лингвистическое образование взрослых в области иностранного языка в университете представляет собой новую научно-практическую проблему, актуальную для развития университетов как учреждений непрерывного образования, для развития языковой личности специалистов технического профиля как субъектов межкультурной деловой коммуникации и сотрудничества, особенно в разработке высоких технологий; проблему, которая требует создания новых управленческо-педагогических концепций и стратегий развития с новыми теоретико-методологическими основами. В силу полипарадигмальной сущности университетского образования и полифункционального характера непрерывного лингвистического образования взрослых методология исследования проблемы должна быть системно-интегративной, основанной на межнаучном и методологическом синтезе современных подходов: системного, синергетического, культурологического, интегративного и акмеологического как ведущего, выполняющего функцию интегратора с помощью общих между этими подходами категорий: развитие, целостность, самость, качество.

2. Акмеологическая стратегия развития непрерывного лингвистического образования взрослых рассматривается в исследовании как многофункциональный управленческо-педагогический феномен: генеральная программа инновационного развития непрерывного лингвистического образования взрослых; средство стратегического и проектного управления путем создания стратегического проекта развития лингвообразовательной системы и языковой личности обучающихся; конкретная управленческо-педагогическая программа деятельности по созданию инновационной лингвообразовательной системы кафедры иностранных языков и делового перевода университета; в целом - средство обеспечения и повышения качества непрерывного лингвистического образования взрослых в дополнительном профессиональном образовании исследовательского университета технического профиля.

Акмеологическая стратегия развития непрерывного лингвистического образования взрослых является инновационной управленческо-педагогической стратегией. Теоретическую основу создания такой стратегии составляет разработанная в исследовании концепция развития непрерывного лингвистического образования взрослых на основе принципа фундаментализации, реализуемого в двух направлениях: 1) содержательно-развивающее путем введения знаний о языковой картине мира в проектное обучение и иноязычных текстов как объектов комплексного лингвистического исследования, 2) личностно-развивающее с помощью комплекса развивающих технологий обучения и динамики целей и задач развития языковой личности обучающихся как субъектов межкультурной коммуникации и саморазвития.

3. Лингвопедагогическая структура языковой личности обучающихся, в соответствии с которой необходимо последовательно выдвигать цели и задачи на каждом этапе организации проектного обучения, включает компоненты: лингвистическая компетентность как базовая-лингвокоммуникативная-лингвокультурологическая с межкультурной направленностью- лингво­методологическая-лингвопрофессиональная компетентность- акмеологическая позиция-акмеологическая культура языковой личности. Развитие языковой личности, видов её компетентности рассматривается как цель и результат акмеологической стратегии развития непрерывного лингвистического образования взрослых в университете, как критерий его качества.

4. Проектирование акмеологической стратегии развития непрерывного лингвистического образования взрослых носит системный характер и осуществляется в соответствии с уровнями стратегического проектирования: методологический-теоретико-концептуальный-управленческий-педагогичес­кий-личностно-деятельностный. Каждый уровень проектирования стратегии имеет своё теоретико-методологическое обоснование и научно-практические результаты: системно-интегративная методология-концепция развития непрерывного лингвистического образования на основе принципа фундаментализации-управленческо-педагогическая программа создания лингвообразовательной системы кафедры-модель развития и структура лингвообразовательной системы - модель акмеологического развития языковой личности обучающихся. Создана модель системного проектирования акмеологической стратегии развития непрерывного лингвистического образования взрослых. Проектирование стратегии включает как составную часть теоретическое моделирование, направленное на создание концептуальных моделей, конкретизирующих процессы развития образования и личности. Прогностическая модель развития непрерывного лингвистического образования взрослых на основе принципа фундаментализации, раскрывает этапы синхронного развития образовательного процесса и языковой личности обучающихся в лингвообразовательной системе: введение образовательно-исследовательских проектов, постановка соответствующих им новых задач развития лингвистической компетентности обучающихся и создание условий для их акмеологического развития. Модель стратегического проектирования инновационной лингвообразовательной системы отражает содержание этапов проектирования: целеполагания, моделирования, конструирования, планирования, реализации, диагностики результатов. Модель акмеологического развития языковой личности обучающихся основана на проектно-акмеологических технологиях саморазвития: самопознание-самоопределение-само­совершенствование-самореализация-самооценка.

5. Лингвообразовательная система - это инновационная и интегративная образовательная система, созданная на базе кафедры иностранных языков и делового перевода университета как продукт реализации акмеологической стратегии развития непрерывного лингвистического образования взрослых и включающая следующие основные компоненты: совокупность программ дополнительного профессионального образования в области лингвистики (иностранный язык); комплекс образовательно-исследовательских проектов, формирующих знания слушателей о современной языковой картине мира в процессе проектного обучения; комплекс проектно-акмеологических и проблемно-исследовательских технологий обучения в вариативных формах организации научно-исследовательской лингвистической деятельности обучающихся; лингводиагностический комплекс материалов (критерии, показатели и методики диагностики), позволяющий стимулировать и оценивать качество результатов лингвистического образования профессиональной и акмеологической направленности; комплекс акмеолого-педагогических условий эффективной реализации стратегии развития (сетевое взаимодействие, системное проектирование и целеполагание, акмеологическое образование, научно-исследовательская работа, системно-комплексная диагностика, информатизация и др.).

6. Основными направлениями апробации акмеологической стратегии развития непрерывного лингвистического образования взрослых в исследовательском университете технического профиля явились профессиональная и акмеологическая направленность образовательного процесса. Результативность апробации акмеологической стратегии развития непрерывного лингвистического образования взрослых в обучении различных категорий слушателей и студентов («начинающие», «переводчики», «корпоративные слушатели», «магистранты»), выражена в положительных тенденциях развития языковой личности обучающихся по таким показателям, как: развитие профессиональных мотивов изучения английского языка и мотивации достижений; акмеологической позиции языковой личности; повышение качества знаний о языковой картине мира, их интеграция с профессиональными знаниями технического и делового английского языка; повышение качества переводов профессиональных текстов и их лингвистического анализа; повышение качества индивидуальных творческих проектов обучающихся, посвященных прогнозу их творческой самореализации как языковой личности; достижение достаточно высоких результатов в формировании лингвопрофессиональной компетентности, объединяющей знания и умения в области лексических и грамматических основ перевода и практического английского языка технической направленности. Лингвопрофессиональная компетентность и акмеологическая позиция рассматриваются в исследовании как основные показатели акмеологической культуры языковой личности.

Список опубликованных работ
Научные статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендуемых ВАК РФ для публикации основных научных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук:

1.Смирнов, А.В. Имя прилагательное в языковой картине мира английской народной сказки / А.В. Смирнов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова – Кострома, 2008. - № 2. – С. 136-138.

2.Смирнов, А.В. Текстообразование английской народной сказки / А.В. Смирнов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – Кострома, 2008. - № 3. – С. 199-203.

3.Смирнов, А.В. Самообразование в развивающейся системе непрерывного образования / А.В. Смирнов // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург, 2011. - № 6. – С. 49-52

4.Смирнов, А.В. Концептуальные основы акмеологической стратегии развития системы непрерывного образования / А.В. Смирнов // Вестник Оренбургского государственного университета. – Оренбург, 2011. - № 2. – С. 331-337.

5.Смирнов, А.В. Развитие непрерывного лингвистического образования взрослых в университете / А.В. Смирнов // Человек и образование – Санкт-Петербург, 2011. - № 4. – С.110-115.

6.Смирнов, А.В. Проблема фундаментализации непрерывного лингвистического образования взрослых в университете / А.В. Смирнов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина – Санкт-Петербург, 2011. - №2. – С.26-37.

7.Смирнов, А.В. Структура языковой картины мира как лингвопедагогический объект изучения / А.В. Смирнов // Психология образования в поликультурном пространстве – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2012. - № 2. – С.103-109.

8.Смирнов, А.В. Фундаментализация непрерывного лингвистического образования в университете / А.В. Смирнов // Профессиональное образование – Москва, 2012. – № 9. – С.47-50.

9.Смирнов, А.В. Акмеологический подход к непрерывному лингвистическому образованию взрослых в университете / А.В. Смирнов // Инновации в образовании – Москва, 2012. – № 8. – С.60-67.

10.Смирнов, А.В. Акмеологическая стратегия развития непрерывного лингвистического образования взрослых в исследовательском университете /А.В. Смирнов // Историческая и социально-образовательная мысль. – Краснодар, 2012. – №6. – С. 127-129.

11.Смирнов, А.В. Развитие непрерывного лингвистического образования как фактор повышения качества университетского образования / А.В. Смирнов // Психология образования в поликультурном пространстве – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2013. – Т.1. – С.91-94.

12.Смирнов, А.В. Проектирование лингвообразовательной системы кафедры / А.В. Смирнов // Инновации в образовании – Москва, 2013. – № 5. – С.59-66.

13.Смирнов, А.В. Акмеолого-педагогические условия реализации стратегии развития непрерывного лингвистического образования взрослых / А.В. Смирнов // Профессиональное образование – Москва, 2013. – №6. – С. 55-60.

14.Смирнов, А.В. Языковая картина мира как содержательная основа фундаментализации непрерывного лингвистического образования / А.В. Смирнов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – Москва, 2013. – №1. – С.19-25.

15.Смирнов, А.В. Акмеологическая стратегия развития непрерывного лингвистического образования взрослых / А.В. Смирнов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. – Москва, 2013. –№3. – С.9-14.

Монографии:

16.Смирнов, А.В. Языковая картина мира английской народной сказки: монография / А.В. Смирнов. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. – 100 с.

17.Непрерывное образование как педагогическая система. Акмеологический подход / А.В. Смирнов, В.В. Смирнова – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – 114 с.

18.Смирнов, А.В. Непрерывное лингвистическое образование взрослых в университете: монография / А.В. Смирнов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. –160 с.

19.Смирнов, А.В. Развитие непрерывного лингвистического образования взрослых: принцип фундаментализации и акмеологическая стратегия: монография / А.В. Смирнов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 230 с.

20.Смирнов, А.В. Акмеологическая стратегия проектирования лингвообразовательной системы кафедры: монография / А.В. Смирнов. – СПб.: СПбГУ, 2012. –255 с.

21.Смирнов, А.В. Акмеологическая стратегия развития непрерывного лингвистического образования взрослых: монография / А.В. Смирнов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 455 с.

Учебные пособия, методические разработки

22.Смирнов, А.В. Тестовые задания по практическому курсу английского языка: Учебное пособие / А.В. Смирнов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 25 с.

23.Смирнов, А.В. Тестовые задания по практическому курсу английского языка для психологов: Учебное пособие / А.В. Смирнов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 22 с.

24.Смирнов, А.В. Проектное обучение в непрерывном лингвистическом образовании взрослых: Языковая картина мира: Учебно-методическое пособие часть I / А.В. Смирнов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 70 с.

25.Смирнов, А.В. Проектное обучение в непрерывном лингвистическом образовании взрослых: Профессиональная направленность: Учебно-методическое пособие, часть II / А.В. Смирнов. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 62 с.

26.Смирнов, А.В. Современный образовательный менеджмент: Учебное пособие / В.Н. Максимова, И.А. Сиялова, А.В. Смирнов и др. - СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 264 с.

Статьи в научных журналах и сборниках научных трудов

27.Смирнов, А.В. Языковая картина мира английской народной сказки в системе имени существительного / А.В. Смирнов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета – Санкт-Петербург, 2005. Выпуск 3. – С. 77-86.

28.Смирнов, А.В. Языковая картина мира в контексте становления глобальной культуры и образования / А.В. Смирнов // Диалог культур в условиях глобализации: XI международные Лихачевские научные чтения 12-13 мая 2011 года. Т.I. Доклады. – СПб.: СПбГУП, 2011. – С. 392-394.

29.Смирнов, А.В. Развитие непрерывного лингвистического образования взрослых как фактор повышения его качества в университете / А.В. Смирнов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2011. – С. 34-39.