- В первой половине II тыс. до н.э. на территории Месопотамии, северной Сирии и большей части Малой Азии сложилось два близких по происхождению, но различных по структуре и характеристикам типа правовой культуры - ашшурский и вавилонский.
- Ашшурский тип правововой культуры, созданный на территории «номового» государства Ашшур и части территории Малой Азии, основывался на публичном характере судопроизводства, в которое активно вовлекались все слои граждан-сообщинников. Правоустанавливающие документы составлялись, главным образом, торговцами для оформления коммерческих операций (остальные сделки проводились без письменной фиксации), но, при этом, одновременно могли становиться основой для исковых заявлений в суд. Каждый общинник, находясь за пределами города Ашшура, имел право на защитника своих интересов в местных судах, выделяемого городским советом, а наиболее состоятельные из торговцев нанимали личных адвокатов для таких целей. Источниками нормативных документов из государства Ашшур являются, прежде всего, документы обычного права и прецедентные решения местных судов, что позволяет ученому провести ряд параллелей между этой правовой культурой и культурой средневековой Англии, ставшей основой для создания англо-саксонской правовой семьи. Динамичный характер правовой системы Ашшура был связан с более активно проводимым процессом совершенствования нормативной базы.
- Вавилонский тип правовой культуры, возникший и оформившийся на юге и в центре Месопотамии, характеризовался активным применением в частном праве письменных правоустанавливающих документов, что предопределило их большую вариативность. Судебная система, к которой простые общинники обращались менее часто, была более громоздкой и сложной по сравнению с ашшурской. При этом для участия в суде необходимо было составление отдельного искового заявления. Нормы права создавались на основе достижений обычного права, переработанных и доработанных при помощи первого из известных в истории вариантов (но не первой попытки) кодификации (проведенной царем Хаммурапи), а в конце изучаемого периода также для такой цели использовались некоторые указы царей. Подобные нормы имели также сакрально-этические коннотации, что усложняло процесс их трансформации и делало правовую систему статичной. Однако частный характер права способствовал появлению в рамках этой культуры таких важных социальных и этических категорий, как правосознание. Некоторые черты такой правовой культуры (особенно, в правоприменительной практике) сближают её с римским правом.
- Основой для появления двух различных типов правовой культуры стала шумерская правовая культура, которая была создана на территории указанного региона во второй половине III тыс. до н.э.
- Создание каждой из двух типов правовой культуры было обусловлено социально-экономическими и, частично, внешнеполитическими причинами, сыгравшими значительную роль в развитии указанных государств.
- Ашшурская правовая культура продемонстрировала преимущества государственного устройства и административного управления «нововым» государством Ашшур, которое было близко по структуре к системам управления средневековыми «феодальными» республиками. Ведущее значение во внутренней политике городского совета, на основе которого и создавался городской суд, долгое время определяло сам тип руководства в стране, не позволяя правителю сконцентрировать власть в отдельных руках.
- Вавилонская правовая культура напротив создавалась при постепенном усилении в Старовавилонском царстве власти царя, отодвинувшего на второй план все общинные административные структуры и суды. Наивысшей точки этот процесс достиг при правлении царя Хаммурапи, при котором страна из территориального царства превратилась в государство имперского типа.
- В рамках вавилонской правовой культуры была создана уникальная для древневосточного права судебная система, где царский суд, став высшей судебной инстанцией, был встроен в уже имевшуюся систему, состоящую из общинных, городских и храмовых судов. Кроме того, судебная система в Вавилонии была более совершенной по сравнению с ашшурской, что демонтируется, к примеру, реже фиксирующимся применении принципа талиона.
- Основной правовой и сакрально-этической категорией как ашшурского, так и вавилонского типов правовой культуры было понятие mī/ēšarum (справедливость). Однако если в рамках первого из них осмысление и применение такой категории неразрывно связано с идеей коллегиальности, уравнивания в правах и праведного суда, то в Старовавилонском царстве, где указанная правовая категория присутствует как в нормативных документах, так и в указах царей, её использование связано именно с действиями по восстановлению справедливого порядка, проводимого царем.
- Наиболее активно к восстановлению справедливости прибегал царь Хаммурапи, который стремился, постоянно обращаясь к сакрально-этической составляющей подобной категории, усилить свою власть и авторитет внутри страны, став фактическим, но неофициальным правовым арбитром в любом судебном противостоянии.
- Практика постоянного тиражирования указов о «справедливости» (mīšarum), которая берет свое начало с правления Хаммурапи, позволяет царю не только вносить изменения в имеющуюся нормативную базу, делая право более динамичным, но и постоянно контролировать социально-экономическое положение внутри страны.
1.Никитина А.Д. Недвижимость и сделки с ней в старовавилонском праве первой половины II тыс. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина. –М.-Пенза: Изд-во МИЭП, 2011.-129 с. (6,8 п. л.).
2.Никитина А.Д. Правовая культура северной Месопотамии в доимперский период [Текст] / А.Д. Никитина. – М.-Пенза: Изд-во МИЭП, 2012.-144 с. (7,2 п. л.).
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией:
3.Никитина А.Д. Этнический состав международных торговых колоний в Малой Азии (19 в. до н.э.) [Текст] / А.Д. Никитина // Вестник древней истории. – 2004. - № 3. – С.102-108 (0,4 п. л.).
4.Никитина А.Д. Древневосточное право как иллюстрация формирования государственных структур на древнем Востоке. К вопросу о периодизации истории южной Месопотамии [Текст] / А.Д. Никитина // Вестник МГОУ. – Серия: История и политические науки. – 2011. - № 2. – С. 36-42 (0,5 п. л.).
5.Никитина А.Д. Нормативные и частноправовые источники старовавилонского периода из Эншунны о формировании власти и социально-экономическом развитии начала II тыс. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Исторические, философские, политические и юридические науки. – 2011. - № 4(10), часть 2. – С. 128-132 (0,7 п. л.).
6.Никитина А.Д. Древневосточное право и типы государственных образований на древнем Востоке (XXII-XVIII вв. до н.э.) [Текст] / А.Д. Никитина // Вестник ЧГУ. – 2011. - № 9, выпуск 44. – С. 99-105 (0,5 п. л.).
7.Никитина А.Д. Обычаи и нормативные источники в древневосточном праве (конец III – конец II тыс. до н.э.) [Текст] / А.Д. Никитина // Вестник МГОУ. – Серия: История и политические науки. – 2011. - № 3. – С. 171-176 (0,5 п. л.).
8.Никитина А.Д. Юридические термины mīšārum и andurārum: сходства, различия и их роль в развитии права на древнем Востоке конца III – середины II тыс. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Исторические, философские, политические и юридические науки. – 2011. - № 5(11), часть 3. – С. 126-131 (0,5 п. л.).
9.Никитина А.Д. Первая в мировой истории налоговая амнистия. Указ о «справедливости»(mīšārum) царя Аммицадуки и его влияние на частноправовые документы в Вавилонии первой половины II тыс. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // История государства и права. – 2011. - № 11. – С. 17-21 (0,5 п. л.).
10. Никитина А.Д. Договор купли-продажи и его юридические последствия в старовавилонском праве первой половины II тыс. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Вестник МГОУ. – Серия: История и политические науки. – 2012. - № 1. – С. 16-22 (0,5 п. л.).
11. Никитина А.Д. Функции судебных представителей в правовой системе города-государства Ашшур в XIX в. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Вестник ОГУ. – Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012. - № 5(25). – С. 56-62 (0,7 п. л.).
12. Никитина А.Д. Структура судебной системы города-государства Ашшур в XIX в. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Вестник МГОУ. – Серия: История и политические науки. – 2012. - № 2. – С. 26-31 (0,6 п. л.).
13. Никитина А.Д. Особенности правовой культуры северной Месопотамии в доимперский период. [Текст] / А.Д. Никитина // Политика и общество. – 2012. - № 5. – С. 99-109 (0,6 п. л.).
14. Никитина А.Д. «Дело о жизни» и его отражение в системе санкций на древнем Востоке. [Текст] / А.Д. Никитина // История государства и права. – 2012. - № 7. – С. 4-7 (0,4 п. л.).
15. Никитина А.Д. Юридическая категория mī/ēšarum в правовых культурах севера и юга Месопотамии в первой половине II тыс. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Научное мнение. – 2012. -№ 8. – С. 28-39 (1 п. л.).
16. Никитина А.Д. Юридическое оформление договора коммерческого партнерства (narūkum) в системе международных торговых колоний в Малой Азии в XIX в. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Вестник ЧГУ. – 2012. - № 11, выпуск 50. – С. 67-73 (0,6 п. л.).
17. Никитина А.Д. Договоры кредита и купли-продажи из Элама первой половины II тыс. до н.э. Сходства и различия с аналогичными видами документов из Месопотамии. [Текст] / А.Д. Никитина // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. - № 3 (в печати, 0,5 п. л.).
18. Никитина А.Д. Особенности института наследования имущества в публичном и частном праве старовавилонского царства (начало XIX – середина XVII вв. до н.э.). К проблеме усыновления. [Текст] / А.Д. Никитина // Вестник древней истории. – 2013. - № 6 (в печати, 0,5 п. л.).
Статьи в сборниках научных трудов и материалов научных конференций
19. Никитина А.Д. Структура политических возможностей и развитие самоорганизации структур гражданского общества. [Текст] / А.Д. Никитина // Актуальные проблемы гуманитарных наук (сборник трудов для студентов профильных специальностей). – Пенза: Из-во МИЭП, 2008. – С. 70-76 (0,25 п. л.).
20. Никитина А.Д., Девришбеков Н.Р. Социальные неравенства в социоисторическом измерении. [Текст] / А.Д. Никитина // Актуальные проблемы гуманитарных наук (сборник трудов для студентов профильных специальностей). – Пенза: Из-во МИЭП, 2010. – С. 77-84 (0,6 – 0,3 п. л.).
21. Никитина А.Д. Одна из первых в мировой истории налоговая амнистия. Указ о «справедливости»(mīšārum) царя Аммицадуки и его влияние на частноправовые документы в Вавилонии первой половины II тыс. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Научные проблемы гуманитарных исследований. – Пятигорск: ИРП РГ на Северном Кавказе, 2011. – выпуск 7. – С. 63-71 (0,6 п. л.).
22. Никитина А.Д. Юрисдикция царя и её значение в политико-правовой системе Ассирии и Вавилонии первой половины II тыс. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Общественные науки. – М.: МИИ Наука, 2011. - № 9. – С. 291-296 (0,5 п. л.).
23. Никитина А.Д. Договоры дарения и обмена в старовавилонском праве в первой половине II тыс. до н.э. [Текст] / А.Д. Никитина // Научное мнение. – 2012. -№ 3. – С. 17-23 (0,5 п. л.).