- Структурно-процессуальный подход к мотивации, представленный в интегративной модели мотивации достиженческой деятельности, позволяет понять внутренние механизмы, а также объяснить и предсказать различные типы академических достижений, объяснить различия в динамике успеваемости. Структурно-процессуальный подход к мотивации достиженческой деятельности, предлагаемый в рамках системно-деятельностной парадигмы, развиваемой в отечественной психологии, позволяет систематизировать и структурировать существующие на сегодняшний день в области психологии мотивации теоретические и эмпирические наработки и снять противоречия, возникшие между потребностным, целевым и когнитивным подходами к мотивации деятельности.
- Мотивация учебной деятельности, будучи вариантом мотивации достиженческой деятельности, представляет собой целостную, сложную многомерную и многоуровневую динамическую систему, которая развивается и функционирует посредством процессов взаимного влияния. Мотивация выполняет роль движущей силы академических достижений, от которой они наиболее существенным образом зависят. Основными структурными составляющими мотивации учебной деятельности выступают следующие подсистемы (блоки): мотивационно-смысловой, целевой, интенционально-регуляторный, копинговый, поведенческий и когнитивно-мотивационный. Выделяемые структурные блоки являются относительно самостоятельными мотивационными образованиями, которые в своей совокупности позволяют системно описывать составляющие мотивации учебной деятельности школьников и студентов. Структура учебной мотивации на разных этапах школьного и вузовского обучения имеет сходный характер.
- С позиций структурно-динамического подхода к мотивации, внутренняя мотивация учебной деятельности характеризуется через систему мотивов, включающих интерес к содержанию учебной деятельности, к созиданию продуктивного результата; удовольствие от процесса познания, преодоления трудностей интеллектуального характера и обретения компетентности; внутренние учебные мотивы основаны на базовых потребностях индивида в познании, саморазвитии и достижении; ее ценность для учебного процесса определяется тем, что она является надежным предиктором академических достижений, позитивной динамики академической успеваемости, а также условием психологического благополучия.
- При доминировании внешних мотивов учебная деятельность выступает средством удовлетворения потребностей, не связанных со стремлением к познанию, мастерству и саморазвитию. Внешняя мотивация представляет собой неоднородное образование, задаваемое двумя качественно разными типами учебных мотивов, одни из которых соответствуют удовлетворению потребностей личности в самоуважении, уважении и признании значимыми другими, а другие являются результатом фрустрации базовых психологических потребностей в автономии, компетентности и принятии и оказывают негативное влияние на другие мотивационные переменные и непосредственно на успешность учебной деятельности.
- Позитивный мотивационный профиль, благоприятствующий достижению высоких результатов в учебной деятельности, характеризуется доминированием в структуре учебных мотивов интереса к деятельности, внутренних мотивов достижения, высокого уровня самоконтроля и настойчивости, продуктивных стратегий реагирования на трудности, а также выраженностью ряда когнитивно-мотивационных составляющих, включающих представления о своем потенциале и контролируемости учебного процесса.
- Неблагоприятный мотивационный профиль, негативно сказывающийся на академических достижениях и психологическом благополучии учащихся, характеризуется доминированием внешних форм учебных мотивов, интроецированной и экстернальной регуляции, несформированностью интенционально-регуляторного и поведенческого блоков мотивации, ощущением неконтролируемости собственных достижений и пессимистическим атрибутивным стилем в области успехов.
- Использование структурно-процессуального подхода к учебной мотивации позволяет объяснить феномен стихийно формирующихся гендерных различий в академических достижениях, в частности, более высокую успеваемость девочек, имеющую место как в российских, так и в американских и многих европейских школах. Гендерные различия в академических достижениях школьников обусловлены особенностями мотивационно-смыслового блока и блока реагирования на трудности: выраженностью и иерархией доминирующих учебных мотивов, степенью их дифференцированности, особенностями учебных копинг-стратегий, а также структурой их связей с показателями успешности. В целом, мальчики-школьники и юноши-студенты больше, чем их сверстницы девочки, уязвимы в отношении развития внешней мотивации, амотивации и непродуктивных стратегий преодоления трудностей в учебной деятельности.
- Когнитивно-мотивационные переменные, представленные оптимистическим атрибутивным стилем, академической самоэффективностью и воспринимаемым академическим контролем, выступают надежными предикторами академических достижений. Оптимистический атрибутивный стиль в объяснении и оценке позитивных событий, характеризуемый по параметрам стабильности, глобальности и контролируемости, является модератором настойчивости в достиженческой деятельности и значимым предиктором академической успеваемости. Его значение более выражено для школьников с низкой успеваемостью, чем для школьников со средней или высокой успеваемостью, причем у школьников с высокой успеваемостью имеет место характерный феномен высокой дифференцированности атрибутивного стиля по отношению к позитивным и негативным достиженческим ситуациям.
- Выраженность отдельных составляющих учебной мотивации в существенной степени определяется особенностями образовательной среды, в которой важнейшими факторами выступают поддержка преподавателем потребностей в компетентности, автономии и принятии, характер обратной связи, атрибуций успехов и неудач, особенности критериев, используемых при выставлении оценок и составлении рейтингов. Высокий уровень внутренней мотивации и сформированность поведенческого и когнитивного блоков мотивации являются одними из главных составляющих мотивации, выступающих предикторами академических достижений у школьников и студентов. Характер и степень этого влияния различны в разных типах учебных сред и для разных типов достижений (олимпиады, текущая успеваемость, экзамены). В более благоприятных учебных средах выше связи между внутренней мотивацией и академическими достижениями и выше доля учащихся с позитивным мотивационным профилем. В стрессогенных учебных ситуациях, предъявляющих высокий уровень требований к интеллектуально-мотивационным ресурсам учащихся (экзамены), усиливается роль пессимистического атрибутивного стиля как предиктора высоких академических достижений.
- Использование разработанных и адаптированных батарей диагностики учебных мотивов и целей, самоконтроля, оптимистического атрибутивного стиля, общих и учебных копинг-стратегий и настойчивости, позволяет систематично и детально охарактеризовать многомерную структуру мотивации учебной деятельности школьников и студентов.
1.Гордеева, Т.О. Особенности переживаний школьников среднего и старшего возраста при восприятии классической музыки / Т.О. Гордеева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1992. - № 1. - С. 30-40. (0,7 п.л./ 0,7 п.л.). [Импакт-фактор – 0,197].
2.Gordeeva, T.О. The anatomy of impact: What makes an article influential? / R. Sternberg, T.O. Gordeeva // Psychological Science. – 1996. - V. 8. - P. 69-75. (0,5 п.л./ 0,25 п.л.). [Impact Factor - 4.251]. Cited in Web of Science.
3.Гордеева, Т.О. Моделирование с помощью линейных структурных уравнений: вопросы теории и анализа кросс-культурных данных / Т.Д. Литтл, Т.О. Гордеева // Психологический журнал. - 1997. - Т. 4. - С. 96-109. (0,9 п.л./ 0,45 п.л.). [Импакт-фактор – 0,491].
4.Gordeeva, T. Gender effects in children’s beliefs about school performance: A cross-cultural study / A. Stetsenko, T.D. Little, T. Gordeeva, M. Grasshof, G. Oettingen // Child Development. - 2000. - V. 71 (2). - P. 517—527. (0,8 п.л./ 0,14 п.л.). [Impact Factor - 3.382]. Cited in Web of Science.
5.Гордеева, Т.О. Восьмая международная конференция по мотивации / Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2003. - № 1. - С. 103-105. (0,2 п.л./ 0,1 п.л.). [Импакт-фактор – 0,197].
6.Гордеева, Т.О. Гендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копинг-стратегиях у современных российских подростков / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. – 2006. - № 3. - С. 78-85. (0,1 п.л./ 0,05 п.л.). [Импакт-фактор – 0,197].
7.Гордеева, Т.О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы / Т.О. Гордеева // Психология обучения. – 2010а. - № 6. - С. 17-32.(1 п.л.). [Импакт-фактор – 0,097].
8.Гордеева, Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] / Т.О. Гордеева // Психологические исследования. – 2010б. - № 4 (12) – http:// psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-gordeeva12.html (1 п.л.). [Импакт-фактор – 0,333]
9.Гордеева, Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 2: Вопросы практического применения теории [Электронный ресурс] / Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2010в. - № 5 (13). – http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/378-gordeeva13.html (1 п.л.). [Импакт-фактор – 0,333].
10.Гордеева, Т.О. Позитивное мышление как фактор учебных достижений / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Вопросы психологии. – 2010. - № 1. - С. 24-33. (0,7 п.л./ 0,35 п.л.). [Импакт-фактор – 0,607].
11.Гордеева, Т.О. Мотивационные предпосылки одаренности: от модели Дж. Ренцулли к интегративной модели мотивации [Электронный ресурс] / Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011а. - № 1(15). – http://psystudy.ru/index.php/num/2011n1-15/435-gordeeva15.html#r3 (1 п.л.). [Импакт-фактор – 0,333.]
12.Гордеева, Т.О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - № 3. - С. 33-45. (0,8 п.л./ 0,4 п.л.). [Импакт-фактор – 0,197.]
13.Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 3(17).- http://www.psystudy.com/index.php/num/2011n3-17/493-rasskazova-gordeeva17.html (1 п.л./ 0,5 п.л.). [Импакт-фактор – 0,333].
14.Гордеева, Т.О. Особенности мотивации достижения и учебной мотивации студентов, демонстрирующих разные типы академических достижений (ЕГЭ, победы в олимпиадах, академическая успеваемость) [Электронный ресурс] / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2012. - Т. 5.- № 24. - С. 4. http://psystudy.ru/index.php/num/2012v5n24/708-gordeeva24.html (1 п.л./ 0,5 п.л.). [Импакт фактор – 0,333.]
15.Гордеева, Т.О. Внутренние источники настойчивости и ее роль в успешности учебной деятельности / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев // Психология обучения. – 2012. - № 1. - С. 33-48. (1 п.л./ 0,5 п.л.). [Импакт фактор – 0,097.]
16.Гордеева, Т.О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: ее источники и влияние на психологическое благополучие / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин // Вопросы психологии. – 2013. - № 1. - С. 35-45. (1 п.л./0,35 п.л.). [Импакт фактор – 0,607.]
17.Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. – Т.10. № 1. - С. 82-118. (1,9 п.л./ 0,64 п.л.). [Импакт фактор – 0,178.]
18.Гордеева, Т.О. Эффективность различных систем конкурсного отбора студентов / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Н.Е. Кузьменко, Д.А. Леонтьев, О.Н. Рыжова // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2013. - № 1. - С. 38-54. (1,2 п.л./ 0,3 п.л.). [Импакт фактор – 0,040.]
Монографии:
19.Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения / Т.О. Гордеева // М.: Смысл, Академия. - 2006. – 336 с. (20,7 п.л.).
20.Гордеева, Т.О. Диагностика оптимизма как стиля объяснения успехов и неудач: Опросник СТОУН. / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, В.Ю. Шевяхова / М.: Смысл, 2009. – 152 с. (9,3 п.л./ 5,5 п.л.).
21.Gordeeva, Т.О. Optimistic attributional style as a predictor of well-being and performance in different academic settings: A new look at the problem / Т.О. Gordeeva, E.N. Osin // The Human Pursuit of Well-Being: A Cultural Approach. I. Brdar (Ed.). - Springer, Dordrecht, London, New York, 2011. - P. 159-174. (1 п.л./ 0,5 п.л.).
22.Гордеева, Т.О. Мотивация творческой деятельности / Т.О. Гордеева // Творчество: от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2011б. - С. 331-359. (1,7 п.л.).
23.Гордеева, Т.О. Оптимизм как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Т.О. Гордеева / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011в. - С. 131-177. (2,9 п.л.).
24.Гордеева, Т.О. Самоэффективность как составляющая личностного потенциала / Т.О. Гордеева // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011г. - С. 241-266. (1,6 п.л.).
25.Гордеева, Т.О. Вклад личностного потенциала в академические достижения / Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. - С. 642-667. (1,6 п.л./ 0,54 п.л.).
26.Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в структуре личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. - С. 267-299. (2 п.л./ 1 п.л.).
Учебные пособия:
27.Гордеева, Т.О. Кросс-культурный эксперимент / Т.О. Гордеева // Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. Учебное пособие для вузов. Под ред. Т.В. Корниловой. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 1998. - С. 108-137. (1,9 п.л.).
28.Гордеева, Т.О. Теории учения / Т.О. Гордеева // Хрестоматия. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология» / Под ред. Н.Ф. Талызиной, И.А. Володарской. - М.: Рос. психол. общество, 1998. – С. 115. (0,1 п.л.).
29.Гордеева, Т.О. Гендерные и возрастные особенности школьников и обучение / Т.О. Гордеева // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования. Сборник программ. Под ред. И.И. Ильясова, Н.А. Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. - С. 107-111. (0,4 п.л.).
30.Гордеева, Т.О. Личностные опросники и школьная успешность. (Программа курса) / Т.О. Гордеева // Педагогическая психология. Психолог-практик в сфере образования / Сборник программ. Под ред. И.И. Ильясова, Н.А. Рождественской. - М.: Российское психологическое общество, факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 1998. - С. 206-207. (0,3 п.л.).
31.Гордеева, Т.О. Кросс-культурный эксперимент / Т.О. Гордеева // Эксперимент и квазиэксперимент в психологии. Учебное пособие. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы / Под ред. Т.В. Корниловой. - М.: СПб.: Питер, 2004. - С. 150-179. (1,9 п.л.).
32.Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: современные зарубежные теории. Программа курса. / Т.О. Гордеева // Психология в вузе, 2005. - № 3. - С. 3-15. 0,5 п.л. (0,8 п.л.).
33.Гордеева, Т.О. Основы когнитивно-бихевиоральной психотерапии. Программа курса / Т.О. Гордеева // Психология в вузе, 2006. - № 1. - С. 45-57. (0,8 п.л.).
Научные публикации в других изданиях:
34.Gordeeva, Т.О Age and individual differences in adolescent’s internal world / T.O. Gordeeva / Fifth biennial meeting of the Society for Research on Adolescence, San Diego, CA. Abstract Book, 1994. - P. 94. (0,1 п.л.).
35.Gordeeva, Т.О. School failure in a sociocultural perspective: agency, causality, and means-ends beliefs in children from Chernobyl area / T.O. Gordeeva // (Вторая конференция по социо-культурным исследованиям). 2nd Conference for socio-cultural research. Женева, Швейцария. Abstracts, Resumes, 1996. - P. 114-115.(0,1 п.л.).
36.Gordeeva, Т.О. Agency, causality, and control beliefs in children growing up in stressful environment / T.O. Gordeeva // YIIIth European Conference on Developmental Psychology. Ренн, Франция, 1997. New Trends in Developmental Psychology: Resume. - 1997. - P. 29. (0,1 п.л.).
37.Gordeeva, Т.О. Action- control beliefs about school performance in Russian children / T.O. Gordeeva, A. Stetsenko / ХYth Biennial ISSBD Meetings. Берн, Швейцария, 1998. Abstract Book, 1998. P. (0,1 п.л./ 0,05 п.л.).
38.Гордеева, Т.О. Кросс-культурная психология / Т.О. Гордеева // Краткий психологический словарь / Под общей ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. - Ростов-н/Д., Феникс, 1998. - С. 176. (0,1 п.л.).
39.Гордеева, Т.О. Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы / Т.О. Гордеева // Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева. - М., Смысл. 2002. - С. 47-102. (3,4 п.л.).
40.Гордеева, Т.О. Парадоксы экзаменационной тревожности: к проблеме взаимосвязи тревожности и эффективности деятельности / Т.О. Гордеева // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы 3-х чтений посвященных памяти Л.С. Выготского. Международная конференция / Сб. ст. под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. - М.: РГГУ, 2003. - С. 30-41. (0,8 п.л.).
41.Gordeeva, T.O. Perceived autonomy support and relatedness as predictors of successful motivational functioning and psychological well-being / T.O. Gordeeva // XIth European Conference on Developmental Psychology. Milano, Catholic University, 2003. - P. 70. (0,1 п.л.).
42.Гордеева, Т.О. Здоровая и невротическая мотивация творческой деятельности / Т.О. Гордеева // Материалы международной конференции "Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности". М.: РГГУ. - 2003. - С. 54-55. (0,2 п.л.).
43.Gordeeva, T.O. Toward an integrative model of achievement motivation / T.O. Gordeeva // 8th European Congress of Psychology. Psychology in dialogue with related disciplines. Vienna, Austria. - Abstract Book, European Federation of Psychologists´ Associations, 2003. - P. 192. (0,1 п.л.).
44.Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы, влияющие на достижения в учебной деятельности / T.O. Гордеева // Психология в вузе. - 2005. - № 4. - С. 3-27. (1,6 п.л.).
45.Гордеева, Т.О. Атрибутивный стиль личности и субъективное благополучие: современные отечественные исследования проблемы / Т.О. Гордеева // Психология перед вызовом современности. Материалы научной конференции, посвященной 40-летию факультета психологии МГУ. - МГУ, 2006. - С. 18-20. (0,2 п.л.).
46.Гордеева, Т.О. Мотивационные факторы развития интеллектуального потенциала у современных российских школьников / Т.О. Гордеева // Интеллектуальный потенциал российского общества: состояние и актуальные проблемы исследования. Материалы междисциплинарной научно-практической видео конференции. - М.: изд-во Современного гуманитарного университета, 2006. - С.27-29.(0,2 п.л.).
47.Gordeeva, T.О. Optimistic explanatory style and self-efficacy as predictors of happiness and psychological well-being / T. Gordeeva, E. Osin // Conference on Applied Positive Psychology. - Abstract booklet, University of Warwick, 2007. - P.19. (0,1 п.л./ 0,05 п.л.).
48.Гордеева, Т.О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала / Т.О. Гордеева // Психологическая диагностика. - 2007. – № 1. - С. 32-65. (2,1 п.л.).
49.Гордеева, Т.О. Оптимистический/ пессимистический стиль мышления, психологическое благополучие и проблема продолжительности жизни россиян / Т.О. Гордеева // Материалы Научно-практических конгрессов III Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России». - М.: 2007. - Т. 3. – Ч. 1. - С. 35-37. (0,2 п.л.).
50.Гордеева, Т.О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала / Т.О. Гордеева // Психологическая диагностика. - 2007. - № 1. - С. 32-65. (2,1 п.л.).
51.Гордеева, Т.О. Личностный потенциал, оптимизм и психологическое благополучие // Психология индивидуальности / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Материалы II Всероссийской научной конференции. - М.: 2008. - С. 261-262. (0,2 п.л./ 0,1 п.л.).
52.Гордеева, Т.О. Оптимистический атрибутивный стиль как предпосылка учебной успешности школьников / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, С.А. Кузнецова, О.А. Сычев // Материалы всероссийской научно-практической конференции "Личность в условиях интенсификации интеграционных процессов: теоретические и прикладные проблемы". - Махачкала: 2008. - С. 298 -303. (0,4 п.л./ 0,1 п.л.)
53.Gordeeva, T.O. Optimism, hope, and performance: when optimistic attributional style really helps. / T. Gordeeva, E. Osin, G. Ivanchenko // Paper presented at the 4th European conference on Positive psychology. Croatia, 2008. - Book of abstracts, 2008. - Р. 145. (0,1 п.л./ 0,04 п.л.).
54.Gordeeva, T. Developmental and Gender Differences in Academic Motivation, Self-efficacy, and Academic Achievement in Russian Adolescents / T.O. Gordeeva, E.A. Shepeleva, T.D. Little // Paper presented at the 20 Biennial ISSBD Meeting. - Germany, Wurzburg, 2008. - Р. 178. (0,1 п.л./ 0,03 п.л.).
55.Гордеева, Т.О. Как сформировать желание учиться? Материалы к проведению семинара для учителей / Т.О. Гордеева // Школьный психолог. – 2009. - № 7. - С. 4-5. (0,5 п.л.).
56.Гордеева, Т.О. Исследование типов саморегуляции и целей в контексте учебной деятельности / Т.О. Гордеева // Материалы II-й Международной конференции "Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России". - Кисловодск-Ставрополь-Москва, 2009. - С. 85-91.(0,5 п.л.).
57.Гордеева, Т.О. Потенциал личности: запрос современного мира / Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев // Наука и образование эпохи нового возрождения в мировой научно-образовательной системе. Материалы Международной научной конференции. - Ашхабад, 2009. - С. 112-115. (0,3 п.л. /0,2 п.л.).
58.Гордеева, Т.О. Образовательная среда как ресурс учебной мотивации школьников / Т.О. Гордеева // Инновационные направления в образовании. Сборник материалов Международной научно-практической конференции : в 4 ч. – Ч. 3 / под науч. ред. А.С. Белкина; под общ. ред. Т.А. Сутыриной, Н.И. Мазурчук. –– Екатеринбург: УрГПУ, 2009. –– C. 100-103. (0,3 п.л.).
59.Гордеева, Т.О. Разработка русскоязычной версии Теста диспозиционного оптимизма (LOT) / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин // Психологическая диагностика. - 2010. - № 2. - C. 36-64. (1,8 п.л./ 0,6 п.л.).
60.Гордеева, Т.О. Индивидуально-психологические особенности и проблемы адаптации студентов: отличаются ли победители олимпиад от остальных? / Т.О. Гордеева, Н.Е. Кузьменко, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин, О.Н. Рыжова, Е.Д. Демидова // В кн.: Современные тенденции развития естественнонаучного образования: фундаментальное университетское образование / Под общей ред. академика В.В. Лунина. - Москва: Изд-во МГУ, 2010. - C. 92-102. (0,7 п.л./ 0,12 п.л.).
61.Гордеева, Т.О. Связь оптимистического атрибутивного стиля с академической успешностью учащихся / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин // Материалы III Всероссийской научной конференции "Психология индивидуальности". - М., 2010. - С. 181-183. (0,2 п.л./ 0,1 п.л.).
62.Гордеева, Т.О. Одаренность и мотивация // Сб. Интеллект, творчество и формирование личности в современном мире / Т.О. Гордеева, Е.А. Шепелева // Сборник тезисов всероссийской школы молодых ученых «Педагогические, психологические и культурологические принципы и методы воспитания молодых исследователей в условиях высокотехнологичной экономики». - М., 2010. - С. 103-106. (0,3 п.л./ 0,15 п.л.).
63.Гордеева, Т.О. Диагностика копинг-стратегий: адаптация опросника COPE / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова, О.А. Сычев, В.Ю. Шевяхова // Психология стресса и совладающего поведения в современном российском обществе. Материалы II международной научно-практической конференции / Под ред. Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, С.А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - Т.2. - С. 195-197. (0,2 п.л./ 0,04 п.л.).
64.Гордеева, Т.О. Эффективность олимпиадной системы набора абитуриентов в вузы (на примере химических вузов) / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Н.Е. Кузьменко, Д.А. Леонтьев, О.Н. Рыжова // Российский химический журнал. - 2011. - Т. 55. - № 5-6. - С.68-76. (0,8 п.л./ 0,2 п.л.). [Импакт-фактор – 0,759].
65.Гордеева, Т.О. Об эффективности двух систем зачисления абитуриентов в химические вузы: дальнейший анализ проблемы / Т.О. Гордеева, Е.Н. Осин, Н.Е. Кузьменко, Д.А. Леонтьев, О.Н. Рыжова, Е.Д. Демидова // В кн.: Современные тенденции развития естественнонаучного образования: фундаментальное университетское образование / Под общей ред. акад. В.В. Лунина. – М.: Изд-во МГУ, 2011. - C. 88-110. (1,4 п.л./ 0,24 п.л.).
66.Gordeeva, T.O. Two pathways to academic achievement: along with well-being and away from it / Т. Gordeeva, D. Leontiev, E. Osin // 6th European conference on Positive Psychology. - Abstract book, 2012. - P. 269. (0,1 п.л./ 0,04 п.л.).
67.Gordeeva, T.O. The motivational antecedents of perseverance / Т. Gordeeva, О. Sychev // 6th European conference on Positive Psychology. - Abstract book, 2012. - P. 178. (0,1 п.л./ 0,05 п.л.).
68.Гордеева, Т.О. Опросник оптимистического стиля успехов и неудач (СТОУН) / Т.О. Гордеева // Психология общения. Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Когито-центр, 2012. - С. 505. (0,3 п.л.).
69.Гордеева, Т.О. Базовые психологические потребности как источник внутренней мотивации и психологического благополучия у российских студентов / Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин // Психология индивидуальности: материалы IV Всероссийской научной конференции / Отв. ред. А.Б. Купрейченко, В.А. Штроо; Нац. иссл. ун-т “Высшая школа экономики”; Рос. гуманит. науч. фонд. - М.: Логос, 2012. - С. 298. (0,2 п.л./ 0,07 п.л.).
70.Gordeeva, T.O. Efficacy of the Academic Competition (Olympiad) System of Admission to Higher Educational Institutions (in Chemistry) / T.O. Gordeeva, E.N. Osin, N.E. Kuz´menko, D.A. Leont’ev, O.N. Ryzhova // Russian Journal of General Chemistry, 2013. - Vol. 83. - No. 6. - Pp. 1272-1281. - Pleiades Publishing, Ltd., 2013. (1 п.л./ 0,25 п.л.).