Научная тема: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Социально-экономические и технологические трансформации, обусловленные переходом к информационному обществу,  требуют пересмотра некоторых приоритетов модернизации существующей системы образования и перераспределения акцентов с образовательной деятельности на самообразовательную. С такой позиции процесс развития самообразовательной деятельности студентов, рассматриваемый в единстве и взаимообусловленности структурных составляющих личности и деятельности, выступает одним из факторов в удовлетворении потребностей личности, общества и государства, чему сопутствуют следующие общественно-исторические предпосылки: философско-методологические (ориентированные на признание субъектности личности в образовательном процессе, интегрирующей в себе совокупность эмоциональной, интеллектуальной, мотивационной и деятельностной сфер), социокультурные (отражающие необходимость мировой интеграции и глобализации культурного, образовательного и информационного пространства, а так же рынка труда), психолого-педагогические (основанные на тенденциях гуманизации образования, концепции непрерывного образования, модернизации системы отечественного образования, вхождением России в Болонский процесс), информационные (основанные на положениях информационного и технологического подходов, сформировавшиеся в результате реализации концепции создания единого информационного общества и осознании необходимости интеграции информационных и традиционных педагогических технологий, обеспечивающих решение новых образовательных задач).

2. Самообразовательная деятельность- это целенаправленная деятельность, управляемая  потребностями и мотивами самой личности, выражающаяся в самостоятельной постановке задач, поиске способов их достижения с целью получения новых знаний и опыта работы, что способствует формированию общественной направленности личности, раскрытию творческого потенциала и индивидуальности. Самообразовательная деятельность обеспечивает каждому индивиду свободу выбора собственного пути самообразования на протяжении всей жизни.

3. Глобальная информатизация общества, выступая одним из катализаторов модернизации системы образования России, создает объективные предпосылки поиска необходимых инновационных подходов, направленных на решение задач интеграции педагогических и информационных технологий для решения новых образовательных задач в условиях информатизации образования.

Информатизация образования рассматривается в единстве взаимосвязанных структурных компонентов, ориентированных на потребности и возможности личности, структуру и содержание образования,  интеграцию педагогических и информационных технологий, объединенных едиными образовательными целями раскрытия и развития возможностей каждого индивида, направленных на формирование готовности личности к жизни и профессиональной деятельности в условиях информатизации общества.

Информатизация образования, не меняя суть самообразовательной деятельности, обогащает образовательный процесс методологией оптимального применения информационных технологий, трансформирует методы и способы достижения конечной цели, способствует созданию благоприятных условий успешного развития личности.

4. Самообразовательная деятельность в условиях информатизации образования понимается как целенаправленная социально ориентированная систематическая деятельность, управляемая самой личностью в интересах самореализации, саморазвития, самосовершенствования посредством информационных технологий, трансформирующих процесс восприятия информации и способы организации самообразования, обеспечивая основу успешного профессионального становления специалиста.

5. Педагогическая концепция развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования опирается на совокупность следующих положений:

  • самообразовательная деятельность в рамках образовательного процесса вуза направлена на достижение личностно и социально значимых целей, при этом важным становятся не только полученные знания, умения и навыки (компетенции), но и выработка собственных способов их усвоения и переработки, обеспечивающих индивидуальный стиль самообразования и саморазвития личности на протяжении всей жизни;
  • образовательный процесс вуза построен на основе мотивационно-деятельностного подхода, предполагающего поэтапное формирование субъектной позиции студента, при которой обеспечивается совпадение мотива деятельности с целью этой деятельности, а самообразование приобретает личностный смысл;
  • внедрение информационных технологий в образовательный процесс вуза основано на принципах их интеграции с педагогическими технологиями и направлено на решение задач удовлетворения потребностей общества и самой личности в её профессиональном развитии и саморазвитии;
  • развитие самообразовательной деятельности студентов происходит в процессе синтеза когнитивного, личностного и предметного опыта, полученного в определенных ситуациях близких к реальности, требующих осознанного самостоятельного выбора, определения способов решения задач и достижения целей, оценки конечного результата; 
  • технология развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования основана на комплексном и целенаправленном применении информационных технологий, предоставляющих возможность формирования индивидуальной образовательной траектории с учетом особенностей, возможностей и потребностей каждого индивида;
  • развитие самообразовательной деятельности студентов происходит под воздействием специально организованной инновационной самообразовательной среды, обеспечивающей формирование мотивации студентов к непрерывному саморазвитию, необходимых для этого знаний о формах и способах самообразования и умений организации самообразовательной деятельности.

6. Модель развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования определяет стратегию организации образовательного процесса вуза, при этом позволяет учесть целевые установки: социальный заказ государства (подготовка конкурентоспособных специалистов), личностные ценности (осознанные и принятые компоненты смысла жизни - творчество, обучение, престиж, совершенство, независимость и др.), социальные ценности (сотрудничество, взаимоподдержка, взаимопомощь и др.), жизненные ценности (отношение с близкими и обществом, работа, дело, бизнес и др.), создаваемые условия информатизации общества и образования; предполагает организацию взаимодействия всех участников образовательного процесса за счет структурирования по месту, времени и способам применения организационно-методического обеспечения: научно-методическое (мотивационно-деятельностный подход, закономерности и принципы развития самообразовательной деятельности в условиях информатизации образования), учебно-методическое (автоматизированные учебные комплексы), внеучебную работу (формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей, создание условий для творческой самореализации личности) и организационно-управленческую работу; определяет логику прохождения взаимосвязанных этапов развития: мотивационно-целевого, операционно-деятельностного и результативно-оценочного, учитывающих структуру самообразовательной деятельности по компонентам: мотивационный (потребности, ценности, интересы, мотивы), информационный (знания о формах и способах организации самообразования), организационно-нормативный (цели, подходы, методы, принципы организации деятельности, прогнозирование результата деятельности), деятельностный (умения самообразовательной деятельности), контролирующий (самоанализ, самоконтроль, самооценка, интерпретация результата); при этом обеспечивается трансформация принципа научения в осознанный и мотивированный процесс развития личности, поиска индивидуальных путей самообразования и саморазвития.

7. Автоматизированные учебные комплексы, обеспечивая комплексное и целенаправленное применение средств информационных технологий в образовательном процессе вуза на основе реализации адаптивных алгоритмов построения индивидуальной образовательной траектории с учетом возможностей и потребностей каждого индивида, выступают ключевым и системообразующим звеном процесса развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования.

8. Успешность процесса развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования может быть оценена на основании ряда критериев, позволяющих определить репродуктивный, эвристический и творческий уровни.

Мотивационный, который предполагает определение уровня сформированности внутренних мотивов и положительного отношения к самообразовательной деятельности, проявляющихся через совокупность показателей: наличие интереса к самообразованию; желание решать поставленные учебные проблемы самостоятельно; стремление овладеть основными умениями самообразовательной деятельности, в том числе посредством информационных технологий; понимание важности самообразовательной деятельности для последующего профессио­нального становления.

Информационный, определяющий сформированность и понимание системной картины, показателями критерия выступают: знание теории развития самообразовательной деятельности и особенностей применения информационных технологий; знание о сущности, формах и методах самообразования, способствующих разви­тию умений самообразовательной деятельно­сти; знание специализированных профессиональных умений; знание форм и способов применения информационных технологий.

Деятельностный, предполагающий владение умениями организации самообразовательной деятельности в условиях информатизации образования, показателями критерия являются умения: самостоятельно сформулировать проблему на основе приобретенной информации или увидеть проблему в обычной ситуации; выдвигать гипотезу, определить способ ее проверки; проанализировать данные, предложить методику их сбора и обработки; формулировать выводы и видеть возмож­ности практического применения полученных результатов; оценивать результаты своей работы и обоснованно доказывать их правильность; применять возможности информационных технологий.

Список опубликованных работ
I. Монографии

1.Суханов, П.В. Концепции стратегического развития системы образования. Кн. 2: монография / П.В. Суханов, О.В. Бердова, В.П. Дудяшова, Н.А. Кипень [и др.]. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2012. – 18,5 п.л. (авторский текст 4,4 п.л.)ISBN 978-5-904771-76-8

2.Суханов, П.В. Педагогическая концепция развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования: монография / П.В. Суханов. – М.: Изд-во Триумф, 2013. – 13,6 п.л.: ил. ISBN 978-5-89392-540-1

3.Суханов, П.В. Технология развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования: монография / П.В. Суханов. – М.: Изд-во Триумф, 2013. – 14,2 п.л.: ил. ISBN 978-5-89392-569-2

II. Статьи в журналах, включенных в перечень периодических изданий, рекомендованных ВАК

4.Суханов, П.В. Организационные формы применения автоматизированных учебных комплексов в образовательном процессе вуза // Школа будущего. – 2012. № 6. – 0,6 п.л. (в соавторстве).

5.Суханов, П.В. Особенности инноваций в области образовательных и наукоёмких технологических разработок // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – 0,8 п.л. (в соавторстве).

6.Суханов, П.В. Актуальные проблемы информатизации образования в контексте развития умений самообразовательной деятельности студентов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – 0,7 п.л. (в соавторстве).

7.Суханов, П.В. Характеристика самообразовательной деятельности студентов в системе современного высшего профессионального образования // European socialscience journal (Европейский журнал социальных наук). Серия образовательные парадигмы. – 2012. Т.1. № 8(24). – 1,0 п.л.

8.Суханов, П.В. Факторы неопределенности социального статуса студентов учебных военных центров как новой социальной группы военной молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 1. – 1,0 п.л. (в соавторстве).

9.Суханов, П.В. К вопросу о технологиях организации самостоятельной работы студентов // European socialscience journal (Европейский журнал социальных наук). Серия образовательные парадигмы. – 2012. Т.1. № 9(25). – 0,7 п.л.

10.Суханов, П.В. К вопросу о самообразовательной деятельности студентов в системе современного высшего профессионального образования // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. – 2012. – № 7. – 1,0 п.л.

11.Суханов, П.В. Воинская идентичность студентов учебных военных центров // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 5. – 0,6 п.л. (в соавторстве).

12.Суханов, П.В. Организация самостоятельной работы студентов в системе непрерывного высшего профессионального образования // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. – 2012. – № 8. – 7,3 п.л.

13.Суханов, П.В.Инновационная самообразовательная среда – важнейшее условие на пути к новому качеству образования // Школа будущего. – 2012. – № 6. – 0,5 п.л. (в соавторстве).

14.Суханов, П.В. Закономерности и принципы развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования // Образование. Наука. Научные кадры. – 2012. – № 7. – 0,9 п.л. (в соавторстве).

15.Суханов, П.В. Проблема воинской идентичности студентов учебных военных центров // Армия и общество. –2012. – № 6. – 0,6 п.л. (в соавторстве).

16.Суханов, П.В. Принципы построения и реализации автоматизированных учебных комплексов в образовательном процессе вуза // Ярославский педагогический вестник. – 2013. – № 2. – 0,7 п.л. (в соавторстве).

17.Суханов, П.В. Мотивационно-деятельностная модель развития самообразовательной деятельности студентов // Школа будущего. – 2013. – № 2. – 0,7 п.л. (в соавторстве).

18.Суханов, П.В. Дидактические принципы применения автоматизированных учебных комплексов в образовательном процессе вуза // Наука и школа. – 2013. – № 1. – 0,7 п.л. (в соавторстве).

19.Суханов, П.В. Технология и организационные формы развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования // Армия и общество. – 2013. – № 1. – 0,9 п.л. (в соавторстве).

20.Суханов, П.В. Концептуальные основы развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования // Наука и школа. – 2013. № 1. – 0,6 п.л. (в соавторстве).

III. Учебники, учебные пособия, методические рекомендации

21.Суханов, П.В.Основы психолого-педагогической теории развития личности: Учебно-методическое пособие для преподавателей и курсантов вузов. – Оренбург, 2001. – 6. п.л.

22.Суханов, П.В. Развитие самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений МО РФ / Оренбург, 2008. – 6,5 п.л.

23.Теоретико-практические основы развития самообразовательной деятельности студентов: Учебное пособие для преподавателей высших учебных заведений МО РФ / Оренбург. 2009. – 6,3 п.л.

24.Суханов, П.В. Роль гуманитарных и информационных технологий в развитии самообразовательной деятельности выпускника: Учебное пособие для преподавателей высших учебных заведений / Под ред. Л.А. Гегель. – М.: Изд-во «МАТИ», 2010. – 2,5 п.л. (авторский текст 1,8 п.л.).

25.Суханов, П.В. Инновационная самообразовательная среда вуза как условие успешного развития самообразовательной деятельности студентов: Учебное пособие для преподавателей высших учебных заведений / Под ред. Л.А. Гегель. – М.: Изд-во «МАТИ», 2010. – 2,5 п.л. (авторский текст 1,8 п.л.).

26.Суханов, П.В. Теоретико-методические основы развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования. Часть I.: Учебное пособие для преподавателей высших учебных заведений / Под ред. Л.А. Гегель. – М.: Изд-во «МАТИ», 2010. – 4,3 п.л. (авторский текст 4,0 п.л.).

27.Суханов, П.В. Теоретико-методические основы развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования. Часть II.: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Л.А. Гегель. – М.: Изд-во «МАТИ», 2010. – 3,7 п.л. (авторский текст 2,3 п.л.).

VI. Научно-исследовательские работы

28.Суханов, П.В. Инженерно – психологическое проектирование взаимодействия человека с техническими средствами: Научно-исследовательская работа / Заказчик МО РФ // Отчет НИР «Интеллект». – Оренбург, 2000. – 3,7 п.л. (авторский текст 1,3 п.л.).

29.Суханов, П.В. Разработка алгоритмов обработки информации в системах «человек-машина» / Заказчик МО РФ // Отчет НИР «Алгоритм». – Оренбург, 2000. – 2,2 п.л. (авторский текст 1,0 п.л.).

30.Суханов, П.В. К вопросам технологии подготовки офицерского состава в военных вузах / Заказчик МО РФ // Отчет НИР «Технология». – Оренбург, 2005. – 3,0 п.л. (авторский текст 1,3 п.л.).

31.Суханов, П.В. Мотивационная сфера граждан, проходящих военную подготовку по программе обучения офицеров запаса на ФВО и для службы по контракту в УВЦ / Заказчик МО РФ // Отчет НИР «Мотив». – М. 2005. – 10 п.л. (авторский текст 7,0 п.л.).

32.Суханов, П.В. Совершенствование подготовки военных кадров в образовательных учреждениях МО РФ на основе прогрессивных технологий. / Заказчик Минобрнауки РФ// Отчет НИР «Контрагент-51-СВ». – М. 2012. – 7,0 п.л. (авторский текст 1,7 п.л.).

V. Статьи в сборниках научных трудов и журналах, материалы научных конференций

33.Суханов, П.В. Возможности новых информационных технологий в образовании // Региональная конференция молодых ученых и специалистов / Материалы научно-практической конференции. – Оренбург, 1999. – 0,7 п.л.

34.Суханов, П.В. Противоречия развития личности будущего офицера в образовательном процессе // Межвузовская конференция молодых ученых и специалистов / Сборник материалов. – Оренбург, 2001. – 0,3 п.л.

35.Суханов, П.В. Мотивация учебной деятельности как движущая сила развития познавательной активности будущих офицеров // Региональная конференция молодых ученых и специалистов / Сборник материалов. – Оренбург, 2001. – 0,3 п.л.

36.Суханов, П.В. Мотивационно-целевой метод системообразующий элемент обучения курсантов военного вуза // Региональная межвузовская научно-практическая конференция / Сборник материалов. – Бугуруслан, 2001. – 0,8 п.л.

37.Суханов, П.В. Мотивационно-целевой метод как фактор развития познавательной активности будущих офицеров // Региональная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов / Сборник научных трудов. – Челябинск, 2001. – 0,8 п.л.

38.Суханов, П.В. Психолого-педагогические основы развития познавательной активности будущих офицеров // Межвузовская научно-практическая конференция / Сборник научных трудов. – Оренбург, 2001. – 1,0 п.л.

39.Суханов, П.В. Разработка и исследование модели комплексированной информационной системы обучения в военном вузе // Межвузовская научно-практическая конференция / Сборник научных трудов. – Смоленск, 2001. – 0,9 п.л.

40.Суханов, П.В., Евлампьев, А.В. Особенности информационного обеспечения электронных средств обучения // Межвузовская научно-практическая конференция / Сборник научных трудов. – Смоленск, 2002. – 0,3 п.л. (авторский материл – 0,2 п.л.)

41.Суханов, П.В. Дидактика применения информационных технологий в учебном процессе военного вуза // Интенсификация занятий, формирующих знания. Методический сборник №18. ВУ В ПВО ВС РФ / Сборник научных трудов. – Смоленск, 2002. – 0,8 п.л.

42.Суханов, П.В. Развитие самостоятельной познавательной активности в военном вузе // Научно практическая конференция молодых ученых и специалистов Оренбургской области / Сборник научных трудов. – Оренбург, 2002. – 0,7 п.л.

43.Суханов, П.В. Проблемы применения новых информационных технологий в системе высшего образования // Научно практическая конференция молодых ученых и специалистов Оренбургской области / Сборник научных трудов. – Оренбург, 2002. – 0,1 п.л.

44.Суханов, П.В. Особенности применения информационных технологий в учебном процессе военного вуза // Интенсификация занятий, формирующих знания. Методический сборник №20. ВУ В ПВО ВС РФ / Сборник научных трудов. – Смоленск, 2002. – 0,3 п.л.

45.Суханов, П.В. Компьютерное тестирование как средство повышение эффективности контроля знаний // Научно практическая конференция молодых ученых и специалистов Оренбургской области / Сборник научных трудов. – Оренбург, 2003. – 0,2 п.л.

46.Суханов, П.В. Применение новых информационных технологий в системе высшего образования // Интенсификация занятий, формирующих знания. Методический сборник №21. ВУ В ПВО ВС РФ / Сборник научных трудов. – Смоленск, 2003. – 0,2 п.л.

47.Суханов, П.В. Сущность самообразовательной деятельности студентов // Региональная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов / Сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2003. – 0,2 п.л.

48.Суханов, П.В. Научно-теоретические основы развития самообразовательной деятельности курсантов военных вузов // Научно практическая конференция молодых ученых и специалистов Оренбургской области / Сборник научных трудов. – Оренбург, 2003. – 0,1 п.л.

49.Суханов, П.В. Применение компьютерных сетевых технологий в обучении в контексте организации самостоятельной работы студентов вуза // Интенсификация занятий, формирующих знания. Методический сборник №32. ВУ В ПВО ВС РФ / Сборник научных трудов. – Смоленск, 2004. – 0,8 п.л.

50.Суханов, П.В. Применение компьютерных презентаций при организации самостоятельной работы студентов вуза // Научно практическая конференция молодых ученых и специалистов Оренбургской области / Сборник научных трудов. – Оренбург, 2005. – 0,3 п.л.

51.Суханов, П.В. Особенности применения компьютерных презентаций при развитии умений самообразовательной деятельности студентов // Интенсификация занятий, формирующих знания. Методический сборник №47. ВУ В ПВО ВС РФ / Сборник научных трудов. – Смоленск, 2006. – 0,4 п.л.

52.Суханов, П.В. Особенности формирования умений самообразовательной деятельности в системе подготовки офицерского состава в военных вузах // Научно практическая конференция молодых ученых и специалистов Оренбургской области / Сборник научных трудов. – Оренбург, 2007. – 0,2 п.л.

53.Суханов, П.В. Педагогические условия развития самообразовательной деятельности будущих офицеров в военном ВУЗе // Интенсификация занятий, формирующих знания. Методический сборник №64. ВУ В ПВО ВС РФ / Сборник научных трудов. – Смоленск, 2007. – 0,6 п.л.

54.Суханов, П.В. Развитие умений самообразовательной деятельности студентов в условиях компьютерного сопровождения учебного процесса // Наука, образование, творчество / Методический сборник трудов №1. – Оренбург, 2008. – 0,6 п.л.

55.Суханов, П.В. Теоретико-методологические аспекты развития самообразовательной деятельности студентов вуза // Региональная межвузовская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов / Межвузовский сборник научных трудов. – Екатеринбург, 2008. – 0,2 п.л.

56.Суханов, П.В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования // Материалы всероссийской научно-практической конференции / Сборник научных трудов. – Краснодар, 2008. – 0,1 п.л.

57.Суханов, П.В. Развитие самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования как педагогическая инновация // Межвузовская научно-практическая конференция / Сборник научных трудов. – Смоленск, 2008. – 0,2 п.л.

58.Суханов, П.В. Личность курсанта военного вуза как субъект самообразовательной деятельности // Проблемы и особенности подготовки офицеров для прохождения службы по контракту в гражданских вузах / Сборник научных статей. – Москва, 2009. – 0,2 п.л.

59.Суханов, П.В. Технология и организационные формы применения автоматизированных учебных комплексов в образовательном процессе вуза// Проблемы и особенности подготовки офицеров для прохождения службы по контракту в гражданских вузах / Сборник научных статей. – Москва, 2009. – 0,2 п.л.

60.Суханов, П.В. Инновационная самообразовательная среда вуза как фактор развития самообразовательной деятельности студентов // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Материалы международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2010. – 0,2 п.л.

61.Суханов, П.В., Карлова, Е.Н. Основы мотивационно-деятельностного подхода в развитии самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Материалы международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2010. – 0,3 п.л. (авторский текст – 0,2 п.л.)

62.Суханов, П.В., Гегель, Л.А. Мотивационно-деятельностный подход в развитии самообразовательной деятельности студентов // Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Материалы международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2010. – 0,2 п.л. (авторский текст – 0,1 п.л.)

63.Суханов, П.В. Закономерности и принципы развития самообразовательной деятельности студентов в условиях информатизации образования // Модернизация системы подготовки офицеров для прохождения службы по контракту в гражданских вузах / Сборник научных статей. – Москва, 2011. – 0,2 п.л.

64.Суханов, П.В. Теоретические аспекты развития самообразовательной деятельности студентов в современной высшей школе // Модернизация системы подготовки офицеров для прохождения службы по контракту в гражданских вузах / Сборник научных статей. – Москва, 2011. – 0,2 п.л.

65.Суханов, П.В. Сущность технологии обучения и степень технологичности традиционной теории и практики подготовки офицерских кадров в учебных военных центрах // Личность курсанта: психологические особенности бытия / Материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Краснодар, 2011. – 0,25 п.л.

66.Суханов, П.В.Характеристика самообразовательной деятельности студентов в системе современного высшего профессионального образования России // Современные направления научных исследований / Материалы VI Международной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 2012. – 0,2 п.л.

67.Суханов, П.В. Актуальные проблемы организации самостоятельной работы студентов в условиях информатизации образования // Психология, социология, педагогика / Научно-практический журнал. – 2012. – № 1 (часть 1) – 0,5 п.л.