- Понятие «художественная публицистика», как оно сложилось на сегодняшний день в лингвистике и теории журналистики, объединяет крайне разнородную группу текстов, единство которой носит полифилитический, сугубо внешний характер, не учитывающий собственно эстетические признаки произведений. Эта группа распадается на два существенно отличных блока, которые можно охарактеризовать как языковую «живописную публицистику» и насыщенную прототипами «документальноую художественную прозу».
- Наряду с этими типами («живописная публицистика» и «документальная художественная проза»), существуют «художественно-публицистические единства» - произведения, в которых в соответствии с изначальной авторской интенцией эмпирический мир предстает как имеющий в своей глубине эстетический характер.
- Одним из «вершинных» и наиболее завершенных примеров художественно-публицистического единства служит «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского, взятый во всем его объеме 1873-1881 гг.
- Композиционно-архитектоническая цельность художественно-публицистического единства организована на основе принципа двойственной взаимодополнительности. Все композиционные и архитектонические категории подобного произведения реализуют напряженный фактически-эстетический переход.
- В плане эстетически «завершающих» элементов для художественно-публицистических единств характерен особый творческий хронотоп: «увиденное» («описанное», «понятое») и «порожденное» предстают как находящиеся в неслиянно-нераздельном взаимодополнительном единстве. Лик автора-творца - это лик соавтора, приоткрывающего в своем творческом акте замысел «другого», абсолютного Творца.
- В плане сюжета художественно-публицистические единства показывают наличный факт, находящийся в состоянии преобразующего скачка, в результате которого автор-творец парадоксально выражает личностный и «конечный» смысл эмпирического объекта. Изображенное - одновременно и сущее и порожденное; эмпирически наличное (факт) и могущее быть (эстетический объект).
- В плане композиции художественно-публицистические единства организованы последовательностью дескрептивных, интерпретирующих компонентов (фактографическое описание, ментатив, экземпела) и компонентов художественных (фикциональная вариация, прорицание, воспоминание). Композиционные элементы, принадлежащие художественному и публицистическому полюсам, находятся в условиях напряженного, но неразрывного единства.
- Повествование художественно-публицистических единств организовано от лица, эстетически отличного от биографической фигуры автора. В то же время повествователь не есть созданная ex nihil речевая функция, но эманация автора, сохраняющая доступ к жизненному опыту автора, так что повествование протекает в зоне «одержимости героя автором» (М.М. Бахтин).
- В плане стилистики художественно-публицистические единства образованы сложной системой координации голосов, последовательностью вариаций, в которой речь Публициста предстает не как истина в последней инстанции, а как одно из высказываний, в лучшем случае - своя-чужая речь.
1.Прохоров, Г.С. Поэтика прозаической книги : Эйдетический период. Коломна: МГОСГИ, 2011. – 125 с.
2.Прохоров, Г.С. Поэтика книги прозы : Период традиционализма. Изд. 2. Saarbruecken: LAP, 2012. – 189 с.
3.Прохоров, Г.С. Композиционная форма «Дневника Писателя» Ф.М. Достоевского: Аспекты поэтики. Коломна: МГОСГИ, 2013. – 92 с.
Статьи из списка ВАК
4.Прохоров, Г.С. Художественная публицистика А.И. Герцена и Ф.М. Достоевского: между риторикой и поэтикой // Вестник Пермского университета. Пермь : ПерГУ, 2013. № 1(21). С. 114–119.
5.Прохоров, Г.С. О композиции «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 6.
6.Прохоров, Г.С. О композиционно-архитектоническом устройстве «прорицаний» в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского // Вестник Тверского государственного университета. Тверь : ТвГУ, 2013. № 4. С. 282–288.
7.Прохоров, Г.С. «Дневник писателя» Достоевского : публицистика или новый жанр? // Вопросы литературы. 2013. № 5. [В печати]
8.Прохоров, Г.С. Организация повествования в художественно-публицистическом произведении // Известия Саратовского университета : Новая серия. Сер. Филология. Журналистика. 2012. № 2. С. 57–61.
9.Прохоров, Г.С. Феномен художественно-публицистического текста в журналистике ("Наша общественная жизнь" М. Е. Салтыкова-Щедрина и "Дневник писателя" Ф. М. Достоевского) // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитар. науки. 2012. № 2 (102). С. 18–25.
10.Прохоров, Г.С. Событие в мире «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского // Вестник Череповецкого государственного университета. Череповец: ЧерГУ, 2012. № 1(37). Т. 2. С. 86–88.
11.Прохоров, Г.С. Россия в сюжетном пространстве «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского: факт и эйдос // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск: ЧелГУ, 2012. № 6 (260). Вып. 64. С. 100–103.
12.Прохоров, Г.С. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского и «В чем моя вера» Л.Н. Толстого : (К вопросу о монологичности / полифоничности в публицистике) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Киров, 2011. № 4. Т. 2. С. 93–97.
13.Прохоров, Г.С. Христианский праздник в публицистическом мире Ф.М. Достоевского (на материале «Дневника писателя» за 1876 год) // Вестник Челябинского государственного университета : Научный журнал. Вып. 34. Филология. Искусствоведение. Челябинск : ЧелГУ, 2009. № 27(165). С. 115–118.
14.Прохоров, Г.С. «Мир реальный» и «мир художественный» в «Дневнике писателя» за 1873 год (на материале «Власа) // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение. Челябинск, 2007. № 13 (91). Вып. 14. С. 81–84.
15.Прохоров, Г.С. Библейский страт в «Псалмах» Г. Сапгира // Вестник молодых ученых. Сер. Филологические науки. СПб., 2002. № 10. С. 72–75.
Статьи в иностранных изданиях:
16.Прохоров, Г.С. Художественное воспоминание: между пространством исторического факта и пространством эстетического мира // Studia Rossica. XXI. Warszawa, 2012. S. 87–95.
17.Прохоров, Г.С. «Дневник писателя» Ф.М. Достоевского в контексте эстетических положений натуральной школы // Literatura rosyjska XVIII – XXI w. Dialog idei i poetyk : Dyskurs o wspolczesnosci : Materialy medzynarodowej konferencji. Lodz: Primum verbum, 2010. S. 37–46.
18.Прохоров, Г.С. Документальность и художественность как потенциальные грани мемуарных произведений (А.Т. Болотов - Ф.М. Достоевский - Б. Пильняк) // Studia Rossica XX (t. 1), Warszawa 2010, s. 49–62.
19.Прохоров, Г.С. Между невежеством и светом: «творческий хронотоп» в сочинениях о России Никодима (Селлия) // Acta litteraria comparativa. № 3. Barbaras europos literaturoje ir kulturoje / Barbarian in European literature and culture. Vilnius, 2008.
20.Прохоров, Г.С. Проблема героя в художественной публицистике (на материале «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского) // Studia Rossica. XIX : Dzienniki, notatniki, listy pisarzy rosyjskich. Warszawa, 2007. S. 89–96.
21.Прохоров, Г.С. Разграничение художественного и нехудожественного дискурсов в эго-документах // Dzienniki, notatniki I listy pisarzy rosyjskich: Tezy referatow. Warszawa, 2007. S. 18–19.
22.Прохоров, Г.С. Когда автор оказывается скриптором, или о понятии «книжник» // Автор как проблема теоретической и исторической поэтики: Сб. научн. ст.: В 2 ч. Минск, 2007. Ч. 1. С. 161–165.
23.Прохоров, Г.С. Текст и произведение в системе взаимодействия между автором и скриптором // Proceedings of the XII Bakhtin International Conference. Jyvjaskylja, 2006. P. 118–125.
24.Прохоров, Г.С. Книга прозы как антиномичное целое // Studia Slavica. VI. Таллинн, 2006. С. 88–98.
25.Прохоров, Г.С. Диффузность границ авторства в средневековой книге прозы // Studia Slavica. V. Таллинн, 2005. С. 75–89.
26.Прохоров, Г.С. Функция расслоения образа автора в сборниках с заголовочным знаком зерцало // Studia Slavica IV. Таллинн, 2004. С. 110–123.
27.Прохоров, Г.С. Эволюция нарративной системы в группе текстов с названием «Зерцало» // Русская филология 14. Тарту, 2003. С. 29–35.
28.Прохоров, Г.С. Явление дисперсности в системе текста // Studia Slavica. III. Таллинн, 2003. С. 381–391.
29.Прохоров, Г.С. Диалог в структуре трактата И. Рейхлина “Augenspiegel” // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики: Материалы международной научной конференции 3 – 5 октября 2000 года. Гродно. 2001. Ч. 2. С. 81–88.
Статьи в российских изданиях:
30.Прохоров, Г.С. Что такое художественная публицистика? // Новый филологический вестник. 2012. № 3 (22). С. 44–52.
31.Прохоров, Г.С. Время как стержень художественного мира в прозаической книге Бориса Пильняка «Быльё» // Б.А. Пильняк : Исследования и материалы : Сб. научн. тр. Вып. VI. Коломна, 2011. С. 11–21.
32.Прохоров, Г.С. Повествовательная структура «Дневника писателя» Ф.М. Достоевского (постановка вопроса) // Новый филологический вестник. М., 2010. № 4(15). С. 5–14.
33.Прохоров, Г.С. Изображенная действительность в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского: проблема статуса // Культура в фокусе знака: Сборник научных трудов. Тверь, 2010. С. 285–296.
34.Прохоров, Г.С. Чужое слово в «Дневнике писателя» Ф.М. Достоевского (на материале фрагмента «Влас») // Школа теоретической поэтики: сборник научных трудов к 70-летию Натана Давидовича Тамарченко / ред.-сост. В.И. Тюпа, О.В. Федунина. – М.: Издательство Кулагиной – Intrada, 2010. С. 122–128.
35.Прохоров, Г.С. Дисперсный текст // Литературоведческие термины: Материалы к словарю. Вып. 3. Интерпретация. Коломна, 2009. С. 11–13.
36.Прохоров, Г.С. Книга прозы // Словарь актуальных терминов и понятий. М.: Интрада, 2008. С. 95–96.
37.Прохоров, Г.С. «Доски судьбы» Велемира Хлебникова как междискурсивное образование // «Доски судьбы» Велемира Хлебникова: Тексты и контексты: Статьи и материалы. М.: Три квадрата, 2008. С.69–74.
38.Прохоров, Г.С. Эстетический объект в эйдетических произведениях (на материале «Хождения на Флорентийский собор Неизвестного Суздальца») // Филологический журнал. М., 2007. № 1(4). С. 28–33.
39.Прохоров, Г.С. Концепция повествовательных субъектов М.М. Бахтина в контексте теологических классификаций природы // IV Пасхальные чтения: Гуманитарные науки и православная культура. М., 2007. С. 181–186.
40.Прохоров, Г.С. Соотношение композиционной и архитектонической форм в книге: эйдетический период // Вестник Коломенского государственного педагогического института: Гуманитарная серия. Коломна, 2006. С. 157–162.
41.Прохоров, Г.С. «Доски судьбы» Вел. Хлебникова: сюжетный аспект // Филологический журнал. М., 2006. № 2(3). С. 248–251.
42.Прохоров, Г.С. Традиции прозаической книги в современной литературе (на материале «Возвращения в Союз» Д. Добродеева) // Современная русская литература: Материалы научно-практической конференции. Пермь, 2005. Ч. 1. С. 105–110.
43.Прохоров, Г.С. Система "автор - скриптор" в произведениях с заголовочным знаком "Зерцало" // Русская литература и внетекстовая реальность: Историко-литературный сборник. Материалы "Герценовских чтений" 2003 г. СПб., 2004. С. 5–11.
44.Прохоров, Г.С. Система библейских цитат в «Слове о житии и учении святого отца нашего Стефана, епископа Пермского» // Библия и национальная культура: Межвуз. сб. научн. статей и сообщений. Пермь, 2004. С. 161–162.
45.Прохоров, Г.С. Библия как текст о книге как произведении. К вопросу об архитектонической форме книги // Гуманистические основы преподавания гуманитарных дисциплин в ВУЗе: Материалы международной научно-практической конференции 28 ноября 2003 года. Челябинск, 2003. С. 243–249.
46.Прохоров, Г.С. Ситуация «текст в тексте» как интегральный топос «Великого Зерцала» // Актуальные вопросы изучения литературы, русского языка и проблемы столичного образования: Материалы 2-й межвузовской научно-практической конференции молодых ученых-филологов. М., 2003. С. 5–11.
47.Прохоров, Г.С. Сайт как структурно-семантическое единство // Современная русская литература. Проблемы изучения и преподавания: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пермь, 2003. Ч. 1. С. 230–232.
48.Прохоров, Г.С. Еврейские мудрецы в трактате И. Рейхлина «Augenspiegel» (к вопросу о системе сносок в трактате) // Материалы Восьмой ежегодной международной междисциплинарной конференции по иудаике. В 2 ч. М., 2001. Ч. 2. С. 195–203.
49.Прохоров, Г.С. Функция библейского парафраза в организации внутреннего интертекста поэмы Венедикта Ерофеева «Москва – Петушки» // «Москва – Петушки» Вен. Ерофеева: Материалы Третьей международной конференции «Литературный текст: проблемы и методы исследования» 18 мая 2000 года. Тверь, 2000. С. 96–101.