2. Специфика социального положения детства раскрывается в терминах внешнего и внутреннего неравенства. Внешнее неравенство проявляется в неравных со взрослыми возможностях удовлетворения потребностей и интересов детства, в особенности потребностей самоутверждения и социального признания. К проявлениям внешнего неравенства отнесены выталкивание детства на «обочину» взрослой жизни и его уязвимость в условиях общества нестабильности и риска. Внутреннее неравенство распадается на неравенство детей и взрослых в повседневной жизни (это проекция неравенства макроуровня на микросоциальный уровень) и неравенство стартовых позиций разных детей. Детское сообщество стратифицируется по признаку совокупного ресурса, складывающегося из личной, семейной и территориальной компонент.
Разрывы между декларируемыми принципами равенства детей, приоритетности их интересов, отраженными в государственной социальной политике, и детской повседневностью приводят к стратифицированности детского сообщества, множественности миров детства. В контексте социального неравенства социальная защита детства интерпретируется как модель отношения общества к детям, мера социальной ответственности взрослых, выполняющих функции жизнеобеспечения, социостабилизации и развития детства.
3. Институциональный анализ социальной защиты детства предполагает выделение макро-, мезо- и микросоциального уровней изучения. Макроуровень социальной системы охватывает социальные институты и межинституциональное пространство. Единицами анализа выступают «институциональные ресурсы и риски», «межинституциональные риски и ресурсы». Мезоуровень связан с региональной локализацией учреждений социальной защиты детства. Единицами анализа этого уровня являются «социальные организации», «подсистемы управления, коммуникации, контроля», «управленческие риски и ресурсы», «формальные нормы». Микроуровень институционального анализа предполагает обращение к повседневности, соответственно, единицей анализа выступают практики - институциональные и семейные. В итоге система социальной защиты детства определяется как совокупность социальных институтов, организаций и практик, обеспечивающих сохранение и развитие детства, поддержание безопасной социальной среды, создание равных стартовых возможностей для детей разных социальных групп.
4. Целью системы социальной защиты детства выступает «качество детства» (физическое и психическое здоровье, интеллектуально-образовательный и нравственный потенциал). Достижение безопасности детства через создание безопасного пространства и поддерживающего окружения трактуется как промежуточная цель социальной защиты. Достижимость цели системы социальной защиты детства определяется соотношением рисков и ресурсов. Риски рассматриваются как факторы нисходящей мобильности, вызывающие распыление и последующий дефицит ресурсов. Ресурсы, переведенные в активы, т.е. задействованные в повседневных действиях и взаимодействиях, нейтрализуют риски и создают базу для восходящей мобильности.
Система социальной защиты детства подвержена влиянию внешних и внутренних рисков и ресурсов. Внешняя классификация включает «матричные» риски и ресурсы, задаваемые «политикой-экономикой-идеологией», и риски и ресурсы сопутствующих институтов. Внутренняя классификация распадается на институциональные, межинституциональные и индивидуально-семейные риски и ресурсы. Возможны четыре варианта соотношения рисков и ресурсов: «много рисков, мало ресурсов», «мало рисков, много ресурсов», «мало ресурсов, мало рисков», «много ресурсов, много рисков». Первая ситуация приводит к социальному неблагополучию детства, вторая - к социальному благополучию, а третья и четвертая вызывают маргинальность, неустойчивость позиций детства.
5. Поскольку системообразующие отношения социальной защиты формируют четыре социальных института (образования, здравоохранения, социальной поддержки и правозащитный), институциональные и межинституциональные риски и ресурсы являются базовыми. Институциональные риски подразделяются на управленческие, исполнительские и потребительские и соответствуют трем ключевым фигурам в процессе защиты детства - органам управления, учреждениям и семьям. Институциональные ресурсы включают кадры, технологии, финансы, инновационный потенциал, научно-исследовательскую базу, организационное разнообразие, идеологическое основание.
Определены две формы упорядочивания межинституциональных взаимодействий - конвенции и объединения. Конвенциональная форма воплощается в отраслевых, межотраслевых соглашениях о взаимодействии. Целью соглашений является интеграция информационных, профессиональных, научных и других ресурсов для достижения кумулятивного эффекта. Объединения как форма межведомственного (межинституционального) взаимодействия ориентированы на придание комплексного характера деятельности по социальной защите детства. Выделены свободные (неформальные) партнерства - сети; свободно-организованные (полуформализованные партнерства) - профессиональные коллаборации, и формальные партнерства - действующие на постоянной основе ассоциации. Главный ресурс объединений - профессиональный, остальные виды ресурсов, как правило, ограничены.
6. Социальная защита детства развивается в русле трех процессов - индивидуализации, фамилизации и институциализации. Институциализация означает сосредоточение ресурсов в системном «ядре» - образовании, здравоохранении, социальной поддержке и правовой защите. Этот процесс развивается вследствие сокращения времени пребывания родителей с детьми, снижения качества детско-родительского общения. Фамилизация - это противоположный процесс переноса защитных функций в отношении ребенка с учреждений на семью, сопровождающийся передачей ресурсов. Взаимодействия семьи с учреждениями могут развиваться, по меньшей мере, по четырем сценариям, обозначенным как «ритуализм» (принятие институциональных норм сочетается с социальной пассивностью родителей), «мятеж» (активное непринятие родителями институциональных норм), «партнерство» (активное принятие институциональных норм) и «бегство» (непринятие институциональных норм в сочетании с социальной пассивностью родителей). Сценарий партнерских отношений семьи и учреждений является альтернативой фамилизации и институциализации детства, предполагая распределение между ними ответственности за детей, соединение семейных и институциональных ресурсов для нейтрализации рисков. Третий процесс - индивидуализация детства - означает постепенное формирование самозащитных навыков у детей с привлечением семейных и институциональных практик.
7. Мезосоциальный уровень институционального анализа представлен моделью управления социальной защитой детства в Хабаровском крае. Системное «ядро» претерпевает социальные трансформации на региональном уровне. Правозащитные функции распределены между структурными подразделениями институтов здравоохранения, образования и социальной поддержки. Региональное законодательство поддерживает заданные макроуровнем институциональные рамки: детство воспринимается как уязвимое, слабое; поддерживается установка на сохранение кровной семьи ребенка; воспроизводится нормативная модель «семьи для общества». Формат модернизации системы социальной защиты детства сдерживается дефицитом региональных ресурсов.
8. На микросоциальном уровне институционального анализа социальной защиты детства исследуются соответствующие практики, которые интерпретируются как повседневные действия, направленные на жизнеобеспечение, развитие и поддержку детей. В зависимости от агентов они подразделяются на семейные (агенты - родители, родственники), институциональные (агенты - специалисты государственных и муниципальных учреждений образования, здравоохранения, правовой защиты и социальной поддержки) и общественные (агенты - специалисты негосударственных некоммерческих организаций, поддерживающих семью и детей). В центре институциональных и общественных практик защиты находится семья социального неблагополучия. При этом стабильность, упорядоченность и профессиональная подготовка кадров государственного сектора противостоят высокой мотивированности, добровольчеству, инновационному потенциалу сотрудников общественных организаций. Участие бизнес-организаций в социальной защите детства проявляется в формах обеспечения комфортности среды для семей с детьми, производства товаров и услуг для детей и иногда благотворительной поддержки семей и общественных организаций. Бизнес-организации, воспринимая детство «как товар», добавляют в процессы социальной защиты вектор маркетизации, создают высокопороговые организации для детей.
9. Семейные практики защиты детства - это ежедневные типичные действия родителей и других родственников по созданию поддерживающего окружения для ребенка, формированию у него навыков самосохранительного поведения, а также осуществлению контроля за соблюдением норм безопасного поведения. Разные семейные стили защиты детства сведены к четырем, условно обозначенным как «тепличка» (многослойная система защиты), «школа жизни» (самозащита сочетается с минимальной семейной поддержкой), «адаптация» (постепенное сужение сферы родительской защиты за счет формирования у ребенка навыков самозащиты), «самоустранение» (сведение семейных функций к удовлетворению физиологических потребностей ребенка). Выбор того или иного стиля защиты определяется наличием у семьи финансовых и социально-культурных ресурсов, способных в некоторых ситуациях к взаимной конвертации. В основе обозначенных стилей родительской защиты лежат разные представления о детстве: как о «социальном питомнике» (стиль «тепличка»), «особом племени» («школа жизни»), «исчезающем мире» («адаптация»). Если в случае «искейпа» родители перестают удовлетворять физиологические потребности детей, а другие ресурсы семейного окружения не компенсируют ситуацию, то детство становится «детством 3 Д», и в его спасение включаются социозащитные учреждения.
10. Городское пространство является пространством, в котором наиболее отчетливо проступают эффекты соединения институциональных, общественных, семейных ресурсов, а также бизнес-ресурсов социальной защиты детства. В то же время в городской среде активнее воспроизводятся механизмы закрепления внешнего и внутреннего неравенства детства, нежели чем в сельской. В качестве индикаторов внешнего неравенства детства в городе мы выделяем преобладание взрослых зон над детскими, неразвитость инфраструктуры детских развлечений и отдыха, а также преобладание организованного пространства детства над свободным, стихийно развивающимся пространством. Индикаторы внутреннего неравенства детства охватывают городскую структуру расселения, обеспеченность ее районов детскими учреждениями.
В качестве маркеров социальной защищенности городской среды определены ее безопасность, комфортность и направленность на развитие детей. Индикаторами безопасности выступают наличие ответственных взрослых, установление территориальных границ, действие институциональных практик контроля. Главными критериями комфортности являются безбарьерность среды, ее насыщенность учреждениями социальной защиты детства, доступность социальных услуг и товаров для детей. Направленность на развитие городской среды определяется количеством спортивно-оздоровительных, культурно-досуговых учреждений для детей.
1.Филипова, А.Г. Социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей 80-90-е годы XX века: региональный аспект: моногр. / А.Г. Филипова. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУ ВПО «КнАГТУ», 2008. – 168 с. (9,82 п.л.) – ISBN 978-5-7765-0702-1.
2.Филипова, А.Г. Общественные организации и социальная защита детства: моногр. / А.Г. Филипова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 129 с. (8,25 п.л.) – ISBN 978-5-8064-1733-7.
3.Филипова, А.Г. Социальная защита детства в современной России: моногр. / А.Г. Филипова. – СПб.: Астерион, 2012. – 247 с. (15,5 п.л.) – ISBN 978-5-94856-993-2.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК
4.Филипова, А.Г. Социальная защита детства: сущность и сферы существования / А.Г. Филипова // Личность. Культура. Общество. – 2009. – Том XI. – Вып. 3 (50). – С. 450-457 (0,44 п.л.)
5.Филипова, А.Г. Пути развития общественного сектора в области социальной защиты детства: региональный аспект / А.Г. Филипова // Вестник Тихоокеанского государственного университета. – 2009. – № 4 (15). – С. 215-224 (0,63 п.л.)
6.Филипова, А.Г. Репродуктивные установки и социокультурная ценность детства / А.Г. Филипова // Вопросы культурологии. – 2010. – № 6. – С. 15-20 (0,75 п.л.)
7.Филипова, А.Г. Кризисные явления в социальной реализации детства (на материалах Хабаровского края конца ХХ – начала ХХI вв.) / А.Г. Филипова // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. – 2010. – № 1 (25). – С. 109-116 (0,88 п.л.)
8.Филипова, А.Г. Мониторинг социального положения семей с опекаемыми детьми: организация и проведение исследования / А.Г. Филипова // Власть и управление на Востоке России. – 2010. – № 1 (50). – С. 164-168 (0,5 п.л.)
9.Филипова, А.Г. Онтологический статус и социальная защита детства / А.Г. Филипова // Социология. – 2010. – № 2. – С. 207-213 (0,43 п.л.)
10.Филипова, А.Г. Институт образования как субъект защиты детства / А.Г. Филипова // Человек и образование. – 2010. – № 4 (25). – С. 4-9 (0,75 п.л.)
11.Филипова, А.Г. Конструирование системы социальной защиты детства / А.Г. Филипова // Личность. Культура. Общество. – 2011. – Том XIII. – Вып. 2 (63-64). – С. 247-252 (0,38 п.л.)
12.Филипова, А.Г. Правозащитный институт и детство / А.Г. Филипова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Серия «Науки о человеке, обществе и культуре». – 2011. – № IV-2 (8). – С. 65-75 (1,37 п.л.)
13.Филипова, А.Г. Социальная защита детства: курс на модернизацию / А.Г. Филипова // Философия права. – 2011. – № 5 (48). – С. 99-103 (0,5 п.л.)
14.Филипова, А.Г. Проблема сохранения здоровья детей: институциональные риски и ресурсы / А.Г. Филипова // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2012. – № 1. – С. 28-35. (1,0 п.л.)
15.Филипова, А.Г. Социальное неравенство детства в городской среде (на примере г. Комсомольска-на-Амуре) / А.Г. Филипова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Серия «Науки о человеке, обществе и культуре». – 2012. – № II-2 (10). – С. 88-93 (0,75 п.л.)
16.Филипова, А.Г. Концепты «дети», «семья», «родители» в политико-правовом пространстве / А.Г. Филипова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Серия «Общественные и гуманитарные науки». – 2011. – № 132. – С. 169-178 (1,0 п.л.)
17.Филипова, А.Г. Социальные гарантии детства / А.Г. Филипова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 4 (18). – Часть II. – С. 200-203 (0,5 п.л.)
18.Филипова, А.Г. Социальное пространство детства: принципы маркирования территорий / А.Г. Филипова // Журнал исследования социальной политики. – 2012. – № 1. – Том 10. – С. 79-94 (1,0 п.л.)
19.Филипова, А.Г. Институт социальной поддержки в системе социальной защиты детства / А.Г. Филипова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Серия «Науки о человеке, обществе и культуре». – 2012. – № IV-2 (12) – С. 48-55 (1,0 п.л.)
Статьи, опубликованные в российских научных журналах и сборниках
20.Филипова, А.Г. Кадровые проблемы интернатных учреждений Хабаровского края в 80-е годы ХХ века / А.Г. Филипова // Вестник государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Комсомольский-на-Амуре государственный технический университете» (ГОУВПО «КнАГТУ»): Вып. 5: В 3 ч. Ч. 3: Сб. науч. трудов / Редкол. Ю.Г. Кабалдин (отв. ред.) и др. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2005. – С. 108-109 (0,25 п.л.)
21.Филипова, А.Г. К вопросу о государственной поддержке семьи в 80-е годы ХХ века / А.Г. Филипова // Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы. Сборник научных трудов / Отв. ред. И.И. Докучаев. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2007. – С. 148-149 (0,12 п.л.)
22.Филипова, А.Г. Профилактика социального сиротства в 1990-е годы: региональный опыт / А.Г. Филипова // Альманах современной науки и образования. Педагогика, психология, социология и методика их преподавания. – Тамбов: «Грамота», 2007. – № 5. – С. 235-237 (0,37 п.л.)
23.Филипова, А.Г. Социальная реклама и защита детства / А.Г. Филипова // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: Сб. ст. Вып. 10. – Новочеркасск; Ростов-н/Д: НМЦ «Логос», 2009. – С. 57-60 (0,25 п.л.)
24.Филипова, А.Г. Социальная защита детства как приоритетное направление деятельности НКО / А.Г. Филипова // Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы. Сборник научных трудов / Отв. ред. И.И. Докучаев. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. – С. 37-44 (0,75 п.л.)
25.Филипова, А.Г. Детство и мир взрослых: концепции взаимодействия / А.Г. Филипова // Герценовские чтения 2009. Социологическое образование в России. – Санкт-Петербург, 2009. – С. 73-78 (0,75 п.л.)
26.Филипова, А.Г. От государственных докладов о положении детей к социографии детства / А.Г. Филипова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Серия «Науки о человеке, обществе и культуре». – 2010. – № I-2 (1). – С. 98-102 (0,63 п.л.)
27.Филипова, А.Г. О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера / А.Г. Филипова // Региональные проблемы. – Том 14. – № 1. – Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН, 2011. – С. 103-108 (0,37 п.л.)
28.Филипова, А.Г. Общественные инициативы в сельской местности и защита детства / А.Г. Филипова // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Серия «Науки о человеке, обществе и культуре». – 2011. – № I-2 (5). – С. 91-99 (1,13 п.л.)
Опубликованные материалы научных российских и международных конференций
29.Филипова, А.Г. Социальная адаптация выпускников детских домов как альтернативная модель социальной защиты детей-сирот / А.Г. Филипова // Проблемы социальной адаптации различных групп населения в современных условиях. Материалы научной конференции. – Владивосток: Изд-во Дальневост.ун-та, 2000. – С. 283-287 (0,31 п.л.)
30.Филипова, А.Г. Формы и методы подготовки воспитанников детских домов к семейной жизни / А.Г. Филипова // Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы. Т.3. Наука и образование. Культура и социальные процессы: Материалы регион. научн.-практ. конф. – Хабаровск: Дальневост. гос. науч. б-ка, 2003. – С. 248-250 (0,19 п.л.)
31.Филипова, А.Г. Государственная забота о детях, оставшихся без попечения родителей, в 80-е годы ХХ века / А.Г. Филипова // Формирование института социальной работы и образа социального работника в современной России: сборник материалов конференции. – Смоленск: Универсум, 2006. – С. 240-242 (0,19 п.л.)
32.Филипова, А.Г. Государственное попечение детей-сирот в 90-е гг. ХХ века: региональный аспект / А.Г. Филипова // Дальний Восток: проблемы межкультурной коммуникации. Материалы научно-практической конференции. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2006. – С. 84-86 (0,19 п.л.)
33.Филипова, А.Г. Проблемы семейного неблагополучия и сиротства в Хабаровском крае в 1990-е годы / А.Г. Филипова // История освоения Россией Приамурья и современное социально-экономическое состояние стран АТР: Материалы международной научно-практической конференции. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2007. – Ч. 2. – С. 349-355 (0,44 п.л.)
34.Филипова, А.Г. Деятельность учреждений социального обслуживания по профилактике сиротства / А.Г. Филипова // Экономика, управление, общество: история и современность. Материалы шестой всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов, соискателей. Ч. 2. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2008. – С. 200-203 (0,25 п.л.)
35.Филипова, А.Г. Профилактика семейного неблагополучия в 1990-е гг.: региональный опыт (на материалах Хабаровского края) / А.Г. Филипова // История развития региона в документальных источниках. Третьи архивные научные чтения им. В.И.Чернышевой. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Хабаровск: Изд-во «РИОТИП», 2008. – С. 312-315 (0,25 п.л.)
36.Филипова, А.Г. Детство как ценность / А.Г. Филипова // Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций. Материалы международной научно-практической конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 22-24 сентября 2008 г.) / Отв. ред. И.И. Докучаев. – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2008. – С. 158-161 (0,19 п.л.)
37.Филипова, А.Г. Производственная практика в учреждениях по работе с семьей в системе подготовки кадров для социальной сферы / А.Г. Филипова // Социальное образование и кадровое обеспечение социальной сферы: Материалы VIII Всероссийского социально-педагогического конгресса 5-7 июня 2008 года. В 2-х т. Т.1. – М.: Изд-во РГСУ, 2009. – С. 177-178 (0,25 п.л.)
38.Филипова, А.Г. Деятельность общественных организаций в области социальной защиты детства в 1980-1990-е гг. / А.Г. Филипова // Шестые Гродековские чтения: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования российской цивилизации на Дальнем Востоке». – Хабаровск: Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова, 2009. – Т. II. – С. 48-54 (0,43 п.л.)
39.Филипова, А.Г. Социологические перспективы изучения детства / А.Г. Филипова // Семиотическое пространство Дальнего Востока: Материалы международной научно-практической конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 21-23 сентября 2009 г.). – Комсомольск-на-Амуре: ГОУВПО «КнАГТУ», 2009. – С. 200-208 (0,56 п.л.)
40.Филипова, А.Г. Социальная миссия некоммерческого сектора / А.Г. Филипова // Молодежь Востока России: история и современность. Материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции. 24 ноября 2009 г. / Под общ. ред. Н.М. Байкова, Ю.В. Березутского. – Хабаровск: ДВАГС, 2009. – С. 405-410 (0,28 п.л.)
41.Филипова, А.Г. Детство в обществе потребления / А.Г. Филипова // Общество потребления и современные проблемы сферы услуг. Материалы Международной научной конференции – Вторых Санкт-Петербургских социологических чтений. 15-16 апреля 2010 г. – Санкт-Петербург, 2010. – С. 58-59 (0,06 п.л.)
42.Филипова, А.Г. Коренные малочисленные народы Хабаровского края: социальные проблемы и пути их решения / А.Г. Филипова // Реальность этноса. Образование как фактор устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. К 80-летию Института народов Севера. Сборник статей по материалам XII Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 20-21 мая 2010 г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока: В 2-х ч. – Ч. 1. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 118-123 (0,38 п.л.)
43.Филипова, А.Г. Качественные методы изучения социальной защиты детства / А.Г. Филипова // Социологические методы в современной исследовательской практике: Сборник статей, посвященных памяти первого декана факультета социологии НИУ ВШЭ А.О. Крыштановского [Электронный ресурс] / отв. ред. и вступит. ст. О.А. Оберемко; НИУ ВШЭ; РОС; ИС РАН. – М.: НИУ ВШЭ, 2011. – 1 электрон. диск (CD-ROM). – С. 157-161 (0,63 п.л.)
44.Филипова, А.Г. Функция социальной защиты в деятельности детских и молодежных общественных организаций (на примере Хабаровского края) / А.Г. Филипова // Мировоззренческие и поведенческие стратегии социализации молодежи в глобальном мире. Сборник трудов международной научно-практической конференции / под ред. проф. В.Н. Белова. – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2010. – С. 290-293 (0,25 п.л.)
45.Филипова, А.Г. Социальная защита и безопасность: к вопросу о соотношении понятий / А.Г. Филипова // Дальний Восток России: сохранение человеческого потенциала и повышение качества жизни населения. Материалы международной научно-практической конференции (г. Комсомольск-на-Амуре, 19-21 сентября 2011 г.) / отв. ред. И.И.Докучаев. – Комсомольск-на-Амуре, 2011. – С. 331-336 (0,31 п.л.)
46.Филипова, А.Г. Городская среда: механизмы воспроизводства социального неравенства / А.Г. Филипова // Городская культура и город в культуре. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ч. 1 / под ред. С.В. Соловьевой. – Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2012. – С. 132-137 (0,37 п.л.)