Научная тема: «ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ АРМЕНИИ В УСЛОВИЯХ 12-ЛЕТНЕГО ОБУЧЕНИЯ»
Специальность: 13.00.02
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Разработанная методическая система позволяет в рамках внедренного в средней школе Армении 12-летнего цикла образования реализовать концепцию «Образование как учебная модель науки», обеспечивая повышение качества образования, развитие мышления и творческих способностей обучаемых, подготавливая их психологически к потребности непрерывного образования в течение жизни.
  2. Повышение качества образования и развитие мышления при 12-летнем обучении обеспечивается включением в программу обучения ряда новых разделов и тем, таких, как геометрические образы векторных уравнений, векторные диаграммы колебательных явлений при использовании аппарата комплексных чисел, метод математической индукции и анализа размерностей, а также применением новой формы обобщающего повторения, основанной на применении изучаемого материала для анализа конкретного явления.
  3. Включение в процесс обучения указанного нового математического материала приводит к повышению качества знаний учащихся, позволяя строго придерживаться характерной для физики сбалансированности качественного и количественного подходов к анализу физических явлений, и способствует развитию мышления обучаемых, согласно современной методологии физической науки.
  4. Включение в процесс обучения и повторения предлагаемого нового физического  материала  позволяет использовать при обучении методологический подход, отражающий единство реального мира, и строго доказывать ряд фундаментальных положений физики на основе адекватного математического аппарата.
  5. Реализация концепции "Повторение - обобщающая модель обучения" при  повторении курса физики способствует повышению качества знаний учащихся, повышению их  конкурентоспособности при участии в различных конкурсах и успешному  продолжению их дальнейшего обучения в высших учебных заведениях.
  6. Последовательное проведение физического и математического моделирования явлений и процессов при решении физических задач приводит к более глубокому их пониманию. При этом на первый план выступают такие методы обучения, которые основываются на отчетливом осознании модельности наших представлений и знаний об окружающем мире и умении найти границы применимости этих представлений.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Цатурян А.М. Современные технологии организации обобщающего повторения школьного курса физики. Ванадзор.: СИМ. 2013- 106 с. (6,63 п.л.)..

Работы, опубликованные в ведущих научных журналах и изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ

2.Цатурян А.М. Повторение курса физики с привлечением знаний учащихся по математике. Физика в школе. Научно-методический журнал. – М.: “Педагогика”, 1990, № 4.- С. 35-36. (0,13 п.л.).

3.Цатурян А.М. Повышение качества знаний путем усиления методологической направленности при повторении курса физики в средней школе. Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. – Новосибирск: 2011, № 7.- С. 172-180. (0,56 п.л.).

4.Цатурян А.М. Повторение курса физики как обобщающая модель обучения физике. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Методика преподавания естественнонаучных дисциплин: Научный журнал, С-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011, № 141.- С. 141-148. (0,89 п.л.).

5.Цатурян А.М. Применение математических знаний учащихся при решении физических задач в процессе завершающего повторения учебного материала. Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. - Новосибирск: 2012, №3.- С. 231-236. (0,38 п.л.).

6.Цатурян А.М. Некоторые аспекты непрерывного образования физики в системе школа-педагогический вуз. Физическое образование в вузах. Министерство образования и науки РФ.- М.: 2012.-Т. 18, №1.- С. 133-139. (0,44 п.л.).

7.Цатурян А.М. Экспериментальные физические задачи как средство формирования умения моделирования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Методика преподавания естественнонаучных дисциплин: Научный журнал, С-Пб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2013, № 160.- С. 209-216.

8.Цатурян А.М. Опережающее обучение как один из принципов реализации обобщающего повторения и непрерывного образования в физике. Сибирский педагогический журнал. Научное периодическое издание. – Новосибирск: 2013, № 2.- С. 166-170.

9.Цатурян А.М. Целесообразность решения качественных и комбинированных задач при обобщающем повторении курса физики. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - Январь 2013, ART 1955 . - CПб., 2013 г. -URL: http://www.emissia.org/offline/2013/1955.htm, ISSN1997-8588.

10.Цатурян А.М. Проявление метода аналогии относительно математических методов вычисления в процессе обобщающего повторения курса физики в средней школе. Современные проблемы науки и образования. Электронный журнал. http://www.science-education.ru/. –М.: Издательский Дом «Академия Естествознания», 2013. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/108-8582

11. Цатурян А.М. Примеры математического моделирования физических процессов в ходе решения задач при обобщающем повторении школьного курса физики. Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. - Февраль 2013, ART 1957 . - CПб., 2013 г. – URL:http://www.emissia.org/offline/2013/1957.htm, ISSN 1997-8588.

Учебно-методические пособия и рекомендации

12.Бубликов С.В., Голубовская М.П., Кондратьев А.С., Лаптев В.В. Уздин В.М., Цатурян А.М. Методические рекомендации по решению задач по механике векторным методом. Методические рекомендации. Л.: 1989. – 50 С. (2,55/0,7 п.л.)

13.А.М. Цатурян. ФИЗИКА-12: Учебно-методическое пособие по организации повторения школьного курса физики (для учеников 12-ого класса старшей школы с углубленным обучением естествознанию и математике и общего потока).- Ванадзор: 2012. – 194 с. (12,1 п.л.)

Труды конференций по теме диссертации

14.Цатурян А.М., Аракелян А. Целесообразность использования элементарных математических методов при решении некоторых задач по физике. Межвузовская научная конференция. “Банбер”.- Ванадзор: ВГПИ. 2007.- № 1. - С. 51-57. (0,3/0,14 п.л.).

15.Цатурян А.М., Аракелян А. Пути углубления знаний школьников о теплоемкости в условиях дифференцированного обучения. Научные труды. Материалы межвузовской конференции, посвященной 80-летию С.Н. Мергеляна. ВПГИ.- Ванадзор: СИМ, 2008.- С. 184-189. (0,25/0,13 п.л.).

16.Цатурян А.М., Туманян М. Пути повышения эффективности обучения решению физических задач в средней школе. Материалы международной научной конференции, посвященной 40-летию основания Ванадзорского государственного педагогического института.-Ванадзор: Закон и реальность, 2009.- С. 51-55. (0,25/0,06 п.л.).

17.Цатурян А.М. Основополагающие задачи образования в Армении и пути повышения эффективности обучения физике в средней школе. Образование, реформы, основополагающие задачи. Материалы республиканской научной конференции “Образование, реформы, основополагающие задачи”. - Ванадзор: 8 апреля 2010 г. ВГПИ.- С. 309-315. (0,44 п.л.).

Статьи в иных изданиях

18.Цатурян А.М. Осуществление межпредметных связей физики и математики. Математика и физика в школе. Научно-методический журнал.- Ереван: 1986, № 1.- С. 43-44 (0,13 п.л.).

19.Цатурян А.М., Цатурян А.М., Андреасян А.А. О некоторых свойствах гиперболы и ее касательной. Математика и физика в школе. Теоретическое, педагогическо-методическое приложение журнала “Советский педагог”.- Ереван: 1988, № 4.- С. 38-40. (0,12/0,7 п.л.).

20.Цатурян А.М. Векторный метод решения некоторых задач по механике. Межвузовский сборник научных трудов. “Повышение эффективности обучения физике в средней школе”.- Л.: 1989.- С. 109-116. (0,5 п.л.).

21.Цатурян А.М., Папоян К.В. Об одной связи физики и математики. Математика и физика в школе. Научно-методический журнал.- Ереван: 1990, № 5.- С. 24-26. (0,14/0,5 п.л.).

22.Цатурян А.М. Оптимальный выбор адекватного математического аппарата при изложении физического материала как средство повышения эффективности обучения физике. Современные тенденции обучения физике в средней школе. Межвузовский сборник.- Л.: 1991.- С. 22-27. (0,38 п.л.).

23.Цатурян А.М. Аракелян А., Парсаданян С. О некоторых математических фактах в процессе преподавания физики. Мхитар Гош. Научно-методический журнал.- Ереван: Юридический центр-PRESS, 2006, № 3.- С. 178-180. (0,12/0,7 п.л.).

24.Цатурян А.М., Аракелян А. О двух различных методах нахождения центра тяжести некоторых тел. Бнагет. Научно-методический журнал.- Ереван: ЕГУ, 2006, № 3-4.- С. 37-40. (0,16/0,09 п.л.).

25.Цатурян А.М., Парсаданян С. Аракелян А. Осуществление межпредметных связей физики и математики в процессе повторения курса физики. Мхитар Гош. Научно-методический журнал.- Ереван: Юридический центр-PRESS, 2007, № 1.- С. 136-138. (0,12/0,07 п.л.).

26.Цатурян А.М., Карганян Г. Повторение как важнейший компонент учебного процесса. Педагогика. Научно-методический аналитический журнал.- Ереван: 2008, № 3-4.- С. 56-64. (1,15/0,35 п.л.).

27.Цатурян А.М., Аракелян А., Карганян Г. Повышение эффективности повторения курса физики на основе адекватного выбора математического аппарата. Мхитар Гош. Научно-методический журнал.-Ереван: Юридический центр-PRESS, 2008, № 3.-С. 153-156. (0,18/0,07 п.л.).

28.Цатурян А.М., Аракелян А., Карганян Г. Решение одной задачи о движении тела в гравитационном поле. Банбер. Научные труды ВПГИ.- Ереван: Право, 2008, № 3.- С. 401-403. (0,11/0,08 п.л.).

29.Цатурян А.М., Парсаданян С., Саркисян В. Совершенствование повторения курса физики в средней школе. Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей.- СПб.: 2009, выпуск 10.- С. 200-205. (0,25/0,13 п.л.).

30.Цатурян А.М., Эксузян С., Цатурян С.А. Математическое моделирование и компьютерное программирование физических процессов. Мхитар Гош. Научно-методический журнал.- Ереван: Юридический центр-PRESS, 2009, № 3.- С. 193-196. (0,15/0,1 п.л.).

31.Цатурян А.М. Реформирование образования в школах Армении и актуальные вопросы обучения физике. Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей.- СПб: 2009, выпуск 11.- С. 74-80. (0,38 п.л.).

32.Цатурян А.М. Проявление методологического принципа толерантности при решении физических задач. Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей.- СПб.: 2010, выпуск 12.- С. 134-139. (0,38 п.л.).

33.Цатурян А.М., Парсаданян С.М. Усиление практической направленности обучения физике при повторении. Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей.- СПб.: 2011, выпуск 13.- С. 112-117. (0,25/0,13 п.л.).

34.Цатурян А.М., Туманян Э.А. Методологические вопросы организации заключительного повторения школьного курса физики. Научные труды. Физика, математика. ВПГИ.- Ванадзор: СИМ, 2012.- С. 57-63. (0,21/0,04 п.л.).

35.Цатурян А.М., Туманян Э.А., Никогосян Г.С. Проявление понятия “скорость” в школьном курсе физики. Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей.- СПб.: 2012, выпуск 14.- С. 238-240. (0,12/0,07 п.л.).

36.Цатурян А.М., Парсаданян С.М., Манукян В.Ф., Никогосян Г.С. О некоторых математических соотношениях, вытекающих из физических соображений. Физика в школе и вузе. Международный сборник научных статей.- СПб.: 2012, выпуск 14.- С. 234-237. (0,12/0,13 п.л.).