Политика «мягкой силы» - сложная многоуровневая система, которая позволяет США решать тактические и стратегические задачи на международной арене. Это один из важнейших факторов современной внешней политики США и реализации их национальных интересов. Данная система воздействует на когнитивный базис аудитории реципиентов, реализуя как национальные интересы американского государства, так и интересы глобальных элит (корпоратократии), где доминируют представители деловых и политических кругов США.
2. Культурный, информационный и образовательный факторы - ключевые аспекты содержательной категории «мягкая сила», комплексно сочетающей культурные инструменты с информационно-пропагандистскими, образовательными, политтехнологическими и другими средствами непрямого управления как внешней политикой США, так и глобальными процессами.
3. Механизм реализации политики «мягкой силы» целесообразно классифицировать, выделяя официальный и неофициальный уровни. Ключевыми направлениями официальной политики Вашингтона в этой сфере являются: публичная дипломатия, внешняя культурная политика, культурная дипломатия.
Наиболее значимые средства реализации неофициального аспекта внешней культурно-информационной политики США - голливудский кинематограф, СМИ, прежде всего телевидение, музыкальная индустрия, молодежные субкультуры, «питающие» массовую культуру. Зачастую незаслуженно игнорируемое воздействие на уровне массовой культуры гораздо более эффективно, нежели рычаги официального политического или экономического влияния.
4. Основные глобальные акторы - не государства, а устойчивые сетевые структуры (одно из главных исключений - КНР). С точки зрения анализа ключевых решений, принимавшихся Соединенными Штатами во второй половине ХХ в., продиктованных, прежде всего, финансовыми и экономическими (сырьевыми) устремлениями англо-американского капитала, имеются основания рассматривать США не как национальное государство, а в качестве кластера - зоны деятельности ТНК и финансово-информационных структур. Основные западные согласовательные механизмы глобального управления - Совет по международным отношениям (США) и Королевский институт международных дел (Великобритания), сыгравшие значительную роль в осмыслении развитии и трансатлантических связей.
5. Возросшая роль информации в жизни современного человека форсирует создание глобального сетевого общества, оторванного от традиций и национальных культур. Речь идёт о новом инструменте социальной инженерии, создающем неведомые ранее модели принятия решений. Инновационные механизмы непрямого политтехнологического управления как компонента «мягкой силы» США создают возможности для организации государственных переворотов дистанционно, посредством передачи информации, через социальные сети и интернет-блоги. Формируя посредством этих каналов либерально-демократическую культурную среду, американские социальные сети и СМИ открывают путь к смене неугодных режимов в невиданных ранее масштабах. По сути изменяется не только методика государственного переворота, но и модель глобального управления, приобретающая косвенный, более гибкий и согласованный с другими участниками международного общения характер.
6. Финансово-экономические факторы глобального управления, используемые транснациональными банками и монетарными властями США (ФРС), основываются на культурно-коммуникационном лидерстве Америки. При этом, вопреки классификации Дж.Ная, представляется целесообразным отнести финансово-экономические инструменты управления глобальными процессами к атрибутам «мягкой силы».
Управление глобальными процессами при помощи финансовых и экономических инструментов невозможно без информационного, в более широком смысле - культурного сопровождения. «Мягкие» инструменты оказывают внешнее коммуникационное влияние для амортизации негативного международного резонанса, вызванного чередой экономических кризисов, зародившихся в экономике США.
Институт фондов - финансовый фундамент «мягкой силы» США, обеспечивающий основные материальные ресурсы для проведения внешней культурно-информационной политики. Кроме того, фонды стали одним из важнейших политико-экономических рычагов работы глобальной элиты на территории США. Это база разветвленной сети научно-образовательных учреждений и исследовательских центров (особенно в сфере изучения международных отношений), обеспечивающих условия для определения долгосрочного внешнеполитического курса США. Фонды явились локомотивами продвижения идеологии «глобализма».
7. Национальные интересы России требуют эффективных усилий в сфере формирования оборонно-наступательных потенциалов «мягкой силы». Речь идёт не о тактических мерах, а о стратегии сохранения и укрепления государственного суверенитета, территориальной целостности России, консолидации общества, создания условий для успешного решения внутренних проблем и возможности для ведения государством активной внешней политики, наращивания потенциалов «мягкой силы» и восстановления комплексного культурно-информационного преобладания Российской Федерации на постсоветском пространстве. В этой связи представляется необходимым подготовить и принять в качестве официального документа концепцию национальной культурной безопасности России.
1. «Мягкая сила» культурной дипломатии США, М.: РУДН, 2010. – 212 с.).
2. «Культурно-информационные механизмы внешней политики США. Истоки и новая реальность», М.: РУДН, 2012. – 408 с.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, рекомендуемых перечнем ВАК
3.К вопросу об управлении глобальными процессами (//Вестник РУДН. Международные отношения. № 1, 2013, С. 5-10);
4.«Финансово-экономический кризис как инструмент реализации геополитических интересов США» (//Вестник РУДН. Международные отношения. № 3, 2012, С. 14-22);
5. «Мягкая сила» как форма непрямой аппликации национального интереса» (//Вестник РУДН. Международные отношения. № 2, 2012, С. 21-30);
6. «США на страже безопасности ЕС: глобальное соуправление как необходимость» (Образование. Наука. Научные кадры, № 2, 2012, С. 200-207);
7.«Мультикультурализм США и Европы: политтехнологи в действии» (Политика и общество, № 2, 2012, С. 62-71);
8. «Концепция «культурного империализма» в американской политической мысли» (Образование. Наука. Научные кадры, № 1, 2012, С. 181-184);
9. «Социальные сети как инновационный механизм «мягкого» воздействия и управления массовым сознанием» (Политика и общество, № 1, 2012, С.65-75);
10. Актуальные вопросы формирования российского потенциала «мягкой силы» (// Вестник РУДН. Политология № 1, 2012, С. 67-82);
11. «К вопросу об истории внешней культурной политики США» (//Вестник РУДН. Международные отношения. № 4, 2011, С. 89-98);
12. «Истоки формирования культурной политики США» (//Вестник РУДН. Политология № 2, 2011, С. 79-91);
13. Russia`s soft power potential (// Russia in global affairs. – 2010 – № 4. (англоязычная версия журнала «Россия в глобальной политике»);
14. «Стратегия национальной культурной безопасности и «мягкая сила» современной России» (// Вестник РУДН. Международные отношения. № 3, 2010, С. 61-74);
15. «Неофициальная внешняя культурная политика как компонент «мягкой силы» США» (// США-Канада: экономика, политика, культура. – 2007. – № 4. – С.69-82);
16. Молодежные субкультуры как инструмент неофициальной внешней культурной политики США // «Федерация» - № 17. – 2006. – С.50-58.