- В качестве смысловых констант (поскольку они описывают определенные, конечные, конкретные элементы онтологических моделей или механизмы взаимодействия этих элементов) или переменных (поскольку границы интерпретационного поля их постоянно меняются) русского философского языка рассмотрены понятия «София» и «всеединство» в рамках теологически-ориентированных философских систем Франка и Булгакова.
- Под теологически-ориентированной философской системой понимается такая система, в которой базовая онтологическая модель строится на понятии Бога как беспредпосылочного начала. В случае, когда в качестве такого беспредпосылочного начала выступает христианский Бог-Троица, можно говорить о тринитарной теологически-ориентированной философской системе. К таким системам относятся рассматриваемые в диссертации системы Булгакова и Перцова.
- Различение между «действительным» (фактическим) и «реальным» (эйдетическим) бытием, вводимое в философский дискурс Франком, позволяет рассмотреть с точки зрения взамодополнительности два важнейших («действительный» и «реальный») контекстных слоя «Непостижимого».
- Сближение понятий реальности и света - в противоположность понятиям мрака и небытия, используемые Франком, - возвращает нас к старой европейской (неоплатонической и христианской) семантике. Кроме того, при описании проблемы миротворения Франк использует концепцию «цумцим» Ицхака Лурии. Анализ точек соприкосновения «действительного бытия» Франка с имманентной сферой его творчества позволяет исследовать это неотмеченное влияние и выявить характерные черты всеединства Франка.
- Софиология - концепция и термин, которые, как и концепция и термин «всеединство», воспринимается в качестве смысловых констант и маркеров русского философского языка. Трансформация концепта Софии у Булгакова рассмотрена с точки зрения исторической дискуссии «спора о Софии», которая выступает контекстным фоном формирования смысла концепта.
- История концепта «Я» в философии Булгакова неразрывно связана с булгаковской софиологией и философией языка. Контекстным фоном формирования смысла этого понятия и его (смысла) последующих трансформаций выступают традиции русского и европейского персонализма, а также общий культурный контекст Русского Зарубежья.
- Реконструкция истории понятий «идеализм» и «теодицея» в работах Глинки-Волжского позволяет прояснить границы исторического, биографического, идеологического, литературного контекста при процедуре формирования артикуляционных форм русского философского языка первой трети ХХ столетия. В качестве контекстных форм выступают дискуссии 1900-1904 гг., причем авторами реплик в этих дискуссиях выступают мыслители значительно более именитые, чем Глинка (Н.К. Михайловский, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л. Шестов, А.В. Луначарский и др.). Результатом дискуссий стала артикуляция таких смыслообразов, как «богоискательство/богостроительство», «Невидимый Град», «Pro domo sua / свой угол / в своем углу» и их интерпретационные границы.
- Такой подход позволяет пересмотреть сложившиеся к концу ХХ-началу ХХI в. исследовательские стереотипы восприятия русской философской традиции первой половины ХХ столетия. Особенно важна такая переоценка при изучении мыслителей т.н. внутренней эмиграции: Перцова и Дурылина. Из «фигур контекста» они становятся полноценными объектами изучения, а особенности их философского языка и внеинституциональных коммуникаций - примером трансляции смыслов русской философской речи.
- Философский язык внутренней эмиграции, проанализированный на примере философствования Перцова и Дурылина, отличается от русского языка периода систем (рассмотренного на примере философствования Франка и Булгакова) и архаичностью смыслов, восходящих к языку русской философии XIX века, и бóльшим разнообразием форм. Тем не менее, корректно говорить о смысловой связи философского языка Дурылина и Булгакова, Перцова и Франка. Прояснение семантических границ интеллектуального ландшафта русской философии первой половины ХХ века становится первоочередной задачей дальнейших исследований в области языка русской философии.
1. Резниченко А.<И.> О смыслах имён: Булгаков, Лосев, Флоренский, Франк et dii minores. М., 2012. – 416 с. 26,0 а.л.
Научная редакция и составительская работа:
1.Булгаков С.Н. Труды о Троичности / Сост., подг. текста и прим. и предисл. Анны Резниченко. М.: ОГИ, 2001. – 330 с. 13,65 а.л.
2.А.С. Глинка (Волжский). Собрание сочинений в трех книгах. Книга 1. / Сост., подг. текста, комм. и статья Анны Резниченко. М.: Модест Колеров, 2005. – 928 с. 37,7 а.л.
3.С.Н. Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. I. Исследования / Сост., ред., предисл. Анны Резниченко. М.: Модест Колеров, 2010. – 512 с. 20,6 а.л.
4.Сергей Дурылин и его время: Кн. II. Тексты. Библиография / Сост., ред., предисл. Анны Резниченко. М: REGNUM, 2011 [2013] (препринт: http://www.iarex.ru/books/book42.pdf. Режим доступа: свободный) – 138 с. 7 а.л.
Статьи и публикации источников в печатных изданиях, рекомендованных ВАК для опубликования основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук:
1.Резниченко А.И. «Я». К метафизике субъекта С.Н. Булгакова в работах 20-х гг. // С.Н. Булгаков. Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. Сб. статей / Науч. ред. А.П. Козырева. Сост. М.А. Васильевой, А.П. Козырева. М.: Русский путь, 2003. С. 218–251.– 2 а.л.
2.Резниченко А.И. «Новозаветное учение о Царстве Божием» прот. С. Булгакова и его судьба // С.Н. Булгаков. Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. Сб. статей / Науч. ред. А.П. Козырева. Сост. М.А. Васильевой, А.П. Козырева. М.: Русский путь, 2003. С. 396–426. – 1,5 а.л.
3.Резниченко А.И., публ., подг. текста и комм. Прот. С.Н. Булгаков. Новозаветное учение о Царстве Божием // С.Н. Булгаков. Религиозно-философский путь: Международная научная конференция, посвященная 130-летию со дня рождения. Сб. статей / Науч. ред. А.П. Козырева. Сост. М.А. Васильевой, А.П. Козырева. М.: Русский путь, 2003. С. 427–530. – 3,5 а.л.
4.Резниченко А.И. Русский Берлин как реальность и метафора // Новое литературное обозрение. 2003. № 60. С. 425–427. – 0,3 а.л.
5.Резниченко А.И. П. Бурдье. О телевидении и журналистике // КОСМОПОЛИС. 2003. № 1 (2). С.152–157. – 0,3 а.л.
6.Резниченко А.И. Михаил Маяцкий. Во-вторых // КОСМОПОЛИС. 2003. № 2 (4). С. 161–166. – 0,4 а.л.
7.Резниченко А.И. Категория Имени и опыты онтологии: Булгаков, Флоровский, Лосев, Хайдеггер // Вопросы философии. 2004. № 8. С. 134–144. – 1 а.л.
8.Резниченко А.И. Еще одна книга о Ницше или О пользе и вреде текстологии для жизни // КОСМОПОЛИС. 2005. № 2 (10). С. 157–162. – 0,4 а.л.
9.Резниченко А.И. Русский философ в Берлине: эпилог: Неизвестное письмо прот. С.Н. Булгакова еп. Чичестерскому Дж. Беллу // Русский Берлин: 1920–1945: Международная научная конференция. Сб. статей / Науч. ред. Л.С. Флейшмана. Сост. М.А. Васильевой, Л.С. Флейшмана. М.: Русский путь, 2006. С. 348–362. – 0,5 а.л.
10.Резниченко А.И. Флоренский, Шпет и «поле философии» // Густав Шпет и методология гуманитарного знания. Сб. статей / Ред. В.А. Лекторский, Л.А. Микешина, Б.И. Пружинин, Т.Г. Щедрина. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 351–356. – 0,4 п.л.
11.Резниченко А.И. Интеллигенция как quantite negligeable: два опыта забвения смысла слова. (Рождение intellegentia из духа интеллигенции) // Сборник «Вехи» в контексте русской культуры: Международная научная конференция XI «Лосевские чтения». Сб. статей / Отв. ред. А. А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи; сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2007. С. 74–86. – 0,6 а.л. (в соавт.)
12.Резниченко А.И. «Космономия» П.П. Перцова: морфология недостроенной системы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Гуманитарные науки: Энтелехия. 2009 [2010]. № 19. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009 [2010]. С. 76–82. – 1 а.л.
13.Резниченко А.И., публ., подг. текста и комм. П.П. Перцов. Космономия. Глава 9: [Первые] Восточники (славянофилы) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Гуманитарные науки: Энтелехия. 2009 [2010]. № 19. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009 [2010]. С. 83–101. – 3,5 а.л.
14.Резниченко А.И. Энтелехия текста // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Гуманитарные науки. Энтелехия. 2010. № 22. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. С. 7–8. – 0,1 а.л.
15.Резниченко А.И. Ранний рассказ С.Н. Дурылина «Две статуи» и его последующие интерпретации // Античность и русская культура Серебряного века: К 85-летию А.А. Тахо-Годи: Международная научная конференция XII «Лосевские чтения». Сб. статей / Отв. ред. А. А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи; сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2010. С.483–487. – 0,3 а.л.
16.Резниченко А.И., публ., подг. текста и комм. С. Раевский [С.Н. Дурылин]. Две статуи //Античность и русская культура Серебряного века: К 85-летию А.А. Тахо-Годи: Международная научная конференция XII «Лосевские чтения». Сб. статей / Отв. ред. А. А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи; сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Наука, 2010. С. 487–496. – 0,5 а.л.
17.Резниченко А.И. Заметки по поводу одной книги, методологии гуманитарного знания и «болотных чертенят» // Вестник Костромского госуд. университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Гуманитарные науки: Энтелехия. 2011. № 24. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2011. С. 81–84. – 0,3 а.л.
18.Резниченко А.И. «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» А.С. Глинки-Волжского: из истории одного «несбывшегося события» // Ф.М. Достоевский и культура Серебряного века: традиции, трактовки, трансформации: Международная научная конференция XIII «Лосевские чтения». Сб. статей / Отв. ред. А. А. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи; сост. Е.А. Тахо-Годи. М.: Водолей, 2013. С. 267–278. – 1,3 а.л.
19.Резниченко А.И. «Я не знаю, насколько тверды и самоотвержены миряне парижские…»: пятнадцать писем другу // Софиология и неопатристический синтез: два богословских итога философского развития. Сборник научных статей по итогам работы секции по истории русской мысли XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ / Сост. К.М. Антонов, Н.А. Ваганова. М.: ПСТГУ, 2013. С. 104–116. – 0,9 а.л.
20.Резниченко А.И., публ. Письма Г.В. Флоровского к прот. С.Н. Булгакову (1925– 1943) // Софиология и неопатристический синтез: два богословских итога философского развития. Сборник научных статей по итогам работы секции по истории русской мысли XXII Ежегодной богословской конференции ПСТГУ / Сост. К.М. Антонов, Н.А. Ваганова. М.: ПСТГУ, 2013. C. 117–155. – 3 а.л.
Другие научные публикации:
1. Резниченко А.И. Г.В. Флоровский. Избранные богословские статьи // Исследования по истории русской мысли [5]. Ежегодник 2001/2002 / Под ред. М.А. Колерова. М.: Три квадрата, 2002. С. 836–844. – 0,4 а.л.
2.Резниченко А.И. «Свет Невечерний» Булгакова: правописание и его смысл // Исследования по истории русской мысли [5]. Ежегодник 2001/2002 / Под ред. М.А. Колерова. М.: Три квадрата, 2002. С. 601–611. – 0,3 а.л.
3.Резниченко А.И. «Философия имени» А.Ф. Лосева. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том четвертый – Т-Я / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С. 212. – 0,1 а.л
4.Резниченко А.И. «Философия имени» С.Н. Булгакова. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том четвертый – Т-Я / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С. 212. – 0,1 а.л.
5.Резниченко А.И. «Философия хозяйства». Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том четвертый – Т-Я / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С. 237. – 0,1 а.л
6.Резниченко А.И. Chronik russishen Lebens in Deutchland. 1918–1941 [Хроника русской жизни в Германии. 1918–1941] // Исследования по истории русской мысли [5]. Ежегодник 2001/2002 / Под ред. М.А. Колерова. М.: Три квадрата, 2002. С.831– 835. – 0,3 а.л.
7.Резниченко А.И. Б.П. Вышеславцев. Энциклопедическая статья // Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 10. С. 115–119. – 0,6 а.л. (в соавт.)
8.Резниченко А.И. В.Н. Лосский. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том второй – Е-М / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С.453. – 0,1 а.л.
9.Резниченко А.И. Глинка-Волжский А.С. Энциклопедическая статья // Розановская энциклопедия / Ред. А.Н. Николюкин. М.: РОССПЭН, 2008. Стлб. 249–253. – 0,5 а.л.
10.Резниченко А.И. Глинка-Волжский А.С. Энциклопедическая статья // Московская энциклопедия. Т.1. Лица Москвы. Кн. 1. А-З. / Под общ. ред. С.О. Шмидта. М., 2007. С. 385. – 0,1 а.л.
11.Резниченко А.И. Две рецензии В.И. Экземплярского из журнала «Христианская мысль» // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008–2009 год [9] / Под редакцией М. А. Колерова и Н. С. Плотникова. М.: REGNUM, 2012. С. 914–932. – 1,3 а.л.
12.Резниченко А.И. Идеи в России / Idee w Rosji / Ideas in Russia. Leksykon rosijsko-polsko-angelski pod redakcją Andrzeja de Lazari. T.1–4 // Исследования по истории русской мысли [5]. Ежегодник 2001/2002 / Под ред. М.А. Колерова. М.: Три квадрата, 2002. С. 794–815. – 1.а.л.
13.Резниченко А.И. Имеславие. Энциклопедическая статья // Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. МА. Маслина. М: Алгоритм, 2007. – 0,2. а.л. (в соавт.) Переводы: Именославлье (Имеславлье) // Енциклопедиja Руске Философиje. У редакциjи Михаила Маслина. Београд, Логос-Укрониjа, 2009. С.273–274. (серб.).
14.Резниченко А.И. Имяславие. Антология // Журнал Московской Патриархии. 2003. № 52. С. 150–154. – 0,3 а.л.
15.Резниченко А.И. Имяславие. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том второй – Е-М / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С.101. – 0,1 а.л.
16.Резниченко А.И. К.П. Победоносцев. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том третий – Н-С / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С. 253. – 0,1 а.л.
17.Резниченко А.И. Л.П. Карсавин. Энциклопедическая статья // Православная энциклопедия. М., 2013. Т. 31.С. 340–348; 356–357. – 2 а.л.
18.Резниченко А.И. М.М. Тареев. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том четвертый – Т-Я / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С. 12. – 0,1 а.л.
19.Резниченко А.И. Н. Луман. Власть // КОСМОПОЛИС. 2002. № 1. С. 162–166. – 0,3 а.л.
20.Резниченко А.И. Н.И. Кареев. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том второй – Е-М / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С.217. – 0,1 а.л.
21.Резниченко А.И. Проблемы идеализма. Сборник статей [1902] // Критическая масса. 2003. № 1. С.105–108. – 0,4 а.л.
22.Резниченко А.И. Проблемы идеализма. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том третий – Н-С / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С. 356. – 0,1 а.л.
23.Резниченко А.И. Русский философ в Берлине (1922–1937): «действительный», «фактический» и «реальный» контексты // История философии и социокультурный контекст – II: Материалы международной конференции. Москва, 24–25 декабря 2012 г. / Отв. ред. Т.А. Шиян. М.: РГГУ, 2012. С. 114–123. – 0,5 а.л.
24.Резниченко А.И. С.Н. Булгаков, прот. Энциклопедическая статья // Православная энциклопедия. М., 2003. Т. 6. С. 340–357; С. 357–358. – 3,5 а.л.
25.Резниченко А.И. С.Н. Дурылин. Энциклопедическая статья // Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева, доп. М., ОЛМО-Пресс, 2009. С. 344–348. – 0,5 а.л.
26. Резниченко А.И. С.Н. Дурылин. Энциклопедическая статья // Розановская энциклопедия / Ред. А.Н. Николюкин. М.: РОССПЭН, 2008. Стлб. 362–365. – 0,5 а.л.
27.Резниченко А.И. Сергей Дурылин: проекты и наброски (к реконструкции ландшафта) // С.Н. Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. I. Исследования. М.: Модест Колеров, 2010. С. 426–477. – 2,5 а.л.
28.Резниченко А.И. Сергей Раевский и Марина Цветаева: прогулки в тени Вавилонской башни // Бюллетень библиотеки «Дом А.Ф. Лосева». Вып. 5. М.: Водолей Publishers, 2007. С. 112–124. – 0,5 а.л.
29.Резниченко А.И. Тихон Задонский. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том четвертый – Т-Я / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С. 72. – 0,1 а.л.
30.Резниченко А.И. Учение о Логосе в его истории. Энциклопедическая статья // Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М: Алгоритм, 2007. – 0,2 а.л. Переводы: Ученье о Логосу в ньеговоj историjи // Енциклопедиja Руске Философиje. У редакциjи Михаила Маслина. Београд, Логос-Укрониjа, 2009. С. 845–846. (серб.)
31.Резниченко А.И. Учение о Логосе в его истории. Энциклопедическая статья // Новая философская энциклопедия. Том четвертый – Т-Я / Ред. В.С. Степин, Г.Ю. Семигин. М.: Наука, 2010. С. 155. – 0,1 а.л.
32.Резниченко А.И. Философия имени. Энциклопедическая статья // Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. МА. Маслина. М: Алгоритм, 2007. – 0,5 а.л. Переводы: Философиja имена // Енциклопедиja Руске Философиje. У редакциjи Михаила Маслина. Београд, Логос-Укрониjа, 2009. С. 855–858. (серб.); Nom (philosophie du) / Trad. R.Marichal // Dictionnaire de la philosophie russe. Sous la direction de Mikail Masline. Edition francaise sous la direction de Francoise Lesourd. L´Age d´Homme. Lausanne, 2010. P. 589–592. (франц.)
33.Резниченко А.И., публ., подг. текста, предисл. Л.Е. Габрилович. О крайнем солипсизме /. А.И. Резниченко // Ежегодник феноменологического центра РГГУ – II / Под ред. В.И. Молчанова. М.: РГГУ, 2008. С. 388–422. – 1,7 а.л.
34.Резниченко А.И., пер. с англ. Екатерина Евтухова. С.Н. Булгаков. Письма к Г.В. Флоровскому (1923–1938) / Исследования по истории русской мысли [5]. Ежегодник 2001/2002 / Под ред. М.А. Колерова. М.: Три квадрата, 2002. С. 175–194. – 0,8 п. л.
35.Резниченко А.И., подг. текста и комм. С.Н. Дурылин. Проекты и наброски: Проект собрания сочинений. Демоны поэтов. Лермонтов. Московский сборник (I-II проект) // С.Н. Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография. Кн. I. Исследования М.: Модест Колеров, 2010. С. 478–482. – 0,3 а.л.
36.Резниченко А.И., подг. текста, комм., предисл. С.Н. Дурылин. «Брожу по взгорьям в дни глухонемые…»: Пропущенные «углы» / В своем углу. Тетрадь VI // Новый мир. 2008. № 12. С. 144–162. – 2 а.л.
37.Резниченко А.И., предисл. и комм. Инскрипты С.Н. Дурылина, В.Н. Фигнер, И.А. Ильина, Н.К. Метнера, Л.М. Лопатина, В.В. Васнецова, В.А. Кожевникова, Б.Л. Пастернака, М.В. Нестерова и других из фондов Мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина в Болшеве // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2006–2007 год [8]. / Под ред. М.А. Колерова и Н.С. Плотникова. М.: Модест Колеров, 2009. С. 521–540. – 1 а.л.
38.Резниченко А.И., публ. и прим. В.В. Зеньковский. [Рец.:] В.А. Кожевников. Буддизм в сравнении с христианством. Т. I-II. Петроград, 1916 / Публикация и примечания // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008–2009 год [9] / Под редакцией М. А. Колерова и Н. С. Плотникова. М.: REGNUM, 2012. С. 933–936. – 0,2 а.л.
39.Резниченко А.И., публ. и прим. Неизвестные рецензии С.Н. Дурылина на С.Н. Булгакова, И. Зейпеля, Ю. Словацкого, Р.М. Рильке, Н.О. Лосского, С.Ф. Кечекьяна, Л.Д. Семёнова в журнале «Путь» (1913–1914) / Публикация и комментарии // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2008–2009 год [9] / Под редакцией М. А. Колерова и Н. С. Плотникова. М.: REGNUM, 2012. С. 905–913. – 0,5 а.л.
40.Резниченко А.И., публ., пер. с англ. комм., и предисл. S. Frank. Christian Conscience and Politics [С.Л. Франк. Христианская совесть и политика] // Исследования по истории русской мысли [5]. Ежегодник 2001/2002 / Под ред. М.А. Колерова. М.: Три квадрата, 2002. С. 564–598. – 3,4 а.л.
41.Резниченко А.И., републ. Булгаков С. [Рец.:] Кн. Евгений Трубецкой. Философия Ницше // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 2006–2007 год [8]. М.: Модест Колеров, 2009. С. 365–366. – 0,1 а.л.