- Современные требования к содержанию и организации начального, основного и среднего (полного) общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт) актуализируют необходимость участия каждого педагогического работника в одной из форм дополнительного образования детей, что в свою очередь детерминирует включение в процесс профессионально-педагогического образования дополнительной подготовки, которая позволит расширить и углубить профессионально-педагогические знания и умения, выбрать близкие к профилю будущей специальности тематику и форму дополнительного образования детей, овладеть навыками его организации.
- Эффективность процесса формирования готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей обусловлена: с одной стороны, его системной содержательной и организационной интегрированностью в несколько образовательных сфер - общее и дополнительное образование, среднее и высшее профессионально-педагогическое образование; с другой - интегрированностью теоретико-методологических оснований, содержания и технологий общего и профессионально-педагогического образования, дополнительного образования детей.
- Содержательные и методические приоритеты процесса подготовки студентов-педагогов детерминированы особенностями профессиональной деятельности педагога дополнительного образования, в роли которого будет выступать каждый педагог в условиях дополнительного образования детей: основным становится формирование у будущих педагогов активной (субъектной) профессиональной позиции в данной образовательной сфере, развитие способностей к педагогическому моделированию.
- Готовность студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей включает комплекс компонентов, базирующихся на интеграции общей профессионально-педагогической готовности и модели профессиональной деятельности педагогадополнительного образования: мотивационный (потребность в организациидополнительного образования детей, понимание его значения в развитии личности ребенка); когнитивный (знание современных теоретических основ данного типа образования, расширенный круг знаний в определенной области культуры); технологический (знание особенностей использования общепедагогических умений в условиях дополнительного образования детей, его общей методики); рефлексивный (знание закономерностей педагогического анализа и самоанализа, особенностей организации и проведения мониторинга в условиях дополнительного образования детей); психологический (потребность в работе с детьми в условиях свободного общения, экстравертность и коммуникабельность); эмоциональный (стремление увлечь детей дополнительными занятиями, способность сделать учебный процесс интересным и увлекательным); волевой (инициативность в организации дополнительного образования детей, способность к преодолению сомнений); личностный (педагогический оптимизм, доброжелательность, общительность); социальный (стремление к максимальному использованию возможностей социума в работе с детьми, стремление к социальному взаимодействию); креативный (оригинальность в решении педагогических задач, мотивационно-творческая активность).
- Успешность формирования у будущих педагогов исследуемой готовности в значительной мере определяется опорой на ее теоретически обоснованные :
- концепцию, определяющую источники определения приоритетов формирования готовности студентов (общее, профессиональное и дополнительное образование); методологические основания формирования готовности студентов (интеграция теоретико-методологических оснований профессионально-педагогического и дополнительного образования детей); концептуальные подходы к формированию готовности студентов (цель, задачи, принципы); содержательные и технологические ориентиры процесса и результата формирования готовности;
- модель, включающую три базовых модуля - «Содержание процесса формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей» (историческая, теоретико-методологическая, методическая, технологическая подготовка); «Организация процесса формирования готовности студентов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей» (условия, методы, формы формирования готовности); «Готовность студентов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей» (структура готовности, критерии ее сформированности).
- Результативность процесса формирования готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей определяется выбором оптимальной технологии,предполагающей: содержательную взаимосвязь данного процесса (специального учебного курса) с другими учебными дисциплинами базовой психолого-педагогической подготовки; опору на метод педагогического моделирования,способствующий устойчивому формированию у будущих педагогов способности к самостоятельному моделированию образовательного процесса в условияхдополнительного образования детей; разнообразие методов образовательнойдеятельности, структурированных в несколько групп, - методы эмоционального стимулирования (ориентированные на развитие продуктивного мышления),игровые методы (способствующие становлению самостоятельности в решениипедагогических проблем), тренинговые методы (позволяющие развивать коммуникативные способности), творческие методы (стимулирующие формирование креативности педагогического мышления); сочетание учебных и внеучеб-ных форм работы, позволяющих максимально расширить пространство практического освоения будущими педагогами содержания и методики дополнительного образования детей; возможность разноуровневой подготовки педагогов к работе в данной образовательной сфере, охватывающей среднее, высшее и дополнительное профессионально-педагогическое образование.
- Эффективность реализации теоретической модели формирования готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей может быть выявлена в процессе реальной педагогической деятельности или педагогической практики. Критерии оценки сформи-рованности исследуемой готовности определяются следующими ключевыми индикаторами: а) общий уровень специальной подготовки; б) сформированность собственного (субъективного) представления о дополнительном образовании детей; в) понимание его как неотъемлемой части единого процесса общего образования; г) осознание педагогического значения дополнительного образования в развитии личности ребенка; д) педагогически и лично обоснованное планирование участия в организации данного вида образования; е) объективная оценка собственных возможностей деятельности в сфере дополнительного образования детей.
1. Каргина З.А. Формирование готовности будущего педагога к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей как одно из перспективных направлений педагогического образования: глава 11 // Модернизация российского образования: тренды и перспективы / Тырина М.П., Корягина Н.А., Гребнева В.В., Гаркуша Н.С., Толбатова Е.В. [и др.] (всего 15 человек) / отв. ред. А.А. Киселев. Краснодар: АНО «Центр социально-политических исследований «Премьер», 2012. Кн. 3.: монография. С. 202–216. (17,3 / 0,97 п.л.)
2.Каргина З.А. Некоторые дополнения к современной теории дополнительного образования детей: глава 3 // Теория и методика педагогической работы. В 2 кн. / Калашник Л.С., Калнинш Л.М., Каргина З.А., Лукьяненко М.А., Мушич-Громыко А.В. [и др.] (всего 9 человек) / под общ. ред. С.В. Куприенко; SWorld. Одесса: Куприенко С.В., 2012. Кн. 2: монография. С. 104–126. (11,04 / 1,75 п.л.)
3.Каргина З.А. Дополнительное образование детей: история, теория, методология: монография. М.: Экон-информ, 2012. 232 с. (14,5 п.л.)
4.Каргина З.А. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей: монография. М.: Экон-информ, 2012. 417 с. (26,25 п.л.)
5.Каргина З.А. Профессионально-педагогическая готовность: современные теоретические основания: глава 1 // Педагогика высшей профессиональной школы: коллективная научная монография / Александрова К.Ю., Баранова И.И., Стародуб В.В., Гук Н.А., Татомир И.Л. [и др.] (всего 16 человек) / под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2012. С. 8–25. (15,13 / 0,94 п.л.)
6.Каргина З.А. Дополнительное образование детей: современные теоретические основания: глава 2 // Проблемы и тенденции развития дополнительного и школьного образования: коллективная научная монография / Алиева А.Т., Дзержинская Л.Б., Захарова С.М., Каргина З.А., Якушева С.Д. / под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2012. С. 26–46. (7 / 1,1 п.л.)
7.Готовность современного учителя к деятельности в сфере дополнительного образования детей как элемент его профессиональной культуры // Transformation of approaches to education in Russia and CIS states (Трансформация подходов к образованию в России и странах СНГ): коллективная монография / А.В. Камалеева, М.А. Виниченко, Л.Е. Егорова, Е.Н. Романова, А.А. Корсун [и др.] (всего 24 человека) / ed. by K. Rejss. Stuttgart, ORT Publishing, 2012. Pp. 93–109. (23,7 / 0,97 п.л.)
8.Здоровьеформирующие возможности дополнительного образования детей: современная теория и практика (глава 6) // Формирование здоровья детей и подростков в системе непрерывного образования: коллективная научная монография / Р.И. Айзман, Н.Г. Блинова, Н.А. Бокарева, Л.А. Варич, Ж.Ю. Горелова [и др.] (всего 20 человек) / под ред. Т.Н. Ле-ван. Новосибирск: Изд-во «Си-бАК», 2013. С. 155–171. (11 / 0,89 п.л.)
Статьи в журналах, рекомендованных в перечне ведущих периодических изданий ВАК при Минобрнауки России:
9.Каргина З.А. Факторы и условия эффективности дополнительного образования // Народное образование. 2010. № 8. С. 221–225. (0,32 п.л.)
10.Каргина З.А. Практические рекомендации по эффективному управлению дополнительным образованием // Народное образование. 2010. № 9. С. 138–142. (0,39 п.л.)
11. Каргина З.А. Дополнительное образование детей: размышления о понятии // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2011. № 1. С. 78–81. (0,36 п.л.)
12.Каргина З.А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 5–11. (0,69 п.л.)
13.Каргина З.А. Готовность будущего учителя к организации дополнительного образования детей как профессионально-педагогическое новообразование // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 2. С. 69–74. (0,72 п.л.)
14.Каргина З.А. Дополнительное образование детей в современных федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) России // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2011. № 8. С. 157–165. (0,55 п.л.)
15.Каргина З.А. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования: некоторые методологические основания // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2011. № 12. С. 35–42. (0,64 п.л.)
16.Каргина З.А. Дополнительное образование детей и организационная модель школы // Народное образование. 2012. № 2. С. 126–130. (0,41 п.л.)
17.Каргина З.А. Из истории подготовки педагогов-внешкольников в системе высшего и среднего образования // Высшее образование сегодня. 2012. № 5. С. 70–74. (0,37 п.л.)
18.Каргина З.А. Школьный учитель в системе дополнительного образования: возможности и проблемы // Воспитание школьников. 2013. № 1. С. 24–28. (0,42 п.л.)
Научные материалы, опубликованные в других изданиях:
19.Каргина З.А. Воспитательная функция дисциплины «Методика работы педагога дополнительного образования» // Среднее педагогическое образование столицы на рубеже веков: опыт, достижения, перспективы: тезисы выступлений гор. науч.-практ. конф. М.: Междунар. пед. академия МКО, 2000. С. 77–78. (0,1 п.л.)
20.Каргина З.А. Дополнительное образование в школе: неиспользуемый потенциал // Воспитание школьников. 2003. № 4. С. 39–41. (0,28 п.л.)
21.Каргина З.А. Модель повышения квалификации педагогов дополнительного образования // Повышение квалификации педагогических кадров: теория и практика. М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. Вып. 4. С. 23–28. (0,33 п.л.)
22.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. М.: Школьная пресса, 2006. 96 с. (4,66 п.л.)
23.Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. Изд. дополненное. М.: Школьная пресса. 2008. 96 с. (5,58 п.л.)
24.Каргина З.А. Организация дополнительного образования в школе: практическое пособие администратора. М.: Школьная пресса, 2009. 96 с. (5,58 п.л.)
25.Каргина З.А. Дополнительное образование в школе: возможности и проблемы // Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика: материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 464–467. (0,19 п.л.)
26.Каргина З.А. Возможности дополнительного образования в инновационном развитии общеобразовательного учреждения // Инновации в современном мире: проблемы и перспективы: материалы всерос. науч.-практ. конф. / отв. ред. А.А. Огарков и др. Волгоград–М.: ООО «Глобус», 2009. Ч. 2. С. 89–92. (0,2 п.л.)
27.Каргина З.А. Образовательные возможности дополнительного образования в школе // Наука и практика: проблемы, идеи, инновации: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. / под науч. ред. А.А. Нуруллина. Чистополь: ИНЭКА, 2009. С. 184–185. (0,17 п.л.)
28.Каргина З.А. Возможности специализации «Теория и методика дополнительного образования детей» в формировании у студентов исследовательских умений // Формирование исследовательских умений у будущих учителей начальных классов: (проблемы, опыт, перспективы): сб. науч. статей / сост. и отв. ред. Л.П. Стойлова. М.: МГПУ, 2009. С. 127–129. (0,14 п.л.)
29.Каргина З.А. Теория и методика дополнительного образования детей: учебно-методический комплекс дисциплины. М.: МГПУ, 2009. 126 с. (7,88 п.л.)
30.Каргина З.А. К вопросу подготовки студентов педагогических вузов и колледжей к организации дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения // Культура и образование как фактор развития региона: сб. материалов междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. В.М. Кашлач. Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2009. С. 104–106. (0,24 п.л.)
31.Каргина З.А. Дополнительное образование детей – сфера дидактического творчества учителя // Проблемы современной дидактики: теория и практика: материалы всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. В 3 ч. / отв. ред. Л.М. Белогурова, Н.М. Фатьянова. Белгород: Изд-во БелРИПКППС, 2010. Ч. 2. С. 188–191. (0,19 п.л.)
32.Каргина З.А. Самостоятельная работа студентов в процессе изучения особенностей дополнительного образования младших школьников // Самостоятельная работа в подготовке учителя начальных классов: современные подходы к организации и управлению: сб. науч. статей // сост. и отв. ред. Т.И. Зиновьева. М.: Экон-Информ, 2009. С. 37–40. (0,24 п.л.)
33.Каргина З.А. Готовность учителя к организации дополнительного образования детей // Научные школы как фактор подготовки педагогических кадров: материалы науч.-практ. конф. препод., аспир. и студ. / сост. и отв. ред. С.Н. Вачкова. М.: Экон-Информ, 2010. С. 105–108. (0,21 п.л.)
34.Каргина З.А. Примерная программа учебной дисциплины «Дополнительное образование детей: история и современность» // Основная профессиональная образовательная программа по специальности среднего профессионального образования 050148 Педагогика дополнительного образования / рец. В.Я. Никитин, И.К. Дракина. М.: [б.и.], 2011. С. 140–154. (0,84 п.л.)
35.Каргина З.А. Дополнительное образование детей – сфера профессионального саморазвития учителя // Теоретические и прикладные аспекты личностно-профессионального развития: материалы IV всерос. науч.-практ. конф. с межд. участием. В 2 ч. Омск-СПб.: [б.и.], 2011. Ч. 1. С. 107–108. (0,19 п.л.)
36.Каргина З.А. Подготовка учителя к организации дополнительного образования детей как одно из прогрессивных направлений развития профессионально-педагогического образования // Современные вопросы науки – XXI век: сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2011. Ч. 1. С. 65–69. (0,3 п.л.)
37.Каргина З.А. Готовность к организации дополнительного образования детей в структуре дидактической культуры педагога // Развитие дидактической культуры учителя в системе непрерывного образования: материалы всерос. науч.-прак. конф. В 3 ч. / отв. ред. Л.М. Белогурова [и др.]. Белгород: изд-во БелРИПКППС, 2011. Ч. 1. С. 55–58. (0,22 п.л.)
38.Каргина З.А. Новые подходы к подготовке будущих педагогов // Сборник научных трудов Sworld. По материалам междунар. науч.-практ. конф. «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития`2011». Одесса: Черноморье, 2011. Т. 22: Педагогика, психологи и социология. География. С. 11–17. (0,43 п.л.)
39.Каргина З.А. Некоторые подходы к подготовке будущих педагогов в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения // Global Science Communikation (Международный научный журнал). 2011. № 6. С. 43–49. (0,37 п.л.)
40.Каргина З.А. Подготовка педагогов к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей как необходимая составляющая непрерывного педагогического образования // Развитие личности в образовательных системах: материалы докладов ХХХ межд. психол.-пед. чтений / науч. ред.: Мареев В.И. [и др.]. Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2011. Ч. 2. С. 416–423. (0,41 п.л.)
41.Каргина З.А. К проблеме подготовки студентов педагогических вузов и колледжей к профессиональной деятельности в сфере дополнительного образования детей // Известия Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины. 2012. № 2. С. 72–76. (0,41 п.л.)
42.Каргина З.А. Возможности дополнительного образования детей в работе учителя начальных классов // Актуальные проблемы современного образования и воспитания: материалы междунар. науч.-практ. конф. Челябинск: ООО МАТРИЦА, 2012. С. 55–59. (0,37 п.л.)
43.Каргина З.А. Теоретическая модель профессионально-педагогической готовности // Психология и педагогика в системе гуманитарного знания: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во «Спецкнига», 2012. С. 198–209. (0,47 п.л.)
44.Каргина З.А. Дополнительное образование детей с точки зрения социологии // Приднепровские социально-гуманитарные чтения: материалы Бердянской сессии І Всеукраинской науч.-практ. конф. с межд. участием. В 5 ч. Днепропетровск: ТОВ «Инновация», 2012. Ч. 4. С. 131–133. (0,22 п.л.)
45.Каргина З.А. Дополнительное образование детей с точки зрения педагогики // Педагогические и психологические науки: актуальные вопросы: материалы междунар. заоч. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд. «Сибирская ассоциация консультантов», 2012. Ч. II. С. 44–50. (0,35 п.л.)
46.Каргина З.А. Подготовка будущих педагогов к организации дополнительного образования детей: современные методологические подходы // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы Х междунар. науч.-практ. конф. В 2 т. М.: Изд-во «Спецнига». Т. I. С. 160–164. (0,4 п.л.)
47.Каргина З.А. Методологические подходы к профессионально-педагогическому образованию: обзор современных научных исследований // Materialy VIII Miedzynarodowej naukowi-praktycznej konferencji “Perspektywiczne opracowania sa nauka I technikama – 2012” (Материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. «Перспективные разработки науки и техники»). – Przemysi (Болгария): Nauka i studia. Volume 9: Pedagogiczne nauki. (Том 9: Педагогические науки). С. 42–49. (0,52 п.л.)
48.Каргина З.А. Дополнительное образование детей с точки зрения физиологии // European Applied Sciences (Штуттгарт, Германия). 2012 (November-December). № 1. Рp. 146–150. (0,52 п.л.)