- Методология вариативного проектирования системы, имеющая в основе междисциплинарный комплекс идей педагогической инженерии, прогнозирования развития педагогических систем с использованием перспективных технологий форсайта, методологии институционализации, комплексного подхода и объединяющего их интегративного подхода, обеспечивает разработку, реализацию педагогической системы, обладающей свойствами открытости, адаптивности, динамичности, способной развиваться в условиях быстро изменяющейся внешней среды. Алгоритм и процедура вариативного проектирования позволяют учесть особенности и тенденции развития внешней и внутренней среды, временные масштабы реализации преобразований и обеспечение их эффективности в соответствии с целевыми ориентациями системы. Основными характеристиками технологии проектирования являются использование эффективных междисциплинарных методов, последовательный циклический переход от этапа проектирования к этапу управления развитием, что предполагает использование широкого спектра управленческих стратегий. Вариативность проектирования определяется возможностью перехода к различным вариантам модели в зависимости от изменяющихся параметров и условий, целевых установок в процессе проектирования и имеющихся ресурсов.
- Основными характеристиками базовой стратегической модели (среднесрочной) являются: кластерная организация, варианты интегрированных учреждений профессионального образования как результат горизонтально-вертикальной интеграции на уровне учебного заведения, преемственность многоуровневых образовательных программ с возможностью выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории. Разработанную на основе применения методов прогнозирования развития педагогических систем прогнозную (долгосрочную) базовую модель характеризуют: конфигурация «распределенная образовательная сеть»; повсеместная представленность субъектов в разных типах и на различных уровнях взаимодействий, направленных на реализацию образовательных целей и осуществляемых как непосредственно, так и в глобальной (локальной) информационной сети; реализация комплексных сетевых образовательных программ, имеющих в основе объединение ресурсов стратегических партнеров и использование технологий дистанционного обучения, нацеленных на обеспечение образовательных потребностей обучающихся, социально-экономического развития региона.
- Для эффективного достижения поставленных задач и развития в пространстве региона необходимы следующие социально-педагогические и организационо-управленческие условия:
- реализация перманентного многофункционального взаимодействия учебного заведения с внешней средой на всех этапах и уровнях образовательной деятельности (профессиональная ориентация, обучение профессии, повышение квалификации); реализация мониторинга требований к кадрам машиностроительных предприятий, качества системы подготовки и результатов на основе системы взаимосвязанных критериев (социально-педагогические);
- реализация гибких, вариативных управленческих стратегий, основанных на сочетании процессного, ресурсного подходов; разработка образовательных программ на основе учета потребностей предприятий региона, участия работодателей и реализация образовательных траекторий в соответствии с образовательными потребностями и характеристиками обучающихся (организационо-управленческие).
- К основным направлениям мониторинга спроектированной системы многоуровневой подготовки кадров машиностроения относится отслеживание изменений в качественных и количественных характеристиках результатов внешней и внутренней интеграции; распределение обучающихся по вариативным траекториям обучения; качественно-количественные характеристики результатов обучения, финансовых показателей материально-технической базы учебного заведения, характеристики профессорско-преподавательского состава, трудоустройство выпускников в соответствии с их квалификацией и специализацией. К критериям эффективности системы многоуровневой подготовки кадров машиностроения относятся:
- направленность системы профессиональной подготовки на реализацию перспективных требований производства, соответствующих современным тенденциям развития машиностроительной отрасли;
- сбалансированное распределение внутренних (педагогических, материально-технических) и внешних (социальных партнеров) ресурсов в организации основного и дополнительного профессионального образования в подготовке кадров;
- мобильность системы как способность всех субъектов интеграции быстро реагировать на образовательные потребности общества и производства в целях внесения преобразований в учебный процесс;
- предоставление обучающимся выбора вариативных траекторий профессиональной подготовки, соответствующих их предпочтениям, возможностям и интересам;
- спектр образовательных услуг, динамика формирования которых будет упреждать будущий заказ рынка труда.
1. Кадырова Х.Р. Информационные образовательные технологии в культурологической направленности высшего профессионального образования / Х.Р. Кадырова// Педагогическое образование и наука. – 2008. – №4. – С. 38-43. (0,4 п.л.).
2. Кадырова Х.Р. Модели профессионального развития личности в истории отечественной школы / Х.Р. Кадырова, Т.А. Челнокова // Казанский педагогический журнал. – 2008. – №3. – С. 111-124. (0,9 п.л. / 0,7п.л.).
3. Кадырова Х.Р. Модель корпоративного взаимодействия в жизнедеятельности филиала вуза / Х.Р. Кадырова // Педагогическое образование и наука. – 2009. – №5. – С. 77-80. (0,3п.л).
4. Кадырова Х.Р. Профессиональное образование в малом городе: каким ему быть? / Х.Р. Кадырова // Казанский педагогический журнал. – 2009. – №2. – С. 10-19. (0,6 п.л.).
5. Кадырова Х.Р. Реализация идеи непрерывного профессионального образования в условиях малого города / Х.Р. Кадырова, П.Н.Осипов // Высшее образование в России. – 2009. – №5. – С. 157-160. (0,3 п.л. / 0,2 п.л.).
6. Кадырова Х.Р. Отражение специфики машиностроения и современных тенденций его развития на образовательных потребностях отрасли / Х.Р. Кадырова // Образование и саморазвитие. – 2009. – №4(14). – С. 48-53. (0,4 п.л.).
7. Кадырова Х.Р. Идея корпоративного университета в практике деятельности филиала технического вуза / Х.Р. Кадырова // Вестник Казанского технологического университета. – 2009. – №2. – С. 164-169. (0,4 п.л.).
8. Кадырова Х.Р. Стимулы профессионального становления студента как конкурентоспособного специалиста / Х.Р. Кадырова, И.Н. Богданова// Образование и саморазвитие. – 2010. – №2(18). – С. 20-25. (0,4 п.л. / 0,3 п.л.).
9. Кадырова Х.Р. Возможности интеграции в формировании образовательного пространства самоорганизующегося профессионального развития личности на этапе обучения / Х.Р. Кадырова, Т. Р. Шакирова // Казанская наука. – 2011. – № 9. – С. 216-218. (0,2 п.л. / 0,15 п.л.).
10. Кадырова Х.Р. Проблемы и современные подходы к моделированию системы многоуровневой подготовки специалистов машиностроительной отрасли / Х.Р. Кадырова // Образование и саморазвитие. – 2011. – №4(26). – С. 63-67. (0,3 п.л.).
11.Кадырова Х.Р. Интеграция как основа построения многоуровневой модели подготовки специалистов для машиностроительной отрасли / Х.Р. Кадырова // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – №13. – С. 236-241. (0,4 п.л.).
12. Кадырова Х.Р. Кластерный подход в организации профессионального образования / Х.Р. Кадырова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2012. – №7. – С. 54-64. (0,7 п.л.).
13. Кадырова Х.Р. Модель интегрированного учебного заведения / Х.Р. Кадырова //Вестник Башкирского университета. – 2012. – №2. – Т. 17. – С. 1072-1075. (0,3 п.л.).
14. Кадырова Х.Р. Знаем, кто нужен, не знаем, кто придет. / Х.Р. Кадырова //Профессиональное образование Столица. – 2012. – № 10. – С. 46-48. – (0,2 п.л.)
15. Кадырова Х.Р. Подготовка кадров в интегрированном учебном заведении/ Х.Р. Кадырова // Среднее профессиональное образование. – 2013. – №1.– С. 5-8. (0,3 п.л.).
Монографии
16. Кадырова Х.Р. Профессиональная адаптация студента технического вуза в условиях социального партнерства / Х.Р. Кадырова, Т.А. Челнокова.- Казань: Изд-во Казан.гос.тех.ун-та, 2005. – 89 с. – (5,6 п.л. /4,1 п.л.)
17. Кадырова Х.Р. Профессиональное образование в малом городе: состояние, проблемы, перспективы /Х.Р. Кадырова. - Казань: РИЦ «Школа», 2009. – 156 с. (9,8 п.л.)
18. Кадырова Х.Р. Формирование адаптивной образовательной среды высшей школы: Условия развития адаптивных ресурсов личности студента / Т.В. Булычева, Х.Р. Кадырова. - Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2011. – 175 с. (11,0 п.л./ 7,2 п.л.)
19. Кадырова Х.Р. Вариативная система многоуровневой подготовки кадров для машиностроительных предприятий региона на основе интегративного подхода / Х.Р. Кадырова // Казань: РИО ГБУ «РЦМКО», 2013. – 231 с. (14,4 п.л.)
Научные статьи и материалы конференций
20.Кадырова Х.Р. В содружестве с градообразующими предприятиями города (Рынок труда в г. Зеленодольске) / Х.Р. Кадырова, Н.Н. Богданова // Состояние и проблемы развития регионального рынка образовательных услуг: сборник статей. – 2006. – С. 87-96. (0,6 п.л./ 0,5 п.л.).
21.Кадырова Х.Р. Дисгармония рынка труда и рынка образовательных услуг / Х.Р. Кадырова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Состояние и проблемы профессионального образования: региональный аспект» 24 апреля 2008 г. – Казань: Изд-во Казан. гос. техн. ун-та, 2008. – С. 123-128. (0,4 п.л.).
22.Кадырова Х.Р. Подготовка специалистов в области создания и использования информационных технологий, как определяющего фактора обеспечения конкурентоспособности машиностроительных производств / Х.Р. Кадырова // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. Вып. 9. Кн. 1. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С. 66-72. (0,4 п.л.).
23.Кадырова Х.Р. Образовательный кластер машиностроительной отрасли / Х.Р. Кадырова // Проблемы многоуровневой подготовки специалистов для региональной экономики: сборник научных статей. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – С. 16-25. (0,6 п.л.).
24.Кадырова Х.Р. Непрерывность и преемственность профессионального образования как фактор успешности в обеспечении кадровых потребностей предприятий машиностроительной отрасли / Х.Р. Кадырова // Актуальные вопросы современной науки: сборник научных трудов. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – С. 65-74. (0,6 п.л.).
25.Кадырова Х.Р. Современные подходы к подготовке специалистов для предприятий машиностроительной отрасли / Х.Р. Кадырова // В мире научных открытий. – 2009. – № 6.– С. 60-65. (0,4 п.л.).
26.Кадырова Х.Р. Региональная модель подготовки специалистов в условиях малого города // «Высшая школа в условиях реформ: проблемы организации и методического обеспечения учебного процесса». – Екатеринбург: УрАГС. – 2009. – С. 41-43. (0,2 п.л.).
27.Кадырова Х.Р. Региональная модель образовательной политики в подготовке специалистов для предприятий машиностроения / Х.Р. Кадырова // В мире научных открытий. –2010. – №3(09). – Ч. 2. – С. 40-44. (0,4 п.л.).
28.Кадырова Х.Р. Экспериментальная апробация возможностей построения и реализации многоуровневой подготовки специалистов для предприятий региона / Х.Р. Кадырова // Казанский социально-гуманитарный вестник. – 2011. – № 1–2(3)– С. 13-16. (0,3 п.л.).
29.Кадырова Х.Р. Реализация идей интегрированного учебного заведения на примере Зеленодольского института машиностроения и информационных технологий (филиала) КНИТУ-КАИ / Х.Р. Кадырова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Качество профессионального образования: проблемы, развитие, перспективы», 11 апреля 2012 г. – Казань: РИЦ, 2012. – С. 12-17. (0,4 п.л.).
30.Кадырова Х.Р. Особенности современных подходов в подготовке кадров в условиях перехода к инновационной экономике / Х.Р. Кадырова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Наука и профессиональное образование: современные теоретические проблемы и практический опыт». – Казань: РИЦ, 2013. – С. 6-11. (0,4 п.л.).
31.Кадырова Х.Р. Система многоуровневой подготовки кадров для машиностроения на основе интегративного подхода. / Материалы Международной научно-практической конференции «Взаимодействие государственных и корпоративных учебных заведений как ресурс повышения качества профессионального образования», 25 апреля 2013г. – Казань: КГСАУ, 2013. – С. 71-73. (0,2 п.л.).
32.Kadyrova K.R. Cooperation of School and High school in Conditions of modernizing of Russian Education / K.R. Kadyrova, T. A. Chelnokova // «Journal of International Society»: Научный журнал, Volume 4, 2010. – P. 300-310. (0,7 п.л./ 0,5 п.л).
33.Kadyrova K. The municipal model of training the specialists for the machinery industry / K. Kadyrova // «European journal of natural history»: Научный журнал Европейской Академии Естествознания, Сингапур. – 2011. – №3. – P. 61-63. (0,2 п.л.).
34.Кадырова Х.Р. Модель интегрированного образовательного учреждения машиностроительного профиля / Х.Р. Кадырова // International journal of experimental education (Международный журнал экспериментального образования). – 2011. –№3 – С. 134-136. (0,2 п.л.).
Учебно-методические пособия:
35.Кадырова Х.Р. Оганизационно-правовые формы взаимодействия работодателей и учебных заведений профессионального образования в составе образовательных кластеров в авиационной отрасли: методические рекомендации / Г.Л. Дегтярев, Х.Р. Кадырова, С.А. Михайлов, И.К. Насыров, В.М. Сохабеев и др. – Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та , 2008. – 52 с. (3,2 п.л./ 0,8 п.л.).
36. Кадырова Х.Р. Информатика: учеб. пособие / Х.Р. Кадырова. – Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2008. – 168 с. (10,5 п.л.).
37. Кадырова Х.Р. Педагогика и психология: учеб. пособие) / Х.Р. Кадырова, Т.А. Челнокова. – Казань: РИЦ «Школа», 2009. – 140 с. (8,8 п.л./ 6,4 п.л.).
38. Кадырова Х.Р. Воспитательный потенциал социального партнерства/ Х.Р. Кадырова, И.Н. Маршалова. – Казань: РИЦ «Школа», 2010. – 84 с. (5,3 п.л./ 2,6 п.л.).