- Становление и развитие марксистской этики, новая этическая парадигма в России в 1920-е годы строились во многом на основе этического идеализма, религиозно-этических концепций и этической теории И. Канта. Деонтологическая концепция Канта объясняла мораль сквозь призму категории долга, нравственных обязанностей и долженствования. Коммунистическая мораль также выстраивала свою идеологию посредством понятий общественного долга, служения единой цели - строительству коммунизма на основе коллективизма, самоотречения и подчинения личных интересов общим. Таким образом, теория коммунистической морали была, по сути своей, достаточно компилятивной и эклектичной.
- В трудах теоретиков новой советской морали (В. И. Ленин, Е. М. Ярославский, Е. А. Преображенский, Л. Д. Троцкий, А. А. Богданов, А. М. Коллонтай, Л. И. Аксельрод) превалировала прагматическая, утилитаристская трактовка морали сквозь призму классового подхода. Общечеловеческая, абсолютная, безусловная и вечная, вневременная, то есть гуманистическая ценность морали не принималась во внимание в принципе.
- В 1920-е годы впервые в истории Российского государства произошла институционализация морали (термин наш). То есть властью была созданаразветвленная сеть государственных, научных, учебных, политических учреждений(Коммунистическая академия, Институты Красной профессуры, система партийныхуниверситетов, Центральная Контрольная комиссия) и общественных организаций («Союзвоинствующих безбожников», «Общество друзей беспризорного ребенка» и др.),деятельность которых была нацелена на создание и пропаганду принципов новой этики.
- В 1920-е годы властью была предпринята попытка привить обществу совершенно новые, социально никем и никогда неапробированные, формулируемые буквально на ходу (дискуссия об этике), радикальные этические идеи и нормы морали («обобществление женщин», «свободная любовь», «социализация детей»), приведшие, на фоне разрухи и голода, к беспрецедентному росту разводов, абортов, проституции и беспризорности. В итоге в общественном сознании произошло достаточно быстрое отторжение такого рода идей.
- Предлагаемые новой властью принципы образования (доступность, всеобщность, бесплатность), включая его этическую составляющую (трудовое воспитание), были приняты общественностью, т. к. они, с одной стороны, отвечали реальным социальным потребностям, с другой - не входили в противоречие с традиционными принципами морали. Именно на этом направлении Советское государство достигло наиболее значимых результатов.
- В деле борьбы с религией большевики были вынуждены пойти по путизамещения одной веры (религиозной) - другой верой (атеистической). Ими былапроделана титаническая работа по замене одних обрядовых действий, ритуалов,символики (крестные ходы, иконы, молитвы, песнопения, кресты), другими, оченьсхожими по форме, но не по содержанию, символами и ритуалами (демонстрации,портреты вождей, лозунги и транспаранты, песни, звезды). Поскольку любое религиозноесознание является очень глубинным, постольку любое сопротивления народа на этомнаправлении подавлялось властями особенно жестоко и изощренно (казнисвященнослужителей, разрушение храмов, разорение старых кладбищ). В результатепрактически полного физического (но не духовного и морального) уничтожения церкви вроссийском обществе в 1920-е годы начинает формироваться атеистическая этическаяплатформа.
- Статистические данные свидетельствуют, что динамика социальных идемографических процессов, диагностирующих реальное положение дел в религиозной, морально-нравственной и семейной сферах российского общества в 1920-е годы, практически одинакова для всех регионов страны, включая губернии Поволжья.
- Именно 1920-е годы были периодом активного слома и фактического уничтожения старой и формирования новой социально-этической матрицы. Системообразующие элементы новой этики (коллективизм, долг, ответственность, стремление к социальной справедливости, служение общему делу), присущие российскому дореволюционному обществу, были воспроизведены в условиях новой коммунистической этической парадигмы. Это во многом предопределило то, что в XX веке российское общество не утратило свою идентичность.
1.Российское общество в 1920-е годы: социально-демографический аспект / Л.Б. Захарова. Саарбрюкен: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. 228 с.
2.Концепция социальной политики Советской власти: теория и практика (1920-е годы) / Л.Б. Захарова. Самара: Издательство СамГТУ, 2012. 214 с.
3.Формирование новой морально-этической парадигмы в российском обществе 1920-х годов / Л.Б. Захарова. Самара: Издательство СамГТУ, 2013. 279 с.
В изданиях, рекомендованных Перечнем ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
4.Гендерные аспекты проблемы занятости населения в Поволжье в 1920-е годы / Л.Б. Захарова // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». Самара: Издательство СНЦ РАН, 2006. № 3. С. 269-273.
5.Проблема социальной защиты женщин и детей в России в 20-е годы ХХ в. (на материалах Поволжья) / Л.Б. Захарова // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Специальный выпуск «Актуальные проблемы гуманитарных наук». Самара: Издательство СНЦ РАН, 2006. № 4. С. 262-266.
6.Формирование новой этической парадигмы в России: дискуссия 1920-х годов о партийной этике / Л.Б. Захарова // Вестник Самарского муниципального института управления. Самара: Издательство САГМУ, 2012. № 3 (22). С. 129-135.
7.Моральная цена конфликта власти и церкви в России в 1920-е гг. / Л.Б. Захарова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «История и политические науки». Москва: Издательство МГОУ, 2012. № 4. С. 129-133.
8.Нормы и ценности семьи и брака сквозь призму семейной политики Советской власти в 1920-е годы / Л.Б. Захарова // Вестник Самарского муниципального института управления. Самара: Издательство САГМУ, 2012. № 4 (23). С. 147-151.
9.Патриарх Тихон и духовенство в 1921-1922 гг. как защитники русской церкви и православной традиции / Л.Б. Захарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Издательство «Грамота», 2012. № 10 (24): в 2-х ч. Ч. I. С. 89-91.
10.Ликвидация неграмотности в Поволжье в 1920-1927 гг.: политика и практика / Л.Б. Захарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Издательство «Грамота», 2012. № 10 (24): в 2-х ч. Ч. 2. С. 60-63.
11.Формирование системы социального обеспечения в Советской России (1920-е годы) / Л.Б. Захарова // Вестник Самарского муниципального института управления. Самара: Издательство САГМУ, 2013. № 1 (24). С. 141-148.
12. Обновленческий раскол 1920-х гг. в Русской Православной церкви /Л.Б. Захарова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарныенауки. Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2013. № 1 (25).С. 53-59.
13.Отношения власти и церкви в начале 1920-х годов: кампания по изъятию церковных ценностей / Л.Б. Захарова // Вестник Самарского государственного университета. Гуманитарная серия. Самара: Издательство «Самарский университет», 2013. № 2 (103). С. 64-70.
14.Трансформация этической мысли в России: от идеализма к марксистской доктрине (1900-1920-е гг.) / Л.Б. Захарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Издательство «Грамота», 2013. № 3 (29): в 2-х ч. Ч. 1. С. 71-75.
Учебные пособия
15.Социология: учебное пособие для студентов юридических вузов. Часть 1 / Л. Б. Захарова, О. А. Малаканова, Е. С. Ганс. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2004. 86 с.
16.Эстетическая культура сотрудника ОВД: Учебное пособие для курсантов и слушателей юридических вузов МВД России / Л.Б. Захарова. Самара: Издательство СНЦ РАН, 2007. 206 с.
Статьи, материалы и тезисы конференций
17. Изучение дисциплин социально-экономического, гуманитарного иисторического цикла в вузе – один из факторов формирования личностных ипрофессиональных качеств выпускников / Л.Б. Захарова // Проблемы формированияисторического сознания студентов. Тезисы докладов межвузовской научно-методическойконференции. Выпуск третий. Самара: Издательство «Самарский университет», 1998.С. 22-24.
18. Денежная реформа 1922-1924 гг. – один из факторов стабилизации социально-экономической ситуации в советском обществе / Л.Б. Захарова // Тезисы докладов XXIXнаучной конференции студентов. Самара: Издательство «Самарский университет», 1999.С. 6-7.
19.К проблеме социально-демографического развития советского общества в 20-е годы / Л.Б. Захарова // VI Российская научная конференция профессорско-преподавательского и инженерно-технического состава. Тезисы докладов. Самара, 1999. С. 35.
20.Российская государственная политика в сфере охраны материнства и детства в 20-е годы ХХ в. / Л.Б. Захарова // Гендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы. Материалы международной научной конференции. Иваново, 27-28 мая 1999 г. Иваново, 1999. С. 269-273.
21.Голод 1921-1922 годов и поиск выхода из продовольственного кризиса (на материалах Самарской губернии) / Л.Б. Захарова // Актуальная история: новые проблемы и подходы. Самара, 1999. С. 67-75.
22.Высшее женское образование в России в конце XIX – начале ХХ вв.: к историографии проблемы / Л.Б. Захарова // Женщина в российском обществе. Российский научный журнал. 1999. № 2 (14). С. 46-49.
23.Социальная защита беспризорных детей (1920-е годы) / Л.Б. Захарова // Актуальные проблемы современной науки. Тезисы докладов международной конференции молодых ученых и студентов 12-14 сентября 2000 г. Гуманитарные науки. Часть 6. Самара, 2000. С. 54.
24.Проблема занятости населения в Самарской губернии в 20-е годы / Л.Б. Захарова // Экономика Самарской губернии: 150 лет развития. Материалы региональной научно-практической конференции 26-27 апреля 2001 года. Самара, 2001. С. 150-154.
25.Гендерные аспекты безработицы в Поволжье в 20-е годы ХХ века / Л.Б. Захарова // Актуальные проблемы современной науки. Социальные и гуманитарные науки. Часть 35. История. Сборник статей 4-й Международной конференции молодых ученых и студентов 10-12 сентября 2003 г. Самара, 2003. С. 19-21.
26.Преодоление неграмотности населения в Поволжье в 20-е гг. ХХ в. как социальная проблема советского общества / Л.Б. Захарова // Актуальные проблемы развития общества: новые подходы и перспективы. Сборник научных работ. Вып. VI. Самара, 2004. С. 32-38.
27.Актуальные проблемы формирования патриотического сознания молодежи / Л.Б. Захарова // Актуальные проблемы современной науки. Социальные и гуманитарные науки. Ч. 42. Юридические науки. Труды 5-й Международной конференции молодых ученых и студентов 7-9 сентября 2004 г. Самара, 2004. С. 76-79.
28.Проблема морального выбора и оценки поступков в нравственной жизни / Л.Б.Захарова // Новое в законодательстве России: проблемы теории и практики применения. Сборник научных статей. Вып. 2. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2005. С. 33-39.
29.Этикет служебного общения: профессиональный такт как компонент нравственной культуры сотрудника милиции / Л.Б. Захарова // Общество и безопасность. Журнал правоохранительных органов. Самара, 2006. № 1. С. 77-79.
30.Нравственно-психологические факторы педагогической деятельности в юридическом вузе / Л.Б. Захарова // Общество и безопасность. Журнал правоохранительных органов. Самара, 2006. № 2-3. С. 85-87.
31. Методика преподавания курса «Профессиональная этика» в юридических вузахМВД России / Л.Б. Захарова // Общество и безопасность. Журнал правоохранительныхорганов. Самара, 2006. № 4-5. С. 111-113.
32.Самопожертвование как категория этики / Л.Б. Захарова // Общество и безопасность. Журнал правоохранительных органов. Самара, 2006. № 6. С. 64-65.
33.«Декларация о правах и достоинстве личности» и проблема нравственно-гражданского воспитания / Л.Б. Захарова // Законодательство России: проблемы теории и практики применения. Сборник научных статей. Вып. 3. Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2006. С. 43-45.
34.Этика образования: исторический опыт и современные подходы / Л.Б. Захарова // Актуальные проблемы развития общества: новые подходы и перспективы. Сборник научных работ / Под ред. к.и.н., доц. В. П. Аникиной, к.и.н., доц. В. П. Рассохиной. Вып. VIII. Самара, 2006. С. 130-135.
35.Толерантность как социально-этическая ценность современного общества / Л.Б. Захарова // «Современная Россия и национальный вопрос»: круглый стол (2006; Самара). Материалы круглого стола «Современная Россия и национальный вопрос», 6 окт. 2006 г. Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2007. С. 38-42.
36.Толерантность как принцип профессионального поведения сотрудника органов внутренних дел / Л.Б. Захарова // Патриотическое воспитание молодежи: традиции и современность: Материалы региональной научно-практической конференции. Самара, 2008. С. 144-148.
37.Патриотизм – основной принцип гражданственности / Л.Б. Захарова // Героизм как высшая форма служения Отечеству. Историко-патриотические чтения, посвященные памяти адмирала Ф. Ф. Ушакова: сб. статей. Тольятти: Издательство ТГУ, 2010. С. 76-87.
38. Патриотизм и гражданственность: парадигма ХХI века / Л.Б. Захарова //Становление народного единства. Вехи в истории. Тезисы докладов конференциимолодых ученых-историков 10 ноября 2011 г. / Самарская Губернская Дума. Самара, 2012.С. 19-23.