Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ "МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА")»
Специальность: 13.00.01
Год: 2015
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Познавательная компетентность старшеклассника как личностный опыт учащегося в сфере саморегулируемой познавательной деятельности, интегральная качественная характеристика личности старшеклассника, отражающая его стремление и способность накапливать и реализовывать свой потенциал в сфере самостоятельной познавательной деятельности для успешного решения личностно-значимых (в том числе - учебных) задач. Структура познавательной компетентности старшеклассника, формируемой в процессе обучения математике, включающая в себя когнитивную, функциональную, социально-коммуникативную компетентности, мета-компетентность, блок индивидуальных характеристик и личностных свойств, систему взаимосвязей. Познавательная самостоятельность как ключевая мета- и кросс-компетентность личности, сущностная характеристика и коррелят познавательной компетентности.

2. Авторская философско-педагогическая концепция формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике. Данная концепция базируется на системе, позволяющей определить исходные требования как к исследованию познавательной компетентности, так и к педагогическому сопровождению ее формирования. Система включает в себя: концептуальные идеи ("надпредметности" (универсальности) опыта самостоятельной познавательной деятельности, гуманизации, гуманитаризации и деятельностной природы формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике), методологические принципы (объективности, интегративности и системности, субъектности, поликультурной обусловленности кумулятивного прогрессивного развития, активности школьника и педагогически управляемого развития), ведущие подходы (антропологический, культурологический, интегративно-синергети­ческий, активационно-дея­тельностный) и ключевые методы исследования (методы моделирования и аппроксимации).

3. Концептуальные положения формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике, характеризующие место рассматриваемой компетентности в компетентностной модели выпускника средней общеобразовательной школы, механизмы активации и способы педагогического сопровождения саморегулируемого познания учащихся, среду и средства формирования опыта самостоятельной познавательной деятельности старшеклассников.

Системная модель познавательной компетентности старшеклассника, формируемой в школьном курсе математики. Данная компетентность понимается как открытая динамическая система, структуру которой составляют мотивационно-смысловой (целевой), когнитивный, функциональный, контрольно-оценочный, коммуникационный и индивидуально-личностный компоненты. Система интегрирована в компетентностную модель выпускника средней общеобразовательной школы и ориентирована вместе с социально-личностной и деятельностной (поведенческой) компетентностями на достижение целей общего образования. Специфика системы "познавательная компетентность старшеклассника, формируемая в школьном курсе математики", проявляется в содержательной наполненности ее подсистем-компонентов. Исходя из спроектированной системной модели формирования познавательной компетентности старшеклассников в школьном курсе математики, учебно-воспита­тельный процесс призван базироваться на принципах гуманитаризации, гуманизации и индивидуализации, культуросообразности, преемственности.

Познавательная самостоятельность как интегративная качественная динамическая характеристика индивидуальности, включающая в себя систему направленности, способностей и умений индивидуума своими силами в ходе самоактуализации вести познавательную деятельность с целью решения личностно значимых для него учебных и социальных задач. Саморегулируемое познание учащегося характеризуется цикличностью течения и имеет различные типы активации, которые определяют механизмы его педагогического сопровождения. Познавательная компетентность имеет антропологическую структуру. Развитие опыта самостоятельной познавательной деятельности проходит этапно и обусловлено развитием подсистем-компонентов и взаимосвязей между ними.

Школьный курс математики как семиотическое пространство, подпрост­ранство поликультурного образовательного пространства школы, среда, усло­вие и средство формирования познавательной компетентности старшеклас­сника. Стратегия и тактика педагогического сопровождения формирования рассматриваемого опыта самостоятельной познавательной деятельности старше­классников сопряжена с реализацией идей личностно ориентированного обучения и педагогики конструктивизма при усвоении учащимися дидактических единиц школьного курса математики: понятий, определений, аксиом, теорем, задач.

4. Модель и методические системы педагогического сопровождения формирования опыта саморегулируемой познавательной деятельности старшеклассника в процессе обучения математике.

Процесс педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике представлен в модели как взаимодействие систем "познавательная компетентность" и "педагогическое сопровождение формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике". Взаимодействие систем рассматривается на уровне взаимодействия их подсистем-компонентов - соответственно: компонентов познавательной самостоятельности и целей, технологических процедур, содержания образования, методов, форм, педагогических средств. Согласованность функционирования данных систем обусловлена реализацией положений методологических принципов и выполнением условий "педагогического резонанса". С учетом структуры познавательной компетентности в модели выделяется три взаимосвязанные подсистемы, ориентированные на формирование отдельных подструктур-компетентностей познавательной самостоятельности старшеклассника. Данные подсистемы педагогического сопровождения определяют соответствующие методические системы. Отдельными методическими системами представлены процессы педагогической диагностики и усвоения основных дидактических единиц школьного курса математики.

Методическая система развития личностных особенностей и формирования мета-компетентности познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе обучения математике ориентирована на создание педагогически целесообразных условий развития мотивационно-волевой составляющей опыта саморегулируемой деятельности и умений саморефлексии. Средствами решения данных задач выступают: воспитательное сопровождение, применение личностно значимого для учащегося учебного материала, построение учебно-воспитательного процесса на основе методов, форм и средств обучения, способствующих формированию данных качеств.

Методическая система педагогического сопровождения формирования когнитивной и функциональной компетентностей познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе обучения математике в своей основе имеет применение в учебно-воспитательном процессе учебных "задач с измененной структурой условия". В таких задачах в отличие от традиционных, в условии явно указаны не данные и их отношения, а действия по установлению взаимосвязей между данными или результат таких действий (ответ). Изменение условия задачи требует в ее решении различных мыслительных операций, и, как следствие, позволяет опосредованно управлять стратегиями решения задачи учащимся, формировать у него заданные умения самостоятельной познавательной деятельности.

Основу методической системы педагогического сопровождения формирования социально-коммуникативной компетентности познавательной самостоятельности старшеклассников в процессе обучения математике составляет дифференцированно-групповая форма организации работы учащихся на уроке. Применение данной интерактивной формы обучения обусловлено, с одной стороны - возрастными особенностями старших подростков, а с другой - потенциальными возможностями группового обучения.

Методическая система педагогической диагностики включает в себя: подсистему критериев познавательной компетентности старшеклассника, формируемой в процессе обучения математике; подсистему диагностических процедур выявления уровня сформированности познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике; подсистему процедур проведения мониторинга соответствия педагогических условий запросам учащихся в отношении организации их самостоятельной познавательной деятельности.

Основу методической системы усвоения дидактических единиц школьного курса математики составляют алгоритмы изучения понятий, определений, аксиом, теорем, способов решения задач. Функционирование системы построено на предъявлении учащимся при усвоении основных дидактических единиц школьного курса математики последовательности "задач с измененной структурой условия". Управление учебно-познавательной самостоятельной деятельностью учащихся осуществляется посредством технологических карт. Их применение дает возможность организовать работу старшеклассников таким образом, что при одинаковом объеме содержания усваиваемого учебного материала методы познавательной деятельности каждого учащегося различны, соответствуют уровню сформированного опыта самостоятельной познавательной деятельности и "зоне ближайшего развития и саморазвития" школьника.

5. Разноуровневая педагогическая технология формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике.

Реализация технологических процедур есть активация методических систем педагогического сопровождения развития компонентов-подструктур опыта самостоятельной познавательной деятельности учащегося. Технологические процедуры предполагают единство специфически определяемых компонентов учебно-воспитательного процесса: цели обучения направлены на возможно более полную реализацию принципов и задач личностно ориентированного обучения, формирование познавательной компетентности каждого старшеклассника; изменение структуры уроков (учебных занятий) стимулирует и обеспечивает возможность самостоятельной познавательной деятельности школьников при усвоении содержания школьного курса математики; в содержание обучения, соответствующее учебным планам и программам по математике, органично включается учебный материал практической и историко-культурной направленности, используется индивидуальный опыт учащихся; средством формирования познавательной компетентности старшеклассников выступает усвоение основных единиц школьного курса математики; на всех этапах усвоения учебного материала используются исследовательские и частично-поисковые методы обучения, учитывающие и требующие от учащихся применения сформированного опыта самостоятельной познавательной деятельности; единство форм обучения (дифференцированно-групповая, фронтальная, индивидуальная работа учащихся), построенных на прямом и опосредованном диалоге субъектов учебно-воспитатель­ного процесса, и дидактических средств (учебники, справочники, средства информационно-коммуникационных технологий) способствует формированию коммуникативного опыта и опыта самостоятельной познавательной деятельности старшеклассников; единство урочной и внеклассной (преимущественно выполнение проектов учащимися) работы по математике обеспечивает системность процесса формирования познавательной компетентности учащихся.

Список опубликованных работ
I.Монографии

1.Пустовойтов, В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики: Монография. – Брянск: Изд-во БГУ, 2002. – 120 с.

2.Пустовойтов, В.Н. Стимулирование процессов самоактуализации старшеклассников средствами самостоятельной познавательной деятельности : практико-ориентированная монография / В.Н. Пустовойтов, А.В. Шлома / Под ред. В.Н.Пустовойтова. – Брянск: Курсив, 2009. – 94 с.

3.Пустовойтов В.Н. Интегративно-синергетический подход в исследовании развития познавательной самостоятельности старшеклассников : монография. – Брянск: Группа компаний "Десяточка", 2009. – 355 с.

4.Пустовойтов, В.Н. Методологические основы формирования познавательной компетентности старшеклассников в процессе обучения математике : монография. (в печати)

II.Статьи в журналах, определенных ВАК для публикации результатов научных исследований

1.Пустовойтов, В.Н. Интегративный подход в исследовании феномена познавательной самостоятельности // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Научно-образовательный журнал. – 2008. – №3. – С.111-118.

2.Пустовойтов, В.Н. Понимание познавательной самостоятельности в современных педагогических исследованиях // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Научно-образовательный журнал. – 2008. – №8. – С.32-42.

3.Пустовойтов, В.Н. Самостоятельная познавательная деятельность как объект исследования современной зарубежной педагогики // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. Научно-образовательный журнал. – 2009. – №1. – С.33-42.

4.Пустовойтов, В.Н. Познавательная самостоятельность – ключевая компетенция и компетентность личности // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. – 2010. – №3. – С. 290-294.

5.Пустовойтов, В.Н. Идеи педагогики конструктивизма и тактика личностно ориентированной парадигмы образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Март 2011. ART 1539. – CПб., 2011 г. – URL: http://emissia.org/offline/2011/1539.htm. Дата обращения 16.03.2011.

6.Пустовойтов, В.Н. Идеи педагогики конструктивизма в формировании компетентности познавательной самостоятельности / В.Н. Пустовойтов, А.А. Прядехо // Вестник Брянского государственного университета. – 2011. – №1. – С.65-71

7.Пустовойтов, В.Н. Познавательная компетентность старшеклассника: сущность категории и корреляты // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). – 2012. – №2(18). – С.102-109.

8.Пустовойтов В.Н. Критерии уровней сформированности познавательной компетентности старшеклассников // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Февраль 2012, ART 1741. – CПб., 2012 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2012/1741.htm. Дата обращения 18.03.2012.

9.Пустовойтов, В.Н. Познавательная компетентность старшеклассника, формируемая в процессе обучения математике: особенности и системная модель // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. Февраль 2013, ART 1970. – CПб., 2013 г. – URL: http://www.emissia.org/ offline/2013/1970.htm. Дата обращения 20.05.2013.

10.Пустовойтов, В.Н. Пути и методы совершенствования школьного курса математики средствами поликультурного образовательного пространства / В.Н.Пустовойтов, О.В. Гукаленко. (в печати)

III.Основные публикации в других изданиях

1.Пустовойтов, В.Н. К вопросу о критериях уровней познавательной самостоятельности старшеклассников // Актуальные проблемы обучения и воспитания: Тезисы докладов VI научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных, профессиональных учреждений, аспирантов, студентов – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. – 142 с. – С. 59-60.

2.Пустовойтов, В.Н. Развитие познавательной самостоятельности старшеклассников. Состояние проблемы в современной педагогической практике // Сборник научных трудов Новозыбковского филиала БГПУ. Выпуск 1. – Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. – 136 с. – С. 112-119.

3.Пустовойтов, В.Н. Влияние дифференцированно-групповой формы работы учащихся на уроке на волевую регуляцию старшеклассников // Актуальные проблемы современного лингвистического, литературного, исторического и естественнонаучного краеведения: Доклады Международной конференции, посвященной 300-летию г.Новозыбкова и 120-летию со дня рождения профессора П.А.Расторгуева. – Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. – 108 с. – С. 91-93.

4.Пустовойтов, В.Н. Учет психологических особенностей возраста при выборе средств развития познавательной самостоятельности старшеклассников // Сборник научных работ преподавателей физико-математического факультета. Выпуск 2. – Мозырь: Изд-во Мозырского государственного педагогического университета, 2002. – С. 80-81.

5.Пустовойтов, В.Н. Групповая работа учащихся на уроке как средство развития познавательной самостоятельности // Педагогические аспекты единого образовательного пространства Союза России и Белоруссии. Материалы научно-практи¬ческой конференции "Гражданское общество и политическая система открытого для всех Союза России и Белоруссии". Часть 2. – Брянск, 2002. – 104с. – С. 94-100.

6.Пустовойтов, В.Н. К вопросу о выборе путей и средств развития познавательной самостоятельности старшеклассников // Совершенствование образовательного процесса как социально-педагогическая проблема: Материалы IX Международной научно-практической конференции. – Брянск, 2002. – 104 с. – С.59-61.

7.Пустовойтов, В.Н. Учет успеваемости и уровня сформированности познавательной самостоятельности учащихся при организации групповой работы старшеклассников на уроке // Безопасность, экология и устойчивое развитие – XXI век: Материалы международной научно-практической конференции. – Брянск: Изд-во БГУ, 2002. – 264 с. – С. 227-228.

8.Пустовойтов, В.Н. К вопросу о взаимосвязи культурного развития регионов и эффективности образовательного процесса в филиалах учреждений высшего профессионального образования // Культура мира – объединяющий фактор развития общества. Сб. материалов по итогам научно-практических конференций: "Культура мира – объединяющий фактор развития общества" (г. Москва, 13 апреля 2004 г.); "Культура мира – основополагающий фактор развития общества" (г. Новозыбков, Брянская обл., 21-23 апреля 2004г.). – М.: МПГУ, 2004. – 174 с. – С. 116-119.

9.Пустовойтов, В.Н. Анализ подходов к пониманию педагогической технологии с позиции целостности педагогического процесса // Актуальные проблемы науки и образования: Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции (г. Новозыбков, Брянская обл., 27-28 октября 2005г.): В 2-х ч. Ч.1. – Брянск, РИО БГУ, 2005. – 125 с. – С. 103-106.

10.Пустовойтов, В.Н. Педагогические технологии как средство самосоциализации // Сборник научных трудов преподавателей филиала Брянского государственного университета в г. Новозыбкове. Вып. 2. Ч.1. – Брянск: РИО БГУ, 2005. – 136 с. – С. 99-102.

11.Пустовойтов, В.Н. Особенности применения кейс-технологии в образовательном процессе // Труды Международного Форума по проблемам науки, техники и образования. Т. 1. / Под редакцией: В.П. Савиных, В.В. Вишневского. – М.: Академия наук о земле, 2006. – 182 с. – С. 71-72.

12.Пустовойтов, В.Н. Возможности кейс-технологии и метода проектов в развитии познавательной самостоятельности учащихся // Актуальные проблемы науки и образования в посткатастрофный период: Сборник материалов X международной научно-практической конференции. г.Новозыбков, Брянская обл., 25-26 апреля 2007 г. – Брянск: Изд. БГУ, 2007. – 364 с. – С. 271-277.

13.Пустовойтов, В.Н. Необходимость и возможность применения синергетического подхода к исследованию познавательной самостоятельности // Актуальные проблемы современного профессионального образования: материалы конференции, проводимой в рамках международного конгресса "VI Славянские педагогические чтения" 26-27 октября 2007 года. – Москва: "Педагогика", 2007. – 246 с. – Ч. 4. – С. 166-173.

14.Пустовойтов, В.Н. Познавательная самостоятельность как интегративная качественная характеристика индивидуальности // Актуальные проблемы науки и образования: Труды и материалов XI международной научно-методической конференции. г.Новозыбков, Брянская обл., 22-23октября 2008 г. – Брянск: Изд. БГУ, 2008. – С. 99-108.

15.Пустовойтов, В.Н. Познавательная самостоятельность как компетенция личности // Актуальные проблемы науки и образования: Труды и материалы XII международной научно-методической конференции. г.Новозыбков, Брянская обл., 23-24апреля 2009 г. – Брянск: РИО БГУ, 2009. – 356 с. С. 299-309

16.Пустовойтов, В.Н. Природа и механизм формирования познавательной самостоятельности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. В 2 ч. (Часть 2) / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – 238 с. – С. 37-41.

17.Пустовойтов, В.Н. Подходы к выделению критериев уровней развития познавательной самостоятельности учащихся // Российско-Белорусско-Украин-ское пограничье: провинция как социокультурный феномен : Материалы международной научно-практической конференции. г. Новозыбков, Брянская обл., 22-23октября 2009 г. – Брянск: Курсив, 2009. – 460 с. – С. 371-378.

18.Пустовойтов, В.Н., Влияние социально-психологических факторов на познавательную деятельность старшеклассников, проживающих на радиоактивно загрязненных территориях Брянской области / В.Н. Пустовойтов, А.В. Шевердин // Российско-Белорусско-Украинское пограничье: провинция как социокультурный феномен : Материалы международной научно-практической конференции. г. Новозыбков, Брянская обл., 22-23октября 2009 г. – Брянск: Курсив, 2009. – 460 с. – С. 401-406.

19.Пустовойтов, В.Н. Познавательная самостоятельность как мета- и кросс-компетенция личности // Юбилейная научно-практическая конференция (2009, Гомель), 11 июня 2009 г. : [посвящена 40-летию Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины : материалы] : в 4 ч. Ч. 1 / редкол. : О.М.Демиденко (отв. ред.) [и др.]. – Гомель : ГГУ им Ф. Скорины, – 2009. – 248с. – С.82-85.

20.Пустовойтов, В.Н. Развитие коммуникативных компетенций старшеклассников на уроках информатики / В.Н. Пустовойтов, С.М. Чемдуж // Современные проблемы историко-правового, филологического, психолого-педагоги¬ческого и естественнонаучного краеведения : Материалы международной научно-практической конференции. г.Новозыбков, Брянская обл., 22-23апреля 2010 – г. Брянск: РИО БГУ, 2010. – 357 с. – С.261-262.

21.Пустовойтов, В.Н. Подходы к выделению критериев уровней развития познавательной самостоятельности старшеклассников // Современные проблемы историко-правового, филологического, психолого-педагогического и естественнонаучного краеведения : Материалы международной научно-практической конференции. г.Новозыбков, Брянская обл., 22-23апреля 2010 г. – Брянск: РИО БГУ, 2010. – 357 с. – С.342-349.

22.Пустовойтов, В.Н. Методологические основы исследования и формирования познавательной самостоятельности // Российско-Белорусско-Украинское пограничье: аспекты взаимодействия в контексте единого социокультурного пространства – история и перспективы : Материалы международной научно-практи¬ческой конференции. г.Новозыбков, Брянская обл., 21-22октября 2010 г. – Брянск: РИО БГУ, 2010. – 432 с. – С. 396-405.

23.Пустовойтов, В.Н. Принципы интеграции в понимании и диагностике познавательной самостоятельности старшеклассников // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. 2010. – Т.11, вып. 2. – Новосибирск: РИЦ НГУ, 2010. – 136 с. – С.79-85

24.Пустовойтов, В.Н. Особенности конструктивистской дидактики // Российско-Белорусско-Украинское пограничье: 25-летие экологических и социально-педагогических проблем в постчернобыльский период: Сборник материалов XIII международной научно-практической конференции. г.Новозыбков, Брянская обл., 26-27 апреля 2011 г. – Брянск: Изд. БГУ, 2011. – 484 с. – С. 212-215.

25.Пустовойтов, В.Н. Уровень сформированности когнитивной и функциональной компетентности познавательной самостоятельности старшеклассников / В.Н. Пустовойтов, И.Н. Бородко // Российско-Белорусско-Украинское пограничье: 25-летие экологических и социально-педагогических проблем в постчернобыльский период: Сборник материалов XIII международной научно-практической конференции. г.Новозыбков, Брянская обл., 26-27 апреля 2011 г. – Брянск: Изд. БГУ, 2011. – 484 с. – С. 195-198.

26.Пустовойтов, В.Н. Поликультурное образовательное пространство: сущность педагогической категории // Российско-Белорусско-Украинское пограничье: актуальные проблемы науки и образования: Сборник материалов международной научно-практической конференции. г. Новозыбков, Брянская обл., 10-11 ноября 2011 г. – Брянск: Изд. БГУ, 2011. – 227 с. – C. 98-100.

27.Пустовойтов, В.Н. Культурологический аспект познавательной самостоятельности индивидуальности // Акмеологические основы становления специалиста-профессионала в различных видах деятельности : сборник материалов Международной научно-практической конференции, Гомель, 24-25 ноября 2011 / ГУО «Гомельский областной институт развития образования»; ред. кол.: Н.В. Кухарев [и др.]. – Вып XIII. – Гомель, 2011. – 308 c. – C. 217-221.

28.Пустовойтов, В.Н. Познавательная компетентность старшеклассника и ее место в компетентностной модели выпускника школы / В.Н. Пустовойтов, И.И. Миронович // Славянская педагогическая культура. – 2011. – №10. – С. 148-153.

29.Пустовойтов, В.Н. Модель педагогического сопровождения формирования познавательной компетентности старшеклассника при изучении математики и информатики // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Сборник научных трудов Международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию доктора педагогических наук, профессора С.Ф. Петрушкина. – Брянск: Изд-во ГК "Десяточка", 2012. – 576 с. – С.217-224.

IV.Учебно-методическая литература и публикации

1.Пустовойтов В.Н. Актуальные проблемы дидактики : Курс лекций. – Брянск: Изд. БГУ, 2003. – 62 с.

2.Пустовойтов, В.Н. К вопросу о проблемах внедрения педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы "школа-вуз": Материалы международной научно-методической конференции (25-26 ноября 2004 г.): В 2-х ч. / УО "ГГУ им. Ф.Скорины"; Ред. кол.: Ю.И. Кулаженко, Ю.В. Кравченко (гл. ред.) и др. – Ч.2. – Гомель, 2004. – 284 с. – С. 126-128.

3.Пустовойтов, В.Н. Интегративный подход к развитию познавательной самостоятельности старшеклассников // Креативные подходы в организации образовательного процесса: Сборник материалов научно-практической конференции, г.Гомель, 20 декабря 2007 г. – Ч.3. – Гомель: УО "ГГОИПК и ПРР и СО", 2007. – 194 с. – С. 35-39.

4.Пустовойтов, В.Н. Природа и механизмы познавательной активности и самостоятельности учащихся в образовательном процессе : учебно-методичес-кое пособие. – Новозыбков: ООО "Контур", 2009. – 64 с.

5.Пустовойтов, В.Н. Групповая работа на уроках русского языка и литературы в старших классах: общетеоретический аспект // Современные требования к контролю и оцениванию образовательных достижений учащихся по русскому языку и литературе: Материалы научно-практической конференции преподавателей общеобразовательных и профессиональных учреждений юго-западных районов Брянской области. г. Новозыбков, Брянская обл., 21октября 2009 г. – Брянск: Курсив, 2009. – 155 с. – С. 135-141.

6.Пустовойтов, В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся на уроках математики средствами информационно-коммуникацион-ных технологий // Актуальные проблемы формирования системы оценки качества образовательных достижений выпускников учреждений среднего образования по математике : Материалы научно-методической конференции преподавателей математики общеобразовательных и профессиональных учебных учреждений юго-западных районов Брянской области. г. Новозыбков, Брянская обл., 27 августа 2009 г. – Брянск: Десяточка, 2009. – 128 с. – С.70-79.

7.Пустовойтов, В.Н. Самоуправляемая деятельность учащихся и средства мультимедиа: возможность реализации на уроках физики (по материалам зарубежных исследований) // Актуальные проблемы формирования системы оценки качества образовательных достижений выпускников учреждений среднего образования по физике : Материалы научно-методической конференции преподавателей физики общеобразовательных и профессиональных учебных учреждений юго-западных районов Брянской области. г. Новозыбков, Брянская обл., 27 августа 2009 г. – Брянск: Десяточка, 2009. – 159 с. – С. 75-79.

8.Пустовойтов, В.Н. Познавательная самостоятельность и познавательная компетентность старшеклассника: учебно-методическое пособие. – Новозыбков: ООО "Контур", 2010. – 60 с.

9.Пустовойтов, В.Н. Групповая работа как средство педагогического стимулирования социально-коммуникативной компетентности познавательной самостоятельности старшеклассников // Коммуникативно-речевая ситуация в России в конце ХХ – начале ХХI вв.: Материалы круглого стола учителей школ, преподавателей средних и высших учебных заведений России и Беларуси. г.Новозыбков, Брянская обл., 20октября 2010 г. – Брянск: РИО БГУ, 2010. – 96с. – С.85-95.

10.Пустовойтов, В.Н. Инновационные подходы к формированию познавательной компетентности старшеклассников : учебно-методическое пособие. – Новозыбков: ООО "Контур", 2011. – 91 с.

11.Пустовойтов, В.Н. Методика формирования познавательной компетент-ности старшеклассников на уроках математики и информатики: учебно-методи-ческое пособие. – Брянск: ООО "Ладомир", 2012. – 119 с.