- Тринитарная доктрина в латинской патристике сформировалась под влиянием нескольких факторов: библейского вероучения, иудейской и раннехристианской религиозно-философской мысли, а также античной, эллинистической и позднеантичной философии.
- Выделены следующие этапы формирования латинского тринитариз-ма в эпоху патристики (II-VIII вв.): ранний период (150-325 гг.; ключевая фигура: Тертуллиан); период расцвета латинской патристики (325-430 гг., ключевые фигуры: Иларий Пиктавийский и Амвросий Миланский - с одной стороны, и Марий Викторин и Аврелий Августин - с другой); «поставгустиновский» период (430-735 гг., ключевые фигуры: Фульгенций, Боэций, Кассиодор, Исидор Се-вильский).
- Роль философской составляющей в латинском тринитаризме, начиная с Тертуллиана и оканчивая Боэцием и Кассиодором, очень существенна. Она сводится не только к заимствованию философской терминологии, но и к привлечению логических методов, терминов и понятий, а также метафизических концепций для решения тринитарной проблемы.
- Основными философскими направлениями, оказавшими непосредственное влияние на развитие латинского тринитаризма, были: стоицизм (на ранних стадиях), платонизм, включая средний платонизм и неоплатонизм, и аристотелизм (на поздних стадиях).
- Главные философские термины и понятия, использованные для решения тринитарной проблемы в латинской патристике, таковы: «бытие» (esse), «сущность» (substantia, essentia), «лицо» (persona), «предмет» (res), «форма» (forma, species), «особое свойство» (propri-ит, propnetas), «потенция» (potentia), «акт» (actus, actio), «покой» (status), «движение» (motus, motio, progressus), «явление» (manifesta-tio), «отношение» (relativum, relatio, ad aliquid), «распределение» (оесопотш, dispostio, distributio), «монархия» (monarchia, una potestas), «единосущие» (unms substantiae, consubstantialis, coessen-tialis) и др.
- Основные использованные для этой же цели религиозно-философские учения и концепции таковы: стоическое учение о «пневме» и мировом Логосе, а также теория «двойственной речи»; политико-юридическая концепция «монархии»; среднеплатониче-ский «генотеизм» и учение об иерархии мировых начал (божеств); неоплатоническое учение о трех «ипостасях» и теория «умопостигаемой триады» («бытие - жизнь - мышление») и трехступенчатой эманации («пребывание - исхождение - возвращение»); принципы «импликации и превалирования», характеризующие соотношение идей в «умопостигаемом космосе»; различные философские представления о внутренней структуре души и самопознании; аристотелевское учение о категориях и типах тождества и различия.
- Основные направления латинского тринитаризма: «Божественная монархия» и «теория Логоса»; «генотеизм»; учение о «единосущии», «персонализм», основанный на понятии «лица» (persona) как «ипостаси» (subsistentia) и на «социальной аналогии»; «эссенциализм», основанный на понятии сущности (essentia, substantia) и на «психологической теории» Троицы.
- Западная тринитарная доктрина в целом отличается своим рационалистическим характером. Главные методы философской рефлексии, использованные для ее построения - это категориальный анализ, индукция, силлогизм, интроспекция, различные формы аналогии (физическая, антропологическая, психологическая, социальная и др).
- Латинский «персонализм», обусловленный влиянием со стороны греческой христианской теологии и аристотелевской философии и представленный тринитарными доктринами Илария Пиктавийского и Амвросия Миланского, был постепенно вытеснен латинским «эс-сенциализмом» как оригинальным конструктом западно-христианских мыслителей IV-VI вв., обусловленным рецепцией неоплатонической философии и аристотелевской логики.
- В основе латинского «эссенциализма», или «латинской тринитарной парадигмы», сформулированной в трудах Мария Викторина, Августина и Боэция, лежат следующие составляющие: (1) учение об абсолютном единстве и простоте Бога как единой, простой, неделимой и неизменной субстанции, в которой растворяется все множество атрибутов и иных различий, кроме различия Лиц; (2) учение о «релятивной предикации» Лиц, или о Их различии согласно категории отношения (relativum, ad aliquid), которая не нарушает внутреннего единства и простоты Божественной субстанции и означает разные способы отношения единого Бога к Себе Самому; (3) учение об «апроприации» (appropriatio), т. е. особом способе приписывания общих Божественных атрибутов отдельным Лицам; (4) представление о Св. Духе как принципе субстанциального единства, связи и любви в Троице и тесно связанное с ним учение о Его «двойном исхожде-нии», впоследствии известное под названием «учения о Filioque»; (5) «тринитарная онтология» и «психологическая теория» Троицы (в том числе учение о «внутренней речи», verbum interius, interna locu-tio).
- Западное учение о Filioque, являющееся органической составляющей «латинской тринитарной парадигмы» и ставшее одним из главных предметов длительных догматических споров между Католической и Православной Церквями, имеет преимущественно философские основания, содержащиеся в тринитарных доктринах Илария Пиктавий-ского, Амвросия Миланского, Мария Викторина и особенно Августина.
- «Латинская тринитарная парадигма» оказала определяющее влияние на дальнейшее развитие тринитаризма в западной средневековой и новоевропейской философии и теологии. Ее существенные отличия от восточно-христианского тринитаризма были обнаружены только в конце XIX - XX веке.
1.Латинская патрология. Том I. Период первый. Доникейская латинская патрология (150–325 гг.). Греко-латинский Кабинет. М.: Наука, 2005. 368 с.
2.Христианский платонизм Мария Викторина. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований. М.: Импери-ум Пресс, 2007. 255 с.
3.Иероним Стридонский: библеист, экзегет, теолог. Институт философии РАН, Центр библейско-патрологических исследований. М., 2010. 224 с.
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах из перечня, утвержденного ВАК
1.Доказательства бытия Божия в античной философии и христианском богословии // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие. Философия. I:15. М., 2006. С. 30– 51.
2.Античная метафизика и христианская теология в трактатах Мария Викторина // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории, 22 (2008). С. 34–53.
3.Боэций о человеческой свободе // Философия и культура, 3 (2008). С. 44–47.
4.Проблема соотношения души и духа в греческой и латинской патристике // Человек, 3 (2009). С. 82–92.
5.Характерные черты религиозного знания в православной традиции // Философия и культура, 18 (2009). С. 94–99.
6.Элементы апофатической теологии в трудах Мария Викторина // Ис-торико-философский Ежегодник, 2010. М.: Институт философии РАН, 2010. С. 53–68.
7.Боэций и его трактат «О кафолической вере» // История философии. № 15. М.: Институт философии РАН, 2010. С. 5–14.
8.Различные патристические подходы к вопросу о происхождении человеческой души // Философия и культура, 9/33 (2010). С. 41–50.
9.Решение тринитарной проблемы в западной патристике: Марий Викторин, Августин, Боэций // Философия и культура, 42 (2011). С. 99– 106.
10.Учение об «умопостигаемой триаде» в неоплатонизме и патристике // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. № 37. М., 2011. С. 7–22; № 38. М., 2011. С. 7–29.
11.Рецензия на книгу: Ayres L. Augustine and the Trinity. Cambridge, N.Y., 2010 // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. № 41. М., 2012. С. 143–146.
12.Элементы учения об обожении в латинской патристике // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия I: Богословие. Философия. № 44. М., 2012. С. 7–20.
Статьи в иных изданиях
1.Триадология Мария Викторина // Альфа и Омега, 23 (2000). С. 366– 383.
2.Августин Блаженный // Православная Энциклопедия. М., 2000. Т. I. С. 93–119
3.Лев Великий // Альфа и Омега, № 25, 2000. С. 378–388.
4.Учение Оригена о Логосе и логосах // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 8 (2001). С. 197–226.
5.Из истории западного богословия: Амвросий Медиоланский // Альфа и Омега, 29 (2001). С. 369–380.
6.Амвросий Медиоланский. Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. II. С. 119–135.
7.Фульгенций Руспийский // Альфа и Омега, 32 (2002). С. 351–358.
8.Арнобий Старший // Православная Энциклопедия. М., 2001. Т. III. С. 376–378.
9.Афанасий Великий. Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 22–49.
10.Беда Достопочтенный // Православная Энциклопедия. М., 2002. Т. IV. С. 426–432.
11.Тринитарное учение Августина в свете православной триадологии IV века // Богословский сборник Православного Свято-Тихоновского Богословского Института, 9 (2002). С. 140–171.
12.Боэций // Православная Энциклопедия. М., 2003. Т. VI. С. 118–126.
13.Богословие св. Григория Великого // Альфа и Омега, 41 (2004). С. 129–153.
14.Викентий Леринский // Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 416–418.
15.Викторин Марий // Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 447–458.
16.Викторин Петавский // Православная Энциклопедия. М., 2004. Т. VIII. С. 458–461.
17.Преподобный Иоанн Кассиан // Арелатские проповедники V–VI вв. Сборник исследований и переводов. М., 2005. С. 330–361.
18.Проспер Аквитанский // Арелатские проповедники V–VI вв. Сборник исследований и переводов. Империум пресс. М., 2005. С. 362– 382.
19.Представление о воле в раннем и средневековом западном богословии // Православная Энциклопедия. М., 2005. Т. IX. С. 297–306.
20.Геннадий Марсельский // Православная Энциклопедия. М., 2005. Т. X. С. 616–620.
21.Григорий Нисский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 480–522
22.Григорий Великий // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 612–632.
23.Григорий Эльвирский // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 528–531.
24.Дамас I, папа Римский. Сочинения. Богословие // Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 673–676.
25.Естественное и сверхъестественное богословие у св. Григория Нисского // Философия религии: Альманах. Выпуск I. Наука. М., 2007. С. 264–281.
26.Естественная теология в латинской патристике // Философия религии: Альманах. Выпуск I. Наука. М., 2007. С. 282–301.
27.Дионисий Малый // Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. XV. С. 349–351.
28.Душа в христианском богословии (II–IX вв.). // Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. XVI. C. 448–461.
29.Учение о жизни в патристической литературе // Православная Энциклопедия. М., 2008. Т. XIX. С. 199–203.
30.Зинон, епископ Веронский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XX. С. 165–175.
31.Первые систематические изложения христианской догматики на Западе в V–VII вв.: от Августина до Исидора Севильского // Материалы XIX ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. М., 2009. Т. 1. С. 31–36.
32. Иероним Стридонский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXI. С. 336–370.
33. Иларий Пиктавийский // Православная Энциклопедия. М., 2009. Т. XXII. С. 77–103.
34.Иоанн Кассиан Римлянин // Православная Энциклопедия. М., 2010. Т. XXIV. С. 319–340.
35.Рациональные методы обоснования Божественной Троичности в западной и восточной патристике // Философия религии: Альманах. Выпуск III. Восточная литература. М., 2011. С. 95–115.
36.Философская теология в латинской патристике: трактат Мария Викторина «Против Ария» // Философия религии: Альманах. Выпуск III. Восточная литература. М., 2011. С. 276–285.
37.Понятие «ипостась» в латинской патристике // Православная Энциклопедия. Т. XXVI. М., 2011. С. 191–192.
38.Исидор Севильский // Православная Энциклопедия. М., 2011. Т. XXVII. С. 224–238.
39.Тринитарное богословие блаженного Августина: обзор современных исследований и концепций // http://www.bogoslov.ru/text/2591456.html.
40.The Relationship between Soul and Spirit in Greek and Latin Patristic Thought // Faith and Philosophy. Journal of the Society of Christian Philosophers. Vol. 26. №. 5. Special Issue. Wilmore, KY, 2009. P. 599–614.
41.Models of the Trinity in Patristic Theology // Philosophical Theology and the Christian Tradition: Russian and Western Perspectives / Ed. D. Brad-shaw. Washington, 2012. P. 31–51.
42.Les methods rationnelles dans la théologie trinitaire de la patristique latine // Contacts. Revue française de l’orthodoxie, 241 (2013). P. 44–57.