- Процесс осмысления научного наследия Вальтера Бень-ямина во второй половине XX в. тесно связан с изменениями культурного, политического, социального плана, частью которых стал этот процесс. В первые послевоенные годы идеи Бень-ямина не привлекали западногерманское общество, которое решало проблемы, связанные с поражением в войне и преодолением нацизма. Однако в конце 1960-х - начале 1970-х гг. вопрос о политизации интеллектуалов, интеллигенции оказался одним из главных в общественных дискуссиях. Это соответствовало тезису о политизации интеллигенции, предлагаемому Беньямином, для которого политическая ангажированность означала критическое, практически ориентированное политическое сознание.
- В конце 1960-х гг. в Западной Германии вместо стремления «взрослых» немцев забыть нацизм «как можно быстрей», и, не оглядываясь, идти вперед, молодые немцы выступили с призывом переосмыслить, что именно стало причиной прихода Гитлера к власти. Для страны, познавшей и военное, и моральное поражение, прогресс не мог быть определяющей идеей, поскольку, соглашаясь с мнением Беньямина, прогрессивный взгляд на историю - это взгляд победителей, спешащих и жаждущих утвердить собственные представления о прошлом, не принимая во внимание побежденных и их историю. Суждения мыслителя были близки в начале 1970-х гг. идеологии «новых левых». Они симпатизировали интеллектуальному фланированию Беньямина. И этот интерес стал впоследствии основой более детального изучения его идей, которое в 1970-е - 1980-е гг. переживает процесс накапливания фактического материала.
- Новейшая историография научного наследия Беньямина в 1990-е - 2000-е гг. разнообразна не только в подходах к общей оценке и изучению его идей, но и в рассмотрении отдельных аспектов его концепции различными сферами гуманитарного знания. Методология Беньямина становится особенно актуальной с появлением и ростом популярности постмодернизма и различных родственных ему направлений философской мысли, для которых мыслитель рассматривается как один из предтеч. Сегодня Беньямин видится, прежде всего, как критик, сторонник фрагментаризма и деконструкции в познании, что считается для него условием понимания бытия.
- Инструментом критики в руках субъекта познания исследователи признают у Беньямина диалектический образ. Для каждого общества поиск диалектических образов оценивается как важнейший этап на пути обретения способности к самокритике. Среди исторических феноменов, к которым Беньямин применяет методологию диалектических образов, рассматриваются, прежде всего, парижские пассажи, ставшие предметом его незаконченного исследования по истории XIX в., которые признаются одним из понятий, введенных мыслителем в научный оборот.
- Однако обширное представление о значимости понятия «диалектический образ» среди исторических идей Беньямина не позволяет заявить, что картина его исторической и культурологической концепции выглядит сегодня полной. Незаметен субъект познания и нерешен вопрос о влиянии субъекта познания на исследуемые им процессы. Интерес вызывает вопрос об историческом контексте его становления как ученого, о влиянии общественно-политической ситуации на представления мыслителя и в свою очередь восприятии его идей современниками. Такой круг проблем позволяет сказать об актуальности исследования субъекта познания в исторической концепции Беньямина.
- Потребность в понимании разворачивавшихся в политике и культуре процессов в Веймарской Германии подтолкнула Беньямина к выбору модели интеллектуального фланѐра. Интеллектуальный фланѐр, по мнению Беньямина, выбрав критическую позицию, должен был в условиях борьбы за интересы пролетариата как проводника новых идей постоянно политизировать, «пролетаризировать» свои оценки в искусстве. Он противопоставлял такое поведение фланѐра на стороне пролетариата эстетизации политики, которую выбирали и левые, и правые в Веймарской республике. Опыт наблюдения за положением интеллигенции во Франции и Советской России позволил Бень-ямину заявить непосредственным методом борьбы принцип «деструктивного характера», представленный для общественно-политического участия интеллигенции в его теоретических и методологических работах и найденный мыслителем в практической деятельности и в идеях А.Жида, С.Третьякова, и особенно Б.Брехта.
- Ставшая основой общественно-политической деятельности концепция интеллектуального фланѐра получила научное обоснование в исследованиях Беньямина по истории и культуре. В работе «Понятие художественной критики в немецком романтизме» мыслитель сделал вывод, что критический метод применим и для изучения социальной памяти. Во время фланирования по европейским городам «страсть к путешествиям» трансформировалась у него из психологической потребности в стратегию научного поиска, использовавшуюся не только в пространстве - во время поездок, но и во времени - при создании исторических работ путешественником, познающим прошлое. Главными героями этих работ стали города и то пространство, которое они создавали.
- Житель большого города - фланѐр - стал у Беньямина моделью для наблюдений и анализа, приобретшей целостность после знакомства с идеями Шарля Бодлера и непосредственно с Парижем, увиденным им и во время собственных путешествий, и в стихах поэта эпохи «высокого капитализма». Фланѐр стал у Беньямина историческим материалистом, технологию научного поиска которого он представил в философской работе «О понятии истории».
- Беньямин пришел к выводу, что господствовавший позитивистский взгляд на прошлое формировал ложное представление о свободном от политики научном подходе к истории. Это представление препятствовало познанию эпох прошлого, поскольку они рассматривались как менее развитые по сравнению с нынешней. Интеллектуальный фланѐр должен не только учитывать актуальное положение предмета своего исследования, но и критически оценивать собственную ситуацию, не свободную от политических проблем и событий.
- Одним из инструментов познания прошлого для интеллектуального фланѐра у Беньямина стали диалектические образы, которые необходимо выявить при анализе исторических источников и затем расшифровать их значение. Еще не обратившие на себя внимание образы прошлого представлялись Беньямину снами, видениями в общественном сознании. Историческое познание выступало пробуждением. (Сно-)видения, ставшие в результате пробуждения общества диалектическими образами, освобождаются от мифических наслоений, присутствие которых в социальной памяти обусловлено стремлением господствующих социальных групп исказить прошлое в своих интересах.
- Созданную систему познания истории и культуры Бень-ямин назвал «материалистическим историописанием», в котором «деструктивный характер» исследователя с помощью «деструкции» взламывает историческую непрерывность, с которой связан предмет познания. «Материалистическому историописа-нию» при этом способствует собирательство как метод, концентрирующий внимание на уникальности каждой вещи, обнаруживаемой «вырыванием из потока» и «деконструкцией». «Материалистическое историописание» Беньямина подразумевало особое критическое отношение исследователя как к собственным суждениям и оценкам, так и к оценкам действий объекта его изучения. Они имеют «материальную» основу и таким образом проявляют себя людям.
- Свою исследовательскую модель Беньямин применил в изучении Ш.Бодлера. В основе «общественно-критического» взгляда на поэта - исследовательского подхода Беньямина к его изучению - лежит анализ диалектического образа отраженных в литературных конструкциях Бодлера событий его личной жизни и исторических феноменов окружавшей его социальной реальности. Созданный Беньямином образ Бодлера является примером интеллектуального фланѐра в рамках конкретной исторической ситуации и культурного контекста.
- Проведенный анализ исторической концепции Беньями-на раскрывает формирование под влиянием актуальных общественно-политических условий модели субъекта познания, принципы которой были сформулированы мыслителем при изучении прошлого, теоретическое обоснование которой было представлено в его социально-философских работах, а доказательство практической значимости которой было получено им при рассмотрении конкретных феноменов прошлого. Такой моделью стал интеллектуальный фланѐр.
1.Смирнов Д. А. Десоциализация в условиях электронной культуры: фланѐр как идея и образ жизни // Личность, культура, общество. – 2004. – № 4. – С. 299–309. (автора – 0,65 п.л.).
2.Смирнов Д. А. «Деструктивный характер» интеллигенции в понимании Вальтера Беньямина // Интеллигенция и мир. – 2010. – № 2. – С. 19–30. (автора – 0,7 п.л.).
3.Смирнов Д. А. Мужчина «неистощимого терпения» и его ангелы в женском обличье: Вальтер Беньямин о гендерном аспекте своей жизни в историческом контексте // Женщина в российском обществе. – 2010. – № 3. – С. 47–58. (автора – 1 п.л.).
4.Смирнов Д. А. Проблема политизации образования в дискуссиях марксистов Веймарской республики // Наука и школа. – 2010. – № 4. – С. 141–142. (автора – 0,3 п.л.).
5.Смирнов Д. А. Интеллигенция Советской России (конца 20-х – начала 30-х гг. XX в.) глазами немецкого интеллектуала // Интеллигенция и мир. – 2011. – № 1. – С. 82–96. (автора – 0,75 п.л.)
6.Смирнов Д. А. Сомнение как социальная позиция и научный принцип современного интеллектуала // Интеллигенция и мир. – 2011. – № 4. – С. 114–125. (автора – 0,6 п.л.).
7.Смирнов Д. А. Частная собственность как основа субъ-ектности человека // Интеллигенция и мир. –2012. – № 2. С. 57– 61. (автора – 0,3 п.л.).
8.Смирнов Д. А. Французский интеллектуальный контекст в размышлениях Вальтера Беньямина о социально-политических процессах в Европе в 1920-х – начале 1930-х гг. // Интеллигенция и мир. –2012. – № 4. С. 82–90 (автора – 0,4 п.л.).
Статьи и материалы
1. Смирнов Д. А. «Общественно-критический» взгляд напоэта: историческая концепция Вальтера Беньямина при изучении творчества Шарля Бодлера // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2009.– Вып. 3. – C. 39-51. (автора – 1 п.л.).
2. Смирнов Д. А. Русский консерватизм середины XIX –начала XX вв. в работах Вальтера Беньямина // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». – 2008. – Вып. 4. — С. 81–88. (автора – 0,6 п.л.).
3.Смирнов Д. А. Критика как метод жить и думать: Вальтер Беньямин в интеллектуальном контексте «веймарской» Германии // Интеллигенция и мир. – 2006. – № 4. – С. 98–112. (автора – 1 п.л.).
4.Смирнов Д. А. Феномен «врачебного нигилизма» в критике Вальтером Беньямином общественной роли интеллектуала // Ответственность интеллигенции в контексте времени: мат-лы XXIII Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 27–29 сентября 2012 г. / Отв. ред. В. С. Меметов. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2012. — С. 71–73. (автора – 0,1 п.л.).
5.Смирнов Д. А. Немецкая правая политическая философия межвоенного периода в оценках Вальтера Беньямина // Веймарская республика: история, историография и источниковедение: межвуз. сб. науч. трудов. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. – Вып. 5. – С. 198–220. (автора – 1,0 п.л.).
6.Смирнов Д. А. Вальтер Беньямин и Готфрид Бенн в полемике о роли интеллектуала в обществе // Германия на перекрестках истории внутренней и внешней политики в контексте трансформаций международных отношений: сб. ст. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2011. — Вып. 2. – С. 57–60 (автора – 0,5 п.л.).
7.Смирнов Д. А. Политизация интеллигенции как условие сохранения ее социальной независимости // Дискуссионные вопросы современного российского интеллигентоведения: мат-лы XXII Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 22–24 сентября 2011 г. / Отв. ред. В.С. Меметов. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2011. – С. 106–108. (автора – 0,15 п.л.).
8.Смирнов Д. А. Критический метод анализа прошлого в ранних работах Вальтера Беньямина // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИвГУ – 2009: сб. ст. по итогам науч. конф., Иваново, 24 февр.– 3 марта 2009 г.: в 2 ч. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. — Ч. 1. Естественные, технические и гуманитарные науки. – С. 73–79. (автора - 0,3 п.л.).
9.Смирнов Д. А. Большевистский опыт политизации культуры России в 20-е годы XX века в оценках Вальтера Беньямина // Государство, общество, церковь в истории России XX века: мат-лы IX Междунар. научн. конф. В 2 ч. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. — Ч. 2. – С. 221–227. (автора – 0,3 п.л.).
10.Смирнов Д. А. «Материалистическое историописание» в исторической концепции Вальтера Беньямина // Терминология исторической науки. Историописание. / Отв. ред. М. С. Бобкова, С. Г. Мереминский. – М.: ИВИ РАН, 2010. – С. 286–305. (автора – 1,2 п.л.).
11.Смирнов Д. А. Роль и место интеллигенции в дискуссиях между Вальтером Беньямином и Бертольтом Брехтом // Отечественная и мировая интеллигенция в кризисные периоды истории: мат-лы XXI Междунар. науч.-теорет. конф., Иваново, 23–25 сентября 2010 г. / Отв. ред. В. С. Меметов. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2010. – С. 228–230. (автора – 0,15 п.л.).
12.Смирнов Д. А. «Оперирующий писатель» советской России в концепции немецкого интеллектуала // Государство, общество, церковь в истории России XX века: мат-лы VIII Между-нар. науч. конф. Иваново, 11–12 февраля 2009: в 2 ч. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. – Ч. 1. — С. 376 – 380. (автора – 0,33 п.л.)
13.Смирнов Д. А. Вальтер Беньямин и левая интеллигенция Веймарской Германии // Веймарская республика: история, историография и источниковедение: Межвуз. сб. науч. тр. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. – Вып. 4. – С. 38–60. (автора – 1,1 п.л.).
14.Смирнов Д. А. Гладить против шерсти: Сомнение как факт биографии Вальтера Беньямина // Право на имя. Биографика 20 века. Эпоха и личность: ракурсы исторического понимания; 5-е биографические чтения памяти В. Иоффе: сб. докладов. СПб.: НИЦ «Мемориал», Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2008. – С. 156–164. (автора – 0,5 п.л.)
15.Смирнов Д. А. «Женщина как товар»: Вальтер Беньямин о проституции как показателе социального подавления в товарном хозяйстве // Гендерная дискриминация: проблемы, подходы, решения: сб. науч. ст. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. – С. 96–107. (автора – 0,5 п.л.)
16.Смирнов Д. А. Контрреволюционные тенденции в общественной жизни Советской России в оценках Вальтера Беньями-на // Государство, общество, церковь в истории России XX века: мат-лы VII Междунар. науч. конф. Иваново, 13–14 февраля 2008 г. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2008. – С. 519–522. (автора – 0,2 п.л.)
17.Смирнов Д. А. Социальные типы европейского города XIX в. в работах Вальтера Беньямина // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИвГУ – 2007: сб. ст. по итогам науч. конф., Иваново, 6–8 февр. 2007 г.: В 3 ч. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. – Ч. 3. Гуманитарные науки. – С. 54–62. (автора – 0,3 п.л.)
18.Смирнов Д. А. «Городские интересы» Вальтера Бенья-мина: в поисках модели для исследований // История и историография зарубежного мира в лицах: межвузовский сб. науч. ст. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2007. – Вып. VIII. – С. 189–201. (автора – 0,7 п.л.)
19.Смирнов Д. А. Возвращение фланѐра: Вальтер Беньямин в интеллектуальной жизни Германии второй половины XX в. // Послевоенная история Германии: российско-немецкий опыт и перспективы: Материалы конференции российских и немецких историков, Москва, 28–30 октября 2005 г.: Сб. ст. / Под ред. Б. Бонвеча и А. Ю. Ватлина. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2007. – С. 284–293. (автора – 0,6 п.л.)
20.Смирнов Д. А. «Елецкие» странички из «Московского дневника» Вальтера Беньямина: осколки русских городов на рубеже веков // Государство, общество, церковь в истории России XX века: мат-лы VI Междунар. науч. конф. Иваново, 7–8 февраля 2007 г. — Иваново: Иван. гос. ун-т, 2007. – С. 282–285. (автора – 0,2 п.л.)
21.Смирнов Д. А. Европейский город XIX века в работах Вальтера Беньямина: к постановке проблемы // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИвГУ – 2006: Сб. ст. по итогам науч. конф., Иваново, 1–3 февр. 2006 г.: В 3 ч. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. – Ч. 3. Гуманитарные науки. – С. 32–36. (автора – 0,2 п.л.)
22.Смирнов Д. А. Русские древности у Вальтера Беньями-на// Церковь, государство и общество в истории России XX века: мат-лы V Междунар. науч. конф. Иваново, 8–9 декабря 2005 г. – Иваново: Иван. гос. ун-т, Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская Православная Духовная семинария, 2005. – С. 195–197. (автора – 0,2 п.л.)
23.Смирнов Д. А. Балтийские мотивы в работах Вальтера Беньямина // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИвГУ – 2005. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. – С. 148–149. (автора – 0,1 п.л.)
24.Смирнов Д. А. Россия у Вальтера Беньямина: взгляд, оценка, образ // Германия: история и современность. Сборник статей памяти профессора Виктора Александровича Артемова. Часть 2. Германия и мир: образы, взаимоотношения, идентичности / ред. М. В. Кирчанов. – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2006. — С. 164–173. (автора – 0,5 п.л.)
25.Смирнов Д. А. «Долой маски!»: советская интеллигенция в критических оценках Вальтера Беньямина // Политическая культура интеллигенции и ее место и роль в жизни общества: мат-лы XVII Междунар науч-теорет. конф., Иваново, 21–23 сентября 2006 г. / Отв. ред. В. С. Меметов. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2006. – С. 235–236. (автора – 0,1 п.л.)
26.Смирнов Д. А. Фланер в столице «нового мира»: духовная атмосфера Москвы середины 20-х годов XX века в работах Вальтера Беньямина// Церковь, государство и общество в истории России XX века: мат-лы V Междунар. науч. конф. Иваново, 8–9 декабря 2004 г. – Иваново: Иван. гос. ун-т, Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская Православная Духовная семинария, 2004. – С. 229–232. (автора – 0,2 п.л.)
27.Смирнов Д. А. «Московский дневник» Вальтера Бенья-мина: историко-методологический аспект // Научно-исследовательская деятельность в классическом университете: ИвГУ – 2004: мат-лы науч. конф., Иваново, 3–5 февраля 2004 г. – Иваново: Иван. гос. ун-т, 2004. – С. 218–219. (автора – 0,1 п.л.)
28.Смирнов Д. А. Время, образы и жизнь Вальтера Бенья-мина // Веймарская республика: история, историография и источниковедение: межвуз. сб. науч. трудов. Иваново, 2004. – С. 40–60. (автора – 1,1 п.л.)