- Качество и эффективность современного профессионального образования в соответствии с общественными вызовами могут быть существенно повышены через последовательно выстроенную в учебно-воспитательном процессе вуза систему формирования культуры общения студентов в единстве ее вербальной и невербальной составляющих.
- Культура невербального общения - часть общей культуры личности, интегративная категория, необходимая составляющая и результат подготовки специалистов в процессе профессионального образования, предполагающая: активное и осмысленное использование пространства социума и его стимулов в различных ситуациях общения; выполнение социальных правил демонстрации чувств и намерений, преодоление проблемных ситуаций и проявление устойчивости к манипулятивным воздействиям.
- Концепция прогностической модели формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в профессиональном образовании опирается на выявленные закономерности, раскрывает сущность процесса (от принятия целей и ценностей невербального общения; узнавания, определения и понимания значений средств невербального общения - до саморегуляции и регуляции поведения и общения субъектов в деятельности в вузе и вне его) посредством перевода стихийного применения невербальных средств на уровень осознания и соответствия культурным нормам.
- Условиями, обеспечивающими эффективную реализацию процесса формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в профессиональном образовании, выступают: 1) ценностно-смысловое единство и согласованное понимание целей и ценностей культуры невербального общения в педагогическом сообществе; 2) способность и готовность педагогов к ее трансляции в учебно-воспитательной деятельности; 3) усиление коммуникативной направленности учебно-воспитательного процесса; 4) педагогизация пространства невербального общения.
- Научно-методическое обеспечение процесса формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в профессиональном образовании включает обогащение его содержания, технологий и методов посредством применения всех элементов учебно-методического комплекса по формированию культуры невербального общения обучающихся как необходимого звена учебно-воспитательной деятельности вуза.
1.Ахьямова, И.А. Методология, теория и практика формирования культуры невербального общения студенческой молодежи [Текст]: монография / И.А. Ахьямова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2013. – 290 с. (18,1 п.л.).
2.Ахьямова, И.А. Невербальное общение в музыкальном воспитании дошкольников: теория и практика [Текст]: монография / И.А. Ахьямова ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2006. – 118 с. (7,8 п.л.).
3.Ахьямова, И.А. Использование невербальных средств в педагогике: история и сущность вопроса // Секреты педагогического мастерства [Текст]: монография / И.А. Ахьямова [и др.]; под общ. ред. Е.В. Коротаевой, С.С. Чернова. – Новосибирск: ЦРНС, 2009. – К. 3. – 253 с. (14,7 п.л., из них авт. 1,8 п.л.).
4.Пространство и общение: взаимосвязи и взаимозависимости [Текст]: монография / И.А. Ахьямова [и др.]; под ред. И.А. Ахьямовой / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 244 с. (15,4 п.л., из них авт. 2,5 п.л.).
Статьи и тезисы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ для публикации результатов диссертационных исследований
5.Ахьямова, И.А. Барьеры невербального общения в подготовке будущих социальных педагогов и специалистов по социальной работе [Текст] / И.А. Ахьямова // Педагогическое образование и наука. – 2010 – №6. – С. 43–48 (0,8 п.л.).
6.Ахьямова, И.А. Голос как инструмент педагогического общения [Текст] / И.А. Ахьямова // Народное образование. – 2010. – №6. – С. 235-238 (0,5 п.л.).
7.Ахьямова, И.А. Динамическая модель формирования культуры невербального общения студенческой молодежи в вузе [Текст] / И.А. Ахьямова // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург, 2012. – №4. – С. 89–94 (0,5 п.л.).
8.Ахьямова, И.А. Культурная самопрезентация современной молодежи невербальными средствами [Текст] / И.А. Ахьямова, В.Д. Ширшов // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург, 2011. – №4 – С. 31–38 (0,5 п.л., из них авт. 0,4 п.л.).
9.Ахьямова, И.А. Музыка и цвет как паралингвистические средства социально-педагогической коммуникации [Текст] / И.А. Ахьямова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2009. – №4. – С. 138–142 (0,6 п.л.).
10.Ахьямова, И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с детьми [Текст] / И.А. Ахьямова // Педагогическое образование в России. – 2010 – №1. – С. 31–38 (0,6 п.л.).
11.Ахьямова, И.А. Образ мира и добра в вашей семье: как создать его у родных и приемных детей [Текст] / И.А. Ахьямова // Социальная педагогика в России. – 2011. – №3. – С. 63–68 (0,6 п.л.).
12.Ахьямова, И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность [Текст] / И.А. Ахьямова // Образование и наука: изв. Урал. отд-ния Рос. Акад. Образования. – 2009. – № 7(64). – С. 122–130 (0,6 п.л).
13.Ахьямова, И.А. Практика формирования культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании [Текст] / И.А. Ахьямова // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург, 2013. – №3 – С. 71–78 (0,5 п.л.).
14.Ахьямова, И.А. Проблематика телесности в профессиональной деятельности специалистов социальной сферы [Текст] / И.А. Ахьямова // Вестник МГУКИ. – 2010. – №5. – С. 144–150 (0,5 п.л.).
15.Ахьямова, И.А. Пространство среды и поведение школьников [Текст] / И.А. Ахьямова // Народное образование. – Москва, 2010. – №9 – С. 235–240 (0,5 п.л.).
16.Ахьямова, И.А. Становление культуры невербального общения молодежи – проблема актуальная [Текст] / И.А. Ахьямова // Социальная педагогика в России. – 2011. – №4. – С. 75–81 (0,5 п.л.).
17.Ахьямова, И.А. Феномен культуры невербального общения в деятельности социальных педагогов [Текст] / И.А. Ахьямова // Педагогическое образование и наука. – 2008 – №10. – С. 89–92 (0,5 п.л.).
18.Ахьямова, И.А. Феноменология невербального общения [Текст] / И.А. Ахьямова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2010. – №3. – С. 24–36 (0,7 п.л.).
19.Ахьямова, И.А. Чувство времени – аспект профессиональной культуры учителя [Текст] / И.А. Ахьямова // Народное образование. – Москва, 2011. – №4 – С. 275–281 (0,5 п.л.).
Учебные и учебно-методические пособия, программы
20.Ахьямова, И.А. Формирование культуры невербального общения студентов в профессиональном образовании [Текст]: учебное пособие / И.А. Ахьямова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: [б. и.], 2011. – 190 с. (11,8 п.л.).
21.Ахьямова, И.А. Невербальное общение в социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними с девиантным поведением [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.А. Ахьямова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – 56 с. (3,5 п.л.).
22.Ахьямова, И.А. Реализация пространства невербального общения в вузе [Текст]: метод. рекомендации / И.А. Ахьямова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2011. – 20 с. (0,8 п.л.).
23.Ахьямова, И.А. Технологии работы с различными категориями детей [Текст]: учеб. пособие / И.С. Зимина, И.А. Ахьямова; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2007. – 351 с. (22,0 п.л., из них авт. 11,0 п.л.).
24.Ахьямова, И.А. Технология диагностического исследования в образовательном учреждении [Текст]: учеб. пособие / И.С. Зимина, И.А. Ахьямов; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2006. – 118 с. (7,4 п.л., из них авт. 3,5 п.л.).
25. Ахьямова, И.А. Рабочая учебная программа по дисциплине «Культура невербального общения специалистов социальной сферы» для специальности 050711 – «Социальная педагогика» (спецкурс) [Текст] / Урал. гос. пед. ун-т ; сост. И.А. Ахьямова. – Екатеринбург, 2010. – 20 с. (0,8 п.л.).
Статьи и тезисы в журналах, сборниках материалов научных конференций
26.Ахьямова, И.А. Взаимосвязь коммуникативной компетентности и невербального общения в деятельности социального педагога [Текст] / И.А. Ахьямова // Воспитательная работа в вузе: состояние, проблемы, перспективы развития: материалы междунар. науч. конф., 2–3 апр. 2009 г. – М. ; Ярославль, 2009. – С. 546–550 (0,4 п.л.).
27.Ахьямова, И.А. Виртуальное пространство невербального общения молодежи [Текст] / И.А. Ахьямова // Сибирский учитель. – Новосибирск, 2012. – №5 (84). – С. 46–50 (0,7 п.л.).
28.Ахьямова, И.А. Влияние социокультурной среды вуза на культуру невербального общения студентов [Текст] / И.А. Ахьямова // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы междунар. науч.-твор. форума, 2-3 нояб. 2009 г. / науч. ред. Н.Г. Алтухина; Челяб. гос. акад. культуры и искусства. – Челябинск, 2009. – С. 183–187 (0,4 п.л.).
29.Ахьямова, И.А. Воспитание культуры невербального общения социального педагога: понятийный анализ [Текст] / И.А. Ахьямова // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всерос. конгр. социал. педагогов с междунар. участием, 18–21 марта 2009 г., г. Екатерин-бург : в 4 ч. / Урал. гос. пед. ун-т; под ред. М.А. Галагузовой. – Екатеринбург, 2009. – С. 28–32 (0,4 п.л.).
30.Ахьямова, И.А. Время и культура его повседневного использования [Текст] // Практики повседневности: материалы всероссийского научно-методического семинара с международным участием (г. Екатеринбург, 26 февраля 2011 г.) / отв. ред. Н.Н. Коновалова. – Екатеринбург: УрФУ, 2011. – 211 с. – С. 98–104 (0,5 п.л.).
31.Ахьямова, И.А. Исследование условий коммуникации при подготовке будущих социальных педагогов и специалистов по социальной работе: невербальные барьеры [Текст] / И.А. Ахьямова // Педагогическая коммуникация: материалы международной Интернет-конференции, посвященной 75-летию академика В.Д. Ширшова, 7 октября 2009 г. / Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2009. – В 2-х ч.: Ч.1. – С. 41–45 (0,4 п.л.).
32.Ахьямова, И.А. Культура невербального общения социальных педагогов и специалистов социальной работы [Текст] / И.А. Ахьямова // Развитие духовности и профессионализма в условиях глобализации: V Междунар. науч.-практ. конф., 5–7 нояб. 2008 г., г. Винница / Винниц. социал.-экон. ин-т. – Киев; Винница, 2008. – Спец. вып. №55, ч. 2. – С. 101–103 (0,25 п.л.).
33.Ахьямова, И.А. Невербальная коммуникация в воспитательной деятельности социального педагога в образовательном учреждении [Текст] / И.А. Ахьямова // Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях: материалы междунар. науч.-практ. конф., 19–20 сент. 2008 г. / Рязан. гос. ун-т им. С.А. Есенина; отв. ред. Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева. – Рязань, 2009. – С. 89–92 (0,3 п.л.).
34.Ахьямова, И.А. Невербальное общение как предмет научных исследований: история вопроса [Текст] / И.А. Ахьямова // Европа и современная Россия. Интегративная функция педагогической науки в едином образовательном пространстве: материалы V Междунар. науч. конф., 14–15 авг. 2008., Прага. – М., 2008. – С. 101–104 (0,3 п.л.).
35.Ахьямова, И.А. Паралингвистические средства педагогической коммуникации [Текст] // Материалы методологического и методического семинаров Института социального образования за 2009–2010 год / отв. за вып. В.В. Байлук / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург: Издательство «Форт Диалог-Исеть», 2011. – Вып. 5. – 224 с. – С. 104–112 (0,3 п.л.).
36.Ахьямова, И.А. Развитие полоролевых особенностей поведения молодежи невербальными средствами [Текст] / И.А. Ахьямова // Социальная работа и молодежь: опыт и проблемы социальной работы с детьми и молодежью в современных условиях: материалы междунар. науч.-практ. конф., 8–10 июня 2009 г. / Удмурт. гос. ун-т; под ред. О.В. Солодянкиной. – Ижевск, 2009. – С. 374–377 (0,4 п.л.).
37.Ахьямова, И.А. Роль предметно-пространственной среды вуза в формировании культуры невербального общения студентов [Текст] / И.А. Ахьямова // Высшая школа Казахстана. – 2009. – №6. – С. 58–64 (0,4 п.л.).
38.Ахьямова, И.А. Социальное и личное в ольфакторной культуре [Текст] / И.А. Ахьямова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. – Екатеринбург, 2011. – №2. – С. 4–10 (0,8 п.л.).
39.Ахьямова, И.А. Формирование навыков невербального общения специалистов по социальной работе [Текст] / И.А. Ахьямова // Социальная работа в XXI веке: современные методы и технологии: материалы всерос. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2008. – С. 319–324 (0,3 п.л.).
40.Akhyamova, I. Social-pedagogical paradigm of the culture of nonverbal communication among students [Text] / I. Akhyamova // International journal of academic research. Part B. Social sciences and humanities. – Vol. 4. – No 2 (March), 2012. – Baku, Azerbaijan: Progress IPS LLC. – P. 190–192 (0,7 п.л.).