Научная тема: «СОЦИАЛЬНО-МАССОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ТЕОРИЯ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Общая теория социально-массовых явлений (СМЯ) сегодня находится в стадии своего начального становления, существуя не как методологически и теоретически оформившийся раздел социально-философского знания, а в качестве междисциплинарной области знаний, вынужденной считаться с многообразием подходов к пониманию массовых явлений. В то же время синтез аккумулированного в этих подходах относительно истинного знания о СМЯ является перспективным путём построения общей теории. Используемая нами в познании системы СМЯ методология исследовательских подходов предполагает выявление качественно различных подходов к исследованию и трактовке социально-массовых явлений, изучение возможности интеграции их положений. Применение типологического анализа в сочетании с рефлексией над наследием философских школ и направлений, уделявших особое место рассмотрению проблематики социально-массового, позволило выделить семь важнейших исследовательских подходов к СМЯ: 1) политико-ориентированный (кратологический); 2) социально-психологический; 3)  культурцентристский; 4) социокультурный; 5) экзистенциалистский; 6) постмодернистский; 7) синергетический.
  2. Политико-ориентированный (кратологический) подход к социально-массовым явлениям базируется на универсализации диспозиции «власть (правящая политическая элита) - массы (неэлиты)». В нем заложены тенденции к рассмотрению массы в качестве объекта управления, а также к схематизации этого объекта. Как правило, теоретические поиски в рамках данного подхода ограничиваются созданием абстрактных определений, не стимулирующих социологические и культурантропологические исследования массы. «Масса», «массовое сознание» при таком подходе сливаются с понятиями «большинство», «народ» (население), «класс» (соответствующий тип сознания), утрачивая собственную специфику. Массовизирующая интенция данного подхода в сочетании с его теоретическим влиянием и абсолютизацией его положений сохраняется и в современных условиях, представляя собою препятствия на пути формирования общей теории СМЯ и демассификации общества.
  3. Социально-психологический и культурцентристский подходы к СМЯ стали двумя подходами-активаторами, способствовавшими интенсификации исследования социально-массовых явлений в ХХ веке. В рамках первого подхода масса понимается как взаимодействие индивидов, в котором доминантой являются социально-психологические феномены (подражание, взаимозаражение, внушаемость и др.). В центре внимания оказывается феномен толпы, как актуальной, действующей массы. Анализируя проявления сущностных, атрибутивных свойств психики человека как биосоциального (в том числе эмотивного) существа, данный подход не ориентирован на рассмотрение таких СМЯ как «массовый человек», «массовая культура». Культурцентристский подход, разработанный Х.Ортегой-и-Гассетом, как раз концентрирует внимание на анализе последних феноменов, рассматривая в качестве важнейших предпосылок становления массового общества нарушения в механизмах культурного воспроизводства и утверждение «массового человека» в качестве преобладающего социального типа.
  4. Специфика экзистенциалистского подхода к СМЯ состоит в стремлении установить социальные обстоятельства, ведущие к деиндивидуализации человека, превращению его в функционального индивида в условиях массового индустриального общества, а также найти способы выхода человека из «массового состояния» (демассификации). Массовое состояние индивидов рассматривается как вынужденное социальной ситуацией, при этом в будущем сохраняется потенциал возрождения личностного бытия индивидов (К.Ясперс). В рамках постмодернистского подхода к СМЯ осуществлён всесторонний анализ феномена массового потребления. Система потребления, система вещей становится универсальным интегрирующим началом социума, генератором формирования массы как «класса нормальных потребителей» (Ж.Бодрийяр). Значимой с позиций анализа проблематики СМЯ представляется и идея постмодернистов о необходимости систематической деконструкции (вскрытии изъянов и манипулятивной сущности) властного дискурса, господствующих идеологий как противодействия духовному подчинению индивидов и массовизации общества и культуры.
  5. Синергетика, как новое направление междисциплинарных исследований процессов самоорганизации в природных, социальных, когнитивных системах (Г.Хакен) даёт новые импульсы к осмыслению ряда социально-массовых явлений, в частности феномена толпы. В контексте синергетических представлений онтологический статус массы и социально-массовых явлений меняется: из ранга явления маргинального, периферийного масса возводится в ранг синергетического «хаоса», чреватого новым порядком, социальностью нового типа, активность масс рассматривается как мощная флуктуация, выводящая развитие социальной системы на новый аттрактор развития.
  6. На современном этапе развития теории СМЯ встаёт вопрос о формировании нового подхода-активатора, своеобразного метаподхода, генерирующего потенциал прежних, но включающего в себя также установки, принципы и гипотезы, ориентированные на объяснение новых форм СМЯ. В нашей работе было предложено использование в качестве базового для создания системной теории социально-массовых явлений социокультурного (антропосоциокультурного) подхода. В соответствии с принципами этого подхода, исходным пунктом в исследовании социально-массовых явлений должно быть изучение состояния базовых по отношению к ним макросистем - общества и культуры, исследование наличных и существующих в виде тенденции многообразных социальных факторов формирования СМЯ. При этом должен соблюдаться и принцип триединства в рассмотрении человека - общества - культуры и их массовых модификаций
  7. Социально-массовые явления (СМЯ) представляют собой находящиеся в системно-генетических связях друг с другом феномены, возникающие и проявляющиеся в процессе совместного существования людей в обществе, которые основываются на едином (тождественном, унифицированном) способе сознания (психического переживания) и поведения множества индивидов, либо формируют последние (процессы массовизации, массовая культура). Структурообразующими и взаимодополняющими элементами системы СМЯ выступают «массовый человек» (с такими его атрибутами как массовое сознание, массовое поведение), «массовое общество», «массовая культура». Социально-массовые явления выступают специфической антропосоциокультурной подсистемой, интегрированной в системы «общество», «культура», «человек» и взаимодействующей с системой «природа».
  8. Важнейшим методологическим принципом изучения СМЯ выступает принцип антропосоциокультурного масштаба, который предполагает рассмотрение в качестве центрального объекта исследования целостной системы «человек - общество - культура» (базирующееся на теоретических построениях П.А.Сорокина), анализ массовых культуры, общества, человека в их взаимосвязи и взаимообусловленности, а также в связи с их специализированными (элитарными) аналогами в рамках антропосоциокультурной системы. Такой анализ позволяет выделить два типа антропосоциокультурных систем - немассовую и массовую, возникшую исторически (ХХ - XXI вв.), в процессе т.н. «массовизации». В содержательном плане «массовизация» описывает ряд взаимообусловленных процессов, происходящих во всех звеньях антропосоциокультурной системы: гомогенизации (нарастания однородности, унифицированности) и деэлитаризации (понижение статуса элитарных антропосоциокультурных феноменов: идеалов, норм; элиты как экспертной группы и эталона нравственности), перестройки программ деятельности индивидов с творчески-деятельностных на преимущественно репродуктивно-миметические. Понятие массовизации может рассматриваться как исходное для экспликации таких категорий как «массовая культура» (омассовленная, массовизирующая), «массовое общество» (гомогенизированное, деэлитаризированное), «массовый человек» (деиндивидуализированный, нетворческий, ориентированный главным образом на «социальное подражание»).
  9. При построении теоретической модели социально-массовых явлений, предлагается исходить из наличия двух основных видов субстрата социально-массового, отражающих разные аспекты существования последнего: а) стабильный «атомарный» субстрат СМЯ - «массовый человек» («человек-масса»), своеобразный «микрокосм» СМЯ, в «свернутом виде» содержащий свойства и структурные элементы СМЯ (квазиценности масскульта, социальные установки и стереотипы «общества потребления» (либо тоталитаризма), иллюзорно-мифологический стиль конструирования «картины мира» и др.); б) толпа, рассматриваемая нами как масса «ad hoc» («по случаю», актуальная масса), которая представляет собой уже субстрат массового на «молекулярном» уровне, взаимодействие гомогенных в психическом отношении индивидов-атомов, скрепленных общим фокусом внимания и общностью психических переживаний и реакций.
  10. Этимологический и семантико-философский анализ позволяет выделить ряд исконных значений «массы», сохраняющих эвристический потенциал и применимых в современном социально-философском познании СМЯ: а) «количественность» (объёмность, множественность) в сочетании с «однородностью»; б) «перемешивание», «смешение» (стирание границ и различий между вступившими во взаимодействие ингредиентами, редукция личностей до состояния частиц толпы, «человека-массы»); в) «хаос» (первобытной протосоциальности; новейший «хаос» кануна бифуркации, перехода к новому состоянию социального или же его полному распаду; маргинальное, переходное состояние социальных страт и индивидов).
  11. Экспликация базового для осмысления системы социально-массовых явлений (СМЯ) понятия «масса» осложняется многочисленными трактовками её как «абстрактной массы» или «неразличённого множества», отождествлением массы с социальным большинством общества и «народом» (народонаселением). Такие трактовки «массы» представляются не актуальными для познания социально-массовых явлений, поскольку: а) в основание понятия, претендующего на роль категории социальной философии, закладываются штампы обыденного, «дотеоретического» сознания и языка, позволяющие применять термин «масса» к любого рода «неразличённым множествам». При этом «масса» не содержит ответа на вопрос о характере рассматриваемого множества, и не создаёт достаточного напряжения для вопрошания; б) подобные трактовки уводят от анализа реалий современного «массового общества», в котором пролетариат и крестьянство уже не составляют «народного большинства», а в структуре городского (основного) населения доминируют представители сферы услуг; в) в аксиологическом, ценностно-ориентированном плане «масса» позиционируется исключительно как позитивная, исторически прогрессивная сила, и, тем самым, гомогенность, единообразие как социальное благо. Возникает необходимость в формировании новой научной «конвенции» относительно употребления термина «масса», свободной от упрощающего отождествления массы с «большинством», «народом». Экспликация понятия массы должна сопрягаться как с семантическим анализом, так и с анализом актуальных, действительных форм бытования массы. Семантическим ядром «массы» является указание на гомогенность её состава, на «единый способ существования» составляющих её элементов. Таким критериям удовлетворяют два уже упомянутые выше вида действительной массы: а) стабильный «атомарный» субстрат массового - «массовый человек» («человек-масса»); б) толпа, рассматриваемая нами как масса «аd hoc».  
  12. Историческим рубежом, обозначившим переход системы социально-массовых явлений к новому качеству своего существования было становление индустриально-урбанистического общества. Именно индустриально-урбанистическое общество всей совокупностью своих воздействий создаёт благоприятную среду не только для развёртывания социально-массовых явлений, но и для превращения их в доминирующую социальную и культурную силу, в один из ведущих факторов современного общественного развития.
  13. Переход развитых стран к постиндустриальному состоянию («цивилизации услуг, знаний») в конце ХХ - начала XXI показывает, что наряду с появлением ряда новых факторов, порождающих тенденции к демассификации, продолжают действовать достаточно мощные прежние детерминанты (господство рынка, СМИ в качестве глобального коммуникатора, ценностей «массовой культуры», преобладание сформированного ими типа «массового человека» на всех уровнях социальной иерархии). Формируется новый массовый тип («рыночный характер», по Э. Фромму, или «западоид», по А.А. Зиновьеву), характерными признаками которого являются редукция личности, отказ от самостоятельного «Я» ради благ, чисто рассудочное, манипулятивное мышление при атрофии эмоциональной жизни. Фетишизация техники и мира искусственного (силикон, имплантаты, чипы, прозак и т.п.), массовая утрата антропоморфных признаков создают тенденцию к вытеснению биочеловека его искусственными потомками.
  14. Социально-философское познание, будучи практически ориентированным, не может игнорировать проблемы управления социально-массовыми явлениями, в частности толпой. В качестве общих принципов и установок в управлении толпой и предотвращении её трансформации в наиболее социально опасные формы (агрессивная, паническая) выделены фрагментация толпы, деанонимизация индивидов (противостоящая тенденции «коллективной безответственности» толпы), ресубъективация действий участников толпы (придание действиям людей осмысленного, субъектного характера), противопоставление большего по интенсивности «стимульного события», минимизация рациональной вербальной коммуникации, неэффективной в толпе, с характерным для неё господством аффектов над рациональным действием.
  15. Доминирование СМЯ, ведущее к вытеснению творческих программ жизнедеятельности потребительски-миметическими, вульгаризации и профанации ценностей, а также содержания деятельности большинства социальных сфер, включая воспроизводство самого человека, ведут к деградации всех элементов антропосоциокультурной системы (человек - общество - культура). Поэтому философский анализ системы социально-массовых явлений современности с необходимостью включает в себя не только рассмотрение наличных феноменов (массового общества, массовой культуры, массового человека, массового потребления и т.п.), но и путей преодоления массовости на социетальном и индивидуальном уровнях, демассификации. В соответствии с положениями применяемого нами антропосоциокультурного подхода демассификация предстаёт как комплексный, сознательно инициируемый процесс взаимообусловленного освобождения от массовости и однородности культуры, общества и личности (в ходе осознанной «борьбы за индивидуальность», всесторонность развития последней).
Список опубликованных работ
Монографии

1.Социально-массовые явления: исследовательские подходы / Г.Ю.Чернов. - Дубна: Феникс+, 2002. - 208 с. - 13 п. л.

2.Социально-массовые явления: онтогносеологический анализ / Г.Ю.Чернов. - Челябинск: «Полиграф-Мастер», 2013. - 320 с. - 18,3 п. л.

Статьи в ведущих рецензируемых журналах

3.К вопросу о постмодернистском подходе к социально-массовым явлениям / Г.Ю.Чернов // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2009. - Вып. 13. № 29 (167). - С. 37-43. - 0,7 п.л.

4.Социально-массовые явления как проблема социальной философии / Г.Ю.Чернов // Личность. Культура, Общество. Международн. журнал социальных и гуманитарных наук. - 2010. - Т.XII. - Вып. 1. - №№ 53-54. - С. 249-256. - 0,6 п. л.

5.Экзистенциальный анализ социально-массовых явлений в работах К. Ясперса: масса, массовое общество, демассификация / Г.Ю.Чернов // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2010. - Вып. 17. № 16 (197). - С. 160-167. - 0,75 п. л.

6.Сущность и содержание номиналистской исследовательской программы в познании социально-массовых явлений / Г.Ю.Чернов // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2010. - Вып. 18. - № 20 (201). - С. 110-116. - 0,7 п. л.

7.Политико-ориентированный подход к социально-массовым явлениям: философский анализ / Г.Ю.Чернов // Социум и власть. - 2010. - № 3. - С. 42-47. - 0,55 п. л.

8.Социальная «масса»: этимологический и семантико-философский анализ / Г.Ю.Чернов // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2011. - Вып. 20. - № 2 (217). - С. 44-50. - 0,7 п. л.

9.Управление толпой: основные принципы и технологические приемы / Г.Ю.Чернов // Социум и власть. - 2011. - № 1. - С. 76-79. - 0,5 п. л.

10.К вопросу о подходах к экспликации понятия «демассификация» / Г.Ю.Чернов // Социум и власть. - 2011. - № 2. - С. 98-102. - 0,7 п. л.

11.Концепт демассификации: многообразие подходов / Г.Ю.Чернов // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. - 2011. - Вып.22. - № 30 (245). - С. 141-148. - 0,5 п. л.

12.Социально-массовые явления: концепт и онтологический статус / Г.Ю.Чернов // Социум и власть. - 2011. - № 4. - С. 105-109. - 0,5 п. л.

13.Понятие массовизации: антропосоциокультурный подход / Г.Ю.Чернов // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. Философия. Социология. Культурология. - Вып. 23. - № 4. - С. 85-88. - 0,4 п. л.

14.Введение в онтологию социально-массовых явлений / Г.Ю.Чернов // Вестник Тихоокеанского государственного университета. - 2012. - № 2 (25). - С. 249-258. - 0,5 п. л.

15.Эвристический потенциал синергетического подхода к социально-массовым явлениям / Г.Ю.Чернов // Социум и власть. - 2012. - № 4. - С. 101-104. - 0,45 п. л.

16.Проблема экспликации понятия социальной массы / Г.Ю.Чернов // Социум и власть. - 2013. - № 2. - С. 97-101. - 0,5 п. л.

Статьи

17.Проблема «массового»: анализ, контуры подходов (брошюра) / Г.Ю.Чернов. - Брянск: Изд-во Брянского государственного педагогического университета, 1997. - 56 с. - 3,5 п. л.

18.К истории становления социально-психологического направления исследования социально-массовых явлений / Г.Ю.Чернов // Проблемы отечественной и всемирной истории: Сб. научн. трудов. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. - С. 231-241. - 0,5 п. л.

19.«Массовый человек» или гражданин? / Г.Ю.Чернов // Гражданское общество и гражданин. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1998. - С. 146-155. - 0,5 п. л.

20.Социально-массовые явления как система / Г.Ю.Чернов // Актуальные проблемы социогуманитарного знания. Сб. научн. тр. каф. философии МПГУ. - Вып. IV. - М.: Прометей, 1999. - С. 274-277. - 0,2 п. л.

21.Шумпетерианская демократия и массовое общество / Г.Ю.Чернов // Брянский политологический вестник. Вып. 1 (2). - Брянск, 2000. - С. 39-41. - 0,5 п. л.

22.Типология подходов к социально-массовым явлениям / Г.Ю.Чернов // Брянский политологический вестник. Вып.1(3). - Брянск, 2001. - С. 39-43. - 0,95 п. л.

23.Культура и социально-массовые процессы / Г.Ю.Чернов // Философское познание общества. Тез. докладов межвузовской научно-практической конференции. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2001. - С. 87-90. - 0,2 п. л.

24.Социально-массовые явления в пространстве большого города / Г.Ю.Чернов // Государственная и муниципальная власть региона: институциональное устройство, управление, кадры: Материалы региональной научно-практической конференции. - Челябинск: Изд-во ЧФ УрАГС, 2002. - С. 140-160. - 0,8 п. л.

25.Массовая культура / Г.Ю.Чернов // Мировая художественная культура: Словарь-справочник. - Смоленск: Русич, 2002. - С. 292-294. - 0,2 п. л.

26.Контуры планетарного человека массы и молодежь России / Г.Ю.Чернов // Россия и регионы: Социальные ориентиры политического и экономического развития: Материалы ХХ Международной научно-практической конференции (17-18 апреля 2003 г.) Ч.I. - Челябинск: Урал. соц.-эк. Ин-т АТиСО, 2003. - С. 110-115. - 0,3 п. л.

27.Нравственность «массового» человека в интерпретации П.А. Сорокина, Х.Ортеги-и-Гассета и А.А. Зиновьева / Г.Ю.Чернов // Право: история, теория, практика. Межвузовский сб. ст. - Вып. 7. - Брянск: Изд-во БГПУ, 2003. - С. 16-24. - 0,63 п. л.

28.Синергетика и детерминизм: возможно ли взаимодействие? К проблеме методологии социального управления / Г.Ю.Чернов // Подготовка кадров государственной и муниципальной службы в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики. Материалы региональной научно-практич. конференции. - Челябинск: ЧИ УрАГС, 2004. - С. 118-121. - 0,2 п. л.

29.Современные социально-массовые явления и гражданское общество / Г.Ю.Чернов // Россия и регионы: Взаимодействие гражданского общества, бизнеса и власти. Материалы ХХI Междунар. научно-практич. конференции. - Ч.I. - Челябинск: Урал. соц.-эк. ин-т АТиСО, 2004. - С. 93-104. - 0,5 п. л.

30.Динамика систем морали и проблемы управления / Г.Ю.Чернов // Государственное и муниципальное управление в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы. Материалы четвертой Всероссийской научно-практич. конференции. - Часть I.- Челябинск: ЧИ УрАГС, 2006. - C. 77-82. - 0,45 п. л.

31.Массовизация и «борьба за индивидуальность» / Г.Ю.Чернов // Государственное и муниципальное управление в условиях формирования рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Пятой Всероссийской научно-практ. конференции (26 октября 2007 г.). - Челябинск, 2007. - С. 373-376. - 0,5 п. л.

32.Массовая культура как «зеркало» и залог социокультурной деградации / Г.Ю.Чернов // Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации: Материалы XXV международной научно-практ. конференции / УрСЭИ АТиСО. - Челябинск, 2008. - Ч. 3. - С. 250-256. - 0,5 п. л.

33.Массовизация элиты и элитаризация масс: к постановке проблемы / Г.Ю.Чернов // Повышение эффективности государственного и муниципального управления: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Шестой Всероссийской научно-практической конференции (Челябинск, 31 октября 2008 года). - Челябинск: ЧИ УрАГС, 2008. - С. 128-132. - 0,45 п. л.

34.О массовизации элит / Г.Ю.Чернов // Социум и власть. - 2009. - № 2. - С. 55-61. - 0,5 п. л.

35.Анализ социально-массовых явлений современности в работах Ж. Бодрийяра / Г.Ю.Чернов // Проблемы эффективности государственного и муниципального управления в условиях преодоления экономического кризиса. Материалы Седьмой Всероссийской научно-практич. конференции. - Челябинск: Центр анализа и прогнозирования, 2009. - С. 150-154. - 0,4 п. л.

36.Об основных принципах и приемах управления толпой / Г.Ю.Чернов // Управление социальным развитием регионов в условиях выхода из кризиса в современной России и странах СНГ. Материалы международной научно-практ. конференции. - Ч. I. - Челябинск: ЧИ УрАГС, 2010. - С. 66-75. - 0,6 п. л.

37.Становление науки о массах: вклад К. Ясперса, Ж. Бодрийяра; современные задачи / Г.Ю.Чернов // Современные социально-массовые явления: сущность, проблемы исследования. Материалы Всероссиской научно-практической конференции. - Челябинск: ЧИ УрАГС, 2010. - С. 37-59. - 3,25 п. л.

38.Массовые явления постиндустриального общества / Г.Ю.Чернов // Социально-экономическое развитие России в посткризисный период. Материалы XXVII международной научно-практич. конференции. - Ч.III. - М.: ИД «АТиСО», 2010. - С. 338-346. - 0,5 п. л.

39.Субъект-объект массовой культуры: к портрету «массового человека» / Г.Ю.Чернов // Влияние культуры, искусства и образования на формирование ценностей толерантности и гуманизма в межнациональных отношениях. Материалы международной научно-практ. конф. 13 марта 2012 года. - Челябинск: ЧФ РАНХиГС, 2012. - С. 168-178. - 0,5 п. л.

40.К вопросу о механизмах толпообразования и принципах управления толпой / Г.Ю.Чернов // Государство, политика, социум: вызовы и стратегические приоритеты развития. Международная научно-практическая конференция. Екатеринбург. 28 ноября 2012 г. Сб. ст. В 2 т. Т. 2. - Екатеринбург, 2012. - C. 144-147. - 0,4 п. л.