Научная тема: «ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА: ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОСНОВАНИЯ И СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ»
Специальность: 09.00.11
Год: 2013
Отрасль науки: Философские науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Поведение человека есть сущностное, специфичное проявление его внутренней сложноорганизованной многоуровневой (биосоциальной, социокультурной и духовно-нравственной) природы, отраженное во взаимодействиях и взаимоотношениях с окружающим природным, социальным и культурным миром через действия, поступки, деяния. Поведение человека приобретает статус социального явления, когда его внутреннее «Я» становится «видимым» и реально способным на изменение окружающего мира (революции, народно-освободительные, экологические движения, добродеяние (подвиг) и др.).

2. В структуре социального поведения человека наряду с действиями, присущими всем людям как социальным акторам, и поступками, на которые способна определенная часть людей, выделяются деяния, которые осуществляются отдельными людьми. Диспозиционное различие деяний человека имеет в своей основе разграничение по направленности, в зависимости от которого они называются добрым деянием или злодеянием. Доброе деяние есть преобладание духовно-нравственных мотивов в поведении личности. Злодеяние является результатом нравственного падения человека, утраты им человеческого начала. Поведенческие проявления человека лежат в диапазоне от злодеяния до добродеяния в соответствии с согласованностью/рассогласованностью внутреннего (духовного) знания человека и внешнего (нравственного) должного.

3. Социокультурные регулятивные механизмы поведения человека в современных условиях осуществляются, с одной стороны, как подвижный процесс, который все больше конструирует собственную реальность в узко-социальных рамках (групповые, корпоративные, статусные и др.), утрачивая условно-социальные рамки действия, адресованные всему обществу (заповеди, моральные кодексы).

С другой стороны, любое общество, в том числе российское,  как цельный социальный организм стремится сохранить собственное ценностно-смысловое цивилизационное ядро, которое связывает прошлое-настоящее-будущее и обладает регулятивным потенциалом, что позволяет удерживать внутренний социокультурный баланс.

4. Ближайшая жизненная микросреда (местное сообщество) россиян, находящаяся в состоянии системных энтропийных изменений, способствует движению человека к девиантности. Если же складываются поселенческие ареалы, концентрирующие в себе не просто единичные социальные отклонения, а криминогенные факторы, то они обладают непосредственным и прямым влиянием на членов сообщества, имеют тенденции к расширенному воспроизводству. В российском обществе распад привычного, должного, отсутствие определенных границ заданного, неприятие новых правил и норм ведет к социокультурным негациям (нигилизм, цинизм и анархизм), выраженным в современных формах. Нигилизм выступает как поведенческий принцип, отрицающий ценностные основания взаимодействий и взаимоотношений людей в социуме, ценность человеческого существования. Цинизм, выражая собой самую распространенную и разрушительную форму нигилизма, есть поведенческая установка человека на открытое нарушение норм и правил социального общежития, нравственных ценностей и человеческого достоинства. Анархизм характеризуется как поведенческая направленность на отрицание организационного порядка, дисциплины, согласованности, рациональности, на осуществление действий в условиях неограниченной свободы. Социокультурные негации неотвратимо создают генетический комплекс детерминизма поведенческих отклонений, сами при этом являясь прямым следствием этих же отклонений.

5. Процессы негэнтропии, выраженные в гражданской самоорганизации, солидаризации, активности людей в местном сообществе, формируются и ре­ализуются в сложном переплетении и столкновении различных интересов, позиций, движений, социокультурных течений и миро­воззренческих ориентаций. Они определяют три социальные группы, различающиеся по отношению к происходящим изменениям в сообществе: активно-деструктивную, отстраненно-критикующую и позитивно-действующую.

6. Человек способен корригировать прежние, ставшие непродуктивными, и разрабатывать новые поведенческие стратегии с ориентацией на духовно-нравственный аттрактор и феномен «правильное поведение», основанный на принципе гуманности, культуре стыда, долга, благодарности перед семьей, сообществом, что позволяет признать его общечеловеческим. Феномен «правильное поведение» является выражением духовно-нравственного, нормативного поведения всех социальных субъектов (человек, семья, сообщество, государство, общество) и в силу этой своей универсальности может составить базу стабильности и прочности общества в целом. Исходным императивом правильного поведения является соблюдение интернализованных моральных стандартов, норм и правил одной из сторон социального взаимодействия, в то же время следование этим же нормам и правилам становится важнейшим условием и требованием к другой стороне. Простое, не присвоенное человеком, знание о внешних регулятивах не приводит к осознанному правильному поведению. Только тождество внутреннего (духовного) с внешним (нравственным) должным составляет основу правильного поведения, что оборачивается в перспективе в социокультурные привычки человека. Содержание правильности поведения подвержено изменениям в зависимости от исторического времени, ценностно-смысловых ориентиров, социальной принадлежности, статуса, места проживания человека.

7. Современная семья при аккумулятивном сохранении своих базовых оснований как любовь, братство, согласие способна обеспечивать нормативно-ценностную базу социального поведения, тем самым представляя собой плату стабильности общества. Несмотря на структурные и социокультурные изменения и риски семья продолжает содержать в себе цивилизационный потенциал, выполняя функции репродукции, социализации и инкультурации. На протяжении всей эволюции семья демонстрировала свою жизнестойкость, пластичность, способность к развитию, самоорганизации, сохраняла себя как одна из самых устойчивых социальных структур, основанной на триединстве «супружество-родительство-родство». Распад семьи может привести к глобальным негативным последствиям для человека и общества в целом.

8. Местное сообщество, представляя собой социальное со-пространство совместного проживания людей, в котором протекает повседневная жизнь человека, реализуется человеческое бытие в настоящем времени, осуществляются реальные социальные взаимодействия и складываются социальные взаимоотношения на первичном уровне, солидарно стимулирует активно-деятельностную сторону поведения. Местное сообщество, в котором действует прямая инициатива, активная позиция, жизненная реальность, солидарная деятельность людей, представляет собой также реальную платформу для дальнейшего развития российского гражданского общества. Общее дело солидарности может заключаться в том, чтобы развивать общественную сущность человека как солидарного существа и способствовать укреплению солидарного отношения между людьми в качестве базовых социокультурных ценностей их гражданского (цивилизованного) бытия. Солидаризацию местного сообщества можно расценивать как ответ российских граждан на коллективные угрозы их социальному единению, направленных на их социальное расчленение, как способность и готовность людей к объединению во имя самых разнообразных интересов и в самых разнообразных направлениях.

9. Человек способен к духовно-нравственному самосовершенствованию. В постановке этой идеи заложена субъектность человека, т.е. его способность детерминировать собственное поведение и влиять на окружающий мир. Исходя из последнего, можно обозначить следующее: духовно-нравственное самосовершенствование человека - это устремленность не конкретного человека, а социального субъекта как «суперсверхсложной» целостной системы, составляющей фундаментальную основу других целостностей - семьи, сообщества, общества, государства, природы. Одна целостность, находясь в неотъемлемых взаимосвязях с остальными, меняясь, влечет за собой и их изменения. Важным представляется еще одно: такая личность (Человек), на самом деле, есть образ, идеал, объект притязаний, намерений и подражаний, который удается достичь далеко не каждому человеку. Образ этот, как средоточие идеальных качеств человека, исторически меняется с развитием общества и самого человека, но он неизменно сопровождает общественное сознание и присутствует в социокультуре.

10. Теоретическая модель «правильного» социального поведения человека в условиях трансформации общества представляет собой ориентированность на первичный уровень генезиса «человек - семья - местное сообщество - Человек». Предлагаемая модель включает синергию приоритетных социокультурных факторов правильного поведения человека: семью, местное сообщество, Человека. Теоретическая модель правильного социального поведения представляет собой предполагаемый проект изменения человека и общества, который невозможно достичь без преодоления социальных противоречий, глубокой дифференциации общества, достижения общественного согласия, определенной духовно-нравственной развитости самого человека.

Список опубликованных работ
Статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК:

1.Унарова Л.Д. Утверждение жизни, или профилактика суицида (к постановке вопроса) / Л.Д. Унарова // Сибирский педагогический журнал. – 2006. – № 6. – С. 229-232.

2.Унарова Л.Д. Поведение человека: обращение к его сложности и дуальности / Л.Д. Унарова // Вестник ВСГТУ. – 2011. – №2 (33). – С. 177-182.

3.Унарова Л.Д. Роль сообщества в формировании поведенческой культуры: социокультурный релиз минувшего / Л.Д. Унарова, И.Е. Алексеев // Вестник ВСГТУ. – 2011. – № 3 (34). – С. 125-130.

4.Унарова Л.Д. Деяние человека или подвиг майора Солнечникова: рефлексия / Л.Д. Унарова // Вестник Военного университета. – 2012. – № 2 (30). – С. 84-90.

5.Унарова Л.Д. Локальное сообщество: энтропия и негэнтропия / Л.Д. Унарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 7 (21): в 3-х ч. Ч. II. – С. 177-183.

6.Унарова Л.Д. Языковая ситуация и национальное самосознание: на примере Республики Саха (Якутия) / Л.Д. Унарова, И.Е. Алексеев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 7 (21): в 3-х ч. Ч. II. – С. 19-24.

7.Унарова Л.Д. Социокультурные негации как векторное поле поведения человека / Л.Д. Унарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 8 (22). Ч. I. – С. 209-214.

8.Унарова Л.Д. Поселенческий социум и масс-медиа как средовая матрица поведенческих отклонений / Л.Д. Унарова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2012. – № 8 (22). Ч. II. – С. 183-188.

9.Унарова Л.Д. Ценности – альфа и омега поведения человека / Л.Д. Унарова // Вестник ВСГУТУ. – 2012. – № 3. – С. 155-163.

Монографии:

10.Унарова Л.Д. Взаимосвязь социально-оппозиционного самоопределения и девиантного поведения молодежи / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова. – Якутск, 2005. – 124 с.

11.Унарова Л.Д. Поведение человека: социально-философское осмысление / Л.Д. Унарова. – М.: Издат. дом Академии Естествознания, 2012. – 200 с. ISBN 978-5-91327-188-4.

Публикации в других научных изданиях:

12.Унарова Л.Д. Некоторые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних на транспорте / Л.Д. Унарова // Проблемы обеспечения завоза грузов и сохранности в районах Крайнего Севера в современных социально-экономических условиях: Материалы заочного семинара-конференции (Якутск, октябрь 1998г.). – Новосибирск: СГУПС, 1998. – С. 160-162.

13.Унарова Л.Д. Вербальная агрессия как форма проявления девиантного поведения молодежи / Л.Д. Унарова // Девиантность несовершеннолетних: современные тенденции: сборник материалов респ. научно-практ. конференции. – Якутск: ЯФ ЮИ МВД РФ, 1999. – С. 79-81.

14.Унарова Л.Д. О подготовке слушателей ЯФ ЮИ МВД РФ к воспитательно-профилактической работе с несовершеннолетними / Л.Д. Унарова // Девиантность несовершеннолетних: современные тенденции: сборник материалов респ. научно-практ. конференции. – Якутск: ЯФ ЮИ МВД РФ, 1999. – С. 71-72.

15.Унарова Л.Д. Девиантное поведение как форма социально-оппозиционного самоопределения личности / Л.Д. Унарова // Проблемы борьбы с преступностью в РС (Я): научно-практ. конф. Тезисы докладов и выступлений. – Якутск, 2000. – С. 83-84.

16.Унарова Л.Д. Социально-педагогическая деятельность сотрудников ОВД по профилактике девиантности несовершеннолетних / Л.Д. Унарова // Проблемы борьбы с преступностью в РС (Я): научно-практ. конф. Тезисы докладов и выступлений. – Якутск, 2000. – С. 69-72.

17.Унарова Л.Д. Социально-педагогическая деятельность сотрудников органов внутренних дел по профилактике девиантности несовершеннолетних: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Якутск, 2000. – 16 с.

18.Унарова Л.Д. Профессионально-квалификационные требования к сотрудникам ПППН / Л.Д. Унарова // Информационный бюллетень МВД РС (Я). – Якутск, 2000. – №1. – ДСП. – С. 52-58.

19.Унарова Л.Д. Роль агрессивных игр в формировании девиантного поведения несовершеннолетних / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Логос. Культура. Цивилизация: Материалы V межвузовской научно-теор. конф. – Якутск, 2001. – С. 190-193.

20.Унарова Л.Д. Взгляд на сепаратизм из отдаленного региона / Л.Д. Унарова // Философия права и вопросы формирования современного государственно-правовой идеологии: Всероссийская научно-теоретическая конференция. – Ростов-на-Дону: ЮИ МВД РФ, 2001. – ДСП. – С. 54-57.

21.Унарова Л.Д. Проблемы суицидального поведения несовершеннолетних / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Проблемы борьбы с преступностью в РС (Я): материалы региональной научно-практ. конф. – Якутск, 2001. – С. 57-59.

22.Унарова Л.Д. Обучение сотрудников ОВД правам человека в системе подготовки кадров / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Права человека, культура мира – содержание и методы обучения: 11 Международная сессия: сборник материалов. – М., 2001. – С. 113-116.

23.Унарова Л.Д. Система воспитательной работы: сущность и проблемы / Л.Д. Унарова // Содержание и технология подготовки технических специалистов: проблемы, идеи, решения: доклады и материалы научно-методич. конф. – Якутск, 2002. – С. 59-63.

24.Унарова Л.Д. Подготовка сотрудников ОВД к социально-педагогической деятельности по профилактике девиантности несовершеннолетних / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Информационный бюллетень МВД РС (Я), 2002. – № 1. – ДСП. – С. 52-58.

25.Унарова Л.Д. Основные направления социально-реабилитационной работы с несовершеннолетними, попавшими в трудную жизненную ситуацию / Л.Д. Унарова // Реформы социальной сферы в условиях современного российского общества: сборник материалов научно-практ. конф. – Якутск, 2002. – С. 92-95.

26.Унарова Л.Д. Патриотизм как основа воспитания личности гражданина // Гражданское становление молодежи в условиях трансформации общества: Межрегион. научно-практ. конф. – Якутск, 2003. – С. 55-56.

27.Унарова Л.Д. Парафраз интриги / Л.Д. Унарова // Логос. Культура. Цивилизация: VI межвузовская научно-теоретич. конф. – Якутск, 29 мая 2002. – Якутск: изд-во ЯГУ, 2004. – С. 166-169.

28.Унарова Л.Д. Народные традиции в первичной профилактике девиантности несовершеннолетних / Л.Д. Унарова // Народная культура: личность, творчество, досуг (Этнокультурный и творческий потенциал личности в пространстве досуга): Всероссийская науч. конф. – Омск, 2003. – С. 284-285.

29.Унарова Л.Д. Проблемы подготовки специалистов к социальной работе с несовершеннолетними / Л.Д. Унарова // Современные технологии профилактики и коррекции нарушений поведения у детей и подростков: Материалы региональной межвузовской конф. (5 июня 2003 г.). – Якутск: изд-во ЯГУ, 2004. – С. 9-12.

30.Унарова Л.Д. Суицид: мультидисциплинарный подход / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Этногенез и цивилизационные перспективы в образовании России: Международная научно-практ. конф. –Новосибирск, 2004. – С. 663-667.

31.Унарова Л.Д. О взаимосвязи насилия в семье с насилием в обществе / Л.Д. Унарова // Криминальное насилие: общие проблемы и опыт работы в РС (Я) / Материалы Всероссийской научно-практ. конф. (25-26 августа 2004, Якутск). – М., 2004. – С. 48-51.

32.Унарова Л.Д. Suicide as a social phenomenon(article). Суицид как социальная проблема / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Российская социология: изменения и проблемы. Материалы VII международной конференции Европейской социологической ассоциация / отв. ред. В.А. Мансуров. – М., 2005. – С. 234-238.

33.Унарова Л.Д. Роль интеллигенции в предупреждении социальных отклонений / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Интеллегенция и нравственность: материалы междунар. научн. конф. (Байкальская встреча). (30июня-1 июля 2005 г): в 2 т. / Отв. ред. И.И. Осинский. – Т. 2. – М.-Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2005. – С. 125-128.

34.Унарова Л.Д. Речевая агрессия как фактор социализации и идентификации / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Тезисы междунар. научно-практической конференции «Проблемы самоидентификации коренных народов» (17-19 февраля 2006 г.). – Улан-Удэ, 2006. – С. 56-57.

35.Унарова Л.Д. Интеллигенция и девиантность: взгляд с позиции суицидологии / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Интеллигенция и взаимодействие культур: материалы VI Междунар. науч. конф. (Байкальская встреча) (26-29 июня 2007 г.): в 2 т. / Отв. ред. И.И. Осинский. – Т.1. – М. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2007. – С. 262-268.

36.Унарова Л.Д. Migration from China and Negative Sozial Deviations: Experience of Research (article) Conflict, citizenship and civil soziety / L.D. Unarova, S.G. Anisimova // Editor-in-Chief V. A. Mansurov. – Moscow, 2007. – С. 213-219.

37.Унарова Л.Д. Роль музея в защите и поддержке народов Севера / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Коренные народы Ямала в современном мире: Сценарии и концепции развития. Тематический сборник / под ред. Ю.В. Попкова. – Новосибирск-Салехард: Нонпарель, 2007. – Вып.1. – С.63-66.

38.Унарова Л.Д. Предикат о корпоративной культуре / Л.Д. Унарова // Инновации в образовательной деятельности: российский и зарубежный опыт / Материалы междунар. научно-метод. конф. (2 марта 2007 г.). – Ч. 2. – Хабаровск, 2007. – С.228-231.

39.Унарова Л.Д. Суицид как социальная проблема / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М., 21-24 октября 2008 г. http://www.isras.ru/publications_bank/1226068762.pdf

40.Унарова Л.Д. SuicidesinYakutia: problematizationandtendency (tesise) // Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Х международный симпозиум по развитию холодных регионов iscord 2010 «Применение природосберегающих технологий в условиях холодных регионов». – Якутск, 1-5 июня 2010 г. http:/www.сoldregion2010.com.

41.Унарова Л.Д. Готова ли российская интеллигенция к патронату детей-сирот: экспликация неудачного опыта / Л.Д. Унарова, С.Г. Анисимова // Интеллигенция в изменяющемся обществе: социальный статус, облик, ценности, сценарии развития / Материалы VIII Междунар. науч. конф. (Байкальская встреча) 15-18 июня 2010 г. – Улан-Удэ, 2010. – С.346-350.

42.Унарова Л.Д. Малочисленные народы Севера: «по ком звонит колокол» / Межнациональные и межконфессиональные отношения в условиях глобализации: сб. науч. трудов в 2 ч. – Ч. I. / науч. ред. Д.Ш. Цырендоржиева. – Улан-Удэ: изд-во БГУ, 2012. – С. 81-83.

43.Унарова Л.Д. Республика Саха (Якутия): языковое поведение / Л.Д. Унарова, И.Е. Алексеев // Современная интеллигенция: проблемы идентификации: сборник научных трудов: в 3 т. / Материалы IX Междунар. науч. конф. («Байкальская встреча») 18 – 21 июня 2012 г. / отв. ред. И.И. Осинский. – Т. 3. – М. – Улан-Удэ, 2012. – С. 98-104.

44.Унарова Л.Д. К вопросу о диспозиционных различиях деяния человека / Л.Д. Унарова // Актуальные проблемы социальной философии: сборник научных статей / отв. ред. Д.Ш. Цырендоржиева. – Улан-Удэ, 2013. – С. 34-45.

45.Унарова Л.Д. Социокультурные негации и их влияние на поведение человека / Л.Д. Унарова // Социальные и этнические процессы в развитии общества: материалы международной научной конференции 16-19 мая 2013