Научная тема: «ИДЕИ И ИНТОНАЦИОННЫЙ СТРОЙ МУЗЫКИ С. И. ТАНЕЕВА»
Специальность: 17.00.02
Год: 2014
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
Научная новизна исследования заключается в избранном ракурсе осмысления интонационного строя музыкальных сочинений С.И. Танеева, рассматриваемых в идейном поле русской религиозной философии и отечественной хоровой традиции церковного творчества. Впервые предпринят онтологический анализ интонационного строя крупных сочинений Танеева, разных по жанру и по времени создания, - кантат «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»; оперы-трилогии «Орестея»; симфонии c-moll; хорового цикла на сл. Я.П. Полонского; фортепианного квинтета g-moll. Опора на единство музыковедческой и философской методологий позволила обосновать глубинный характер духовных связей творчества С.И. Танеева с православными традициями отечественной культуры и показать основополагающую роль последних в становлении творческой индивидуальности композитора.

Впервые творчество Танеева трактуется как особого рода философствование в звуках, созвучное русской религиозно-философской школе рубежа XIX-XX веков. Доказывается, что ведущая для танеевского творчества идея, сформулированная исследователями как «движение к свету», зиждется на мировоззренческом «фундаменте» родной для композитора культуры с ее идеалами любви, соборности, добротолюбия, подвижничества, обóжения и др., а не западноевропейской «классицистской» культуры с ее культом Разума.

В ходе анализа выявлена национальная природа интонационного строя сочинений Танеева. Показана производность принципов непрерывного тематического развития, «цементирования» тематизма (при котором каждая вновь появляющаяся тема или отдельные её составляющие производны от предыдущих), активного тематического продвижения, вариантного развития мелодики от принципов мелодического устроения в знаменном роспеве. Танеевский метод формообразования, подобно методу роспева, сочетает потенцию к текучести, непрерывности с потенцией к четкому структурированию. Демонстрируя органичность принципов роспева в интонационном строе композиций Танеева, автор диссертации оперирует формулировкой принципов, которые приняты в медиевистике: формульность мелодического строения, или попевочность, «варьированное единоначатие», «цепное» развертывание, или прорастание с постоянным интонационным обновлением.

Интонационно-онтологический анализ сочинений Танеева позволил расширить представление об истоках танеевского монотематизма. В музыкознании распространен взгляд, согласно которому Танеев опирается на листовскую технику тематических метаморфоз. Однако в отличие от романтического монотематизма, допускающего образные трансформации исходной темы, интонационное развертывание танеевских сочинений направлено неизменно на образное просветление, воплощение идеи совершенствования. Ключевая интонация произведений Танеева может быть уподоблена попевке-архетипу в знаменном роспеве, как тезиса. Впервые осуществляется рассмотрение танеевского монотематизма в сравнении с монотематизмом знаменного роспева. Аргументом в пользу такого сравнения стал не только анализ интонационного строя музыки Танеева, но и его интерес к хоровым жанрам, наследующим традицию древнерусского культового пения, сочинение духовных песнопений, опыт расшифровки крюковых рукописей, повлиявшие на мелодическое мышление композитора.

Предпринятый в работе анализ интонационного строя сочинений Танеева удостоверяет органичную связь его музыкального языка со Словом - Логосом. Изучая певческое творчество Древней Руси, Танеев не только овладел методами мелодического формования церковных песнопений, но и ощутил синергизм интонации роспева, для которой характерно особое взаимодействие словесного и мелодического компонентов. Обнаружено, что к отличительным качествам ключевой интонации большинства анализируемых сочинений Танеева относится ее призывно-вопросительная семантика. Подобного рода исходная речевая интонация диктует диалогическое интонационное развертывание.

Преобразование в танеевских партитурах диалога-противостояния в диалог-согласие понимается в исследовании как обретение человеком полноты бытия. В свете идей любви к ближнему (кантаты «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»), Красоты природы как образа Божьего (ор. 27 на слова Я.П. Полонского), сердечного покаяния (трилогия «Орестея») диалогическое интонационное развертывание символизирует процесс духовного восхождения, путь к познанию «внутреннего человека», его души, устремленность человеческого духа к обóжению по благодати. В работе показано, что подобного рода энтелехия определила национальное своеобразие трактовки Танеевым хоровых, инструментальных жанров, а также оперы. Сохраняя внешнюю классичность композиции, Сергей Иванович переосмысливает жанры в духе восточно-христианской антропологии и онтологии.

Впервые на материале анализа дневников С.И. Танеева, его записей, писем и прочих документов обобщаются эстетические представления композитора об искусстве, о путях развития русской музыки, о цели художественного творчества. Доказано, что онтологизм эстетических идей русского музыканта отличается от позитивизма критического реализма, но созвучен философии духовного реализма, или реалиорного искусства (выражение С. Булгакова), что обусловливает специфику представлений Танеева о русском стиле, русских жанрах, а также своеобразие трактовки им категории национального.

В работе дана не альтернативная, но расширяющая интерпретация музыки Танеева, которая позволяет осмыслить ее интонационный строй в диалектическом единстве западноевропейских и русских национальных многовековых форм художественной культуры. При этом подчеркивается, что онтологическим основанием данного синтеза для Танеева являются национальные православные идеалы.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Аминова, Г.У. Идея соборности в хоровом и симфоническом творчестве С.И.Танеева: монография / Г.У. Аминова. — Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2004. — 141 с. (8,8 п.л.).

2.Аминова, Г.У. Отечественные истоки творчества С.И. Танеева: монография / Г.У. Аминова. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2006. — 222 с. (14,2 п.л.).

Статьи в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ:

3. Аминова, Г.У. «Орестея» С.И. Танеева: трагедия-мистерия и Православие // Проблемы музыкальной науки. — 2010. — № 2 (7). — С. 171-175 (0,5 п.л.).

4. Аминова, Г.У. Идеи Танеева о будущем русской музыки в контексте отечественной философии XIX – начала XX вв. // Ценности и смыслы. — 2011.

— № 6 (15). — С. 64-76 (1,5 п.л.)

5.Аминова, Г.У. Концепция человека соборного в симфонии до минор С.И.Танеева // Вестник КрасГУ. — 2001. — №1. С. 49-51 (0,4 п.л.).

6.Аминова, Г.У. Мировоззренческие основы творчества С.И. Танеева в свете русской религиозно-философской традиции // Вестник Челябинского государственного университета. Филология–Искусствоведение. — 2008. — Вып. 25. № 26 (127). — С.173-180 (1 п.л.).

7.Аминова, Г.У. Национальное в хоровом и инструментальном творчестве С.И. Танеева // Вестник МГУКИ. — 2008. — №5. — С.243-246 (1 п.л.).

8.Аминова, Г.У. Представления С.И. Танеева об искусстве (по материалам эпистолярного творчества) // Вестник КрасГУ. — 2006. — №10. — С.100-113 (1,2 п.л.).

9.Аминова, Г.У. Русская версия камерно-инструментального жанра в творчестве С.И. Танеева (на материале анализа квинтета ор. 30) // Вестник КрасГУ. — 2006. — №3. — С. 138-144 (1,2 п.л.).

10.Аминова, Г.У. Философия музыки кантат С.И.Танеева // Вестник КрасГУ. — 2005. — №3. — С. 50-59 (1 п.л.).

Другие публикации по теме исследования:

11.Аминова, Г.У. Воплощение христианских идей в хоровом цикле ор. 27 С.И. Танеева // Христианская тема в искусстве: сб. мат. конф. / отв. ред.-сост. И.С. Стогний. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. — С. 124-135 (1 п.л.).

12.Аминова, Г.У. Жанр кантаты в творчестве С.И.Танеева (к вопросу о национальных истоках стиля композитора) // Художественные жанры: история, теория, трактовка: сб. науч. ст. / отв. ред. И. В. Ефимова. — Красноярск: КГИИ, 1996. — Вып. 1. — С. 172-187 (1,2 п.л.).

13.Аминова, Г.У. Интонационный мир кантат Танеева // Новое о Танееве: сб. ст. по мат. науч. конф. / ред. М.В. Есипова, М.П. Рахманова. — М.: ООО «Дека-ВС», 2007. — С. 256-265 (0,75 п.л.).

14.Аминова, Г.У. К вопросу о методологии анализа музыки С.И. Танеева // Актуальные вопросы культуры и искусства: история и тенденции развития: сб. ст. по мат. междунар. науч. конф. — Красноярск: ККНУЦ, 2013. — С. 123-126 (1 п.л.).

15.Аминова, Г.У. По прочтении Эсхила: трилогия «Орестея» С.И. Танеева // Проблема художественной интерпретации: сб. мат. конф. / отв. ред.-сост. И.С. Стогний. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2010. — С. 33-48 (1 п.л.).

16.Аминова, Г.У. Принципы роспевности в квинтете ор.30 С.И. Танеева // Методологическая функция христианского мировоззрения в музыкознании: межвуз. сб. науч. ст. — М.; Уфа, 2007. — С. 170-189 (1,5 п.л.).

17.Аминова, Г.У. Путь философского осмысления русской музыки // Сб. научн. статей по мат. VIII Всероссийской научно-практической конференции «"Родная земля" образ и идея русской культуры». — Курск, 2012. — С. 36-40 (1 п.л.).

18.Аминова, Г.У. Служение С.И. Танеева процветанию русской музыки // К 150-летию Московского отделения Русского музыкального общества: сб. ст. / ред.-сост. О.Р. Глушкова. — М., 2010. — С. 111-119 (1 п.л.).

19.Аминова, Г.У. Содержание понятия «национальное» в эстетике С.И. Танеева // Христианская тема в искусстве: сб. трудов РАМ им. Гнесиных / отв. ред.-сост. И.С. Стогний. — М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. — 183 (4). — С. 63-73 (1 п.л.).

20.Аминова, Г.У. Философия музыки С.И. Танеева // Российская и советская музыка: переосмысление и открытие заново: сб. мат. конф. / Даремский университет (Великобритания). — Дарем, 2011. — С. 15-16 (0,1 п.л.).