- Художественно претворенные пространства Москвы и Петербурга в романах Андрея Белого воплощают два лика России в переломные и рубежные XIX и XX века (роман «Петербург») и в период исторического «слома» в ХХ веке (роман «Москва»). Эти романы предстают и как фрагменты единой историософской концепции Андрея Белого о судьбе и путях России, и как составные поэтической системы художника, включающие общие и отличные друг от друга символы, образы, мотивы.
- Московский текст базируется на единстве пространственных характеристик (Москва и окрестности), трансформации мифологем, символов, культурологических кодов о городе («культуронимов»), на существовании сверхреального смысла города, мотиве его судьбоносной роли в истории России и осмыслении Москвы как сакрального центра русского миросозерцания.
- Первопрестольная в поэтической системе Андрея Белого воплощает идейно-эстетическую и образно-стилистическую доминанту. Москва является и символом Родины, и центром славянского мира, и местом пересечения историософских идей, определенных устойчивых, закрепленных за городом мифологем, образов, символов, и страной «аргонавтов», и местом становления русского символизма, и страной детства.
- Хронотоп романа «Москва», восприятие писателем города как отражения духовной судьбы России и всей Европы, апокалиптическая символика, резкая смена общего и частного планов при изображении городского пространства, его двухслойность, «калейдоскоп» сцен-картин, мифологическая и оккультная образность - всё это позволяет выстроить единый Московский текст Андрея Белого.
- Текст романа «Москва» строится на сложных переплетениях мотивов, реминисценций, скрытых и явных аллюзий, ассоциаций, отсылок, образующих библейский и антропософский планы повествования. Эксперимент, реализованный автором в романе, захватывает идейно-тематический, образный, мифопоэтический, ономатопоэтический, звуковой, ритмико-интонационный и графический уровни текста.
- Мотивы крестных мук, жертвы, страдания, распятия, переживания собственной Голгофы, заявленные в ранний период творчества Андрея Белого, достигают в романе «Москва» наивысшего развития.
1.Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. Ветхозаветные, евангельские и апокалиптические мотивы в романе А. Белого «Москва» / Н. Г. Колихалова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Сер. Филология. – 2009. – № 2. – C. 225–230. – (0,6 п. л.).
2.Шарапенкова, Н. Г. Мифопоэтика романа «Москва» Андрея Белого / Н. Г. Шарапенкова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Сер. Филология. – 2009. – № 4. – Т. 2. – С. 26–36. – (0,7 п. л.).
3.Шарапенкова, Н. Г. «Глаз», «взгляд», «око» как главные мотивы романа «Москва» Андрея Белого (к 130-летию со дня рождения писателя) / Н. Г. Шарапенкова // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. – 2010. – №5 (110). – Август. – С. 58–62. – (0,5 п. л.).
4.Шарапенкова, Н. Г. «Андрей Белый в изменяющемся мире». Международная научная конференция / Н. Г. Шарапенкова // Ученые записки Петрозаводского гос. университета. – Петрозаводск, 2010. – № 7 (112). Ноябрь. – С. 113–114. – (0,1 п. л.).
5.Шарапенкова, Н. Г. Онейросфера романа «Петербург» А. Белого (Миф о жизнетворчестве) // Ученые записки Петрозаводского гос. университета. – Сер.: Общественные и гуманитарные науки. – 2011. – № 7 (ноябрь). – С. 68 – 73. – (0,6 п. л.).
6.Шарапенкова, Н. Г. «Сон, изменяющий судьбы»: онейросфера романа «Москва» Андрея Белого / Н. Г. Шарапенкова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2011. – Т. 17. Основной выпуск. – № 3 (июль – сентябрь). – С. 212–216. – (0,4 п. л.).
7.Шарапенкова, Н. Г. Мифолого-символический аспект имени собственного в романе Андрея Белого «Москва» / Н. Г. Шарапенкова // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Сер. Филология. – 2011. – № 3. – Т. 1. Филология. – С. 41–52. – (0,6 п. л.).
8.Шарапенкова, Н. Г. Мифопоэтическое пространство романа «Москва» Андрея Белого / Н. Г. Шарапенкова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И Герцена. – СПб., 2012. – № 146. – С. 93 – 100. – (0,6 п. л.).
9.Шарапенкова, Н. Г. Имя как свернутый символический сюжет (роман Андрея Белого «Москва») / Н. Г. Шарапенкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 7, ч. 1. – С. 222–224. – (0,4 п.л.).
10. Шарапенкова, Н. Г. Крестный путь героя. Ветхозаветные и евангельские мотивы в романе «Москва» Андрея Белого / Н. Г. Шарапенкова // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. – (Проблемы исторической поэтики). – С. 301–314. – (0,6 п.л.).
11. Шарапенкова, Н. Г. «Творимый Космос» зарождающегося сознания (повесть «Котик Летаев» Андрея Белого) / Н. Г. Шарапенкова // Вестник Костромского гос. университета им. Н. А. Некрасова. – Кострома, 2012. – Т. 18, № 1. – Январь–февраль. – С. 303 – 306. – (0,5 п. л.).
12. Шарапенкова, Н. Г. «Петербург» А. Белого как пространство сознания / Н. Г. Шарапенкова // Филология и культура. Philology and Culture. – Казань, 2012. – №3 (29). – С.164–167. – (0,4 п.л.).
13. Шарапенкова Н. Г. Мифопоэтическое пространство романа «Петербург» Андрея Белого / Н. Г. Шарапенкова // Вестник Ленинградского гос. университета. – 2012. – № 2, Т. 1. – Филология. – С. 7–15. – (0,6 п. л.).
14. Шарапенкова, Н. Г. Признаки художественного пространства романов «Петербург» и «Москва» Андрея Белого / Н. Г. Шарапенкова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2012. – № 5 (16). – С. 201–204. – (0,6 п. л.).
15. Шарапенкова, Н. Г. «Драма сознания» А. Стриндберга и «мозговая игра» А. Белого. К проблеме типологических связей / Н. Г. Шарапенкова // Ученые записки Петрозаводского гос. университета. Сер.: Общественные и гуманитарные науки. – 2012. – № 7 (128), Т. 1 (ноябрь). – С. 60–63. – (0, 4 п.л.).
16. Шарапенкова, Н. Г. Роман «Москва» Андрея Белого и «Фауст» И.-В. Гёте в контексте антропософии Р. Штайнера / Н. Г. Шарапенкова // Ученые записки Петрозаводского гос. университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. – 2013, № 1 (130). – С. 63–67. – (0,4 п. л.).
Монографии
17. Шарапенкова, Н. Г. Роман «Москва» Андрея Белого: от Хаоса к Космосу. Монография / Н. Г. Шарапенкова. – СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. – 158 с. – (10 п. л.).
18.Шарапенкова, Н. Г. Московский космос Андрея Белого / Н. Г. Шарапенкова. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013. – 215 с. – (12 п. л.).
19.Колихалова, (Шарапенкова) Н. Г. Художники жизни: романы «Королевское высочество» Томаса Манна и «Серебряный голубь» Андрея Белого в контексте эпохи рубежа XIX–XX веков. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. – 358 с. – (19 п. л.).
Публикации в других научных изданиях
20. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. «Серебряный голубь» А. Белого и «Королевское высочество» Т. Манна: «Импульс Ницше» в теме Вечно-Женственного в европейском романе начала ХХ века / Н. Г. Колихалова // Русский роман ХХ века: Духовный мир и поэтика жанра: сб. науч. трудов / отв. ред., сост. проф. А. И. Ванюков. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2001. – С. 33–42. – (0,8 п. л.).
21. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. «Две сестры» (Романы «Королевское высочество» Т. Манна и «Серебряный голубь» А. Белого в свете «синхронного компаративизма») / Н. Г. Колихалова // Проблемы «другого голоса» в языке, литературе, культуре. Материалы IV Международной конференции. – СПб.: Янус, 2003. – С. 167–170. – (0,4 п. л.).
22. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. «… И в России Гоголя, и в Германии Ницше» (к истории формулы Т. Манна «святая русская литература») / Н. Г. Колихалова // Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сборник научных трудов. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2005. – С. 460–469. – (Проблемы исторической поэтики; Вып. 7). – (0,8 п. л.).
23. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. Архетип античности в романе Андрея Белого «Серебряный голубь» / Н. Г. Колихалова // Experimenta Lucifera: сборник материалов 4-ого Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Выпуск 3. – Н. Новгород: Изд-во «Ю. А. Николаев», 2006. – С. 80–84. – (0,4 п. л.).
24. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. Гётевские мотивы в романе Андрея Белого «Москва» / Н. Г. Колихалова // Русская словесность в контексте мировой культуры. Материалы Международной научной конференции РОПРЯЛ. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского гос. университета, 2007. – С. 197–202. – (0,6 п. л.).
25. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. Виламовиц против Ницше. Античные коннотации в романе Андрея Белого / Н. Г. Колихалова // Россия и Греция: диалоги культур. Материалы I Международной конференции. Ч. II. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. – С. 199–205. – (0,6 п. л.).
26. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. Словотворчество Андрея Белого в романе «Москва» / Н. Г. Колихалова // Русская литература в формировании современной языковой личности в 2 ч. – Санкт-Петербург: МИРС, 2007. – Т. 1. – С. 465–472. – (0,7 п. л.).
27.Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. Миф о городе: «Петербург» и «Москва» Андрея Белого. Новые аспекты поэтики / Н. Г. Колихалова // Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве. – СПб.: МИРС, 2008. – Т. II, ч. 1. – С. 102–108. – (0,5 п. л.).
28. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. Религиозные искания и сектантская утопия в романе Андрея Белого «Серебряный голубь» / Н. Г. Колихалова // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: Сборник научных трудов. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. – (Проблемы исторической поэтики: Вып. 8). – С. 481–502. – (1 п. л.).
29. Шарапенкова, Н. Г. Античный миф в романе Андрея Белого «Москва» / Н. Г. Шарапенкова // Experimenta Lucifera. Сборник материалов VI Поволжского научно-методического семинара по проблемам преподавания и изучения дисциплин классического цикла. Выпуск 5. – Нижний Новгород: Изд-во «Ю. А. Николаев, 2009. – С. 225–231. – (0,5 п. л.).
30. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. «Дух Гёте» в романе Андрея Белого «Москва» / Н. Г. Колихалова // Профили. Зарубежная филология в гуманитарном дискурсе. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. – С. 182 – 203. – (0,8 п. л.).
31. Колихалова (Шарапенкова), Н. Г. Мифология города в романе Андрея Белого «Москва» / Н. Г. Колихалова // Русская литература ХХ–XXI вв.: проблемы теории и методология изучения. – М.: МАКС Пресс, 2009.– С. 155–159. – (0,4 п. л.).
32. Шарапенкова, Н. Г. «Философия глаза» в романе Андрея Белого «Москва» / Н. Г. Шарапенкова // Проблемы изучения русской литературы 1910–1930-х гг. Материалы XXXIХ международной филологической конференции / отв. ред. Н. А. Гуськов – СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2010. – С. 36–45. – (0,7 п. л.).
33. Шарапенкова, Н. Г. Онейропоэтика романа «Москва» / Н. Г. Шарапенкова // Миры Андрея Белого: Материалы международной научной конференции «Андрей Белый в изменяющемся мире» (25–30 октября 2010) / Филологический ф-т Белградского университета; Государственный музей А.С. Пушкина; Мемориальная квартира Андрея Белого; ред. А. Вранеш; ред.-сост. К. Ичин и М. Спивак; сост. И. Делекторская, Е. Наседкина. – Белград; М., 2011. – С. 529–539. – (0,7 п. л.).