- Специфика и содержание древнерусской агиографии определяется ее церковным происхождением, включенностью в Церковное Предание, связью с Типиконом, что обусловливает и ее функциональную направленность.
- История русской агиографии начинается с переводных житий, давших Древней Руси идеал образа человека, воплощенный в разных типах агиографических памятников и, соответственно, разных образах святых. Главной типологической чертой всех рассмотренных образов святых переводной агиографии является смирение, что говорит об универсальности закона, организующего образ смиренного человека. При этом обнаруживается (по доминанте) два основных типа поведения смиренного человека - кроткого и дерзновенного.
- Идеал человека как человека смиренного в древнерусской литературе восходит к евангельскому образцу и формируется под влиянием переводной агиографии в соответствии с принципом уподобления. Выявлены также два основных типа поведения святых - кроткого и дерзновенного - при большей проявленности их личностных особенностей в конкретно-исторических реалиях, но в любом случае доминирующей остается религиозная мотивация поведения святого.
- Историко-литературное развитие собственно русских житий, изменения в способе изображения, проявляющиеся в типе повествования, стилевых особенностях, характере образности, - не влияют на типологию святости как таковой, и мы не видим процессов «обмирщения» в образах святых второй половины XVI - начала XVII в. на уровне ценностно-смыслового их содержания, в частности, в образе Ульянии Осорьиной. Остаются вне воздействия исторических стилевых процессов главные критерии определения характера смиренного поведения, позволяющего отнести образ святого к какому-либо типу, а именно: сам факт святости и соответствие его поведения христианским заповедям.
- Основным принципом, определяющим универсальность закона, организующего образ смиренного человека, является принцип синергии, которая есть «соединение тварных энергий человека и нетварной Божественной энергии», осуществляемое только в свободном соединении воли человека с волей Бога. Этот антропологический закон свободы предопределяет вариативность типов смиренного поведения, которые не ограничены двумя, названными выше - дерзновенным и кротким (в чистом виде почти не встречающимися), - а дают множество вариантов, не поддающихся перечислению и структурированию, но поддающихся описанию и выделению ценностно-смысловой доминанты образа.
- В характеристике типа поведения святого определяющими являются: 1) личностные особенности, «характер» типа личности, даже его психофизический тип, насколько он вычленим из текста; 2) обстоятельства, в которых находится святой (тип подвига, историческая и биографическая составляющие его жизни), при неизменности главного условия - следования святым воле Бога. Отсюда смирение может выражаться во внешне-пассивной (при внутренней активности), созерцательно-молитвенной, и в активно-деятельностной формах, причем, в разных типах подвига, а также в парадоксальных формах юродского поведения, главным образом, дерзновенного по своему типу.
- Ценностно-смысловое содержание образа святого выявляется при помощи ценностных категорий (концептов), что помогает находить индивидуальные отличия в образах святых, в характере их духовно-душевного устроения, и в то же время благодаря этому выходить еще на один уровень типологизации, который отвечает святоотеческой градации духовных состояний подвижника[2]. И тогда определяющими могут стать категории кротости, умиления, тишины, мира, радости, терпения, любви и прочие.
- Главный принцип организации образа смиренного человека выражает себя в весьма специфическом характере конфликта человека с миром, который заключается в идее преодоления противостояния - любовью, смирением, приводящим к гармонизации мира внутреннего и - как следствие - мира внешнего.
- Поэтика образа смиренного человека определяется, безусловно, общими законами жития, которое является «словесной иконой» и включает в себя две составляющие: константные черты, выражающиеся в каноничности, иконичности, синергийности и провиденциальности сюжета, и переменные черты, выражающиеся в типе повествования, особенностях стиля, образных средствах, присущих литературной эпохе.
1.Дорофеева Л.Г. Человек смиренный в агиографии Древней Руси XI – первой трети XVII века. Монография. Калининград : ООО «Аксиос», 2013. 436 с. (27,25 п.л.)
2.Дорофеева Л.Г. Образ человека в переводной агиографии XI – XV вв. : опыт герменевтического прочтения. Калининград : ООО «Аксиос», 2013. 194 с. (12 п.л.)
Коллективные монографии:
3.Дорофеева Л.Г., Жилина Н.П., Павляк О.Н. Творчество А.С. Пушкина: христианский аспект прочтения / коллективная монография. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. 143 с. (3,0 п.л.)
4.Дорофеева Л.Г. Путь в Живое предание. Роль иконы в книге В. Солоухина «Черные доски» // Теория Традиции: христианство и русская словесность / коллективная монография. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2009. С. 324 -332. (0,7 п.л.)
Статьи, опубликованные в журналах, входящих в перечень рецензируемых научных журналов и изданий:
5.Дорофеева Л.Г. Всероссийская научная конференция «Духовный потенциал русской классической литературы» // Вестник РГУ им. И. Канта. Калининград, 2007, № 6. С. 113–115. (0,4 п.л.)
6.Дорофеева Л.Г. Лики и лица (о книге В. Солоухина «Черные доски») // Вестник Российского государственного университета им. Имманула Канта. Вып. 8 : сер. Филологические науки. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009. С. 83–86. (0,4 п.л.)
7.Дорофеева Л.Г. Роман А.И. Солженицына «В круге первом» в контексте Священного Предания. Тезисы доклада. // Русская литература, 2009, № 4, С. 185. (0,3 п.л.)
8.Дорофеева Л.Г. «Поучение» Владимира Мономаха как исповедь-самоотчет: к проблеме интерпретации // Вестник Российского государственного университета им. Имманула Канта. Вып. 8 : сер. Филологические науки. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. С. 97–101. (0,4 п.л.)
9.Дорофеева Л.Г. К вопросу о роли переводных текстов в литературе Древней Руси. Журнал лингвистики и литературоведения. Studia Slavica Savarensia (Венгрия) №1-2, 2011. С. 93–98. (0,5 п.л.)
10.Дорофеева Л.Г. Мотив покаяния и сюжетные особенности «Автобиографии» Владимира Мономаха // Вестник БФУ им. И. Канта. Калининград : Изд-во РГУ им. И Канта, 2011. С. 128–132. (0,4 п.л.)
11.Дорофеева Л.Г. Генезис типа смиренного человека в повести Ф. Абрамов «Деревянные кони»: новозаветная традиция // Евангельский текст в Русской литературе XVIII – XX вв: цитата, реминисценция. Мотив, сюжет, жанр: сборник науч.трудов. вып. 6, Петрозаводск, СПб, 2011. С. 353–363. (1,0 п.л.)
12. Дорофеева Л.Г. Образ Святополка в «Сказании о Борисе и Глебе»: предопределение или свобода выбора? // Вестник БФУ им. И. Канта. Калининград : Изд-во РГУ им. И Канта, 2012. С. 108–111. (0,5 п.л.)
13.Дорофеева Л.Г. Образ смиренного человека в Житии Феодосия Печерского: к проблеме поэтики жития // Научное мнение: научный журнал / Санкт-Петербургский консорциум. СПб., 2013. № 5. С. 22–25. (0,5 п.л.)
14. Дорофеева Л. Г. Визуальность в Житии Алексея, человека Божия // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 200–205. (0,7 п.л.)
15. Дорофеева Л.Г. «Ангел во плоти». Образ святой в Житии преподобной Марии Египетской: к проблеме понимания // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов : Грамота, 2013. № 5 (23) : в 2-х ч. Ч 1. С. 58–61. (0,5 п.л.)
Учебные и методические пособия
16.Дорофеева Л.Г. (в соавт). Практические занятия по русской литературе классического периода / сост. Л.Г. Дорофеева, Н.П. Жилина, О.Н. Павляк, Л.В. Рубцова. Калининград : Изд-во КГУ, 2003. Раздел 1. С. 6–20. (1,0 п.л.)
17.Дорофеева Л.Г. (в соавт.) История русской литературы классического периода : Учебно-методическое пособие / сост. Л.Г. Дорофеева, Н.П. Жилина, О.Н. Павляк, Л.В. Рубцова. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2006. Раздел 1. С. 7–22. (1,0 п.л.)
18.Дорофеева Л.Г. ( в соавт.) Живое слово : Методическое пособие для учителя (Русская словесность. 5 – 6 классы) / Коллектив авторов / под общей ред. Дорофеевой Л.Г. Калининград. : Изд-во «НЭТ», 2007. 350 с. (7,0 п.л.)
19. Дорофеева Л.Г. Живое слово : Хрестоматия по курсу регионального компонента : Русская словесность. 5 – 6 классы / сост. Л.Г. Дорофеева. Калининград : ООО «Новые электронные технологии», 2007. 418 с., ил. (25 п.л.)
Статьи в других изданиях
20.Дорофеева Л.Г. Православие и русская литература // Святые Кирилл и Мефодий и современная культура : Сборник / Рус. Православ. Церковь. КГУ. Калининград : изд.-полигр. об-ние, 1996. Вып. 1. С. 15–18. (0,3 п.л.)
21.Дорофеева Л.Г. Воля в аксиологическом пространстве «Слова о полку Игореве» (к проблеме традиции-предания) // Кирилл и Мефодий: духовное наследие : Материалы Международной научной конференции. Калининград : Изд-во КГУ, 2000. С. 18–25. (0,75 п.л.)
22.Дорофеева Л.Г. Воля в сюжетной судьбе героя в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: К проблеме традиции // Кирилл и Мефодий: духовное наследие : материалы Международной научной конференции. Калининград : Изд-во КГУ, 2001. С. 42–50. (1,0 п.л.)
23.Дорофеева Л.Г. Копысова М. Функции Священного Предания в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Кирилл и Мефодий: Духовное наследие : материалы Международной научной конференции. Калининград : Изд-во КГУ, 2002. С. 25–38. (в соавт.) (0,5 п.л.)
24. Дорофеева Л.Г. Современная агиография: постановка проблемы // Кирилл и Мефодий: Духовное наследие : материалы Международной конференции. Калининград : Изд-во КГУ, 2004. С. 39–55. (1,0 п.л.)
25. Дорофеева Л.Г. Проблема бунта и смирения в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина // Война и мир в русской словесности, истории и культуре : материалы Международной научной конференции. Калининград : Изд-во РГУ им. Канта, 2005. С.43–63. (1,0 п.л.)
26. Дорофеева Л.Г. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» в контексте Священного Предания // Кирилл и Мефодий : духовное наследие : Материалы Международной научной конференции. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. С. 33–51. (1,2 п.л.)
27. Дорофеева Л.Г. Христианские символы в антихристианском мире (роман А.И. Солженицина «В круге первом») // Образы России в отечественной и мировой словесности, истории и культуре : Материалы Международной научной конференции. Калининград : Изд-во РГУ им. Канта, 2006. С. 101–116. (1,0 п.л.)
28.Дорофеева Л.Г., Кукса И.Ю. Международная научная конференция «Война и мир в русской словесности, истории и культуре»: региональный и общероссийский аспекты (Калининрад 12–14 мая 2005). Статья, рецензия // Вестник Российского гуманитарного научного фонда, 2006, № 1. С. 220–229. (0,75 п.л.)
29.Дорофеева Л.Г. Идея спасения и воля героя в «Слове о полку Игореве» и «Капитанской дочке» А. С. Пушкина: к проблеме традиции-предания // Евангельский текст в русской литературе XVIII – XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр : Сборник научных трудов. Вып. 5 / отв. Ред. В.Н. Захаров. Петрозаводск : ПетрГУ, 2008. С. 226–245. (1,0 п.л.)
30.Дорофеева Л.Г. Повесть Ф. Абрамова «Деревянные кони» в контексте статьи И. Ильина «Основы христианской культуры» // Аксиологические категории национальной культурной традиции в русской словесности : Материалы Международного научного семинара. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. С. 108–114. (0,7 п.л.)
31.Дорофеева Л.Г. Пасхальность как основа русской литературы // Эпоха. Текст. Контекст. Калиниград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. С. 26–33. (0,5 п.л.)
32.Дорофеева Л.Г. Плоть и Дух в романе А. Солженицына «В круге первом». Антропологический аспект // Феномен русской духовности: словесность, история, культура : Материалы Междунар. науч. конф. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2007. С. 131–146. (1,25 п.л.)
33.Дорофеева Л.Г. «И врата ада не одолеют ее»: церковь в романе А.И. Солженицына «В круге первом» // Вестник литературного института им. А.М. Горького. М. : Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, № 1, 2007. С. 145–153. (1,0 п.л.)
34.Дорофеева Л.Г. Образ Церкви в духовном пространстве романа А.И. Солженицына «В круге первом» // Духовный потенциал русской классической литературы : сб.науч.тр. / Моск.гос.обл.ун-т. М. : Русскiй мiр, 2007. С. 562–581. (1,5 п.л.)
35.Дорофеева Л.Г. Слово и ценностные ориентиры ребенка: опыт интеграции духовно-нравственного содержание в экспериментальном курсе «Живое слово» // Духовно-нравственное воспитание на материале русской словесности. Материалы Первых Международных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений. Калининград : изд-во НЭТ, 2008. С. 3–10. (0,5 п.л.)
36.Дорофеева Л.Г. Ценностное пространство древнерусской словесности // //Духовно-нравственное воспитание на материале русской словесности. Материалы Первых Международных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений. Калининград : изд-во НЭТ, 2008. С. 99–105. (0,5 п.л.)
37.Дорофеева Л.Г. Сюжеты испытания и искушения в прозе Н. Гарина-Михайловского: проблемы ценностного выбора // Духовно-нравственное воспитание на материале русской словесности. Материалы Первых Международных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений. Калининград : изд-во НЭТ, 2008. С.156–163. (0,5 п.л.)
38.Дорофеева Л.Г. Идея любви и смирения как жанровая доминанта рождественских рассказов (В. Никифоров-Волгин «Серебряная метель» //Духовно-нравственное воспитание на материале русской словесности. Материалы Первых Международных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений. Калининград : изд-во НЭТ, 2008. С. 164–171. (0,5 п.л.)
39.Дорофеева Л.Г., Белоусова Е.В. Татаро-монгольское нашествие и его осмысление в древнерусской литературе //Духовно-нравственное воспитание на материале русской словесности. Материалы Первых Международных образовательных Кирилло-Мефодиевских чтений. Калининград : изд-во НЭТ, 2008. С.106–115. ( в соавт.) (0,5 п.л.)
40.Дорофеева Л.Г. Идея спасения и категория святости в «Повести об Ульяне Осорьиной» // Национальная духовная традиция в русской литературной классике XIX – XX вв. / Сборник научных трудов. Калининград : ООО «НЭТ», 2008. С. 3–11. (0,75 п.л.)
41.Дорофеева Л.Г. Духовная природа народного типа героя: образ Милентьевны в рассказе Ф. Абрамова «Деревянные кони» // Национальная духовная традиция в русской литературной классике XIX – XX вв. / Сборник научных трудов. Калининград : ООО «НЭТ», 2008. С. 197–206. (1,0 п.л.)
42.Дорофеева Л.Г. Идея смирения в «Повести об Ульянии Осорьиной» // Духовные начала русского искусства и просвещения : Материалы VIII Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения»). Великий Новгород. : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2008. C. 119–123. (0,5 п.л.)
43.Дорофеева Л.Г. Формы житийного канона в современной агиографической литературе // Вестник литературного института им. А.М. Горького. М. : Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, № 1, 2008. С. 135–144. (0,7 п.л.)
44.Дорофеева Л.Г. Идея смирения в повестях XVI – начала XVII веков: к вопросу о каноне и свободе формы //Аксиоанализ как метод исследования художественного произведения. Материалы Международного научного семинара. Калининград, май, 2009. – Калининград: изд-во РГУ им. Канта, 2009. С. 60–70 (1,0 п.л.).
45.Дорофеева Л.Г. Священное Предание: к проблеме изучения традиции в русской литературе. //Аксиоанализ как метод исследования художественного произведения. Материалы Международного научного семинара. Калининград, май, 2009. – Калининград: изд-во РГУ им. Канта, 2009. С. 4–12. (0,75 п.л.)
46.Дорофеева Л.Г. Подвиг смирения: жанровый канон в «Повести об Ульянии Осорьиной» // Вестник литературного института им. А.М. Горького. М. : Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, № 1, 2009. С. 5–18. (1,0 п.л.)
47.Дорофеева Л.Г. Образ смиренного человека в романе И.С.Шмелева "Лето Господне" // И.С.Шмелев и писатели литературного зарубежья. XVIII Крымские международные Шмелевские чтения : Сборник научных статей Международной конференции 17-20 сентября 2009. Алушта : Антиква, 2011. С. 125–136. (1,0 п.л.)
48.Дорофеева Л.Г. Функция цитаты в «Поучении» Владимира Мономаха // Духовные начала русского искусства и просвещения : Материалы X Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения»). Великий Новгород. : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010. С. 41–44. (0,4 п.л.)
49.Дорофеева Л.Г. Особенности жанровой формы «Поучения» Владимира Мономаха // Вестник литературного института им. А.М. Горького. М. : Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, 2010, № 2. С. 19–24. (0,5 п.л.)
50.Дорофеева Л.Г. Трафарет или модель: к проблеме изучения житийного канона // Модели в современной науке: единство и многообразие. Сб. науч. трудов. Калининград : Изд-во РГУ им. И. Канта, 2010. С. 298–302. (0,4 п.л.)
51.Дорофеева Л.Г. «Черные доски» В. Солоухина в контексте Священного предания: к проблеме интерпретации // Русский литературоведческий альманах : Сборник статей к юбилею В.Н. Аношкиной (Касаткиной). Выпуск второй. М. : МГОУ, 2011. С. 321–328. (0,5 п.л.)
52.Дорофеева Л.Г. Образ смиренного человека в «Поучении Владимира Мономаха» //Андрей Рублев и мир русской культуры: к 650-летию со дня рождения : Материалы международной научной конференции Клайпеда-Вильнюс 17–22 октября 2010. г. Калининград : ООО «Аксиос», 2011. С. 184–214. (2 п.л.)
53.Дорофеева Л.Г. Образ смиренного человека в «Житии Алексея человека Божия» // Вестник литературного института им. А.М. Горького. М. : Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, № 2, 2011. С. 52–73. (2,0 п.л.)
54.Дорофеева Л.Г. Выбор Бориса в «Сказании о Борисе и Глебе» // Вестник литературного института им. А.М. Горького. М. : Изд-во Литературного института им. А.М. Горького, № 2, 2011. С. 78–103. (2,4 п.л.)
55.Дорофеева Л.Г. Категория смирения как доминанта идеального образа человека в литературе Древней Руси // Духовные начала русского искусства и просвещения : Материалы XI Международной научной конференции «Духовные начала русского искусства и просвещения» («Никитские чтения»). Великий Новгород. : НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2011. С. 34–39. (0,5 п.л.)
56.Дорофеева Л.Г., Юрявичиене Л. Андрей Рублев и мир русской культуры. Рецензия // Слово. Ру: Балтийский акцент 2011, №1-2. Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта, 2011. С. 233–238. (в соавт.) (0,4 п.л.)