Научная тема: «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УКЛАДА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
Специальность: 13.00.01
Год: 2013
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Уклад школьной жизни (УШЖ) - это современная форма организации образовательной деятельности, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям всех его субъектов в самореализации, в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, духовно-нравственном развитии путем интеграции образовательных сред (предметно-пространственной, коммуникативной, социальной, информационной, территориально-культурной, школьно-семейной и др.) на основе коллегиально формируемых и сознательно принимаемых всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родителями) духовно-нравственных, гражданских ценностей и традиций, социально-культурных целей и приоритетов.

Педагогическими условиями формирования УШЖ являются:

  • наличие базовых ценностей, отражающих национальный воспитательный идеал, ценности культурно-территориального сообщества, ценности школы;
  • воплощение и развитие этих ценностей в деятельности образовательного учреждения и поведении участников образовательного процесса;
  • трансформация внутренних мотивационных структур личности участников образовательного процесса, побуждающих их к выбору и воплощению в своем поведении и деятельности ценностных ориентиров;
  • включенность школьников в социально-культурные практики, дающие опыт ценностного выбора, самоопределения в мире нравственных идеалов, социальных ролей, поведенческих моделей;
  • наличие традиций, которые создают неповторимый облик школы, являясь важным источником стабильности и преемственности в ее развитии;
  • сформированная атмосфера доверия, взаимопонимания между обучающимися, обучающимися и педагогами, педагогами, обучающимися и администрацией; согласия и сотрудничества между ними.

 2. Понятие «уклад школьной жизни» является преемственным по отношению к таким педагогическим понятиям, как «образовательная среда школы», «воспитательная система школы» и «образовательное пространство школы».

Образовательная среда - это совокупность внешних по отношению к обучающемуся социальных, культурных, психолого-педагогических, материальных условий, обеспечивающих становление и развитие его личности.

Целостный социальный организм школьной воспитательной системы функционирует только в условиях взаимодействия основных компонентов: субъекты, цели воспитания, содержание и способы деятельности, отношения. Воспитательная система, в отличие от образовательной среды, возникает только в результате включенности в процесс ее создания участников образовательного процесса.

Образовательное пространство также интегрирует все структуры, обеспечивающие и определяющие образовательную деятельность. Степень его субъектности, по сравнению с воспитательной системой значительно выше. В систему школьник включается, принимая заранее предопределенные правила, в пространстве он создает эти правила самостоятельно.

Уклад, благодаря сочетанию явных (заданных, сформированных, внешних) и неявных (надпредметных, неформализуемых) признаков, обеспечивает школьникам включенность в сложный мир ценностей, традиций, человеческих отношений, социально-культурных практик, т.е. условия, когда ребенок не готовится к жизни, а живет, решает значимые и для себя, и для других задачи, актуализирует получаемые знания и формируемые умения, приобретает необходимый практический опыт. Уклад, являясь основой комфортных межличностных отношений, позволяет человеку обрести «внутренний лад», гармонию с собой и окружающим миром. Уклад - отражение вовне внутреннего мира человека в единстве его духовного, интеллектуального, социального начал.

3. В период XIX - н. XXI веков уклад школьной жизни характеризует особый тип модернизационных процессов в образовании, признаками которого являются: а) попытка изменить организационные и концептуальные основы школ, создать принципиально новую школу; б) создание условий для максимально полного самоопределения учащихся; в) обоснованное обновление ценностных ориентиров; г) обеспечение школой поддержки всех сторон жизни обучающегося.

Примерами «укладной модернизации» могут служить: в XIX веке - Царскосельский лицей, Яснополянская школа; в н. ХХ века - Дом свободного ребенка, Школа социально-индивидуального воспитания, в 1990-е гг. - Школа диалога культур, Школа самоопределения.

 4. Формирование современных представлений о миссии и структуре уклада школьной жизни осуществлялось в последовательности нескольких этапов:

  • 1990-е гг. - формирование авторских школ, появление вариативных моделей школьных укладов;
  • начало 2000-е гг. - официальное признание в нормативных документах уклада школьной жизни как цели развития образовательных учреждений, акцент на его регламентирующий потенциал при некоторой недооценке значения ценностных оснований уклада;
  • с 2007 г. - становление духовно-нравственного воспитания как важнейшего приоритета государственной образовательной политики, появление новой концепции образовательных стандартов, Концепции духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, определивших современный национальный воспитательный идеал, цели и задачи духовно-нравственного развития, систему базовых национальных ценностей.

5. Базовые принципы организации уклада школьной жизни:

  • принцип личностной ориентации образования предполагает ориентацию на широко понимаемое благо ребенка, на обеспечение всех его многообразных интересов, на его социально-педагогическую поддержку, на создание диверсифицированной развивающей социокультурной образовательной среды и гуманной психологической атмосферы;
  • принцип субъектности представляет уклад школьной жизни как инструмент формирования субъектной позиции обучающегося по отношению к собственному образованию;
  • принцип совместной деятельности предполагает такой стиль отношений, который обеспечивает сотрудничество учеников и учителей, коллектива школы и родителей, детей и взрослых, а также определяет характер работы педагогического коллектива как  единой команды;
  • принцип целостности образовательного процесса означает, что уклад школьной жизни гармонизирует все виды деятельности школы в целом и каждого отдельного ее ученика; цельность личности - результат целостности образовательного процесса, согласованности функционирования всех компонентов уклада;
  • принцип вариативности предполагает многообразие образовательных траекторий, возможность (осмысленного и адекватного запросам учащихся) их выбора;
  • принцип открытости содержания образования поддерживает социальное партнерство в организации уклада школьной жизни.

6. Концептуальная модель уклада школьной жизни включает блоки:

  • ценностно-целевой, который отражает миссию образовательного учреждения, целевые и ценностные ориентиры его деятельности;
  • структурно-функциональный, который, в свою очередь, включает основные компоненты: субъектный: объединяет всех субъектов образовательного процесса - обучающихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, процессный (обеспечивает координацию и интеграцию разнообразных процессов образовательного учреждения); пространственно-предметный - внешний (ресурсы социокультурного окружения) и внутренний (методические, информационные, материально-технические ресурсы школы); технологический (обеспечивает формирование уклада школьной жизни интегративными, модульными, диалогическими, проектными, тьюторско-сопроводительными образовательными технологиями);
  • личностно-смысловой, который возникает как интегрированный результат взаимодействия всех компонентов модели, обеспечивающий каждому участнику образовательного процесса условия для личностного развития, реализации творческого потенциала, сознательного выбора нравственных ценностей, активной ценностно-творческой, смыслопорождающей деятельности.

7. Программа формирования уклада школьной жизни, которая  включает:

  • цель и задачи оптимизации внутришкольного устройства, перечень средообразующих действий, обеспечивающих формирование укладных форм школьной жизни;
  • совокупность ценностных приоритетов развития сплоченного сообщества субъектов школьного образовательного процесса;
  • комплекс мер, обеспечивающих системную реализацию изменений образовательной среды школы с целью оформления уклада школьной жизни;
  • алгоритм формирования уклада школьной жизни;
  • характеристику форм и результатов реализации программы.

8. Критериями эффективности развития уклада школьной жизни являются:

  • критерий осознания образовательной среды школы (показатели: уровень знаний об учебном заведении; символика; связь с выпускниками; активность сотрудников, обучающихся, родителей);
  • критерий обобщенности образовательной среды школы (показатели: командное взаимодействие; создание концепции развития учебного заведения; разнообразие форм работы с педагогами; включенность обучающихся и их родителей; реализация авторских образовательных моделей);
  • критерий когерентности образовательной среды школы (показатели: преемственность с другими образовательными учреждениями; региональная, широкая социальная интеграция);
  • критерий доминантности образовательной среды школы (показатель значимости школы для педагогов, обучающихся, родителей);
  • критерий сплоченности субъектов образовательного процесса (показатель: индекс групповой сплоченности);
  • критерий ресурсного потенциала школы (показатели: возможности школы по достижению идеального результата образовательного процесса: возможностей обучающихся, педагогического коллектива; правовые; финансовые; технические);
  • критерий реализации в школе образовательных технологий, обеспечивающих формирование уклада школьной жизни (показатель степени освоения педагогами современных образовательных технологий).
Список опубликованных работ
Монографии

1. Корсакова, Т.В. Технология тьюторской поддержки профессионально-творческого развития личности: монография / Т.В. Корсакова. - Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО. 2006. - 40с. – 2,5 п.л.

2. Корсакова, Т.В. Духовно – нравственное воспитание школьников на основе деятельностно-компетентностного подхода: монография / Т. В. Корсакова. – Ростов-на-Дону: РО ИПК и ПРО. 2009. - 50с. – 3,0 п.л.

3. Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни: очевидный результат «скрытого содержания»: монография /Т.В. Корсакова. - LAP LAMBERT Publishing GmbH & CO. KG. 2011. - 115с. – 7.0 п.л.

4. Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни: монография /Т.В. Корсакова. - Ростов- на-Дону: РО ИПК и ПРО. 2011.- 135с. – 8, 4 п.л.

5. Корсакова, Т.В. Педагогические условия организации уклада школьной жизни: монография /Т.В. Корсакова. - Ростов - на – Дону: ИПО ПИ ЮФУ. 2012. - 187 с. – 11, 6 п.л.

Коллективные монографии

6. Корсакова, Т.В. Творческое развитие личности как основа обновления среды духовно-нравственного воспитания в региональной системе образования / Т.В. Корсакова // Педагогика: семья-школа-общество: монография: под общ. ред. О.И. Кирикова – Воронеж: ВГПУ, 2009. – С. 325 – 336. - 0.75 п. л.

7. Корсакова Т.В. Уклад школьной жизни как фактор социокультурной модернизации общества / Т.В. Корсакова // Философия, вера, духовность: истоки, позиция и тенденции развития: монография: под общ. ред. О.И. Кирикова – Воронеж: ВГПУ, 2010 – С. 386 – 398. - 0.8 п. л.

Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях

8.Корсакова, Т.В. К проблеме поиска новых ориентиров в образовании / Т.В. Корсакова // Научная мысль Кавказа. Приложение №11.- 2005. - С.189 - 195. – 0,4 п.л.

9. Корсакова, Т.В. Профессиональная позиция учителя в условиях реализации Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения / Т.В. Корсакова // Педагогика. - №10. - 2009. - С. 46 – 50. – 0,3 п.л.

10. Корсакова, Т.В. Самоопределение учителя как ключевой ресурс духовно-нравственного развития школьников / Т.В. Корсакова // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал. - №1. 2010. - С. 82 – 89. – 0,4 п.л.

11. Корсакова, Т.В. Понятие «Уклад школьной жизни»: педагогический потенциал для решения проблем обновления структуры и содержания образования / Т.В. Корсакова // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал. - №5. - 2010. - С. 39 – 46. – 0,4 п.л.

12. Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни: теоретическая модель / Т.В. Корсакова // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - №6 (85). Часть 2. - 2010. - С. 44 – 53. – 0,57 п.л.

13. Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни: этапы и логика развития в отечественном образовании / Т.В. Корсакова// Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал. - №3. - 2011. С. 49 – 55. – 0,4 п.л.

14. Корсакова, Т.В. Методологические подходы к организации духовно-нравственного уклада школьной жизни / Т.В. Корсакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - №1 (15). - 2011. - С.152 – 154. – 0,2 п.л.

15. Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни как среда развития личности / Т.В. Корсакова // Педагогика. - №4. - 2011. - С. 37 – 41. – 0,3 п.л.

16. Корсакова, Т.В. Уклад жизни школы: от «невидимого содержания» к очевидному результату / Т.В. Корсакова // Педагогика. - №6. - 2011. С. 46 – 51. – 0,4 п.л.

17. Корсакова, Т.В. Аспектный подход к проектированию уклада школьной жизни. / Т.В. Корсакова // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал. - №6. - 2011. - С. 45 – 53. – 0,5 п.л.

18. Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни как реализация стратегии духовно-нравственного развития личности / Т.В. Корсакова // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. - №2. Пятигорск. - 2011. - С. 240 – 244. – 0,3 п.л.

19. Корсакова, Т.В. Организационно-педагогическое обеспечение духовно-нравственного уклада школьной жизни. / Т.В. Корсакова // Человек и образование. - № 3 (28). - 2011. С. 23 – 27. – 0,3 п.л.

20. Корсакова, Т.В. Место понятия «Уклад школьной жизни» в понятийно-категориальном аппарате педагогической науки / Т.В. Корсакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - №1(21). - 2012. - С. 116 – 121. – 0,3 п.л.

21. Корсакова, Т.В. Педагогические технологии уклада школьной жизни / Т.В. Корсакова // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал. - №4. - 2012. - С. 103 – 109. – 0,4 п.л.

22. Корсакова, Т.В. Уклад жизни образовательной организации как фактор социально–экономических преобразований на микро - уровне / Т.В. Корсакова // Известия ЮФУ. Серия «Информационные и гуманитарные технологии в управлении экономическими и социальными системами». - № 8. - 2012. - С.40 – 45. – 0,4 п.л.

23. Корсакова, Т.В. Социальное партнерство как условие организации уклада школьной жизни / Т.В. Корсакова // Известия Южного федерального университета. Научно-педагогический журнал. - №5. - 2012. - С. 24 – 28. – 0,3 п.л.

24. Корсакова, Т.В. Ценностные основы уклада школьной жизни / Т.В. Корсакова // Вестник Московского городского педагогического университета "Педагогика и психология". - №3 (21). - 2012. - С.103. – 1-8. – 0,4 п.л.

25. Корсакова, Т.В. Уклад жизни школы как фактор духовно-нравственного развития его субъектов / Т.В. Корсакова // Вестник Московского городского педагогического университета "Педагогика и психология". - №1 (21). - 2013. – С. 53 – 60. – 0,5 п.л.

Статьи в других научных журналах, сборниках научных трудов, материалах конференций

26. Корсакова, Т.В. Системный подход к организации методической работы с педагогическими кадрами [Текст] / Т.В. Корсакова // Системный анализ в проектировании и управлении: труды международной научно-практической конференции – Санкт-Петербург: СПбГУ, 2000. - С. 272 - 274. (0,2 п.л.)

27. Корсакова, Т.В. Самореализация учителя – важное условие развития школы / Т.В. Корсакова // Сборник научных трудов преподавателей и аспирантов ТГПИ. – Изд-во ТГПИ. - 2000. - С. 32 - 36. (0,3 п.л.)

28. Корсакова, Т.В. Целевое управление как технология конструирования оптимальных методических систем [Текст] / Т.В. Корсакова // Проблемы развивающего обучения. Технология МДО: материалы педагогической конференции – Таганрог - Ростовский областной ИПК и ПРО, 2000. - С.14 - 17. (0,2 п. л.)

29. Корсакова, Т.В. Формы системного анализа работы образовательного учреждения [Текст] / Т.В. Корсакова // Управление качеством образования в условиях инновационного образовательного региона: материалы научно-практической конференции: Ростов-на-Дону, 2000. - РО ИПК и ПРО. – С. 9 - 13. (0,3 п.л.)

30. Корсакова, Т.В. Организация деятельности по повышению научной, методической подготовки и профессионального мастерства педагогических кадров [Текст] / Т.В. Корсакова // Обновление идеологии развития образования на современном этапе в условиях дальнейшего реформирования муниципальной системы образования: материалы научно-практической конференции - Ростов-на-Дону. - Издательство «Икар», 2000г. - С. 13 - 17. (0,3 п. л.)

31. Корсакова, Т.В. Развитие методической работы в школе как условие самореализации учителя [Текст] / Т.В. Корсакова // Человек, культура, цивилизация на рубеже II и III тысячелетий: труды международной научной конференции. – Волгоград, 2000. - С. 164 - 167. (0,25 п.л.)

32. Корсакова, Т.В. Проектирование работы с педагогическими кадрами в образовательном учреждении / Т.В. Корсакова // Международный сборник научных трудов «Человек и общество на рубеже тысячелетий». - Выпуск 9–10. - 2001. - С.179 – 181. (0,2 п. л.)

33. Корсакова, Т.В. Развитие методической службы в современном образовательном учреждении / Т.В. Корсакова // Международный сборник научных трудов «Человек и общество на рубеже тысячелетий». - Выпуск 14-15. - 2002. - С.101 - 103. (0,2 п.л.)

34. Корсакова, Т.В. Этапы исторического развития методической службы в школе [Текст] / Т.В. Корсакова // Материалы IХ Годичного собрания Южного отделения РАО и ХXI психолого-педагогических чтений Юга России, Часть1: РГПУ, 2002. – С. 148 - 150. (0,2 п.л.)

35. Корсакова, Т.В. Организация интегрального деятельностного пространства в школе [Текст] / Т.В. Корсакова // Личностный подход в воспитании гражданина, человека культуры и нравственности: материалы второй международной научно-практической конференции Южного отделения РАО: РГПУ, 2002. – С. 189 - 191. (0,2 п. л.)

36. Корсакова, Т.В. Принципы организации деятельностного пространства в образовании / Т.В. Корсакова // Международный сборник научных трудов «Человек и общество на рубеже тысячелетий». Выпуск 14-15. - 2002. - С. 78.

37. Корсакова, Т.В. Стратегическое управление в образовательном учреждении [Текст] / Т.В. Корсакова // Тенденции развития гуманистической педагогики: материалы межрегиональной научно-практической конференции: ТГПИ, 2003. – С.43 - 45. (0,2п. л.)

38. Корсакова, Т.В. Управление кадрами в образовательных учреждениях / Т.В. Корсакова // «Актуальные проблемы экономики, менеджмента и права». - Известия ТРТУ. - №5. - 2003г. - С. 78 - 80. (0,2 п.л.)

39. Корсакова, Т.В. Системный подход в организации единого образовательного пространства для будущих школьников [Текст] / Т.В. Корсакова // Школа раннего развития – важное звено в системе непрерывного образования: материалы городской научно-практической конференции. - Таганрог: РО ИПК и ПРО, 2003. – С.8 - 12. (0,3 п.л.)

40. Корсакова, Т.В. Управление персоналом в правовом пространстве образовательных учреждений [Текст] / Т.В. Корсакова // Опыт формирования правовой культуры личности в региональном образовательном пространстве: материалы научно-практической конференции. - Изд-во РО ИПК и ПРО, 2003. – С.65 - 69. (0,3 п. л.)

41. Корсакова, Т.В. Новые требования к учителю в свете инновационных изменений в сфере образования / Т.В. Корсакова // Сборник научных трудов «Проблемы формирования единого образовательного пространства г. Таганрога». - Изд-во ТГПИ. - 2003. - С.37 - 41. (0,4 п.л.)

42. Корсакова, Т.В. Деятельностное образовательное пространство социальной организации / Т.В. Корсакова // Международный сборник научных трудов «Философия в XXI веке». - Выпуск 3. - Воронежский госпедуниверситет. - 2004. - С. 63 - 66. (0,25 п. л.)

43. Корсакова, Т.В. Деятельностное пространство – социальная основа организации / Т.В. Корсакова // «Системный анализ в экономике и управлении». - Тематический выпуск. - Известия ТРТУ. - №8. - 2005. - С. 101 - 104. (0,6 п. л.)

44. Корсакова, Т.В. Муниципальная модель тьюторского сопровождения учащихся основной школы в региональной системе предпрофильной подготовки [Текст] / Т.В. Корсакова // Материалы второй конференции Центра изучения образовательной политики Московской высшей школы социальных и экономических наук. - Издательская группа «Логос». - 2005. –С.146 – 152. (0,4 п.л.)

45. Корсакова, Т.В. Трансформация образовательных моделей как ресурс развития менеджмента образования в инновационном вузе / Т.В. Корсакова // Известия ТРТУ - Тематический выпуск «Управление в социальных и экономических системах». - №2. - 2007. - С. 112 – 119. (0,5 п. л.)

46. Корсакова, Т.В. Проектное управление образованием на основе ориентации на потребителей образовательных услуг [Текст] / Т.В. Корсакова // Образовательная среда сегодня и завтра: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Рособразование, 2007. – С. 112 - 115. (0,2 п.л.)

47. Корсакова, Т.В. Управление качеством образования на основе ориентации на потребителей образовательных услуг [Текст] / Т.В. Корсакова // Системный анализ в проектировании и управлении: труды XI Международной научно-практической конференции. Ч.3. - СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2007. - С. 273 – 275. (0,2 п.л.)

48. Корсакова, Т.В. Педагогические основы формирования способности к риску как ключевого условия развития личности / Т.В. Корсакова // Педагогика: семья-школа-общество: коллективная монография . Книга 14; под общ. ред. О.И. Кирикова - Воронеж: ВГПУ. - 2008. - С. 280 - 290. (0,6 п.л.)

49. Корсакова, Т.В. Управление риском как фактор развития инновационных технологий обучения в условиях перехода к непрерывности образования / Т.В. Корсакова // Известия ЮФУ. Тематический выпуск «Гуманитарные и информационные технологии в управлении экономическими и социальными системами». - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. - 2008. - №10 (87). – С. 49- 54. (0,3 п.л.)

50. Корсакова, Т.В. Компетентностный подход к духовно-нравственному воспитанию в региональном образовательном пространстве / Т.В. Корсакова // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов. Выпуск 9. - Воронеж: ВГПУ. - 2009. - С. 38 - 46. (0,5 п.л.)

51. Корсакова, Т.В. Компетентностный подход к духовно-нравственному развитию школьников [Текст] / Т.В. Корсакова // Развитие личности в образовательных системах Юга России, Центральной Азии и Казахстана: материалы докладов XXVIII международных психолого-педагогических чтений. Ч.1. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ. - 2009.– С. 48 – 54. (0.43 п.л.)

52. Корсакова, Т.В. Духовно-нравственное воспитание в школе: стратегия взаимодействия учителя и обучающегося [Текст] / Т.В. Корсакова // Педагогика и жизнь: международный сборник научных трудов. – Выпуск 11. – Воронеж: ВГПУ. - 2009. - С. 229 – 237. (0,7 п.л.)

53. Корсакова, Т.В. Модель тьюторского сопровождения школьников в профильном обучении на старшей ступени общеобразовательной школы [Текст] / Т.В. Корсакова // Институт тьюторства в современном инновационном образовании: материалы семинара с международным участием – Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ. - 2009. –С.133 - 141. (0,6 п.л.)

54. Корсакова, Т.В. Педагогические условия развития духовно-нравственного потенциала современных школьников [Текст] / Т.В. Корсакова // Духовно-нравственное воспитание в современной России: проблемы, подходы, пути решения: материалы науч.-практ. межвузовскй конференции/ под. ред. Г.М. Коджаспировой. - М.: Экон-Информ. – 2010. – С. 97 – 102. (0,3 п.л.)

55. Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни как условие духовно-нравственного развития и социализации обучающихся [Текст] / Т.В. Корсакова // Материалы междунар. педагогич. форума «Человек в мире культуры: духовно-нравственное воспитание и развитие». - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ. - 2010. – С. 215 – 221. (0,43 п.л.)

56. Корсакова, Т.В. Современные подходы к осмыслению понятия «Уклад школьной жизни» [Текст] / Т.В. Корсакова // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. Трудов - выпуск 13 / под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: «СИБПРИНТ». - 2010. - С. 45 – 55. (0,6 п.л.)

57. Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни в контексте духовно-нравственного воспитания личности [Текст] / Т.В. Корсакова // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия: сб. статей международной научно-практической конференции. / под общ. ред. М.Сапика (Южно-чешский университет). - Пенза: Приволжский Дом знаний. - 2010. – С. 177 – 185. (0,3 п.л.)

58. Корсакова, Т.В. Уклад школьной жизни как актуальная задача подготовки менеджеров для сферы образования / Т.В. Корсакова // Подготовка менеджера в условиях перехода на многоуровневую систему высшего профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической заочной Интернет – конференции / под ред. А.В. Золотаревой. - Ярославль: ЯГПУ, 2010. – С. 47 – 53. (0,4 п.л.)

59. Корсакова Т.В. Интеллектуальная модель уклада жизни образовательной организации / Т.В. Корсакова // Интеллектуальные системы и информационные технологии «АIS-IT 11»: науч. изд. трудов конгресса - т.2.- М.: Физматлит, 2011. – С.222 -229. (0,5 п.л.)

60. Корсакова, Т.В. Российский опыт организации уклада школьной жизни как инновационной технологии образовательного пространства [Текст] /Т.В. Корсакова// Развитие личности в образовательных системах: материалы XXXII межд. психолого-педагогич. чтений. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013. С. 190 – 195. (0,3 п.л.)

61. Tatiana Korsakova. Way of Life of the Educational Organization: Intellectual Model. /Т.В. Корсакова// American Journal of Educational Research. - Vol. 1 - № 5. – 2013. - DOI: 10.12691/education-1-5-2/ Copyright © 2012-2013 Science and Education Publishing Co. Ltd. All rights reserved. - Pp. 156-161.