2. Предложена авторская теоретическая и терминологическая административно-правовая идентификация религиозного экстремизма и пограничных ему явлений, таких как «экстремизм», «экстремистская деятельность», «религиозный радикализм», «религиозный фундаментализм», «религиозный фанатизм», «исламизм», «терроризм» и др., способствующая совершенствованию нормотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти Российской Федерации в рассматриваемой сфере. Сформулировано авторское определение религиозного экстремизма, под которым понимается идеологическая доктрина и основанная на ней общественно опасная противоправная религиозная деятельность религиозных объединений и (или) их отдельных членов либо использование деструктивной религиозной мотивации преступными организациями для совершения их членами противоправных деяний, направленных на насильственный захват власти, насильственное изменение конституционного строя государства, а равно на посягательство на общественную безопасность государства либо на права и свободы человека и гражданина по мотивам религиозной нетерпимости.
3. Доказано, что для организации и функционирования органов исполнительной власти, внутриорганизационной и административно-юрисдикционной деятельности различных правоохранительных органов в рассматриваемой сфере важное значение имеет выделение конфессиональных и иных особенностей религиозных объединений, причин и условий их противоправной деятельности поскольку это способствует: распознаванию правоохранительными органами признаков религиозных сообществ, феноменологически склонных к ведению экстремистской деятельности на религиозной почве; формированию органами государственной власти на основе полученных сведений эффективной модели противодействия такого рода негативным проявлениям; своевременному дополнению и изменению административно-правовых средств, оказывающих регулирующее воздействие как на государственно-конфессиональные отношения, так и на деятельность органов исполнительной власти по обеспечению национальной и общественной безопасности. В связи с этим разработана типологизация форм (видов) религиозного экстремизма и сопутствующего ему факторного комплекса, влияющего на распространение как данного негативного явления в целом, так и его отдельных видов.
4. Усовершенствован механизм административно-правового регулирования противодействия религиозному экстремизму, включающий в себя нормы административного права, касающиеся реализации органами исполнительной власти правоустанавливающих, контрольных, надзорных и иных функций в рассматриваемой сфере, административные правоотношения с присущей им спецификой в рассматриваемой области и акты применения административно-правовых норм. Автором подчеркнута обусловленность специфики административно-правового регулирования противодействия религиозному экстремизму усиливающимися процессами глобализации, а также состоянием правового, политического, социально-экономического и духовно-культурного развития государства, характером используемых форм и методов административно-правового регулирования.
5. На основании осмысления зарубежного опыта деятельности органов исполнительной власти в сфере противодействия угрозам безопасности со стороны экстремистских организаций установлено, что в настоящее время существует по меньшей мере три концептуальные стратегии борьбы с обозначенными угрозами: 1) открытое превентивное применение силовых мер, в контексте которого со стороны государства осуществляется жесткая бескомпромиссная борьба с социальными группами и организациями, создающими те или иные угрозы его национальной безопасности (например, США); 2) уничтожение лидеров и членов экстремистских организаций в ходе военных действий и тайных операций (например, Израиль); 3) устранение факторов и причин экстремизма, применение мер предупреждения подобных проявлений.
Автором аргументировано, что эффективное стратегическое планирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации должно развиваться на основании третьей модели и базироваться при этом на следующих принципах: а) быть непосредственно связано с целями обеспечения национальной безопасности; б) быть ориентировано на будущее в долгосрочной перспективе; в) быть направлено на подавление внешних и внутренних факторов, влияющих на распространение религиозного экстремизма; г) не допускать появления новых факторов распространения религиозного экстремизма. Противодействие религиозному экстремизму при этом должно включать в себя применение как минимум трех блоков мер, реализуемых на различных уровнях государственного управления: по профилактике религиозного экстремизма, в том числе по выявлению, предупреждению, пресечению и последующему устранению его причин и условий (профилактика); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию актов религиозного экстремизма (борьба с религиозным экстремизмом); по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений религиозного экстремизма (нейтрализация последствий).
6. Определено, что одной из основных причин зарождения и неуклонного роста проявлений религиозного экстремизма являются особенности построения государственно-конфессиональных отношений в России, которые не отвечают современным требованиям к соблюдению свободы совести и свободы вероисповедания в демократическом правовом государстве, не способны обеспечить конфессиональную безопасность. Автором доказывается, что серьезным шагом на пути преодоления данного фактора является доктринальное закрепление основ государственно-конфессиональной политики путем принятия Концепции государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации, проект которой предложен в приложении к диссертации.
7. Сделан вывод о том, что для совершенствования механизма административно-правового регулирования в рассматриваемой сфере, в том числе и административно-юрисдикционной деятельности правоохранительных органов, необходима более четкая нормативная регламентация правомерного ограничения и контроля за деятельностью религиозных объединений в России. Для этого необходима разработка и принятие Федерального закона «О миссионерской деятельности в Российской Федерации» в соответствии с основными рекомендациями, изложенными в диссертации.
8. Подготовлены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство:
- дополнения в ст. 3, 4, 5, 13 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;
- изменения в ст. 5.26, 28.3, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- введение в главы 19 и 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях новых составов административных правонарушений, связанных с воспрепятствованием деятельности антитеррористической комиссии, а также нарушением правил проведения религиозных обрядов;
- введение в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новой главы 22.1 «Административные правонарушения в области противодействия незаконной религиозной деятельности» с деликтолизацией перечня деяний, представленных в диссертации.
9. Административно-правовой анализ законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующего вопросы государственно-конфессиональных отношений и противодействия религиозному экстремизму, позволяет говорить о большой доле его несоответствия положениям федерального законодательства, в силу чего требуется незамедлительное проведение правового мониторинга в этой сфере с последующим приведением регионального законодательства в соответствие с федеральным.
Автором предложено рассмотреть вопрос о признании утратившим юридическую силу Закона Республики Дагестан от 16 сентября 1999 г. «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан», как не соответствующего положениям федерального законодательства. Кроме того, предлагается признать утратившими юридическую силу, в связи с несоответствием федеральному законодательству, обозначенные в диссертации нормативные правовые акты и отдельные правовые нормы, принятые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении регулирования вопросов реализации свободы совести и осуществления миссионерской деятельности.
10. Сделан вывод, что имеющий в настоящее время широкое распространение программно-целевой подход к организации противодействия религиозному экстремизму, связанный с принятием региональных программ правоохранительной направленности, имеет существенные недостатки и не позволит в ближайшей перспективе существенным образом снизить угрозу религиозного экстремизма. Это проявляется в нормативной неурегулированности порядка подготовки и реализации программ, несовершенстве закладываемых в них критериев оценки эффективности, ресурсного обеспечения, недостаточном уровне профессионализма сотрудников управленческого звена, которым поручается разработка программ и т. д. Автором вносится предложение о необходимости разработки и введения в практику Положения (регламента) о разработке, утверждении и реализации программ правоохранительной, в том числе антитеррористической и антиэкстремистской направленности, содержащего принципиальные положения обеспечивающие единство, системность, комплексность государственного управления и административно-правового регулирования рассматриваемой сферы.
11. Предложено расширительное содержательное толкование системы субъектов противодействия экстремистской деятельности дополняющее, с теоретической точки зрения, положения ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», а на практике позволяющее существенно расширить возможности комплексного привлечения к антиэкстремистской деятельности международных и российских общественных и религиозных организаций, отдельных граждан.
12. Установлено, что главной характеристикой административной деятельности органов внутренних дел в сфере противодействия религиозному экстремизму являются особенности их административно-правового статуса, индивидуализирующего положение указанных органов в качестве основного коллективного управляющего субъекта в рассматриваемой сфере и включающего в себя совокупность целевых, организационных и компетенционных элементов. Административное воздействие системы органов внутренних дел на рассматриваемые правоотношения заключается в применении ими в процессе исполнительно-распорядительной деятельности предусмотренных законом средств и методов государственного управления, создающих условия для соблюдения установленного правопорядка. Диссертантом подготовлены предложения по совершенствованию нормативного правового обеспечения и организации деятельности органов внутренних дел по противодействию религиозному экстремизму, рассмотрены возможности наделения их новыми функциями и полномочиями, в том числе в рамках реализации ими административно-правовых режимов обеспечения безопасности.
13. Определено, что существенным недостатком в организации деятельности субъектов противодействия религиозному экстремизму является эпизодичность и бессистемность взаимодействия с общественными и религиозными объединениями. Характерной чертой указанного взаимодействия является то, что оно осуществляется, как правило, не из соображений целесообразности, а в зависимости от мировоззренческих позиций соответствующих руководителей. При этом существующие в Российской Федерации правовые нормы только приблизительно и очень расплывчато устанавливают «правовые рамки» такого взаимодействия, но не раскрывают конкретных форм и методов привлечения представителей общественных и религиозных объединений к профилактической и иной совместной правоохранительной деятельности. Для решения указанных и иных проблем автором предлагается комплекс нормативных и организационных средств по повышению эффективности взаимодействия органов внутренних дел с общественными и религиозными организациями.
14. Автором разработаны новые методологические подходы к оценке эффективности деятельности подразделений органов внутренних дел по противодействию экстремизму с учетом требований, предъявляемых к такого рода оценке, установленных ст. 9 Федерального закона «О полиции». Предложены также практические рекомендации в области формирования объективных методик оценки деятельности указанных подразделений органов внутренних дел.
1.Пролетенкова С. Е. Противодействие религиозному экстремизму в Российской Федерации (административно-правовой аспект). М.: Галерия, 2013. – 27 п.л.
2.Пролетенкова С. Е. Административно-правовое регулирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации (монография). М.: Галерия, 2013. – 11,5 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах и изданиях, указанных в перечне Высшей аттестационной комиссии:
3.Пролетенкова С. Е. Участие органов внутренних дел в организации охраны общественного порядка в муниципальных образованиях // Административное право и процесс. 2008, № 3. – 0,3 п.л.
4.Пролетенкова С. Е. Найти дорогу к храму // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008, № 6 (27). – 0,3 п.л.
5.Пролетенкова С. Е. К вопросу об исламском фундаментализме в России // Административное право и процесс. 2012, № 11. – 0,25 п.л.
6.Пролетенкова С. Е. Дугенец А. С. Административно-правовое планирование противодействия религиозному экстремизму: возможности и перспективы // Административное право и процесс. 2012, № 12. – 0,4 / 0,2 п.л.
7.Пролетенкова С. Е. Административно-правовые аспекты понимания сущности религиозного экстремизма // Административное право и процесс. 2012, № 12. – 0,3 п.л.
8.Пролетенкова С. Е. О некоторых аспектах религиозности в российском обществе // Человек: преступление и наказание. Научный журнал. 2012, № 4(79). – 0,35 п.л.
9.Пролетенкова С. Е. Исторический аспект понимания сущности религиозного экстремизма // Вестник Владимирского юридического института. 2012, № 4(25). – 0,3 п.л.
10.Пролетенкова С. Е. О некоторых методологических подходах к исследованию сущности религиозного экстремизма // Юридический мир. 2013, № 1. – 0,25 п.л.
11.Пролетенкова С. Е. Общие методологические подходы к исследованию факторного комплекса религиозного экстремизма // Российский следователь. 2013, № 4. – 0,25 п.л.
12.Пролетенкова С. Е. Противодействие религиозному экстремизму: стратегические возможности // Уголовно-исполнительное право. 2012, № 2. – 0,35 п.л.
13.Пролетенкова С. Е. Проблемы деятельности консультативно-совещательных органов по вопросам противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации // Юридический мир. 2013, № 4. – 0,35 п.л.
14.Пролетенкова С. Е. Теоретические аспекты деятельности полиции в сфере противодействия религиозному экстремизму // Российский следователь. 2013, № 7. – 0,25 п.л.
15.Пролетенкова С. Е. Использование системного подхода в административно-правовом исследовании религиозного экстремизма // Преступление. Наказание. Исправление / Научно-практический журнал Вологодского института права и экономики ФСИН. Вологда, 2012, № 4. – 0,3 п.л.
16.Пролетенкова С. Е. Теоретические аспекты построения системы противодействия экстремизму в Российской Федерации // История государства и права. 2013, № 8. – 0,35 п.л.
17.Пролетенкова С. Е. Исламский фундаментализм: сущность, тенденции, особенности // Административное право и процесс. 2013, № 4. – 0,4 п.л.
18.Пролетенкова С. Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму: вопросы теории // Юридический мир. 2013, № 5. – 0,3 п.л.
Работы, опубликованные в иных журналах, а также материалах международных, всероссийских и региональных конференций:
19.Пролетенкова С. Е. Значение религиозного фактора в деле развития особых нравственных качеств сотрудника ОВД // МВД России 200 лет: история и перспективы развития: тезисы докладов и выступлений на юбилейной научно-практической конференции 20-21 сентября 2002 г. Ч. III / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002. – 0,2 п.л.
20.Пролетенкова С. Е. Проблемы государственно-конфессиональных отношений в современной России // Проблемы совершенствования законодательства и правоприменительной деятельности: сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 16 / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2002. – 0,25 п.л.
21.Пролетенкова С. Е. Духовные основы взаимодействия Внутренних войск МВД РФ и религиозных организаций в вопросах воспитания и культуры // Современное общество и правоохранитель-ные органы: проблемы теории и практики: сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 18. Ч. 3 / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003. – 0,3 п.л.
22.Пролетенкова С. Е. Преодоление правового нигилизма сотрудников ОВД при помощи взаимодействия с религиозными организациями // Право, политика, экономика: проблемы развития и взаимосвязи: сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 19. Ч. 2 / под общ. ред. В. П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. – 0,3 п.л.
23.Пролетенкова С. Е. Расово-этнический экстремизм: постановка проблемы // Проблемы противодействия молодежному экстремизму. Материалы круглого стола (21 декабря 2006 г.) и научно-практического семинара (23 марта 2007 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2007. – 0,3 п.л.
24.Пролетенкова С. Е. О результатах работы по воссозданию государственной системы профилактики правонарушений // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: сборник научных трудов: Ч.2. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2007. – 0,35 п.л.
25.Пролетенкова С. Е. Взаимодействие для противодействия // Эж–Юрист. 2008 (21 мая), № 5. – 0,5 п.л.
26.Пролетенкова С. Е. Перспективы взаимодействия ОВД с религиозными объединениями в сфере профилактики правонарушений // Актуальные вопросы административно-правового регулирования в современной России: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Заслуженного юриста Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора И. И. Веремеенко. М.: ВНИИ МВД России, ЮурГУ, 2008. – 0,25 п.л.
27.Пролетенкова С. Е. Организация охраны общественного порядка в муниципальных образованиях и участие органов внутренних дел в этой деятельности // Полицейское право. 2008, № 1 (11). – 0,5 п.л.
28.Пролетенкова С. Е. К вопросу о религиозном экстримизме и антиобщественной религиозной деятельности // Роль и место ОВД в становлении демократического правового государства: материалы международной научно-практической конференции. Одесса, Одесский университет МВД Украины, 2009. – 0,15 п.л.
29.Пролетенкова С. Е., Михаленко В. Н. О современных тенденциях возникновения и противодействия межэтническим и межнациональным конфликтам // Актуальные проблемы предупреждения экстремизма в молодежной среде: атериалы межведомственной научно-практической конференции (Ульяновск, 22 мая 2009 г.) / под ред. Заслуженного юриста РФ, докт. ист. наук, канд. юрид. наук, доцента А. А. Бакаева, Заслуженного деятеля науки РФ, докт. юрид. наук, проф. С. И. Гирько. Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский дом печати», 2009. – 0,6 п.л.
30.Пролетенкова С. Е. Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел по ранней профилактике экстремизма и терроризма // Актуальные проблемы предупреждения экстремизма в молодежной среде: материалы межведомственной научно-практической конференции (Ульяновск, 22 мая 2009 г.) / под ред. Заслуженного юриста РФ, докт. ист. наук, канд. юрид. наук, доцента А. А. Бакаева, Заслуженного деятеля науки РФ, докт. юрид. наук, проф. С. И. Гирько. Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский дом печати», 2009. – 0,25 п.л.
31.Пролетенкова С. Е. Зарубежный опыт взаимодействия полиции с религиозными организациями в вопросах профилактики правонарушений // Взаимодействие органов исполнительной власти и местного самоуправления с ОВД в становлении и развитии государственной системы профилактики правонарушений. Теория и практика: материалы круглого стола (Ульяновск, 23 октября 2009 г.) / под ред. А. А. Бакаева, С. И. Гирько. Ульяновск: ОАО «ИПК «Ульяновский дом печати», 2009. – 0,25 п.л.
32.Пролетенкова С. Е. Административно-правовые проблемы построения эффективной системы противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации на современном этапе // Проблемы противодействия административной деликтности: материалы научно-практической конференции, посвященной 75-летию Заслуженного деятеля науки РФ, доктора юридических наук, профессора А. П. Шергина / отв. ред. проф. А. С. Дугенец. М.: ВНИИ МВД России, 2010. – 0,2 п.л.
33.Пролетенкова С. Е. Правовые средства противодействия политическому экстремизму в зарубежных странах // Современные проблемы публичного права: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию кафедры конституционного и административного права ЮУрГУ / под ред. В. И. Майорова. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2011. – 0,3 п.л.
34.Пролетенкова С. Е. Причины появления международного и внутригосударственного экстремизма // Актуальные вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ульяновской области: Материалы «круглого стола» (Ульяновск, 27 мая 2011 г.) / под ред. А.А. Бакаева, С.И. Гирько. Ульяновск: ОАО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский Дом печати», 2011. – 0,3 п.л.
35.Пролетенкова С. Е. Щеглова И. К. Международный опыт противодействия политическому экстремизму // Актуальные вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Ульяновской области: материалы «круглого стола» (Ульяновск, 27 мая 2011 г.) / под ред. А. А. Бакаева, С. И. Гирько. ОАО «Первая образцовая типография», филиал «Ульяновский Дом печати», 2011. – 0,4 п.л.
36.Пролетенкова С. Е. О некоторых вопросах исламского фундаментализма и мерах по его противодействию // Полицейская деятельность. 2012, № 4. – 0,3 п.л.
37.Пролетенкова С. Е. К вопросу о разработке концепции государственно-конфессиональных отношений в России: административно-правовой анализ // Актуальные вопросы публичного права. 2012. Омск. № 12. – 0,3 п.л.
38.Пролетенкова С. Е. О необходимости административно-правового регулирования миссионерской деятельности в Российской Федерации // Актуальные вопросы публичного права. 2012. Омск. № 12. – 0,25 п.л.
39.Пролетенкова С. Е. О направленности административно-правовой политики противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации // Актуальные вопросы публичного права. 2013. Омск. № 1. – 0,3 п.л.
40.Пролетенкова С. Е. Политизация религиозных объединений как один из факторов развития религиозного экстремизма // Актуальные вопросы публичного права. 2013. Омск, № 1. – 0,25 п.л.
41.Пролетенкова С. Е. Полиция и организационные основы противодействия экстремизму в зарубежных странах // Полицейская деятельность. 2013, № 1. – 0,3 п.л.
42.Пролетенкова С. Е. Сущность административно-правового регулирования противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В. Д. Сорокина (15 марта 2013 года). В 2 ч.: Ч. 1. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2013. – 0,3 п.л.
43.Пролетенкова С. Е. Административно-правовой статус органов внутренних дел в сфере противодействия религиозному экстремизму: вопросы теории // Актуальные вопросы публичного права. 2013, № 2. – 0,5 п.л.
44.Пролетенкова С. Е. Роль методов административно-правового регулирования в сфере противодействия религиозному экстремизму в РФ // Роль и место ОВД в становлении демократического правового государства // Материалы V международной научно-практической конференции. Одесса, Одесский университет МВД Украины, 2013.– 0,15 п.л.